Язык слепых как называется. Азбука брайля - алфавит для слепых

Как правильно держать грифель?

Грифель держат металлическим кончиком вниз. Возьмите рукоятку грифеля так, чтобы она упиралась в основание указательного пальца у самой ладони.

Теперь крепко возьмите грифель тремя пальцами: указательным сверху, большим и средним с боков.

Чтобы получилась точка, нужно просто надавить на бумагу сверху вниз - так же, как ходит игла в швейной машинке.

Как писать по Брайлю?

Заправьте бумагу в прибор. Возьмите грифель и аккуратно, не нажимая, поместите кончик грифеля в первую клетку от правого края прибора. Попробуйте провести кончиком грифеля внутри контура клетки. Чувствуете углубления? Попробуйте почувствовать, где находятся все шесть углублений в брайлевской клетке.

При письме по Брайлю рука движется справа налево, потому что точки накалываются с обратной стороны бумаги.

У каждой точки-позиции в клетке есть свой номер. В первой колонке по ходу движения руки (справа налево!) находятся точки 1, 2 и 3, а во второй колонке - 4, 5 и 6.

Попробуйте надавить грифелем на бумагу в точке 1 - вы услышите щелчок. Держите грифель строго вертикально. Попробуйте проколоть все шесть точек так, чтобы получилось полное шеститочие.

Чтобы потренироваться, напишите такие точки:

  1. точка 3
  2. точки 1, 2
  3. точки 1 и 6
  4. точки 1, 3, 5
  5. точки 2, 4, 5, 6

Как пишутся русские буквы по Брайлю?

В системе Брайля нет отдельных заглавных и маленьких букв. Заглавная буква обозначается точками 4 и 5, которые ставятся перед словом.

Как пишутся знаки препинания?

Тире и дефис по Брайлю не различаются, это один и тот же знак. После запятой и перед тире не ставится пробел.

Как пишутся английские буквы по Брайлю?

Система Брайля применяется во всех языках, даже в японском и китайском. В отличие от «зрячих» алфавитов, которые могут очень сильно различаться в разных языках, брайлевские очень похожи друг на друга.

Как пишутся цифры по Брайлю?

Перед записью цифр и чисел ставится специальный цифровой знак (точки 3, 4, 5, 6)

Цифры по Брайлю пишутся так же, как первые 10 букв латинского алфавита. Перед записью чисел цифровой знак пишется только один раз - перед всем числом.

Что ещё можно написать по Брайлю?

По Брайлю можно написать всё то же самое, что и обычным плоскопечатным шрифтом: номера телефонов, списки покупок, стихи, ноты, математические формулы, химические символы… Но если по-зрячему можно придумать огромное количество разных символов, то количество возможных сочетаний точек в шеститочии ограничено. Их всего 63, не считая пробела. Поэтому в брайле один и тот же символ может обозначать разные вещи. Например, точки 1-2-4-5 могут обозначать русскую букву Г, латинскую G, цифру 7 или ноту «фа».

Некоторые символы обозначаются сочетаниями нескольких брайлевских знаков. Например, значок & обозначается так:

Для записи сложных математических и физических формул и уравнений существует расширенный восьмиточечный брайлевский код. В нём добавлено ещё две точки: 7 под точкой 3 и 8 под точкой 6. Это позволяет создать 255 различных символов (не считая пробела).


Теги: Брайль

пишем и читаем

по Брайлю

Пособие для изучения

системы Брайля

ООО “ИПТК “Логос” ВОС”

Москва - 2002

РЕЛЬЕФНО-ТОЧЕЧНЫЙ ШРИФТ БРАЙЛЯ -

Что это такое

Шрифт Брайля представляет собой рельефно-точечный шрифт для письма и чтения незрячими, в основе которого лежит комбинация точек шеститочия. Знак, изображенный комбинацией рельефных точек высотой 0,6 мм, диаметром 1,4 мм, записывается в ячейке размером 4,2 мм х 7 мм. Написанный таким образом текст при определённом навыке легко распознается на ощупь. Лёгкость чтения знаков и их компактность позволяют незрячему читателю достаточно быстро читать текст. Такую систему записи и чтения создал французский тифлопедагог Луи Брайль (1809-1852гг.). Алфавит, цифры, музыкальные ноты и любые другие печатные символы могут быть воспроизведены в системе Брайля различ­ными комбинациями точек в ячейке (клетке). Брай­левские обозначения также используются для написания математических знаков, уравнений, компьютерных символов и для письма на иностранном языке.

Когда слепые или слабовидящие дети учатся читать, шрифт Брайля является лучшим способом развития навыков правописания, грамматики, пунктуации. Кроме того, сложные схемы и графики, которые трудно описать устно, легко описываются посредством системы Брайля.

Изучение системы Брайля даст возможность незрячему ребенку перейти к работе на компьютере с брайлев­ским дисплеем и на брайлевском принтере.

Шрифт Брайля читается на ощупь, с помощью указательного пальца одной или обеих рук.

Цель, с которой мы предлагаем вам данное пособие для изучения системы Брайля в домашних условиях, - научить вас общаться с вашими незрячими друзьями и незрячими членами вашей семьи. Вы сможете написать письмо, оставить записку или номер телефона. И что тоже очень важно - вы сможете прочитать письмо, записку или оставленный вам номер телефона, сможете свободно общаться с друзьями и родственниками без посредников.

Данное пособие с успехом может быть использовано учителями школы и реабилитологами.

Чтобы выучить систему Брайля и писать точно и аккуратно, потребуется приложить некоторые усилия. Например, неправильно поставленная точка может изменить номер телефона. Но знание системы Брайля стоит затраченных сил. Поставьте себе целью достичь как можно более высоких результатов - и постарайтесь добиться успехов.

Мы надеемся, что новые знания принесут вам пользу.

ВВЕДЕНИЕ

Определение системы Брайля

Брайль – это система тактильного чтения для слепых, состоящая из шеститочечных знаков, называемых ячейками. Ячейка состоит из трех точек в высоту и из двух точек в ширину.

Различные брайлевские знаки формируются путем помещения точек в различные положения внутри ячейки.

Для удобства точки описываются при чтении следу­ющим образом: 1, 2, 3 слева сверху вниз и 4, 5, 6 справа сверху вниз:

Принадлежности для письма по Брайлю

Существует два метода письма по Брайлю вручную: с помощью брайлевского прибора и грифеля, и с помощью брайлевской печатной машинки.

Шрифт Брайля

Cлова, предложения,

математические выражения

Использование брайлевского прибора и грифеля

Бумага вставляется между двумя пластинами брайлев­ского прибора. Каждая ячейка пластины соответствует брайлевской ячейке. Грифель надавливает на бумагу по углублениям в нижней пластине, чтобы получить брайлевский знак. Так как для прочтения написанного бумагу нужно перевернуть, записи делаются справа налево. Точки 1, 2, и 3 оказываются с правой стороны, а точки 4, 5 и 6 - слева.

Использование брайлевской печатной машинки

Брайлевская печатная машинка имеет 6 клавиш, клавишу «Пробел», клавишу перемещения назад, ручку вала перевода строки. Шесть клавиш соответствуют шести точкам брайлевской ячейки. Клавиши, формирующие знак, нажимаются одновременно, так что каждое нажатие соответствует букве. Справа и слева от клавиши пробела находятся по три клавиши. Указательный палец левой руки нажимает на клавишу слева от клавиши пробела, представляющую собой точку 1. Средний палец нажимает на среднюю клавишу, представляющую собой точку 2. Безымянный палец нажимает на послед­нюю клавишу (точка 3). Указательный палец правой руки нажимает на клавишу справа от клавиши пробела, средний палец - на среднюю клавишу, безымянный палец - на последнюю клавишу. Эти клавиши представляют собой точки 4, 5 и 6 соответственно. Большой палец нажимает на клавишу пробела.

Важно отметить, что при письме на машинке, текст можно прочитать не переворачивая бумагу.

Необходимые средства обучения

1. Брайлевские прибор, грифель или печатная машинка.

2. Брайлевская бумага, формат 25см х 38 см.

3. Пособие для обучения системе Брайля.

В набор входят следующие пособия:

1. Рельефно-графический альбом, содержащий

русский, латинский, греческий, французский,

немецкий алфавиты, арабские и римские цифры - 1шт.

2. Пособие для изучения системы Брайля

«Вместе пишем и читаем по Брайлю»

(плоскопечатный вариант) - 1 шт.

3. Колодка - шеститочие для обучения письму

и чтению по Брайлю. Предназначена для

отработки навыка написания и прочтения буквы - 1 шт.

4. Азбука разборная для обучения системе

Брайля. Предназначена для обучения чтению

слов и кратких математических выражений - 1 шт.

5. Шестистрочечный прибор для письма

по Брайлю - 1 шт.

6. Грифель для письма по Брайлю - 2 шт.

7. Рельефно-графическое пособие

«Азбука в картинках» (в двух альбомах) - 1 шт.

8. Прибор для рельефного рисования

«Школьник». Предназначен для

создания выпуклых рельефных цветных

10. Пленка для рельефного рисования -20 лист.

11. Блокнот для письма по Брайлю

на шестистрочечном приборе - 1 шт.

12. Тетрадь для письма по Брайлю - 3 шт.

13. Компьютерная дискета с пособием

для изучения системы Брайля

«Вместе пишем и читаем по Брайлю» - 1 шт.

14. Контейнер для хранения поставляемых

пособий - 1 шт.

Рельефно-точечный шрифт Брайля - Что это такое....... 1

Введение............................................................................… 4

Определение системы Брайля.................................... . 4

Принадлежности для письма по Брайлю................... 4

Шрифт Брайля............................................................. . 5

Слова, предложения, математические выражения.... 7

Использование брайлевского прибора и грифеля..... 10

Использование брайлевской печатной машинки...... 10

Необходимые средства обучения.............................. . 11

В набор входят следующие пособия......................... . 12

ООО «ИПТК «Логос» ВОС»

129164, Москва, ул. Маломосковская, д. 8 к.2

Зак 49. Тираж 100 экз.

ГБОУ Республиканский центр дистанционного образования
детей­инвалидов
Справочник для родителей.
Специальные знаки и символы
шрифта Брайля.
Составила:
Учитель ГБОУ РЦДО
Семенова Елена
Александровна

Стерлитамак
2018
Пояснительная записка.
Шрифт Брайля - рельефно­точечный тактильный шрифт,
предназначенный для письма и чтения незрячими и плохо видящими людьми.
Разработан в 1824 году французом Луи Брайлем, сыном сапожника. Луи в
возрасте трёх лет поранился в мастерской отца шорным ножом; из­за
начавшегося воспаления глаза мальчик потерял зрение. В возрасте 15 лет Луи
создал свой рельефно­точечный шрифт как альтернативу рельефно­линейному
шрифту Валентина Гаюи, вдохновившись простотой «ночного шрифта» капитана
артиллерии Шарля Барбье. В то время «ночной шрифт» использовался
военными для записи донесений, которые можно было прочесть в темноте.
Для изображения букв в шрифте Брайля используются шесть точек. Точки
расположены в два столбца. При письме точки прокалываются, и поскольку
читать можно только по выпуклым точкам, «писать» текст приходится с
обратной стороны листа. Текст пишется справа налево, затем страница
переворачивается, и текст читается слева направо.
Для читающего точки нумеруются по столбцам слева направо и по строкам
сверху вниз. Для пишущего на перевёрнутой странице нумерация выглядит по
иному: точка 1 находится в верхнем правом углу, под ней - точка 2, в нижнем
левом углу - точка 6.
Нумерация точек при чтении. Нумерация точек при письме.

Помимо общеизвестных символов, обозначающих буквы и знаки в
шрифте Брайля встречается и масса частных знаков, помогающих обозначить ту
или иную орфограмму в русском языке или знаки, символы и буквы в
математике, которые мало известны не посвященному человеку. Давайте
разберем эти символы!
Русский язык.
Грамматические особенности письма на шрифте Брайля.
Из­за особенностей шрифта Брайля в письме на его основе сделаны некоторые
изменения правил набора текста.
Можно выделить следующие отличия брайлевского письма:




отсутствие заглавных букв;
отсутствие знака пробела после запятой;
отсутствие знака пробела перед тире;
отсутствие пробела между знаком номера и числом;
Заглавная буква
Традиционные правила оформления текста требуют, чтобы каждое предложение
начиналось с заглавной буквы, а так же с заглавных букв должны начинаться все
имена собственные, многие аббревиатуры целиком состоят из заглавных букв. В
шрифте Брайля для изображения заглавной русской буквы имеется особый знак,
состоящий из точек под номерами 4, 5, который должен ставиться точно перед
буквой, к которой он относится. Буква, стоящая непосредственно после этого
знака, считается заглавной.
- знак заглавной буквы
- Пушкин

Члены предложения
На уроках русского языка основным заданием служит синтаксический разбор
предложения, заключается в нахождении членов предложения. Для выделения
каждого члена предложения, обычно, используются различные виды
подчеркиваний (подчеркивание одной чертой, двойной, волнистой и т.д.). В
шрифте Брайля невозможно подчеркнуть часть текста. Вместо подчеркиваний
используются особые знаки, которые ставятся в начале и в конце выделяемого
фрагмента.
слово
­ подлежащее (круглые скобки одинарные) ;

­ сказуемое ((круглые скобки двойные));
слово
­ определение (точки 1, 2, 4, 5, 6);
слово
­ дополнение (знак курсив ­ точки 4,5,6);
слово
­ обстоятельство (звездочка – точки 3, 5)

Части слова
Еще одним традиционным упражнением является морфемный разбор
слова. В ходе этого упражнения необходимо найти и выделить в предлагаемом
слове приставку, корень, суффикс (или несколько суффиксов) и окончание. Для
обозначения каждой части предусмотрены следующие символы:
___
­ основа слова;
Под
буквы корня слова ставится дефис);
ехал ­ приставка (между последней буквой приставки и первой
лес
ник – корень (корень слова с обеих сторон выделяется
вертикальными чертами – курсивом);
чик
­ суффикс (или каждый суффикс, если их несколько,
заключается в круглые скобки);
Кошк_
дефиса)
а – Окончание (отделяется от всех предыдущих частей с помощью

Фонетический разбор слова
в
­ звуковые скобки
­ знак мягкости буквы (ставится после мягкого звука)
­ ударение (ставится перед ударной буквой)
Выделение орфограммы
Изучаемая орфограмма выделяется точкой 6 перед орфограммой и точкой 1
после
чк
­ орфограмма

Математика
В математике так же встречается множество специальных знаков, необходимых
для оформления различных формул и выражений. Основной знак в математике
­ знак цифры
Целые числа.
Запись любого целого числа начинается с цифрового знака (точки 3, 4, 5, 6);
после цифрового знака без пробелов должна стоять одна или несколько цифр.
Целое число заканчивается, если в тексте встречается любой нецифровой
символ.
Десятичные дроби.
Запись любой десятичной дроби начинается с цифрового знака. В обыкновенной
дроби числитель записывается верхними точками, знаменатель нижними
точками, сохраняя образ числа.
­ 5/8
Смешанное число.
Смешанное число имеет целую и дробную части и перед каждой частью ставится
цифровой знак.

­
Десятичная дробь.
В десятичной дроби после последнего знака целой части без пробела ставится
запятая, а после запятой без пробела и цифрового знака записываются
десятичные знаки. Десятичная дробь завершается, как только в тексте
встречается какой­либо нецифровой символ.
­ 0,5
Рациональные выражения. Запись дроби, где и в числителе, и в знаменателе
находятся какие­нибудь выражения, состоит из трех элементов: признак начала
дроби, признак дробной черты и признак конца дроби. Дробное выражение
записывается линейно – элемент за элементом – причем между
соответствующими частями выражения ставятся особые брайлевские знаки,
символизирующие тот или иной способ записи этой части выражения
плоскопечатным образом.

­ знак начала и конца дробного выражения.
­ делитель (черта в дробном выражении между числителем и
знаменателем).

После знака дробного выражения без пробела записывается выражение, которое
должно стоять в. После последнего знака числителя ставится пробел, а затем
знак прямой дробной черты: точки 1, 2, 5, 6. В след за ним, без пробела,
записывается выражение, стоящее в знаменателе дроби После последнего знака
знаменателя ставится признак конца дроби: точки 5, 6.
Верхний и нижний индексы.
Для записи выражения в виде верхнего или нижнего индекса применяются
специальные знаки.
­ Знак нижнего индекса (записывается точками 1, 6). После него без
пробела записывается число, буква или выражение, стоящее в нижнем индексе.
После последнего знака этого выражения без пробела ставится признак конца
индекса: точки 1, 5, 6.

­
­ Знак верхнего индекса (записывается точками 3, 4).

­
Проценты. Знак процентов состоит из двух брайлевских символов: сначала
пишется цифровой знак (точки 3, 4, 5, 6), а затем без пробелов пишется
сниженный ноль (точки 3, 5, 6). Между числом и знаком процентов пробел не
ставится.
­ %
Арифметические знаки действий.
Знак плюс пишется точками 2, 3, 5. Перед ним всегда должен быть пробел,
отделяющий плюс от предыдущего выражения
­ знак +
Знак минус пишется точками 3, 6, к нему применяются те же правила.
­ знак –
Знак умножения "точка" записывается одной точкой 3, пробелы отсутствуют и
перед, и после знака умножения.

­ знак умножения
Знак деления "две точки" записывается сочетанием точек 2, 5, 6. На него
распространяются те же правила, как и на знаки, плюс и минус.
Знак равенства записывается точками 2, 3, 5, 6. Перед знаком равенства
обязательно должен быть пробел, после знака равенства пробела нет.
­ знак =
Знаки меньше и больше пишутся точками 2, 4, 6 и 1, 3, 5 соответственно.
Пробелы есть и перед, и после этих знаков.
­ знак <
­ знак >
Перенос математической формулы.
В строке длиной 24 символа нельзя уместить сколько­нибудь длинное
математическое выражение. Поэтому математические и физические формулы
приходится часто переносить. Для переноса математического выражения
следует поставить тот или иной знак арифметического действия, в следующей

клетке необходимо поставить точку 5, а всю остальную часть выражения
перенести на следующую строку. Таким образом, перенос математического
выражения разрешен на знаке арифметического действия. Сам знак ставится в
конце текущей строки, пятая точка является знаком переноса формулы.
Латинские буквы в математике.
В математических, а особенно в физических, формулах часто используются
буквы разных алфавитов. Для обозначения того или иного алфавита в шрифте
Брайля применяются специальные знаки.
­ знак заглавной латинской буквы (ставится перед буквой)
­ А
­ знак маленькой латинской буквы (ставится перед буквой)
­ а
Тригонометрические функции и логарифмы
Для обозначения тригонометрических функций в шрифте Брайля
предусмотрены специальные обозначения. Запись названия функции всегда
начинается с буквы «я», после которой пишется полное или сокращенное
название функции.

Сегодня для чтения и письма незрячие люди всего мира используют рельефно-точечную систему Луи Брайля. Чтобы понять ее уникальность и значимость, необходимо рассмотреть и рассмотреть предисторию ее создания, все иные попытки создания способов, с помощью которых незрячие люди смогли бы приобщиться к знаниями, обучиться грамоте и получить образование.

Уже издревле человечество задумывалось об изобретении шрифта, с помощью которого люди, лишенные зрения, могли бы обучаться наравне со зрячими. Среди таких первооткрывателей, которым были не чужды нужды слепых, можно упомянуть Араб-Эль Амида (1321 г.), арабского ученого, Франсиско Лукаса (1580 г.) из Мадрида, римлянина Рампазетто (конец 16 в.), философа Гарсдерфера, который в своих сочинениях описывает, как можно научить слепых чтению и письму грифелем на таблицах, покрытых слоем воска.

Нельзя не вспомнить Франсиско Лана (1631-1687 гг.), иезуита из Италии, который изобрел точечный шрифт. Поле его знака делилось на девять частей, в зависимости от того, в какой части и в каком количестве находились точки, определялось значение знака. Но все попытки обучения слепых при помощи шрифтов вышеупомянутых изобретателей, к сожалению, были единичными. До тех пор, пока Валентин Гаюи, талантливый и авторитетный ученый, тифлопедагог, стоявший у истоков теории и практики обучения и воспитания незрячих, не предложил собственный вариант шрифта.

"Валентин Гаюи (1745-1822гг.) родился в семье ткачей во Франции. Став опытным лингвистом, и знавший несколько разных языков, он был одним из образованнейших людей своего времени.

Вдохновленный идеями гуманизма эпохи Просвещения, успехами аббата Л’Эпе (Abbé de l’Epée) в обучении глухонемых. В.Гаюи задумал обучать другую категорию людей с ограниченными возможностями - слепых. С именем В.Гаюи связано открытие первого учебного заведения для незрячих. Для того, чтобы обучить своих незрячих учеников грамоте, В.Гаюи изобрел рельефно-линейный шрифт, который в 1785г. он представил комиссии Парижской академии наук. Система письма Валентина Гаюи представляла собой обыкновенный шрифт для зрячих - «унциал», т. е. «равный одной унции» (29,86 грамма).

Первоначально шрифт был передвижной, как типографский. Набирали его строками, вставляя в гнезда, проделанные в доске. После усвоения букв, слепой располагал их последовательно в специальном наборном ящике так, как это делают наборщики в типографии. Но такой шрифт нельзя было читать без помощи зрячих людей, которые помогали незрячим справиться со столь тяжелым оборудованием. В связи с этим В. Гаюи, задумал печатать рельефом на бумаге, что значительно облегчало процедуру чтения. При печатании книг выпуклый шрифт вытеснялся на одной стороне влажной бумаги, затем листы склеивались чистыми сторонами, сшивались и переплетались в книгу. При помощи «унциала» помимо букв, можно было изображать так же цифры и ноты. Шрифт был не менее 15 мм в высоту (в последствии высота букв варьируется) и вполне доступен для осязания, а рельеф после прочтения хорошо сохранялся. Буквы имели такое же очертание, как и при письме для зрячих людей, они были украшены различными завитками и имели курсивную форму, что, конечно, затрудняло их осязательное восприятие.

Первая книга, напечатанная «унциалом», увидела свет в 1786 году. Это был трактат Валентина Гаюи «О воспитании слепых детей». «Унциал» Гаюи не нашел практического применения в школах, несмотря на то, что в основанном им Парижском институте слепых, использовались для обучения книги, напечатанные рельефно-линейным шрифтом. Ученики Гаюи изучали алфавит при помощи букв, вырезанных из меди, воспроизводя их на бумаге карандашом.

Система В.Гаюи послужила толчком для дальнейшего исследования проблемы письма и чтения слепых с помощью рельефа. Так, Франсуа Лезюэр (1767-1827 гг.) -первый незрячий ученик Гаюи, который до встречи с учителем занимался попрошайничеством, продолжает дело своего учителя. Франсуа оказался талантливым учеником и быстро усваивал знания. В.Гаюи учил мальчика читать, используя деревянные буквы, Франсуа овладел также счетом, игрой на рояле. Впоследствии Валентин Гаюи добивается приглашения продемонстрировать успехи своего подопечного в Версале, а затем и в Академии наук.

Монарх и члены академии по достоинству оценили успехи В. Гаюи и его ученика Лезюэра. Идея о возможности и необходимости обучения незрячих была воплощена в жизнь. При покровительстве короля в 1784г. в Париже была открыта первая школа для слепых. Лезюэр становится помощником Валентина Гаюи в обучении слепых детей и пытается видоизменить его шрифт. Так появился прямой латинский шрифт Лезюэра. Шрифт Лезюэра также, как и шрифт Гаюи,был рельефно - линейным и не годился для самостоятельного рельефного письма, а печатную продукцию также можно было издавать лишь типографским способом. Достоинство шрифта Франсуа Лезюэра заключалось в том, что он убрал все украшения и выпрямил буквы, что значительно облегчило осязательное восприятие текста. Однако шрифт все равно требовал дальнейшего упрощения, либо видоизменения, так как не вполне соответствовал осязательным возможностям слепых. Такие попытки в дальнейшем предпринимались, в основном, тифлопедагогами различных европейских стран.


Совершенствования рельефных шрифтов для слепых шло по линии вытеснения рельефной линии рельефной точкой, наиболее удобной для осязательного восприятия слепых. Именно к такому выводу пришел и австрийский тифлопедагог, директор Венского института слепых Иоганн Вильгельм Клейн (1756-1848 г.). Иоганн Клейн вносит огромный вклад в развитие тифлопедагогики, обогащает теорию и практику обучения незрячих разнообразными приемами и методами обучения. Помимо того, что он впервые в своем «Учебнике для занятий со слепыми» описал идею тренировки собак-поводырей, Клейн для чтения и письма незрячих изобрел свою «игольчатую» рельефную систему. В процессе разработки шрифта Клейн опирался на существующий практический опыт Гаюи. Знаки «игольчатого» шрифта повторяли очертания букв латиницы, т. е. сохранили форму «унциала» Гаюи, однако изображались пунктирной линией. Каждая буква состояла из большого числа точек. В связи с этим некоторые исследователи считают, что изобретение Клейна является переходным этапом от рельефно-линейного шрифта к рельефно - точечному.

Книги Клейна печатались тем же способом, что и книги Гаюи и Лезюэра. Однако и этот шрифт не полностью удовлетворял потребности людей с глубокими нарушениями зрения.

Не менее интересным является шрифт французского военного Никола Мари Шарля Барбье де ля Серр (1767-1841 гг.). Барбье был далек от нужд слепых, занимался изучением тайнописи, работая в военном ведомстве. В 1808г. Шарль де ля Серр, используя наработки иезуита Франсиско Лана, изобрел свою шифровальную рельефно-точечную систему для сохранения военных тайн и для чтения секретных донесений ночью. Поэтому шрифт Барбье был назван «письмо в темноте». Его знак состоял из двенадцати точек, расположенных в два столбика, по шесть в каждом. Также была разработана таблица, состоявшая из 36 звуков и звуковых сочетаний. Таблица имела шесть строк, на каждой из которых можно было записать по шесть звуков, букв. Первый столбик по количеству точек обозначал порядковую строку, второй — порядковый звук в строке.

Для письма Барбье предложил свой прибор — деревянную линейку с бороздками по всей длине, на которую накладывался лист, и подвижную металлическую скобу, крепившуюся сверху на лист и линейку. С помощью пуансона в бумаге проделывались выпуклые точки и создавались рельефно-точечные буквы. Однако изобретение Барбье не пригодилось военным, и в 1821 году он представил свое изобретение воспитанникам Королевского института слепых, среди которых был двенадцатилетний Луи Брайль. В 1821-1822 гг. эта система была введена в Парижском институте слепых и изучалась параллельно с системами Гаюи и Лезюэра. Главным недостатком системы Барбье было то, что она была фонетической, т.е. слова писались так, как произносились, знаков препинания не было, ноты и математические знаки не могли записываться. Шрифт был сложным и громоздким. Знак состоял из большого числа точек и попадал под подушечку осязающего пальца не полностью, поэтому скорость чтения такого шрифта была невысока, даже по сравнению со скоростью чтения рельефно-линейного шрифта. Несмотря на имеющиеся недостатки, система Барбье используется в практике обучения слепых. Особое значение данной системы письма заключается в том, что изобретение Барбье натолкнуло юного Луи Брайля на мысль о создании своего уникального рельефно - точечного шрифта и прибора для письма, прототипом которого послужил прибор Барбье.


Создателем современной письменности слепых стал французский педагог Луи Брайль, основавший первое специализированное образовательное учреждение для незрячих детей. Он родился в семье сапожника в январе 1809 года, а в три года полностью потерял зрение. Однако с помощью родителей уже к школьному возрасту он умел многое. Родители Луи Брайля, когда мальчику исполнилось 11 лет, отправили его учиться в Институт для слепых детей, который находился в Париже. Когда Брайль испытал код Барбье, он почувствовал, насколько тот сложен, но у мальчика появилась идея по упрощению этого кода и созданию нового, используя возможности человеческого восприятия на ощупь.

Луи Брайль, когда ему было 15 лет, разработал свой код, где символы обозначались максимум шестью точками, и придумал комбинации для всех без исключения букв, знаков препинания, цифр и даже нот.

Для обозначения букв Брайль использовал шесть точек, расположенных в два столбца и три ряда. Учитывая порядок букв в латинском алфавите, первые буквы обозначались верхними и средними точками, для обозначения следующих букв добавлялись нижние точки, сначала два раза слева, потом два раза справа. Наличие или отсутствие точки давало определенный символ. Одной из особенностей использования шрифта Брайля является то, что текст пишется справа налево, а потом письмо переворачивается и написаное читается слева направо.

В 1837 году вышла первая книга, которая была напечатана шрифтом Брайля. Это была история Франции, но к сожалению, она не получила признания, потому что не все люди понимали возможности использования азбуки Брайля. Широко применять шрифт Брайля начали намного позже, уже после смерти автора, а в его институте эту систему стали использовать через 2 года после его смерти, потому что учителя в институте были не очень прогрессивными и предпочитали старый громоздкий шрифт Гаюи.

За пределы Франции легендарное изобретение учителя без зрения вышло только в 1854 году. Следует отметить, что версии шрифта Брайля разработаны для разных языков мира, основание которых не опирается на латинский алфавит.

В 1869 году при задействии азбуки Брайля напечатали первый роман, который носил название «Лавка древностей» автор Чарльз Диккенс. В 1990 году Вашингтонский каталог охватил все существующие в мире системы письма для слепых. А в 2002 году на банкнотах Евросоюза цифра, которая означает номинал купюры, записывается шрифтом Брайля.

В настоящее время с помощью шрифта Брайл слепые люди имеют возможность не только читать или писать, но и пользоваться Интернетом. Сейчас придумали устройство к компьютеру, которое превращает обычный текст в текст, написанный шрифтом Брайля.

При помощи шрифта Брайля можно записывать не только буквы, но и математические знаки, технические символы, ноты и т.д. Поэтому именно этот шрифт в отличие от шрифта Муна и других шрифтов, использовавшихся в практике обучения используется для обучения детей и повседневных нужд взрослых с глубокими нарушениями зрения. В основе рельефно — точечной системы Брайля лежит шеститочие. 6 рельефных точек расположены в три горизонтальных ряда по две точки в каждом. В первоначальном варианте Брайль использовал штрихи, но затем отказался от них. Брайль предложил и прибор для письма по своей системе, который используется и поныне. При работе над своим шрифтом Луи Брайль учитывал наработки Шарля Барбье, который до него уже использовали «точку» для своего шрифта «письмо в темноте». Точки в шеститочии Брайля, имеющие полусферическую форму, располагаются следующим образом: слева наверху — точка 1, слева посередине -2, слева внизу — 3, сверху справа — 4, посередине справа — 5, и, наконец, справа внизу - точка 6. Стандартное шеститочие имеет параметры, пригодные для восприятия подушечкой пальца руки.

Гениальностью и простотой отличается прибор Брайля, при помощи которого можно писать рельефом, практически без изменений его используют в наши дни незрячие всего мира. Система Луи Брайля получает признание лишь после его смерти. Многие тифлопедагоги, с одной стороны подвергали критике гениальное изобретение Брайля, с другой стороны предпринимали попытки улучшить систему брайлевского письма. Так, американец Уильям Уэйт пытался изменить систему Брайля за счет экономии время и пространства. Его система также была точечной и напоминала систему Брайля, но отличалась горизонтальным расположением точек (в два ряда) и их количеством - по 4 точки в ряду (::::)

В 1873 г. в Бостоне Д. Смит создал так называемый «модернизированный брайль Смита». При этом основы системы сохранялись, а изменялись лишь значения конкретных комбинаций точек. Такой метод видоизменения называется «фреквенцией» (частичным изменением) системы. Впоследствии появляется большое количество фреквенций. Стремясь к наибольшему единообразию национальных вариантов шрифта Брайля, Международная конференция по унификации азбуки Брайля 1950 года в Париже осудила принцип фреквенции. Так, в 1929г. происходит унификация записи нот, а в 1932г.- создание единого английского алфавита Брайля.

Первая попытка создать алфавит Брайля в России принадлежит князю Денису Михайловичу Оболенскому (1844 -1918гг.). Д.М. Оболенский при создании русского брайля ориентировался на немецкий алфавит.

В 1877 г. попечитель Института для слепых Императорского Человеколюбивого Общества А. В. Полежаев предложил для использования свою азбуку. Он также, как и Оболенский использовал
шеститочие Брайля. Однако Полежаев не считал нужным соблюдать сходство с французским и немецким алфавитом Брайля, полагая, что слепые из разных стран, вследствие их бедности, не будут иметь возможности общаться друг с другом. Существенным для Полежаева являлась лишь простота обучения азбуке. Важнейшим принципом его алфавита стало использование знаков, состоящих из небольшого числа точек, для часто встречающихся букв.

Большая заслуга по созданию русской азбуки Брайля принадлежит К.К.Гроту, руководившего Александро-Мариинским попечительством для слепых в Петербурге. В 1880 году председатель Киевского Отделения Попечительства А. Ф. Андриашев прислал Гроту свой вариант азбуки для слепых. В ней гласные изображались преимущественно точками, а согласные — линиями, использовались также окружности.

Но К.К.Грот настаивал на введении именно системы Брайля и направил в Германию для знакомством с зарубежным опытом обучения слепых педагога Е.Р.Трумберг. Именно Трумберг, при содействии директора Дрезденского института для слепых Бютнера составила алфавит, одобренный Гротом, который ввел его в обращение в 1881г. Некоторое время шрифт Трумберг конкурировал со шрифтом Полежаева, но впоследствии вытеснил его. С тех пор русский алфавит Брайля изменялся лишь однажды — в связи с орфографической реформой 1917-1918 г., которая заключалась в изменении ряда правил русского правописания, когда были упразднены знаки для букв «i», «ять» и «фита».


А что сейчас?

Современные дисплеи для слепых действуют следующим образом. В ряд расположены ячейки Брайля. Текст преобразуется в сигналы, некоторые стержни в ячейках выдвигаются, человек проводит пальцем по всем ячейкам и считывает слова. Весят эти дисплеи более килограмма и стоят более $2 тыс. Возникает вопрос - достигли ли устройства своего пика развития или можно найти новые решения?
Главные недостатки при работе со шрифтами Брайля - низкая скорость считывания текста и невозможность вести общение в реальном времени. Прогресс по созданию все более совершенных способов коммуникаций идет по пути возрастания скорости распознавания букв. Сначала были рельефно-линейные шрифты (выпуклые буквы Хауи). Им на смену пришли рельефно-точечные шрифты (Брайль). Возможный следующий шаг: одна точка - один знак.

Размышляя и экспериментируя, автор заметил одну интересную особенность человеческого восприятия. Если на каждой фаланге пальцев человека разместить по 6 точек, то при надавливании на отдельные точки при помощи, скажем, острия карандаша человек сможет точно сказать, в каком именно месте это произошло. А это значит, что, разместив на каждом из 4-х пальцев (большой по одной важной причине не в счет) по 6 надавливающих элементов (например, микро-соленоидов), можно получить всего 72 элемента, причем расположение клавиш может соответствовать расположению клавиатуры QWERTY (стандартная раскладка клавиатуры компьютера или пишущей машинки). Элементы можно разместить на перчатке или в напальчниках, а вместо надавливающих элементов использовать тепловые элементы или слабые электрические разряды.

Ввод-вывод

Конечно, использовать перчатку только для получения информации невыгодно. Надавливающие элементы можно использовать и как кнопки. Тогда этой же перчаткой можно будет вводить информацию в компьютер, нажимая большим пальцем на соответствующие кнопки. Причем мы получаем адаптивную клавиатуру, где сами кнопки, расположенные на пальцах, двигаются навстречу большому пальцу. Это приведет к сокращению амплитуды движения пальцев. Это, в свою очередь, уменьшит время нажатия на клавишу, т.к. оба пальца рук будут двигаться скоординированно навстречу друг другу.

А оснастив перчатки простым синтезатором речи или дисплеем, можно решить проблему коммуникации для немых и глухонемых. В отличие от стандартных устройств, перчатка имеет малые размеры, проста в применении и может быть связана с различными устройствами ввода-вывода информации.

Обращенный Брайль

Другая идея - остаться с хорошо знакомым слепым шрифтом Брайля, но заставить буквы «бежать». Используя «перчаточную» технологию, можно изготовить напальчник, состоящий из матрицы Брайля, и последовательно подавать букву за буквой. Таким образом будет осуществляться чтение. Можно также на 4-х пальцах расположить 2 элемента Брайля. Преимущества предложенного устройства ввода-вывода информации:
- малая масса и габариты;
- удобство применения;
- адаптивность;
- возможность работать в самых различных позах (эргономичность).

Что дальше?
Сейчас исследуются возможности подсоединения телевизионных камер непосредственно к окончаниям зрительных нервов. Получены первые положительные результаты, но данная технология находится только в стадии испытаний и может быть применена к ограниченному количеству людей, так что без осязательных аппаратов не обойтись. Ученые в своих исследованиях идут дальше. Так, группа Кришнакутти Сатья из Университета Эмори исследовала работу мозга слепых при чтении ими текстов, напечатанных азбукой Брайля. Сканируя мозг подопытных, ученые установили, что при ощупывании букв пальцами работают зрительные центры мозга - причем точно так же, как у людей, читающих текст глазами. Проводившееся в этот момент сканирование их мозга методом магнитного резонанса показало, что зрительные центры работают столь же активно, как и осязательные. Что это значит, пока неясно, но факт очень интересный.
http://vitaportal.ru/zabolevaniya-glaz/azbuka-braj...tayut-i-pishut-nezryachie.html

http://www.popmech.ru/article/2238-brayl/

Взято

Азбука Брайля - это система письменности, позволяющая людям с дефектами зрения распознавать буквы и символы при помощи тактильной чувствительности пальцев.

Навыки чтения и письма по методу Брайля позволяют слепым и слабовидящим людям быть грамотными и независимыми, получить работу, общаться по интернету с друзьями и коллегами из других стран.

Система чтения для незрячих людей

Азбука для слепых Брайля на французском языке была изобретена в первой половине 19 века французом Луи Брайлем, который сам потерял зрение в трехлетнем возрасте.

В школе для незрячих в Париже мальчика научили чтению слов, напечатанных большими выдавленными буквами, ощупывая их пальцами. Тексты были просто громадные.

В 15 лет он придумал другие буквы, состоящие из выпуклых точек.

Азбука Брайля содержит 65 основных символов.

Он взял за основу ячейку из 6 точек — два столбца по 3 точки в каждом. Любая точка может быть проколота - существует всего 63 возможные комбинации. Затем добавили еще две точки, усовершенствовав шрифт.

Этого хватало не только на все буквы французского алфавита, знаки препинания и цифры, но и на часто используемые слова и буквосочетания, математические символы, обозначения химических элементов и даже ноты.

Недостатки системы:

  • Наибольшая скорость чтения по этой системе - почти 150 слов за минуту. Это в два раза ниже, чем у хорошо видящих людей.
  • Книги, созданные методом Брайля - просто огромные по величине.

Как писать шрифтом Брайля вручную

1 способ - используя брайлевский прибор и металлический грифель.

Прибор состоит из пластины с выдавленными шеститочиями и крышки с отверстиями. Между ними вставляется бумага большей плотности, чем обычно. Грифелем, похожим на шило, надавливают на бумагу через отверстия крышки и получают брайлевский знак.

Читают тексты, перевернув страницу. Поэтому писать их нужно в обратном порядке, справа налево.

2 способ - используя брайлевскую печатную машинку.

На ее клавиатуре располагаются:

  • Кнопка пробела - в центре.
  • По 3 кнопки справа и слева от пробела. Они соответствуют точкам брайлевской ячейки.
  • Кнопка возврата назад.
  • Ручка для вращения строки вверх-вниз.

При написании буквы нажимаются сразу все кнопки-точки, из которых она состоит.

Напечатанный этим способом текст не нужно переворачивать для чтения.

Азбука Брайля на русском языке

Русский шрифт Брайля был создан в 1881году, его корректировали только 1 раз - в 1918 году, когда отменили буквы «i», «фита» и «ять».

В Российской Федерации при работе с брайлеровскими текстами используются листы обычного размера повышенной плотности. По международному стандарту промежуток между точками равен 2,5 мм, а количество строк на листе - не больше 25.

Азбука Брайля: таблички

Указатели, мнемосхемы и таблички, выполненные шрифтом Брайля и информирующие о графике работы и месторасположении офисов в здании, давно используются во многих странах:

  • В образовании: колледжами, университетами, детсадами, простыми и спортивными школами, интернатами.
  • В медицине: поликлиниками, частными медицинскими клиниками, больницами, реабилитационными центрами, санаториями.
  • Ощественными учреждениями: муниципалитетами, службами социального и пенсионного обеспечения и т. п.
  • Предприятиями, магазинами в торговых центрах, банками.
  • Общественным транспортом: метро и автобусами.
  • Библиотеками, театрами, выставками, музеями, филармониями.

Несколько лет назад Евросоюз издал закон об обязательном наличии надписей для слепых и слабовидящих людей в пассажирских лифтах и на маркировке всей производимой фармацевтической продукции.

Общемировое значение системы Брайля

Метод чтения Брайля используется всеми языками мира, даже для японских и китайских иероглифов. В последние годы его также применили для ряда языков Парагвая, Бутана, Руанды и Бурунди.

Системой Брайля можно воспроизвести:

  • любой алфавит;
  • цифры;
  • математические знаки, уравнения;
  • музыкальные ноты;
  • компьютерные символы;
  • сложные схемы и графики.

Еще в двадцатом веке одним из основных недостатков брайлеровского метода была невозможность общаться, беседовать «здесь и сейчас», то есть в режиме реального времени.

В настоящее время азбука Брайля позволяет слепым людям не только читать или писать, но и пользоваться Интернетом.

Они могут вводить текст в компьютер при помощи клавиатуры с рельефными клавишами, а для чтения ответа существуют дисплеи для слепых, представляющие собой узкую панель, на которой находятся брайлеровские ячейки.

Текст с компьютера преобразуется в импульсные электрические сигналы, которые воздействуют на часть стержней в ячейках и выталкивают их вверх. Незрячий человек, проводя пальцем по всем ячейкам, ощущает выдвинутые стержни как точки и читает слова.

А распечатать текст для чтения незрячими людьми можно с помощью брайлевского принтера.



Поделиться: