Работа с фотовспышкой в помещение основные приемы. Как пользоваться вспышкой

Существует ошибочное мнение, что нельзя сделать качественные снимки, используя вспышку. Это убеждение не соответствует действительности - при соблюдении ряда правил с помощью вспышки можно получить отличные кадры, не расходуя бюджет на студийное оборудование . Есть условия, при которых использование вспышки является даже обязательным для получения технически грамотного кадра.

В двух словах мягкость света является мерой того, как внезапно происходит переход от заштрихованного освещения к конкретному предмету. Более постепенный переход от света к темноте мы можем определить его мягкий свет, в то время как более быстрый проход, который делает контуры тени более заметными, чем субъект, считается одним.

Всегда помните, что мощность или яркость источника света не имеет абсолютно никакого отношения к его мягкости или твердости. Мягкие огни могут быть достигнуты как с полной мощностью, так и с более низкими уровнями, и то же самое относится к более жесткому свету.

Ниже изложен составленный профессиональными фотографами список рекомендаций, которые помогут повысить эффективность использования вспышки.

Использование накамерной вспышки

Многое, что будет сказано ниже, справедливо и для встроенной вспышки камеры, но у нее есть два серьезных недостатка, затрудняющих получение нормального освещения. Это относительно слабая мощность и невозможность повернуть головку вверх или в сторону.

Другими словами, мы распознаем мягкий свет, когда тени более тонкие или почти не существуют, когда мы говорим о жестком свете, когда контраст между субъектом и его тенью выше, а тени ясны и решающими. Разница между этими двумя типами света лежит в основе того, используется ли флэш-фотография и, как всегда, зависит от выбора, сделанного фотографом, его позиции в отношении предмета и результата, который он хочет получить.

Предположим, вы хотите снимать объект в условиях мягкого освещения, чтобы создать мягкие и светлые тени: единственный способ смягчить свет - увеличить размер источника света. Иногда вы видели или, возможно, использовали в себе модификаторы освещения, такие как зонтики. Цель этих модификаторов - просто создать больший источник света. Этот эффект увеличивает фактический размер света десять раз или больше, так что он равномерно светит по всему предмету и получает тени, полные деталей.

Благодаря такому приспособлению можно убрать нежелательную боковую засветку, а еще - направить часть отраженного света прямо на объект съемки при повернутой в сторону или поднятой вверх головке вспышки. Подобный прием поможет, когда рядом нет подходящей поверхности для отражения от нее света или от вспышки нужно добиться максимально возможного освещения (отраженный экранами свет позволяет прибавить 10-15 процентов к общей яркости кадра).

По той же причине используются более мощные внешние вспышки, которые, помимо увеличения общего уровня освещенности окружающей среды, также полезны для лучшего управления светом, возможно, сбоку или вверх. Поскольку они не интегрированы в камеру, эти аксессуары очень универсальны, но в то же время они могут быть сложными для переноски.

Даже при использовании меньших источников света, таких как встроенная вспышка в камере, можно получить необходимое количество света, если объект находится в 3 или не более 4 метрах от него. Однако в этом случае мы должны учитывать некоторые важные элементы.

Как использовать TTL

Нет ничего страшного в функции TTL. Не стоит ею пренебрегать только из-за того, что звучит для многих начинающих фотографов пугающе. Ведь наличие функции TTL во вспышке может существенно облегчить жизнь. В режиме TTL камера и вспышка работают синхронно, автоматика сама определяет, какой силы должен быть импульс. В сложных условиях (контровый, рассветный или закатный свет) электроника может ошибочно посчитать, что света достаточно, и снизить яркость вспышки. В этом случае полезна функция экспокоррекции, которая «поможет» вспышке. Обычно достаточно плавно увеличить или уменьшить мощность вручную до получения корректных результатов.

Если источник света мал, на самом деле, только некоторые области будут иметь прямую линию света, исходящую от источника. На одном лице, например, будут области, которые останутся в тени, особенно на высоте носа, щеки или по другую сторону лица. Секрет опытных фотографов-вспышек заключается в том, чтобы внимательно следить за позиционированием вспышки, пытаясь сделать свет, по-видимому, более крупным.

Поэтому в ситуации первого изображения можно сделать свет более мягким, просто приблизившись к объекту, поскольку свет имеет тенденцию казаться более крупным, чем ближе вы попадаете в область, которую нужно сфотографировать. В противном случае вы можете использовать вспышку отскока, чтобы создать больший источник света. Это означает, что, когда вы хотите сделать снимок, и вы окружены стенами и потолками, вы можете использовать эти стены в качестве отражающих панелей.

Использование высокоскоростной синхронизации

Эта опция позволяет использовать вспышку при более быстрых выдержках, чем подразумевает штатная синхронизация камеры. Благодаря высокоскоростной синхронизации можно затемнить снимок при сильно ярком окружающем освещении или более четко заморозить динамичное движение. Механизм действия функции заключается в том, что вспышка излучает импульс непосредственно перед закрытием шторки, и на матрицу попадает недостаточно света для полного экспонирования, которое неизбежно вызвало бы пересвет. Конкретные параметры продолжительности импульса и синхронизации вспышки относительно первой или второй шторок фотограф подбирает индивидуально. В результате даже самый яркий день на снимке можно превратить практически в ночь. Освещение модели будет адекватным при условии правильной настройки вспышки.

Напротив, перемещение света, наиболее удаленного от объекта, приведет к уменьшению яркости и созданию более жесткого света с более резким прерыванием, чем его тень. Когда вы начинаете использовать вспышку в фотографии, у вас может быть склонность позиционировать ее слишком далеко от объекта, полагая, что она создаст более однородный свет на поверхности. Профессиональные фотографы, однако, часто размещают светильники как можно ближе, просто щепотку за рамкой фото.

Мягкий свет имеет много преимуществ для фотографов, использующих вспышку, но было бы ошибкой думать, что мягкий свет всегда выше, чем жесткий. Например, при съемке спортивных портретов может быть более удобно использовать более жесткий свет, который более четко показывает мышцы спортсмена, бросая более глубокие тени под и вокруг.

А вот чем отличается высокоскоростная синхронизация от короткого импульса мы недавно уже рассматривали в .

Использование светофильтров

Цветные гелиевые светофильтры для вспышки - это один из неотъемлемых аксессуаров при фотосъемке в помещении. Связано это с тем, что света от бытовых ламп зачастую недостаточно, и фотограф вынужден использовать вспышку. Но ее цветовая температура отличается от люминесцентных светильников, в итоге на снимке получается «каша» из нескольких источников освещения с разным спектром. Это приводит к сильному смещению баланса белого.

В любом случае, помните, что светящийся источник никогда не должен возвращаться непосредственно к субъекту, чтобы возобновить его, но должен ударить его как можно косвенно. Первое, что нужно знать о вспышке, - это то, что, если вы ее тщательно изучите, он может быть действительным союзником во многих случаях. Все камеры позволяют автоматически использовать вспышку по отношению к ряду заданных параметров.

Красота фотографии, однако, заключается в том, чтобы использовать методы для их использования в свою пользу. Это включает в себя знание того, когда и как его использовать, а также наличие базовых знаний о ситуациях, когда лучше всего это делать без него.

Основной изобразительный инструмент фотографа — это свет , тем не менее фотографы всегда стремились быть независимыми от капризов естественного природного освещения.

Очевидно, что в условиях низкой освещенности, таких как внутренняя среда, камера нуждается в большем источнике света, который может быть получен из внутренней встроенной вспышки или путем установки отдельной внешней вспышки. Часто, однако, стрельба необработанным светом непосредственно на объект не является решением для поиска, поскольку оно создает нежелательные тени или может вызвать классический эффект «красных глаз». У последних вспышек есть технология, которая позволяет вам установить режим, чтобы уменьшить этот неприятный эффект и вмешаться через некоторые предварительные вспышки, направленные на то, чтобы диафрагма закрылась до фактической вспышки, что позволило избежать образования красных глаз.

На сегодняшний день существует много возможностей для создания необходимого освещения. Помимо распространенных, электронных вспышек , есть студийные вспышки с моделирующим светом, охлаждением и множеством аксессуаров. Есть фотографические галогенные лампы , очень простые и удобные в применении, например для съемок интерьеров: они компактны, и при работе с ними всегда можно видеть световой рисунок. Умелый фотограф может использовать даже обычные лампы накаливания или локальные местные источники света. Надо только помнить и учитывать при съемке, что все искусственные источники имеют свою цветовую температуру.

При использовании вспышки в фотографии вы должны вообразить, что ее функция заключается в искусственном воссоздании естественного света. Поэтому хорошей идеей может быть использование динамика, аксессуара, который может отражать свет, чтобы заполнить все пространство вокруг объекта, а не напрямую воздействовать на него. Вам не нужно прибегать к дорогостоящим инструментам: просто используйте небольшую отражающую панель, которую можно легко создать в вашем доме или поместив бумажное полотенце на вспышку.

Важно то, что он выполняет функцию направления света желаемым образом. Солнечный свет, хотя и очень интенсивный, создает жесткие тени, поскольку он относительно небольшой по размеру для объекта. Вставка диффузора увеличивает относительный размер светового потока.

Наиболее популярны, конечно же, электронные вспышки. Несмотря на то, что в современных камерах, как правило, уже есть встроенная вспышка, обычно она обладает ограниченными возможностями. Фотографу лучше иметь электронную вспышку в качестве отдельного аксессуара, это сразу же расширяет диапазон работы любой фотокамеры.

Покупая дополнительную вспышку, узнайте, что она умеет делать.

Однако даже снаружи вспышка может оказать большую помощь: она может выступать в качестве второго источника света, например, когда вы хотите заполнить области, где изображение недооценивается. Это может показаться вам странным, но в очень солнечный день, когда фон намного ярче предмета, вспышка - полезная помощь для баланса света и облегчения предмета.

При длительных экспозициях вспышка может служить для замораживания определенных участков света вокруг кадра, чтобы получить особый эффект в ночное время. Кроме того, благодаря тому, что вспышка действует мгновенно и интенсивно, она также позволяет остановить движение объекта, чтобы зафиксировать простое действие.

Как минимум:

  • вспышка должна быть мощной;
  • обязательно иметь поворотную голову;
  • несколько режимов работы: A, TTL, ручной;
  • автоматический зум должен отслеживать изменения фокусного расстояния объектива;
  • возможность синхронизации по задней шторке;
  • режим стробоскопа (желательно);
  • возможность беспроводного управления (чтобы использовать несколько приборов).

При съемке с галогенными лампами или другими постоянными источниками, фотограф всегда может видеть характер освещения и расположить источники света в соответствии со своим творческим замыслом, замер экспозиции, также, не представляет особой сложности. Другое дело работа со вспышками, особенно если их несколько. Вы должны мысленно представлять, как ляжет свет, куда упадут тени и характер самих теней, а также как будет освещено пространство.

Наконец, вы можете использовать вспышку в своей фотографии более творчески: вместо балансировки темноты или яркости вспышку можно использовать для добавления дополнительного элемента к фотографии. Примером может служить картина света. Во время длительной экспозиции в темноте вы можете вручную включить вспышку, чтобы включить фрагменты движущегося объекта. Таким образом, каждый снимок захватывает объект в другом положении.

Это классический пример, в котором объект находится так далеко от объектива, что вспышка не может его осветить. Например, когда на фотографии нет отражающей поверхности, вспышка возвращается к камере и разрушает изображение. Лучше избегайте использования вспышки во всех ситуациях, когда вся фотография выглядит вымытой или неестественной из-за типа света, который он излучает. Итак, когда вы делаете флэш-портрет, и предмет кажется неестественно бледным, вы находитесь перед одним из тех случаев, когда вы не должны его использовать.

  • Когда его функция явно бесполезна.
  • Когда вспышка вызывает слишком много нежелательных побочных эффектов.
Имея больший контроль над средой, в которой вы делаете фотографию, вы можете применить на практике небольшие трюки, чтобы улучшить ситуацию.

Замер экспозиции при работе со студийными вспышками производится специальным прибором — флешметром (flash meter). Флешметр работает, как и экспонометр: замеряет импульс вспышки и выдает экспозиционные пары — выдержку и диафрагму. Когда вспышек несколько и используются они с рассеивателями-лайтбоксами (lightbox) или с различными насадками, на первое место выходит опыт фотографа, его умение правильно поставить свет не только в студии, но в любом интерьере, для любой самой непредсказуемой ситуации.

Чем больше камера стабильна, тем дольше вы можете удерживать диафрагму открытой и увеличить количество света, попадающего в объектив. Таким образом, меньше использовать вспышку, или в некоторых случаях вы можете обойтись без нее. Снаружи вы можете поместить объект, чтобы солнце исходило из лучшего направления. Просто принимая во внимание способы улучшения условий съемки, становятся более творческими фотографами. Хотя вы часто полагаетесь на встроенные настройки автоматической вспышки, хорошо подумать, могут ли изменить настройки камеры, чтобы улучшить изображение.

Основная характеристика компактных вспышек — ведущее число . Чем оно выше, тем мощнее вспышка, тем с большего расстояния в случае необходимости вы сможете «пробить» темноту. Цвет импульса всех вспышек сбалансирован к цвету солнечного света и не требует отдельной коррекции: цветовая температура вспышки 5500°К . Современные компактные электронные вспышки всегда работают согласованно с камерой.

Эксперименты с этими настройками могут помочь вам лучше понять, как делать впечатляющие фотографии без использования вспышки. Например, изображение, полученное с использованием вспышки, выглядит более поляризованным, с темными тонами и некоторой потерей деталей, и хорошо, что вы знаете, что некоторые конкретные материалы, такие как стекло или пластик, придают ему высокие глянцевые отражения.

Хотя иногда у вас нет выбора, в других случаях использование вспышки позволяет вам оставлять место для творчества. Независимо от типа фотографии, знание того, как правильно использовать вспышку, - это еще один навык, который добавляет к уже имеющимся в вашем распоряжении, чтобы мотивировать и расширить вашу страсть к фотографии. Имейте в виду, что использование вспышки может быть просто стилистическим выбором, который будет зависеть от вашего уникального и оригинального способа захвата реальности через изображения.

У разных производителей фототехники автоматические TTL-режимы (Through The Lens — через объектив) работы вспышек могут называться по-разному: сбалансированный, или заполняющий и др. Зависит это от используемых камер, объективов и типа замера, поэтому всегда важно прочесть инструкцию и понять, как переключаются настройки и функции. Посмотрим, как можно на практике улучшить фотоизображение с помощью вспышек, для этого есть много приемов.

И какие эффекты он имеет при использовании изображения? Бывают ситуации, когда необходимо добавить свет к сцене, когда окружающего света недостаточно для получения адекватного освещения объекта. На картинке выше окружающий свет практически отсутствует, и использование вспышки буквально позволяет создавать фотографию с нуля.

В других случаях вы можете обойтись без него, но использование вспышки может улучшить качество изображения, как в этом снимке. Использование вспышки на этой фотографии позволило получить следующие преимущества. Уменьшение теней, создаваемых внешним освещением Уменьшение доминирующего цвета окружающего света Светоизлучающее освещение объекта, которое кажется более очевидным, чем окружающая среда «Замерзания» движущихся объектов, которые кажутся совершенно ясными. Светящееся отражение в глазах важно для того, чтобы придать животу и силу внешний вид, а затем субъекту.

Вспышкой в лоб

Это самый простой и примитивный прием. Вспышка работает в принудительном режиме, и камера не видит другого света, кроме короткого импульса вспышки. Импульс длится около 1/1000 секунды, а на снимке получаются лица, как правило, с красными глазами, на черном фоне, и совершенно не имеет значения, что в действительности позади модели был умопомрачительный вечерний пейзаж — и вы хотели его запечатлеть. Люди превращаются в красноглазых монстров из-за того, что вспышка находится очень близко к оптической оси объектива. Отраженный от глазного дна с кровеносными сосудами как от зеркала, свет вспышки возвращается в камеру окрашенным в красный цвет. Такова типичная работа дешевых камер со встроенными блицами без возможности каких бы то ни было настроек. Чтобы избежать этого, надо либо использовать режим подавления красных глаз (если он есть), или, если вспышку возможно отделить от камеры, то можно переместить ее немного в сторону от оси объектива. Можно воспользоваться специальным кабелем и кронштейном.

При съемке людей или интерьеров с обычной прямой вспышкой сложно достичь хорошего результата, но если у вас нет другой возможности, старайтесь хотя бы избегать зеркал, стеклянных или плоских полированных поверхностей прямо перед вами или на заднем плане. Отраженная вспышка может не только попасть в кадр, но и изменить автоматическую экспозицию кадра своим ярким световым пятном. Самый худший вариант, когда-либо встречавшийся мне при съемках со вспышкой, — это полностью зеркальные стены и потолок, с чередующимися черными матовыми панелями.

Подсветим натуру

В небе яркое солнце — казалось бы, все прекрасно, снимай и радуйся! Вот не подумаешь, что самое время использовать вспышку. А это действительно так. Сильный солнечный свет очень резкий: света яркие, а тени темные. Можно настроить работу вспышки так, чтобы она лишь слегка подсвечивала мотив, не меняя общий световой рисунок. Такой прием с подсветкой очень полезен при съемках портретов на ярком солнце или в контровом свете, когда необходимо избежать большого контраста или подсветить глубокие черные тени.

Вспышку можно использовать при вечерних или ночных съемках, например на закате, подсвечивая людей и не теряя при этом естественного природного света. Снимаемый объект освещается заполняющей вспышкой, а медленные выдержки затвора обеспечивают проработку фона, в результате чего и объект, и фон экспонируются правильно. Для этого необходимо поставить режим А или TTL и настроить коррекцию вспышки на 1-3 ступени в минус. Днем можно снимать с рук, но вечером будьте готовы к тому, что вам понадобится штатив. Он необходим для того, чтобы задний план не получился смазанным. В сумерках камера может отработать длинную выдержку, от долей до нескольких секунд, лица подсветятся вспышкой, а фон может смазаться из-за шевеления камеры во время долгой экспозиции.

Отраженный свет. «Вошел, и вспышка в потолок…»

Самый простой способ улучшить изображение, снимая со вспышкой, это направить свет от вспышки в потоло к. В этом случае вместо контрастного и плоского освещения «в лоб» вы получите мягкий, почти рассеянный, отраженный от потолка свет, который смягчит тени и даст естественный световой рисунок. Недостатком такого освещения могут быть небольшие тени, падающие на лицо от надбровных дуг и носа. В некоторых вспышках, таких как Nikon Speedlight SB-800DX, есть возможность использовать встроенную рассеивающую карту, которая выдвигается из головы вспышки. Если направить вспышку в потолок и одновременно дать «подсветку на глаза» с помощью такой карты, то в глазах появится блеск — отражение вспышки. Если у вашей вспышки нет встроенной карты, не страшно, ее можно заменить даже визиткой, прикрепив на вспышке любым удобным способом.

При съемке вертикальных фотографий удобно направлять вспышку в стену. Это очень хороший способ, если только цвет потолка и стен белый или неярких тонов. Отражаясь от поверхностей, свет вспышки сам окрашивается в цвета стены или потолка и меняет цветность изображения. Очень часто фотографы используют специальные насадки на вспышки для уменьшения контраста света. Это могут быть маленькие пластмассовые колпаки-рассеиватели типа Nikon Diffusion Dome (у каждого производителя они называются по-разному) или надувные или складывающиеся насадки Photoflex или Lumiquest. При съемке с насадками или при направлении блица в потолок часть света теряется, поэтому на самой вспышке надо выставить коррекцию +0,3…1,0, точное значение которой зависит от высоты потолка и расстояния до людей. Даже камеры с точным TTL-замером могут ошибаться. Практически бесполезно направлять вспышку вверх, если потолки черные или вы снимаете в огромных залах, таких как спорткомплексы или закрытые стадионы.

Камера, кабель, вспышка

Иногда бывает удобно отнести вспышку немного в сторону от камеры . Например, для съемок репродукций через стекло или картин в рамах лучше освещать предметы сбоку, чтобы избежать отражений. Снимая модные показы, или бальные танцы, или портреты, в общем, везде, где часто используется вертикальный формат кадра, вспышку тоже удобнее ставить так, чтобы она находилась сверху от камеры. Если вспышка занимает свое обычное место, то при повороте камеры в вертикальный формат от нее появляются неприятные резкие контуры теней. Во всех этих или похожих случаях очень удобно использовать TTL-кабель, связывающий камеру и вашу вспышку.

Удлиняющий кабель с сохранением автоматики и TTL-режимов — это отдельный и достаточно дорогой, но очень удобный аксессуар. Вы можете отнести вспышку на расстояние длины шнура в любую сторону и светить на предметы или людей сверху, сбоку или снизу. Вопрос только в том, кто будет держать вам вашу вспышку с кабелем во время съемки? Можно, конечно, использовать специальную стойку или пригласить ассистентку или ассистента.



© strobist



© rickydiver78

Открываем зонтик

Если вы любите снимать портреты и часто делаете это вне стен студии, то лучшего комплекта, чем вспышка и фотографический отражающий белый (посеребренный, золотистый) зонт, не придумать. Во-первых, данный набор не займет много места, он легок, компактен и может быть быстро установлен почти в любых интерьерах и даже на улице. Свет от вспышки, отраженный зонтиком, становится рассеянным и мягким, тени теряют жесткость, общий световой рисунок улучшается. Необходимо только иметь дополнительно отдельную, не встроенную в камеру вспышку и светить отраженным от зонта светом или на просвет.

Минимальный комплект состоит из:

  • стойки;
  • кронштейна, сопрягающего зонт, вспышку и стойку;
  • фотографического зонта;
  • вспышки на зонте.

Ставите стойку, крепите кронштейн, на него зонт, отдельную электронную вспышку — и автономный комплект готов. Назовем вспышку в автономном комплекте ведомой, а вспышку на камере ведущей или главной. Включаете на ведомой вспышке (на зонтике) ручной режим, выбираете мощность импульса (1/2, 1/4, 1/8 и т. д.) и режим беспроводного управления (срабатывание от импульса). «Поджигаете» автономный комплект с зонтиком главной вспышкой с камеры. В качестве главной иногда можно использовать свою, родную встроенную в камеру вспышку. При этом главная вспышка на камере должна работать в минус, не портя мягкий свет от зонтика.



© BURИBLUE

Очень важно мысленно оценить будущий световой рисунок и правильно расположить зонт со вспышкой. Перед съемкой общий световой импульс измеряется флешметром, и на камере выставляется нужная диафрагма, выдержку подбирают исходя из имеющегося окружающего света и той цели, которую вы преследуете. Короткие выдержки отсекают окружающий свет, длинные — используют. Камеру удобнее включить в ручной режим. Во время съемки старайтесь прогнать подальше других коллег-фотографов или активных любителей, которые своими вспышками могут «поджигать» вашу систему независимо от вас, если только ваша вспышка не программируется против этого. Перед важной съемкой обычно делают тестовую пробную съемку, определяя, как работают приборы, как падает свет. Если у фотографа нет флешметра, то тестовой съемкой на цифровую камеру (методом проб) можно условно определить диафрагму.

Если у вас только одна, но отдельная вспышка, ее также можно использовать с зонтом, соединив с камерой через TTL-шнур. Некоторые цифровые зеркальные камеры не видят «посторонних» вспышек в TTL-режиме, в этом случае надо использовать ручной или автоматический режим А. Многие современные вспышки позволяют выставлять режимы Master (ведущая) и Slave (ведомая), и в этом случае можно собрать комплект из нескольких источников, которые будут работать совместно в режиме TTL. В любом случае, если ваши снимки со вспышками недостаточно хороши, прочтите инструкцию…

Открытая вспышка

Это специальный прием работы, который позволяет производить съемку в темных и очень темных условиях при наличии только лишь одного осветительного прибора — вспышки, осветив при этом все, что необходимо. Такой метод удобнее всего применять при съемке практически неосвещенных и очень больших интерьеров.

Медленная вспышка

Метод, ставший популярным пару десятков лет назад, когда автоматические и TTL-вспышки только появились. Предположим, вам надо снять динамический сюжет — движение, танцы, а слабое освещение не позволяет поставить короткую выдержку, поэтому без вспышки все снимки выходят смазанными. Можно, конечно, лупить блицем «в лоб» или в потолок и заморозить движение, но можно пойти и другим путем. Суть метода — медленная синхронизация вспышки, то есть длинная выдержка и вспышка перед закрытием затвора.

Во многих хороших камерах есть режим, который так и называется Slow (медленная синхронизация), он также предполагает длинные выдержки при работе со вспышкой и, в общем-то, удобен. Однако чего не умеет автоматика, так это оценивать быстроту движения и ставить именно ту, правильную выдержку, подходящую именно к вашему объекту, — вот почему иногда ручные режимы предпочтительнее автоматических.

Выставляем в камере ручной режим и подбираем экспозицию (то есть пару «выдержка и диафрагма») таким образом, чтобы изображение было недоэкспонировано, то есть уходило в минус на ступень или полторы. Выдержку ставим где-то от 1/2 до 1/30 секунды (правильное значение зависит от скорости движений объекта, общей освещенности и вашего умения крепко держать камеру). Диафрагма та, какая получится для вашей минусовой экспозиции и выбранной выдержки. Лучше где-то от 4.0 до 8.0. На вспышке выставляем режим А или TTL и синхронизацию по задней шторке (на вспышке или камере она может обозначаться как Rear или иногда Slow Rear). При съемке движущихся в сумраке объектов с длинной выдержкой и вспышкой вы получите немного темный и смазанный задний план и вырывающееся из размытого фона резкое изображение главного объекта на переднем плане. Снимок может получиться с динамикой, движением и экспрессией. Важно лишь правильно наводиться на фокус в сумраке и делать больше дублей, потому что реально оценить результат возможно только после съемки.

Синхронизация именно по задней шторке (перед закрытием затвора камеры) очень важна, иначе вспышка «заморозит» не конечную фазу движения, а первую, и изображение не будет законченным. Все насадки и рассеиватели, надетые на вспышку, рекомендуется снять.

При съемках медленной вспышкой в ручном режиме на дискотеках или в клубах можно даже включать в кадр источники света или делать движения камерой во время длинной выдержки в сумраке зала. Важно, чтобы подобранная выдержка была достаточно длинной для перемещения камеры, а общая экспозиция давала недодержку в 1,5-2 ступени. Только светлые и цветные источники света выйдут на снимке в виде разноцветных полос, а основные объекты подсветятся вспышкой на фоне темного фона. Немного тренировки, терпения — и вы с успехом будете снимать необычные фотографии.

Работа с двумя или несколькими вспышками

Предположим, вы хотите получить качественное и необычное изображение не только в студии, но в любых условиях и минимальными средствами. В таком случае вы можете приобрести вторую и третью электронные вспышки. Обладая таким компактным комплектом осветительных приборов, вы сможете справиться с большинством задач. Так же как при использовании зонтика, считаем одну вспышку на камере главной, а другие — ведомыми, мысленно представляем будущий световой рисунок и расставляем вспышки на стойках в разных местах снимаемой сцены.

Более подробные инструкции по использованию нескольких вспышек можно получить в приложенных к приборам руководствах по эксплуатации. У разных производителей вспышек их совместная работа может быть настроена разными путями.



© pixelstate

Стробоскоп

Не всякая вспышка имеет режим стробоскопа (позволяющего сделать серию коротких импульсов за определенный промежуток времени), но если в вашей вспышке такой режим есть, то можно с легкостью сделать очень необычные снимки. Достаточно иметь позади объекта темный, без сильного освещения фон или очень слабое общее освещение. Затем надо мысленно просчитать количество вспышек и их частоту в соответствии со своей задачей и запрограммировать вспышку на это количество. После чего поставить на камере выдержку, достаточно длинную, чтобы в нее «поместились» все вспышки, выданные стробоскопом. (Из курса физики: частота 1 герц = 1 вспышка в секунду, а, например, 10 герц = 10 вспышек в секунду и т. д.) Можно поставить камеру на штатив, если объект движется; но можно перемещать камеру во время экспозиции, если объект неподвижен. Не поленитесь разобраться с цифрами на задней стороне вспышки и сделать немного примитивных подсчетов в уме.



© 50 mm

Делая обобщение, скажу: любая съемка со вспышками, особенно с несколькими, требует расчетов и определенного воображения. Никакие книги и пособия не научат вас, как правильно ляжет свет, как расположатся тени, и т. д. Только практика, пробы и осмысление ошибок помогут чувствовать себя уверенно в любых ситуациях. И еще одно важное дополнение: где бы вы ни использовали электронные вспышки, одну или несколько, с любыми аксессуарами, важно, чтобы ее применение было аккуратным и не бросалось в глаза на снимке. Пусть свет от блица служит не технической, а творческой стороне фотографии.

Другие уроки Александра Беленького вы можете прочесть в его книге «Фотография. Школа мастерства».




Поделиться: