«Визит старой дамы. Фридрих Дюрренматт: Визит старой дамы Фридрих дюрренматт визит старой дамы читать

Действие происходит в захолустном швейцарском городке Гюллене в 50-е гг. XX в. В городок приезжает старая мультимиллионерша Клара Цаханассьян, урожденная Вешер, бывшая жительница Гюллена. Некогда в городке работало несколько промышленных предприятий, но один за другим они обанкротились, и городок пришел в полнейшее запустение, а его жители обнищали. Обитатели Гюллена возлагают большие надежды на приезд Клары. Они рассчитывают, что она оставит родному городу несколько миллионов на его обновление. «Обрабатывать» гостью, пробуждать в ней ностальгию по былым временам, проведенным ею в Гюллене, жители города доверяют шестидесятилетнему бакалейщику Иллу, с которым у Клары в юности был роман.

Чтобы сойти в городе, в котором редко останавливаются поезда, Клара срывает стоп-кран и появляется перед жителями в окружении целой свиты своих приближенных, состоящей из её седьмого мужа, дворецкого, двух громил, все время жующих жвачку и несущих её паланкин, горничных и двух слепцов Коби и Лоби. У нее нет левой ноги, которую она потеряла в автокатастрофе, и правой руки, утраченной в авиакатастрофе. Обе эти части тела заменяют первоклассные протезы. За ней следует багаж, состоящий из огромного количества чемоданов, клетки с черным барсом и гроба. Клара проявляет интерес к полицейскому, любопытствуя, умеет ли он закрывать глаза на то, что происходит в городе, и священнику, спрашивая его, отпускает ли он грехи приговоренным к смерти. На его ответ, что в стране смертная казнь отменена, Клара высказывает мнение, что её, вероятно, снова придется ввести, чем повергает жителей Гюллена в недоумение.

Клара решает вместе с Иллом обойти все те места, где некогда бурлила их страсть: Петеров сарай, Конрадов лес. Тут они целовались и любили друг друга, а потом Илл женился на Матильде Блюмхард, точнее, на её молочной лавке, а Клара вышла замуж за Цаханассьяна, за его миллиарды. Тот нашел её в гамбургском публичном доме. Клара курит. Илл мечтает о возврате давно минувших дней и просит Клару помочь родному городу материально, что она и обещает сделать.

Они возвращаются из леса в город. На праздничном обеде, устроенном бургомистром, Клара объявляет, что подарит Гюллену миллиард: пятьсот миллионов городу и пятьсот миллионов разделит поровну между всеми жителями, но при одном условии - при условии свершения правосудия.

Она просит своего дворецкого выйти вперед, и жители узнают в нем окружного судью Хофера, который сорок пять лет назад был судьей города Гюллена. Он напоминает им о судебном процессе, состоявшемся в те времена, Клара Вешер, как звали госпожу Цаханассьян до замужества, ждала ребенка от Илла. Однако тот привел на суд двух лжесвидетелей, которые за литр водки показали, что тоже спали с Кларой, так что отцом ожидаемого Кларой ребенка якобы не обязательно является Илла. Клару выгнали из города, она попала в публичный дом, а ребенок, девочка, родившаяся у нее, умерла через год после рождения на руках у чужих людей, в детском доме, в который, согласно закону, её поместили.

Тогда Клара поклялась, что вернется когда-нибудь в Гюллен и отомстит за себя. Разбогатев, она велела разыскать тех лжесвидетелей, которые, по их словам, являлись её любовниками, и приказала своим громилам оскопить и ослепить их. С тех пор они живут рядом с ней.

Клара требует, чтобы свершилось, наконец, правосудие. Она обещает, что город получит миллиард, если кто-нибудь убьет Илла. Бургомистр с достоинством от лица всех горожан заявляет, что жители Гюллена - христиане и во имя гуманизма отвергают её предложение. Лучше быть нищими, чем палачами. Клара уверяет, что готова подождать.

В гостинице «Золотой апостол» в отдельном номере стоит привезенный Кларой гроб. Её громилы ежедневно носят с вокзала в гостиницу все новые и новые траурные венки и букеты.

В магазин Илла входят две женщины и просят продать им молока, масла, белого хлеба и шоколада. Подобной роскоши они никогда себе не позволяли. Причем получить все это они хотят в кредит. Следующие покупатели просят дать им коньяку и самого лучшего табака, и тоже в кредит. Илл начинает прозревать и, страшно волнуясь, спрашивает, чем все они собираются расплачиваться.

Тем временем из клетки Клары, которая уже успела сменить седьмого мужа на восьмого, киноактера, сбегает черный барс. Надо сказать, что в молодости Илла она тоже называла «своим черным барсом». Все жители Гюллена принимают меры предосторожности и ходят по городу с оружием. Атмосфера в городе накаляется. Илл чувствует себя загнанным в угол. Он идет к полицейскому, к бургомистру, к священнику и просит их защитить его, а Клару Цаханассьян арестовать за подстрекательство к убийству. Все трое советуют ему не принимать случившееся близко к сердцу, ибо никто из жителей не принял предложение миллиардерши всерьез и не собирается его убивать. Илл, однако, замечает, что на полицейском тоже новые ботинки, а во рту золотой зуб. Бургомистр красуется в новом галстуке. Дальше - больше: горожане начинают покупать себе стиральные машины, телевизоры, автомобили. Илл чувствует, к чему идет дело, и хочет уехать на поезде.

Фридрих Дюрренматт

ВИЗИТ СТАРОЙ ДАМЫ

Действующие лица:

Посетители:

Клара Цаханассьян - урожденная Вешер, мультимиллионерша.

Седьмой муж .

Восьмой муж .

Девятый муж .

Дворецкий .

Тоби и Роби - громилы, жующие резинку.

Коби и Лоби - слепцы.

Те, кого посещают:

Его жена .

Дочь .

Бургомистр .

Священник .

Учитель .

Врач .

Полицейский .

Первый, Второй, Третий, Четвертый - жители Гюллена.

Художник .

Первая женщина .

Вторая женщина .

Луиза .

Остальные:

Начальник станции .

Начальник поезда .

Кондуктор .

Судебный исполнитель .

Непрошеные гости:

Первый газетчик .

Второй газетчик .

Радиокомментатор .

Кинооператор .

Фотокорреспондент .

Действие происходит в захолустном городке Гюллене.

Время действия: наши дни. Антракт после второго действия.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Сначала слышен удар вокзального колокола, затем подымается занавес и открывается дощечка с надписью: «Гюллен».

Это название заштатного, обнищавшего городка, очертания которого едва различимы в глубине. Вокзал также пришел в запустение - на стене ободранное расписание, за дверью с надписью: «Вход воспрещен» - ржавый селектор.

Посреди сцены - убогая привокзальная улочка, отгороженная или не отгороженная от перрона. Но и улочка и перспектива городка в глубине только едва-едва намечены. Слева маленький домишко без окон, под черепичной крышей; его стены оклеены вылинявшими плакатами. Слева надпись - «Женская», справа - «Мужская». Все это освещено еще ярким осенним солнцем.

Между женской и мужской уборными скамья, на которой сидят четверо мужчин. Пятый в столь же потрепанном костюме, как и остальные, выводит красной краской на большом полотнище: «Добро пожаловать, Клерхен». Нарастает шум проносящегося мимо экспресса. Начальник станции поднимает флажок, пропуская состав. Сидящие на скамье поворачивают головы слева направо, провожая поезд.

Первый . Экспресс «Гудрун», Гамбург-Неаполь.

Второй . А в одиннадцать двадцать семь пройдет «Неистовый Роланд», Венеция-Стокгольм.

Третий . Вот и осталось в жизни - смотреть, как проносятся поезда.

Четвертый . А пять лет назад и «Гудрун» и «Неистовый Роланд» останавливались в Гюллене. И «Дипломат», и «Лорелея»… В Гюллене останавливались все знаменитые поезда.

Первый . Поезда мирового значения!

Второй . А теперь и почтовые проходят мимо. Останавливаются только два: из Каффигена и тот, что приходит в час тринадцать из Кальберштадта.

Третий . Да, все пошло прахом.

Четвертый . Вот и фирма Вагнера лопнула.

Первый . Бокман обанкротился.

Второй . И фирма «Место под солнцем» тоже на замке.

Третий . Что нам осталось? Пособие по безработице.

Четвертый . И тарелка бесплатной похлебки.

Первый . Разве это жизнь?!

Второй . В чем душа держится…

Третий . Одной ногой в гробу.

Четвертый . Как и весь наш город.

Удар колокола.

Второй . В самый раз приехать миллиардерше. Слыхали, она построила в Кальберштадте госпиталь.

Третий . Да-да, а в Каффигене - ясли. В столице отгрохала собор.

Художник . И мазиле Цимту заказала портрет. Да разве он художник-натуралист!

Первый . Что ей стоит при ее-то деньгах. Имея всю араратскую нефть, железные дороги Запада, радиостанции Севера и все притоны Гонконга.

Шум приближающегося поезда. Начальник станции поднимает флажок, пропуская его. Четверо на скамейке провожают взглядом уходящий поезд.

Четвертый . Экспресс «Дипломат».

Третий . Да, когда-то мы были культурным городом.

Второй . Одним из лучших в стране.

Первый . Европе!

Четвертый . Гете провел здесь целую ночь. В гостинице «Золотой апостол».

Третий . Брамс создал у нас свой квартет.

Удар колокола.

Второй . Бертольд Шварц изобрел порох!

Художник . А я с блеском окончил Школу изящных искусств в Париже. Для чего? Чтобы малевать здесь вывески?!

Шум приближающегося поезда. Слева появляется кондуктор, по-видимому, он соскочил с подножки вагона.

Кондуктор (объявляет протяжно) . Гюллен!

Первый . Пассажирский из Каффигена.

Пассажир проходит мимо сидящих на скамейке и скрывается за дверью с надписью: «Мужская».

Второй . Судебный исполнитель.

Третий . Явился описывать мебель в ратуше.

Четвертый . Политически нам тоже теперь грош цена.

Начальник станции (поднимая флажок) . Отправление!

Из городка появляются бургомистр, учитель, священник и Илл - мужчина лет шестидесяти пяти. У всех потрепанный вид.

Бургомистр . Высокая гостья прибудет в час тринадцать почтовым из Кальберштадта.

Учитель . В ее честь выступит смешанный хор и детский ансамбль.

Священник . Ударит пожарный колокол. Его еще не заложили.

Бургомистр . На базарной площади в честь миллиардерши будет играть духовой оркестр, а спортсмены построятся в пирамиду. Потом в «Золотом апостоле» будет дан завтрак. Увы! На иллюминацию собора и ратуши нету денег…

Судебный исполнитель выходит из домика.

Судебный исполнитель . Добрый день, господин бургомистр, сердечный привет!

Бургомистр . Судебный исполнитель Глютц? А вы-то здесь зачем?

Судебный исполнитель . Уж кто-кто, а вы, господин бургомистр, это знаете. Мне предстоит огромная работа. Шутка ли - описать имущество целого города!

Бургомистр . У города не осталось никакого имущества, кроме старой пишущей машинки.

Действие происходит в захолустном швейцарском городке Гюллене в 50-е гг. XX в. В городок приезжает старая мультимиллионерша Клара Цаханассьян, урождённая Вешер, бывшая жительница Гюллена. Некогда в городке работало несколько промышленных предприятий, но один за другим они обанкротились, и городок пришёл в полнейшее запустение, а его жители обнищали. Обитатели Гюллена возлагают большие надежды на приезд Клары. Они рассчитывают, что она оставит родному городу несколько миллионов на его обновление. «Обрабатывать» гостью, пробуждать в ней ностальгию по былым временам, проведённым ею в Гюллене, жители города доверяют шестидесятилетнему бакалейщику Иллу, с которым у Клары в юности был роман.

Чтобы сойти в городе, в котором редко останавливаются поезда, Клара срывает стоп-кран и появляется перед жителями в окружении целой свиты своих приближённых, состоящей из её седьмого мужа, дворецкого, двух громил, все время жующих жвачку и несущих её паланкин, горничных и двух слепцов Коби и Лоби. У неё нет левой ноги, которую она потеряла в автокатастрофе, и правой руки, утраченной в авиакатастрофе. Обе эти части тела заменяют первоклассные протезы. За ней следует багаж, состоящий из огромного количества чемоданов, клетки с черным барсом и гроба. Клара проявляет интерес к полицейскому, любопытствуя, умеет ли он закрывать глаза на то, что происходит в городе, и священнику, спрашивая его, отпускает ли он грехи приговорённым к смерти. На его ответ, что в стране смертная казнь отменена, Клара высказывает мнение, что её, вероятно, снова придётся ввести, чем повергает жителей Гюллена в недоумение.

Клара решает вместе с Иллом обойти все те места, где некогда бурлила их страсть: Петеров сарай, Конрадов лес. Тут они целовались и любили друг друга, а потом Илл женился на Матильде Блюмхард, точнее, на её молочной лавке, а Клара вышла замуж за Цаханассьяна, за его миллиарды. Тот нашёл её в гамбургском публичном доме. Клара курит. Илл мечтает о возврате давно минувших дней и просит Клару помочь родному городу материально, что она и обещает сделать.

Они возвращаются из леса в город. На праздничном обеде, устроенном бургомистром, Клара объявляет, что подарит Гюллену миллиард: пятьсот миллионов городу и пятьсот миллионов разделит поровну между всеми жителями, но при одном условии - при условии свершения правосудия.

Она просит своего дворецкого выйти вперёд, и жители узнают в нем окружного судью Хофера, который сорок пять лет назад был судьёй города Гюллена. Он напоминает им о судебном процессе, состоявшемся в те времена, Клара Вешер, как звали госпожу Цаханассьян до замужества, ждала ребёнка от Илла. Однако тот привёл на суд двух лжесвидетелей, которые за литр водки показали, что тоже спали с Кларой, так что отцом ожидаемого Кларой ребёнка якобы не обязательно является Илла. Клару выгнали из города, она попала в публичный дом, а ребёнок, девочка, родившаяся у неё, умерла через год после рождения на руках у чужих людей, в детском доме, в который, согласно закону, её поместили.

Тогда Клара поклялась, что вернётся когда-нибудь в Гюллен и отомстит за себя. Разбогатев, она велела разыскать тех лжесвидетелей, которые, по их словам, являлись её любовниками, и приказала своим громилам оскопить и ослепить их. С тех пор они живут рядом с ней.

Клара требует, чтобы свершилось, наконец, правосудие. Она обещает, что город получит миллиард, если кто-нибудь убьёт Илла. Бургомистр с достоинством от лица всех горожан заявляет, что жители Гюллена - христиане и во имя гуманизма отвергают её предложение. Лучше быть нищими, чем палачами. Клара уверяет, что готова подождать.

В гостинице «Золотой апостол» в отдельном номере стоит привезённый Кларой гроб. Её громилы ежедневно носят с вокзала в гостиницу все новые и новые траурные венки и букеты.

В магазин Илла входят две женщины и просят продать им молока, масла, белого хлеба и шоколада. Подобной роскоши они никогда себе не позволяли. Причём получить все это они хотят в кредит. Следующие покупатели просят дать им коньяку и самого лучшего табака, и тоже в кредит. Илл начинает прозревать и, страшно волнуясь, спрашивает, чем все они собираются расплачиваться.

Тем временем из клетки Клары, которая уже успела сменить седьмого мужа на восьмого, киноактёра, сбегает чёрный барс. Надо сказать, что в молодости Илла она тоже называла «своим черным барсом». Все жители Гюллена принимают меры предосторожности и ходят по городу с оружием. Атмосфера в городе накаляется. Илл чувствует себя загнанным в угол. Он идёт к полицейскому, к бургомистру, к священнику и просит их защитить его, а Клару Цаханассьян арестовать за подстрекательство к убийству. Все трое советуют ему не принимать случившееся близко к сердцу, ибо никто из жителей не принял предложение миллиардерши всерьёз и не собирается его убивать. Илл, однако, замечает, что на полицейском тоже новые ботинки, а во рту золотой зуб. Бургомистр красуется в новом галстуке. Дальше - больше: горожане начинают покупать себе стиральные машины, телевизоры, автомобили. Илл чувствует, к чему идёт дело, и хочет уехать на поезде. До вокзала его провожает толпа с виду доброжелательных горожан. Илл, однако, так и не решается войти в поезд, потому что боится, что, как только он окажется в вагоне, его сразу же схватит кто-нибудь из них. Чёрного барса наконец подстреливают.

К Кларе приходят городской врач и школьный учитель. Они сообщают ей, что город находится в критическом положении, поскольку их сограждане слишком много себе накупили, и теперь настал час расплаты. Они просят дать им кредиты, чтобы возобновить деятельность предприятий города. Предлагают ей купить их, разработать залежи железной руды в Конрадовом лесу, добывать нефть в долине Пюкенрид. Лучше вложить по-хозяйски миллионы под проценты, чем выбросить на ветер целый миллиард. Клара сообщает, что город и так уже давно целиком принадлежит ей. Она хочет лишь отомстить за ту рыжую девчонку, которая дрожала от холода, когда жители прогоняли её из города и смеялись ей вслед.

Горожане же тем временем веселятся на свадьбах Клары, которые она устраивает одну за другой, чередуя их с бракоразводными процессами. Они приобретают все более и более зажиточный и элегантный вид. Общественное мнение складывается не в пользу Илла. Бургомистр беседует с Иллом и просит его, как порядочного человека, покончить с собой собственноручно и снять грех с горожан. Илл отказывается это сделать. Однако с неизбежностью своей участи он, похоже, уже почти смирился. На собрании городской общины горожане единодушно принимают решение покончить с Иллом.

Перед собранием Илл беседует с Кларой, которая признается, что до сих пор любит его, но эта любовь, как и она сама, превратилась в окаменевшее чудовище. Она собирается отвезти его тело на берег Средиземного моря, где у неё есть имение, и поместить его в мавзолей. Тем же вечером, после собрания, мужчины окружают Илла и лишают его жизни, уверяя, что делают это лишь во имя торжества справедливости, а не из корысти. Клара выписывает бургомистру чек и под восхищённо-хвалебные возгласы горожан покидает Гюллен, где уже вовсю дымят трубы завода, строятся новые дома, повсюду кипит жизнь.

Пересказала

«Визит старой дамы » - «трагическая комедия» в трёх действиях швейцарского прозаика и драматурга Фридриха Дюрренматта.

На свою родину, в маленький городок Гюллене, приезжает миллиардерша Клер Цаханасян. Когда-то она вынуждена была бежать, нищая и опозоренная. Теперь она готова подарить городу миллиард, но взамен требует жизнь своего бывшего возлюбленного, предавшего ее в трудную минуту…

Гюллене — провинциальный и запущенный городок, в котором, в свое время, было несколько промышленных предприятий, но со временем они обнищали, обанкротились и были закрыты, а жители городка постепенно стали нищать, опускаясь все ниже и ниже. После этого Гюллене стал захолустьем, которое еще надо постараться найти. И вот сейчас, когда к ним приехала их бывшая горожанка, а теперь мультимиллаионерша Клара Цаханассьян, все жители стали возлагать на нее и ее приезд большие надежды. Все, почему то, наделись, что она может позволить себе оставить городку несколько миллаионов на его обновление. Поскольку жители желают, как можно больше повысить свои шансы на успех всей операции по «обработки» гостьи, они решают поручить это дела старому бакалейщику, которого звали Илла, и в юности у него и Клары был роман.

Клара прибыла на поезде, а поскольку в Гюллене составы останавливались крайне редко, она, не задумываясь, использует стоп-кран. После остановки перед жителями городка появляется сама Клара, во всей красе, а за ней следует ее свита. У Клары не было одной ноги — она потеряла ее в автокатастрофе, у нее не было одной руки, ее она оставила в больнице после авиакатастрофы. Однако превосходные протезы заменяли ей недостающие органы. Свита Клары состояла из ее мужа — седьмого по счету, дворецкого, двух огромных громил, которые неизменно жевали жвачку и несли за ней роскошный паланкин, а также кучи горничных, и двух слепцов, одного звали Коби, а другого Лоби. Багаж, который неустанно следовал за Кларой, состоял из огромного количества различных чемоданов, а также клетки, в которой находился настоящий барс и шикарного гроба.

Выйдя на станции, Клара останавливается напротив полицейского и спрашивает его о том, умеет ли он вовремя закрыть глаза на то, что происходит. Далее она интересуется у священника по вопросу отпускания грехов осужденных к смерти, а на замечание, что смертную казнь отменили, она отвечает, что вероятно надо вменить обратно.

В один из дней Клара решила вместе с Иллом обойти все места, где когда-то кипели связывающие их страсти. Они посетили Конрадов лес — именно здесь они любили друг друга и целовались. Однако потом, как вспоминает неожиданно Клара, Илла выбрал в жены Матильду Блюмхард, хотя точнее будет сказать не ее, а ее молочную лавку. После этого Клара вышла за Цаханассьяна, а точнее — за его миллаиарды. Сам миллаиардер повстречал ее в публичном доме Гамбурга. Вспоминая о прошлом, Клара курит, а Илла ностальгируя и желая вернуть давно ушедшие дни, просит Клару помочь ее городу в материальном плане. Женщина обещает.

После прогулки по лесу они вернулись в город. Бургомистр устроил в честь важной особы праздничный обед и во время его Клара вдруг объявляет, что подарит родному городу миллиард, причем, пятьсот миллионов на сам город, а вторую половину нужно будет разделить между всеми жителями поровну. Только она замечает о том, что у нее имеется одно условие, а именно, должно свершиться правосудие.

После этого, он просит своего дворецкого выйти и тогда жители неожиданно узнают в нем Хофера — бывшего окружного судью, который когда-то давно, а прошло уже сорок пять лет, был городским судьей в Гюллене. Бывший судья начинает говорить, и напоминает о давно ушедшем в прошлое судебном процессе. Тогда, во время заседания, слушалось дело, суть которого заключалась в следующем: Клары Вешер, так звали тогда госпожу Клару, была беременна от Иллаа. Но во время суда он смог предоставить двух лжесвидетелей, которые под присягой поклялись, что тоже переспали с Кларой и потому отцом ребенка не обязательно должен быть Илла.
В конце концов, Клару выгнали из города, и она оказалась в публичном доме. Девочка, которую она родила, умерла в детском приюте, поскольку ее у матери отобрали. Именно тогда Клара дала клятву, что вернется и отомстит. Когда она стала богатой, то велела найти двух лжесвидетелей, после чего, ее громилы оскопили, а затем ослепили их. Теперь они постоянно при ней. Сейчас же Клара требует свершения правосудия. Она обещает, что город получит миллиард, в случае, если кто-нибудь убьет Илла.

Выслушав все, бургомистр с достоинством и от лица всех жителей города, отказывается от предложения, после чего говорит, что они все христиане, а потому не принимают предложение. Лучше быть нищими, говорит бургомистр, чем палачами. Клара выслушала и говорит, что может и подождать.

В местной гостинице под названием «Золотой апостол» снят отдельный номер, в котором стоит гроб, который Клара привезла с собой. Громилы каждый день несут с вокзала новые венки и цветочные букеты.
Вскоре после собрания в магазин к Иллу приходят женщины и просят дать им молока, белого хлеба, масла. Такой роскоши они себе уже давно не позволяли. Причем, все получить женщины хотели бы в долг. Проходит немного времени и приходят новые покупатели. Они тоже покупают в долг. Илла начинают мучить сомнения.

Черный барс, которого Клара привезла с собой в клетке, сбегает. Важно заметить, что в юности Клара звала черным барсом Илла. Жители городка опасаются и начинают ходить по городу с оружием. Сама атмосфера в городе начинает накаляться, и Илла, чувствуя это, идет в полицию и к бургомистру. Он просит защиты и ареста Клары, за то, что она подстрекает на убийство. Однако ему советуют успокоиться и не принимать все близко к сердцу, тем более ни кто из жителей не принял предложение миллаиардерши. В тоже время Илла вдруг видит, что у полицейского новые ботинки, а бургомистра появился новый галстук. После этого Илла видит, как горожане покупают себе новую домашнюю технику, машины, телевизоры. Почувствовав, чем это может закончиться, Илла решает уехать. До самого вокзала он идет в сопровождение дружественно настроенной толпы горожан, но сесть в поезд она так и не решился, поскольку боялся, что его сразу схватят и убьют. Черного барса, который сбежал от Клары, наконец, нашли и пристрелили.

Однажды к Кларе пришли местный врач и учитель, они говорят, что город в отчаянном положении. Жители набрали много товаров в долг, и теперь пришло время платить. Единственное о чем они просят — это дать им кредит, тогда бы они смогли запустить производство предприятий. Они уверяли купить сами предприятия и разработать залежи руды в местных лесах, кроме всего прочего, можно добывать нефть в долине. Также учитель и врач пытались убедить, что выгоднее вложить миллионы под проценты, чем просто так отдать миллиард. Клара говорит, что весь этот город давно уже ее собственность и единственное чего она хочет — мести. Она не может забыть то, как жители смеялись в след девочке, которую выгоняли из своего города, обрекая на смерть.

Жители тем временем начинают принимать все более зажиточный облик и непрестанно гуляют на свадьбах Клары, которая чередует их с разводами. Само общественное мнение складывается далеко не в пользу несчастного Илла. Бургомистр в беседе с Илом предлагает снять грех с горожан и покончить с собой, но он отказывается это делать. Проходит собрание городской общины и люди принимают решение убить Илла. Сам Илла уже почти смерился со своей судьбой.

Перед самым собранием Илла приходит к Кларе. Женщина признается ему, что она все еще любит его, однако само это чувство стало похожим на камень, как и она сама стала окаменевшей. Клара говорит, что она увезет его тело на море, там у нее имение, и она построит для него мавзолей.
Вечером, когда кончилось собрание, мужчины лишают жизни несчастного Илла. Они говорят, что поступают так во имя справедливости и не преследуют корыстных целей. Клара держит слово и выписывает чек, после чего отдает его бургомистру. Под восхищенные возгласы толпы она покидает город. Трубы заводов дымят над ожившем городом.

Посетители:

Клара Цаханассьян - урожденная Вешер, мультимиллионерша.

Седьмой муж .

Восьмой муж .

Девятый муж .

Дворецкий .

Тоби и Роби - громилы, жующие резинку.

Коби и Лоби - слепцы.

Те, кого посещают:

Его жена .

Дочь .

Бургомистр .

Священник .

Учитель .

Врач .

Полицейский .

Первый, Второй, Третий, Четвертый - жители Гюллена.

Художник .

Первая женщина .

Вторая женщина .

Луиза .

Остальные:

Начальник станции .

Начальник поезда .

Кондуктор .

Судебный исполнитель .

Непрошеные гости:

Первый газетчик .

Второй газетчик .

Радиокомментатор .

Кинооператор .

Фотокорреспондент .

Действие происходит в захолустном городке Гюллене.

Время действия: наши дни. Антракт после второго действия.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Сначала слышен удар вокзального колокола, затем подымается занавес и открывается дощечка с надписью: «Гюллен».

Это название заштатного, обнищавшего городка, очертания которого едва различимы в глубине. Вокзал также пришел в запустение - на стене ободранное расписание, за дверью с надписью: «Вход воспрещен» - ржавый селектор.

Посреди сцены - убогая привокзальная улочка, отгороженная или не отгороженная от перрона. Но и улочка и перспектива городка в глубине только едва-едва намечены. Слева маленький домишко без окон, под черепичной крышей; его стены оклеены вылинявшими плакатами. Слева надпись - «Женская», справа - «Мужская». Все это освещено еще ярким осенним солнцем.

Между женской и мужской уборными скамья, на которой сидят четверо мужчин. Пятый в столь же потрепанном костюме, как и остальные, выводит красной краской на большом полотнище: «Добро пожаловать, Клерхен». Нарастает шум проносящегося мимо экспресса. Начальник станции поднимает флажок, пропуская состав. Сидящие на скамье поворачивают головы слева направо, провожая поезд.

Первый . Экспресс «Гудрун», Гамбург-Неаполь.

Второй . А в одиннадцать двадцать семь пройдет «Неистовый Роланд», Венеция-Стокгольм.

Третий . Вот и осталось в жизни - смотреть, как проносятся поезда.

Четвертый . А пять лет назад и «Гудрун» и «Неистовый Роланд» останавливались в Гюллене. И «Дипломат», и «Лорелея»… В Гюллене останавливались все знаменитые поезда.

Первый . Поезда мирового значения!

Второй . А теперь и почтовые проходят мимо. Останавливаются только два: из Каффигена и тот, что приходит в час тринадцать из Кальберштадта.

Третий . Да, все пошло прахом.

Четвертый . Вот и фирма Вагнера лопнула.

Первый . Бокман обанкротился.

Второй . И фирма «Место под солнцем» тоже на замке.

Третий . Что нам осталось? Пособие по безработице.

Четвертый . И тарелка бесплатной похлебки.

Первый . Разве это жизнь?!

Второй . В чем душа держится…

Третий . Одной ногой в гробу.

Четвертый . Как и весь наш город.

Удар колокола.

Второй . В самый раз приехать миллиардерше. Слыхали, она построила в Кальберштадте госпиталь.

Третий . Да-да, а в Каффигене - ясли. В столице отгрохала собор.

Художник . И мазиле Цимту заказала портрет. Да разве он художник-натуралист!

Первый . Что ей стоит при ее-то деньгах. Имея всю араратскую нефть, железные дороги Запада, радиостанции Севера и все притоны Гонконга.

Шум приближающегося поезда. Начальник станции поднимает флажок, пропуская его. Четверо на скамейке провожают взглядом уходящий поезд.

Четвертый . Экспресс «Дипломат».

Третий . Да, когда-то мы были культурным городом.

Второй . Одним из лучших в стране.

Первый . Европе!

Четвертый . Гете провел здесь целую ночь. В гостинице «Золотой апостол».

Третий . Брамс создал у нас свой квартет.

Удар колокола.

Второй . Бертольд Шварц изобрел порох!

Художник . А я с блеском окончил Школу изящных искусств в Париже. Для чего? Чтобы малевать здесь вывески?!

Шум приближающегося поезда. Слева появляется кондуктор, по-видимому, он соскочил с подножки вагона.

Кондуктор (объявляет протяжно) . Гюллен!

Первый . Пассажирский из Каффигена.

Пассажир проходит мимо сидящих на скамейке и скрывается за дверью с надписью: «Мужская».

Второй . Судебный исполнитель.

Третий . Явился описывать мебель в ратуше.

Четвертый . Политически нам тоже теперь грош цена.

Начальник станции (поднимая флажок) . Отправление!

Из городка появляются бургомистр, учитель, священник и Илл - мужчина лет шестидесяти пяти. У всех потрепанный вид.

Бургомистр . Высокая гостья прибудет в час тринадцать почтовым из Кальберштадта.

Учитель . В ее честь выступит смешанный хор и детский ансамбль.

Священник . Ударит пожарный колокол. Его еще не заложили.

Бургомистр . На базарной площади в честь миллиардерши будет играть духовой оркестр, а спортсмены построятся в пирамиду. Потом в «Золотом апостоле» будет дан завтрак. Увы! На иллюминацию собора и ратуши нету денег…

Судебный исполнитель выходит из домика.

Судебный исполнитель . Добрый день, господин бургомистр, сердечный привет!

Бургомистр . Судебный исполнитель Глютц? А вы-то здесь зачем?

Судебный исполнитель . Уж кто-кто, а вы, господин бургомистр, это знаете. Мне предстоит огромная работа. Шутка ли - описать имущество целого города!

Бургомистр . У города не осталось никакого имущества, кроме старой пишущей машинки.

Судебный исполнитель . А вы забыли, господин бургомистр, музей города Гюллена?

Бургомистр . Три года, как продан в Америку. Городская касса пуста. Налогов никто не платит.

Судебный исполнитель . Это надо выяснить. Страна благоденствует, а Гюллен с его «Местом под солнцем» пошел по миру.

Бургомистр . Это какая-то экономическая загадка!

Первый . Масонский заговор.

Второй . Жидо-масонский!

Третий . Происки акул капитализма.

Четвертый . Сюда протянули свои щупальца коммунисты.

Удар колокола.

Судебный исполнитель . Уж я-то что-нибудь выищу. Все вижу насквозь. Пойду проверю городскую кассу. (Уходит.)

Бургомистр . Пусть лучше грабит сейчас, чем после приезда миллиардерши.

Художник закончил писать плакат.

Илл . Это уж чересчур, бургомистр. Слишком фамильярно. Надо было написать: «Добро пожаловать, Клара Цаханассьян».

Первый . Но мы всегда звали ее Клерхен.

Второй . Клерхен Вешер.

Третий . Она здесь выросла.

Четвертый . Отец ее здесь строил.

Художник . Я напишу на обороте: «Добро пожаловать, Клара Цаханассьян». А когда она пустит слезу, мы повернем плакат лицом.

Второй . Курьерский «Биржевик», Цюрих-Гамбург.



Поделиться: