Униформа вмф великобритании второй мировой. Корабли и суда флота великобритании Флаг вмф великобритании


ВМС Франции располагают вторым по величине и самым боеспособным авианосцем в Европе "Шарль де Голль". Полное водоизмещение корабля - 42 тыс. тонн, на его борту может базироваться до 40 летательных аппаратов, корабль снабжен атомной силовой установкой. Большими ударными возможностями располагают атомные подводные лодки типа "Триумфан", всего флот располагает четырьмя такими субмаринами.


"Триумфаны" несут баллистические ракеты M4S с дальностью стрельбы 6000 км. В ближайшей перспективе их заменят ракетами М51 с дальностью стрельбы более 10 000 км. Кроме того, имеются шесть многоцелевых атомных субмарин типа "Рюби". Всего по данным из открытых источников французский флот насчитывает 98 боевых кораблей и вспомогательных судов.

5. Великобритания

Некогда Великобритания носила гордое звание "Владычица морей", флот этой страны был самым большим и мощным в мире. Теперь же ВМФ Ее Величества лишь бледная тень былого могущества.

HMS Queen Elizabeth. Фото: i.imgur.com


Сегодня в составе королевского флота нет ни одного авианосца. Два, типа "Куин Элизабет", находятся в постройке и должны войти в состав флота в 2016 и 2018 годах. Самое интересное, что на такие важные корабли, как авианосцы, у англичан не хватило средств, поэтому конструкторам пришлось отказаться от бортовой брони и бронированных переборок. Сегодня, согласно данным из открытых источников, ВМС Великобритании насчитывает 77 кораблей .


Самыми грозными единицами флота считаются четыре ПЛАРБ типа "Вэнгард", вооруженные баллистическими ракетами Trident-2 D5, каждая из которых могла быть оснащена четырнадцатью боевыми блоками по 100 кТ каждая. Желая сэкономить, британские военные купили только 58 таких ракет, чего хватило только для трех лодок - по 16 на каждую. Теоретически же каждый "Вэнгард" может нести до 64 ракет, но это неэкономно.


Кроме них, внушительную силу представляют эсминцы типа "Дэринг", подводные лодки типа "Трафальгар" и новейшие типа "Эстьют".

4. Китай

Китайский флот - один из самых многочисленных, в его составе - 495 кораблей различных классов. Самое большое судно - авианосец "Ляонин" водоизмещением 59 500 тонн (бывший советский авианесущий крейсер "Варяг", который был продан Китаю Украиной по цене металлолома).


Также в составе флота есть стратегические ракетоносцы - атомные подводные лодки проекта 094 "Цзинь". Субмарины способны нести 12 баллистических ракет типа Цзюйлан-2 (JL-2) с дальностью действия 8-12 тыс. км.


Много и "свежих" кораблей, например, эсминцы типа 051С, типа "Ланьчжоу", типа "Современный" и фрегаты типа "Цзянкай".

3. Япония

В японском флоте все крупные корабли классифицируются как эсминцы, поэтому среди настоящих эсминцев есть авианесущие корабли (два корабля типа "Хьюга" и два типа "Сиранэ"), крейсеры и фрегаты. Например, два эсминца типа "Атаго" могут похвастаться крейсерским водоизмещением - 10 тыс. тонн.


Но это не самые крупные корабли - в этом году в состав флота войдет 27 000-тонный вертолетоносец типа "Идзумо", еще один будет произведен в 2017 году. Кроме вертолетов, на "Идзумо" могут базироваться истребители F-35B.


Подводный флот Японии, несмотря на отсутствие атомных подводных лодок, считается сильнейшим в мире. Он насчитывает пять ПЛ типа "Сорю", одиннадцать типа "Оясио" и одну "Харусио".


Сейчас Морские силы самообороны Японии насчитывает приблизительно 124 корабля . Эксперты отмечают, что японский флот имеет сбалансированный корабельный состав и представляет собой продуманную до мелочей боевую систему.

2. Россия

Российский флот насчитывает 280 кораблей . Самые грозные - тяжелые крейсеры проекта 1144 "Орлан" водоизмещением 25 860 тонн, их всего три, но огневая мощь этих судов просто потрясающая. Недаром в НАТО эти крейсеры классифицируют как линейные.

Не уступают им по вооружению три других крейсера - проекта 1164 "Атлант", водоизмещением 11 380 тонн. Но самым большим является авианесущий крейсер "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов" водоизмещением 61 390 тонн. Этот корабль не только хорошо защищен средствами ПВО, но и бронирован. В качестве брони используется катанная сталь, а противоторпедная трехслойная защита шириной 4,5 м выдерживает попадание 400 кг ТНТ заряда.

Впрочем, и сам флот активно модернизируется: планируется, что до 2020 года Военно-морской флот Российской Федерации получит порядка 54 современных боевых надводных кораблей, 16 многоцелевых подводных лодок и 8 стратегических подводных ракетоносцев проекта "Борей".

1. США

ВМС США обладают крупнейшим флотом в мире, в его составе 275 кораблей , в том числе 10 авианосцев типа "Нимиц", такой внушительной силой не обладает ни одна страна. Именно на флоте в основном базируется военная мощь Соединенных Штатов.


Вскоре дополнить "Нимицы" должны еще более совершенные корабли - авианосцы типа "Джеральд Р. Форд" водоизмещением более 100 000 тонн.

Подводный флот США не менее внушителен: 14 атомных подлодок типа "Огайо", каждая из которых несет по 24 баллистические ракеты "Трайдент-2". Три совершеннейшие подлодки типа "Си Вулф", цена которых была непомерной для США, поэтому от строительства крупной серии было решено отказаться. Вместо них строятся более дешевые ПЛА типа "Вирджиния", пока их в составе флота всего 10 единиц.


Кроме того, в составе ВМС остается 41 ПЛА типа "Лос-Анджелес". Флот США обладает гигантской военной мощью, оспорить которую сегодня вряд ли кому-то под силу.

Задолго до того как император Петр «прорубил окно» в Балтику и заложил основы российского морского флота, «владычица морей» Англия уже веками правила на волнах по всему земному шару. Предпосылками этого были как особенное, островное расположение Великобритании, так и геополитическая необходимость в борьбе с могущественными европейскими державами - Испанией, Францией, Португалией.

Начало

Первыми серьезными кораблями Британии можно считать триремы и диремы Римской империи, которая к вопросу кораблестроения подходила так же серьезно, как и ко всему остальному - ее парусно-гребные суда были вершиной технологий того времени. После ухода римлян и образования на территории Британских островов множества различных королевств корабли англичан ощутимо потеряли во всех компонентах - тоннаже, технологичности и количестве.

Побудительным толчком к появлению более совершенных кораблей стали набеги скандинавов - свирепые викинги на быстрых и маневренных драккарах совершали опустошительные набеги на прибрежные церкви и города. Постройка многочисленного сторожевого флота позволила британцам существенно снизить потери от вторжений.

Следующий этап в становлении военного флота Британии - вторжение Вильгельма Завоевателя и образование унитарного государства, Англии. С этого времени и стоит говорить о появлении английского флота.

Английский королевский флот

Официальную же историю Королевского флота Англии стоит начать с Генриха VII, который увеличил британский флот с 5 до 30 кораблей. До конца 16 века англичане на море особых лавров не сыскали, но после победы над испанской "Непобедимой армадой" и серии других викторий ситуация с военно-морским отрывом от европейских флагманов (Испании и Франции) стала выравниваться.

Корсары и пираты - две стороны одной медали

В истории ВМФ Великобритании особой и неоднозначной строкой стоит отметить деятельность знаменитых английских корсаров, самыми знаменитыми из которых являлись и Генри Морган. Несмотря на свою откровенно разбойничью "основную деятельность", первый из них был посвящен в рыцари и разбил испанцев, а второй добавил английской короне еще один бриллиант - Карибский архипелаг.

Военно-морской флот Великобритании

Официальная история ВМФ Великобритании (есть разночтения, связанные с наличием флотов Англии и Шотландии до 1707 года, когда произошло их объединение) начинается в середине 17-го века. С этого времени англичане стали одерживать все меньше и меньше поражений в морских сражениях, постепенно завоевывая славу самой сильной военно-морской державы. Пик английского превосходства на волнах приходится на Наполеоновские войны. Они же стали минутой славы для парусных кораблей, достигнувших к этому моменту своего технологического потолка.

Окончание наполеоновских войн вознесло Королевский ВМФ Великобритании на пьедестал сильнейшего флота в мире. В 19 веке британцы первыми стали менять дерево и паруса на железо и пар. Несмотря на то что ВМФ Великобритании практически не участвовал в крупных сражениях, считалась очень престижной, а внимание к поддержанию мощи и боеготовности военно-морских сил было первоочередным. О серьезности отношения англичан к своему преимуществу в мировом океане говорит тот факт, что негласная доктрина предписывала поддерживать следующее соотношение сил: ВМФ Великобритании должны были быть сильнее, чем любые два военно-морских флота, вместе взятые.

Первая мировая: Большой флот против флота Открытого моря

ВМФ Великобритании в Первой мировой войне проявили себя не так ярко, как можно было предполагать перед ее началом: Большой флот, основной задачей которого был разгром германского флота Открытого моря, со своей задачей не справился - его потери были значительно больше, чем у немцев. Несмотря на это, кораблестроительные мощности Великобритании были настолько велики, что свое преимущество она сохранила, вынудив Германию отказаться от тактики больших сражений и перейти к рейдерской тактике с использованием мобильных соединений подводных лодок.

К этому же времени относится создание двух, без преувеличения, эпохальных военных кораблей, ставших родоначальниками целых направлений в кораблестроении. Первым был HMS Dreadnought - линкор нового типа с мощнейшим вооружением и паротурбинной установкой, позволяющей ему развивать фантастическую по тем временам 21-узловую скорость. Вторым стал HMS Ark Royal - авианосец, прослуживший ВМФ Великобритании до 1944 года.

Несмотря на все потери Первой мировой, к ее окончанию Великобритания имела на балансе огромный флот, повисший на дырявом бюджете тяжким бременем. Поэтому Вашингтонское соглашение 1922 года, ограничивающее плавсостав определенным количеством в каждом из классов кораблей, стало для островитян настоящим спасением.

Вторая мировая: работа над ошибками

Королевский военно-морской флот Великобритании на начало Второй мировой располагал двадцатью двумя крупнотоннажными и авианосцами), 66 кораблями крейсерского класса, почти двумя сотнями эсминцев и шестью десятками подводных лодок, не считая строящихся. Эти силы превышали имеющиеся в расположении Германии и ее союзников в несколько раз, что позволяло англичанам надеяться на благоприятный для себя исход морских сражений.

Немцы же, прекрасно понимая превосходство британцев, не стали ввязываться в прямые столкновения с могучими эскадрами союзников, а занялись партизанской войной. Особую роль в этом сыграли подводные лодки, которых Третий рейх наклепал чуть ли не тысячу!

Карл Дениц, "подводный Гудериан ", разработал тактику "волчьей стаи", предполагавшую нападение на конвои и атаки по типу "укусил - отскочил". И первое время летучие отряды немецких подводных лодок приводили британцев в состояние шока - дебют военных действий в Северной Атлантике был отмечен ошеломляющим количеством потерь как в торговом, так и в военном флоте Великобритании.

Дополнительным благоприятным фактором для Германии стал тот факт, что базы ВМФ Великобритании на 1941 году значительно потеряли в числе и качестве - поражение Франции, захват Бельгии и Голландии нанесли чувствительный удар по планам островитян. Ну а Германия получила возможность эффективно использовать малые подлодки с небольшим временем автономного плавания.

Ситуацию удалось переломить за счет расшифровки кодов немецких подводников, создания новой системы конвоев, постройки достаточного количество специализированных конвойных кораблей, а также воздушной поддержки. Дальнейшие успехи Великобритании на море были связаны как с огромными кораблестроительными мощностями (англичане строили корабли быстрее, чем немцы их топили), так и с успехами союзников на суше. Выход Италии из войны лишил Германию ее средиземноморских военных баз, и битва за Атлантику была выиграна.

Фолкленды: конфликт интересов

В послевоенный период корабли ВМФ Великобритании всерьез отметились в с Аргентиной. Несмотря на неофициальный характер конфликта, потери островитян составили несколько сотен человек, несколько кораблей и десяток истребителей. Разумеется, на порядок превосходящая в морской силе Британия без особого труда добилась восстановления контроля на Фолклендами.

Холодная война

Основная же гонка вооружений состоялась не со старыми противниками - Японией или Германией, а с недавним союзником по блоку - Советским Союзом. "Холодная война" могла в любой момент стать горячей, и поэтому ВМФ Великобритании по-прежнему находился в высокой боеготовности. Размещение военно-морских баз, разработка и введение в строй новых кораблей, в том числе и подлодок с ядерным вооружением - все это британцы совершали уже в ранге второго номера. Основное противостояние развернулось между двумя титанами - Советским Союзом и США.

Военный флот Великобритании сегодня

На сегодняшний день он считается крупнейшим в Старом Свете и входит (на ротационной основе) в соединения ВМФ НАТО. Авианосцы и ракетные крейсеры с возможностью несения ядерных боеголовок являются основной ударной силой ВМФ его на настоящее время: 64 корабля, из которых 12 представляют собой подводные лодки, 2 авианосца, 6 миноносцев, 13 кораблей класса "фрегат", три десантных, 16 минных тральщиков, и двадцать сторожевиков и патрульных катеров. Еще один вспомогательный корабль, "Форт Джордж", считается военным довольно условно.

Флагманом является авианосец "Булварк" - многофункциональный корабль, выполняющий не только задачи по базированию палубных самолетов, но и десантные функции (транспортировка до 250 морских пехотинцев и десантной техники). "Булварк" был построен в 2001-м, а в строй введен в 2005 году.

Основной надводной силой являются фрегаты серии "Норфолк", названные по именам английских герцогов, а подводной - ПЛАРБы серии "Вэнгард", оснащенные ядерными ракетами. Базируется флот в Плимуте, Клайде и Портсмуте, причем плимутская база Девонпорт выступает в этой роли с 1588 года! В то время в ней укрывались корабли, поджидающие ту самую испанскую "Непобедимую армаду". Она же является единственной, на которой ремонтируют суда с ядерными движками.

Утилизация кораблей ВМФ Великобритании класса ПЛАРБ (атомных подводных лодок) не производится - нет у островитян такой технологической возможности. Поэтому отработавшие свой эксплуатационный срок субмарины просто консервируются до лучших времен.

Проход русского ракетного крейсера у территориальных вод Великобритании в 2013 году поверг в шок не только обывателей, но и военно-морской флот страны. ВМФ России у берегов Великобритании! Несмотря на статус морской державы, англичане не без труда нашли корабль, сопоставимый по классу и способный выдвинуться навстречу русскому крейсеру.

Британцам принадлежит первенство в создании двух на долгие годы изменивших лицо морских сражений: дредноута - мощного и быстрого военного судна, превосходящее своих соперников как в маневренности, так и в мощности залпа, а также авианосца - корабля, который на сегодняшний день является основной силой ВМФ всех крупных стран.

Напоследок

Что изменилось в английском флоте со времен римского владычества и до наших дней? ВМФ Великобритании проделал путь от утлых суденышек саксонских ярлов к надежным фрегатам и мощнейшим "мановарам" времен Дрейка и Моргана. И далее, уже на пике могущества, был на море первым во всем. Две мировые войны поколебали владычество Pax Britannika, а за ним и его морского флота.

На сегодняшний день ВМФ Великобритании по тоннажу находится на 6-м месте, уступая Индии, Японии, Китаю, России и США, причем американцам "островитяне" проигрывают почти в 10 раз! Кто бы мог подумать, что бывшая колония спустя пару веков будет снисходительно поглядывать на бывшую метрополию?

И тем не менее британский военный флот - это не только пушки, авианосцы, ракеты и подводные лодки. Это - история. История великих побед и сокрушительных поражений, героических поступков и человеческих трагедий... "Славься, Британия, владычица морей!"

Роль и место британских ВМС в общей структуре НАТО определяют:
- возможность осуществления политики "ядерного устрашения" (наличие в их составе стратегических ядерных сил);
- островное положение Соединенного Королевства и ключевая позиция как "морских ворот" Европы;
- уязвимость страны от нападения с моря (от вторжения и ударов с моря по метрополии и зависимым территориям);
- наличие удаленных заморских территорий;
- ключевая роль в группировках НАТО в Восточной Атлантике, зоне пролива Ла-Манш и Северном море;
- главная роль в сотрудничестве с США, стабилизация трансатлантических отношений и значимость в обеспечении лидерства в ЗЕС в сфере безопасности;
- привлечение ВМС к выполнению международных обязательств;
- необходимость защиты морских и океанских коммуникаций, экономической деятельности на море и др.

В соответствии с руководящими документами на военно-морские силы страны возложены следующие задачи:
- ядерное устрашение и сдерживание;
- нанесение ударов по ключевым объектам противника, разгром его военно-морских сил;
- высадка морских десантов;
- оборона совместно с сухопутными войсками и ВВС побережья страны и отражение ударов с моря и воздуха;
- контроль обстановки в назначенных зонах - морской (океанской) и прибрежной;
- защита морских коммуникаций и районов нефте- и газодобычи;
- сопровождение национальных торговых и рыболовецких судов;
- ведение морской разведки;
- переброска войск (сил).

Общее руководство ВМС осуществляет министр обороны через начальника штаба обороны и адмиралтейский комитет Совета обороны страны, непосредственное - начальник штаба ВМС (Лондон). Военно-морские силы состоят из флота, авиации ВМС и морской пехоты. Организационно ВМС включают командование флота и военно-морское командование в метрополии.
Структура ВМС Великобритании

Командование флота (командующий находится в г. Нортвуд, штаб - в Портсмут); (командующий флотом одновременно является командующим командованием ОВМС НАТО "Север"). Административное руководство деятельностью флота командующий осуществляет через своего заместителя - начальника штаба флота, оперативное - через командующего морскими операциями объединенного оперативного штаба (ООШ).

Командующему морскими операциями (по административной организации им является комендант морской пехоты) подчиняются командующие морскими и амфибийными силами, которые через соответствующие отделы ООШ осуществляют руководство силами и средствами, выделяемыми для проведения самостоятельных или совместных операций. В состав командования флота включены:
- Портсмутская флотилия разнородных сил (ГВМБ Портсмут), в состав которой входят: легкий авианосец "Илластриес", эскадренные миноносцы УРО пр. 42 и 45, фрегаты УРО пр. 23, танко-десантные корабли и вспомогательные суда, а также три дивизиона - тральщиков, патрульных кораблей и патрульных катеров;
- Девонпортская флотилия разнородных сил (ВМБ Девонпорт) - многоцелевые атомные подводные лодки типа "Трафальгар", фрегаты УРО пр. 22 и 23, десантный вертолетоносец "Оушен", десантно-вертолетные корабли-доки, вспомогательные суда;
- Фаслейнская флотилия разнородных сил (ВМБ Фаслейн) - ПЛАРБ типа "Вэнгард", ПЛА типа "Эстьют", дивизион тральщиков.

Авиация флота включает 14 вертолетных эскадрилий: одну - боевых вертолетов, шесть - противолодочных, три - вертолетов ДРЛО, одну - поисково-спасательная и три - транспортные.

Руководство морской пехотой (штаб в Портсмут) осуществляет комендант МП. В ее состав входят: бригада морской пехоты, отряд специального назначения ВМС, отряд десантно-высадочных средств, отряд по защите объектов ВМС, учебный центр общей подготовки, учебный центр амфибийной подготовки, учебно-испытательный центр. Общая численность личного состава регулярных сил МП около 7 500 военнослужащих, резерва - 1000 человек.

Военно-морское командование в метрополии (Портсмут) несет ответственность за следующие вопросы: комплектование военно-морских сил; подготовка и обучение личного состава, функционирование учебных центров; организация повседневной деятельности ВМС, согласование их действий с другими видами ВС; поддержание резервных компонентов в соответствующей степени боевой и мобилизационной готовности; медицинское и финансовое обеспечение ВМС; охрана береговых объектов; организация взаимодействия с другими военными и гражданскими службами по вопросам планирования и обеспечение защиты военно-морских баз и портов.

На вооружении военно-морских сил состоят: боевые корабли - 64 (в том числе четыре ПЛАРБ, три из которых - боеготовые, семь ПЛА); боевые катера - 20; вспомогательные суда - 19; боевые самолеты - 24, противолодочные вертолеты - 81. Кроме того, в резерве находится 10 боевых кораблей (включая три ПЛА).

Боевые корабли военно-морских сил Великобритании входят на ротационной основе в состав постоянных соединений объединенных ВМС НАТО, в том числе постоянных групп №1 ОВМС НАТО и №1 минно-тральных сил ОВМС НАТО. Постоянные группы ВМС имеются также в Персидском заливе и Аравийском море.

Система базирования ВМС на территории Великобритании включает три основные ВМБ - Портсмут (главная), Девон порт и Фаслсйн, и пункты базирования - Портленд, Холи-Лох, Лондондерри, Дартмут. Важную роль в этой системе играет сеть морских портов (до 120 крупных и средних портов). Свыше 40 из них общего назначения в состоянии обеспечить маневренное и рассредоточенное базирование кораблей основных классов. На заморских территориях имеются военно-морские базы - Гибралтар (Средиземное море), Порт-Стэнли (Южная Атлантика) и на о. Кипр (Средиземное море). ВМБ и ПБ обладают достаточными возможностями для обеспечения судоремонта и МТО флота, в том числе в интересах ОВМС НАТО. Авиация ВМС базируется на двух основных АвБ: Йолвилтон и Калдроуз. Морская пехота дислоцируется в Портсмут, Плимут, Пул, Арброут и Девонпорт.

Британские корабли задействуются во всех силовых акциях, предпринимаемых США, а также во всех мероприятиях, проводимых под эгидой ООН и других организаций. В частности, для участия в миротворческой операции в рамках регионального конфликта предусматривается выделение от ВМС страны до восьми боевых кораблей; в операции вторжения в составе МНС (по типу операций в зоне Персидского залива) - до 14 и в крупномасштабной операции вторжения в рамках национальных ВС с введением частичной мобилизации -до 45 боевых кораблей.

ВМС Великобритании сохраняют одно из ведущих мест в мире как по количественному составу и сбалансированности, так и по степени боеготовности и уровню оперативных возможностей. В их составе имеются практически все компоненты и классы кораблей, необходимые для решения всего спектра задач, и по своим возможностям они занимают второе место после ВМС США. Силы флота способны в рамках национальных ВС (вне НАТО) осуществлять весь спектр наступательных и оборонительных действий, включая завоевание господства на море, нанесение ударов по морским и береговым целям противника, проведение морских десантных операций и др.

Слабыми сторонами ВМС страны являются:
- необходимость привлечения судов гражданского флота для тылового обеспечения и перебросок сил морем, требующая приобретения судов типа "ро-ро";
- низкая "эффективность системы ПВО ВМС при высоком уровне воздушной угрозы без поддержки авиации наземного базирования (ВВС) при проведении самостоятельных операциях на большом удалении от баз:
- несоответствие минно-тральных сил потребностям минной войны в случае массированных постановок мин в прибрежных районах для гарантированной защиты морских коммуникаций;
- низкая обеспеченность системами и средствами космического базирования (разведки, связи, целеуказания и др.) в случае боевого применения ВМС в удаленных районах без опоры на средства США и НАТО при осуществлении противоракетной обороны, применения высокоточного оружия большой дальности (КРМБ "Томахок"), стратегических ядерных средств системы "Трай-дент-2" и др.

Сильными сторонами ВМС Великобритании являются:
- возможность развертывать в любом районе мира разнородные силы, которые могут действовать длительное время совместно с включенными в их состав подразделениями других видов ВС и проводить операции оперативно-такгического уровня;
- способность обеспечить устрашение противника с использованием всего спектра средств стратегических, оперативно-тактических ядерных средств и средств общего назначения;
- наличие существенного потенциала для воздействия по берегу;
- наличие достаточного количества высокоэффективных средств противолодочной обороны;
- возможность интеграции в объединенные структуры благодаря наличию совместимых систем управления, разведки, тылового и других видов обеспечения;
- высокая степень свободы маневра силами флота практически по всему периметру границ страны, возможность ведения блокадных и других действий с массированным использованием минного оружия, привлечения авиации берегового базирования, а также организации противолодочных и других оборонительных зон и рубежей;
- наличие высокоразвитой системы базирования, в том числе на заморских территориях.

Достаточно эффективному использованию ВМС в рамках ОВМС НАТО способствуют географические особенности Восточной Атлантики и Северо-Западного Европейского ТВД, позволяющие планировать блокадные действия и организовывать противолодочные и другие оборонительные рубежи.

Перспективы развития ВМС. Строительство британских военно-морских сил осуществляется в соответствии с "Программой развития вооруженных сил на период до 2015 года". Согласно ей продолжается строительство четырех (из семи) ПЛА нового поколения типа "Эстьют", которые заменят атомные подводные лодки типа "Свифтшур". 27 августа 2010 года в боевой состав ВМС введена головная ПЛА - "Эстьют". Ввод в боевой состав второй ПЛА - "Эм-буш" - ожидается в 2011 году. Третья и четвертая ("Артфал" и "Одэйшес") находятся на различных стадиях строительства. Кроме того, принято решение о строительстве пятого и шестого корпусов данного типа.

В 2010 году в боевой состав национальных ВМС введен головной эсминец УРО типа "Дэринг" нового проекта - 45, а к 2014-му флот должен получить Великобритании еще пять подобных кораблей, которые постепенно заменят устаревшие эсминцы.

Для замены фрегатов проектов 22 и 23 планируется построить до 20 ФР нового поколения. Разработку концепции перспективного фрегата УРО в рамках программы "Надводный боевой корабль будущего" (FSC - Future surface combatant) ведет компания "БАэ систем*". Ввод головного корабля в боевой состав ожидается к 2018 году.

В качестве одного из направлений повышения ударных возможностей флота командование ВМС рассматривает вопрос об оснащении многоцелевых атомных подводных лодок крылатыми ракетами морского базирования (КРМБ) "Томахок" Block 4 американского производства.

Министерство обороны страны первоначально подписало контракт на постройку двух перспективных авианосцев (водоизмещение около 60 тыс. т, длина до 285 м) с неядерной энергетической установкой, в которой примут участие военно-промышленные фирмы Великобритании и Франции (для последней предполагается построить также один авианосец). Общая стоимость контракта составляет около 12 млрд долларов. Ввод первого корабля ("Куин Елизабет"), намеченный на 2014 год, и второго ("Принс оф Уэльс") - на 2016-й, перенесен на два года.

Исходя из этого, командование британских ВМС на два года (до 2012) продлило срок службы легкого авианосца "Инвинсибл", а авианосцев "Илластриес" и "Арк Ройял" - до 2014-го и 2017-го соответственно. Но весной 2011 года, по сообщению английских средств массовой информации, командование ВМС приняло решение отказаться от строительства авианосца "Принс оф Уэльс", что позволит сэкономить почти 8,2 млрд фунтов стерлингов. На принятие такого решения повлияла не столько стоимость самого корабля, сколько дороговизна палубных истребителей F-35 (создаваемых по программе JSF - Joint Strike Fighter), которые планировалось разместить на авианосце. Согласно контракту ВМС страны уже не могут отказаться от постройки корабля. Однако военные приняли решение превратить его в десантный корабль, где будут размещаться только вертолеты.

Кроме того, сократится и число истребителей F-35, которые поступят на вооружение военно-воздушных сил Великобритании - вместо 138 самолетов они получат лишь 50. Это позволит сэкономить более 7,6 млрд фунтов стерлингов. По данным английских СМИ, стоимость каждого истребителя приближается к 90 млн фунтов стерлингов, и в дальнейшем она может быть увеличена.

Помимо этого, Великобритании не придется строить новый вертолетоносец, предназначенный для замены корабля "Оушн". Последний планируется вывести из боевого состава ВМС в 2018 году и заменить его авианосцем "Принс оф Уэльс", что позволит сэкономить еще 600 млн фунтов стерлингов.

Амфибийные возможности флота предполагается повысить за счет строительства транспортно-десантных кораблей типа "Бэй" (четыре единицы) для замены устаревших танкодесантных кораблей "Сэр Бидайвер". В целях повышения боевых возможностей противолодочных сил ВМС Великобритании продолжается модернизация фрегатов УРО проекта 23. Она предусматривает оснащение их тяжелыми вертолетами "Мерлин" НМ Mk.l и установку нового гидроакустического комплекса.

В рамках программы MARS (морская система тылового обеспечения ВС в удаленных районах) предполагается построить от восьми до 11 вспомогательных судов.

Продолжаются оценочно-проектные работы по созданию нового госпитального судна. Согласно замыслу разработчиков, новый корабль будет иметь на борту до восьми операционных блоков и около 200 коек - для оказания всесторонней медицинской помощи раненым, в том числе пораженным ОМП. Ввод госпитального судна в состав флота для замены судна "Аргус" намечен на 2012 год.

По заказу министерства обороны Великобритании военной промышленностью разрабатывается новый вертолет боевого обеспечения для морской пехоты в рамках программы SABR. Он должен поступить на вооружение в ближайшие годы и заменить "Си Кинг" НС.4.

В целом ВМС Великобритании к 2025 году сохранят превосходство над всеми западноевропейскими странами по широкому спектру показателей, в том числе по водоизмещению флота, оснащенности средствами ПВО, ведению борьбы с надводным противником, организации противолодочной и противоминной обороны и другим.
Разработка и реализация планов Великобритании по совершенствованию ВМС позволят им в прогнозируемый период эффективно решать разнообразные задачи в составе группировок ОВМС НАТО (ЕС, ООН), в том числе многонациональных миротворческих сил.

Характерной чертой современного развития английских ВМС, по мнению зарубежных специалистов, является строительство в основном наступательных средств борьбы, в частности кораблей - носителей ракетного оружия. Особое значение придаётся постройке атомных ракетных и торпедных подводных лодок. Несмотря на финансовые затруднения в стране, английская программа создания атомного подводного флота, принятая несколько лет назад, выполняется. Командование ВМС Великобритании, как свидетельствуют сообщения иностранной печати, много внимания уделяет также обновлению надводного корабельного состава.

Строительство английских ВМС в целом идёт по линии создания небольших по численности, но сбалансированных и оснащённых современными системами оружия и боевой техникой сил.

В зарубежной прессе отмечалось, что во всеобщей ядерной войне ВМС Великобритании будут решать поставленные перед ними командованием задачи во взаимодействии с флотами других стран - участниц этого агрессивного блока, и в первую очередь военно-морскими силами Соединённых Штатов. В то же время предусматривается, что в ограниченных войнах, в борьбе с национально-освободительным движением ВМС Великобритании должны быть готовы к ведению боевых действий самостоятельно и во взаимодействии с другими видами национальных вооружённых сил.

Организация ВМС

Военно-морские силы Великобритании состоят из военно-морского флота, авиации ВМС и морской пехоты.

Военно-морской флот организационно делится на флот, подводные силы и военно-морское командование в метрополии. Флот состоит из соединения авианосных и амфибийных сил, включающего ударный авианосец, десантные вертолётоносцы и десантно-вертолётные, корабли-доки, и двух флотилий. В 1-ю флотилию входят два эскадренных миноносца УРО и четыре эскадры сторожевых кораблей, базирующихся на Портсмут и Чатам; во 2-ю флотилию - два-три эскадренных миноносца УРО и три эскадры сторожевых кораблей, базирующихся на Плимут и Розайт.

Подводные силы включают 10-ю эскадру атомных ракетных подводных лодок и 3-ю эскадру атомных торпедных подводных лодок, базирующихся на Фаслейн, а также 1-ю эскадру дизельных подводных лодок, базирующуюся на Госпорт, и 2-й дивизион, базирующийся на Плимут.

Военно-морское командование в метрополии объединяет все береговые учреждения и учебные центры ВМС и силы четырёх военно-морских районов (Портсмутского, Плимутского, Чатамского, Шотландского), куда входят дивизионы тральщиков, эскадра охраны рыболовства, малые десантные корабли и вспомогательные суда.

Авиация ВМС включает эскадрильи палубных штурмовиков «Буканир», истребителей , самолётов ДРЛО «Ганнет», а также эскадрильи противолодочных вертолётов , «Уосп» и транспортно-десантных вертолётов «Уэссекс» Мк5.

Базовая авиация (эскадрильи самолётов и «Шэклтон»), решающая задачи в интересах военно-морских сил, входит в состав ударного авиационного командования ВВС.

Морская пехота включает 3-ю бригаду и 45-ю отдельную батальонную группу. В состав 3-й бригады морской пехоты, дислоцирующейся в Плимуте, входят 40, 41 и 42-й батальоны и 29-й полк лёгкой артиллерии (четыре батареи 105-мм орудий).

45-я отдельная батальонная группа дислоцируется в Арброт (Шотландия). Она предназначается для усиления группировки объединённых вооружённых сил НАТО в Северной Норвегии.

Группировка регулярных ВМС

После вывода значительной части сил из района к востоку от Суэца и ликвидации в конце 1971 года Дальневосточного флота и Командования в районе Персидского залива основная группировка регулярных сил флота (85% кораблей) сосредоточена в водах метрополии. Из этой группировки в состав постоянного соединения ВМС НАТО на Атлантике выделяются эскадренный миноносец УРО и сторожевой корабль, а также эскадра сторожевых кораблей и базовых тральщиков для охраны зон рыболовства в Северной Атлантике.

В районе к востоку от Суэца постоянно находятся шесть сторожевых кораблей и эскадренных миноносцев, два из которых выделяются в состав объединённых ВМС блока АНЗЮК (базируются на Сингапур), а четыре - периодически посещают район Персидского залива с целью демонстрации силы, а также ведут разведку в Индийском океане.

При осложнении обстановки в тех или иных странах бассейна Индийского океана и в Юго-Восточной Азии группировку флота в районе к востоку от Суэца предполагается усиливать, направляя туда корабли, находящиеся в европейских водах.

На Средиземном море постоянно находятся эскадренный миноносец УРО и два сторожевых корабля (один из них в районе Гибралтара), выделенные в состав объединённых вооружённых сил НАТО в Европе. Периодически сюда направляются для участия в национальных и совместных с союзниками по блоку НАТО учениях корабли из состава соединения авианосных ударных и амфибийных сил. В отдельные периоды группировка наращивается до 12-14 кораблей различных классов.

В Западной Атлантике (в районе Карибского моря) постоянно несут службу два сторожевых корабля, один из которых имеет на борту отряд морской пехоты.

В Южной Атлантике почти постоянно находится гидрографическое ледокольное судно.

Отряд морской пехоты и судно на воздушной подушке дислоцируются на Фолклендских о-вах.

Состояние и перспективы строительства ВМС

Подводные лодки. Атомные ракетные подводные лодки составляют стратегические ядерные силы Великобритании. В настоящее время в составе ВМС страны имеется четыре таких корабля типа , вооружённых американскими ракетами А3 с английскими ядерными боевыми головками. Эти подводные лодки поочерёдно ведут боевое патрулирование в Северной Атлантике.

Пришедшее к власти в 1970 году консервативное правительство, несмотря на кризисное состояние экономики страны, изучает вопрос о возможности строительства пятой атомной ракетной подводной лодки. Считается, что наличие пяти ракетных лодок в составе флота позволит две-три из них постоянно держать на боевом патрулировании. Кроме того, министерство обороны ставит вопрос о перевооружении этих кораблей ракетами , что даст возможность намного увеличить количество стратегических ядерных боеголовок на них.

Атомные торпедное подводные лодки

Первую атомную торпедную подводную лодку «Дредноут» заложила в июне 1959 года. В 1964 году после всесторонних её испытаний началось строительство серии из пяти атомных подводных лодок типа , а с ноября 1967 года - типа . В настоящее время семь атомных торпедных подводных лодок находятся в составе регулярного флота и три - в постройке.

Дизельные подводные лодки

В составе ВМС Великобритании имеется 26 подводных лодок этого подкласса. Количество их ежегодно сокращается в связи со сдачей на слом устаревших подводных лодок типа «А», построенных в первые послевоенные годы. В ближайшие годы из дизельных подводных лодок в ВМС Великобритании останутся только 13 типа постройки 1961 - 1967 годов и 8 типа «Поппойс» постройки 1958-1961 годов.

В иностранной прессе сообщалось, что с 1967 года строительство дизельных подводных лодок для своих ВМС Великобритания прекратила.

Ударные авианосцы

Количество кораблей этого подкласса в английских ВМС в послевоенный период постепенно сокращалось, и к концу 60-х годов их оставалось только три. В настоящее время флот располагает лишь одним ударным авианосцем «Арк Ройял». Ударный авианосец «Гермес», который в 1964-1966 годах прошёл значительную модернизацию, в марте 1971 года поставлен на переоборудование в десантный вертолётоносец, а ударный авианосец , подвергшийся модернизации в 1959-1964 годах, в начале 1972 года сдан на слом. Причиной этому, как отмечалось в зарубежной печати, явился главным образом недостаток денежных средств, необходимых для нового переоборудования этих кораблей с тем, чтобы на них могли базироваться самолёты «Фантом».

Ударный авианосец «Арк Ройял», капитальный ремонт и модернизация которого были закончены в феврале 1970 года, решено оставить в составе флота до конца 70-х годов. На него базируется до 30 самолётов (эскадрилья палубных штурмовиков «Буканир», эскадрилья истребителей «Фантом», отряд самолётов ДРЛО «Ганнет») и отряд противолодочных вертолётов «Си Кинг».

Крейсера

В составе ВМС имеются три крейсера типа «Тайгер», которые были заложены во время второй мировой войны и достроены по изменённым проектам только в 1959-1961 годах. В 1964 году командование ВМС решило переоборудовать все эти корабли в крейсера-вертолётоносцы. Уже переоборудован крейсер «Блейк» и завершаются работы на крейсере «Тайгер», который должен войти в состав регулярных сил флота в конце 1972 года. В ходе переоборудования на кораблях сняты кормовые артиллерийские башни и на их месте сооружены посадочные площадки и ангары для противолодочных вертолётов «Си Кинг». Таким образом, крейсера-вертолётоносцы стали многоцелевыми кораблями, оснащёнными преимущественно противолодочным вооружением. Сохранение носовой артиллерийской башни главного калибра (два 152-мм орудия) позволяет использовать крейсера-вертолётоносцы для оказания огневой поддержки морским десантам, а оснащение в ходе переоборудования современными средствами управления и связи - в качестве штабных кораблей. При необходимости крейсера-вертолётоносцы могут принимать на борт морскую пехоту и транспортно-десантные вертолёты для её десантирования.

Однако, как сообщалось в английской печати, испытания крейсера-вертолётоносца «Блейк» показали, что корабли этого подкласса не располагают достаточными боевыми возможностями для решения возложенных на них задач, не имеют должных зенитных средств и в силу этого сами нуждаются в прикрытии с воздуха. В связи с этим считается нецелесообразным переоборудовать третий крейсер «Лайон»; принято решение исключить его из состава флота.

В настоящее время в Великобритании разрабатывается проект крейсера со сплошной (полётной) палубой (рис. 1). Предполагается, что он будет иметь водоизмещение примерно 20 тыс. т и что на него смогут базироваться до 12 вертолётов или смешанная авиагруппа, состоящая из вертолётов и самолётов с вертикальным взлётом и посадкой типа . Кроме того, такие корабли намечено вооружать ракетными системами класса «корабль-корабль» и зенитными ракетными системами .

Рис. 1. Схематическое изображение крейсера со сплошной (полётной) палубой.

Командование ВМС Великобритании считает, что базирующиеся на крейсера со сплошной палубой самолёты с вертикальным взлётом и посадкой типа «Харриер» в основном будут использоваться для ПВО соединений кораблей, находящихся в районах, удалённых от баз истребительной авиации ВВС., Кроме того, такие самолёты намечается применять для нанесения ударов по надводным кораблям и подводным лодкам противника в море, а также для ведения разведки.

Эскадренные миноносцы УРО

В составе ВМС имеется восемь кораблей этого подкласса типа «Каунти», построенных в 1962-1970 годах. Они оснащены считавшимися в 60-х годах лучшими английскими системами корабельного вооружения, в том числе зенитными ракетными системами «Си Слаг» и , противолодочными вертолётами «Уэссекс».

По своим боевым возможностям эти корабли относятся к многоцелевым. Считается, что они способны обеспечить ПВО и ПЛО соединений кораблей в море и решать частные задачи в удалённых районах Мирового океана в случае возникновения ограниченных войн. Строительство кораблей этого типа прекращено.

По сообщениям зарубежной печати, в настоящее время заканчивается постройка эскадренного миноносца УРО проекта 82 (рис. 2). Первоначально он проектировался как сторожевой корабль. Однако по мере насыщения корабля различными системами противолодочного оружия (бомбомёты, противолодочный вертолёт «Уосп», система ПЛУРО «Икара») и зенитного (система ) водоизмещение его возросло до 5650 т, а стоимость постройки превысила стоимость строительства эскадренного миноносца УРО типа «Каунти». В связи с этим командование ВМС Великобритании решило ограничиться постройкой лишь одного такого корабля и начать серийное строительство многоцелевых эскадренных миноносцев УРО проекта 42 типа «Шеффилд» (рис. 3) водоизмещением по 3500 т. Эти корабли будут оснащены противолодочным вертолётом WG.13 «Линкс» и зенитной ракетной системой «Си Дарт», но на них не будет противолодочных бомбомётов и системы ПЛУРО «Икара». В настоящее время в различных стадиях постройки находится шесть кораблей этого типа, головной из них должен вступить в строй в 1973 году.

Рис. 2. Макет эскадренного миноносца УРО «Бристоль».

Эскадренные миноносцы

В составе английского флота остались два эскадренных миноносца («Кэвалир» и «Капрайс»), построенные во время второй мировой войны. Оба они устарели и в ближайшее время должны быть исключены из состава флота. По сведениям английской печати, дальнейшее строительство эскадренных миноносцев для ВМС Великобритании не планируется.

Рис. 3. Макет эскадренного миноносца УРО типа «Шеффилд».

Сторожевые корабли

Английские ВМС располагают 65 сторожевыми кораблями, из них 53 находятся в регулярном флоте, а 12 в резерве, в длительном ремонте и на модернизации.

Основное ядро сторожевых кораблей составляют корабли общего назначения типа (26 единиц) постройки 1963-1972 годов. В настоящее время строительство кораблей этого типа завершено и те из них, которые введены в строй первыми, уже подверглись модернизации в основном в целях оснащения системой ПЛУРО «Икара».

К сторожевым кораблям общего назначения относятся также семь кораблей типа «Трайбл» постройки 1961-1964 годов. Они предназначались для решения различных задач главным образом в таких районах, как Персидский залив и Юго-Восточная Азия. В связи с этим, как отмечалось в английской печати, некоторое вооружение этих кораблей недостаточно совершенно, только два из них («Гурка» и «Зулу») оснащены зенитными ракетными системами ближнего действия «Си Кэт».

Четыре сторожевых корабля типа построены в 1957- 1959 годах для обеспечения ПВО конвоев.

Сторожевые корабли типа «Солсбери» (четыре единицы), построенные в 1957-1960 годах, проектировались как корабли наведения на цели самолётов авианосной авиации. В настоящее время, как отмечалось в английской печати, в связи с сокращением авианосных ударных сил до одного ударного авианосца и слабым противолодочным и противовоздушным вооружением этих кораблей они утрачивают своё значение.

К противолодочным сторожевым кораблям ВМС Великобритании относятся 9 кораблей типа «Ротсей», 6 типа «Уитби» и 12 типа «Блэквуд» проектов 14 и 15. Все они построены в 1955-1961 годах.

Наиболее современными из противолодочных сторожевых кораблей считаются корабли типа «Ротсей». Семь из них прошли модернизацию, в процессе которой были оснащены зенитной ракетной системой «Си Кэт», противолодочными вертолётами «Уосп», имеющими на вооружении самонаводящиеся торпеды, и опускаемыми гидроакустическими станциями. Считается, что после модернизации боевые возможности кораблей типа «Ротсей» возросли и приблизились к боевым возможностям сторожевых кораблей общего назначения типа «Линдер».

Корабли типа «Уитби» были построены в 50-х годах, предназначались они в основном для поиска и уничтожения подводных лодок противника в арктических водах-и наведения самолётов базовой авиации. В настоящее время эти корабли считаются устаревшими и используются главным образом в составе дартмутской учебной эскадры и эскадры по охране рыболовства.

Корабли проекта 14 типа «Блэквуд» (8 единиц) являются устаревшими, возможности их по поиску и уничтожению современных подводных лодок противника незначительны, поэтому используются они в основном в составе эскадры по охране рыболовства в районе Исландии. В английской прессе сообщалось, что в ближайшие годы эти корабли будут постепенно исключаться из состава регулярного флота.

Корабли проекта 15 типа «Блэквуд» (4 единицы) - это бывшие эскадренные миноносцы военной постройки, переоборудованные затем в 1952-1954 годах в быстроходные противолодочные сторожевые корабли. Модернизацию корабли этого проекта не проходили, современными системами противолодочного оружия и средствами поиска и обнаружения лодок не перевооружались, поэтому в ближайшие годы их предполагается сдать на слом.

Сообщения зарубежной печати свидетельствуют о том, что командование ВМС Великобритании уделяет повышенное внимание дальнейшему развитию сторожевых кораблей. В настоящее время в различных стадиях постройки находятся восемь многоцелевых сторожевых кораблей проекта 21 типа «Амазонка» (рис. 4) полным водоизмещением по 2500 т. Каждый из них предполагается вооружить системой ЗУРО «Си Кэт» (а корабли более поздней постройки - системой ЗУРО «Си Вулф»), 114-мм универсальной артиллерийской установкой Мк8, двумя 20-мм автоматами , двумя трёхтрубными торпедными аппаратами и противолодочным вертолётом WG.13 «Линкс». Газотурбинная энергетическая установка обеспечивает кораблям высокую степень готовности к выходу в море и скорость хода свыше 30 узлов. Головной корабль этого проекта («Амазонка») находится в стадии достройки и должен быть введён в состав регулярного флота в конце 1972 года.

Рис. 4. Схематическое изображение сторожевого корабля типа «Амазонка».

Разрабатывается многоцелевой сторожевой корабль проекта 22 для решения задач, которые могут встать перед сторожевыми кораблями в 80-х годах. Однако желание командования ВМС построить корабль, который можно было бы оснастить перспективными системами зенитного и противолодочного вооружения, не выходя в то же время по водоизмещению за пределы 2500 т, не позволило ещё чётко определить задание, что стало причиной задержки разработки его проекта. В английской печати сообщалось, что этот корабль должен иметь на вооружении зенитную ракетную систему «Си Вулф», противолодочный вертолёт WG.13 «Линкс», ракеты «Экзосет» класса «корабль-корабль» и, возможно, систему ПЛУРО «Икара».

Десантные вертолётоносцы. ВМС Великобритании располагают двумя десантными вертолётоносцами («Бульварк» и «Альбион»), переоборудованными в 1960-1962 годах из ударных авианосцев типа «Сентаур». Последние были заложены в конце второй мировой войны, а введены в строй в 1954 году.

Каждый из вертолётоносцев способен принять на борт на длительное время до батальона морской пехоты или сухопутных войск. Для десантирования личного состава и переброски на берег вооружения, боевой техники и предметов материально-технического обеспечения на десантных вертолётоносцах имеется по 20 транспортно-десантных вертолётов «Уэссекс» Мк5 и по четыре пехотно-десантных катера типа LCVP.

В настоящее время в десантный вертолётоносец переоборудуется ударный авианосец «Гермес», который заменит устаревший корабль этого класса «Альбион».

Десантно-вертолётные корабли-доки

В составе ВМС Великобритании имеются два таких корабля «Фиерлис» и «Интрепид» (рис. 5). Построены они в 1965-1967 годах, являются универсальными кораблями амфибийных сил. В их доках находится по четыре танкодесантных катера, позволяющих десантировать тяжёлое вооружение и боевую технику на необорудованное побережье. Для высадки личного состава могут применяться пехотно-десантные катера и вертолёты «Уэссекс». Специально оборудованные командные пункты и средства связи дали возможность использовать десантно-вертолётные корабли-доки в качестве штабных кораблей амфибийных сил. Кроме новейших обычных средств связи, на корабле «Интрепид» имеется аппаратура, позволяющая использовать английскую спутниковую систему связи , которая обеспечивает прямую связь корабля из любого района Мирового океана с метрополией. Считается, что эти корабли вполне обеспечивают потребности английской морской пехоты. В связи с этим дальнейшее строительство десантно-вертолётных кораблей-доков в настоящее время не планируется.

Рис. 5. Десантно-вертолётный корабль-док «Интрепид».

Базовые тральщики

В английском флоте насчитывается 60 базовых тральщиков типа постройки 1953-1960 годов, из них около 40 находятся в составе минно-тральных сил, 11 приданы учебным центрам подготовки резервистов, а остальные перевооружены для несения патрульной службы в эскадре охраны рыболовства в районе Шотландии и Исландии, а также для патрулирования в районе Гонконга. После 1960 года Великобритания тральщики не строила, и только в феврале 1970 года командование ВМС выдало фирме «Воспер торникрофт» заказ на постройку . К 18 января 1972 года тральщик спущен на воду. Размерения и водоизмещение его остались такими же, как и у базовых тральщиков типа «Тон».

Тактико-технические данные кораблей ВМС Великобритании приведены в таблице.

Личный состав

ВМС Великобритании, как и другие виды вооружённых сил страны, комплектуются из числа добровольцев. При этом, несмотря на непопулярность военной службы среди английской молодёжи, наличие в стране более чем миллиона официально зарегистрированных безработных и неуверенность в завтрашнем дне заставляют идти на службу в ВМС даже хорошо подготовленных специалистов. Минимальный срок контракта три года. Однако в силу системы материального поощрения, вербовки на более длительные сроки и последующей перевербовки, многие служат на флоте значительно дольше. По состоянию на начало 1972 года контракты продлевали 53% поступавших на минимальный срок службы, 65% после 9 лет службы, 55% после 12 лет службы и 43% после 22 лет службы в ВМС.

Распределение личного состава ВМС по родам сил на ту же дату характеризовалось следующими данными: на надводных кораблях регулярного флота насчитывалось 22 000 человек, на вспомогательных судах 3000, на атомных ракетных подводных лодках и в силах их обслуживания 3000, на атомных торпедных и дизельных подводных лодках 2000, в авиации ВМС 2000, в морской пехоте 8000, в штабах, базах, учебных центрах и т. д. 38 000 человек.

Правящие круги Великобритании издавна использовали и используют военно-морские силы как важнейший инструмент империалистической политики, как передовой эшелон агрессии и вмешательства в дела других стран и народов.

Сообщения зарубежной печати, официальные заявления представителей командования и практические мероприятия по строительству ВМС Великобритании свидетельствуют о том, что их роль как важнейшего инструмента политики в агрессивных планах английского империализма все более возрастает.

На прошлой неделе на “ВО” появился материал о состоянии вооруженных сил Туманного Альбиона. Эксперт, не стесняясь в выражениях, красочно описал упадок некогда мощнейших ВВС и ВМС (армия у бриттов традиционно не являлась приоритетом).


Военные расходы Британии составляют всего лишь 1,9% от ВВП, что не лучшим образом сказывается на обороноспособности страны. Однако автор чрезмерно увлёкся, затронув области, о которых он не имеет четких представлений. Недостаток информации был восполнен догадками, которые, по представлению автора, должны соответствовать общей линии его рассказа.

На "далекую линию овеянных бурями кораблей" "правящей морями" Британии рассчитывать не приходится, с ней дела еще хуже, чем с авиацией.


"Облезлый британский лев: "Ступай прочь, старая палёная кошка!", автор Я. Вяткин.

Взвешивая чужие промахи, мало кто из нас не положит руку на чашу весов (Л. Питер). Объективность - понятие субъективное. Для точных оценок необходимо владеть полным объёмом информации, что маловероятно на практике. Максимум, что может журналист, - быть беспристрастным, анализируя доступные ему данные.

Более близкое знакомство с Королевскими ВМС приводит к неожиданному выводу: их флот находится в лучшем состоянии за последние 50 лет. А ограниченного бюджета хватает для содержания одних из лучших ВМС в мире. Для того, чтобы убедиться в этом, перемотаем на несколько десятилетий назад.

1982 год, Фолклендский конфликт: лучшее, что было у Британии, - эсминцы “тип 42” (4200 тонн) с ограниченными боевыми возможностями. Восемь единиц в строю.

Авианосцы и “СиХарриеры” провалили оборону против аргентинских ВВС, оснащенных авиатехникой 1950-х гг. Вот такими были те авианосцы.

Пара десятков эсминцев и фрегатов (2000 тонн) постройки 1950-60х гг. О возможностях этих “посудин” говорит простой факт: из восьми десятков выпущенных ракет ЗРК “СиКэт” было зафиксировано… 0 попаданий.

Неудивительно, что 30 кораблей и судов (треть эскадры!) были повреждены средствами воздушного нападения. Своей победой британские адмиралы обязаны еще более удручающему состоянию вооруженных сил Аргентины, у тех отказали 80% сброшенных бомб.


Словно кинохроника Второй мировой. Средства ПВО британских кораблей позволяли расстреливать их в упор.

Прошло три десятилетия. Как изменился британский флот?

Боевое ядро современных КВМС - шесть эсминцев типа “Дэринг” (Тип 45), принятые в строй в 2009-2013 гг.

"Дэринги", в общем, тоже не шедевр кораблестроения, имеют достаточно проблемный ЗРК


Из той же статьи.

Особенно странным было упоминание о проблемном ЗРК, учитывая, что “Дэринги” - лучшие в мире из специализированных кораблей ПВО/ПРО. Там, где не справятся британские эсминцы, уже не справится никто.

Насколько оправданно подобное заявление? Чтобы убедиться в том, что они лучшие в своём классе, достаточно взглянуть на корабли.

Эсминец выделяется всем. От грамотной компоновки с выдающейся высотой размещения антенных постов, до качественных характеристик самих антенн (2 радара с АФАР) и зенитного комплекса PAAMS(S), установившего серию рекордов по перехвату целей в сложных условиях.

“Дэринг” вдвое крупнее эсминцев предыдущего типа (Type 42). Его полное водоизмещение - около 8000 тонн. Отсутствие ударного вооружения и КР большой дальности объясняется мирным временем: в носовой части “Дэринга” зарезервировано место под 12-16 дополнительных ракетных шахт.

Даже спустя десятилетие после закладки уровень ПВО британских эсминцев остается недостижимым для ВМС большинства стран мира.

Помимо “Дэрингов”, в составе надводной компоненты имеются 13 фрегатов типа “Дюк” (“Герцог”), пополнивших ряды ВМС в период с 1990 по 2002 гг. По своим характеристикам и составу вооружения они примерно соответствуют отечественным БПК пр. 1155. При этом “герцоги” моложе отечественных БПК и эсминцев в среднем на 10 лет.

В 2017 году на верфи в Глазго был заложен фрегат следующего поколения Global Combat Ship (Тип 26), полным водоизмещением свыше 8000 тонн. Ожидается, что до конца следующего десятилетия ВМС получат восемь таких фрегатов-переростков.

Таким на деле выглядит “облезлый британский лев”.

Параллельно ведется разработка проекта “Тип 31e”, также известного, как “фрегат общего назначения”. Более скромная версия корабля океанской зоны, планируемая к постройке серией из 5 единиц.

Авианосцы

В 2017 году к прохождению ходовых испытаний приступил авианосец “Куин Элизабет”. При полном водоизмещении свыше 70 тыс. тонн он стал крупнейшим из боевых кораблей, когда-либо построенных в Великобритании. А также первым полноценным авианосцем Королевских ВМС за последние 38 лет, с момента разделки на металл устаревшего “Арк Ройал” в 1980 году.

Как изменится потенциал ВМС с появлением “Куин Элизабет” и его близнеца, строящегося авианосца “Принс оф Уэлс”, чья передача флоту запланирована на 2020 год?

Несмотря на выдающиеся размеры, “Куин Элизабет” не имеет катапульт и предназначен для эксплуатации самолетов с вертикальным (укороченным) взлетом и посадкой. Реальная численность авиагруппы по плану составит всего 24 истребителя F-35B и несколько единиц винтокрылой техники. В десантной конфигурации возможно размещение транспортно-боевых вертолетов (в.т.ч. тяжелых CH-47 “Чинук”), конвертопланов и эскадрильи ударных АН-64 “Апач”.

Известно, что даже американские “Нимицы” - не в пример более мощные и совершенные корабли с большей численностью авиакрыла не способны повлиять на ситуацию в локальных войнах. Тогда чего ожидают англичане? Очевидно, что никакой значимой силы "Куины" представлять не будут.

Несомненно одно - даже такой корабль лучше, чем пустой причал.

70 тысяч тонн не могли быть потрачены впустую. Британцы получили универсальную платформу - мобильный аэродром с парой десятков истребителей, противолодочный вертолетоносец, десантный корабль и морскую радарную базу - благодаря своей мощной РЛС, “Куин” способен контролировать воздушное пространство в радиусе 400 км.

Теперь его станут пригонять везде, где появится возможность использовать такой корабль. Вопрос о необходимости выносится за рамки дискуссий. Статус “морской державы” обязывает иметь авианосец.

С появлением авианосцев возник вопрос о дальнейшей судьбе десантных кораблей “Альбион” и “Булвэрк” (“Оплот”), вступивших в строй в 2003-2004 гг. Британские УДК не отличаются выдающимися возможностями, уступая по совокупности характеристик французскому “Мистралю”. С учетом того, что проведение десантных операций может быть обеспечено при участии авианосцев “Куин Элизабет”, запланированные сроки службы УДК типа “Альбион” (до 2033-34 гг.) могут быть скорректированы в меньшую сторону.

Возможность досрочного списания УДК имеет и другую причину: в структуре ВМС Великобритании имеется “теневой” элемент. Вспомогательный флот (RFA) - морские суда специального назначения, укомплектованные гражданскими экипажами, при этом выполняющие чисто военные задачи. Быстроходные танкеры, корабли комплексного снабжения, универсальные десантные корабли и вертолетоносцы, замаскированные под гражданские суда.


Мирный пароход “Маунтс Бэй” демонстрирует створы дока для десантных катеров

Вспомогательный флот активно пополняется новой техникой. Так, в 2017 году, был введен в строй быстроходный танкер (КСС) нового типа “Тайдспринг” водоизмещением 39 000 тонн. Данное подразделение - становой хребет ВМС Великобритании, обеспечивающий проведение операций по всему земному шару.


Танкер RFA Tiderace на стоянке в американской военно-морской базе Йокосука (Япония)

Подводная компонента

В строю - 10 атомных субмарин:

4 “Вэнгарда” стратегического назначения и 6 многоцелевых ПЛА: три “Трафальгара” (1989-1991 гг.) и три “Астьюта” нового поколения.

На различных этапах постройки находятся еще две субмарины серии “Астьют”, третья построенная, но не успевшая вступить в строй (“Одейшес”), приступила к прохождению испытаний в январе 2018 года.

С учетом технического состояния кораблей, их молодого возраста и оснащения (к примеру, все шесть ПЛА - носители крылатых ракет большой дальности), ВМС Великобритании могут претендовать на второе место в мире (после США) по числу боеспособных подлодок.

Общеизвестно, что на вооружении британских ПЛАРБ находятся американские баллистические ракеты “Трайдент-2”. Менее известно, что британцы используют более совершенные ядерные боезаряды собственной конструкции, имеющие регулируемую мощность взрыва (от 0,5 до 100 кт).

Все шесть многоцелевых атомных подлодок вооружены КР большой дальности “Томагавк”. Великобритания - единственный из союзников США, которому было предоставлено право на приобретение данного , сочетающего стратегическую дальность полета с конвенционной боевой частью.

Темпы закупок крылатых ракет невелики: каждое десятилетии британцы приобретают примерно 65 “Томагавков” для компенсации расхода имеющихся ракет. Первое боевое применение состоялось в ходе бомбардировок Сербии в 1999 г., британскими подлодками было выпущено 20 ракет. В дальнейшем пуски КР производились из Индийского океана в ходе поддержки операции в Афганистане, вторжения США в Ирак и бомбардировок Ливии в 2011 г.

Достойнейший из достойных противников

Единственный в мире флот, имеющий опыт ведения морской войны в условиях, приближенных к современным. Способный на практике обеспечить логистическую поддержку крупной морской операции на удалении 13 тысяч километров от своих берегов.

Оценка состояния и возможностей Королевских ВМС невозможна без учета геополитических реалий нашего времени. Британский флот - составной элемент американских ВМС, имеющих мультинациональный формат. Противовоздушные качества “Дэрингов” используются для обеспечения обороны авианосных группировок США. Танкеры вспомогательного флота сопровождают американские эскадры. Атомные “Трафальгары” запускают крылатые ракеты для поддержки американских операций на Ближнем Востоке.



Поделиться: