Типологические образы как развитие представления. Психолого-педагогический аспект проблемы формирования представлений - образов

Психологические особенности
проблемных детей

КУРС ЛЕКЦИЙ

Учебный план

№ газеты Учебный материал
17 Лекция 1. История развития представлений о проблемном детстве. Представления о норме как социально-психологическом нормативе. Виды типологических подходов. Трехкомпонентная модель анализа отклоняющегося развития
18 Лекция 2. Механизмы психического развития. Базовые составляющие развития, их структура. Формирование произвольной регуляции, пространственно-временных репрезентаций и аффективной организации. Феноменологические проявления и треугольник анализа
19 Лекция 3. Варианты тотального недоразвития психических функций. Особенности проявлений и возникающих у ребенка проблем. Определение образовательного маршрута
20 Лекция 4. Особенности вариантов и форм парциальной несформированности компонентов психической деятельности. Механизмы, феноменология, рекомендации по психологической помощи
Контрольная работа 1
21 Лекция 5. Варианты задержанного и дисгармоничного развития. Особенности причин, механизмов и наблюдаемых проявлений. Дифференциальная диагностика и рекомендации родителям и педагогам
22 Лекция 6. Особенности механизмов формирования различных вариантов искаженного развития. Дифференциальная диагностика расстройств аутистического спектра. Поврежденное и дефицитарное развитие
Контрольная работа 2
23 Лекция 7. Представление о поврежденном и дефицитарном развитии. Психическая травма как один из вариантов поврежденного развития. Понятие сложного нарушения развития
24 Лекция 8. Диагностические методики и способы их использования в деятельности психолога. Структура психологического заключения. Психологический диагноз как основа заключения
Итоговая работа

ЛЕКЦИЯ 1

История развития представлений о проблемном детстве

Представления о норме как социально-психологическом нормативе. Виды типологических подходов. Трехкомпонентная модель анализа отклоняющегося развития

Вступление

Любая научная предметная область, если она хочет выделить себя из смежных областей данной науки, должна обладать тремя хорошо разработанными составляющими: собственной оригинальной терминологией, моделью анализа причин и динамики развития (в психологии - это движущие силы, механизмы психического развития и периодизация), а также собственной типологией/классификацией. Естественно, что в основе и периодизации, и типологии должна лежать единая методологически выверенная модель анализа. Только тогда можно говорить о самостоятельной и полноценной научной и практической области знания. В полной мере это относится и к современной психологии развития.

Как справедливо отметила Г.В. Бурменская, «… возрастная психология развития (а мы добавим: и один из ее разделов - психология отклоняющегося развития. - Авт. ) будет принципиально неполной… до тех пор, пока не будут описаны основные типы, формы, варианты развития… а на их основе - и многообразие индивидуальных особенностей».

Действительно, на практике психолог сталкивается с огромной индивидуальной вариативностью психического развития детей, что должно быть соответствующим образом проанализировано и систематизировано. Только качественная типологизация развития (помимо чисто теоретического объяснения) может дать специалисту ориентацию на характерные для каждого варианта развития проблемы, помочь в построении типовых форм коррекционно-развивающей помощи. И в первую очередь это необходимо для детей с различными рода проблемами - с этим постоянно сталкивается в своей деятельности психолог образования. Как будет показано ниже, в этом случае речь идет об отклоняющемся развитии. Именно типологии отклоняющегося развития в его различных вариантах и формах будет посвящен данный курс лекций.

По существу, первые научные представления о категориях и вариантах «аномального» развития начали формироваться в процессе систематического обучения и воспитания таких детей. Поэтому подобные знания пытались использовать, в первую очередь, в клиниках и специальных (коррекционных, как сейчас они называются) школах. Лишь в 1880–1890 годах началась деятельность по клинической классификации, когда «…каждый автор, выпуская учебник или публикуя работу, давал свою классификацию» (Н.И. Озерецкий, 1938). Возможно, именно поэтому в типологических системах специальной психологии явно доминирует клиническая и в то же время прослеживается педагогическая направленность. По этой же причине и типологизация состояний детей связывается именно с системой специального образования, с видовым разнообразием специализированных учреждений и образовательных программ.

В начале XX века начинается активная внутренняя дифференциация специальной психологии (как раздела дефектологии), появляются такие отрасли, как сурдопсихология, тифлопсихология и олигофренопсихология, что повлекло за собой необходимость дифференциации этих категорий детей для комплектации соответствующих образовательных учреждений.

Сейчас трудно сказать, когда впервые появилось типологическое разделение различных групп аномальных (как тогда называли) детей в связи с запросом дефектологической практики. Скорее всего, это произошло в рамках дифференцированного подхода к обучению детей с интеллектуальной недостаточностью. Но уже в 1940–1950 годы, как отмечает В.М. Сорокин (2003), в связи с появлением различных образовательных учреждений, распространением дефектологического подхода на дошкольный возраст, подключением к образованию новых категорий людей с отклонениями идет и дифференциация типологических групп, их внутренняя модификация . Этот процесс развивался сначала в контексте клинического подхода и лишь затем распространялся на дефектологическую практику. Одна из первых наиболее масштабных клинических классификаций «аномального детства» приведена в работах Г.Е. Сухаревой (1955–1965). Именно с них имеет смысл отсчитывать появление типологического подхода к детям с отклонениями в развитии.

Но вначале необходимо определиться с терминами. На наш взгляд, наиболее полным и адекватным по отношению к самым различным вариантам развития детей является термин «отклоняющееся развитие». Он отражает одновременно и качественно-количественные, и статико-динамические характеристики состояния ребенка. Другие аналогичные понятия того же семантического поля (отклонения в развитии, особые состояния, проблемные дети и др.), с нашей точки зрения, не отражают динамического аспекта развития, а чаще всего констатируют некий набор показателей, характеризующих определенный «срез» различных типов развития в конкретный момент времени, в отдельный возрастной период.

В свою очередь, использование термина «отклоняющееся развитие» требует тщательного учета и сравнения того, что «отклоняется», с показателями условно-нормативного развития. Таким образом, возникает необходимость определить, что такое «норма». Но именно это всегда было и является до сих пор камнем преткновения психологической диагностики.

Вообще понятие «норма» по отношению к развивающемуся ребенку подвергается большому сомнению. К.М. Гуревич (1997, 2000) совершенно справедливо отмечал: «Проблема нормативности диагностики развития далека от своего разрешения и смыкается с проблемой нормативности психического развития в разные возрастные периоды, а она очень сложна и мало разработана». Тем более понятие нормы, безусловно, должно быть соотнесено и с теми требованиями, которые предъявляет к ребенку социум.

Представления о норме
как социально-психологическом нормативе

В настоящее время имеется несколько подходов к представлению о норме.

Статистическая норма определяется как уровень психосоциального развития человека, который соответствует средним качественно-количественным показателям, полученным при обследовании представительной группы людей того же возрастного диапазона, пола, культуры и пр. Главной сложностью использования статистической нормы в оценке развития ребенка в нашей стране является то, что это требует поистине гигантских исследований, большого количества соответствующих учреждений, научно-исследовательских институтов и пр. Подобные исследования необходимо проводить систематически (раз в два–пять лет), что в настоящий момент делается только в отдельных регионах и для отдельных групп детского населения (этнических, социальных, географических). Обоснованность перенесения таких нормативов на всю детскую популяцию представляется сомнительной.

Существует мнение известных психологов (например, Ю.Б. Гиппенрейтер и Б.С. Братуся), что количественное измерение всего лишь нескольких показателей при оценке такого сложного объекта, как психика, не дает возможности считать все развитие (состоящее из значительно большего числа показателей) нормативным или, соответственно, отклоняющимся.

В основе концепции функциональной нормы лежит представление о неповторимости пути развития каждого человека. Любое отклонение следует рассматривать только в сопоставлении с индивидуальной направленностью развития этого человека (Л.В. Кузнецова, 2002). Но в такой ситуации достаточно трудно организовать фронтальное обучение детей по определенным стандартам, а именно это и является основой нашего образования. Да и определить индивидуальную тенденцию, «сбалансированное взаимоотношение, гармоничный баланс между личностью и социумом» - в связи с отсутствием практических критериев такого баланса - тоже представляется сомнительным.

Наиболее адекватным и практичным нам кажется использование в представлениях о норме понятия «социально-психологический норматив» (СПН), разрабатываемого в школе К.М. Гуревича. СПН можно определить как «систему требований, которые общество предъявляет к психическому и личностному развитию каждого из его членов. Требования, составляющие содержание СПН… являются идеальной моделью требований социальной общности к личности… закреплены в виде правил, норм, предписаний… Они присутствуют в образовательных программах, в профессиональных и квалификационных характеристика х, общественном мнении учителей, воспитателей, родителей. Такие нормативы историчны, они меняются вместе с развитием общества» (Психологическая диагностика, 1997).

Можно говорить и об идеальной норме - оптимальном развитии личности, реализуемом в оптимальных для нее социокультурных условиях.

Идеальная норма служит исключительно целям теоретического описания развития. Она позволяет определить ту позицию, от которой будет «отсчитываться» индивидуальный вариант нормативного развития (условно-нормативное развитие).

Отсюда понятие «отклоняющееся развитие» можно сформулировать следующим образом:

Отклонение формирования всей иерархической структуры психического развития или ее отдельных составляющих (психических функций, функциональных систем) за пределы социально-психологического норматива, определяемого для конкретной образовательной, социокультурной, этнической ситуации, вне зависимости от знака этого изменения (опережение или запаздывание), следует рассматривать как отклоняющееся развитие.

Как уже отмечалось, часто встречается ситуация, когда одни показатели удовлетворяют статистической (или даже идеальной) норме, а другие выходят за ее пределы. Чем больше показателей оценивается и анализируется специалистом, тем большими могут быть подобные рассогласования. Противоречие может быть разрешено обращением к типологическому анализу и использованию типологической модели (О.Е. Грибова , 2001).

Таким образом, можно говорить о следующей системе анализа: «идеальная» модель онтогенеза (или идеальная модель дизонтогенеза!) - «типологическая модель», учитывающая наиболее специфические для данного варианта развития особенности, - «индивидуальная модель», определяющая конкретные индивидуальные особенности развития отдельного ребенка.

Виды типологических подходов

«Типологическая модель» позволяет учитывать наиболее вероятные проявления одного из вариантов, рассматривая совокупность симптомов как «психологический синдром». Именно типологические модели вариантов развития позволяют поставить психологический диагноз, определить вероятностный прогноз дальнейшего развития ребенка. Самое главное - именно типологические психологические модели позволяют разработать адекватные программы коррекционно-развивающей работы психолога применительно и к групповой, и к индивидуальной работе с ребенком.

Анализ различных типологических вариантов отклоняющегося развития в современных условиях и является основной целью нашего курса.

В настоящий момент существуют по крайней мере три основных варианта типологического анализа отклоняющегося развития:

«Междисциплинарная» типология, в которых используются терминология, содержательные показатели и категории различных областей знания (клинической, психологической, педагогический, нейрофизиологии ВНД и др.).

Эмпирическая типология, основанная на наблюдаемых, в первую очередь психологических, проявлениях, когда выделяются устойчивая совокупность поведения, особенности познавательной деятельности, эмоциональных реакций и пр.

Типология, в основу которой положен принцип анализа механизмов исключительно психического развития, а также особенностей «межуровневых» - «вертикальных» взаимосвязей (типология «каузального» вида).

Как правило, первые две группы объединяются. Наиболее часто мы наблюдаем психолого-педагогические типологии, психолого-педагого-поведенческие и даже типологический «микст» (иногда очень продуктивный и эффективный) психологического и медицинского подходов.

Характерным примером такого «объединенного» подхода является типология С.Н. Костроминой (2007). Автор рассматривает свою классификацию как симптоматологическую, «в которой не всегда представляется возможным приоритетное выделение эндогенного или экзогенного влияния». По аналогии с МКБ-10 автор выделяет три оси: «Трудности обучения»; «Трудности поведения»; «Трудности межличностного взаимодействия». Но одновременно отмечает и самостоятельные формы дезадаптации, такие, как педагогическая и социокультурная запущенность. Помимо этого, вводятся оси психосоциальных форм дезадаптации: «Специфические личностные феномены»; «Аффективные расстройства»; «Невротические состояния, обусловленные стрессом». В целом упоминается более тридцати синдромокомплексов, объединяющих собственно психологические, педагогические и медицинские феномены. Автор рассматривает такой подход как мультидисциплинарный, в то же время цитируя справедливое мнение А.Ф. Ануфриева, что «включение… социальных, педагогических, физиологических и т.п. явлений в качестве элементов уровня причинных оснований утрачивает критерий, позволяющий отличить психологический диагноз от других».

В большинстве эмпирических типологий попытки упорядочения и систематизации основываются исключительно на совокупности достаточно разнородных признаков и в большинстве своем также подвержены проникновению базовых категорий и терминологии из смежных областей знаний (в первую очередь, медицинской). Все это размывает психологическое содержание, а следовательно, уменьшает эффективность психологической деятельности специалиста (а в некоторых случаях она полностью отсутствует). В качестве примера такого классификационного подхода Г.В. Бурменская приводит получившую большую известность концепцию акцентуаций характера А.Е. Личко (1983). В ней господствует клиническая терминология, хотя подразумевается, что ориентирована эта типология в первую очередь на практических психологов.

Наиболее известная и достаточно широко используемая до настоящего времени классификация В.В.Лебединского (1985) базируется на качественных особенностях нарушений психического развития: отставание в развитии; выраженная диспропорциональность (асинхрония) развития; изолированное повреждение, выпадение отдельных функций.

Основными типологическими критериями этого подхода являются следующие:

1. Функциональная локализация нарушений - частные дефекты, обусловленные дефицитарностью отдельных функций, и общие, связанные с нарушением подкорковых регуляторных и корковых (интеллектуальных) систем;

2. Время поражения, которое определяет недостаточность (при раннем повреждении функций) или истинное повреждение (с распадом структуры функций);

3. Взаимоотношения между первичным и вторичным (по Л.С. Выготскому) дефектом. В зависимости от места первичного дефекта вектор вторичного недоразвития может быть «снизу вверх» или «сверху вниз», что определяет качественное своеобразие дизонтогенеза;

4. Нарушение межфункциональных взаимодействий. Последнее рассматривается как нарушение нормального онтогенеза, когда временная независимость, характерная для ранних этапов онтогенеза, превращается в изоляцию, ассоциативные связи преобразуются в патологическую фиксацию (в познавательной деятельности - это интертные стереотипы), а сложные межфункциональные иерархические связи приобретают патологический вид - асинхронию развития. Асинхрония, в свою очередь, разделяется на ретардацию (запаздывание или приостановка психического развития) и акселерацию (выраженное опережение темпа и сроков развития одних функциональных систем по сравнению с другими).

На основании этих критериев В.В. Лебединский, объединяя существующие классификационные подходы, выделяет три основные типологические группы дизонтогенеза.

В первую группу входят отклонения в виде отставания в развитии. Автор выделяет недоразвитие и задержанное развитие. Вторая группа включает отклонения, ведущим признаком которых является диспропорциональность (асинхрония) развития: искаженный и дисгармоничный типы развития. Третья группа определяется на основе наличия повреждения (поломка или выпадение функций или функциональных систем). К ним автор относит поврежденное и дефицитарное развитие. К сожалению, дальнейшая дифференциация типов дизонтогенеза теряет свое психологическое содержание и фактически становится нозологической медицинской классификацией.

В рамках феноменологических классификационных подходов также следует отметить попытки создания синдромальных психологических типологий Т.А. Шиловой (2000) и А.Л. Венгера (2001).

Основными критериями формирования групп в типологии Т.А. Шиловой являются особенности рассогласования между отдельными сторонами психического развития: между мотивационной и операционной сферами; между компонентами внутри каждой их этих сфер; между внутренним отношением и внешними условиями; между компонентами психосоматической (?!) сферы. К последней группе автор абсолютно неоправданно причисляет огромный и разнородный спектр: детей с задержкой психического развития, астеническими состояниями, реактивными состояниями и конфликтными переживаниями, с нарушениями в работе анализаторов и нарушениями опорно-двигательной системы. Для каждого из типов рассогласования автор определяет варианты (от 3 до 6) категорий детей и подростков, отстающих в учении и отклоняющихся в поведении, - всего 21 типологический вариант.

Данная типология отличается явными заимствованиями из педагогики, недостаточностью психологической детерминации и смешением дефектологии, социальной психологии и клинического подхода.

В основу психологического синдромального подхода А.Л. Венгера (2001) положены неблагоприятные варианты индивидуального развития, комплекс психологических симптомов, состоящий из трех основных блоков:

Психологические особенности ребенка;

Общая картина поведения, определяемая этими особенностями;

Реакция окружающих на эти поведенческие проявления.

Как отмечает сам автор, между этими блоками существует вполне четкая кольцевая взаимосвязь: «Картина поведения ребенка связана (хотя и неоднозначно) с его психическими особенностями; она определяет (хотя опять же неоднозначно) реакцию окружающих; в свою очередь, эта реакция обуславливает те или иные изменения психологических особенностей».

Выделяется шесть психологических синдромов:

Хроническая неуспешность и школьная тревожность;

Уход от деятельности;

Негативное и позитивное самоопределение;

Социальная дезориентация;

Вербализм и интеллектуализм;

Семейная изоляция.

Описывая их, сам автор отмечает, что они не исчерпывают всего многообразия возможных вариантов психического развития младших школьников. Отсюда - неполнота типологии и ее разноплановость, которую нельзя объяснить необходимостью выработки психолого-педагогических рекомендаций.

Акцентуации характера нарушения в развитии познавательных процессов, гиперактивность (расторможенность), астению и снижение мотивации А.Л. Венгер относит к другим особенностям психического развития и не рассматривает как целостные психологические синдромы.

К «каузальным» типологиям можно причислить разработанную Е.Л. Шепко на основе функционально-уровневого подхода С.А. Домишкевича классификацию отклонений (2000). Автор называет наиболее важные причины и особенности психического дизонтогенеза и правомерно связывает их с нарушениями социально-психологической адаптации, степень которой является ведущим показателем в оценке психического здоровья как интегрального показателя благополучия психического развития. В рамках этого подхода выделяются три категории нарушений развития:

С тотальными трудностями развития;

С системными, сложными трудностями (в понимании авторов, пограничная между нормой и патологией группа), которые заключаются в сочетании нарушений, относящихся к различным сферам и компонентам психической деятельности, затрудненности формирования разнообразных психических функций;

С отдельными или парциальными трудностями развития.

В свою очередь, каждая группа подразделяется на типы в зависимости от прогноза социализации, характера трудностей, степени когнитивного и аффективного благополучия.

Трехкомпонентная модель
анализа отклоняющегося развития

Для психолога образования, по нашему мнению, чрезвычайно важно использовать в своей деятельности типологический подход, имеющий единые психологические критерии и использующий терминологию психологического диагноза. Как уже отмечалось, психолог, анализируя индивидуальные проявления развития конкретного ребенка, постоянно сравнивает свои результаты с типологическими показателями развития в рамках той «типичной» модели, которая присутствует в его профессиональном опыте. Точно так же и процесс самого обследования основывается на соответствующих типологических диагностических критериях, а затем на этих методологических основах строится и коррекционно-развивающая работа. Тем самым реализуется принцип единства анализа, диагностики и коррекции.

Чем адекватнее используемая типология будет отражать характерные особенности каждой выделяемой группы, чем точнее будут ее типологические критерии (основания), тем более точным окажется психологический диагноз и прогноз дальнейшего развития ребенка и тем эффективней - вся коррекционная и развивающая работа специалиста. Таким образом, «во главу угла» должна быть поставлена модель типологического анализа, ее актуальность и адекватность существующим особенностям детской популяции.

При этом не следует забывать и об исторических корнях типологии. Любая типология должна в той или иной степени являться продолжением линии предшествующих классификационных подходов.

Рассматривая психолога как «центр» междисциплинарной команды специалистов, организующей комплексное сопровождение и специализированную помощь ребенку и его семье, мы считаем, что и терминология, и классификационные построения должны быть «прозрачны» и понятны и для педагога, и для медика, и для любого другого специалиста сопровождения. Именно с этой точки зрения мы и предлагаем собственную модель психического развития и вытекающую из нее типологию отклоняющегося развития.

Более подробно эта модель будет представлена в следующей лекции. Здесь мы дадим общую характеристику групп и подгрупп типологии отклоняющегося развития.

В наших работах мы выделяем особые структуры, своего рода «единицы» анализа психического, которые рассматриваем как механизмы психического развития. Мы называем их «базовыми составляющими развития» (Н.Я. Семаго, М.М. Семаго , 1999–2007). К таким структурам (их строение и анализ будут детально рассматриваться в следующей лекции) мы относим произвольную регуляцию психической активности; пространственно-временные репрезентации (пространственные представления); аффективную организацию (модель О.С. Никольской). Эти составляющие являются как бы основой, «каркасом» соответственно регуляторной, когнитивной и аффективно-эмоциональной сфер, а их сформированность (в соответствии с возрастом и СПН) - основной критерий для выделения различных групп отклоняющегося психического развития.

Есть и другие, дополнительные критерии. К ним мы относим такие, как обучаемость, критичность и адекватность. Практически для всех категорий отклоняющегося развития важным показателем, который также можно рассматривать как дифференциально-диагностический критерий, является характер раннего (от рождения до трех лет) развития. Все это позволяет создать связанную с предыдущими, но тем не менее оригинальную типологию отклоняющегося психического развития. Таким образом, предлагаемая нами типология базируется на предшествующих разработках типологий Г.Е. Сухаревой, М.С. Певзнер, К.С. Лебединской и В.В. Лебединского, Д.Н. Исаева.

Как уже отмечалось, в отечественной психиатрии, клинической и специальной психологии выделялись три основные группы отклоняющегося развития: недостаточное, асинхронное и поврежденное, отличающиеся спецификой, последовательностью и темпом формирования всей иерархической структуры психического развития ребенка. К этим критериям следует добавить дефицитарное развитие (как исторически сложившийся в рамках дефектологии критерий). Несмотря на то что подобная терминология сложилась в рамках клинического подхода, она полностью соответствует психологическому тезаурусу в рамках представлений о базовых составляющих как механизмах психического развития.

Так, для группы недостаточного развития характерна та или иная структура недостаточности (по отношению к соответствующему социально-психологическому нормативу) функциональных систем и процессов и, соответственно, недостаточность их центральных элементов (базовых составляющих). При этом в подгруппе тотального недоразвития выражена недостаточная сформированность произвольной регуляции психической активности и пространственно-временных репрезентаций, которые являются основой развития регуляторной и когнитивной сфер ребенка. Для подгруппы задержанного развития подобная несформированность базовых составляющих регуляторной и когнитивной сфер не так велика по сравнению со средненормативной. Но в этом случае мы отмечаем определенную недостаточность сформированности аффективной организации. В том случае, когда недостаточно сформированы лишь отдельные составляющие, можно говорить о парциальной несформированности отдельных компонентов познавательной деятельности (регуляторного и когнитивного компонента).

Асинхронное развитие получило свое название в связи с нарушением основного принципа развития (гетерохронии), когда наблюдаются сложные сочетания недоразвития, ускоренного (акселеративного) развития - искажения самого хода психического развития в формировании как отдельных процессов и функций, так и целых функциональных систем. В вариантах дисгармоничного развития в первую очередь следует говорить о дисфункциональном формирования аффективной организации при сохранности общей структуры и взаимосвязанности всей системы.

Наличие же искажений в формировании не только аффективной организации, но и других базовых составляющих, приводящее к искажению пропорций и последовательности развития когнитивной, регуляторно-волевой и аффективной сфер, позволяет выделить подгруппу так называемого искаженного развития.

Основанием выделения группы поврежденного развития служит наличие повреждающего влияния на мозг того или иного фактора, затрагивающего, в первую очередь, органические основы развития, а затем воздействующего на всю структуру дальнейшего психического развития. В то же время к категории поврежденного развития может быть отнесена и психическая травма - как результат именно повреждения (а не неправильного формирования!) системы аффективной организации.

Под дефицитарным развитием подразумевается недостаточность сенсорных (слуховой и зрительной), опорно-двигательной и иных систем. В этом случае традиционно выделяемые в специальной психологии категории детей с тяжелыми нарушениями сенсорных и опорно-двигательной систем могут быть отнесены, в соответствии с логикой предлагаемой типологии, к раннедефицитарному или позднедефицитарному развитию .

К этой же категории относят и детей с множественными (сложными, сочетанными) нарушениями развития . В свою очередь, каждая приведенная здесь подгруппа отклоняющегося развития (в соответствии с принципиально отличающимися качественными характеристиками) может быть подразделена на отдельные типы и варианты, формы. Общая схема типологии отклоняющегося развития была приведена в тематическом номере «Особый ребенок» газеты «Школьный психолог»
(№ 23, декабрь 2005).

Батаршев А.В. Типология характера и личности: Практическое руководство по психологической диагностике. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2005.

Бурменская Г.В. Типологический анализ онтогенеза индивидуальных различий // Вопросы психологии. - 2002. - № 2.

Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.

Костромина С.Н. Психология диагностической деятельности в образовании. - СПб.: Наука, 2007.

Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. - М.: Академия, 2003.

Моргачева Е.Н. Понятие «Умственная отсталость» в отечественной медицинской и психолого-педагогической науке. Исторический очерк. - М.: МПГУ, 2003.

Основы специальной психологии: Учебное пособие / Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М.: Академия, 2002.

Психологическая диагностика: Учеб. пособие / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. 2-е изд., испр. - М.: Изд-во УРАО, 2000.

Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. - М.: АРКТИ, 2000. (Библиотека психолога-практика).

Семаго М.М. Типология отклоняющегося развития // Школьный психолог. - 2005. - №23.

Сорокин В.М. Специальная психология: Учеб. пособие. - СПб.: Речь, 2003.

Шепко Е.Л. Психодиагностика нарушений развития у детей: Учеб. пособие. - Иркутск: Изд. Иркут. гос. пед. ун-та, 2000.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Отнесите известные вам классификации (типологии) к одной из приведенных в лекции групп.
2. Приведите пример какого-либо социально-психологического норматива (этнического, климатического, иного) вашего региона, который предъявляется детям младшего школьного возраста.
3. Как частная дефицитарность какой-либо функциональной системы представлена в классификации В.В. Лебединского?
4. Попробуйте обосновать возможность (или невозможность?) использования классификации А.Е.Личко для детей дошкольного возраста.

Подробно исторический аспект развития специальной психологии, ее разделов прослежен в работах В.М. Сорокина.

Индивидуальные особенности формирования представления. Характеристики представлений: наглядность, непостоянство, фрагментарность, обобщенность.

Сегодня мы поговорим о том, какие существуют особенности представлений. Ведь то, что мы представляем далеко не всегда бывает полным отражением реальных объектов.

Представление в психологии человека является процессом воспроизведения услышанного, увиденного ранее. Такой процесс характеризуется некоторыми особенностями и нюансами. Особенности формирования представления :

  • Наглядность;
  • Фрагментарность;
  • Непостоянство;
  • Обобщение.

Особенности формирования представления: наглядность

В первую очередь представление характеризуется наглядностью , т.е. максимальной реалистичностью образов, которые всплывают, их приближенностью к принятой информации.

При этом есть одно важное отличие – образы восприятия являются отображением тех данных, который были в реальности восприняты и обработаны мозгом человека в данный момент. А образы представления являются обработкой данных, которые были восприняты когда-то давно . Именно этот акт, обуславливает то, что представление характеризуется минимальным уровнем наглядности.

Особенности формирования представления: фрагментарность

Особенности формирования представление включают в себя фрагментарность , которая является процессом воспроизведения всего лишь некоторых фрагментов картинки или объекта. Одна часть — четко представляется, другая лишь только некоторыми элементами, а третья вовсе отсутствует. Фрагментарность наглядно просматривается, когда человек вспоминает чье-то лицо, старого друга или знакомого, при этом отчетливо вспоминая отдельные черты лица, но без возможности составить портрет полностью.

Достаточно важным нюансом, сопутствующим представлению является непостоянство, означающее неустойчивость образов . Таким образом, как бы не хотелось удержать образ в голове, на какое-то время он исчезает и наоборот, иногда не получается избавиться от картинки, которая устойчиво засела в воображении. Думаю, с Вами иногда случалось подобное, когда после фильма ужасов страшные картины постоянно всплывали перед глазами, даже если Вы этого не желали.

Особенности формирования представления: изменчивость

Помимо этого представленные образы очень изменчивы , ведь часто всплывают незначительные детали, то одни, то другие. Только мизерный процент людей, которые обладают высокоразвитой способность формировать полную картинку восприятия, могут представить целый образ. К таковым чаще всего относятся художники, скульпторы или музыканты, которые могут относительно полноценно создавать различные образы.

Особенности формирования представления: обобщенность

Стоит отметить, что характеризуются обобщением воспроизводимых образов , именно это обуславливает их схожесть с реальностью. При этом процесс обобщения происходит вне зависимости от того схожи объекты, родственны или разрознены. Любой воспроизводимый образ является итогом обобщения, ведь один и тот же предмет, объект или человека мы видим не один раз и всегда в новых ситуациях, условиях.

Данная статья входит в цикл статей о представлении.

Часть первая

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

Краткое содержание

Общая характеристика, свойства и функции представлений. Психологическая сущность представ­лений. Свойства наглядности, фрагментарности, неус­тойчивости и обобщенности представлений. Сиг­нальная, регулирующая и настроечная функции пред­ставления.

Соотношение представлений, первичных образов памяти и персеверирующих образов.

Виды представлений и их характеристика. Ос­нования для классификации представлений. Харак­теристика зрительных, слуховых, двигательных и про­странственных представлений. Произвольные и не­произвольные представления. Представления памя­ти и воображения.

Индивидуальные особенности представлений. Понятие ведущего вида представления. Развитие пред­ставлений.

      Общая характеристика, свойства и функции представлений

3.1.1 Сущность представлений

Представление - это психический процесс отра­жения в сознании человека объектов (предметов или явлений) реальной окружающей среды, чувственно­наглядные образы которых сохранились благодаря егопредшествующему перцептивному опыту. Представ­ление вносит существенный вклад в общий познава­тельный процесс. Оно, в частности:

позволяет обходиться без многократного непосред­ственного контакта (встречи) с объектом, когда в оче­редной раз его образ будет востребован для актив­ных с ним действий;

обеспечивает накопление информации о реальном мире в сжатой, компактной перцептивной форме;

формирует априорное (доопытное) отношение инди­вида к воспринимаемому объекту (по словам Леонар­до да Винчи, «ничто нельзя ни любить, ни ненавидеть, прежде чем не получишь об этом ясного представле­ния»).

Представления есть продукт многофакторный, за­висящий от индивидуальных особенностей человека, предназначения формируемого образа и т.д.

Представлениям присущи следующие основные свойства.

Наглядность. Человек представляет образ когда- то воспринятого объекта исключительно в наглядной форме. Воспроизведение образов объектов, имеющее место при представлении, чаще всего связано с поте­рей ряда их опознавательных признаков, с «размыто­стью» очертаний. В этой связи наглядность представ­лений беднее наглядности восприятия, обеспечиваю­щего отражение объектов в данный момент.

Фрагментарность. Представление объекта всегда связано с неравномерностью воспроизведения различ­ных его частей. Более четко воспроизводятся те из них, которые в предыдущем перцептивном опыте ока­зывались под большим вниманием человека в связи с их значимостью или привлекательностью.

Неустойчивость. Воспроизведенный в данный момент времени образ объекта в целом (или его ча­стей) можно удерживать в сознании лишь в течениекороткого времени. Образ будет «уплывать», и при очередной попытке воспроизведения отчетливо бу­дут отражаться лишь детали.

Обобщенность. Какова бы ни была история пред­шествующего перцептивного опыта, воспроизведен­ный образ каждый раз включает в себя наиболее ин­формативные (по каким-то критериям) признаки, со­ставляющие сущность объекта. Именно поэтому воз­ник термин обобщенные представления.

Как познавательному процессу представлению присущи следующие функции.

Сигнальная функция состоит в выработке сигна­лов, касающихся тех свойств представляемого объек­та, которые могут быть использованы в реальной дея­тельности человека. Суть в том, что воспроизведение образа объекта не ограничено только наглядным его представлением. Оно сопровождается различными сведениями об этом объекте (например, его вкусовы­ми качествами, возможностью практического исполь­зования в конкретных ситуациях и т.д.). Эта допол­нительная информация играет роль сигналов, влияю­щих на деятельность человека или ее структурные элементы.

По мнению И. Павлова, представления возникают часто по схеме, аналогичной появлению условных реф­лексов. Другими словами, представления являются первыми сигналами, диктующими активность чело­века в целом. Одно лишь представление о кислом лимоне может вызвать у человека гримасу. Чинов­ник, опаздывающий на деловое совещание, почти ав­томатически ускорит шаг, если представит недоволь­ное лицо своего начальника.

Регулирующая функция направлена на отбор тех свойств представляемого объекта, которые требуются именно в данных условиях для эффективного вы­полнения каких-то действий. Так, если представле­ние «рисует» картину преодоления какого-то препят­ствия, которое может возникнуть на пути движения, то в представляемом образе препятствия человек бу­дет искать то, что поможет ему решить данную задачу (обходные пути, веревку, лестницу и т.п.). Примером прагматического использования этой функции может служить анонимное применение лечащими врачами плацебо (препарата, не имеющего лекарственной цен­ности) для целенаправленной подмены реального фармакологического действия препарата психологи­ческой реакцией пациента, у которого в представле­нии формируется образ исцеляющего употребления реального лекарственного средства.

В аутотренинге за счет формирования образов представления (самовнушение) удается снимать пси­хическую напряженность, болевые ощущения, управ­лять сердечным ритмом. Все это основано на влия­нии представления на органические процессы чело­века. Образы будущего желаемого состояния, возни­кающие в представлении, через подсознание управля­ют самочувствием.

Настроечная функция способствует формирова­нию программы действий, заданной параметрами те­кущей или предстоящей ситуации. Так, воспроизве­денный двигательный образ подготавливает (настра­ивает) на реализацию соответствующих движений. Человек, который намерен заготовить дрова, во-пер­вых, выберет для этого топор или колун, но не моло­ток или рубанок. Во-вторых, он уже мысленно «ожи­вил» те движения, которые ему придется выполнить, подготовив себя к этой процедуре.

Влиянию представления непосредственно подвер­жены двигательные акты. Например, стоит предста­вить себе, что груз, подвешенный на нитке и удержи­ваемый на вытянутой руке, вращается по часовой стрелке, как тот действительно через некоторое вре­мя начнет совершать такие движения. Подобные яв­ления носят название идеомоторных актов (греч. idea - идея, образ; лат. motor - движение, действие). Сущность идеомоторных актов заключается в транс­формации представления о движении мышц в ре­альное выполнение этого движения. Другими слова­ми, сама мысль о конкретном движении сопровожда­ется едва заметным реальным движением рук, глаз, головы или тела.

Ранее считалось, что идеомоторные акты являют­ся исключительно непроизвольными, скрытыми от сознания совершающего их индивида. Современные взгляды допускают существование осознаваемых дви­жений, сопровождающих процесс представления.

Физиологический механизм идеомоторики объяс­няют по-разному. Согласно И. Павлову, ведущая роль здесь принадлежит эффекторным импульсам, посту­пающим от определенных клеток коры головного мозга. Другое объяснение связано с положением о кольцевой регуляции движений, выдвинутым Н. Берн­штейном. В соответствии с этим положением веду­щую роль в идеомоторике играют сигналы обратной связи, поступающие от органов движения.

Феномен идеомоторных актов часто «эксплуати­руют» в своих выступлениях на сцене различного рода фокусники, экстрасенсы. Обладая повышенной чув­ствительностью к незаметным для внешнего наблю­дателя микродвижениям мышц при идеомоторных актах, они часто могут угадывать задуманное другим человеком, приводя в восторг зрителей. В процессах делового и межличностного общения идеомоторные реакции, вызванные представлением собеседника, ис­пользуются для оценки его эмоционального состоя­ния.

        Соотношение представлений, первичных образов памяти и персеверирующих образов

Образы представлений следует отличать от «род­ственных» первичных им образов памяти и персе­верирующих образов.

Первичные образы памяти - это образы объек­тов, возникающие сразу за процессом восприятия. Их характерные особенности заключаются в том, что они:

появляются по принципу «только сейчас и здесь»;

кратковременны (их «продолжительность жизни» со­ставляет секунды);

имеют большие наглядность, четкость и яркость, чем образы представления;

являются точными копиями воспринимаемого объек­та, не содержащими обобщений;

зависят от степени концентрации внимания на вос­принимаемый объект.

Таким образом, они отличаются от представлений динамикой появления и скоростью исчезновения.

Так, если выглянуть в окно, зафиксировать на одну-две секунды взглядом какой-нибудь объект, по­том закрыть глаза и представить его себе, то началь­ная четкость образа быстро угаснет.

Персеверируюгцие образы - это образы, возника­ющие в сознании после продолжительного и (или) сильного эмоционального восприятия объектов и со­храняющие яркость и четкость в течение многих ча­сов или даже суток. Например, после посещения кон­церта еще долго удерживается в памяти услышанная и очень понравившаяся мелодия или зачастую при отходе ко сну непроизвольно возникают зритель­ные образы эмоционально пережитых ситуаций или длительного восприятия однородных объектов (образпостроенного изящного крыльца, цветочный «ковер» на лугу, картины найденных грибов в лесу и др.).

Персеверирующие образы, в отличие от образов представления, являются как бы точной копией сво­их объектов без элементов обобщения. Это объясня­ется значительной интенсивностью эмоциональных переживаний, сопровождающих их отражение в со­знании. Кроме того, они появляются непроизвольно, сами по себе.

Характерным отличием образов представления от других образов, формируемых психикой человека, яв­ляется тот факт, что в них находятся в единстве чув­ственное восприятие объекта и его смысловое содер­жание.

      Виды представлений и их характеристика

В качестве оснований для классификации пред­ставлений выбирают: вид анализаторов, включенных в процесс формирования образа; степень обобщенно­сти образов; степень волевых усилий; степень зна­ний индивида воспроизводимого объекта (информи­рованность индивида); продолжительность сохране­ния образов и др. (рис. 3.1).

Зрительные представления воспроизводят пара­метры объекта (форму, габариты, цвет). Вместе с тем в зрительных представлениях образ воспроизводимого объекта обычно отражает какой-нибудь один параметр объекта. В большей мере это определяется тем, какое отношение имеют воспроизводимые образы к посто­янным занятиям индивида. Например, архитектора, идущего по городу, элементы архитектуры привлека­ют больше, чем его спутника, не имеющего непосред­ственного отношения к градостроению.

Рис. 3.1. Классификация представлений по различным основаниям

Слуховые представления воспроизводят тембр, фонетику и интонацию звуковых объектов. Качество этих образов также обусловлено характером профес­сиональной деятельности.

Двигательные представления всегда сопровожда­ются своеобразным «эхо»: представление индивида о движении какой-либо части его тела вызывает со­кращение соответствующей группы мышц. Экспери­ментально показано, что если каким-то образом ней­трализовать такие мышечные сокращения, то и пред­ставления становятся невозможными. Подобная кар­тина наблюдается и в отношении речи: стоит пред­ставить себе процесс произношения какого-нибудь слова, как это вызывает мышечные сокращения в по­лости рта. Все это подтверждает тесную взаимосвязь между различными видами представлений, ощуще­ний и восприятия.

Единичные и общие представления различаются объемом наблюдений, позволивших их сформировать. Можно иметь общее представление о парке автома­шин различных марок, имеющихся в стране, по мате­риалам прессы, а можно иметь представление лишь об автомашине одной (наиболее привлекательной для данного человека) марки по целенаправленным на­блюдениям.

Произвольные и непроизвольные представления различаются тем, возникают они сами по себе или по желанию индивида с участием воли. Направляясь на деловую встречу, человек осознанно старается пред­ставить будущую ситуацию на основе имеющейся ап­риорной информации о составе участников, их инте­ресах, помещении, где должна состояться эта встреча, и т.п. Эмоциональные переживания послужат непро­извольным стимулом для появления образа представ­лений состоявшейся встречи (например, при отходе к ночному сну помимо желания человека).

Представления памяти возникают на основе не­посредственного восприятия объекта в прошлом и извлечения его образа из оперативной, кратковремен­ной или долговременной памяти. Так, образ друга дет­ства, с которым человек не встречался два десятка лет, формируется на основе сохранившихся фрагмен­тов образа, извлекаемого из долговременной зритель­ной памяти.

Представления воображения формируют образ объекта, который не встречался в жизненном опыте индивида, но может быть сформирован на основе при­влечения косвенной информации и ее творческой переработки. Например, человек никогда не находил­ся в космосе, но фильмы о полетах космонавтов, ихрассказы могут оказать помощь в формировании у него представления о невесомости.

Иногда выделяют представления по тому, к како­му периоду времени представление относится - к прошлому, настоящему или будущему. Соответствен­но и представления делятся на ретроспективные, актуальные и направленные в будущее.

      Индивидуальные особенности представлений

Индивидуальные особенности представлений про­являются в преобладании какого-либо вида представ­ления, которым люди обычно пользуются при вос­произведении образов объектов. Как правило, чело­век не задумывается над тем, какой вид представле­ний является у него ведущим. Между тем информи­рованность об этом может оказать существенную по­мощь в овладении какими-то знаниями, в успешном исполнении профессиональной деятельности, для вза­имопонимания делового партнера и др. Так, если ве­дущим видом представлений у индивида являются:

слуховые, то воспроизводимый образ объекта всплы­вает в его сознании преимущественно в виде звуча­ния слов (при подготовке к экзамену по общей пси­хологии «студенту-аудиалисту» существенную помощь окажут возникающие звуковые образы представле­ний, фрагментов лекций, воспроизводимых на основе голоса лектора);

зрительные, то при воспроизведении образа объекта к нему на помощь приходят наглядные картины (го­товясь к ответу на зачете, студент представляет себе целые фрагменты страниц своего конспекта или учеб­ника с текстом прочитанного ранее материала);

двигательные, то, стараясь запомнить или воспроизве­сти объект, индивид подключает какие-либо двига­

тельные акты: мысленное проговаривание, кинестети­ческие действия и др.

У человека может быть и несколько ведущих видов представлений.

Динамика представлений в онтогенезе человека еще не изучена в достаточной степени, но к настоя­щему времени накоплен достаточно большой объем экспериментальных данных. Вот некоторые из них:

в полтора года появляются первые представления (именно этот возраст зафиксирован при поиске отве­та на вопрос, к какому возрасту относятся первые воспоминания из жизни);

к двум годам быстро развиваются слухо-двигатель- ные и речевые представления, обеспечивающие быст­рое освоение речи;

к 5-6 годам развитие получает свойство наглядности представлений (ребенок познает мир больше через наглядные образы).

Представления можно развивать. Однако в этом процессе приоритет не должен отдаваться «силовым» приемам, связанным исключительно с волевыми уси­лиями. Развитию представлений в какой-либо облас­ти должно предшествовать кропотливое накопление соответствующей перцептивной информации. Нельзя, например, вызвать представление о возможной при­чине неисправности мотора автомашины, если чело­век никогда не изучал устройство и принцип дей­ствия двигателя.

Проверьте свои знания

Определение представления как психического познаватель­ного процесса.

Основные свойства представлений, их сущность.

В чем сущность сигнальной функции представления?

Роль регулирующей и настроечной функций представле­ний в познавательных процессах.

Первичные образы памяти, чем они отличаются от пред­ставлений.

Персеверирующие образы, их соотношение с образами представлений.

Назовите основания для классификации представлений.

Дайте краткую характеристику зрительных, слуховых и двигательных представлений.

В чем отличия представлений памяти от представлений воображения?

Что означает понятие «ведущий» вид представления?

Можно ли развивать представления?

Ключевые понятия темы

Представление, наглядность, фрагментарность, неустойчи­вость, обобщенность, сигнальная функция, регулирующая фун­кция, настроечная функция, первичный образ памяти, персеве- рирующий образ, виды представлений, слуховые, зрительные и двигательные представления, пространственные представле­ния, единичные и общие представления, произвольные и не­произвольные представления, представления памяти, представ­ления воображения, развитие представлений, ведущий вид пред­ставлений.

Литература

Блонский П. П. Избранные педагогические и психологи­ческие сочинения: В 2 т. / Под ред. А. В. Петровского. М.,

Бурлачук Л. Ф. Введение в проективную психологию. Киев, 1997.

Грановская Р. М. Элементы практической психологии. СПб., 1997.

Каравдашев Ю. Н. Развитие представлений у детей: Учеб. пособие. Мн., 1987.

Козубовский В. М. Общая психология: Конспект лекций. Мн., 2001.

Кремень М. А. Образ полета при обучении курсантов. М.,

Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведе­ния: В 2 т. / Под ред. В. В. Давыдова и др. М., 1983. Т. 1.

Линдсней П., Норман Д. Переработка информации у чело­века: Введение в психологию. М., 1974.

Маклаков А. Г. Общая психология. СПб., 2001.

Психология: Курс лекций. В 2 ч. / Под общ. ред. И. А. Фур­манова, Л. Н. Дичковской, Л. А. Вайнштейна. Мн., 2002. Ч. 1.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1999.

Тема 10 (Лекция 16)

Термин «пафос» употребляется в науке о литературе неоднозначно: 1) «любовь поэта в идее» (В. Белинский), вдохновляющая его творческий замысел; 2) страстная устремленность персонажа к значительной цели, побуждающая его действовать; 3) возвышенная эмоциональная направленность поэтической идеи произведения, обусловленная страстным и «серьезным» (Гегель) отношением поэта к предмету творчества. Смежные и синонимичные понятия современной науки о литературе (тип авторской эмоциональности (В. Е. Хализев), «модус художественности» (В. И. Тюпа)).

Пафосы классифицируются исторически и типологически.

Героическое в литературе: изображение и любование подвигом отдельного человека или коллектива в их борьбе с природными стихиями, внешним или внутренним врагом. Развитие художественной героики от нормативного воспевания героя к его исторической конкретизации. Сочетание героики с драматизмом и трагизмом.

Трагическое в литературе. Значение античных мифов и христианских легенд для осмысления сущности трагических конфликтов (внешних и внутренних) и воссоздания их в литературе. Нравственная значительность трагического характера и его пафос, побуждающий к действию. Разнообразие ситуаций, отражающих трагические коллизии жизни. Трагическое настроение.

Идиллическое - художественная идеализация «естественного» человечества, не затронутого цивилизацией.

Сентиментальный и романтический интерес к внутреннему миру личности в литературе Нового времени.

Комические противоречия - основа юмора и сатиры, определяющие господство в них смехового начала. Н. Гоголь о познавательном значении смеха. Использование термина «юмор» в значении легкого, развлекающего смеха. Гражданская направленность сатирического пафоса как гневного обличения смехом. Ирония и сарказм. Традиции карнавального смеха в литературе. Трагикомическое.

В литературных произведениях зачастую наблюдается сочетаемость и взаимопереходы видов поэтических идей и настроений.

Тема 11 (Лекция 17 - 18)

Мир литературного произведения. Характеристика его основных компонентов. Художественное время и пространство, их специфика и основные принципы рассмотрения наукой о литературе (3 часа)

Художественный мир - один из уровней формы художественного произведения. Это воссозданная с помощью слов, изображенная в художественном произведении вымышленная предметность («предметная изобразительность» (Г.Н.Поспелов)). Основными единицами словесно-художественного мира выступают компоненты и предметные детали изображения: воспроизведенные события (сюжет), персонажи, окружающая природа (пейзаж), бытовая обстановка. Все эти компоненты складываются в систему образов.

Художественный мир может быть жизнеподобным (иллюзия реальности) или демонстративно сконструированным (вторичная условность искусства: фантастика, гипербола, гротеск).

Художественному осмыслению в произведении подвергаются время и пространство. Время и пространство способны представать с литературе в многообразии форм: время может быть биографическим, историческим, календарным, космическим, утопическим и т.д. Психологическое время персонажа, внешнее и внутреннее его пространство.

Литературе доступно также изображение самых разноплановых пространственных картин. Характерна символика традиционных пространственно-временных координат (замкнутое и открытое пространство, граница, времена года, верх и низ и т. п.)

В науке о литературе по-разному описывается специфика освоения литературой времени и пространства. В частности, одной из наиболее востребованных стала предложенная М.М.Бахтиным категория «хронотопа» как единства времени и пространства в художественных произведениях разных времен.

Тема 12 (Лекция 18-19)

Персонаж как важнейший компонент мира литературного произведения(3 часа)

Персонаж – образ человека в литературных произведениях.

Основные атрибуты образа персонажа в литературных произведениях: портретная, психологическая и речевая характеристики. Художественная завершенность персонажа: динамическое единство конкретных подробностей, создающее впечатление определенной индивидуальности.

Внешний (портретные детали, мимика, жесты) и внутренний облик персонажа.

Портретная характеристика персонажа – описание его наружности. Литературный портрет обладает способностью показать динамический аспект внешности - грацию: мимику, походку, манеру движений, жесты и пр.

Психологизм как воспроизведение переживаний, мыслей и чувств персонажей в их динамике и неповторимости. Косвенный психологизм (указание на характер переживаний посредством портретных характеристик и называния чувств и состояний). Прямой психологизм (собственно психологизм) – воспроизведение процесса протекания переживаний, чувств, формирования мыслей. Его развитие в литературе последних веков и особые приемы прямой психологической характеристики: внутренний монолог, развернутые авторские характеристики, изображение снов, грез, «поток сознания» и пр.

Характер персонажа как устойчивая система поведения в сюжете (тип реакции на ситуации, на вещный и природный мир) и как носитель определенного ценностного отношения к жизни. Личность персонажа и репрезентативность (типичность) его характера. Участие персонажа в развитии сюжетного действия. Обнаружение присущих ему противоречий (комических, трагических и др.) как выявление авторского понимания и оценки. Статичные характеры нравоописательных персонажей. Становление и эволюция характера романного героя, его незавершенность.

Речь персонажа как предмет художественного изображения. Речевое поведение персонажа. Целевые установки, психологические мотивировки, ценностная ориентация и тематика его высказываний. Формы речи: монолог, реплики в диалоге, «мысли вслух», внутренний монолог, поток сознания, письменная и несобственно-прямая речь. Характерологическое значение интонационно-синтаксических, лексических, семантических, фонетических ее особенностей.

Композиция образа персонажа: экспозиция, контрастность или одноплановость его свойств, повтор опознавательных признаков, вызывающих целостное о нем представление. Самохарактеристики персонажа и перекрестные отзывы о нем других лиц. Предыстория и последующая история персонажа.

«Вечные образы» в литературе. Претворение традиционных персонажей в соответствии с индивидуальным замыслом автора. Автопсихологические персонажи. Читатель-персонаж. «Положительные» и «отрицательные» персонажи, их историческая трансформация.

Система персонажей в произведении: главные, второстепенные, эпизодические персонажи. Их композиционная и эмоционально-смысловая сопоставленность в художественном мире как фактор его целостности. Значение системы персонажей для интерпретации художественного содержания.

Тема 13 (Лекция 20)

Сюжет как важнейший компонент мира произведения. Основные понятия сюжетологии (2 часа)

Сюжет - динамическая сторона художественного мира, организующее начало драматических, эпических и лироэпических произведений. Сюжет представляет собой цепь событий, разворачивающуюся во времени и пространстве художественного произведения.

Существует две научных традиции в терминологическом обозначении изображаемых событий: сюжет и фабула. Понимание сюжета как воссозданных в произведении событий восходит к работам А. Н. Веселовского. Формалистская трактовка дилеммы сюжета и фабулы иная: совокупность событий в их взаимосвязи – фабула, сюжет - художественная обработка, распределение событий.

В основе сюжета лежит событие и действие. В основе события лежат ситуация и конфликт. Классическое сюжетосложение основано на внутрисюжетном сквозном конфликте (коллизии). Традиционно выделяемые этапы развития сквозного конфликта: завязка, перипетии, кульминация, развязка. Существуют также неразрешимые - «субстанциональные» (В. Е. Хализев) – конфликты.

Сюжеты традиционно подразделяются на концентрические (сюжеты единого действия) и хроникальные (сопряжение независимых друг от друга событийных комплексов).

Истоки сюжетов: жизненные мифологические, литературные. Типология сюжетов: сказочный, детективный, авантюрный, сюжет-испытание. Новеллистический сюжет.

«Сюжетология» как наука, изучающая указанный аспект произведений. Наука имеет собственную терминологию: коллизия, интрига, мотив и т.д.

Тема 14 (Лекция 21 – 22)

Специфика мира и композиции эпических, лирических и драматических произведений (обзор) – 4 часа

Произведения эпического, драматического и лирического рода характеризуются спецификой художественного мира и композиции.

Особенности эпических произведений.

Повествование о сюжетных событиях - основной принцип организации эпоса. В эпосе приобретает особое значение не только «рассказываемое событие», но и «событие рассказывания» (М. М. Бахтин).

Литературе доступны разные способы повествования» объективный тон - В случае абсолютной дистанции между персонажами и повествователем

Повествование – изложение событий, словесное сообщение о них – предполагает наличие повествователя.

Литературе доступны разные способы повествования. «Объективное» повествование предполагает наличие абсолютной дистанции между персонажами и повествователем. Повествователь находится вне происходящих событий, является посредником между изображенными событиями и читателем.

Эпическим произведениям свойственно введение рассказчика (субъективные формы повествования от лица героя, второстепенного персонажа, наблюдателя, хроникера).

Особое значение приобретает пространственная и временная точка зрения повествователя. Сочетание разных «точек зрения».

Большое значение имеет композиция рассказывания. Несовпадение хронологической последовательности сюжетных действий и происшествий с порядком повествования о них. Повествование и диалог персонажей. Лирические отступления вставные эпизоды. Обращения к читателю.

Внешняя композиция эпического произведения: деление на части и главы. Эпиграфы. Названия произведения и отдельных глав. Циклизация произведений.

Особенности драмы. Высказывания персонажей в монологах и диалогах - основной принцип организации драматической формы. Цепь высказываний персонажей – основной текст драмы. Отсутствие в драме повествовательно-описательных изображений. Авторское слово в драме представлено только в побочном тексте. Ремарки.

Пространство и время в драме. Драме свойственна соотнесенность, соответствие сценического и сюжетного времени. Непрерывная цепь высказываний формирует иллюзию настоящего времени.

Напряженность драматического действия («драматизм») и поведения персонажей. Тяготение драмы к гиперболизации, эффектности (психологические и речевые гиперболы).

Понятие театральности. Драматическая условность: изменение форм жизнедеятельности людей согласно требованиям театральной эффектности, условности речевого самораскрытия героев.

Композиция пьесы: деление на акты, явления, картины.

Особенности лирических произведений.

Лирическое произведение как художественное воплощение интенсивного внутреннего переживания (впечатлений, раздумий, эмоций) в его развитии. Лирическое событие как событие внутреннее (переживание, понимание). Лирический герой как основной организующий фактор мира лирического произведения. Лирическая ситуация как внешнее или внутреннее условие для лирического события. Лирический мотив как выраженная оценка лирической ситуации, в большинстве случаев словесная. Лирический сюжет как разворачиваемая последовательность лирических мотивов. Композиция играет особую роль в организации лирического высказывания. Художественное время и пространство в лирике зависимы от лирического героя - это время и пространство выражения, а не изображения.

Тема 15 (Лекции 23 – 24)

Специфика художественной речи. Поэзия и проза. Основные понятия стиховедения (4 часа)

Художественная речь - одна из сторон образной формы произведения. Художественная речь образна и экспрессивна. Ей свойственна высокая эстетическая организованность. Сходство и различие художественной речи с разговорной и с ораторской. Художественная речь – речь с «установкой на выражение» (Б. В. Томашевский) и строгую организацию, не терпящую переоформления.

Образность речи в широком и узком (тропы) значении.

Состав художественной речи. Национальный язык – источник выразительно-изобразительных и эстетических возможностей художественной речи: использование архаизмов, варваризмов, неологизмов и пр. Значимые нарушения норм литературного языка. Слово в художественном контексте способно изменять смысл. «Теснота и единство стихового ряда» (Ю.Тынянов) как условие для иносказательного применения слов. Тропы (иносказания) как неотъемлемая составляющая образности поэтической речи.

Акустико-фонетический аспект художественной речи: звукопись, паронимия, интонирование.

Поэзия и проза – две формы организации художественной речи: стихотворная (ритмически организованная) и нестихотворная. Два основных фактора отличия стиха от прозы (по Б. В. Томашевскому): разделенность речи на соотносимые и соизмеримые между собой отрезки; наличие в стихотворной речи «внутренней меры».

Ритмическая организация стихотворной речи на всех ее уровнях.

Стихотворная система - свод основных ритмических законов, актуальных в определенный историко-литературный момент для поэзии, создаваемой на определенном национальном языке. Многообразие систем стихосложения в мировой литературе, их связь с особенностями национального языка: песенные тонические стихи, силлабическое стихосложение, силлабо-тоническое стихосложение в России, дольник, акцентный стих, верлибр.

Рифма как явление полифункицональное: ритмическое, композиционное, эвфоническое, а также имеющее смысловую роль. Разновидности рифмы: точная, неточная, приблизительная. Виды рифмовки: смежная, перекрестная, кольцевая. Аллитерация как созвучие согласных и ассонанс как созвучие гласных.

Строфа - основная форма организации стихотворной речи: группа стихов, объединенных определенным типом рифмовки, обладающая синтаксически-тематической связностью.

Тема 16 (Лекция 25)

Основные понятия теории литературного процесса(2 часа)

Литературный процесс представляет собой совокупность созданных в определенную эпоху произведений, их публикаций и обсуждений, творческих программ, актов литературной борьбы. Литературный процесс - часть культурного и общественно-исторического процесса.

Существует проблема периодизации литературного процесса.

Во всемирно-историческом масштабе ученые (С. С. Аверинцев, А. В. Михайлов и др.) разграничивают три сади литературного развития: ритуально-мифологическая архаика (дорефлективный традиционализм; ориентация литературы на риторическую культуру (рефлективный традиционализм); свободное от жанрово-стилевых канонов, индивидуально-личностное творчество.

Основные понятия историко-литературного процесса: художественная система, литературное направление и течение. Существует различная трактовка этих категорий в науке.

«Художественная система» - понятие, описывающее явления межнациональные и всемирно-значимые. «Литературное направление» - группа писателей определенной страны, объединенная творческой программой.

Литературный стиль. Риторическое и искусствоведческое понимание стиля. Стиль - эстетическое единство и взаимодействие всех сторон, компонентов и деталей экспрессивно-образной формы художественного произведения.

Классицизм, сентиментализм, романтизм - ведущие направления в европейской культуре 17-18 - начала 19 веков.

Реалистический метод как реализация познавательных возможностей литературы. Его отличие от натурализма. Использование условных форм в реалистическом искусстве.

Литературные течения и направления в 20 веке: реализм, модернизм, соц. Реализм, постмодернизм и др.

Программа семинарских занятий по курсу

«Введение в литературоведение»

(18 часов)

Тема 1

Природа образности (2 часа)

1. Образ - представление - понятие. Образ и знак. Специфика художественного образа.

2. Словесный образ, его особенности.

3. Восприятие литературно-художественного произведения читателем.

4. Типология образов в литературе: человек - общество - природа.

Литература

Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. С. 62-68.

Лессинг Г. Э. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии. М., 1957.

Манн Ю. В. Диалектика художественного образа. М., 1987.

Роднянская И. Б. Художественный образ // Философская энциклопедия. Т. 5. М., 1970. С. 452-455.

Тынянов Ю. Н. Иллюстрации // Тынянов Ю. И. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. С. 310-318.

Флоренский П. А. Строение слова // Контекст 1972. М., 1973.

Хализев. В. Е. О пластичности словесных образов // Вестник МГУ. Сер. Филология. 1980 № 2.

Тема 2

Строение литературного произведения (2 часа)

2. Принцип рассмотрения формально-содержательной целостности произведения: дихотомическое членение (Л. И, Тимофеев, Г. Н. Поспелов), трехуровневая (А. А. Потебня, Виноградов В. В.), многоуровневое членение (Р. Ингарден, Р. Уэллек, М. Бахтин и др.)

Литература

Бахтин М. М. Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творении. // Вопросы литературы и эстетики. Или: Работы 20-х годов. Киев, 1994.

Гачев Г. Д., Кожинов В. В. Содержательность литературных форм // Там же. Т.2. М., 1964.

Ингарден Р. Исследования по эстетике. М., 1962.

Палиевский П. В. Художественное произведение // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Т. 3. М., 1965. С. 422-442.

Хализев В. Е. Теория литературы. М., 1999. С. 149-157.

Тема 3

«Внутренний мир» литературного произведения (4 часа)

1. «Внутренний мир» (Д. С. Лихачев), «поэтический мир» (В. В. Федоров) литературного произведения.

2. Пространство и время как атрибуты мира произведения. Понятие хронотопа (по М. Бахтину). Художественное время и пространство в контексте культурологии: циклическая концепция времени, христианская финалистская концепция времени.

3. Некоторые жанровые хронотопы: миф, волшебная сказка, героический эпос, идиллия, утопия и др.)

4. Время и пространство в индивидуальной художественной системе: их маркированность («Евгений Онегин») или подчеркнутая неопределенность («Жизнь человека» Л. Андреева).

5.Функции художественного пространства и времени в литературном произведении (повесть Гоголя «Невский проспект», роман В. Набокова «Машенька»).

Литература

Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе: очерки по исторической поэтике // Бахтин М. М. Литературно-критические статьи. М., 1986.

Литературный энциклопедический словарь / под ред. Кожевникова В. М. , Николаева П. А. М., 1987: ст. Художественное пространство и время.

Лихачев Д. С. Внутренний мир художественного произведения // Вопросы литературы, 1968 № 8 (или Хрестоматия).

Лотман Ю. М. Художественное пространство в прозе Гоголя // Лотман Ю. М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М., 1988.

Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л., 1974.

Федоров В. В. О природе поэтической реальности. М., 1984 (Гл.2, с. 36-45).

Тема 4

Система персонажей и сюжет - основа мира эпических и драматических

произведений(2 часа)

1. Персонаж (герой, действующее лицо) и смежные понятия: характер, тип; «актор» и «актант» (в нарратологии).

2. Система персонажей в отдельном произведении. Параллели и антитезы; двойники в системе персонажей («Герой нашего времени» Лермонтова), прием «раздвоения» персонажа («Соглядатай в. Набокова, «Тень» Е. Шварца и др.).

3. Иерархия персонажей:

Главные и второстепенные;

Внесценические персонажи, их функции;

Заимствованные персонажи и их связь с заимствованными сюжетами (ср: «Федра» Ж. Расина и «Ипполит» Эврипида.).

5. Приемы создания образа персонажа. Формы описания героя извне. Формы самораскрытия. Герои «готовые» и формирующиеся, герои-объекты и герои-субъекты. («Душечка» и «Дом с мезонином» Чехова).

Литература

Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского М., 1963. с. 36, 76, 83, 107.; Эстетика словесного творчества. С. 8, 75.

Бочаров С. Г. О художественных мирах. М., 1985. С. 136-138.

Гинзбург Л. Я. О литературном герое. Л., 1079, с. 16-28, 45-46, 89-91, 124-129.

Литературный энциклопедический словарь. Статьи: персонаж, герой, характер, тип.

Тема 5

Сюжет как система действий и событий в произведении (2 часа)

1. Сюжет и фабула (А. Н. Веселовский, формальная школа, современное понимание).

2. Событие и ситуация. Ситуация и коллизия.

3. Типология сюжетных схем: концентрические и хроникальные, их сочетание; внешние и внутреннее действия, их сочетание.

4. Концентрические сюжеты, сочетание их компонентов (четкость или размытость, возможность нескольких кульминаций, открытые финалы и т. д.).

5. Разграничение сюжета и композиции его изображения. Сюжетные инверсии, прологи и эпилоги, чередование эпизодов, обрамление, циклизация, вставные сюжеты, предыстории и последующие истории как приемы композиции. Анализ композиции сюжета повестей Пушкина «Метель» и «Выстрел» и Гоголя «Шинель».

Литература

Выготский Л. С. «Легкое дыхание» // Выготский Л. С. Психология искусства. М, 1968.

Кожинов В. В. Сюжет, фабула, композиция // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Т. 2., М., 1964.

Левитан Л. С., Цилевич Д. М. Сюжет в художественной системе литературного произведения. Рига, 1990.

Литературный энциклопедический словарь: Сюжет, Ситуация, Коллизия, Мотив.

Лотман Ю. М. Структура художественного текста. М., 1970., с. 255-279, 280-288.

Шкловский В. Б. Энергия заблуждения. Книга о сюжете // Шкловский В. Б. Избранное в 2-х тт. М., 1983.

Эйхенбаум Б. М. Как сделана «Шинель» Гоголя // Эйхенбаум Б. М. О прозе. Л., 1969.

Тема 6

Особенности эпических произведений (2 часа)

1. Эпос как повествовательный род по преимуществу.

Способы повествования: «всеведущий автор», «личный повествователь» (Тургенев «Записки охотника»); рассказчик и повествователь. Возможность Смена субъектов повествования, полисубъективные композиции (Лермонтов «Герой нашего времени»). Образ автора в повествовательных произведениях. В. В. Виноградов об «образе автора».

Проблема «точки зрения текста» («Станционный смотритель» А. С. Пушкина).

Несовпадение времени сюжета и времени повествования. Ритм повествования, его воздействие на читателя.

Соотношение повествовательных и драматических эпизодов.

Описания и рассуждения в потоке повествования (ретардации повествования).

2. Повествователь как организатор общей композиции произведения, складывающейся их частных композиций: образа героя, сюжета, пейзажа, диалогов, описаний, рассуждений и пр. Принцип «монтажа» в композиции, его разнообразные эффекты.

Он же. Об эволюции повествовательных форм (2-я половина 19 века) // Известия РАН. Отделение литературы и языка. 1992 № 2.

Тема 7

Особенности драматического произведения (2 часа)

1. Высказывание персонажа как основное средство раскрытия характера в драме.

Условность драматического высказывания.

Театральность поведения персонажей.

Функции побочного текста: автоинтерпретация; введение внесловесного материала.

2. Внешняя композиция пьесы. Членение на акты, сцены, явления (сравнительный анализ драматической композиции в «Борисе Годунове» Пушкина и «Царе Борисе» А. К. Толстого).

Совпадение времени речевого общения и сценического (настоящее время в драме).

3. Соотношение диалогов и монологов, основных и побочных текстов в аспекте исторической поэтики.

4. Литературоведческие и театроведческие подходы к пьесе.

Литература

Литературный энциклопедический словарь: Драма.

Хализев В. Е. Драма как явление искусства. М., 1986. С. 22-50, 122-134.

Тема 8

Особенности лирического произведения (2 часа)

1. Медитативность: характерность переживания, умонастроения как предмета и содержания лирики.

Л. Гинзбург, Б. Корман о лирическом субъекте и «лирическом герое». Метафоричность «я» в лирике (анализ «Гамлета» Б. Пастернака).

2. Тяготение к «вечным», общечеловеческим темам (мотивам): любовь, природа, творчество, смысл жизни, бег времени и т. п.

3. Пунктирность сюжета или «отсутствие» сюжета в лирике. Специфика и компоненты лирического сюжета.

4. Психологизм в лирике, его формы. Классификация лирики в зависимости от субъекта переживания: автопсихологическая и ролевая; от структуры предметного мира: собственно медитативная, повествовательная (ее смежность с лиро-эпикой), смешанные формы («Осень» А. С. Пушкина).

5. Единство переживания как основа композиции предметного мира в лирике («Когда волнуется..» М. Ю. Лермонтова).

6. Ассоциативности образности. Связь с возможностями языка.

7. Связь лирики и явлений стиха.

Литература

Гинзбург Л. Я. О лирике. М., изд. 2-е. М, 1974 (Введение, гл. 3,4).

Гаспаров. М.Л. «Снова тучи надо мною..» (методика анализа). Композиция пейзажа у Тютчева. // Гаспаров Избранные труды в 3-х томах. Т.2. О стихах.

Жирмунский В. М. Композиция лирических стихотворений // Жирмунский В. М. Теория стиха. Л., 1975.

Лотман. Ю. М. Анализ поэтического текста М., 1972.

на материале ... – Ростов -на -Дону : ... А.А. Введение в... на стыке лингвистики, литературоведения ... методическое пособие. – Ростов ... филолога для студентов ...
  • Язык и межкультурная коммуникация в современном информационном пространстве материалы i международной научно-практической конференции школьников и студентов

    Документ

    ... германской фразеологии (на материале ... – Ростов -на -Дону : ... А.А. Введение в... на стыке лингвистики, литературоведения ... методическое пособие. – Ростов ... филолога -энциклопедиста, ученика А.А. Шахматова и Л.В. Щербы, представляет особый интерес для студентов ...

  • УЧЕБНЫЙ КУРС КУЛЬТУРОЛОГИЯ Для студентов

    Учебный курс

    ... Для студентов , аспирантов и преподавателей юридических вузов, а также практических работников. ВВЕДЕНИЕ ... Методические указания для студентов ... Ростов -на -Дону , 1997 г. Шендрик А.И. Теория культуры: Учеб. пособие для ... лингвистике, литературоведении , ...

  • Материалы и исследования по рязанскому краеведению Том 14 Рязань 2007

    Документ

    ... материалы по археологии, истории, генеалогии, нумизматике, топонимике, литературоведению ... филологи ... XII. – Ростов -на -Дону , 1994. 11 ... человечества германским фашизмом» ... России. Учебно–методическое пособие для студентов , преподавателей и библиотекарей... Введение ...

  • Представление и его виды.

    Представление. На основе ощущения и восприятия возникает более сложная форма чувственного отражения - представление .

    Представление – познавательный психический процесс опосредованного воспроизведения образов из памяти.

    Представление - вторичный чувственный образ предмета, который в данный момент не действует на органы чувств, но действовал в прошлом (Ломов).

    Представления можно рассматривать как переходное звено между чувственным образом (ощущением, восприятием) и абстрактным мышлением.

    В зависимости от уровня бодрствования и характеристик деятельности представления, с одной стороны, включаются в память, воображение, мышление (его образные формы), с другой стороны, создают образы сновидения.

    Модальность представлений.

    Именно модальность представлений позволяет отнести их к чувственным образам, хотя и вторичным. Преобладание той или иной модальности в представлениях у конкретного человека можно определить с помощью теста Бетса. Для этого человеку нужно предложить представить себе перечисленные ниже образы и оценить по 5-балльной шкале степень их живости:

    Цвет родного дома;

    Звук кипящего чайника;

    «ощущение» песка при лежании на нем;

    Телесные ощущения при ходьбе по лестнице;

    Вкус апельсина;

    Запах леса (моря);

    Ощущение больного горла.

    К комплексным представлениям относятся идеомоторные, вербальные, мышечно-двигательные и т.п.

    Индивидуальные особенности представлений.

    Общим для всех представлений является то, что предмета или явления уже нет, а отражение их продолжает развиваться. Течение представлений развертывается во «внутреннем пространстве, никогда не выносится наружу. Этим отличается представление от галлюцинаций, «когда внутренний образ "выводится наружу", помещается во внешнем пространстве и становится навязчивой устрашающей силой» (Ананьев).

    Если образ восприятия непосредственный и сиюминутный, то образ представления опосредованный, а следовательно менее яркий.

    В представлениях сохраняется преобладающий цвет предмета, его контуры и форма, относительная величина и местоположение. Вместе с тем с переходом от восприятия к представлению часть информации исчезает, теряется. Происходит схематизация образа - одни признаки объекта подчеркиваются и усиливаются, другие затушевываются и редуцируются.

    Как правило, сохраняются конструктивные точки, которые являются более информативными.

    Образ представления может быть неполным, изменяется величина предметов, форма воспринимается обобщенно, без деталей. Цвет становится менее насыщенным, исчезают оттенки, цвет сдвигается к основным тонам или заменяется ахроматическим. В представлениях предмет как бы отрывается от фона и может быть воспроизведен либо без него, либо на измененном фоне.

    Что нового появляется в представлении?

    Этим новым является:

    Большая обобщенность представления по сравнению с восприятием, т.е. отражаются самые общие свойства;

    Отвлечение от частностей объекта и его окружения, абстрагирование;

    Например, врач много раз видел больного в разных состояниях и ситуациях, и из этой массы восприятий складывается обобщенный образ данного человека и его болезни, в котором сохраняются наиболее типичные, устойчивые, повторяющиеся признаки, отсеивается случайное, лишнее, формируется образ - представление о картине болезни и личности больного.

    В формировании образов представлений большое значение имеют изменения, происходящие в периферических звеньях анализаторов. Эти изменения аналогичны тем, которые происходят в процессе восприятия.

    При зрительных представлениях происходят слабые сокращения глазных мышц, при осязательных и кинестетических представлениях - микродвижения соответствующих мышечных групп (идеомоторный акт). На этой основе строится система так называемой идеомоторной тренировки. Прием, который широко используется в спорте, когда спортсмен многократно мысленно «проигрывает» трудновыполнимое движение, что обеспечивает впоследствии большую легкость его реального исполнения. Этот прием может быть использован при подготовке к любой трудной деятельности. Например, многократное мысленное «проигрывание» необходимой последовательности действий хирурга при подготовке к сложной операции.

    Таким образом, представления, являясь наглядными, чувственными образами, в то же время содержат в себе элементы абстракции и обобщения, обозначая тем самым переход от ощущения к мышлению, от чувственного познания к логическому.

    Пространственно-временные характеристики представлений:

    а) панорамность, которая заключается в том, что воспроизводимые в представлении объекты или сцены по их охвату могут превосходить объем поля восприятия, например, мы можем представить себе комнату вместе с предметами целиком, хотя воспринимаем всегда только ее часть;

    б) отделенность фигуры от фона: в представлении фигура может существовать отдельно от фона и наоборот;

    в) неточность воспроизведения размеров объекта, числа его элементов, а также его схематизация;

    г) искажение длительности временных интервалов: чем более заполнен событиями реальный отрезок времени, тем более длительным он представляется.

    Интенсивность представлений.

    У подавляющего большинства людей представления гораздо менее яркие, чем образы, возникающие при непосредственном восприятии объектов и ситуаций. Встречаются, однако, люди с очень яркими, насыщенными представлениями, например люди с эйдетической памятью.

    Фрагментарность. Эта характеристика говорит о том, что в представляемом образе объекта, как правило, отсутствуют какие-то его стороны, части или черты.

    Неустойчивость. Образ объекта в представлении обладает своеобразной текучестью, он как бы мерцает, постоянно слегка меняя свою форму и окраску.

    Обобщенность. Обобщенность представления является одной из наиболее важных его характеристик. Уже на уровне представления при создании вторичного образа объекта осуществляется процесс обобщения, который при формировании понятий выходит на передний план. В представлении мы вполне можем воссоздать образ «розы вообще» - вызвать конкретный образ розы, в котором в то же время будут отсутствовать высокоиндивидуализированные черты и будут представлены наиболее характерные особенности данного объекта. Именно процесс обобщения лежит в основе формирования понятий - основных элементов человеческого мышления.

    Как уже неоднократно говорилось выше, объектами манипулирования могут быть конкретные предметы, образы и знаки. Манипулируя образами, хранящимися в памяти, т.е. представлениями, человек может мысленно их расчленять, соединять, изменять их пропорции, перемещать в пространстве, окрашивать в различные цвета, заменять одни элементы другими и т.д.

    Такая способность к мысленному преобразованию чувственных образов памяти и есть воображение . В воображении, таким образом, сливается чувственный и отвлеченный характер отражения действительности, позволяющий человеку создавать новые чувственные образы, находящиеся во внутреннем, субъективном пространстве. Представления, полученные в результате деятельности воображения, дают человеку возможность в наглядной форме представить себе образ конечного результата в форме предмета или ситуации. На достижение этого образа и будут направлены действия, с ним будет сверяться полученный конкретный результат.



    Поделиться: