Тест Российская империя в начале XX в. Тест Российская империя в начале XX в Тест по истории ссср в 1945 1953

СССР в 1945-1953 гг.
Тест 1
1. Восстановительный период в промышленности составил
1) 25 лет 2) более 10 лет 3) около 8 лет 4) менее 5 лет

2. Что из названного было характерно для экономического развития СССР в послевоенный период?
1) разрешение в особых случаях распускать колхозы
2) увеличение капиталовложений в военную промышлен¬ность
3) увеличение масштабов финансовой помощи колхозам
4) внедрение элементов рыночного хозяйства в социалисти¬ческую экономику

3. Черчилль, бывший премьер-министр Великобритании, сделал вывод об опустившемся на Европу «железном зана¬весе »
1) в 1946 г.
2) в 1949 г.
3) в 1947 г.
4) в 1952 г.

4. Организация Североатлантического договора (НАТО) была создана
1) в 1945 г.
2) в 1947 г.
3) в 1949 г.
4) в I952 г.

5. Какое из названных событий произошло в 1946 г. ?
1) отмена карточной системы распределения продуктов
2) создание министерств
3) выселение чеченцев с места традиционного проживания
4) проведение денежной реформы

6. Во второй половине 40-х - начале 50-х гг. «безродными космополитами» в СССР называли
1) лиц, находящихся на оккупированной территории
2) партийную номенклатуру
3) репатриантов
4) представителей интеллигенции еврейской национально¬сти

7. Вывоз оборудования из Германии с целью возмещения ущерба, нанесенного немецко-фашистскими войсками, назывался
1) репарациями
2) конверсией
3) репатриацией
4) ленд-лизом

8. Руководитель Антифашисткого еврейского комитета, погибший в 1948 г.
1) Ш. Алейхем
2) С. Михоэлс
3) В. Мейерхольд
4) А. Коонен

9. Значительную роль в борьбе с «западничеством» сыграл секретарь ЦК ВКП (б)
1) М. А. Суслов
2) М. А. Поспелов
3) А. А. Жданов
4) Г. М. Маленков

10. В постановлении ЦК ВКП (б) о журналах «Звезда» и «Ленинград» критике было подвергнуто творчество
1) А. Ахматовой
2) М. Исаковского
3) А. Фадеева
4) К. Симонова

СССР в 1945-1953 гг.
Тест 2
1. Что из названного является одним из итогов четвертой пя¬тилетки?
1) окончательное решение «зерновой проблемы» в СССР
2) повышение уровня жизни населения
3) создание «стратегических запасов» в военной промыш¬ленности
4) восстановление довоенного уровня развития сельского хозяйства

2. В каком году было сфабриковано «Ленинградское дело»?
1) в 1945 г.
2) в 1948 г.
3) в 1952 г.
4) в 1953 г.
3. Столкновение интересов СССР и США произошло в начале 50-х гг.
1) в Корее
2) в Китае
3) во Вьетнаме
4) в Монголии
4. После Великой Отечественной войны было (а) осуществлено (а)
1) введение обязательных сверхурочных работ
2) введение 8-часового рабочего дня
3) введение прямого натурального обмена
4) частичная денационализация мелких предприятий

5. Отметьте, о ком идет речь. Руководитель Ленинградского горкома партии в годы Великой Отечественной войны, секре¬тарь ЦК ВКП (б), расстрелянный по «Ленинградскому делу».
1) А. Жданов 2) Н. Вознесенский
3) А. Кузнецов 4) М. Родионов

6. Какое из названных событий произошло в 1949 г. ?
1) разрыв дипломатических отношений с Югославией
2) установление коммунистического режима в Чехословакии
3) сформулирована «доктрина Трумэна»
4) в США создана атомная бомба

7. Сокращение численности личного состава армии называется
1) конверсией
2) демобилизацией
3) демонополизацией
4) консервацией

8. Что из названного было характерно для политики СССР по отношению к странам так называемого социалистического лагеря?
1) военное присутствие
2) разрешение принять экономическую помощь по плану Маршалла
3) поддержка идеи многовариантности построения социа¬лизма
4) разрешение многопартийности в странах Центральной и Юго-Восточной Европы

9. Какой из названных художественных фильмов был обвинен в безыдейности?
1) «Большая жизнь» Л. Лукова
2) «Весна» Г. Александрова
3) «Кубанские казаки» И. Пырьева
4) «Чапаев» братьев Васильевых

10. В постановлении ЦК ВКП (б) «О декадентских тенденциях в советской музыке» критике подверглись произведения
1) А. Александрова
2) И. Дунаевского
3) В. Мурадели
4) М. Блантера

Главная > Документ

Тест 10.

СССР в послевоенные годы 1945-1953. Восстановление народного хозяйства.

Вариант 2

Первая в Советском Союзе атомная бомба, прервавшая монополию США на ядерное оружие, была испытана в году

Последней политической репрессивной кампанией, инспирированной сталинским руководством страны, стало

Довоенный уровень промышленного производства был достигнут уже к 1948 году прежде всего благодаря

Выборы в Верховный Совет СССР, проводившиеся в 1946 году бойкотировало население

Какое из указанных событий относится к периоду 1945-1953 годов?

Верны ли следующие утверждения? В послевоенные годы А. миллионы фронтовиков вернулись к мирной жизни. Б. многие бывшие советские военнопленные оказались в сталинских лагерях.

Преобразование Рабочее-крестьянской Красной армии в Советскую армию было осуществлено в

О ком идет речь: «После войны сочетает научную и управленческую работу: разработка плана 4-й пятилетки и труд "Военная экономика СССР в период Отечественной войны". Но 5 марта 1949 г. был снят с поста 1-го зама Председателя Совмина СССР и Председателя Госплана, выведен из состава Политбюро и исключен из ЦК партии. Рукопись написанной книги "Политическая экономия коммунизма" исчезла бесследно. Накануне снятия он выступил против сталинского предложения обложить крестьян новым налогом. Осенью 1949 г. он был арестован по навету Маленкова и Берия».

Прочитайте фрагмент из сочинения современного историка, характеризующего предложения по изменению текста Программы ВКП(б) в послевоенный период: «Высказывалась также идея о введении прямого народного законодательства, для чего считалось обязательным: а) проводить всенародное голосование и принятие решений по большинству важнейших вопросов государственной жизни как общеполитического, хозяйственного порядка, так и по вопросам быта и культурного строительства; б) широко развернуть законодательную инициативу снизу путем предоставления общественным организациям права вносить в Верховный Совет СССР предложения о новых законопроектах; в) утвердить право граждан, общественных организаций непосредственно вносить запросы в Верховный Совет по важнейшим вопросам международной и внутренней политики. Не был обойден вниманием и принцип выборности руководителей. В проекте программы ВКП(б) ставилась задача по мере продвижения к коммунизму осуществлять принцип выборности всех должностных лиц государственного аппарата, изменения в функционировании ряда госорганов в сторону все большего превращения их в учреждения, занимающиеся учетом и контролем общенародного хозяйства.».В каком году были сформулированы данные предложения?

Тема 6: СССР в 1945 – 1985 гг.

Тест 11.

Вариант 1

Какое из указанных событий относится к периоду «оттепели» 1953-1964 годов

Попытка «антипартийной группы» В.М. Молотова. Г.М. Маленкова, Л.М. Кагановича отстранить Н.С. Хрущева от власти и сохранить просталинские позиции была разоблачена в

Фактом, потрясшим всю страну и весь мир в 1956 году, способствовавшимдемократизации страны, был доклад Н.С Хрущева на XX съезде КПСС, посвященный

Событие, положившее начало ослаблению репрессий, - это

Первое военное столкновение между СССР и США в эпоху т.н. «холодной войны» произошло

Заметным событием в социальной жизни советских людей в послевоенный период стало (-а)

Верны ли следующие утверждения? В сельском хозяйстве страны в период «оттепели» А. колхозные хозяйства были освобождены от долгов перед государством. Б. повышены закупочные цены на некоторые сельхозпродукты.

Принятие в 1957 г. нового трудового законодательства имело своей целью

Установите соответствие между событиями и датами. Полученный ответ впишите в таблицу:

СОБЫТИЯ ДАТЫ
1) принятие решения об освоении целинных и залежных земель А) 1957
2) отправка в космос первого искусственного спутника земли Б) 1954
3) подавление выступления рабочих в Новочеркасске В) 1961
4) принятие Третьей программы партии – программы строительства коммунизма Г) 1956
Д) 1962

Прочитайте фрагмент из сочинения современного историка.«Хрущев шел на огромный личный риск, не меньший чем, при аресте Берия. Нужно было действовать быстро и решительно, опираясь на поддержку доверенных людей. Даже сам Хрущев и его близкое окружение не были безгрешны, хотя их ответственность за те преступления гораздо меньше других членов партии. И все же риск был хотя и велик, но оправдан.
Высказывалось мнение, что осуждение Сталина на съезде предпринималось главным образом для того, чтобы рационализировать систему бюрократического управления и даже укрепить привилегии и власть номенклатуры. Еще чаще высказывалось мнение, что выступление Хрущева на съезде стало решающим эпизодом в борьбе за власть в партии. Взяв на себя инициативу, Хрущев наносил удар по таким ближайшим соратникам Сталина, как Молотов, Каганович, Маленков, Ворошилов, Микоян, присутствие которых в Президиуме мешало ему. Многое в поведении Хрущева связано и с его личными качествами. Хрущева действительно волновало тяжелое положение рабочих и особенно крестьян. Его волновало и тяжелое положение заключенных, безо всякой причины брошенных на многие годы в лагеря и тюрьмы.Текст доклада разослали всем райкомам и горкомам партии».В каком году происходили описываемые в нем события?

Тема 6: СССР в 1945 – 1985 гг.

Тест 11.

Реформы Н.С. Хрущева. Период «оттепели» 1953 – 1964 гг.

Вариант 2

В правление Н.С.Хрущева осуществлено (- на)

Какое из указанных событий относится к периоду «оттепели» 1953-1964 годов?
Верны ли следующие утверждения? А. Попыткой преодолеть кризис в сельском хозяйстве в 1954 г. стало решение об освоении целинных и залежных земель. Б. Предпринятое Н.С. Хрущевым разделение всех органов на промышленные и сельские породило хаос и снижение управляемости в экономике.

Денежная реформа 1961 г. предусматривала:

В годы руководства страной Н.С. Хрущевым (1953-1964 гг.)

Какие термины вошли в употребление в период 1953 - 1964 годов?: Выберите правильную комбинацию ответов:

1) АБВ 2) АВГ 3) БВГ 4) БГД

Эра атомной энергетики в СССР началась с пуска в 1954 году первой в мире атомной электростанции в городе

Прочитайте фрагмент из сочинения современного историка.

«Дело в том, что 20-й съезд, который действительно переломил хребет сталинизму, в этом нет никаких сомнений, тем не менее, не завершился до сегодняшнего дня, потому что десталинизация России не произошла. Она не произошла с точки зрения представлений общества. Потому что многие идеализируют Сталина. То есть, на мой взгляд, по-прежнему Сталин не разоблачен до конца и сталинизм не разоблачен, до сих пор есть идеализация сталинизма. До сих пор не сломана репрессивная машина сталинская, спецслужбы, которые до сих пор не подконтрольны обществу и до сих пор действуют в режиме беззакония зачастую. До сих пор не сломана сама модель власти как неодолимая сила, против которой нельзя противостоять и само противостояние, которое это государственное преступление. Поэтому хотя 20-й съезд нанес, на мой взгляд, огромный удар, может быть смертельный удар по сталинизму, но эта гидра сталинизма, это страшное явление сталинизм живо до сих пор и поэтому 20-й съезд не завершился».

Какое решение XX партии в нем оценивается?

Установите соответствие между государственными деятелями СССР и занимаемыми ими постами. Полученный ответ впишите в таблицу:

Н.С. Хрущев

министр торговли

А.А. Громыко

министр обороны

В.Ф. Семичастный

председатель Совета министров

Г.К. Жуков

председатель КГБ

министр иностранных дел

3Тесты

Сборник «Тесты» (варианты и ответы централизованного тестирова­ния 2006 года) - в книге представлены образцы тестов, использованных при проведении централизованного тестирования в 2006 году.

  • Российской Федерации " утверждаю" (3)

    Документ

    Область профессиональной деятельности специалиста – обеспечение эффективного управления организацией, участие в организации и функционировании систем государственного и муниципального управления, совершенствование управления в соответствии

  • Российской Федерации " утверждаю" (4)

    Документ

    Область профессиональной деятельности специалиста - обеспечение эффективного управления организацией, участие в организации и функционировании систем государственного и муниципального управления, совершенствование управления в соответствии

  • 1: Россия в начале 20 века

    Документ

    Предлагаемый разноуровневый контроль знаний по истории России ХХ в. ставит своей целью помочь учителю осуществить дифференцированный подход в обучении.

  • Вариант 2

    Тест 9. СССР в период Великой Отечественной войны 1941 -1945 годов

    Вариант 1

    А1 Событие, окончательно сорвавшее план «молниеносной войны» Германии против Советского Союза

    1) Смоленское сражение 3) оборона Киева и Одессы

    2) битва за Москву 4) оборона Брестской крепости

    А2

    A) Московская битва B) Сталинградская битва

    Б) Смоленское сражение Г) Орловско-Курская битва

    A3

    1) награждение за поимку диверсантов.

    2) реабилитацию советских военнопленных.

    3) формирование штрафных батальонов и рот.

    4) отправку всех частей НКВД на фронт.

    А4 Верны ли следующие утверждения? В ходе Смоленского сражения

    А) в составе РККА появились первые гвардейские части.

    Б) немецкие войска впервые вынуждены были перейти к обороне, части РККА перешли в контрнаступление.

    А5 Чрезвычайным органом управления страной в период войны стал сформированный 30 июня 1941 года

    1) Наркомат вооружений 3) Государственный комитет обороны.

    2) Секретариат ЦК ВКП(б) 4) Совет по эвакуации

    А6 Районами наиболее широкого развития партизанского движения в тылу немецко-фашистских оккупантов годы Великой Отечественной войны были:

    A) Западная Украина Г) Прибалтика

    Б) Белорусское полесье Д) Брянская область

    B) Северо-Восточная Украина Е) Молдавия

    А7 Советские войска во время битвы за Москву (30 сентября 1941 года - 7 января 1942 года) возглавлял генерал

    1) И.С. Конев. 2) К.К. Рокоссовский. 3) Г.К. Жуков. 4) И.Г. Черняховский.

    А8 Второй фронт в Европе был открыт союзниками СССР по антигитлеровской коалиции в

    1) 1942 году. 2) 1943 году. 3) 1944 году. 4) 1945 году.

    А9 Прочтите отрывок из воспоминаний Маршала Советского Союза A.M. Василевского и укажите, к какому периоду относятся описываемые события:

    «...Официально кампания длилась 24 дня. Были наголову разбиты ударные силы врага. Японские милитаристы лишились плацдармов для агрессии и основных своих баз снабжения оружием и боеприпасами в Китае, Корее и на Южном Сахалине. Крах Квантунской армии ускорил капитуляцию Японии в целом».


    А10 Отметьте основные военные операции, вошедшие в период коренного перелома в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов (выберите в перечне все правильные ответы и запишите цифры, соответствующие им, в порядке возрастания).


    1) Оборона Одессы.

    4) Битва на Курской дуге.

    А1 После какой из битв немецкие войска перешли на всем протяжении советско-германского фронта к стратегической обороне?

    1) Сталинградской 2) Курской 3) Московской 4) за Кавказ.

    А2 Расположите в хронологической последовательности следующие события Великой Отечественной войны:

    A) форсирование Днепра;

    Б) Московская битва;

    B) снятие блокады Ленинграда;

    Г) битва за Берлин.

    A3 Приказ № 227 «Ни шагу назад», принятый в июне 1942 года, предусматривал

    1) награждение за поимку диверсантов. 3) отдачу под суд командиров, отступивших без приказа.

    2) реабилитацию советских военнопленных. 4) отправку всех частей НКВД на фронт.

    А4 Верны ли следующие утверждения? В годы Великой Отечественной войны

    А) была создана вторая индустриальная база в восточных районах страны, на Урале и в Сибири.

    Б) важным фактором победы стал трудовой энтузиазм советских людей, пробуждение их самосознания.

    1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба утверждения 4) оба утверждения неверны

    А5 Прочитайте фрагмент из воспоминаний главного маршала бронетанковых войск

    П.А.Ротмистрова и определите, в ходе какой из битв произошло описываемое танковое сражение.

    «С первых же минут сражения две мощные лавины танков в глубоком построении, поднимая тучи пыли и дыма, двинулись навстречу друг другу...

    Сражение длилось до позднего вечера. Сцепившиеся в один гигантский клубок танки уже не могли разойтись. Лобовые атаки сопровождались таранными ударами в борт, огневыми поединками пушек и пулеметов. Земля стонала от разрыва снарядов и стального грохота. Кругом горели танки и самоходные орудия. Это было страшное, беспримерное танковое сражение».

    1) Смоленском сражении 3) Сталинградской битве.

    2) битве на Орловско-Курской дуге 4) при прорыве блокады Ленинграда.

    А6 Укажите имена командиров крупнейших партизанских соединений периода Великой Отечественной войны:

    A) С.А. Ковпак; B) А.Н. Сабуров; Д) В.Н. Толмачев;

    Б) К.Е. Ворошилов; Г) А.Ф. Федоров; Е) Н.Н. Вознесенский

    А7 Немецкий план окружения и взятия Москвы имел кодовое название

    1) «Барбаросса». 2) «Тайфун». 3) «Цитадель». 4) «Ост».

    А8 Второй фронт в Европе был открыт союзниками СССР по антигитлеровской коалиции в июне 1944 года

    1) на юге Италии и в Сицилии. 2) на Балканах. 3) в Северной Африке. 4) в Нормандии.

    А9 О какой из Конференций трех держав – участниц антигитлеровской коалиции идет речь в приведенном фрагменте документа:

    «...Германский милитаризм и нацизм будут искоренены, и Союзники в согласии друг с другом, сейчас и в будущем, примут и другие меры, необходимые для того, чтобы Германия никогда больше не угрожала своим соседям или сохранению мира во всем мире»?

    1) Московской. 2) Сан-Францисской. 3) Берлинской. 4) Тегеранской.

    А10 Отметьте основные военные операции, вошедшие в начальный период Великой Отечественной войны 1941 -1945 годов и сорвавшие немецкий план молниеносной войны (выберите в перечне все правильные ответы и запишите цифры, соответствующие им, в порядке возрастания).

    1) Оборона Одессы.

    2) Разгром немцев под Сталинградом.

    3) Смоленское оборонительное сражение.

    4) Битва за Ленинград.

    5) Освобождение Левобережной Украины и Киева (битва за Днепр).

    Тестирование по теме « Советский союз после войны (1945-1953гг.)

    1. Каковы итоги Великой Отечественной войны?

    а) огромные человеческие жертвы

    б) свертывание культа личности

    в) создание единой Германии

    г) расширение территории СССР

    2. Какие методы использовались правительством для восстановления страны?

    а) перекачка средств из тяжелой промышленности в с/х

    б) героический труд советского народа

    в) резкое повышение цен на продовольствие после войны

    г) репарации полученные с Германии

    3. Когда в СССР было испытано атомное оружие?

    а) 1947 г.

    б) 1948 г.

    в) 1949г.

    4. Когда произошло объединение стран социалистического блока в СЭВ?

    а) 1947г. б) 1949г. в) 1955г.

    5. Какие изменения произошли в государственных структурах власти?

    а) проведение демократических выборов

    б) упразднена система ГУЛАГа

    в) преобразование СНК в Совет Министров

    6. Какой из готовившихся процессов стал последним витком репрессий?

    а) «дело врачей»

    б) «ленинградское дело»

    в) «дело военных»

    7. В какую отрасль народного хозяйства вкладывались основные капиталовложения?

    а) пищевая промышленность

    б) легкая промышленность

    в) тяжелая промышленность

    8. В каком противостоянии впервые произошло военное столкновение СССР и США?

    а) берлинский кризис

    б) война в Корее

    в) советско-югославский разрыв

    9. К чему привела вторая мировая война?

    а) к установлению коммунистических правительств в Европе

    б) к уничтожению фашизма

    в) к росту влияния СССР

    10. На какие источники опиралось советское государство в восстановлении экономики страны после войны?

    а) помощь западных союзников

    б) была создана рыночная экономика

    в) репарации с побежденной Германии

    г) перекачка средств из деревни в город

    11. Выберите правильное утверждение:

    а) научно-технические разработки широко использовались в с/х

    б) научно-технические разработки широко использовались в В ПК

    в) научно-технические разработки широко использовались в легкой промышленности

    12. Что являлось характерной чертой развития науки и образования после войны?

    а) борьба с неграмотностью

    б) открытие национальных школ

    в) рост расходов на науку и образование

    13. Что было главной идеей «доктрины Трумэна»?

    а) предоставление СССР финансовой помощи

    б) стремление не допустить советской экспансии

    в) начать переговоры об ограничении вооружений

    14. Когда произошло образование военно-политического блока НАТО?

    а) 1949 г.

    б) 1950 г.

    Контрольная работа по теме «СССР в послевоенный период (1945-1953 гг.)».

    Вариант 1.

    А 1. США выдвинули «план Маршалла» в:

      1946 г.

      1947 г.

      1948 г.

      1949 г.

    А 2.Первым из «знаменитых» постановлений, направленных против неугодных сталинскому режиму деятелей культуры стало постановление:

      «О журналах «Звезда» и «Ленинград»»

      «О репертуаре драматических театров»

      «О кинофильме «Большая жизнь»»

      «Об опере "Великая дружба» В. Мурадели».

    А 3. Характерной чертой для сельского хозяйства в СССР в 1945-1953 гг. являлось:

      Избыточность рабочей силы в колхозах

      Увеличение размеров личного подсобного хозяйства колхозников

      Значительное повышение государственных закупочных цен на сельхоз продукцию.

      Тяжелое бремя налогов на колхозников.

    А 4. Прочитайте отрывок из воспоминаний и укажите их автора:

    Кончилось тем, что меня сняли с должности Главкома сухопутных войск и отправили командовать Одесским военным округом, а на состоявшемся Пленуме ЦК ВКП(б) вывели из состава ЦК без всякой формулировки <...> В 1947 г. была арестована большая группа генералов и офицеров и главным образом те, кто когда-либо работали со мной <...> Всех их физически принуждали признаться в подготовке «военного заговора» против сталинского руководства.

      М.Н. Тухачевский

      А.А. Новиков

      К.К. Рокоссовский

      Г.К. Жуков

    А 5. Важнейшая цель внешней политики СССР в период 1945-1953 гг. состояла в том, чтобы:

      окружить территорию СССР поясом дружественных государств, обеспечить интересы укрепления собственной безопасности

      укрепить дружеские отношения с партнерами по антигитлеровской коалиции

      окружить территорию США кольцом советских военных баз

      расширить советское военное присутствие в юго-восточной Азии.

    А 6. В 1945-46 гг. руководителем Госплана Н. Вознесенским высказывались предложения:

      Об усилении планового характера советской экономики

      О присоединении СССР к «плану Маршалла»

      О некотором смягчении государственного нажима в управлении экономикой и реорганизации колхозов

      О приоритетном развитии оборонных отраслей промышленности.

    А 7. Советское правительство (Совнарком) было переименовано в Совет министров в:

      1946 г.

      1947 г.

      1948 г.

      1949 г.

    А 8. Прочитайте отрывок из текста и определите год, в котором произошло описываемое событие:

    И. Сталиным и А. Ждановым было подписано постановление Совмина СССР и ЦК ВКП(б), в котором говорилось, что реформа проводится с целью укрепления рубля и изъятия из обращения большого количества фальшивых денег. Кроме того, это должно было воспрепятствовать спекулятивным элементам, накопившим значительные суммы за годы войны, скупать товары после отмены карточной системы. Обмен старых денег на новые производился с ограничениями, а именно - 10 рублей в старых деньгах на 1 рубль в новых. Переоценка вкладов населения в сберкассах и Госбанке осуществлялась на более льготных условиях - вклады размером до 3 тыс. рублей включительно оставались без изменения, т. е. переоценивались 1 рубль старыми деньгами на 1 рубль новыми.

      1945 г.

      1946 г.

      1947 г.

      1948 г.

    А 9. Неудачная блокада части этого города, предпринятая по указанию И.В. Сталина, не смогла предотвратить процесс создания двух независимых государств в рамках одной страны.

      Берлин

      Прага

      Будапешт

      Сеул.

    А 10. События в Печоре (1948 г.),Салехарде (1950 г.), Кингире (1952 г.) Воркуте (1953 г.). Норильске (1953 г.) связаны с:

      Открытием новых месторождений газа

      Открытием высших учебных заведений

      Восстаниями политических заключенных

      Строительством крупнейших машиностроительных предприятий.

    А 11. Рассмотри карту и выполни задание:

    Определи годы события обозначенного на карте.

      1949 - 1951 гг.

      1950 – 1953 гг.

      1951 – 1955 гг.

      1952 – 1954 гг.

    Данный плакат посвящен выполнению:

      Доктрины Трумэна

      Плана Маршалла

      Хельсинских соглашений

      Решений Потсдамской конференции

      Переименование ВКП (б) в КПСС

      Резолюция «О единстве в партии»

      Упразднение Государственного Комитета Обороны

      Дело антисоветского право-троцкистского блока.

    В 2. Сравните внешнюю политику нашей страны в 30-е годы и во второй половине 40-х годов. Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходства, а во вторую – порядковые номера черт отличия.

      Попытка создания системы коллективной безопасности

      Организация союза стран социалистического лагеря

      Напряженные отношения с западными странами

      Продвижение коммунистической идеологии на территории других стран

    Черты сходства

    Черты отличия

    В 3. Какие из названных наук подверглись запрету в 1945-1953 гг.? Найдите в приведенном ниже списке две науки и запишите цифры, под которыми они указаны?

      физиология

      генетика

      кибернетика

      экономика

      квантовая механика

    В 4. Запишите слово, пропущенное в схеме:

    В 5 . Используя данные таблицы, завершите представленные ниже суждения:

    Уровень развития ведущих стран мира в 1950 г. в сравнении с США.

    Основные макроэкономические показатели

    США

    (взято за 100%)

    Вторая страна

    Третья страна

    СССР

    Валовой национальный доход

    100 %

    Великобритания 19%

    Франция 13%

    29%

    Военные расходы

    100%

    Китай – 18%

    Великобритания – 16%

    106 %

    Промышленное производство

    100%

    Япония – 19%

    ФРГ – 13%

    24%

    НАЧАЛЬНЫЕ ЧАСТИ СУЖДЕНИЯ

    А) Из стран обозначенных в таблице США

    Б) По уровню ВНП и промышленному производству

    В) Основные капиталовложения СССР производил

    ВАРИАНТЫ ЗАВЕРШЕНИЯ СУЖДЕНИЯ

      СССР находился на втором месте в мире.

      опережали все страны по ВНП и промышленному производству.

      отставал от Японии и ФРГ.

      являлось абсолютным лидером по всем макроэкономическим показателям.

      в ВПК.

    В 6. Ниже приведен ряд названий государств. Все они, за исключением одного, являлись членами СЭВ

    Австрия, Венгрия, Польша, Румыния, Чехословакия.

    Найдите и выпишите государство «выпадающее» из этого ряда

    Прочитайте фрагмент документа и выполните задания С1,С2. Используйте в ответах информацию текста, а также знания из курса истории.

    СССР снова вступил в период мирного социалистического строительства, прерванного вероломным нападением гитлеровской Германии...

    Верховный Совет СССР устанавливает, что основные задачи пятилетнего восстановления и развития народного хозяйства СССР …состоят в том, чтобы восстановить пострадавшие районы страны, восстановить довоенный уровень промышленности и сельского хозяйства и затем превзойти этот уровень в значительных размерах.

    В этих целях необходимо:

    1. Обеспечить первоочередное восстановление и развитие тяжелой промышленности и железнодорожного транспорта, без которых невозможно быстрое и успешное восстановление и развитие всего народного хозяйства СССР.

    2. Добиться подъема сельского хозяйства и промышленности, производящей средства потребления, для обеспечения материального благополучия народов Советского Союза и создания в стране обилия основных предметов потребления.

    3. Обеспечить дальнейший технический прогресс во всех отраслях народного хозяйства СССР, как условие мощного подъема производства и повышения производительности труда, для чего необходимо не только догнать, но и превзойти в ближайшее время достижения науки за пределами СССР.

    4. Завершить в 1946 г. послевоенную перестройку народного хозяйства, использовать производственную мощность военной промышленности для дальнейшего увеличения экономической силы Советского Союза.

    5. Обеспечить дальнейшее повышение обороноспособности СССР и оснащение Вооруженных Сил Советского Союза новейшей военной техникой.

    8. Превзойти довоенный уровень народного дохода и уровень народного потребления, для чего всемерно поднять пищевую промышленность, развернуть массовое производство предметов широкого потребления, умножить колхозные доходы, увеличить товарооборот; отменить в ближайшее время карточную систему, заменив ее развернутой культурной советской торговлей. <...>

    10. Повысить производительность труда на основе полного использования 8-часового рабочего дня, всесторонней механизации трудоемких отраслей промышленности, дальнейшей электрификации народного хозяйства и интенсификации производственных процессов...

      Укажите год этого события.

      Назовите имя политика.

    С 4.

    Вариант 2.

    Задания базового уровня сложности

    А 1 . Организация Североатлантического договора (НАТО) создана в :

    1)1946 г.

    2)1947 г.

    3)1948 г.

    4) 1949 г.

    А 2. Последним актом сталинских репрессий слал процесс под названием:

      «Ленинградское дело»

      «процесс генералов»

      «дело врачей»

      «дело Промпартии»

    А 3. Одним из источников успешного восстановления советской экономики в послевоенный период являлось:

      Применение новых технологий в промышленном производстве

      Массовое размещение займов на покупку облигаций среди трудящихся

      Инвестиции западноевропейских держав

      Массовое раскулачивание.

    А 4. Прочитайте отрывок из документа и укажите год события, описанного в нем:

    Советское правительство заявило: секрета атомной бомбы не существует. Это означало, что Советский Союз имеет в своем распоряжении атомное оружие. Но на Западе открытое и честное признание поспешили объявить «пропагандистским трюком». <...> В … году самолет американских ВВС, оснащенный специальным оборудованием, доставил на землю пробы воздуха, взятые на большой высоте и не оставлявшие сомнения в том, что где-то в Советской Азии произведены испытания атомной бомбы.

      1948 г.

      1949 г.

      1950 г.

      1951 г.

    А 5. В работе «Экономические проблемы социализма в СССР» И.В. Сталин обосновал:

      введение колхозов

      необходимость развития рыночных отношений

      расширение экономических связей со странами запада

      существование дефицита товаров народного потребления

    А 6. Оказание СССР помощи странам народной демократии в первые послевоенные годы диктовалось, прежде всего

      Расширением торгово-экономического сотрудничества с этими странами.

      Восстановлением европейского рынка и обеспечением свободы торговли

      Опасением потери политического влияния на государства Восточной Европы

      Вхождением этих территорий в состав СССР.

    А 7. ВКП (б) была переименована в КПСС в:

      1950 г.

      1951 г.

      1952 г.

      1953 г.

    А 8. Прочитайте документ и определите годы описываемых событий:

    Мы понимаем, что в период войны требовалось для снабжения армии больше хлеба и мы с радостью отдавали все, что собирали, не жалели ничего, чтобы победить врага. В … году несмотря на неурожай - тоже сдали все, чтобы как можно быстрее восстановить народное хозяйство. Мы надеялись, что в текущем году, выполнив государственный план хлебосдачи, сможем распределить по трудодням примерно по одному килограмму. Сейчас мы государственный план выполнили досрочно на 200 %, сдав сверх плана вдвойне. Но несмотря на это, обком ВКП(б) и райком довели нам и всем колхозам твердое задание на сверхплановую сдачу, превышающее в несколько раз государственные планы, так что на трудодни распределять нечего и даже семена не хватит засыпать полностью, чтобы посеять в новом году.

      1946-1948 гг.

      1949-1950 гг.

      1951 – 1952 гг.

      1953-1954 гг.

    А 9. И. В. Сталин требовал от стран Восточной Европы послушания и проведения политических и социально-экономических преобразований по советской модели. Любое отклонение от нее воспринималось крайне враждебно. Именно это стало основанием для разрыва отношений с:

      Югославией

      Венгрией

      Албанией

      Румынией

    А 10.Прочитайте отрывок и определите, о ком из руководителей СССР говорится:

    Он считался одним из самых одаренных руководителей хозяйства в стране. С марта 1941 г. Был первым председателем Совнаркома. После войны возглавил Госплан СССР. Автор книги «Военная экономика СССР в годы Отечественной войны». В 1949 г. Был арестован по обвинению в создании антипартийной группы и расстрелян:

      Н. Вознесенский

      А. Жданов

      Н. Щербаков

      А. Микоян

    А 11. Рассмотри карту и выполни задание.

    К какому из перечисленных ниже государств относится событие, изображенное на карте:

      Австрия

      Финляндия

      Венгрия

      Германия

    А 12. Рассмотри изображение и выполни задание:

    Когда была сделана эта фотография:

      Май 1945 г.

      Июнь 1945 г.

      Ноябрь 1945 г.

      Май 1946 г.

    Задание повышенного уровня сложности:

    В 1.Расположите в хронологическом порядке следующие события (явления). Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов.

      Образование ГДР

      Речь У. Черчилля в Фултоне

      Мюнхенское соглашение о разделе Чехословакии

      Рапальский договор

    В 2. Сравните внутреннюю политику нашей страны в 30-е годы и во второй половине 40-х годов. Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходства, а во вторую – порядковые номера черт отличия.

      Основные капиталовложения производятся в развитие тяжелой промышленности и ВПК

      Одним из главных источников финансирования является перекачка средств из деревни в промышленность

      Репарации являются одним из источников развития промышленности

      Увеличение доли женского труда во всех сферах народного хозяйства.

    Черты сходства

    Черты отличия

    В 3. Кто из названных деятелей культуры подвергся гонениям в 1945-1953 гг? Найдите в приведенном ниже списке две фамилии и запишите цифры, под которыми они указаны?

      С. Прокофьев

      Д. Шостакович

      И. Дунаевский

      С. Михалков

      К. Симонов

    В 4.Запишите слово, пропущенное в схеме:

    В 5. Используя данные таблицы, завершите представленные ниже суждения:

    Уровень жизни населения СССР в 1947г.

    Название профессий

    Ежемесячная заработная плата

    Название основных товаров

    Цена

    Врачи

    185 руб.

    женское пальто

    180 руб.

    Учителя

    180 руб.

    кофта

    60 руб.

    Колхозники (не считая натуральных выплат)

    12,5 руб.

    кожные ботинки

    288 руб.

    Низко квалифицированные рабочие

    200 руб.

    100 г туалетного мыла

    4 руб.

    Машинист паровоза

    790 руб.

    1 кг черный хлеба

    3,4 руб.

    Директора совхозов

    900 руб.

    1 кг мяса- 30 руб.

    30 руб.

    Милиционеры

    330 руб.

    1 кг масла

    66 руб.

    Сварщик

    1200 руб.

    1 л молока

    4 руб.

    Шахтер

    824 руб.

    1 л керосина

    2, 34 руб.

    НАЧАЛЬНЫЕ ЧАСТИ СУЖДЕНИЯ

    А) Среди представителей рабочих профессий

    Б) Большинство сельских тружеников

    В) Промышленные товары

    ВАРИАНТЫ ЗАВЕРШЕНИЯ СУЖДЕНИЯ

      не существовало серьезных различий в уровне оплаты труда.

      находилось за чертой бедности.

      наблюдалась сильная экономическая дифференциация.

      были недоступны для многих представителей интеллигенции.

      относилось к среднему классу советского общества.

    В 6. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, связанны с историей СССР периода 1945-1953 гг.

    Железный занавес, план Маршалла, доктрина Трумэна, ленд-лиз, космополитизм.

    Найдите и выпишите термин «выпадающий» из этого ряда.

    Задания высокого уровня сложности:

    Прочитайте фрагмент из сочинения историка Н. Верта и выполните задания С1,С2. Используйте в ответах информацию текста, а также знания из курса истории.

    14 августа ЦК партии обрушился на журналы «Ленинград» и «Звезда» (первый получил выговор, а второй был закрыт) за то, что они стали проводниками «идеологий, чуждых духу партии», особенно после публикации произведений … Через несколько дней эти писатели были исключены из Союза писателей на собрании, где Жданов долго объяснял, что в рассказе «Приключения обезьяны» (больше, чем любой другой, поставленном в вину …) «изображение жизни советских людей, нарочито уродливое, карикатурное и пошлое, понадобилось … для того, чтобы вложить в уста обезьяны гаденькую, отравленную антисоветскую сентенцию насчет того, что в зоопарке жить лучше, чем на воле, и что в клетке легче дышится, чем среди советских людей». Назначенному первым секретарем правления Союза писателей Фадееву было поручено навести порядок в этой организации. 4 сентября новое постановление ЦК подвергло критике «безыдейные», то есть без идеологических лозунгов, фильмы. В нем были названы три фильма: «Большая жизнь», рассказывавший о жизни донецких шахтеров и обвиненный в том, что в нем «фальшиво изображены партийные работники», отсутствует показ «современного Донбасса с его передовой техникой и культурой, созданной за годы Сталинских пятилеток»; «Адмирал Нахимов» Пудовкина и вторая серия «Ивана Грозного» С.Эйзенштейна. Знаменитый режиссер подвергся критике прежде всего за то, что создал ложный образ (как «бесхарактерного человека» «типа Гамлета») царя, который фигурировал отныне среди великих строителей русского государства рядом с Петром Великим и... Сталиным

    Причины, по которым интеллигенция «прибиралась к рукам», были понятны в условиях, когда власти взяли курс на всемерное восхваление Сталина, на окончательное создание культа его личности и легенды о нем. Тяжелый экономический кризис, снова приведший к голоду (особенно сильному на Украине, в Молдавии и Нижнем Поволжье), подтолкнул власти к решению заставить интеллигенцию молчать.

    С 4.

    Система оценивания самостоятельной работы № 11.

    За верное выполнение заданий базового уровня сложности выставляется 1 балл. Задание с выбором ответа считается выполненным верно, если учащийся указал номер только правильного ответа. Во всех остальных случаях (выбран другой ответ; выбрано два или больше ответов, среди которых может быть и правильный; ответ на вопрос отсутствует) задание считается невыполненным.

    Задание повышенной сложности с кратким ответом считается выполненным верно, если верно указаны требуемые одно-два слова или последовательность цифр.

    За верный ответ на каждое из заданий В1, В2,В3,В6 выставляется 1 балл. За верный ответ в задании В5 выставляется 2 балла, если верно указаны все элементы ответа; 1 балл, если не верно указан 1 элемент.

    задания

    Вариант 1.

    Вариант 2

    Задания высокой сложности оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа. За задания С1,С2, на анализ исторического источника ставится от 0 до 2 баллов, за задания С3, С4, С5 от 0 до 3-х баллов.

    Вариант 1.

    С 1. Как в советской экономике назывался период, цели и задачи которого перечислены в документе? Назовите хронологические рамки этого периода.

    Баллы

      Четвертая пятилетка

      1946-1950 гг.

    Ответ неверный

    Максимальный балл

    2

    С 2. Выпишите из текста главную задачу, поставленную Верховным Советом СССР перед советской экономикой. Укажите, как по мнению власти, решение этой задачи должно было отразится на уровне жизни населения.

    Баллы

    В ответе должна быть указана задача: восстановить пострадавшие районы страны, восстановить довоенный уровень промышленности и сельского хозяйства и затем превзойти этот уровень в значительных размерах

    Может быть указано влияние на уровень жизни:

    По мнению власти в результате восстановления экономики должен быть превзойден довоенный уровень народного дохода и уровень народного потребления, поднята пищевая промышленность, развернуто массовое производство предметов широкого потребления, умножены колхозные доходы, увеличен товарооборот; отменена в ближайшее время карточная система

    Ответ может быть дан в иных близких по смыслу формулировках.

    Правильно указана задача и влияние.

    Правильно указана только задача или только влияние.

    Ответ неверный

    Максимальный балл

    2

    С 3. Один из виднейших политиков 20 века, проиграв выборы в своей стране, посетил США с частным визитом. Выступая перед американскими студентами, он высказался за сохранение у США, Англии и Канады секрета атомной бомбы, призвал все англосаксонские государства к созданию нового союза и обвинил СССР в установлении железного занавеса над странами Восточной Европы.

      Укажите год этого события.

      Назовите имя политика.

      К каким последствиям привело это выступление?

    Баллы

    Могут быть приведены ответы:

      1946 г.

      У. Черчилль.

      Стала одним из сигналов к началу холодной войны. Привела к выдвижению «доктрины Трумэна» и образованию НАТО.

    Верно приведены три ответа

    Верно приведёны два ответа

    Верно приведён один ответ

    Ответ неверный

    Максимальный балл

    С 4. Существует мнение, что во второй половине 40-х – начале 50-х гг. тоталитарный режим в СССР достиг апогея своего развития. Тем не менее, ученые утверждают, что сохранялось много общих черт с периодом начала формирования тоталитаризма в конце 20- начале 30-х гг. Приведите не менее двух фактов, подтверждающих эту общность.

    Баллы

    Могут быть приведены факты:

      Наличие единственной партии, которая удерживает в своих руках власть и контроль над обществом.

      Проведение репрессий с целью уничтожения инакомыслящих и усиления власти вождя.

      Культ личности И.В. Сталина

    Верно приведены два факта

    Верно приведён один факт

    Ответ неверный

    Максимальный балл

    С 5. Вам поручено составить план по теме «Идеология и культура в послевоенные годы». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов.

    План с пояснениями должен отразить основные события (явления) связанные с темой: «Идеология и культура в послевоенные годы».

    Баллы

    ИЛИ

    Формулировки пунктов плана и пояснений отражают содержание темы и не содержат фактических ошибок.

    ИЛИ

    План содержит не менее трёх пунктов, к двум из которых даны пояснения.

    Формулировки пунктов плана и пояснений отражают содержание темы и не содержат фактических ошибок.

    ИЛИ

    ИЛИ

    План содержит не менее трёх пунктов, к одному из которых дано пояснение.

    ИЛИ

    ИЛИ

    Максимальный балл

    3

    Вариант 2.

    С1. Назовите год издания постановления и фамилии двух литераторов, исключенных в результате этого постановления из Союза писателей.

    Баллы

    В ответе должны быть названы:

      1946 г.

      М. Зощенко, А. Ахматова.

    Правильно названы две единицы ответа.

    Правильно названа одна любая единица ответа.

    Ответ неверный

    Максимальный балл

    2

    С 2. Найдите и выпишите из текста два объяснения, мер принятых властью. Укажите не менее двух принятых мер.

    Баллы

    В ответе должны быть указаны объяснения:

      власти взяли курс на всемерное восхваление Сталина, на окончательное создание культа его личности и легенды о нем.

      тяжелый экономический кризис, снова приведший к голоду (особенно сильному на Украине, в Молдавии и Нижнем Поволжье), подтолкнул власти к решению заставить интеллигенцию молчать

    Могут быть указаны меры:

      журнал «Ленинград» получил выговор, а журнал «Звезда» был закрыт

      раскритикованы и запрещены фильмы «Большая жизнь», «Адмирал Нахимов» и вторая часть «Ивана Грозного»

    Правильно указан результат и три причины.

    Правильно указан результат и одна-две причины.

    Правильно указан только результат или Ответ неверный

    Максимальный балл

    2

    С 3. Как отмечено в докладе министра внутренних дел С. Круглова в Москве резко повысился спрос покупателей на продовольственные товары пригодные для длительного хранения. Практически опустели полки магазинов. Увеличился приток населения в рестораны. В ресторанах отдельные лица в пьяном виде вынимают пачки денег и выкрикивают: «Вот сколько бумаги!»

      В каком году происходили эти события?

      Как называлось мероприятие, проведение которого вызвало такую реакцию населения?

      Почему в магазинах стали исчезать товары, а люди называли деньги бумагой?

    Баллы

    Могут быть приведены ответы:

      1947 г.

      Денежная реформа

      Обмен старых денег на новые производился с ограничениями, а именно - 10 рублей в старых деньгах на 1 рубль в новых. Переоценка вкладов населения в сберкассах и Госбанке осуществлялась на более льготных условиях - вклады размером до 3 тыс. рублей включительно оставались без изменения, т. е. переоценивались 1 рубль старыми деньгами на 1 рубль новыми. Но очень большой процент населения хранил свои сбережения дома. Эти люди стремились потратить находящиеся у них на руках деньги на товары, чтобы хоть как-то компенсировать свои потери.

    Могут быть приведены другие близкие по смыслу формулировки

    Верно приведены три ответа

    Верно приведёны два ответа

    Верно приведён один ответ

    Ответ неверный

    Максимальный балл

    С 4. Существует мнение, что хотя советская культура в 30-х гг. и в послевоенный период (1945-1953 гг.) развивалась в несколько иных исторических условиях, эти два периода связывает общность некоторых черт культуры. Приведите не менее двух фактов, подтверждающих эту общность.

    Баллы

    Могут быть приведены факты:

      Жесткий идеологический контроль партии.

      Репрессии в отношении некоторых деятелей культуры.

      Гонения на отдельные научные школы и направления (пример, генетика)

      Единственным разрешенным направлением развития является «социалистический реализм».

    Могут быть приведены другие факты

    Верно приведены два факта

    Верно приведён один факт

    Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

    Ответ неверный

    Максимальный балл

    С 5. Вам поручено составить план по теме «Восстановление советской экономики после Великой Отечественной войны». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов.

    План с пояснениями должен отразить основные события (явления) связанные с темой: «Восстановление советской экономики после Великой Отечественной войны».

    Баллы

    При анализе ответа учитываются:

    – количество пунктов плана и пояснений к ним;

    – корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;

    – корректность пояснений к пунктам плана (отсутствие фактических ошибок

    План содержит не менее трёх пунктов, к двум из которых даны пояснения.

    Формулировки пунктов плана и пояснений отражают содержание темы и не содержат фактических ошибок

    План содержит не менее трёх пунктов, к одному из которых дано пояснение.

    Формулировки пунктов плана и пояснений отражают содержание темы и не содержат фактических ошибок.

    ИЛИ

    План содержит два пункта, к обоим даны пояснения.

    Формулировки пунктов плана и пояснений отражают содержание темы и не содержат фактических ошибок.

    ИЛИ

    План содержит не менее трёх пунктов, к двум из которых даны пояснения.

    В пояснениях к одному-двум пунктам плана наряду с верными позициями содержатся фактические ошибки, существенно не искажающие ответа.

    План содержит не менее трёх пунктов без пояснений.

    Формулировки пунктов плана и пояснений отражают содержание темы и не содержат фактических ошибок.

    ИЛИ

    План содержит два пункта, к одному из которых дано пояснение.

    Формулировки пунктов плана и пояснения отражают содержание темы и не содержат фактических ошибок.

    ИЛИ

    План содержит не менее трёх пунктов, к одному из которых дано пояснение.

    В пояснении наряду с верными позициями содержатся фактические ошибки, существенно не искажающие ответ

    План содержит менее двух пунктов независимо от качества пояснений.

    ИЛИ

    Пункты плана не отражают содержания темы.

    ИЛИ

    В пунктах плана и пояснениях допущены фактические ошибки, искажающие содержание темы

    Максимальный балл



    Поделиться: