Тест на эмоциональное состояние человека. Тест: Оценка эмоциональных состояний

Диагностика эмоционального состояния школьников

Цветовой тест М. Люшера

Области применения. Данная методика может быть использована:

  1. при исследовании уровня комфортности ребенка дома, в школе;
  2. при выявлении эмоциональных установок дошкольников по отношению к предстоящему школьному обучению;
  3. при диагностике ситуации в семье;
  4. для выявления отношений ребенка к школе в период адаптации;
  5. для выявления лиц, склонных к депрессивным состояниям и аффективным реакциям.

Общее описание

Данный тест состоит из стимульного материала (восьми цветовых карточек ) и методического руководства, которое содержит описание теста, процедуры тестирования, числовых показателей и их расчета, обработки, интерпретации результатов и приложений (1-8). Интерпретационные таблицы позволяют максимально упростить обработку результатов тестирования.

Время проведения – 5-8 минут.

Цветовой тест Люшера может использоваться в индивидуальной форме. Наряду с индивидуальным обследованием допускается групповое.

Методические рекомендации. Процедура проведения теста: экспериментатор перемешивает цветные карточки и выкладывает их цветовой поверхностью наверх перед испытуемым, после чего просит выбрать из восьми цветов тот, который ему больше всего нравится, т. е. выделить наиболее приятный цвет из восьми. Карточку с выбранным цветом экспериментатор откладывает в сторону, перевернув цветовой стороной вниз, и записывает его номер в таблице протоколов. Процедура выбора цвета повторяется. Если испытуемый не может выбрать самый приятный цвет, экспериментатор предлагает выбрать самый неприятный цвет и далее предлагает перейти к выбору приятных цветов.

Через 2-3 минуты экспериментатор повторяет исследование : опять раскладывает карточки цветовой стороной кверху и предлагает испытуемому снова выбрать предпочитаемые цвета, объясняя, что испытуемый не должен вспоминать порядок раскладки в первом выборе или сознательно его менять..

Для расчета суммарного отклонения от аутогенной нормы (СО) необходимо сравнивать порядок мест, которые занимают цвета в выборе ребенка, с «идеальным» расположением (34251607). Сначала вычисляется разница между реально занимаемым местом и нормативным положением цвета, затем эти разности (их абсолютные величины, без учета знака) суммируется. Значение СО изменяется от 0 до 32 и может быть только четным . Значение СО отражает устойчивый эмоциональный фон, т. е. преобладающее настроение ребенка.

Стимульный материал к тесту состоит из стандартных разноцветных, вырезанных из бумаги квадратов со стороной от 28 мм до 50 мм. В диагностике детей обычно используют неполный набор из 8 цветных квадратов. Основными цветами считаются (в порядке присвоенного им номера):

Первые два цвета считаются явно предпочитаемыми, третий и четвертый - предпочитаемыми, пятый и шестой - нейтральными, а седьмой и восьмой - вызывающими антипатию, негативное отношение.

Упрощенная процедура обследования (для восьми цветов) сводится к одновременному предъявлению обследуемому всех цветных квадратов на белом фоне с предложением выбрать один наиболее понравившийся, приятный. Выбранный квадрат переворачивается и откладывается в сторону, затем процедура повторяется. Образуется ряд квадратов, в котором цвета располагаются по их привлекательности для обследуемого.

Психологическая интерпретация полученного ряда субъективного предпочтения цвета опирается, во-первых, на предположение о том, что каждому цвету присуще определенное символическое значение, например: красный - стремление к власти, доминированию, зеленый - упорство, настойчивость и т.д.

Во-вторых, считается, что ряд цветового предпочтения отражает индивидуальные особенности обследуемого. При этом функциональную значимость имеет позиция , занимаемая конкретным цветом. Например, полагают, что первые две позиции ряда определяют цели индивидуума и способы их достижения, а две последние - подавляемые потребности, символизируемые данными цветами. Выбор в области основных цветов связывается с тенденциями осознаваемыми, а среди д ополнительных - со сферой бессознательного.

Первый выбор в тесте Люшера характеризует желаемое состояние , второй - действительное . В зависимости от цели исследования можно интерпретировать результаты соответствующего тестирования и выбрать систему оценки, сравнив результаты желаемого и действительного состояния ребенка.

1. Оценка результатов эмоционального состояния.

4 балла - в начале ряда синий, желтый, фиолетовый цвета. Черный, серый, коричневый - в конце ряда. Благоприятное эмоциональное состояние .

3 балла - допускаются красный и зеленый цвета на первых позициях. Смещение серого и коричневого в середину ряда. Удовлетворительное эмоциональное состояние.

2 балла - смещение черного в середину ряда. Синий желтый, фиолетовый - на последних позициях. Эмоциональное состояние ребенка неудовлетворительное - требуется помощь психолога, педагога.

1 балл - черный и серый в начале ряда; ребенок отказывается от выполнения. Ребенок находится в кризисном состоянии , требуется помощь специалистов (психолога, психотерапевта).

Цветовые карточки


Приложение 2.Таблица протокола исследования эмоционального состояния ребенка. Цветовой тест Люшера.

Порядок предъявления карточек

Порядковый номер цвета по Вальнеффору

(индикатор психологического благополучия )

Интерпретация позиций. Баллы оценки эмоционального состояния

Заключение педагога-психолога об эмоциональном состоянии ребенка

(ИПБ)

В начале ряда синий, желтый, фиолетовый цвета. Черный, серый, коричневый - в конце ряда

4 балла

Красный и зеленый цвета на первых позициях. Смещение серого и коричневого в середину ряда

3 балла

Смещение черного в середину ряда. Синий, желтый, фиолетовый - на последних позициях

2 балла

Черный и серый в начале ряда. Ребенок отказывается от выполнения задания

1 балл

Порядковый номер выбранного цвета (выбранные позиции ряда)

Приложение 3. Таблица функций основных цветов предъявления .

Функция «+» в таблице 3 цветового теста Люшера означает усиление потребности, выражаемой данным цветом, «х» - переживание состояний, связанных с ее удовлетворением, «=» - неактуальность потребности на данный момент, «-» - невозможность или нежелательность удовлетворения потребности, негативное отношение, а следовательно ее фрустрацию.

Ф-я

Цвета

Синий

Зеленый

Красный

Желтый

«+»

«+»

Стремление к покою. Интенсивная потребность в приятном общении и удовлетворении, устойчивой положительной привязанности, стремление к гармонии, чувствительность.

Напряжение воли. Самоутверждение, тщеславие, спонтанное желание играть определенную роль, гибкость волевых проявлений в сложных условиях деятельности.

Стремление к эмоциям. Активное участие и высокая активность, сила воли и чувство удовлетворенности стремлением к достижению цели.

Восприятие возбуждения для разрядки напряжения. Ожидание встреч, раскрытие, суетливость, бегство от проблем, иллюзорное ожидание будущего.

ограждает надежды на успех, спонтанное удовлетворение от участия в деятельности.

«х»

Готовность к покою без напряжения, приятным отношениям и удовлетво-рению основных потребностей в общении

Самоопределение, самообладание.

Застой, досада, раздражаемость, конфликтность.

Готовность к контактам.

«=»

Поверхностные связи и отношения, стремление отгородиться, уйти в сторону

Низкий уровень притязаний, пассивное отношение к устроенному порядку, режиму.

Нервозная раздражимость, нуждается в бережном обращении, отсутствие желаний к общению и деятельности.

Критическое отношение к выбору контактов и увлечений.

«-»

Беспокойство, суетливость, отсутствие глубоких «сердечных» связей, неудовлетворенность отношениями со сверстниками и своей деятельностью.

Ограничение самовыражения, защитное напряжение, отказано в признании. Окружающие воспринимаются как оказывающие жестокое, бессердечное давление, принуждающее делать не желаемое.

Сверхраздражимость, ощущение своей слабости, чувство беспомощности. Обижен, с трудом справляется с делами. Утомлен и плохо ориентируется в окружающей обстановке.

Беспокойное ожидание. Тематическая фиксация, ограничение самораскрытия. Скованность, перевозбуждение, уход в себя.

Приложение 4. Функции дополнительных цветов предъявления.

Цвета

Серый

Фиолетовый

Коричневый

Черный


Функция

Негативное отношение к коллективу, частичная интеграция

Сенсибилизация. Магическо-эротическое отождествление.

Физические потребности организма.


«+»

Отгораживание, осторожная сдержанность, замкнутость, скрытность, социальная изоляция.

Стремление очаровывать, чувственность, внушаемость.

Регресс к физическим потребностям, бегство от проблем.

Выражение протеста, негативизм, импульсивно-агрессивное поведение.

«х»

Ограниченная эмоциональная готовность к контактам. Отключение.

Чувственность.

Потребность в комфорте и физическом удовлетворении.

Протест и уход от партнера или ситуации

«=»

Эмоциональная готовность к общению. Заинтересованность в социальных отношениях.

Сдерживает свои чувства. Рефлексия чувств. Щепетильность. Чувствительность и обидчивость.

Разрядка физических потребностей.

Способность терпеть ограничения, идти на компромиссы. Соглашается с условиями.

«-»

Эмоциональная возбудимость, стремление к социальному успеху.

Подавление чувствительности, контроль чувств. Эстетическое, этическое или логическое стремление к порядку.

Подавление, вытеснение или торможение физических потребностей.

Отклонение помех и ограничений, игнорирование угрозы, предприим-чивость.

Приложение 5. Вопросы для выявления эмоциональных установок дошкольников по отношению к предстоящему школьному обучению

  1. Хочешь ли ты идти в школу?
  2. Хочешь ли ты еще на год остаться в детском саду (дома)?
  3. Любишь ли ты, когда тебе читают книжки?
  4. Просишь ли ты сам (сама), чтобы тебе почитали книжку?
  5. Почему ты хочешь идти в школу?
  6. Нравятся ли тебе школьные принадлежности?
  7. Если тебе разрешат пользоваться школьными принадлежностями дома и не ходить в школу, тебя это устроит? Почему?
  8. Кем тебе хотелось бы быть во время игры с ребятами в школу: учеником или учителем? Почему?

Приложение 6. Вопросы при исследовании уровня комфортности ребенка в школе:

  1. Ты любишь ходить в школу?
  2. Ты хотел бы работать в школе, когда станешь взрослым?
  3. Вы дружите в классе? А с кем дружишь ты?
  4. Вы часто ссоритесь?
  5. Тебе хорошо сегодня в классе?
  6. Завтра ты пойдешь в школу?

Приложение 7. Вопросы для диагностики ситуации в семье:

  1. Какой цвет выбрала бы мама?
  2. Какой цвет выбрал бы папа?
  3. Тебе нравится, когда к вам приходят гости?
  4. С кем бы ты пошел на карусели: с мамой? папой?
  5. Где тебе больше нравится играть: дома? в школе? в гостях?
  6. Какая у вас квартира (дом)? На что похожа?
  7. Ты хотел бы, чтобы кто-то из школы пришел к тебе в гости?

Приложение 8. Вопросы для выявления отношений ребенка к школе в период адаптации:

  1. Нравится ли тебе ходить в школу, почему?
  2. Как ты думаешь, хорошие или плохие дети в твоем классе?
  3. Смог бы ты подарить другу какую-нибудь игрушку насовсем?
  4. Когда тебя наказывают, какое у тебя бывает настроение, как ты себя чувствуешь?
  5. Если учительницахвалит тебя за что-нибудь, какое у тебя бывает настроение?
  6. Тебя каждое утро ждут в классе, тебе рады?
  7. Ты сам выбираешь себе друзей?
  8. Завтра тоже придешь в школу?

1. Представьте, что вы с кем-то идёте по лесу. Кто бы это мог быть?

2. Вы идете по лесу и видите возле себя животное. Что это за зверь?

3. Что произойдёт после того, как вы встретитесь с ним глазами?

4. Вы продолжаете идти по лесу и выходите на поляну, на которой стоит дом вашей мечты. Какого размера этот дом?

5. Окружен ли дом вашей мечты забором?

6. Вы входите в дом и идёте в столовую, чтобы посмотреть на обеденный стол. Опишите, что вы видите на столе и возле него.

7. Вы выходите из дома через заднюю дверь и видите чашку, лежащую прямо на траве. Из какого материала она сделана?

8. Что вы сделаете с этой чашкой?

9. Вы идёте в конец двора. Там находится водоём. Что это за водоём?

10. Как вы собираетесь пересечь водоём, чтобы идти дальше?

Ответы на эти вопросы характеризуют ваши ценности и идеалы. Вот как можно их следует толковать:

1. Человек, рядом с которым вы идете - это самый важный человек в вашей жизни.

2. Размер воображаемого животного отображает размер проблем внутри вашего подсознания. Чем больше животное, тем тяжелее ваша жизнь.

3. То, как вы реагируете на животное, показывает наиболее характерный для вас способ решения проблем (агрессия, пассивность или избегание).

4. Размер дома, который вы увидели, - это размер ваших амбиций. Если он слишком большой, возможно, у вас слишком завышенные ожидания от жизни.

5. Если вокруг дома нет забора, то вы - открытый и внутренне свободный человек. Если он есть, значит, вы цените личное пространство других людей, никогда не вторгаетесь в него без разрешения и ожидаете аналогичного поведения по отношению к вам.

6. Если в комнате нет никакой еды, цветов или людей, то скорее всего это значит, что вы очень несчастны.

7. Прочность и долговечность материала, из которого сделана чашка, говорит о том, насколько прочными и крепкими вы видите свои отношения в семье. Одноразовый пластиковый стакан или стеклянная чашка? Это может говорить о том, что вам тревожно за будущее своей семьи. Если вы представили в уме металлическую или фарфоровую чашку, то вам не о чем беспокоиться.

8. То, что вы сделаете с чашкой, характеризует отношения с человеком из первого вопроса.

9. Размер водоема - это масштаб ваших сексуальных желаний.

10. Чем более «мокрый» способ вы выберете, чтобы перебраться на другой берег, тем большее значение в вашей жизни имеет секс.

Важно: Вы можете проходить этот тест много раз с промежутком в несколько дней. Возможно, ответы на некоторые вопросы будут отличаться в зависимости ото того, когда выбудете выполнять этот тест. Дело в том, что тест отражает не основные психологические характеристики вашей личности, а ваше психоэмоциональное состояние в данный момент.


Тест Спилбергера служит для определения психоэмоционального состояния человека, выявления его слабостей. Данные, полученные через этот тест более необходимы не пациенту, а врачу-психотерапевту, психологу для построения дальнейшей тактики с обследуемым человеком.


Тест Спилбергера достаточно прост в применения и достаточно высоко информативен. Тест дает возможность выяснить уровень личностной тревоги, зависящий от особенностей, сформировавшегося характера ребенка и показатель реактивной тревоги. В основе реактивной или ситуационной тревоги лежит степень восприимчивости ребенка к агрессии различных аспектов окружающей среды на момент воздействия последних. Тест представляет из себя форму опросника. Испытуемый при ответе на вопросы должен воспользоваться предложенными вариантами ответов. Для определения личностной и ситуационной тревоги применяются 2 блока вопросов. В варианте, исследующем личностную тревогу, используются вопросы о состоянии пациента, которое он испытывает на протяжении длительного времени. В блоке, используемом для определения уровня реакционной тревоги, вопросы напралены на выяснения состояния пациента в момент исследования.

Оценка эмоциональных состояний

Инструкция: Вам будут предлагаться набор из 10 утверждений, относящихся к Вашему состоянию. Вам необходимо из этих 10 утверждений выбрать только одно, которое наиболее подходит для Вас.

    Совершенно обезумел от страха. Потерял рассудок. Напуган трудностями.

    Огромная тревожность, озабоченность. Изведен страхом.

    Значительная неуверенность. Весьма травмирован неопределенностью.

    Переживаю некоторую озабоченность, страх, беспокойство. Волнуюсь.

    Несколько озабочен, чувствую себя скованно, немного встревожен.

    Ничего особенно не беспокоит меня.

    В целом уверен и свободен от беспокойства.

    Ощущение полного благополучия. Уверен и чувствую себя непринужденно.

    Исключительно хладнокровен, на редкость уверен и не волнуюсь.

    Совершенное и полное спокойствие, непоколебимо уверен в себе.

    Абсолютно выдохся. Не способен даже к самому незначительному усилию.

    Ужасно утомлен. Почти изнурен и практически не способен к действию.

    Большая усталость. Вялый. Скудные ресурсы энергии.

    Довольно усталый. Апатичный. В запасе не очень много энергии.

    Слегка устал. Леность. Энергии не хватает.

    Чувствую себя довольно свежим, в меру бодр.

    Чувствую себя очень свежим, в запасе значительная энергия.

    Много энергии, сильная потребность в действии.

    Бьющая через край жизнеспособность, огромная энергия и деятельность.

    Порыв, не знающий границ. Жизненная сила выплескивается через край.

    Крайняя депрессия и уныние. Подавлен, все черно и серо.

    Очень угнетен. Чувствую себя просто ужасно.

    Угнетен и чувствую себя очень подавленно. Настроение определенно унылое.

    Настроение подавленное и несколько унылое.

    Чувствую себя чуть-чуть подавленно, "так себе".

    Чувствую себя довольно хорошо, "в порядке".

    Чувствую себя очень хорошо. Жизнерадостен.

    Возбужден, в хорошем расположении духа.

    Очень возбужден и в очень приподнятом состоянии. Восторженность.

    Сильный подъем, восторженное веселье.

    Давящее чувство слабости и тщетности усилий. У меня ничего не выйдет.

    Чувствую себя жалким и несчастным. Устал от своей некомпетентности.

    Подавлен своей слабостью и недостатком способностей.

    Чувствую себя довольно неспособным.

    Чувствую, что мои умения и способности несколько ограничены.

    Чувствую себя довольно компетентным.

    Чувствую, что моих способностей достаточно и мои перспективы хороши.

    Очень уверен в своих способностях.

    Чувствую большую уверенность в себе. Уверен в своих свершениях.

    Для меня нет ничего невозможного. Смогу сделать все, что захочу.

Описание шкал:

Шкала "Спокойствие-тревожность"

    выше 5-6 утверждений: В опросе испытуемый показывает преобладание "Спокойствия": выдержанность, сдержанность, терпеливость, степенность, благоразумность, уравновешенность, невозмутимость, терпимость

    выбор 5-6 утверждений: В самооценке испытуемый показывает средние показатели по шкале "Спокойствие-тревожность" без явного преобладание одного из полюсов.

    выбор 1-4 утверждений: По самооценке испытуемого прогнозируется задерганность, запуганность, закомплексованность, нерешительность, пугливость, нервность, неуверенность, напряженность, боязливость

Шкала "Энергичность-усталость"

    выше 5-6 утверждений : Испытуемый оценивает себя как личность: инициативный, деятельный, предприимчивый, одержимый, устремленный, активный, кипучий, пробивной, расторопный.

    выбор 5-6 утверждений : В самооценке испытуемый показывает средние показатели по шкале "Энергичность-усталость" без явного преобладание одного из полюсов.

    выбор 1-4 утверждений: Испытуемый оценивает себя как: неинициативный, пассивный, инертный, безынициативный, вялый, апатичный, безразличный, медлительный.

Шкала "Приподнятость-подавленность"

    выше 5-6 утверждений: Испытуемый оценивает себя как: кипучий, темпераментный, задорный, порывистый, энергичный, вольнолюбивый, раскрепощенный, живой, подвижный, бойкий.

    выбор 5-6 утверждений: В самооценке испытуемый показывает средние показатели по шкале "Приподнятость-подавленность" без явного преобладание одного из полюсов.

    выбор 1-4 утверждений: Испытуемый оценивает себя как: застенчивый, робкий, нерешительный, несмелый, запуганный, стеснительный, угнетенный, оробелый, подавленный, задавленный.

Шкала "Уверенность в себе - чувство беспомощности"

    выше 5-6 утверждений: Испытуемый оценивает себя как: боец, закаленный, решительный, упорный, героический, работоспособный, сильный, волевой, твердый, бесстрашный, отважный, самостоятельный.

    выбор 5-6 утверждений: В самооценке испытуемый показывает средние показатели по шкале "Уверенности-беспомощности" без явного преобладание одного из полюсов.

    выбор 1-4 утверждений: Оценивается: безответный, слабохарактерный, безгласный, несмелый, слабый, слабовольный, пришибленный.

Изначальным вопросом, приведшим к созданию теории жизнестойкости, был «какие психологические факторы способствуют успешному совладанию со стрессом и снижению (или даже предупреждению) внутреннего напряжения?». Было высказано предположение, что данным фактором является то, что в последствии назвали жизнестойкостью - некая экзистенциальная отвага, позволяющая личности в меньшей степени зависеть от ситуативных переживаний, преодолевать постоянную базовую тревогу, актуализирующуюся в ситуации неопределённости и необходимости выбора. Жизнестойкость (hardiness) представляет собой систему убеждений о себе, о мире, об отношениях с миром. Это диспозиция, включающая в себя три сравнительно автономных компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска. Выраженность этих компонентов и жизнестойкости в целом препятствует возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях за счет стойкого совладания (hardy coping) со стрессами и восприятия их как менее значимых. Вовлеченность (commitment) определяется как «убежденность в том, что вовлеченность в происходящее дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности». Человек с развитым компонентом вовлечённости получает удовольствие от собственной деятельности. В противоположность этому, отсутствие подобной убежденности порождает чувство отвергнутости, ощущение себя «вне» жизни. «Если вы чувствуете уверенность в себе и в том, что мир великодушен, вам присуща вовлечённость». Контроль (control) представляет собой убежденность в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего, пусть даже это влияние не абсолютно и успех не гарантирован. Противоположность этому - ощущение собственной беспомощности. Человек с сильно развитым компонентом контроля ощущает, что сам выбирает собственную деятельность, свой путь. Принятие риска (challenge) - убежденность человека в том, что все то, что с ним случается, способствует его развитию за счет знаний, извлекаемых из опыта, - неважно, позитивного или негативного. Человек, рассматривающий жизнь как способ приобретения опыта, готов действовать в отсутствие надежных гарантий успеха, на свой страх и риск, считая стремление к простому комфорту и безопасности обедняющим жизнь личности. В основе принятия риска лежит идея развития через активное усвоение знаний из опыта и последующее их использование. Таким образом, жизнестойкость представляет собой личностную характеристику, формирующуюся в детском и подростковом возрасте, хотя теоретически её развитие возможно и в более позднем возрасте. Мадди предупреждает, что понятие жизнестойкости не следует смешивать с близкими по смыслу понятиями, такими как оптимизм, чувство связности, самоэффективность, устойчивость, религиозность и т.д.



Поделиться: