Раджаб – месяц Аллаха. Месяц раджаб

В отличие от григорианского летоисчисления исламский год начинается не 1 января, а в день Хиджры, когда Пророк Мухаммед переселился из Мекки в Медину в 622 году нашей эры. В каждом из 12 месяцев мусульманского календаря в среднем 29 дней. Тем не менее фиксированной даты начала и конца каждого месяца нет, поскольку они плавают в зависимости от фазы Луны (от новолуния к новолунию). Всего же лунный год насчитывает 354 дня, таким образом он на 11 дней короче солнечного. Именно поэтому ежегодно календарь сдвигается на 11 дней, а, следовательно, и меняются даты некоторых праздников.

Всего в мусульманском календаре насчитывается 36 праздников. Каждый из них имеет сакральное значение для представителей исламского мира.

Главная отличительная черта исламского календаря – в нем нет праздников, заимствованных у других религий. Поскольку Мухаммед запретил своим последователям отмечать события других вер.

В феврале

  • 19 февраля – Страдания Фатимы.

Фатима – младшая дочь Проророка Мухаммеда. Для мусульман она является примером богобоязненности и терпения, а также наилучших нравственных качеств. Умерла спустя несколько месяцев после гибели своего отца. Смерть Фатимы верующие рассматривают как акт мученичества и в честь этого ежегодно почитают ее память 20-дневным трауром.

В марте

В первый месяц весны празднуют несколько событий.

  • 21 марта – .

В некоторых странах называют Нооруз, Наврыз. Знаменует собой обновление жизни, а также считается днем очищения. Принято готовится к нему заранее, за 2 недели. Верующие проращивают пшеницу и чечевицу, которым после украшают праздничный стол. Обязательно наводят порядок в доме. Есть убеждение, что в Навруз Аллах прощает грехи и долги.

  • 22 марта – Ночь Рагаиб.
  • 25 марта – Хиджра в Эфиопию.
  • 31 марта – День рождения имама Али.

В апреле

  • 14 апреля – Исра и Мирадж.

Исра – перенесение Пророка Мухаммеда из мечети, расположенной в Мекке, в иерусалимскую мечеть, и последующее его вознесение на Небо (Мирадж).

В мае

  • 1 мая – Ночь Бараат.

Верующие уверены, что в эту ночь Аллах способен не только простить грехи, долги, но и покарать, воздать за прегрешения. Именно поэтому мусульмане в этот день молятся с особым трепетом и обещают не совершать ничего скверного.

  • 2 мая – День рождения имама Махди.
  • 17 мая – начало Священного месяца .

Рамадан (в некоторых странах называют Орозо, Рамазан) – наиболее уважаемый в исламской культуре пост. Продолжительность – месяц. В это время верующим запрещено употреблять пищу и воду в светлое время суток, сквернословить, курить, вступать в половую близость. Главная цель – очиститься духовно и телесно, осознать свои ошибки и не допускать их впредь.

В эту же дату совершают и малое паломничество, Умра.

В июне

  • 2 июня – Битва при Бадре.
  • 5 июня – День фатх Мекка.
  • 6 июня – Страдания имама Али.
  • 9 июня – Ночь Могущества и Предопределения.

Еще один большой религиозный праздник. Считается, что именно в этот день Пророку Мухаммеду были ниспосланы первые суры священного Корана.

  • 15 июня – окончание Священного месяца Рамадан.

В разных мусульманских странах именуют событие по-разному – Ураза Байрам, Рамадан Байрам или Орозо Айт. Принято посещать мечеть, раздавать милостыню, приглашать родственников и накрывать богатый стол.

  • 15 июня – Битва у рва.
  • 17 июня – Битва при Ухуде.
  • 24 июня – Битва при Хунейне.

В июле

  • 9 июля – Страдания имама Джафара.
  • 15 июля – Договор при Худайбии.

В августе

  • 13 августа – начало месяца Зуль-Хиджа.
  • 21 августа – День Арафат.

Знаменует изгнание Адама и Евы из рая. Верующие убеждены, что если согрешить в этот день, грех будет увеличен в 100 раз и обязательно вернется на земле или в существовании после смерти.

  • 22 августа – праздник жертвоприношения.

Знаменует собой завершение Хаджа (паломничества в Мекку). В одних странах называют , в других (например, в Кыргызстане) – Курман айт. Принято накрывать богатый стол и в качестве жертвы приносить барашка. При этом мясо животного делят на 3 части, одну из которых отдают бедным, вторую съедают с родными, близкими и друзьями, а третью не воспрещается оставить себе.

  • 23 августа – Ат-Ташрик.
  • 30 августа – Гадир-Хум.

В сентябре

  • 5 сентября – Ид аль-Мубахиля.
  • 11 сентября – Новый год по Хиджре.

Именно с этого дня берет отсчет Лунный календарь. При этом отмечают наступление нового года в мусульманских странах не так, как в европейских и западных. Нет ни елки, ни салютов, ни шампанского в полночь, верующие даже не накрывают пышный стол, вместо этого они идут в мечеть и читают проповедь о Пророке Мухаммеде.

  • 17 сентября – поход на Хайбар.
  • 19 сентября – Ташуа имама Хусейна.
  • 20 сентября – День Ашура или поминовения пророков посланников Аллаха.

Дата сотворения небес, ангелов и первого человека на Земле. Но для верующих это вовсе не праздничное событие, а траурное, поэтому многие мусульмане прилюдно истязают себя, а отовсюду разносятся соответствующая музыка и причитания.

В октябре

  • 11 октября – начало месяца Сафар.
  • 30 октября – Арбаин.

В ноябре

  • 5 ноября – Ночь Хиджры.
  • 7 ноября – День смерти пророка Мухаммеда — одно из печальнейших событий исламской религии.
  • 20 ноября – День рождения Пророка Мухаммеда.

В большинстве мусульманских стран эта дата является официальным выходным. Событие отмечают с широким размахом, в некоторых государствах и субъектах РФ устраивают трехдневные каникулы.

Ассаляму алейкум уа рахматуллахи уа баракатух, братья и сестры! Ин ша Аллах, с наступлением вечернего намаза (магриб), 28 марта 2017 года наступает благословенный месяц Раджаб, в связи с чем, мы публикуем ответы на часто задаваемые вопросы.

1. Дуа, читаемое в начале месяца Раджаб

Вопрос: Мы знаем, что есть дуа, которое читают в начале месяца Раджаб, однако некоторые люди считают, что оно недостоверное, и чтение его является новшеством. Как будет правильно?

Ответ:

Анас ибн Малик передает, что Пророк (салляллаху aлейхи ва саллям) читал следующее дуа, когда наступал месяц Раджаб:

اَللّٰهُمَّ بَارِكْ لَناَ فِيْ رَجَبٍَ وَشَعْبانَ وَبَلّغْنَا رَمَضَانْ

Аллахумма барик ляна фи Раджаба ва Шаъбана ва балигна Рамадан

О, Аллах, благослови нас во время (месяцев) Раджаба и Шаабана и помоги нам достичь Рамадана.

(Шу’абуль Иман, хадис 3534, Ибни Сунни, хадис 660, Мухтасар Заваид Баззар, хадис 662, также см. Аль-Азкар, хадис 549)

Хадис считается слабым, однако ему можно следовать. Говорить, что это дуа является новшеством есть крайность.

Имам Навави (рахимахуллах) сказал, что этот хадис имеет некоторую слабость (Аль-Азкар, хадис 549).

Хафиз Ибн Раджаб аль-Ханбали (рахимахуллах) сказал, что этот хадис подходит для доказательства достоинств этой практики (чтение дуа перед началом Раджаба) (Латаиф, с. 172).

Алляма Мухаммад Тахир аль-Фатани (рахимахуллах) говорит, что этот хадис слабый, но ему можно следовать в данном случае (Тазкиратуль Маудуат, с.117).

Следует сказать, что слабые хадисы, где приводится то или иное дуа, можно практиковать. (Мустадрак Хаким, начало главы о дуа и Натаиджуль Афкар хафиза Ибн Хаджара, т.5, с.291)

2. Пост в первые три дня месяца Раджаб

Вопрос: Достоверен ли следующий хадис о достоинстве поста в первые три дня месяца Раджаб: «Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: “Пост в первый день Раджаба искупает грехи трех лет, пост во второй день искупает грехи двух лет, а пост в третий день искупает грехи за один год, в дальнейшем грехи одного месяца искупаются за каждый день поста”.

Ответ:

Абу Мухаммад Аль-Халля передает этот хадис с очень слабым иснадом, поэтому этот хадис не следует цитировать. (См. Джамиу с-Сагыр, хадис 5051, Файдуль Кадир и Ат-Тайсир би шархиль Джами ас-Сагыр. Также см. Аль-Мугыр Ахмада Сиддика аль-Гумари).

Однако, Мулла Али Кари (рахимахуллах) пишет, что в общем нам следует соблюдать по возможности дополнительный (нафиль) пост в месяце Раджаб. (Аль-Адаб фи Раджаб, с. 30)

3. Просьбы о прощении во время Раджаба

Вопрос: Я получил недавно сообщение о конкретном истигфаре, который следует читать во время Раджаба и Шаабана. Есть ли основания у этого хадиса: «Если кто-то прочтет следующий истигфар семь раз в день во время Раджаба и Шаабана, Аллах сообщит ангелам, которые записывают его дела, чтобы они разорвали книгу его грехов: Астагфируллах азыми ллязи ла иляха илля хуваль хаййюль каййюму ва атубу илейхи таубатан "абдин залими линафсихи ла йамлики ли нафсихи маутан баля хайтан ва ля нушур».

Ответ:

Сообщение, о котором вы спрашиваете, приводится в некоторых книгах без иснада, поэтому я не могу прокомментировать его достоверность (см. Аль-адаб фи Раджаб, с. 39).

Раджаб является одним из четырех священных месяцев исламского календаря (аш-шухур хурум), так что человеку следует увеличить все формы поклонения в этом месяце, в том числе многократно произносить истигфар.

Мулла Али Кари (рахимахуллах) пишет, что его учителя многократно произносили истигфар в Раджаб (Аль-Адаб фи Раджаб, с.38).

4. Празднование ночи Рагаиб (ночь на первую пятницу Раджаба) - достоверная ли это практика?

Вопрос:

Во многих мусульманских странах принято отмечать т.н. Ночь Рагаиб или Ночь исполнения желаний. Считается, что это ночь, когда был зачат Пророк (салляллаху aлейхи ва саллям), поэтому Аллах дает верующим все, что они пожелают в эту ночь ради Своего любимого Пророка (салляллаху aлейхи ва саллям). В эту ночь мечети остаются открытыми всю ночь до рассвета, и верующие совершают особый намаз, салятуль-Рагаиб. Что вы можете сказать об этой практике?

Ответ:

Хадисы, где говорится о достоинствах особого намаза в ночь Рагаиб, были объявлены вымышленными большинством мухаддисов нашей уммы.

Следует воздержаться как от цитирования этих сообщений, так и от каких-то особых празднований или действий поклонения так и от каких-то особых празднований или действий поклонения в эту ночь. Хафиз Ибн Раджаб (рахимахуллах) пишет:

«Нет никаких доказательств в пользу совершения особых действий поклонения, которые следует выполнять этой ночью. Хадисы, где сказано об особом намазе «салятуль-рагаиб», совершаемом в ночь на первую пятницу Раджаба, ложные и вымышленные. Эти действия считаются дурным новшеством (бид’а), по мнению большинства ученых. Такая практика (отмечать эту ночь) появилась впервые в пятом веке…». (Латаифуль Маариф, с.228).

Также см. Табинуль Аджаб Хафиза Ибн Хаджара, с. 7; Тазкиратуль Маудуат аллямы Мухаммада Тахира аль-Фатани, с. 116-117, Аль-Масну’ Муллы Али Кари, с..259, хадис 464, Аль-Асаруль Марфу’а шейха Абдуль Хай Лякнави, с.44 и 48; Раддуль Мухтар (Ибн Абидина), т.2, с.26.

5. Хадис об облегчении положения верующего в месяце Раджаб

Вопрос: Пожалуйста, проверьте следующий хадис: «Тот, кто облегчает страдания мусульманина в месяце Раджаб, тому Аллах дарует дворец в раю».

Ответ: Хафиз Ибн Хаджар (рахимахуллах) назвал текст этого хадиса вымышленным. Так что хадис нельзя приводить в качестве цитаты. (См. Табиинуль Аджаб ‘Хафиза Ибн Хаджара, стр. 27, хадис: 12)

6. Вымышленный хадис о месяце Раджаб

Вопрос: Достоверен ли следующий хадис: Пророк (салляллаху ‘алейхи ва саллям) сказал: «Раджаб является месяцем, в котором Аллах умножает добрые дела. Поэтому тот, кто постится один день во время Раджаба, подобен тому, кто постился целый год; и для того, кто постится семь дней, закрываются семь врат Ада; и для того, кто постится восемь дней, открываются восемь врат Рая ему; и тот, кто постится десять дней, получит все, чего бы он ни попросил у Аллаха. И о том, кто постится пятнадцать дней в нем, будет глас с небес: «Поистине, тебе было прощено все, что ты совершил (плохого) в прошлом, что умножай свои добрые дела». Во время Раджаба Аллах ввел Нуха (мир ему) в ковчег на шесть месяцев, последний из которых пришелся на день ‘Ашура, когда он (ковчег) остановился на горе Джуди, и Нух постился вместе со всеми, кто был с ним, и даже животные (держали пост в этот день) в благодарность Аллаху...».

Ответ: Имам Табарани (рахимахуллах) и другие мухаддисы записали это сообщение (Аль-Муджамуль Кабир, хадис 5538).

Имам Байхаки (рахимахуллах) отрицал подлинность этого хадиса. Хафиз Захаби (рахимахуллах) классифицировал хадис как выдуманный. Так что ссылаться на этот хадис нельзя.

7. Есть ли доводы, что ночь Ми’радж приходится именно на 27-е Раджаба?

Вопрос: Есть ли доводы на то, что Ночь Ми’радж приходится именно на 27-е число месяца Раджаб?

Ответ: Дата 27-ого Раджаба является наиболее популярной в качестве даты ночи Ми’раджа, и некоторые ученые придерживались мнения, что это событие произошло в эту ночь. Однако, в целом мнения ученых относительно этой даты разошлись, так что нельзя с уверенностью утверждать, что Ми’радж произошел именно в эту ночь.

Хафиз Ибн Хаджар Аскаляни (рахимахуллах) пишет, что ему известно более десяти мнений относительно даты Ми’раджа. (Фатхуль Бари, т. 7, с. 254-255, хадис 3887).

Мой учитель шейх, мухаддис Фадлюль Рахман Азами (хафизахуллах) пишет в краткой статье на тему Мираджа:

«Суть дела состоит в том, что невозможно утверждать какую-то окончательную дату для ночи Ми’радж».

8. Есть ли доводы на особое проведение ночи Ми’радж?

Вопрос: У меня вопрос по поводу Ми’раджа: есть ли доводы из Корана или хадисов, что это событие произошло именно 27-ого числа месяца Раджаб? Есть ли какие-то действия поклонения, которые желательно совершать в эту ночь?

Ответ: Большинство мусульман считают, что Пророк (салляллаху aлейхи ва саллям) вознесся на небо в 27-ю ночь месяца Раджаб. Есть несколько сообщений, которые подтверждают это мнение, однако есть и другие сообщения, в которых есть указания на другие даты. Так что у нас нет никаких определенных сведений, в какое время эта ночь имела место быть.

Аз-Зуркани (рахимахуллах) приходит пять различных мнений о том, в каком месяце мог произойти Ми’радж: это месяцы Рабиуль-авваль, Рабиуль-ахыр, Раджаб, Рамадан и Шавваль. Мухаддис Абдуль-Хакк Дехляви (рахимахуллах) отмечает, что большинство ученых считают, что скорее всего Ми’радж происходил в месяце Рамадан или Рабиуль-авваль.

Тот факт, что ученые не склоняются к какой-то определенной дате этого события, указывает, не существует каких-то особых действий поклонения, которые нужно совершать именно этой ночью. Если бы в совершении какого-то ибадата в эту ночь была бы какая-то особая заслуга, то, разумеется, сподвижники Пророка (салляллаху aлейхи ва саллям) передали нам сообщения об этом. Сахабы (да будет доволен ими всеми Аллах) сохраняли все подробности жизни нашего любимого Пророка (салляллаху aлейхи ва саллям), так что от них передавалось бы о какой-то особой практике поклонения, которую следует совершать этой ночью (если бы такая практика существовала).

Если кому-то хочется провести эту ночь в поклонении, он может совершать любой ибадат, который желательно делать в любую ночь: совершать дополнительные намазы, читать Коран, зикр, совершать дуа и т.д. Однако, это не следует делать с убеждением, что за совершение ибадата в эту ночь будет какое-то особое вознаграждение.

И наконец, поскольку люди часто собираются в мечетях в эту ночь, имамам и ученым следует использовать это время, чтобы призывать людей к благому и предупреждать от зла, разъясняя правильное мнение об этой ночи. (Фатава Махмудийя, 3/283-285, Фарукия), (Исламские месяцы, 49-63, Маариф).

Саджид ибн Шаббир, студент Даруль-ифта.

Проверено и одобрено муфтием Ибрагимом Десаи.

9. Есть ли доводы на желательность поста 27-ого Раджаба?

Вопрос: Есть ли какие-то доказательства того, что желательно держать пост 27-ого Раджаба?

Ответ: Ученые по хадису единогласны в том, что нет хадисов, которые подтверждают желательность поста в какое-то особое число месяца Раджаб.

Есть несколько хадисов, которые подтверждают общее достоинство поста в любой день месяца Раджаб, поскольку Раджаб - это один из четырех священных месяцев. Любой ибадат, совершенный в один из этих месяцев (Раджаб, Зуль-када, Зуль-хиджжа, Мухаррам) будет более ценным. (Табийнуль Аджаб, с.7-11, Латаифуль Маариф, с. 228, Аль-Адаб фи Раджаб, с. 25).

В свете вышеизложенного нужно отметить, что человек, иншаАллах, будет вознагражден за пост в любой день Раджаба, но не следует но не следует считать, что в пост именно 27-ого Раджаба будет какое-то особое вознаграждение.

Один из моих учителей, шейхуль-хадис Фадлюль Рахман Азами (хафизахуллах) написал в статье о Мирадже:

«Что касается поста в месяце Раджаб: нет достоверных хадисов, которые подтверждают достоинства поста в какой-то из его дней. Однако, существует несколько вымышленных или крайне слабых хадисов, где говорится о достоинствах поста в Раджаб. Алляма Суюты (рахимахуллах) записал такие хадисы и указал на их слабость.

А Аллах знает лучше.

С 8 апреля начинаются «три священных месяца», наступления которых с таким воодушевлением ждали верующие. А именно время когда начинается священный месяц Раджаб. Наступает особый духовный период, который мусульманские народы именуют «тремя месяцами» . Мы снова можем почувствовать ту духовную атмосферу, которая поможет нам собрать наши разбитые души, оживить сердца, переосмыслить нашу жизнь.

Период, наполненный постами, покаянием, намазами, Кораном и благими деяниями.

На эти месяца приходятся ночи, одна драгоценнее другой: Рагаиб, Мирадж, Бараат, Кадир… Ночи и дни, когда открываются небесные врата, дуа и покаяния принимаются, а льющиеся из глаз слезы меняют в жизни все в лучшую сторону…

Три месяца: Раджаб, Шабан, Рамазан

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Раджаб - для Аллаха, Шабан – для меня, а Рамазан – для моей уммы» , «Превосходство Раджаба над другими месяцами подобно превосходству аятов Корана над другими словами. Превосходство Шабана над другими месяцами подобно моему превосходству над другими пророками. Превосходство Рамазана над другими месяцами подобно превосходству Всевышнего Аллаха над сотворенными».

Пост, который в Раджаб и Шабан является дополнительным (нафиля), а в месяц Рамазан обязательным (фарз), составляет центр поклонений, совершаемых в эти месяца.

Месяц Раджаб

Слово «раджаб» - производное от «аттарджиб», что означает «возвеличивание». Его также переводят как ассубу - «вливание», потому что милость Всевышнего распространяется на всех кающихся в этот месяц.
Есть предание, что раджаб – это название райской реки, вода которой белее молока и слаще меда. Никто не изопьет из нее, никто, кроме тех, кто постится в месяц раджаб (Бухари). Еще до прихода Ислама, арабы уделяли особое внимание месяцу Раджаб, проявляя к нему уважение. С наступлением этого месяца, мечи убирались в ножны, стрелы в колчаны, пусть и на время, прекращались все междоусобные конфликты. В это время над пустынями Аравийского полуострова воцарялись мир, безопасность и спокойствие.

С приходом Ислама месяц Раджаб сохранил свое значение. Сообщается, что с наступлением месяца Раджаб, посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) делал следующее дуа: «Аллахумма барик ляна фи Раджаба уа Ша’бан уа баллигна Рамазан» («О, Аллах, сделай для нас благодатными Раджаб и Шабан, дай нам встретить Рамазан»).

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Раджаб – это месяц Аллаха, ша’бан – мой месяц, рамазан – месяц моей общины».

Известные ученые ислама сказали: «Раджаб – месяц посева. Шаабан – месяц полива. А рамадан – месяц сбора урожая. Каждый пожнет то, что посеет. Тот, кто ничего не посеет, будет сожалеть об этом, когда придет время сбора урожая. И в судный день он окажется в очень тяжелом положении».

Отличительным видом поклонения в этом месяце является пост. По мере возможности следует как можно больше дней этого месяца провести в посте. Сообщается, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал одному сподвижнику, который хотел соблюдать в этом месяце непрерывный пост:

«Соблюдай пост в некоторые дни запретных месяцев, а в некоторые дни не соблюдай» (Абу Давуд, Саум, 54). В продолжение этого хадиса рауи сказал: «Когда посланник Аллаха говорил «соблюдай пост в некоторые дни», то показал три пальца. А когда он сказал «а в некоторые дни не соблюдай», то так же показал три пальца». Таким образом, из этого риуаята становится ясно, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) рекомендовал проводить в посте три дня через три.

Однако соблюдение поста на протяжении всего месяца Раджаб, или месяца Шаабан, является макрухом. Так как соблюдение поста в течение всего месяца присуще только для месяца Рамадан.

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Есть пять ночей, в которых Создатель не отвергает дуа (мольба), – это первая ночь в месяц раджаб, ночь второй половины из месяца ша’бан, в пятничную ночь и две предпраздничные ночи» (передал Дайлами от Абу Умаймата).

От Айши (да будет доволен ею Аллах) передано: «Все люди в Судный день будут чувствовать сильный голод и жажду, кроме пророков и их близких и постящихся в месяцы раджаб, шагбан и рамазан. Поистине, они не почувствуют ни голода, ни жажды».

Наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) рекомендовал нам в эти месяца поститься, заботиться о неимущих больше, чем в иные месяца, творить благие дела. Он говорил, что за эти действия будут дарованы великие вознаграждения (сауаб).

Ночь Рагаиб

В этом году ночь Рагаиб приходится на ночь с 7 на 8 апреля. Ночь первой пятницы месяца Раджаб, называется ночь Рагаиб. Название этой ночи дали ангелы. Дуа, сделанные этой ночью, будут приняты. А такие виды поклонения, как намаз, пост, садака и прочие, совершенные этой ночью, принесут бесчисленное вознаграждение. Ночь Рагаиб следует проводить в поклонении, совершая намазы, читая Коран, зикры и принося покаяние за совершенные грехи и ошибки. В четверг днем желательно провести в посте, а ночь, как мы уже сказали, в поклонении, так как за это предусмотрен большой сауаб.

Как говорят некоторые ученые, наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), в эту ночь будучи почтен многими духовными состояниями, совершил намаз благодарности (шукр) Аллаху в 12 ракаатов. Эта ночь является одной из тех, о которых сообщается, что в них принимаются дуа.

Ночь Мирадж

26 на 27 числа месяца Раджаб – благословенная ночь Мирадж. В эту ночь произошло благословенное событие: это Исра и Мирадж – ночное путешествие пророка Мухаммеда (да благословит его Аллах и приветствует) в Иерусалим и его вознесение на небеса, которым Всевышний почтил своего пророка.

В Коране сказано: Пречист Тот, Кто перенес ночью Своего раба, чтобы показать ему некоторые из Наших знамений, из Заповедной мечети в мечеть аль-Акса, окрестностям которой Мы даровали благословение. Воистину, Он - Слышащий, Видящий (17:1)

В Коране сказано: Он вознесся (или выпрямился) на наивысшем горизонте. Потом он приблизился и спустился. Он находился от него (Джибрил от Мухаммада или Мухаммад от Аллаха) на расстоянии двух луков или даже ближе. Он внушил Его рабу откровение, и сердце не солгало о том, что он увидел. Неужели вы будете спорить с ним о том, что он увидел? Он уже видел его другое нисхождение у Лотоса крайнего предела, возле которого находится Сад пристанища. Тогда Лотос покрыло то, что покрыло (золотая саранча, или группы ангелов, или повеление Аллаха). Его же взор не уклонился в сторону и не излишествовал, и он увидел величайшие из знамений своего Господа (53:7-18).

Подготовка к посту в Рамазан

Один из самых важных видов поклонения, с помощью которых возможно воспользоваться благодатью священных месяцев – это пост. Помимо поста в месяц Рамазан, наш Пророк больше всего постился в месяц Шабан, кроме того, как правило, он постился в понедельник и четверг. Согласно одному риуаяту, когда его спросили, почему он постится в понедельник, наш Пророк ответил: «Это день, когда я родился, и когда я стал пророком». Согласно другому риуаяту, в понедельник и четверг Аллаху сообщается о деяниях (амаль) Его рабов, поэтому наш Пророк хотел, чтобы о нем сообщили Аллаху как о постящемся.

Тот, кто не поститься в эти месяца, неожиданно оказывается перед необходимостью поститься в месяц Рамазан. Если организм не подготовлен заранее к этому, необходимость долгое время держать пост может негативно сказаться на нем. Может быть, в те годы, когда Рамазан приходится на длинные летние дни, следует уделять особое внимание посту в священные месяца с точки зрения необходимости приучения организма к посту.

Что следует делать в эти благодатные дни, чтобы получить больше пользы?

2. Совершать намазы, восполняющие пропущенные (каза), или дополнительные (нафиля) намазы.

3. Предаваться размышлениям о нашей цели прихода в этот мир и о том, что нам предстоит его покинуть.

4. В честь этих благословенных дней от чистого сердца просить прощения наших грехов.

5. Просить дуа за тех людей, которых мы любим.

6.Совершать в определенные дни недели ночной намаз – тахаджуд.

7. Мы видим, что в эти дни Посланник Аллаха больше постился и совершал благие дела. Мы также должны поститься столько, сколько имеем возможности для этого, и по мере своих сил оказывать материальную помощь нуждающимся, радуя их.

Начинаются дни, когда милость Аллаха изливается подобно дождю…

Подготовил: Әлмен Ерлан

Духовно – просветительский портал « ummet . kz

Дорогие братья и сестры по милости Аллаха, с наступлением вечернего намаза (магриб) 28 марта 2017 года наступает благословенный месяц Раджаб, в связи с чем, мы публикуем ответы на часто задаваемые вопросы:

Дуа, читаемое в начале месяца Раджаб;

Пост в первые три дня месяца Раджаб;

Празднование ночи Рагаиб – достоверная ли это практика?..

и тому подобные.
1) Дуа, читаемое в начале месяца Раджаб

Вопрос:

Мы знаем, что есть дуа, которое читают в начале месяца Раджаб, однако некоторые люди считают, что оно недостоверное, и чтение его является новшеством. Как будет правильно?

Ответ:

Анас ибн Малик передает, что Пророк (салляллаху aлейхи ва саллям) читал следующее дуа, когда наступал месяц Раджаб:

اَللّٰهُمَّ بَارِكْ لَناَ فِيْ رَجَبٍَ وَشَعْبانَ وَبَلّغْنَا رَمَضَانْ

Аллахумма барик ляна фи Раджаба ва Шаъбана ва балигна Рамадан

О, Аллах, благослови нас во время (месяцев) Раджаба и Шаабана и помоги нам достичь Рамадана.

(Шу’абуль Иман, хадис 3534, Ибни Сунни, хадис 660, Мухтасар Заваид Баззар, хадис 662, также см. Аль-Азкар, хадис 549

Хадис считается слабым, однако ему можно следовать. Говорить, что это дуа является новшеством, есть крайность.

Имам Навави (рахимахуллах) сказал, что этот хадис имеет некоторую слабость (Аль-Азкар, хадис 549).

Хафиз Ибн Раджаб аль-Ханбали (рахимахуллах) сказал, что этот хадис подходит для доказательства достоинств этой практики (чтение дуа перед началом Раджаба) (Латаиф, с. 172).

Алляма Мухаммад Тахир аль-Фатани (рахимахуллах) говорит, что этот хадис слабый, но ему можно следовать в данном случае (Тазкиратуль Маудуат, с.117).

Следует сказать, что слабые хадисы, где приводится то или иное дуа, можно практиковать.

(Мустадрак Хаким, начало главы о дуа и Натаиджуль Афкар хафиза Ибн Хаджара, т.5, с.291)

А Аллах знает лучше.

2) Пост в первые три дня месяца Раджаб

Вопрос:

Достоверен ли следующий хадис о достоинстве поста в первые три дня месяца Раджаб:

«Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал:

“Пост в первый день Раджаба искупает грехи трех лет, пост во второй день искупает грехи двух лет, а пост в третий день искупает грехи за один год, в дальнейшем грехи одного месяца искупаются за каждый день поста”.

Ответ:

Абу Мухаммад Аль-Халля передает этот хадис с очень слабым иснадом, поэтому этот хадис не следует цитировать.

(См. Джамиу с-Сагыр, хадис 5051, Файдуль Кадир и Ат-Тайсир би шархиль Джами ас-Сагыр. Также см. Аль-Мугыр Ахмада Сиддика аль-Гумари).

Однако, Мулла Али Кари (рахимахуллах) пишет, что в общем нам следует соблюдать по возможности дополнительный (нафиль) пост в месяце Раджаб.

(Аль-Адаб фи Раджаб, с. 30)

А Аллах знает лучше.

Ответил: Муфтий Мухаммад Абасумар

3) Просьбы о прощении во время Раджаба

Вопрос:

Я получил недавно сообщение о конкретном истигфаре, который следует читать во время Раджаба и Шаабана. Есть ли основания у этого хадиса:

«Если кто-то прочтет следующий истигфар семь раз в день во время Раджаба и Шаабана, Аллах сообщит ангелам, которые записывают его дела, чтобы они разорвали книгу его грехов:

Астагфируллах азыми ллязи ла иляха илля хуваль хаййюль каййюму ва атубу илейхи таубатан ‘абдин залими линафсихи ла йамлики ли нафсихи маутан баля хайтан ва ля нушур».

Ответ:

Сообщение, о котором вы спрашиваете, приводится в некоторых книгах без иснада, поэтому я не могу прокомментировать его достоверность (см. Аль-адаб фи Раджаб, с. 39).

Раджаб является одним из четырех священных месяцев исламского календаря (аш-шухур хурум), так что человеку следует увеличить все формы поклонения в этом месяце, в том числе многократно произносить истигфар.

Мулла Али Кари (рахимахуллах) пишет, что его учителя многократно произносили истигфар в Раджаб (Аль-Адаб фи Раджаб, с.38).

А Аллах знает лучше.

Ответил: Муфтий Мухаммад Абасумар

4) Празднование ночи Рагаиб (ночь на первую пятницу Раджаба) – достоверная ли это практика?

Вопрос:

Во многих мусульманских странах принято отмечать т.н. Ночь Рагаиб или Ночь исполнения желаний. Считается, что это ночь, когда был зачат Пророк (салляллаху aлейхи ва саллям), поэтому Аллах дает верующим все, что они пожелают в эту ночь ради Своего любимого Пророка (салляллаху aлейхи ва саллям). В эту ночь мечети остаются открытыми всю ночь до рассвета, и верующие совершают особый намаз, салятуль-Рагаиб. Что вы можете сказать об этой практике?

Ответ:

Хадисы, где говорится о достоинствах особого намаза в ночь Рагаиб, были объявлены вымышленными большинством мухаддисов нашей уммы.

Следует воздержаться как от цитирования этих сообщений, так и от каких-то особых празднований или действий поклонения в эту ночь. Хафиз Ибн Раджаб (рахимахуллах) пишет:

«Нет никаких доказательств в пользу совершения особых действий поклонения, которые следует выполнять этой ночью. Хадисы, где сказано об особом намазе «салятуль-рагаиб», совершаемом в ночь на первую пятницу Раджаба, ложные и вымышленные. Эти действия считаются дурным новшеством (бид’а), по мнению большинства ученых. Такая практика (отмечать эту ночь) появилась впервые в пятом веке…». (Латаифуль Маариф, с.228).

Также см. Табинуль Аджаб Хафиза Ибн Хаджара, с. 7; Тазкиратуль Маудуат аллямы Мухаммада Тахира аль-Фатани, с. 116-117, Аль-Масну’ Муллы Али Кари, с..259, хадис 464, Аль-Асаруль Марфу’а шейха Абдуль Хай Лякнави, с.44 и 48; Раддуль Мухтар (Ибн Абидина), т.2, с.26.

А Аллах знает лучше.

Ответил: Муфтий Мухаммад Абасумар

5) Есть ли доводы, что ночь Ми’радж приходится именно на 27-е Раджаба?

Вопрос:

Есть ли доводы на то, что Ночь Ми’радж приходится именно на 27-е число месяца Раджаб?

Ответ:

Дата 27-ого Раджаба является наиболее популярной в качестве даты ночи Ми’раджа, и некоторые ученые придерживались мнения, что это событие произошло в эту ночь. Однако, в целом мнения ученых относительно этой даты разошлись, так что нельзя с уверенностью утверждать, что Ми’радж произошел именно в эту ночь.

Хафиз Ибн Хаджар Аскаляни (рахимахуллах) пишет, что ему известно более десяти мнений относительно даты Ми’раджа. (Фатхуль Бари, т. 7, с. 254-255, хадис 3887).

Один из муфассиров (толкователей Корана) Аль-Куртуби (рахимахуллах) предпочел мнение, что Ми’радж произошел в месяце Рабиуль-ахыр. (Тафсир Куртуби, т.5, с. 551).

Мухаммад Шафи (рахимахуллах) согласился с его мнением и сказал: «Мухаддисы не остановились на конкретной дате (Ми’раджа), хотя 27-е число Раджаба есть наиболее известное мнение» (Ма’арифуль Куран, т. 5, с. 443, также см. Сырат-и-Мустафа, т.1, с. 288).

Хафиз ибн Абдуль Барр (рахимахуллах) согласился, что это произошло в месяце Раджаб, и имам Навави согласился с его мнением в «Ар-Рауда».

Однако в своих фетвах и комментариях на Сахих Муслим имам Навави предпочел месяц Рабиуль-ахыр для этой даты, а иногда склонялся к мнению, что это произошло в Рабиуль-авваль.

Из вышесказанного ясно, что ученые не склонялись к какой-то конкретной дате. Это подтверждает муфтий Мухаммад Таки Усмани в своей книге «Исламские месяцы».

Мой учитель шейх, мухаддис Фадлюль Рахман Азами (хафизахуллах) пишет в краткой статье на тему Мираджа:

«Суть дела состоит в том, что невозможно утверждать какую-то окончательную дату для ночи Ми’радж».
А Аллах знает лучше.

Ответил: Муфтий Мухаммад Абасумар

6) Есть ли доводы на особое проведение ночи Ми’радж?

Вопрос:

У меня вопрос по поводу Ми’раджа: есть ли доводы из Корана или хадисов, что это событие произошло именно 27-ого числа месяца Раджаб? Есть ли какие-то действия поклонения, которые желательно совершать в эту ночь?

Ответ:

Большинство мусульман считают, что Пророк (салляллаху aлейхи ва саллям) вознесся на небо в 27-ю ночь месяца Раджаб. Есть несколько сообщений, которые подтверждают это мнение, однако есть и другие сообщения, в которых есть указания на другие даты. Так что у нас нет никаких определенных сведений, в какое время эта ночь имела место быть.

Аз-Зуркани (рахимахуллах) приходит пять различных мнений о том, в каком месяце мог произойти Ми’радж: это месяцы Рабиуль-авваль, Рабиуль-ахыр, Раджаб, Рамадан и Шавваль. Мухаддис Абдуль-Хакк Дехляви (рахимахуллах) отмечает, что большинство ученых считают, что скорее всего Ми’радж происходил в месяце Рамадан или Рабиуль-авваль.

Тот факт, что ученые не склоняются к какой-то определенной дате этого события, указывает, не существует каких-то особых действий поклонения, которые нужно совершать именно этой ночью. Если бы в совершении какого-то ибадата в эту ночь была бы какая-то особая заслуга, то, разумеется, сподвижники Пророка (салляллаху aлейхи ва саллям) передали нам сообщения об этом. Сахабы (да будет доволен ими всеми Аллах) сохраняли все подробности жизни нашего любимого Пророка (салляллаху aлейхи ва саллям), так что от них передавалось бы о какой-то особой практике поклонения, которую следует совершать этой ночью (если бы такая практика существовала). Если кому-то хочется провести эту ночь в поклонении, он может совершать любой ибадат, который желательно делать в любую ночь: совершать дополнительные намазы, читать Коран, зикр, совершать дуа и т.д. Однако, это не следует делать с убеждением, что за совершение ибадата в эту ночь будет какое-то особое вознаграждение.

И наконец, поскольку люди часто собираются в мечетях в эту ночь, имамам и ученым следует использовать это время, чтобы призывать людей к благому и предупреждать от зла, разъясняя правильное мнение об этой ночи.

(Фатава Махмудийя, 3/283-285, Фарукия), (Исламские месяцы, 49-63, Маариф).

А Аллах знает лучше.

Саджид ибн Шаббир, студент Даруль-ифта.

Проверено и одобрено муфтием Ибрагимом Десаи.

7) Есть ли доводы на желательность поста 27-ого Раджаба?

Вопрос:

Есть ли какие-то доказательства того, что желательно держать пост 27-ого Раджаба?

Ответ:

Ученые по хадису единогласны в том, что нет хадисов, которые подтверждают желательность поста в какое-то особое число месяца Раджаб.

Есть несколько хадисов, которые подтверждают общее достоинство поста в любой день месяца Раджаб, поскольку Раджаб – это один из четырех священных месяцев. Любой ибадат, совершенный в один из этих месяцев (Раджаб, Зуль-када, Зуль-хиджжа, Мухаррам) будет более ценным.

(Табийнуль Аджаб, с.7-11, Латаифуль Маариф, с. 228, Аль-Адаб фи Раджаб, с. 25).

В свете вышеизложенного нужно отметить, что человек, иншаАллах, будет вознагражден за пост в любой день Раджаба, но не следует считать, что в пост именно 27-ого Раджаба будет какое-то особое вознаграждение.

Один из моих учителей, шейхуль-хадис Фадлюль Рахман Азами (хафизахуллах) написал в статье о Мирадже:

«Что касается поста в месяце Раджаб: нет достоверных хадисов, которые подтверждают достоинства поста в какой-то из его дней. Однако, существует несколько вымышленных или крайне слабых хадисов, где говорится о достоинствах поста в Раджаб. Алляма Суюты (рахимахуллах) записал такие хадисы и указал на их слабость.

А Аллах Тааля знает лучше.

Ответил: Муфтий Мухаммад Абасумар

8) Хадис об облегчении положения верующего в месяце Раджаб

Вопрос:

Пожалуйста, проверьте следующий хадис:

«Тот, кто облегчает страдания мусульманина в месяце Раджаб, тому Аллах дарует дворец в раю».

Ответ:

Хафиз Ибн Хаджар (рахимахуллах) назвал текст этого хадиса вымышленным. Так что хадис нельзя приводить в качестве цитаты.

(См. Табиинуль Аджаб ‘Хафиза Ибн Хаджара, стр. 27, хадис: 12)

И Всевышний Аллах знает лучше

9) Вымышленный хадис о месяце Раджаб

Вопрос:

Достоверен ли следующий хадис:

Пророк (салляллаху ‘алейхи ва саллям) сказал:

«Раджаб является месяцем, в котором Аллах умножает добрые дела. Поэтому тот, кто постится один день во время Раджаба, подобен тому, кто постился целый год; и для того, кто постится семь дней, закрываются семь врат Ада; и для того, кто постится восемь дней, открываются восемь врат Рая ему; и тот, кто постится десять дней, получит все, чего бы он ни попросил у Аллаха. И о том, кто постится пятнадцать дней в нем, будет глас с небес: «Поистине, тебе было прощено все, что ты совершил (плохого) в прошлом, так что умножай свои добрые дела». Во время Раджаба Аллах ввел Нуха (мир ему) в ковчег на шесть месяцев, последний из которых пришелся на день ‘Ашура, когда он (ковчег) остановился на горе Джуди, и Нух постился вместе со всеми, кто был с ним, и даже животные (держали пост в этот день) в благодарность Аллаху…».

Ответ:

Имам Табарани (рахимахуллах) и другие мухаддисы записали это сообщение.

(Аль-Муджамуль Кабир, хадис 5538)

Имам Байхаки (рахимахуллах) отрицал подлинность этого хадиса. Хафиз Захаби (рахимахуллах) классифицировал хадис как выдуманный. Так что ссылаться на этот хадис нельзя.

А Аллах знает лучше.

Ответил: муфтий Сухайл Мотала

Проверил: муфтий Мухаммад Абасумар

При его наступлении Пророк (с.а.с.) читал дуа: «Аллахумма барик ляна фи раджаба ва шаабана ва баллигна Рамадан» (О Аллах! Сделай для нас благом месяц Раджаб и Шаабан и дай нам достичь Рамадана!). Слово «раджаб» имеет особенное значение, оно состоит из трех букв (в арабском языке нет гласных): «р» означает «рахмат» (милость Всевышнего), «дж» – «джурмул ‘абди» (грехи слуг Аллаха) и «б» – «бирру Ллахи Та’аля» (добро Аллаха Всевышнего). И Аллах говорит (смысл): «О слуги Мои, Я сделал так, чтобы грехи ваши были заключены между Моей милостью и Моим добром».

Раджаб не только начинает череду трех благословенных месяцев (Раджаб, Шаабан, Рамадан), но одновременно является еще и одним из четырех запретных месяцев (Раджаб, Зуль-каада, Зуль-хиджа, Мухаррам), в которые Всевышний запретил войны и конфликты. Посланник Аллаха (с.а.с.) также говорил: «Помните, Раджаб – месяц Всевышнего, кто будет соблюдать пост хоть один день в этом месяце, тем Аллах будет доволен».

В хадисе сказано, что тот, кто постится хотя бы один день в месяце Раджаб, войдет в рай – Фирдавс. Постящийся два дня получит двойную награду. Для того, кто будет поститься три дня, будет вырыт огромный ров, отделяющий его от адского огня. И ров будет настолько широким, что для пересечения его потребуется год. Тот, кто будет поститься в этот месяц четыре дня, будет защищен от сумасшествия, слоновой болезни и проказы. Постящийся в течение пяти дней будет защищен от наказания в могиле. Тот, кто постится шесть дней, будет вoскрeшен в Судный день с лицом, сияющим ярче и прeкрaснee, чем пoлнaя лунa. За пост семи дней Всевышний вознаградит закрытием перед ним дверей Ада. Постящемуся в течение восьми дней в месяц Раджаб Аллах откроет двери Рая. За пост в течение четырнадцати дней Он наградит настолько прекрасным, о чем не слышала ни одна живая душа. Тому же, кто будет поститься в течение пятнадцати дней Раджаба, Аллах даст такой статус, что ни один из приближенных ангелов не пройдет мимо этого человека, не сказав: «Поздравления тебе, так как ты спасен и находишься в безопасности». Огромное вознаграждение обещано и тем, кто постится весь месяц Раджаб. Хадис, переданный Анасом ибн Маликом , гласит: «Поститесь в месяц Раджаб, так как пост в этот месяц принимается Аллахом как особый вид покаяния». В этот священный месяц мусульманину нужно искренне каяться во всех совершенных грехах, очищать свою душу от пороков и дурных мыслей, больше творить добро. Во многих хадисах особенное значение уделяется посвящению ночей Раджаба поклонению Аллаху, молитвам и зикру (поминание). Но самым хорошим и рекомендуемым деянием в месяце Раджаб является совершение тавбу (покаяние). Говорят, что в этот месяц семена кидают в землю, то есть, человек кается. В Шаабане их поливают, то есть человек после совершения тавбу совершает хорошие деяния. А в месяце Рамадан собирают урожай, то есть после покаяния и совершения благих дел человек очищается от грехов и достигает больших степеней совершенства.

НОЧЬ РАГАИБ

Ценна каждая ночь месяца Раджаб, ценна также каждая пятница. Первый четверг этого месяца желательно поститься, а ночь после четверга, то есть первую пятничную ночь месяца Раджаб, желательно провести в ибадате и всенощном бдении. Эта ночь имеет название Лайлат-уль-Рагаиб. В эту ночь состоялось бракосочетание родителей Пророка Мухаммада (с.а.с.). Еще ее называют Ночью Благоволения, потому что в эту ночь Всевышний проявляет благосклонность, оказывает милости Своим рабам. Молитва, совершенная в эту ночь, не отвергается. За намаз, пост, милостыню и прочие богослужения, совершенные в эту ночь, воздается многократная благодать. Слово «рагаиб» в переводе означает – надежда на прощение Аллаха, Его Милость к Своим рабам, а также исполнение просьб и молитв. В этой ночи и в этом дне заключено столько мудрости, что мы и представить себе не можем. Поэтому по возможности и в силу знаний каждого мусульманина, эту ночь необходимо проводить в богослужениях, нужно раскаиваться в допущенных грехах, просить прощения у Аллаха, возмещать пропущенные намазы, раздавать садака, помогать бедным, радовать детей и дарить им подарки, общаться с родителями, родными и близкими, читать молитвы (дуа) за них. Как-то наш любимый Пророк (с.а.с.) говорил о достоинствах поклонения в месяц Раджаб. Один пожилой человек, живший во времена Пророка (с.а.с.), сказал, что не может поститься в течение всего месяца Раджаб. Пророк (с.а.с.) на это ответил: «Ты постись первый, пятнадцатый и последний дни месяца Раджаб! Получишь благодать, равную месячному посту. Ибо благодати записываются в десятикратном количестве. Однако не забывай о ночи на первую пятницу славного Раджаба».

Нурмухамад Изудинов , сотрудник отдела просвещения Муфтията РД



Поделиться: