Презентация на тему "методы обучения химии". Ведется картотека научно-методической литературы и средств наглядности Компетенции по химии, биологии и валеологии




ЗАГЯНЕМ В ИСТОРИЮ ВОПРОСА Я.А. Каменский «превратил» метод наблюдения в метод обучения. Восприятие (наблюдение) Коменский рассматривает в качестве источника всех знаний, поскольку предполагает, что вещи непосредственно запечатлеваются в сознании и только после ознакомления с самой вещью нужно давать объяснения.


Проблема наглядности еще шире и обоснованнее была представлена в трудах И.Г. Песталоцци. Если для Коменского наблюдение (наглядность) служит ребенку способом накопления знаний об окружающем мире, то у Песталоцци наглядность выступает как средство развития способностей и духовных сил ребенка.


Проблема наглядности в педагогике разносторонне и глубоко была проанализирована К.Д. Ушинским. На вопрос, что такое наглядное обучение, Ушинский отвечает так: «Это такое учение, которое строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком».


Процесс познания по Ушинскому состоит из двух основных ступеней: 1) чувственное восприятие предметов и явлений внешнего мира; 2) абстрактное мышление. Сущность наглядного обучения он усматривает в том, чтобы с помощью наглядных пособий или самих реальных предметов содействовать: – образованию у детей четкого и ясного представления о предметах и явлениях; – выявлению связей между предметами и явлениями; – образованию определенного обобщения.






В настоящее время педагогика связывает наглядное обучение со следующими особенностями: – правильное применение наглядности зависит от ее сопровождения словом учителя; – наглядные пособия могут дать эффект, если у ученика есть определенный опыт работы с изучаемым объектом; – для эффективного усвоения знаний одной наглядности недостаточно – к ней нужно присоединить активную деятельность самого ученика.








1.Использование электронных мультимедийных учебников (CD и DVD-дисков) на уроках Одним из направлений модернизации системы образования в школе является внедрение компьютерных и мультимедийных технологий. Мультимедийные диски позволяют существенно экономить время, как на уроке, так и во время подготовки материала. Компьютер становится ученику и учителю верным помощником. Он позволяет накапливать и сохранять дидактическую базу, решить проблему наглядности.

В обучении химии применяются следующие средства наглядности:

1. Предметная наглядность – образцы веществ, приборы, химические опыты и т.д.

2. Изобразительные – картины, диапозитивы, фильмы, слайды и т.д.

3. Условные – диаграммы, схемы, графики, таблицы и др.

К наглядным методам относятся, прежде всего, демонстрация химических опытов, киноурок, урок-экскурсия.

Демонстрация химических опытов

Педагогический эффект демонстрации химических опытов зависит от трех факторов:

I. Техники выполнения эксперимента;

II. Учета внешних условий;

III. Метода включения демонстрации в объяснение учителя.

Рассмотрим каждый из этих факторов. Начнем с первого:

I.Техника выполнения эксперимента :

1. Первое, что должен знать учитель, это то, что опыты должны быть абсолютно безопасны для учащихся. Учитель отвечает за каждый несчастный случай не только морально, но и юридически. Предварительная проверка опытов (их проведение до урока) обязательна! На уроке опыты проводят с теми же реактивами, с которыми проводилась проверка.

2. Учитель должен демонстрировать безупречную технику выполнения опыта, правильно нагревать, растворять и т.д.

5. Опыт проводят в минимально необходимое время, чтобы не загазовывать лабораторию.

6. Каждый опыт фиксируется в специальном журнале, который может быть проверен методистом управления образования.

II. Об учете условий демонстрации . Необходимо продумывать каждый опыт таким образом, чтобы он был виден всем, и чтобы он наилучшим образом получался (размеры приборов, экран, подсветка, дополнительное подкисление и т.д.). Лучше вообще не показывать, чем пытаться сделать, но неудачно.

III. Методы включения демонстрации в объяснение учителя . Показ учителем химического опыта должен сочетаться с речью учителя. Если учащиеся посредством слов учителя ставятся в такие условия, при которых они оказываются в состоянии приобретать знания о веществах и явлениях самостоятельно, на основе наблюдения демонстрируемого опыта, то такую форму сочетания слова и демонстрации относят к исследовательскому методу демонстрации .

Если же сведения о явлениях или свойствах веществ учащиеся получают сначала со слов учителя, а показ химического опыта служит лишь подтверждением или конкретизацией словесного сообщения, то такой метод называют иллюстративным . Например, опыт по взаимодействию натрия с водой может быть включен в объяснения учителя по-разному.

Если учитель использует исследовательский метод, то он начинает объяснение с обращения к классу с просьбой вспомнить признаки химических реакций (выделение газа, тепла, изменение цвета и т.д.).

Затем говорит: "Давайте посмотрим, будем ли мы наблюдать эти признаки, если опустим кусочек натрия в воду".

Он демонстрирует опыт и вновь обращаться к классу, который подтверждает, что наблюдалось выделение газа и нагрев. Затем учитель добавляет в раствор фенолфталеин и просит учеников сказать, что получилось в ходе реакции. Можно также собрать выделяющийся газ, и по хлопку при поджигании ученики определяют, что это водород. Учитель вызывает одного из учеников и просит записать уравнение реакции. Так как при наблюдении опыта класс убедился, что образуется щелочь и выделяется водород, то ученик напишет:

2Na + 2H 2 O = 2NaOH + H 2 .

При иллюстрированном методе демонстрации учитель вначале сам запишет это уравнение, а затем для его подтверждения продемонстрирует опыт.

Какой метод применить, учитель решает сам в зависимости от темы и контингента класса. При прочих равных условиях лучше использовать исследовательский метод .

Киноурок является методом обучения в том случае, если содержание кинолент служит средством изучения нового материала. Построение его может быть различным. Киноурок может идти по следующему плану:

Вариант 1 :

1. Обзор темы (цель).

2. Написание вопросов на доске.

3. Просмотр фильма.

4. Беседа с оценкой знаний.

При таком плане в начале урока учитель делает краткий обзор темы и ставит перед учащимися цель.

На доске записываются основные вопросы, на которые ученики должны обратить внимание при просмотре фильма. После просмотра проводится беседа с оценкой (обязательно!) знаний.

Вариант 2 :

1. Цель урока.

2. Книга (план).

4. Беседа с оценкой.

После постановки цели учитель предлагает просмотреть материал по учебнику и составить план. Затем показывают фильм, детализирующий знания.

Урок также заканчивается беседой с оценкой. Такую форму часто используют при изучении производств.

Вариант 3 :

1. Задача (цель).

3. Работа по учебнику.

4. Письменная самостоятельная работа.

Здесь сначала демонстрируется фильм, а затем идет уточнение формулировок, понятий по учебнику.

При любом варианте заканчивается урок контролем за полученными знаниями и их оценкой.

Экскурсия – средство обобщения и практической конкретизации изученного материала (роль возрастает в наше время).

Учащиеся заранее подготавливаются к экскурсии: все процессы и аппараты изучаются путем демонстрации опытов, таблиц, коллекций, устных разъяснений. Производство предварительно изучается самим учителем. После экскурсии обязательно подводятся итоги (конференция, письменные отчеты, модели, макеты и т.д.).

Кроме экскурсии на те заводы, с производством которых учащиеся знакомятся в школьной программе, рекомендуются в 8 классе экскурсии в химические лаборатории промышленных и сельскохозяйственных предприятий, аптеки, краеведческие и минералогические музеи (знакомство с веществами), паросиловые установки, водоочистные сооружения (тема: вода, растворы) и другие.

Химия – очень увлекательная дисциплина, но, к сожалению, не каждое учебное учреждение может похвастаться хорошо оборудованным кабинетом химии, поэтому, к сожалению, зачастую все эксперименты проводятся на словах. Презентации по химии помогут преподавателю показать учащимся разные интересные химические эксперименты, что поможет знаниям намного лучше усвоиться. Благодаря большому количеству слайдов и видео, презентации станут незаменимым помощником на многих занятиях по химии.

Презентации по химии выполнены в программе PowerPoint, у нас вы найдете большой ассортимент презентаций по химии, которые можно скачать абсолютно бесплатно. Чтобы это сделать необходимо перейти на выбранную презентацию и нажать на кнопку «скачать». Перед этим Вы можете увидеть каждый слайд и просмотреть их описание, Вам не придется сперва качать файлы и только потом понять, что это не совсем то что нужно. Если возникли трудности с поиском нужной Вам темы, можете воспользоваться поиском по всем презентациям, введите ключевое слово и мы подберем для Вас самые подходящие работы.

Здесь Вы найдете презентации по химии как для младших классов, так и для старшеклассников. Благодаря наглядности, красочности слайдов, правильно структурированной и разбитой по блокам информации аудитория будет легче воспринимать предмет и лучше концентрироваться на теме.

Слайд 2

Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции. В. Сухомлинский

Слайд 3

Компетентностный подход

Компетентностный подход - одно из перспективных направлений развития современного образования. Под компетентностью понимается такое качество личности, которое характеризуется способностью решать проблемы, и типичные задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях, с использованием знаний, учебного и жизненного опыта, ценностей и наклонностей.

Слайд 4

Компетенции по химии, биологии и валеологии

Изучение свойств химических веществ и основ теории электролитической диссоциации; развитие умения прогнозировать возможность протекания окислительно-восстановительных реакций; владение общей теорией бытия и взаимодействия природы и общества; осознание внутренней многозначности и противоречивости современных глобальных проблем; осознание того, что глобальное восприятие миранеразрывно связано с пониманием уникальности культур, взглядов и обычаев, свойственным разным нациям; осознание идеи личной ответственности каждогочеловека за все, что происходит в природном и социальном мире планеты.

Слайд 5

Методы активного обучения

Метод учебного сотрудничества. Метод проектов. Игровые методы. Метод кейсов («case study») - ситуационный семинар, решение ситуационных задач, представляет собой описание конкретной ситуации, требующей практического разрешения. Проблемный семинар - представляет собой модель обучения на основе дискуссии: мозговой штурм, дискуссия в стиле ток-шоу, симпозиум, дебаты, сократический семинар, дерево решений и т. д.

Слайд 6

Выпускник школы

Современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений и, прежде всего, перед школой задачу подготовки выпускников, способных: ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место. Самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;

Слайд 7

Быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций. Самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня. Грамотно работать с информацией (собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические и логические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученный опыт для выявления и решения новых проблем).

Слайд 8

При традиционном подходе к образованию весьма затруднительно воспитать личность, удовлетворяющую этим требованиям. В создавшихся условиях естественным стало появление разнообразных личностно ориентированных технологий.

Слайд 9

Метод проектов

Проект – это результат скоординированных совместных усилий учащихся и учителя

Слайд 10

Проекты в системе уроков химии

Программа курса химии автора О.С. Габриеляна позволяет использовать проектную деятельность школьников при изучении таких тем, как: 8 класс: “Соединения химических элементов”, “Изменения, происходящие с веществами”, “Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов”, “Шеренга великих химиков”. 9 класс: “Металлы”, “Неметаллы”, “Органические вещества”. 10 класс: “Углеводороды”, “Спирты и фенолы”, “Альдегиды и кетоны”, “Карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры”, “Углеводы”, “Азотсодержащие соединения”, “Биологически активные вещества”. 11 класс: “Строение вещества”, “Химические реакции”, “Вещества и их свойства”, “Химия в жизни общества”.

Слайд 11

Результаты применения проектного метода

Анализируя опыт организации проектной деятельности по химии, я постаралась привести в систему накопившиеся факты, которые отчетливо указывают на следующие результаты применения проектного метода: работа над проектами стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию и способствует повышению интереса к химии. Это подтверждается следующими фактами: уроки стали проходить более оживленно, учащиеся с нетерпением ожидают как момент начала работы над проектами, так и заключительный этап – презентацию; прикладной характер проектной деятельности, практическая направленность выбираемых исследований привлекают и делают проекты лично значимыми для учащихся (как отмечают ребята, “пригодятся в жизни”); у ребят появился стимул не только получить хорошую оценку, но и получить хорошие результаты проделанной работы.

Слайд 12

Наука химия – трудная для понимания наука для большинства учащихся школы. Гуманистический смысл проектного обучения состоит в развитии творческого потенциала учащихся различных уровней развития, возможностей и индивидуальных особенностей. Это подтверждает анкетирование, проводимое как перед началом проектной деятельности, так и по результатам ее.

Слайд 13

У обучающихся, выполняющих проекты, формируются проектные умения: проблематизация, целеполагание, планирование, поисковые (исследовательские) умения, коммуникативные умения, презентационные умения, рефлексивные умения.

Слайд 14

Учащиеся, выполняющие проекты по химии, принимают участие и занимают призовые места в школьных олимпиадах; участвуют в фестивалях учебных проектов. Таким образом, как показывает практика, проектная деятельность реально способствует формированию нового типа учащегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владеющего способами целенаправленной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования.

Слайд 15

Применение дидактических игр на уроках химии

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции: развлекательную; коммуникативную; самореализации в игре как полигоне человеческой практики; игротерапевтическую; диагностическую; функцию коррекции; социализации.

Слайд 16

Главные черты игр

Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А.Шмакову): Свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия самого процесса деятельности, а не только от результата. Творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности (поле творчества). Эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция. Наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития

Слайд 17

Реализация игровых приемов

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве средства: в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Слайд 18

Как показывает педагогическая практика и анализ педагогической литературы, до недавнего времени игру использовали лишь на занятиях кружка, при проведении тематических вечеров, а возможности использования дидактических игр в учебном процессе в известной мере недооценивали. Существенными причинами в этом явились: отсутствие методических разработок по данному вопросу, нехватка личного времени учителя для создания дидактических игр, требующих повышенного методического и профессионального мастерства.

Слайд 19

Компоненты дидактической игры

1. Игровой замысел: выражен, как правило, в названии игры, заложен в той дидактической задаче, которую надо решить в учебном процессе, выступает в виде вопроса, как бы проектирующего определенные требования в отношении знаний.

Слайд 20

2. Правила: определяют порядок действий в поведении учащихся в процессе игры, способствуют созданию на уроке рабочей обстановки. 3. Игровые действия: регламентируются правилами игры, способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможность проявить свои способности.

Слайд 21

4. Познавательное содержание дидактической задачи заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой. 5. Оборудование: включает в себя оборудование урока, наличие технических средств обучения, различные средства наглядности: таблицы, модели, дидактические раздаточные материалы, флажки, медали, которыми награждаются команды-победители.

Слайд 22

6. Результат: это финал игры, предающий ей законченность, выступает в форме решения поставленной учебной задачи и дает моральное и умственное удовлетворение, показатель условия достижения учащимися или в усвоении знаний, или их применения.

Слайд 23

Применение дидактических игр

Применение дидактических игр в изучении химии позволяет решать следующие задачи. Привитие интереса к изучению предмета. Снижение перегрузки учащихся. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся.

Слайд 24

Некоторые приёмы «оживления» урока»

На фактах истории и техники можно построить множество удачных вопросов. Например, говоря об истории развития радиоактивности следует учащихся спросить: Почему урановые минералы, содержащие мало урана, оказались более радиоактивными, чем чистый уран? Почему кошка смогла открыть йод, опрокинув бутыль с серной кислотой на остатки йодидов, хотя хлор в подобном случае не образуется?

Слайд 25

Игры со словами и игры в слова. Анаграмма – слово или словосочетание, образованное перестановкой букв.

Слайд 26

Дидактические игры не заменяют в полной мере традиционные формы обучения, но дополняют их, и такое сочетание позволяет нормально организовать учебно-воспитательный процесс в школе.

Слайд 27

Мультимедийные технологии в химии

1.Применение компьютерных технологий на уроках химии повышает качество образования через оптимизацию учебно-познавательной деятельности, индивидуализацию обучения, возможность организовать самообразование учащихся, дает возможность организации коллективной научно-исследовательской деятельности учащихся на базе мультимедиасредств.

Слайд 28

2.Компьютерные средства обучения можно использовать на всех этапах обучения: как источник учебной информации – при объяснении нового учебного материала, повторении и закреплении изученного; как тренажер в процессе формирования учебных умений и навыков; как источник информации для организации исследовательской работы, самоподготовки и индивидуальной работы; как средство диагностики пробелов и коррекции знаний и умений; для осуществления дистанционного обучения с учащимися.

Слайд 29

3. Компьютерные технологии дают возможность стать участниками сетевых викторин, олимпиад, участвовать в творческих интерактивных проектах. 4.Информационно-коммуникативных средств, которые можно использовать на уроках химии достаточно много. (Мультимедийные обучающие программы, электронные учебники, тестирование по курсу химии, подготовка к ЕГЭ).

Слайд 30

5.Использование презентации позволяет чередовать различные виды деятельности. 6.Чередование видов деятельности, способов подачи информации позволяет активизировать различные каналы восприятия, способствует повышению внимания и росту активности учащихся на уроке, снижает утомляемость. 7.Исходя из возможностей компьютерных презентаций, их можно использовать на уроках любого типа.

Слайд 31

Работа с готовыми компьютерными продуктами

Работа с готовыми компьютерными продуктами может проводиться в нескольких направлениях: «слайд-лекция» - прослушивание всей лекции, при этом осуществляется непрерывная демонстрация приемов работы с пояснениями учителя;

Слайд 32

«лекция-шаг» - лекция разбивается на некоторое количество шагов, после прослушивания одного шага лекция прерывается, и ученик может по выбору начать слушать следующий шаг, либо прослушать еще раз предыдущий; «контроль» - лекция также разбивается на фрагменты, по окончанию каждого фрагмента лекции ученику предлагается выполнить то или иное действие самостоятельно или с подсказкой компьютера.

Слайд 33

Для того чтобы осуществить компетентностный подход, учителю необходимо задуматься о форме организации урока, о процентном соотношении теории и практики на уроке (больше времени уделяется практике), о формах контроля учителем, ибо простого воспроизведения параграфа и решения математических, физических или орфографических задач становится явно недостаточно.

Посмотреть все слайды

Подобные документы

    Обзор психолого-педагогических основ использования химического эксперимента при изучении школьного курса химии. Анализ познавательного значения химического эксперимента при изучении свойств неорганических и органических соединений в школьном курсе химии.

    аттестационная работа, добавлен 31.10.2017

    Конструирование современного урока химии, его задачи, цели и методы. Особенности форм организации познавательной деятельности. Этапы учебного занятия на уроках разных типов. Личность учителя, его роль. Использование физических приборов на уроках химии.

    реферат, добавлен 17.10.2010

    Интеграция химического содержания с материалом гуманитарных дисциплин. Химический эксперимент в классах гуманитарного и социально-экономического профиля. Использование расчетных задач по химии. Пути интеграции содержания школьных курсов химии и экономики.

    курсовая работа, добавлен 18.02.2011

    Возможности использования информационно-коммуникативных технологий на уроках химии. ИКТ как средство наглядности, а также как дидактический инструмент (средство организации фронтальной работы и контроля). ИКТ как инструмент единой образовательной среды.

    аттестационная работа, добавлен 17.11.2016

    Использование средств наглядности в сочетании со словесным методом в процессе изучении химии. Участие учеников в проведении занятий: выполнение экспериментальных опытов с применением приборов, реагентов. Требования к дидактическим средствам обучения.

    статья, добавлен 10.03.2018

    Методика преподавания основ химии в школе. Лабораторные опыты и практические занятия в составе ученического эксперимента. Организация химического эксперимента. Исследование химических процессов, их описание в виде примеров. Образцы выполнения работ.

    учебное пособие, добавлен 06.10.2015

    Основы преподавания химии, использование проблемного метода обучения: формирование химического языка; эксперимент, его роль в развитии мышления школьников. Методика изучения взаимодействия металлов с растворами солей; эксперимент по коллоидным растворам.

    дипломная работа, добавлен 08.11.2010

    Теоретические основы правил техники безопасности. Простое лабораторное оборудование. Химическая посуда специального назначения. Обеспечение безопасности и проведение ученических опытов. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете.

    курсовая работа, добавлен 17.10.2010

    Химический эксперимент как специфический метод обучения. Понятие, методика организации и проведения демонстрационного, ученического экспериментов и лабораторного практикума. Пример опытов, проводимых в лабораторном практикуме по теме "Галогены".

    контрольная работа, добавлен 22.03.2014

    Сущность и значение школьного химического эксперимента в современных условиях. Анализ направлений его развития. Пример практических занятий исследовательского характера на основе обобщающего эксперимента экологической направленности для средней школы.



Поделиться: