Предмет и основные методы статистики. Понятие статистики


Размещено на http://www.сайт/

Тема 1. Предмет, метод и задачи статистики

1 Понятие статистики

2 Предмет статистики

3 Задачи статистики

4 Методы статистики

5 История статистики

6 Источники статистических данных

Цель: ознакомитьс понятием «статистика», а так же с предметом, методом и задачами статистики.

После изучения вы сможете : ориентироваться в основных статистических терминах: статистическая совокупность, статистический показатель.

Информационные источники:

1. Статистика: Учебник/Под ред. В.Г. Ионина. - М.: ИНФРА-М, 2008.

2. Курс теории статистики: Учебник/Под ред. В.Н. Салина, Э.Ю. Чурикова. - М.: Финансы и Статистика, 2006.

3. Теория статистики: Учебник/Под ред. Г.П. Громыко. - М.: ИНФРА-М, 2000.

4. Теория статистики: Учебник/Под ред. Р.А Шмойловой М.: Финансы и Статистика,2007.

5. Галкина В.А. Статистика: Учебное пособие: М.: РГАЗУ,2002.

1 Понятие «статистика»

Понятие «статистика» ввел в середине XVIII в. немецкий профессор философии и права Готфрид Ахенваль (1719-1772), который первым начал читать новую дисциплину и назвал ее статистикой (лат. status - состояние, положение, от него ит. stato - государство и statista - знаток государства). Статистика определяется как одна из базовых дисциплин в системе экономического образования.

Зарождение статистики было связано с потребностями государственного управления и понималось как государствоведение. Одновременно развивались методы статистики и как разновидность счета нашли применение при организации и анализе результатов хозяйственного учета (подворные переписи, монастырские записи и т.п.), изучении населения, а также в сельском хозяйстве, медицине, биологии, социально-экономических исследованиях. Вместе с методами получили развитие отдельные разделы статистики, например вероятностных методов и актуарных вычислений, возникновение некоторых разделов обязано азартным играм, а некоторых, в частности, страхованию.

Сегодня к статистике, ее методам и показателям, и прежде всего обобщающим показателям (таким, как численность населения, национальное богатство, валовой внутренний продукт, уровень жизни и др.), обращаются везде и всюду. Без статистики немыслимо подведение итогов деятельности как отдельно взятых хозяйствующих субъектов, так и целых стран и мировой экономики в целом. В равной мере невозможно принятие каких-либо научно обоснованных решений, невозможна оперативная работа в любой области деятельности, включая образование и науку.

Жизнедеятельность общества свидетельствует о всеобщей востребованности статистики не только как первоисточника данных и, следовательно, метода познания, но и столь же мощного средства преобразования окружающего мира на основе объективных закономерностей.его развития.

Вместе с тем история статистики свидетельствует о сложном и противоречивом ее использовании, о применении статистики как инструмента манипулирования общественным сознанием, искажения явлений окружающего мира, средства сокрытия правды.

2 Предмет статистики

статистика метод история

Предметом изучения статистики является количественная сторона массовых общественных явлений и процессов в неразрывной связи с качественной стороной в определенных условиях места и времени. Статистика исследует количественное выражение закономерностей общественного развития методами обобщающих статистических показателей.

При определении предмета изучения существенно важным является соблюдение следующих пяти принципов-характеристик, какими являются: однородность массовых явлений (массовых данных); предварительный качественный их анализ; определение закономерностей; применение количественных методов и исчисление обобщающих показателей.

Статистика является самостоятельной дисциплиной и объектом практических занятий, если при определении ее предмета присутствуют все указанные пять принципов-характеристик, и не является таковой, если ее предмет изучения определяется по отдельно взятым признакам. При этом под массовыми понимают не любые, а строго определенные статистические совокупности данных, такие, которые допустимо обрабатывать с помощью статистических методов и на основе которых правомерно делать обобщения и выводы.

Статистические совокупности определяются на основе предварительного качественного анализа изучаемых явлений по существующим или специально разрабатываемым критериям однородности. Однородность явлений измеряется коэффициентами вариации и другими более сложными статистическими критериями. Однородными являются совокупности, коэффициент вариации которых не превышает 0,33.

Вели оценки, получаемые при увеличении объемов выборочных единиц одних и тех же статистических совокупностей, за пределами заранее допустимых отклонений не меняются, то такие совокупности признаются статистическими. В случаях когда оценки каждый раз меняются, такие совокупности не признаются статистическими и не могут рассматриваться как предмет статистики. Отдельно взятые данные в виде разрозненных цифр и фактов предметом статистики не являются. В этом разница между статистической и нестатистической (случайной или любой другой произвольной) совокупностью. Обычно статистические совокупности представляются 20 и более единицами наблюдаемого явления. Более полные совокупности встречаются реже и представляют предмет специально организуемых наблюдений, в особых случаях - предмет самостоятельно организуемых, в том числе государственных переписей или цензов (большие выборки и сплошные наблюдения).

Исследуя однородные совокупности с помощью статистических методов, можно установить наличие или отсутствие взаимосвязей между существенными признаками изучаемых явлений, определить устойчивые тенденции и закономерности их изменения в пространстве и времени.

На основе неоднородных случайных совокупностей решать подобные задачи бесполезно. Следовательно, определение однородности изучаемых явлений и установление закономерных взаимосвязей между ними - две основополагающие задачи статистики, конструирующие методологическое содержание ее предмета и состав ее методов.

Без правильного решения этих задач нет смысла исчислять обобщающие показатели, делать статистические заключения и предположения.

3 Задачи статистики

Статистика как наиболее надежный источник данных решает широкий круг задач, связанных с обобщением изучаемых явлений и, следовательно, достоверным познанием окружающего мира. Кроме того, статистика позволяет разрабатывать стратегию поведения на основе прогноза закономерностей наблюдаемых явлений и, значит, активно участвовать не только в познании, но и в преобразовании окружающего мира.

В современном мире статистика решает целый ряд задач, определяемых ее ролью в науке и практике. Эти задачи условно можно разделить на две группы: методологические и практические. Так, с помощью статистической методологии определяются уровни, темпы и пропорции изменения массовых социально-экономических явлений; устанавливаются закономерности изменения этих явлений; характер и теснота связи; намечаются перспективы социально-экономического роста стран; проводятся разнообразные сопоставления уровней их развития, достижений и потерь в пространстве и времени.

Задачей статистики на современном этапе социально-экономического развития России является характеристика происходящих изменений, связанных с переходом к рыночным отношениям. Для решения этой задачи статистика собирает и систематизирует информацию о реформируемых процессах и объектах, обеспечивает информационные запросы управленческих структур, совершенствует методы сбора, обработки и анализа данных, активно участвует в развитии современного бизнеса, менеджмента и маркетинга.

Одновременно органы государственной и ведомственной статистики Российской Федерации решают широкий круг статистических задач, среди которых важнейшие:

Совершенствование действующих и построение новых систем статистических классификаторов, регистров и показателей, отражающих ход и результаты совершаемых реформ с учетом опыта развития зарубежных и международных систем макроэкономического учета и статистики;

Разработка и реализация полномасштабной программы адаптации отечественных систем учета и статистики к международным стандартам, начиная с систем стандартных классификаций, показателей и регистров всех субъектов экономической деятельности, всех видов и форм собственности и кончая стандартными системами национальных счетов (СНС) и стандартными методами анализа финансовых рынков, изучения общественного мнения, а также методами ведения международного социального и экономического мониторинга;

Создание системы оперативного управления корпоративны ми и федеральными отечественными программами статистических работ, подготовка программ долгосрочного развития государственной статистики, включая программы функционального, научного, технического, компьютерного, информационного, кадрового и финансового обеспечения всех видов официальной статистической деятельности в России;

Разработка общероссийских классификаторов продукции, видов экономической деятельности, товаров, услуг и капиталов по видам деятельности, а также классификаторов природных ресурсов, занятий, профессий, национального богатства финансовых и нефинансовых активов России, включая золотовалютные запасы и имущество, принадлежащее России за рубежом, по стандартам, принятым в Европейском союзе, Всемирной торговой организации и других специализированных международных организациях;

Реорганизация методов сбора, обработки и распространение данных, замена регулярных (громоздких и дорогостоящих) сплошных обследований (переписей) выборочными обследованиями, разработка специальных методов статистического наблюдения за субъектами малого предпринимательства, строительства, торговли, транспорта и связи, а также субъектами теневой экономики и нерыночного хозяйства;

Создание базы данных и разработка российских сайтов и технологий доступа к сети Интернет с целью реализации программ и технологий распространения за рубежом и в международных организациях отечественной статистической информации;

Развитие методов изучения финансовых и нефинансовых активов статистики платежного баланса внешней торговли, таможенной статистики, статистики импорта и экспорта услуг, а также ввоза и вывоза капитала, в том числе нелегального ввоза и вывоза, включая статистику отмывания нелегальных доходов, их гармонизация с соответствующими международными системами учета и статистики;

Создание и развитие государственных и корпоративных систем статистического мониторинга социальной и экономической конъюнктуры в России, включая современные системы мониторинга рынков труда, капиталов и услуг, равно как и всех видов финансовых рынков;

Улучшение системы экономико-статистического образования в России, в том числе начального и среднего специального статистического образования, создание ознакомительных курсов по изучению и внедрению зарубежного и международного опыта организации статистических работ в практику отечественной статистики, формирование рынка отечественных статистических услуг, включая рынок консультативных, образовательных, информационных и компьютерных услуг, совершенствование и содействие более широкому и эффективному распространению отечественных статистических баз данных и баз знаний в зарубежных странах и международной практике.

4 Методы статистики

Статистика как область практической деятельности, самостоятельная отрасль научных знаний и базовая учебная дисциплина оперирует многочисленными методами сбора и обработки данных для получения достоверных оценок и результатов, необходимых для принятия обоснованных управленческих решений.

Совокупность разнообразных методов образует системное понятие «статистическая методология». В зависимости от характера изучаемых процессов, областей статистической работы и форм статистического исследования, назначение, содержание, взаимосвязь и эффективность статистических методов меняется и требует собственного предметного истолкования.

Общее правило применения статистических методов для анализа общественных явлений заключается в предварительном изучении условий их использования, т.е. определении сущности изучаемого явления, знании законов его развития и особенностей среды, в которой применяются конкретные решения.

Например, прежде чем ставить вопрос о статистическом изучении влияния отдельных факторов на рост производительности труда, необходимо предварительно уяснить понятие «производительность труда», определить состав факторов, влияющих на нее, установить характер влияния каждого отдельно взятого фактора. Решение этих вопросов требует не только статистических, но и экономических знаний, а также формального представления данных и формальных расчетов; их содержательного истолкования, выявления и объяснения причинно-следственных связей.

В этом состоит сущность использования статистических методов в современной науке и практике, их принципиальное отличие от применения формальных методов.

Познавательное значение статистических методов и в том, что они служат надежным и подчас единственным способом оценки закономерностей общественной жизни; с их помощью можно обосновать и доказать экономические предположения, проверить теоретические гипотезы, восстановить, пополнить и скорректировать существующие оценки, исправить ошибки и представить изучаемые явления в полном объеме накопленных знаний.

Статистические методы рассматриваются как методы анализа количественных данных. Статистические методы анализа нечисловой информации, анализа временных рядов и прогнозирования, а также эконометрического моделирования не входят в предмет статистики и интерпретируются как самостоятельные, используемые независимо от собственно статистических методов.

По технологии формирования и условиям применения различают три группы статистических методов:

Методы, формируемые и применяемые при организации и проведении массовых наблюдений (сбор, регистрация и оценка первичных данных, контроль их полноты, точности и достоверности, анализ общественного мнения и т.д.);

Методы статистических группировок, применяемые при обработке данных (систематизация и классификация собранных данных, их форматизация и обработка, включая компьютерную, организация и ведение баз данных и баз значений);

Методы обобщения собранных и обработанных данных (определение показателей однородности данных путем исчисления абсолютных, относительных и средних величин, а также показателей вариации; изучение взаимосвязей и закономерностей изменения обобщающих данных, включая двумерный и многомерный регрессионный, корреляционный, факторный, кластерный анализ и др.).

Все статистические методы взаимосвязаны и представляют единую систему, применение которой гарантирует правильность и достоверность получаемых результатов. Существенно важно, что современные статистические методы используются не только для исчисления значений тех или иных показателей, но и для проверки достоверности их исчисления там, где статистические тесты отсутствуют или вызывают сомнение Области нетестовой проверки существенности, сходимости, точности и достоверности исчисляемых показателей самые обширные и многократно превосходят области тестовой проверки по тем или иным известным статистическим критериям. Нетестовая проверка - это нахождение значений одних и тех же искомых показателей двумя и более разными статистическими методами. Совпадают значения искомых показателей - принятые методы исчисления приемлемы, не совпадают - значит, примененные методы неприемлемы. Эффективными при этом считаются методы, требующие в ходе применения минимальных объемов информации и счета.

5 История статистики

Статистика имеет многовековую историю, связанную с человеческой деятельностью.

Первые заметки по учету земель и населения найдены в церковных книгах разных народов и совпадают по времени с возникновением религии. В античном мире был организован учет родившихся, составлялись земельные кадастры со сведениями о строениях, рабах, скоте, получаемых доходах. Древнегреческий философ Аристотель составил описание 157 городов и государств своего времени. Всеобщая перепись населения и его имущества была проведена в Англии в XI в. В Х-ХИ вв. в Древней Руси в целях налогообложения проводился сбор различных сведений. В XVIII в. был введен учет цен на хлеб, осуществлялась регистрация новых фабрик и заводов, проводились подворные переписи населения.

Статистика как сумма знаний, необходимых купцам, политикам и военным, впервые предстала в работах немецкого ученого Г.Ахенваля (1719-1772).

С возникновением капитализма потребовалась обширная информация о государственном потенциале разных стран и народов (середина XVII в.), и статистика развивается не только как государствоведение (описательная статистика), но и как наука о приемах и методах счета системы различных социально-экономических показателей - политическая арифметика.

У.Петти (1623-1687) английский экономист рассматривал политическую арифметику как мощный метод выявления закономерностей и взаимосвязей массовых экономических явлений с помощью измерения числовых характеристик.

В первой половине XIX в. формируется третье направление в развитии статистики - математическое. Его основателем считается бельгийский статистик А.Кеттле (1796-1874), назвавший статистику «социальной физикой», т.е. наукой, изучающей законы общественной системы с помощью методов естествознания.

В России становление статистической науки связано с развитием описательного направления, которое было господствующим до 1730-х гг. В 1802 г. в стране формируется первое государственное статистическое объединение - статистический отдел Министерства внутренних дел России. Реформа 1861 г. привела к созданию в стране органов местного самоуправления - земств, в 1870-х гг. -губернских статистических бюро (в 27 губерниях России); в 1897 г. проводится первая всеобщая перепись населения.

В начале XX в. начинает интенсивно развиваться математическая статистика, а затем эконометрика - наука, культивирующая применение статистики и математики в экономике и ее отраслях, а также в научных исследованиях (биометрия).

Одновременно с развитием статистики как науки о методах сбора и обработки массовых данных формируются статистические службы, концентрирующие эти работы и выполняющие их на регулярной основе. В России такие службы появляются в начале XIX в. и ныне в полном объеме представлены Федеральной службой государственной статистики (Росстат) - методологическим и организационным центром координации всех статистических работ в стране.

Федеральная служба государственной статистики России представляет собой сеть, охватывающую комитеты государственной статистики в автономных областях, автономных округах и краях России и включающую районные (городские) комитеты государственной статистики.

Ведомственная статистика, а также статистика компаний и предприятий, объединений, ассоциаций - это первичное звено Росстата и рассматривается как крупная дополнительная организация в проведении важных статистических работ.

Представление национальной статистики России в международных публикациях и международной статистике, а также в отечественной статистике культивируется давно и стало нормой российской статистической жизни. На современном этапе особый интерес представляет внедрение международных стандартов ООН, ЕС, Международного валютного фонда, Мирового банка и различных международных статистических организаций (их более 450) в практику работы Росстата и других отечественных статистических служб, что повышает качество и эффективность работы. Адаптация к международным стандартам направлена на повышение уровня сравнимости экономико-статистических показателей, публикацию сопоставимых и полных данных как по отдельным странам, так и по мировой экономике в целом на регулярной основе.

6 Источники статистических данных

Источников статистических данных много, но они разрозненны и поэтому требуют обобщенного представления.

Различают первичные и производные источники данных.

Первичными источниками данных являются переписи (цензы) и материалы разнообразных текущих обследований, включая выборочные наблюдения и материалы изучения общественного мнения.

Производными источниками являются материалы, публикуемые в текущих и периодических изданиях (например, в газетах j «Финансовые известия», «Экономика и жизнь» и т.п.), характеризующих экономическое положение России, валютные курсы, колебания цен и т.д.

Наиболее распространенные производные источники статистических данных - статистические публикации. Различают текущие, ежегодные и разовые статистические публикации.

Примерами текущих публикаций в России служат ежемесячный журнал «Вопросы статистики», ежеквартальный журнал «Статистическое обозрение», а примером разовых публикаций - статистические сборники «Российская Федерация в... году» и «Статистический ежегодник России».

Эти издания содержат итоговые месячные, квартальные и годовые показатели, характеризующие развитие различных отраслей и экономики в целом, и дают сопоставимую во времени и пространстве максимально полную информацию о социально-экономическом положении России. Указанная информация - результат профессиональной деятельности широкого круга специально подготовленных работников и заслуживает, как никакая другая информация, общего доверия.

Важными источниками данных в России являются также монографии авторов, компаний и ассоциаций, которые содержат информацию о нестандартных и уникальных явлениях и дополняют данные отечественной государственной и ведомственной статистики.

Подобные документы

    История возникновения и развития статистики. Предмет, основные понятия и категории статистики. Методы сбора, обобщения и анализа статистических данных. Экономическая статистика и ее отрасли. Современная организация статистики в Российской Федерации.

    лекция , добавлен 02.05.2012

    Предмет и метод статистики как общественной науки. Основные задачи и виды группировок. Точность наблюдения и методы проверки достоверности данных. Понятие о статистическом наблюдении, этапы его проведения. Виды статистических показателей и величин.

    курсовая работа , добавлен 09.02.2014

    Понятие статистики как науки, предмет и методы ее изучения, основные цели и задачи. Категории статистики и ее показатели, способы представления результатов. Сущность и классификация относительных и средних величин. Понятие ряда динамики и его анализ.

    реферат , добавлен 15.05.2009

    Статистическая методология и статистические показатели. Принципы организации статистики, его роль в плановой и рыночной экономике. Реформирование казахстанской статистики. Формы статистического наблюдения. Статистические отчетность, сводка и переписи.

    курс лекций , добавлен 11.02.2010

    Основные категории статистики. Группировка - основа научной обработки данных статистики. Содержание сводки и статистическая совокупность. Построение вариационного, ранжированного и дискретного рядов распределения. Группировка предприятий по числу рабочих.

    контрольная работа , добавлен 17.03.2015

    Статистика внешнеэкономических связей (ВЭС) как отрасль экономической статистики. Особенности статистики внешней торговли, предмет ее наблюдения и изучения. Товары и услуги, составляющие экспорт и импорт любой страны, - объект учета в статистике ВЭС.

    презентация , добавлен 05.12.2013

    Развитие статистической науки. Предмет статистики, задачи и методология. Структура статистической науки. Организация статистики в Российской Федерации. Общегосударственная и ведомственная статистика. Информационный фонд.

    реферат , добавлен 09.10.2006

    Понятие и предмет статистики, теоретические основы и категории, взаимосвязь с другими науками. Объект и метод изучения статистики. Основные задачи, принципы организации и функции государственной статистики в РФ. Примеры статистической закономерности.

    лекция , добавлен 02.03.2012

    Статистика как общественная наука, изучающая количественную сторону массовых общественных явлений с целью выявления их особенностей и закономерностей развития. Понятия, предмет, задачи, система статистических показателей. Организация статистики в России.

    реферат , добавлен 04.06.2010

    Предмет и метод статистики. Сводка и группировка статистических данных. Функции статистических показателей. Статистические ряды, вариация и дисперсия. Преимущества выборочного наблюдения. Методы анализа корреляционных связей, экономические индексы.

ВВЕДЕНИЕ: ПРЕДМЕТ И МЕТОД СТАТИСТИКИ

1. Предмет статистики

2. Задачи статистики

3. Методы статистики

4. Основы организации статистики

1. Предмет статистики

Слово «статистика» широко употребляется на практике. Но в это слово вкладывается разный смысл.

    Статистикой называют отрасль знаний, т.е. научную дисциплину (статистическую науку) и соответственно учебную дисциплину в учебных заведениях;

    Статистикой называют отрасль практической деятельности, направленной на сбор, обработку, анализ и публикацию массовых данных о явлениях и процессах общественной жизни;

    Статистикой называют также совокупность цифровых сведений, характеризующих какое-либо явление общественной жизни или совокупность их. Например, статистика браков, статистика посевных площадей и т.п.;

    Статистикой в математической статистике – это термин применяемый для функций результатов наблюдений.

Слово «статистика» происходит от слова «статус» (status), которое означает состояние, положение вещей. Употреблялось в значении «политическое состояние», отсюда итальянское слово «stato» – государство и «statista» – знаток государства. В научную литературу слово «статистика» вошло в употребление в 18 веке и вначале понималось в смысле «государствоведение».

Статистика – это наука, изучающая с количественной стороны качественное содержание массовых общественных явлений.

В приведенном определении указаны 3 основные черты предмета статистики:

1) статистика изучает общественные явления;

2) изучает их с количественной стороны;

3) она изучает массовые общественные явления.

Статистика изучает общественные явления, это означает, что она – наука общественная. Это объясняется особенностями общественных явлений, законов их развития и методов познания. Для того, чтобы изучить законы общественного развития, необходимо собрать и обобщить многочисленные факты жизни общества.

Явления общественной жизни наряду с качественной стороной могут быть охарактеризованы с количественной стороны: величиной, степенью распространения, соотношениями отдельных частей, изменениями этих характеристик во времени.

В определении предмета статистики указывается, что статистика дает характеристику массовых явлений, т.е. таких, которые не единичны, а состоят из совокупности фактов, событий, единиц. Статистика обнаруживает закономерности изменения этих характеристик, которые проявляются в массовом обобщении фактов. Поэтому статистика имеет дело с такими понятиями, как статистическая совокупность , вариация , варьирующие признаки, статистические закономерности, закон больших чисел . Рассмотрим содержание этих категорий.

Статистическая совокупность – это масса отдельных единиц одного и того же вида, объединенных единой качественной основой, но различающихся между собой по ряду признаков.

Например, совокупностью будет население какой-либо страны, которые состоят из отдельных людей, различающихся по полу, возрасту и многим другим признакам. В то же время эта совокупность едина в том отношении, что состоит из жителей данной страны.

Признак – отличительная черта, свойство, качество, присущее единице совокупности.

Признак качественный (атрибутивный) – значение выражается в виде понятий, наименований. Например, национальность, пол, профессия.

Признак количественный – значения имеют количественное выражение. Количественные признаки бывают:

а) дискретные – принимают определенные, фиксированные значения, например, количество единиц оборудования;

б) непрерывные – принимают сколь угодно мало отличающиеся друг от друга значения, например, вес, стоимость продукции.

Факторные признаки – это независимые признаки, оказывающие влияние на другие, связанные с ними признаки.

Результативные признаки – это зависимые признаки, которые изменяются под влиянием факторных признаков.

Вариация – это различия в значениях того или иного признака у отдельных единиц, входящих в данную совокупность. Она возникает в результате того, что индивидуальные значения признака складываются под совокупным влиянием разнообразных факторов (условий), которые по-разному сочетаются в каждом отдельном случае

Варьирующими признаками называются такие, которые принимают разные значения (качественные или количественные) у отдельных единиц совокупности.

Значение этого признака у отдельных единиц совокупности называется вариантой .

Получая обобщающие характеристики массовых общественных явлений, статистика стремится выявить с их помощью определенные закономерности . Это могут быть:

    Закономерности развития (динамики) явлений . Так, статистика показывает, что из года в год растет численность населения Земли.

    Закономерности изменения структуры явлений . Так, из статистических материалов мы видим, что в России растет удельный вес городского населения в общей их численности.

    Закономерности распределения единиц внутри совокупности . Такие закономерности можно обнаружить в распределении населения по возрасту.

    Закономерности связного изменения разных варьирующих признаков в совокупности . Так, распределяя рабочих определенной профессии и квалификации по стажу работы, можно заметить закономерное изменение производительности труда.

В обобщающих статистических показателях, исчисленных на основе массового наблюдения, сглаживаются следствия, порожденные индивидуальными, случайными для всей массы единиц причинами, и отчетливо проявляются следствия, обусловленные общими для всех единиц совокупности причинами. В этом проявляется действие закона больших чисел.

В настоящее время термин «статистика» употребляется в различных значениях.

Статистика – это общественная наука, изучающая явления и процессы общественной жизни, она раскрывает законы возникновения и развития этих явлений и их взаимосвязи. Для того чтобы изучить статистическую науку, необходимо иметь представление о предмете ее исследования и знать, какие научные принципы положены в основу этих явлений.

Статистика – это особо важная наука, т. е. отрасль знаний, изучающая с количественной стороны все явления из жизни общества.

В переводе с латинского слово «status» означает определенное положение вещей. Термин «статистика» впервые был употреблен немецким ученым Г. Ахенвалем в 1749 г., в его книге о государствоведении.

Статистика понимается в настоящее время в трех значениях:

1) статистическая наука – вся практическая деятельности человека по сбору, обработке, накоплению и анализу цифровых данных, которые характеризуют образование, экономику страны, ее культуру и другие жизненно важные явления в жизни общества;

2) статистика – наука, которая занимается разработкой технических положений и методов, используемых статистической практикой.

Существует тесная связь между статистической наукой и статистической практикой. Статистическая практика применяет правила, которые разработала статистическая наука, но в то же время статистическая наука опирается на те материалы, которые были получены статистической практикой, обобщает ее опыт и разрабатывает на основе всего этого свои новые положения;

3) представленные предприятием, организацией статистические данные в виде финансовой отчетности называют статистикой, А также могут быть использованы данные, которые публикуются в справочниках, в периодических изданиях, в сборниках, они и представляют собой результат статистической работы.

Статистика – это инструмент познания. Особенности статистики:

1) в количественном выражении сообщаются статистические данные;

2) статистическую науку интересуют выводы, сделанные врезультате анализа собранных и обработанных числовых данных;

3) состояние изучаемого явления на определенной ступени его развития в конкретных условиях места и времени отражают статистические данные.

2. История и особенности развития статистической науки

Статистика имеет многовековую историю и своими корнями уходит в глубокую древность.

Необходимость в появлении статистической практики связана с образованием государств, т. е. для того, чтобы образовать государство, нужно было собрать сведения о наличии земель, численности проживающих на этой земле, об их имущественном положении и многие другие данные. Подобный учет проводился несколько тысячелетий назад в таких государствах, как Китай. Древний Рим и Египет.

Сбор статистических данных начался с самой глубокой древности. А к более позднему периоду относятся обработка и анализ статистических данных, т. е. зарождение статистики как науки.

Основоположниками английской школы политических арифметиков были Д. Граунт (1620-1674 гг.), Э. Галлей (1656-1742 гг.) и В. Петти (1623-1687 гг.). В их трудах преобладали два направления: демографическое с уклоном к вопросам страхования жизни у Д. Граунта и Э. Галлея и статистико–экономическое у В. Петти Д. Граунт впервые открыл закономерности массовых общественных явлений и показал, как следует обрабатывать и анализировать множественный первичный материал. Он впервые попытался построить таблицу смертности для населения. Э. Галлей – знаменитый английский астроном выдвинул идею закона больших чисел и применил методы устранения случайных отклонений.

В. Петти посвятил статистике ряд научных работ. В них он стремился конкретно оценить то или иное явление, несмотря на явную нехватку числовых данных.

Политические арифметики стремились цифрами охарактеризовать состояние и развитие общества, вскрыть закономерности развития общественных явлений, проявляющиеся в массовом материале. Цели и задачи, которые ставили перед собой эти ученые, близки к современному пониманию сущности статистики.

В первой половине XIX в. возникло третье направление статистической науки – статистико–математическое. Особый вклад в развитие этого направления внес статистик А. Кетле (1796-1874 гг). Он называл статистику социальной физикой, т. е. наукой, изучающей законы общественной системы с помощью количественных методов. Он обосновал идею использования закономерностей, выявленных из массы случаев, в качестве важнейшего инструмента познания объективного мира.

Значительный вклад в развитие статистики внесли английские ученые Ф. Гальтон (1822-1911 гг.) и К. Пирсон (1857-1936 гг.). Ф. Гальтон серьезно заинтересовался проблемой наследственности, к анализу которой он вскоре применил статистические методы.

Наиболее известным ученым XX в. в области статистики на Западе является Р. Фишер (1890-1962 гг.). Он работал в течение полувека. Многие его исследования оказали существенное воздействие на современную статистику.

На Руси в период Х-ХП вв. собиралась информация, тесно связанная с налогообложением.

В период Петровских реформ были затронуты практически все сферы общественной жизни страны. Они требовали большего числа точных статистических данных, касающихся: цен на хлеб; регистрации заводов и фабрик, вновь создающихся; объемов внешней торговли; количества городов и регистрации численности городского населения.

В связи с быстрым развитием описательного направления в России происходило становление статистической науки. Самыми выдающимися представителями описательной школы следует назвать таких ученых, как И. К. Кириллов (1689-1737 гг.), М. В. Ло

моносов (1711-1765 гг.), В. Н. Татищев (1686-1750 гг.), К. Ф. Герман (1767-1838 гг.).

Творческая работа И. К. Кириллова является одним из самых первых систематизированных экономико–географических описаний в России.

Большой вклад в развитие статистической науки внес географ. историк В. Н. Татищев, он разработал детальную программу для того, чтобы можно было получить сведения, необходимые для составления географии России с самым полным ее экономическим описанием.

Особый вклад в статистическую науку внес М. В. Ломоносов, Написанная в 1755 г. книга «Слово похвальное императору Петру Великому» давала оценку Петровской ревизии. В своих трудах он рассматривал ряд вопросов, непосредственно касающихся населения, финансов, природных богатств и многого другого.

Особой заслугой М. В. Ломоносова считается усовершенствование программы обследования и подготовки данных, которые характеризовали бы географию, население, экономику страны в сельском хозяйстве, торговле, промышленности, транспорте и т. д. Первоначально эта программа была разработана В. Н. Татищевым для создания «Атласа Российского».

По программе в города и уезды были разосланы бланки обследования. Материалы обследования долгое время поступали в академию, и были обработаны уже только после смерти М. В. Ломоносова.

В начале XIX в. выходит ряд крупных работ по теории статистики. В книге «Всеобщая теория статистики. Для обучающих сей науке» К. Ф. Герман изложил основные положения, раскрывающие статистику как науку. В истории развития статистики большая роль принадлежит трудам К. И. Арсеньева (1789-1856 гг.), он считал, что статистика в состоянии дать адекватную характеристику жизни государства.

Д. П. Журавскому (1810-1856 гг.) принадлежит системное изложение основ теоретической базы статистики как науки, он раскрыл принцип единства количественного и качественного анализа.

Характерной особенностью представителей академической школы статистики было стремление заменить изучение государства изучением общества. Основоположниками этой школы были Э. Ю. Янсон (1835-1893 гг.), А. И. Чупров (1842-1908 гг.).

А. А. Чупров (1874-1926 гг.), Н. А. Каблуков (1849-1919 гг.) и А. А. Кауфман (1864-1919 гг.). Представители академической статистики оказали большое положительное влияние на развитие статистической науки в России и на работу статистических органов. К началу XX в. Россия стала одним из признанных центров научной статистической мысли. Большое влияние на развитие математического направления в статистике России произвели работы русских математиков П. П. Чебышева (1821– 1894 гг.), А. А. Маркова (1856-1922 гг.), А. М. Ляпунова (1857– 1919 гг.).

Исторический опыт советской статистики как науки был обобщен в трудах В.И. Хотимского (1892-1937 гг.), В. С. Немчинова (1894-1964 гг.), В. Н. Старовского (1905-1975 гг.), А. Я. Боярского (1906-1985 гг.), Б. С. Ястремского (1877-1962 гг.), Л. В. Некраша (1886-1949 гг.) и других ученых. Значительный вклад в теорию индексного метода был внесен учеными С. М. Югенбергом, В Е.Адамовым, Г. И. Баклановым, Л. С. Казинцом, И. Г. Венецким и др.

В настоящее время в Российской Федерации идет работа по совершенствованию и переводу статистической методологии на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики.

3. Органы статистики в Российской Федерации

В настоящее время центральным органом единой централизованной системы государственной статистики является Государственный комитет Российской Федерации по статистике (Госкомстат России) – это федеральный орган исполнительной власти.

Единую систему государственной статистики Российской Федерации при Госкомстате России составляют органы в республиках, автономных областях и округах, краях, городах и районах, а также подведомственные им организации и учреждения.

Мощными вычислительными ресурсами обладает Главный межрегиональный центр обработки и распространения статистической информации. Этот центр необходим для обработки поступающих из регионов статистических данных.

Статистическими стандартами Российской Федерации, установленными Госкомстатом России, являются формы и методы сбора и обработки статистических данных, методология расчета статистических показателей.

Основная деятельность Госкомстата – это разработка федеральных статистических программ, финансируемых из госбюджета.

Основные задачи Госкомстата:

1) координация статистической деятельности в государстве;

2) разработка статистической методологии, которая будет соответствовать потребностям общества на определенном этапе и международным стандартам;

3) предоставление официальной статистической информации Президенту, Правительству, общественности, Федеральному Собранию Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти, международным и иным организациям В структуре Госкомстата России для решения задач по сбору обработке и анализу статистических данных выделены следующие управления: статистического планирования и организации статистического наблюдения, статистики строительства и основных фондов, статистики окружающей среды и сельского хозяйства статистики цен и финансов, статистики населения и ряд других по отраслям экономики и социальной сферы. В соответствии с федеральными программами определенные виды статистических работ ведутся не только Госкомстатом России, но и иными органами государственного управления: Банком России, Министерством образования России, Министерством финансов России, Министерством труда России, Министерстом Внутренних Дел и другими (общее количество министерств и ведомств составляет более 200).

4. Предмет изучения статистики

Любая наука обладает специфическими особенностями, которые отличают ее от других наук и дают ей право на самостоятельное существование. В предмете познания, в принципах и методах изучения науки, которые в совокупности образуют ее методологию, заключается главная особенность каждой науки.

Предметом статистической науки являются:

1) массовые социально–экономические явления жизни;

2) количественная сторона этих явлений в конкретных условиях места и времени.

Посредством статистических показателей статистика изучает все явления и процессы, протекающие в жизни общества.

Количественная оценка свойства изучаемого объекта – это статистический показатель. В зависимости от функции статистические показатели можно разделить на: аналитические показатели, учетно–оценочные показатели.

Аналитические показатели применяются для того, чтобы проанализировать статистическую информацию и охарактеризовать особенность развития изучаемых явлений: скорость развития во времени, типичность признака, соотношение его отдельных частей, меру распределения в пространстве и т. д. Относительные и средние величины, показатели вариации и динамики, тесноты связи и многие другие применяются в статистической науке в качестве аналитических показателей.

Учетно–оценочные показатели – это статистическая характеристика размера качественно определенных социально–экономических явлений в конкретных условиях места и времени.

Учетно–оценочные показатели могут отображать объемы распространения их в пространстве или достигнутые на определенные моменты уровни развития.

В статистике признаки могут выражаться смысловыми понятиями и числовыми значениями.

Атрибутивными принято называть признаки, которые выражаются смысловыми понятиями, например, к атрибутивному признаку можно отнести пол человека – мужчина и женщина. Если атрибутивные признаки принимают одно из двух противоположных значений, их называют альтернативными.

Количественными принято называть признаки, которые выражены числовыми значениями, например, получаемая заработная плата, возраст, получаемый доход, стаж работы.

Варьирующими называют признаки, принимающие различные значения у отдельных единиц изучаемого явления. Значение варьирующего признака у отдельных единиц изучаемого явления называется вариантом.

В статистическом исследовании признаки подразделяются на:

1) основные – определяют основное (главное) содержание изучаемого объекта;

2) второстепенные – это признаки, которые непосредственно не связаны с основным их содержанием.

Изучая свой предмет, статистическая наука образует статистические совокупности.

Множество единиц, объединенных в соответствии с задачей исследования качественной единой основой, называют статистической совокупностью.

Единицей совокупности называют первичный элемент статистической совокупности. Единица совокупности является носителем признаков, подлежащих регистрации, и основой ведущегося при обследовании счета.

1) объемными (численность населения);

2) расчетными (средние величины);

3) плановыми;

4) отчетными;

5) прогностическими.

Статистические показатели нужно отличать от понятия «статистические данные», так как статистические данные – это конкретные численные значения статистических показателей. Статистические данные зависят от конкретных условий места и времени и определены как количественные и качественные.

Опираясь на основные положения экономической теории статистика обогащает экономические науки фактами, которые она получает в результате статистического исследования.

5. Метод статистики

В исторической обусловленности статистика изучает динамику социально–экономических явлений.

Статистическая методология – это разнообразные методы. применяемые для изучения своего предмета.

В настоящее время знание статистики необходимо каждому специалисту для того, чтобы принять решения в условиях стохастики, проанализировать элементы рыночной экономики.

Статистика опирается на диалектические категории случайного и необходимого, единичного и массового, индивидуального и общего, качественного и количественного.

Согласно диалектическому методу познания общественные явления и процессы, протекающие в общественной жизни страны, рассматриваются в развитии, взаимной связи и причинной обусловленности. Знание законов общественного развития дает нам фундамент для правильности толкования явлений, подлежащих статистическому исследованию, а также помогает выбрать надлежащую методику их изучения и анализа.

Основные этапы экономико–статистического исследования.

1 этап: с помощью массового научноорганизованного наблюдения получают первичную информацию об отдельных фактах (единицах) изучаемого явления.

Собранная в ходе массового наблюдения информация представляет собой исходный материал для статистического обобщения, для получения объективных выводов об изучаемом явлении.

Для того чтобы освободиться от влияния случайных причин и установить характерные черты изучаемого объекта, нужно получить сведения о достаточно большом числе единиц.

2 этап: это группировка и сводка материалов, которые представляют собой расчленение всей массы единиц на однородные группы и подгруппы, и оформление полученных результатов в виде статистических таблиц. Для того чтобы выделить из состава всех случаев единицы разного состава, показать особенности явлений нужно использовать группировку.

После группировки нужно обобщить данные наблюдения, которые были получены в ходе статистического исследования.

На третьей заключительной стадии проводится анализ полученной при сводке статистической информации на основе применения обобщающих статистических показателей: абсолютных и относительных величин, средних величин, статистических коэффициентов и индексов.

Табличные и графические методы имеют широкое применение при изучении статистической информации.

6. Задачи статистики в современных условиях

Рост производительных сил и научной деятельности в России вызвал развитие статистики и применение ее в практической деятельности.

Основные задачи статистической науки:

1) исследовать происходящие в обществе преобразования социально–экономических процессов;

2) выявить резервы эффективности общественного производства;

3) своевременно обеспечить органы законодательной власти надежной информацией.

Тема 1. Предмет и метод статистической науки

1. Предмет и метод статистики

2.Основные понятия теории статистики

Предмет и метод статистики

Слово «статистика» имеет латинское происхождение (от status – состояние). В средние века оно означало политическое состояние государства. В науку этот термин введен в XVIII в. немецким ученым Готфридом Ахенвалем. Собственно как наука статистика возникла только в XVII в., однако статистический учет существовал уже в глубокой древности. Так, известно, что еще за 5 тыс. лет до н.э. проводились переписи населения в Китае, осуществлялось сравнение военного потенциала разных стран, велся учет имущества граждан в Древнем Риме, затем – населения, домашнего имущества, земель в средние века.

У истоков статистической науки стояли две школы – немецкая описательная и английская школа политических арифметиков.

Представители описательной школы считали, что задачей статистики является описание достопримечательностей государства: территории, населения, климата, вероисповедания, ведения хозяйства и т.п. – только в словесной форме, без цифр и вне динамики, т.е. без отражения особенностей развития государств в те или иные периоды, а только лишь на момент наблюдения. Видными представителями описательной школы были Г. Конринг (1606–1661), Г. Ахенваль (1719–1772), А. Бюшинг (1724–1793) и др.

Политические арифметики ставили целью изучать общественные явления с помощью числовых характеристик – меры веса и числа. Это был принципиально новый этап развития статистической науки по сравнению со школой государствоведения, так как от описания явлений и процессов статистика перешла к их измерению и исследованию, к выработке вероятных гипотез будущего развития. Политические арифметики видели основное назначение статистики в изучении массовых общественных явлений, осознавали необходимость учета в статистическом исследовании требований закона больших чисел, поскольку закономерность может проявиться лишь при достаточно большом объеме анализируемой совокупности. Виднейшим представителем и основателем этого направления был В. Петти (1623–1687). История показала, что последнее слово в статистической науке осталось именно за школой политических арифметиков.

В XIX в. получило развитие учение бельгийского статистика А. Кетле, основоположника учения о средних величинах. Математическое направление в статистике развивалось в работах англичан Ф. Гальтона (1822–1911 гг.) и К. Пирсона (1857–1936 гг.), В. Госсета (1876–1937 гг.) более известного под псевдонимом Стьюдента, Р. Фишера (1890–1962 гг.) и др.

Прогрессу статистической методологии способствовали – труды российских статистиков – А.А. Чупрова (1874–1926 гг.), В.С. Немчинова (1894–1964 гг.), С.Г. Струмилина (1877–1974 гг.) и др.

Развитие статистической науки, расширение сферы практической статистической работы привели к изменению содержания самого понятия «статистика». В настоящее время данный термин употребляется в трех значениях:

1) под статистикой понимают отрасль практической деятельности, которая имеет своей целью сбор, обработку, анализ и публикацию массовых данных о самых различных явлениях общественной жизни (в этом смысле «статистика» выступает как синоним словосочетания «статистический учет»);

2) статистикой называют цифровой материал, служащий для характеристики какой-либо области общественных явлений или территориального распределения какого-то показателя;

3) статистикой называется отрасль знания, особая научная дисциплина и соответственно учебный предмет в высших и средних специальных учебных заведениях.

Как и всякая наука, статистика имеет свой предмет изучения статистика изучает количественную сторону массовых общественных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной, исследует количественное выражение закономерностей общественного развития в конкретных условиях места и времени.

Свой предмет статистика изучает при помощи определенных категорий, т.е. понятий, которые отражают наиболее общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения предметов и явлений объективного мира.

Основные понятия теории статистики

1. Статистическая совокупность – это множество единиц изучаемого явления, объединенных единой качественной основой, общей связью, но отличающихся друг от друга отдельными признаками. Таковы, например, совокупность домохозяйств, совокупность семей, совокупность предприятий, фирм, объединений и т.п.

Совокупность называется однородной, если один или несколько изучаемых существенных признаков ее объектов являются общими для всех единиц.

Совокупность, в которую входят явления разного типа, считается разнородной. Совокупность может быть однородна в одном отношении и разнородна в другом. В каждом отдельном случае однородность совокупности устанавливается путем проведения качественного анализа, выяснения содержания изучаемого общественного явления.

2. Признак – это качественная особенность единицы совокупности. По характеру отображения свойств единиц изучаемой совокупности признаки делятся на две основные группы:

признаки, имеющие непосредственное количественное выражение, например возраст, стаж работы, средний заработок и т.д. Они могут быть дискретными и непрерывными;

признаки, не имеющие непосредственного количественного выражения. В этом случае отдельные единицы совокупности различаются своим содержанием (например, профессии – характером труда: учитель, столяр, швея-мотористка и т.д.). Такие признаки обычно называют атрибутивными (в философии «атрибут» – неотъемлемое свойство предмета). В случае, когда имеются противоположные по значению варианты признака, говорят об альтернативном признаке (да, нет). Например, продукция может быть годной или бракованной (не годной); для представителей отдельных возрастных групп существует вероятность дожить или не дожить до следующей возрастной группы; каждое лицо может состоять в браке или нет и т.д.

Особенностью статистического исследования является то, что в нем изучаются только варьирующие признаки, т.е. признаки, принимающие различные значения (для атрибутивных, альтернативных признаков) или имеющие различные количественные уровни у отдельных единиц совокупности.

3. Статистический показатель – это количественная оценка свойства изучаемого явления. Статистические показатели можно подразделить на два основных вида: учетно-оценочные показатели (размеры, объемы, уровни изучаемого явления) и аналитические показатели (относительные и средние величины, показатели вариации и т.д.).

Свой предмет статистика изучает при помощи своего, специфического метода. Общей основой разработки и применения статистической методики является диалектический метод познания, согласно которому общественные явления и процессы рассматриваются в развитии, взаимной связи и причинной обусловленности. Метод статистики – это целая совокупность приемов, пользуясь которыми статистика исследует свой предмет. Она включает в себя три группы собственно методов: метод массовых наблюдений, метод группировок, метод обобщающих показателей.

Статистическое наблюдение заключается в сборе первичного статистического материала, в научно организованной регистрации всех существенных фактов, относящихся к рассматриваемому объекту. Это первый этап всякого статистического исследования.

Метод группировок дает возможность все собранные в результате массового статистического наблюдения факты подвергать систематизации и классификации. Это второй этап статистического исследования.

Метод обобщающих показателей позволяет характеризовать изучаемые явления и процессы при помощи статистических величин – абсолютных, относительных и средних. На этом этапе статистического исследования выявляются взаимосвязи и масштабы явлений, определяются закономерности их развития, даются прогнозные оценки.

В настоящее время термин «статистика» может употреблять­ся в нескольких значениях.

Во-первых, под статистикой понимается особый вид практи­ческой деятельности человека по сбору, обработке, накоплению и анализу цифровых данных, характеризующих происходящие в обществе социально-экономические явления и процессы и яв­ляющихся отправной точкой для принятия различных управлен­ческих решений.

Во-вторых, статистика может выступать как специальная от­расль научных знаний , которая занимается изучением приемов систематического наблюдения массовых явлений социальной жизни человека, составлением численных их описаний и научной обработкой этих описаний, разработкой методик, используемых в статистической практике, то есть изучает явления в обществен­ной жизни различных стран, территорий, групп людей и т. д. с их количественной стороны.

И, в-третьих , под статистикой понимают конкретные данные информативного характера , представляемые в отчетных доку­ментах предприятиями, организациями, отдельными индивидуу­мами, а также информация, публикуемая в специальных сборни­ках и прессе.

Статистика как наука представляет собой целостную систему научных дисциплин: теория статистики, экономическая статистика и ее отрасли, социально-демографическая статистика и ее отрасли.

Теория статистики является наукой о наиболее общих прин­ципах и методах статистического исследования социально-эконо­мических явлений. Она разрабатывает понятийный аппарат и сис­тему категорий статистической науки, рассматривает методы сбо­ра, сводки, обобщения и анализа статистических данных, т.е. об­щую методологию статистического исследования массовых обще­ственных процессов.

Таким образом, теория статистики - методологическая основа всех отраслевых статистик.

Экономическая статистика разрабатывает и ана­лизирует синтетические показатели, включая такие макроэкономи­ческие показатели, как валовое национальное богатство (ВНБ), ва­ловой национальный доход (ВНД), валовой внутренний продукт (ВВП), валовой национальный продукт (ВНП) и др., отражающие состояние национальной экономики; структуру, пропорции, взаи­мосвязь отраслей и элементов общественного воспроизводства; рас­сматривает особенности размещения производительных сил, состав и использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов; наконец, осуществляет построение и анализ общей макростатистической модели рыночной экономики в виде системы национальных счетов (СНС).

Отрасли экономической статистики - статистика промышленно­сти, сельского хозяйства, строительства, транспорта, связи, труда, природных ресурсов, охраны окружающей среды и т.д. - разрабаты­вают и изучают статистические показатели развития соответствую­щих отраслей.


Социально-демографическая статистика фор­мирует и анализирует систему показателей, комплексно характери­зующих различные стороны социальных условий и образа жизни на­селения; ее отрасли - статистика населения, политики, культуры, здравоохранения, науки, просвещения, права и т.д.

Задачей всех отраслевых статистик является разработка статис­тических показателей соответствующих отраслей.

Статистика развивается как единая наука, и развитие каждой отрасли содействует ее совершенствованию в целом.

Между наукой статистикой и практикой существует тесная взаимосвязь: статистика использует данные практики, обобщает и разрабатывает методы проведения статистических исследований. В свою очередь, в практической деятельности применяются теорети­ческие положения статистической науки для решения конкретных управленческих задач.

Знание статистики необходимо современному специалисту для принятия решений в условиях стохастики (когда анализируемые яв­ления подвержены влиянию случайностей), анализа элементов ры­ночной экономики, в сборе информации, в связи с увеличением хозяйственных единиц и их типов, аудите, финансовом менеджмен­те, прогнозировании.

Предметомстатистики выступают количественные характеристики различных социально-экономических явлений и процессов, закономерности их развития и связи между ними.

Не­обходимо эти аспекты воспринимать в единстве, поскольку в каждый отдельный момент времени социальные и экономические яв­ления имеют определенные размеры, уровни, между ними сущест­вуют конкретные количественные соотношения (например, изменение уровня заработной платы, численность населения страны на определенную дату) и взаимосвязи (так, на уровень товаро­оборота влияют уровень и структура доходов населения, в том числе и уровень заработной платы). Следовательно, предметом статистического изучения всегда могут выступать совокупности различных варьирующих явлений, которые обладают общими ка­чествами и включают всевозможные проявления исследуемой за­кономерности. Главная задача статистики заключается в выявле­нии этих закономерностей на основе анализа случайных событий.

Под закономерностью понимают повторяемость, последова­тельность и порядок изменений в рассматриваемых явлениях и процессах. Каждое единичное явление рассматривается стати­стикой как особый, частный случай изучаемой закономерности. Примером статистической закономерности могут служить многие демографические и экономические тенденции, такие как измене­ние уровня продолжительности жизни или рождаемости, рост или падение производства.

Закономерности, характерные для той или иной совокупно­сти, выявляются при массовом наблюдении благодаря действию закона больших чисел. Закон больших чисел - объективный за­кон, выражающий взаимодействие случайного и необходимого, при котором совместное проявление большого числа случайных факторов приводит к закономерному и однозначному итогу, практически не зависящему от случая.

Таким образом, в качестве определяющих характеристик ста­тистики можно выделить следующие.

1. Изучаются не отдельные факты, а массовые общественные процессы и явления на основе расчета различных статистических показателей (например, численность экономически активного населения, объем произведенной продукции, величина реальных доходов населения и т.д.).

2. Рассматриваются процессы и явления в динамике (к при­меру, изменение уровня жизни населения, уровня безработицы, темпы экономического роста и т. д.).

3. Статистическое исследование изучает количественную
сторону массовых общественных явлений и дает оценку явлени­ям, происходящим в обществе в конкретном месте и на опреде­ленный момент времени.

4. Характеризуется структура (внутренние стороны) общест­венных и массовых явлений.

5. Выявляются причинно-следственные связи между явле­ниями с помощью специальной методологии.

Для исследования социально-экономических явлений стати­стика использует собственную методологию, то есть систему приемов, способов и методов, направленных на изучение количе­ственных закономерностей, проявляющихся в структуре, дина­мике и взаимосвязях социально-экономических явлений. Использование конкретных методов обусловливается поставленными задачами и зависит от характера исходной информации. Статистические ме­тоды используются комплексно (системно).

Основные методы статистики:

а) диалектический метод познания заключается в том, что общественные явления и процессы рассматриваются в развитии,
взаимосвязи и причинной обусловленности. Диалектика является частью философии, данный метод применяется для познания ре­ального мира. В соответствии с ним статистика использует диа­лектические категории: количество и качество, необходимость и случайность, причинность и закономерность, единичное и массо­вое, индивидуальное и общее;

б) метод массового статистического наблюдения обеспечи­вает полноту, всеобщность и представительность полученной в результате исследования первичной информации об отдельных единицах изучаемого явления;

в) метод группировки и сводки материала позволяет выде­лять в изучаемой совокупности социально-экономические типы и обобщать данные статистического наблюдения;

г) табличный и графический методы используются при представлении результатов и итогов статистического исследова­ния явлений и объектов.



Поделиться: