Под маской аскета. § монахи-аскеты

- (греч. asketes, от askein упражняться). Отшельник; подвижник. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АСКЕТ 1) изнуряющий свою плоть воздержанием и самоистязаниями; 2) человек строгой жизни, приближающейся… … Словарь иностранных слов русского языка

аскет - а, м. ascète m., гр. asketes упражняющийся, подвижник. 1. Религиозный подвижник, отшельник, умерщвляющий свою плоть путем всевозможных лишений. СИС 1985. От самых апостольских времен избирали на архиерейство.. аскетов, безженно живущих. Чист.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

аскет - См … Словарь синонимов

АСКЕТ - АСКЕТ, аскета, муж. (от греч. asketes упражняющийся, борец). В древности христианский отшельник, проводивший свою жизнь в строгом воздержании; подвижник (церк. ист.). || перен. Человек в высшей степени воздержанный, ведущий замкнутый образ жизни… … Толковый словарь Ушакова

АСКЕТ - АСКЕТ, а, муж. Человек, к рый ведёт аскетическую жизнь. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

АСКЕТ - АСКЕТ, человек, отказывающий себе в удовольствиях, а иногда и в удовлетворении нормальных потребностей организма, для «духовного» самоочищения и, в частности, для вызывания экстатических состояний. Аскетизм был широко распространен в… … Большая медицинская энциклопедия

аскет - человек самой строгой, воздержной жизни, до изнурения себя Ср. Аскетическая жизнь. Ср. Мне прежде всего следует сделаться аскетом, человеком не от мира сего, и разобраться в своем душевном сундуке, чтобы устроить там хоть мало мальски порядок.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

аскет - (грч asketes) 1. испосник, искушеник, човек што се воздржува од сите уживања, 2. фиг човек што живее како аскет … Macedonian dictionary

аскет - АСКЕТ, а, м Перен. Человек, отказывающийся от жизненных благ, удовольствий или ограничивающий себя, ведущий аскетический образ жизни. Вам все эти красоты жизни, можно сказать, ничто, аскет, монах, отшельник! Для вас книга, перо за ухом, ученые… … Толковый словарь русских существительных

аскет - asketas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Labai santūrus, atsisakantis gyvenimo malonumų žmogus. kilmė gr. askēthēs – išmankštintas, įgudęs atitikmenys: angl. ascetic vok. Asket, m rus. аскет … Sporto terminų žodynas

Аскет - Аскетъ человѣкъ самой строгой, воздержной жизни до изнуренія себя. Ср. Аскетическая жизнь. Ср. Мнѣ прежде всего слѣдуетъ сдѣлаться аскетомъ, человѣкомъ не отъ міра сего, и разобраться въ своемъ душевномъ сундукѣ, чтобы устроить тамъ хоть мало… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Книги

  • Аскет желания , Судхир Какар. Загадочный мудрец Ватсьяяна (автор "Камасутры") рассказывает ученику о своей молодости. Юноша собрался создать жизнеописание Ватсьяяны и внимательно слушает истории о детстве мудреца,…

А скетизм - это инструмент саморазвития. Для правильного его использования важно понимать, как он работает, какие аскезы, как и когда практиковать, чтобы результат шёл во благо. Я начала соблюдать аскезы задолго до практики йоги, но не понимала, чем именно я пользуюсь, и что мне это даёт. Став преподавателем, и увидев аскетизм под новым для себя углом, я поняла, что , а никак не были инструментами развития. В данной статье я постараюсь разобраться в этом вопросе и обозначить важные моменты осознанной и ответственной работы с аскезами, ибо, как за любое действие в этой жизни за совершение аскез и наше отношение к ним, мы также несём ответственность.

Что такое аскеза?

Аскеза - это добровольное принятие дискомфорта (физического, психологического или любого другого), а также определённые усилия, которые мы к этому прикладываем. Важный акцент на слова «добровольное» и «принятие». То есть мы не страдаем и не рассчитываем на то, что это «зачтётся». Более того, мы спокойно и смиренно это принимаем.

Какими бывают аскезы?

Аскезы бывают разными. Йоги и буддисты выделяют 3 типа: аскезы Тела; аскезы Речи и аскезы Ума.

Аскезы Тела:

  • питание, способствующее духовному росту (саттвичное, неубойное, без интоксикаций),
  • умеренные физические нагрузки,
  • паломничества,
  • нахождения только в благостных местах,
  • чистота тела и одежды,
  • простота,
  • ненасилие (может быть аскезой речи и ума тоже), контроль страстей и пр.

Совершая аскезы для тела, важно помнить, что цель ни в коем случае не навредить телу и пострадать, а через аскезу научиться контролировать свои желания и чувства. Фанатизм и садо-мазохизм неуместны, более того, самоистязание не имеет с аскезой ничего общего. Здесь можно возразить и вспомнить массу примеров из жизнеописаний йогов, которые вытворяли со своими телами, с нашей точки зрения, именно садо-мазо. Я это объясняю разными уровнями духовного развития: что для нас аскеза, для них - естественное состояние, поэтому для действенного неудобства нужно что-то более изощрённое.

Аскезы Речи:

  • сатья (правдивость),
  • не критиковать,
  • не обсуждать,
  • не злословить,
  • не говорить плохо о ком-либо за спиной,
  • не перебивать,
  • не кричать,
  • не «насиловать» речью тех, кто не хочет слушать или не готов принять сказанное,
  • избегать споров,
  • не переубеждать никого ни в чём и не стремиться «перетянуть в свою веру, йога-кружок и т.д.».

Аскезы Ума:

  • контроль чувств и эмоций,
  • чтение Писаний и размышления,
  • джняна-йога,
  • самоанализ,
  • обуздание чувств,
  • усмирение гордыни,
  • покаяние (раскаяние),
  • почтительное отношение к людям,
  • проявление уважения и тому подобное.

Аскезы могут делиться на вынужденные и добровольные. Хотя, это не совсем верно. То, что можно назвать вынужденной аскезой - «отработка» кармы, и аскезой не является. Вынужденный дискомфорт и боль напоминают о неизбежности страданий в этом мире и необходимости работы над собой, добровольные помогают отработать или уменьшить долги будущего. Интересно, что не все добровольные пойдут на благо. Аскезы желательно совершать предписанные.

На мой взгляд, весьма показательной является история Гандхари - жены Дхритараштры из Махабхараты.

Образ царицы очень благочестив и скромен, как и предписано женщине, но страшная аскеза, на которую она себя обрекла, не была предписанной. Женщине надлежит спрашивать совета и разрешения у отца или мужа, ибо она находится под их защитой и пожинает плоды их деятельности. Гандхари из самых благих побуждений сострадания и желания понять слепого от рождения мужа обрекла себя на добровольную слепоту. Муж это воспринял как насмешку. Мудрецы также не одобрили сей поступок, ибо в писаниях он не упоминался и доселе не использовался, но, тем не менее, принимая во внимание благие мотивы, аскеза была разрешена Гуру династии, хотя и против воли мужа. Кармические связи трудны для понимания, так как нелинейны. Точно сказать, к чему привела данная аскеза, трудно. Но счастья в том воплощении у Гандхари не было - 100 сыновей родились с демоническими наклонностями, мужа не оставляла ни на мгновение и туманила его ум жажда власти, принося массу страданий его жене и подданным. А брат Шакуни считается главным зачинщиком боя на Курукшетре. Конечно, причиной не является одна лишь аскеза, но в непонятной до конца «многоходовке» всё играет роль.

В любом случае, аскеза - дело серьёзное и требует чёткого понимания цели и инструментария. Лучше пользоваться предписанными, по крайней мере, до тех пор, пока уровень личной практики и духовного роста не позволит видеть вещи глубже и сопоставлять действие с последствием.

Как и любой поступок, аскеза может совершаться в разных гунах - в страсти (раджас), невежестве (тамас) или благости (саттва). Зависит это, в первую очередь, от цели аскезы. Аскезы с целью духовного развития - это , с целью получения для себя материальных благ - в страсти, и аскезы с целью получения энергии для проклятия других - это уже невежество. Нужно различать аскезы для своего блага и на благо других. Это совершенно разные категории, однако, последовательность выполнения должна быть такой - сначала очищаем внутренним огнём себя, затем работаем на благо других.

Какие плоды от аскез мы можем получить?

  1. Сжигание кармы («Совершившие великий грех и остальные, совершающие недостойные дела, освобождаются от греха хорошо исполненным аскетическим подвигом» Ману-смрити, XI 240).
  2. Накопление тонкой энергии шакти (или тапаса) переработкой грубой энергии накопленных заслуг, что увеличивает жизненную энергию и повышает наш потенциал.
  3. Получение материальных или духовных благ - удачное замужество, благословение богов, деньги, сиддхи, могущество, власть, уважение и многое другое.

В соответствии с законом кармы, все события в мире сбалансированы между тем, что мы получаем и тем, что отдаём простым механизмом. Механизм этот известен как 3-ий закон Ньютона: «Действию всегда есть равное и противоположное противодействие, иначе, взаимодействия двух тел друг на друга равны и направлены в противоположные стороны». И если мы переживаем аскезы, то, согласно механизму кармы, это страдание должно быть компенсировано неким количеством «счастья», чаще всего исполнением желаний (выздороветь, выйти замуж, получить много денег и т.д.). «Вознаграждение» во многом зависит от уровня развития аскета.

Цель аскезы.

Цель должна быть чёткой и ясной. Иначе легко попасться на удочку Эго, и совершать аскезы ради самих аскез. При этом взращивая чувство собственного Я, параллельно «просвещая» всех и вся вокруг, и наблюдая за взлетом чувства важности, как собственной, так и совершаемых действий, привязываясь к результату и ещё крепче сжимая руки кармы на своей шее.

Видеть и понимать цель очень важно. Нам неизвестно, почему йоги Индии подолгу морят себя голодом, холодом и Бог знает ещё чем. Это другой уровень. И нет смысла практиковать такие вещи во имя Эго. Например, мы решаем совершить аскезу и 10 дней не мыться. Это серьёзная аскеза. Но какова цель? Ведёт ли это к повышению уровня сознания и духовному росту? В качестве примера приведу такую притчу:

Умер человек и попал на Божий суд и спрашивает Бога:
- Господи, что с долей моей? Я заслужил царствие небесное? Я ведь страдал! - с достоинством заявил человек.
- А с каких это пор, - удивился Бог, - страдания стали считаться заслугой?
- Я носил власяницу и вервие, - упрямо нахмурился человек. - Вкушал отруби и сухой горох, не пил ничего, кроме воды, не притрагивался к женщинам. Я изнурял своё тело постом и молитвами...
- Ну и что? - заметил Бог. - Я понимаю, что ты страдал - но за что именно ты страдал?
- Во славу твою, - не раздумывая, ответил человек.
- Хорошенькая же у меня получается слава! - усмехнулся грустно Господь. - Я, значит, морю людей голодом, заставляю носить всякую рвань и лишаю радостей любви?
Повисло молчание... Бог всё так же задумчиво взирал на человека.
- Так что с моей долей? - напомнил о себе человек.
- Страдал, говоришь, - тихо произнёс Бог. - Как тебе объяснить, чтобы понял... Вот, например, плотник, что был перед тобой. Он всю жизнь строил дома для людей, в жару и холод, и голодал порой, и часто попадал себе по пальцам, через это и страдал. Но он всё-таки строил дома. И потом получал свою честно заработанную плату. А ты, получается, всю жизнь только и делал, что долбил себе молотком по пальцам.
Бог на мгновение замолчал...
- А где же дом? Дом где, Я спрашиваю?!

Как совершать аскезы?

Кришна в Бхагавад-Гите говорит: «Что бы ты ни делал, что бы ты ни ел, что бы ни приносил в жертву или в дар, какой бы подвиг ты ни совершал, о Каунтея, - всё это совершай как приношение Мне!» (БГ 9.27). «Знай, что свершающие не предписанные святыми Писаниями жестокие аскетические подвиги ради самолюбования и с гордостью, в то же время одолеваемые половой страстью, привязанностями и насильственностью, неразумные, терзающие элементы, из которых состоят их тела, а также Меня, находящегося внутри их тел, - знай, что их решения демонические!» (БГ 17.5-6).

Самая главная опасность, подстерегающая любого аскета, состоит в том, что, получая шакти (тапас) посредством аскез, гордыня начинает «зашкаливать». Благодаря аскезам уважение к практику в социуме автоматически повышается, и Эго радостно потирает ручки. Без веры и без Бога внутри, аскезы превращаются в палача. Все результаты следует предлагать Богу и делать на благо всех живых существ (даже совершая аскезы для своего собственного очищения и духовного роста, необходимо понимать, что в долгосрочной перспективе это должно принести благо всем).

Поэтому важно не обсуждать аскезу с другими, не хвастаться, не выставлять напоказ, а лучше не говорить вообще про неё ни с кем, кроме как с Учителем (Наставником), если таковой имеется. На этот счёт есть замечательная притча:

Во времена Будды Шакьямуни жил один богатый царь, вознамерившийся поднести Будде и сотням сопровождающих его монахов несметные дары. Он пригласил их всех на особый праздник, который проходил в его саду. Много недель подряд царь подносил всем собравшимся бесчисленные дары в виде вкуснейшей еды, одежды и денег. По традиции того времени после совершения благого действия выполнялось посвящение заслуг, так что человек получал награду за свои дела. Когда грандиозное торжество подходило к концу, царь попросил о посвящении заслуг последних нескольких недель. Будда согласился выполнить его просьбу, но прежде чем сделать это, задал очень необычный вопрос: «Должен ли я за все твои материальные подношения и подарки совершить посвящение в твою пользу или в пользу того человека, который в действительности накопил наибольшую заслугу?».

Царь был сбит с толку. Он думал, что самая большая заслуга принадлежит ему, ведь это он организовал праздник и был столь щедр со всеми, однако ответил: «Разумеется, ты должен посвятить заслугу тому, кто её заслужил».

Тогда Будда посвятил заслугу старухе-нищенке, сидевшей у ворот сада. Собравшиеся были потрясены. Спутник Будды Ананда спросил его: «Почему ты посвятил заслугу от этого праздника нищенке, которая совершенно ничего не сделала, а не царю, который всё это оплатил?» Будда ответил: «Деньги потратил царь, а у нищенки нет и рупии, но она радовалась, что совершаются такие обильные подношения. Поскольку сама она ничего не давала, она не испытывала гордости. Царь был щедр, но самодоволен, восхищаясь собственными благими поступками. Заслуга старухи оказалась больше заслуги царя благодаря тому, что она была искренней и скромной».

Собираясь соблюдать аскезу, необходимо заранее спланировать продолжительность аскезы и следовать плану. Если появляется соблазн соблюдать дольше - вероятно, Эго укрепилось; если же наоборот появилось желание быстрее покончить с ней это показатель того, что сила воли слабая или внешние силы мешают. Фанатичность, равно как и потакание слабостям, показатель неблагой аскезы. Предписанные аскезы имеют определённое время входа-выхода согласно писаниям. Например, жительницы Индии соблюдают пост на Навратри - 9 дней и 9 ночей ограничений. И эти дни определены весенним и осенним равноденствием (существует летнее и зимнее Навратри, но их меньше празднуют). Также на постящегося может оказывать влияние планета, соответствующая конкретному дню недели во время соблюдения поста и других аскез. Например, экадаши выпадают на 11-ые лунные сутки, и время выхода чётко обозначено. Православные посты тоже имеют временные рамки и другие условия. То есть временной фактор важен как с точки зрения продолжительности, так и начала-окончания аскезы. Для себя я поняла, что хорошо бы следовать уже существующим предписаниям и не изобретать велосипед.

«Пост как приносит пользу тем, которые разумно к нему приступают, так и вредит неразумно его начинающим. Посему заботящиеся о пользе поста, должны беречься вреда его, то есть тщеславия». (Преподобный Марк Подвижник)

«Правила» выполнения аскез, которые я вывела для себя:

Во-первых, постоянство (признак саттвы). Как и любой другой аспект садханы, аскеза должна быть постоянной, если не предусмотрен конкретный период её выполнения.

Во-вторых, предложение результатов аскез Богу, и изначально делать это для Бога, другими словами, не привязываться к плодам. Стоит быть благодарными просто за возможность совершить аскезу, служить людям и двигаться на пути самосовершенствования.

В завершение хотелось бы сказать. Лучшая аскеза - следовать своей дхарме и налаживать отношения с Богом, каждое действие совершать беЗкорыстно и подносить плоды Всевышнему. Тогда кармические узелки будут постепенно уменьшаться, и жизнь будет проходить в благих аскезах. Вот что говорится в Ману-смрити про дхарму «Аскетизм для брахмана - приобретение священного знания, аскетизм для кшатрия - охрана народа, аскетизм для вайшу - хозяйственная деятельность, аскетизм для шудры - служение» (XI 236).

Пусть все живые существа будут счастливы!

МОНАХИ-АСКЕТЫ

Особый и высший слой в среде джайнов - монахи-аскеты, полностью порывающие с нормальной жизнью и тем становящиеся над остальными, превращающиеся в почти недосягаемый эталон, образец для подражания. Формально в монахи мог идти любой джайн, но шли все же весьма немногие, ибо далеко не всякий мог выдержать полную лишений жизнь бездомного аскета. Особенно это касалось женщин. Число монахинь, которыми становились чаще всего вдовы, было всегда незначительным. Каков же образ жизни джайнских монахов?

Вначале кандидат в монахи-аскеты три года должен пробыть послушником, выполняя принятые на себя различные обеты и во всем слушаясь своего наставника-гуру. На этом этапе он имеет право отказаться от своего намерения и возвратиться к мирской жизни. Затем наступает следующий этап - углубленного изучения доктрины, джайнских текстов, в первую очередь Кальпасутры, в которой описывается праведная жизнь 24 тиртханкаров и излагаются основы поведения аскетов. После завершения этого этапа и прохождения специального обряда посвящения, принятия на себя новых и весьма строгих обетов послушник считается окончательно принятым в ряды монахов-джайнов. Обратного пути уже нет.

Аскеты-джайны всегда вели жизнь странников - без дома, без имущества, без права пребывания на одном месте более 3-4 недель, кроме сезона дождей. Аскет мало спит, с четырех часов он на ногах. Он всегда внимательно следит за тем, чтобы не раздавить невзначай какое-нибудь мелкое животное. Аскет ограничен в еде - он ест понемногу не более двух раз в сутки. Долгие часы и дни аскет проводит в благочестивых размышлениях, в сосредоточении и созерцании, стремясь тем самым приблизиться к познанию истины и в награду за это начать избавляться от кармы. Ступеней познания и приближения к спасению, мокше, у монахов-аскетов разных сект насчитывается от 16 до 53, включая смерть. Аскет живет милостыней, причем собирать ее он должен ежедневно, оставлять еду на завтрашний день запрещается. Поощряются время от времени посты, подчас достаточно длительные. Одной из крайних форм аскезы, тапаса, у джайн-ских монахов считается отказ от пищи, голодная смерть. Формы тапаса у джайнов - наиболее изощренные. К их числу относятся абсолютное молчание на протяжении долгих лет, пребывание на холоде или на солнце, многолетнее нахождение на ногах (тапасья привязывает себя к ветвям дерева и стоит, не садясь и не ложась, чуть ли не годами).

Но даже на этом достаточно красноречивом общем фоне изощренного тапаса в среде джайнских монахов выделяется особая группа аскетов-дигамбаров. Именно в их среде рвение и аскеза доводились до крайних пределов, а следование заветам Джины по возможности абсолютизировалось. В отличие от шветамбаров дигамбары не признавали женщин-монахинь - и в этом был свой резон, ибо та степень аскезы-тапаса, которой предавались дигамбары, женщинам была просто не под силу. У дигам-баров три степени аскезы, и только тот, кто достигает высшей, третьей степени, получает право ходить абсолютно нагим и тем самым почитаться почти святым. Такой аскет обычно питается лишь через день; его ученики часто выдирают ему волосы с корнем по волоску. Аскеты столь высокого класса не просят милостыню - они ждут, пока ее с трепетом дадут сами миряне.

Аскеты-дигамбары демонстративно отказываются от всего (поэтому они и ходят нагими) - ничто не должно связывать их с миром материального, кроме разве что минимального количества еды и питья. Именно дигамбары наиболее последовательно соблюдают принцип ахимсы: даже передвигаясь, они подметают опахалом землю перед собой, дабы не задавить невзначай мелких насекомых. Впрочем, метлу имеют при себе и аскеты-шветамбары, которые нередко носят также и кусок материи у рта, чтобы в рот не влетела мошка.

Следует заметить, что как шветамбары, так и дигамбары имели своих приверженцев среди джайнов-мирян и всегда опирались на их поддержку. Не будучи, как уже упоминалось, враждебными друг другу сектами, оба направления мирно уживались и пользовались взаимным признанием и уважением. Водораздел проходил скорее по другой линии: если миряне, и, прежде всего, их духовные вожди-жрецы, были своего рода теоретиками джайнской доктрины, то аскеты были ее практиками. Что же касается ее содержания, то оно было всегда достаточно большим и разнообразным, включая трактаты философского содержания, труды по этике, математике, логике и т. п. Но, пожалуй, центральное место в джайнской литературе занимали проблемы космографии и мифологии.

КОСМОГРАФИЯ И МИФОЛОГИЯ ДЖАЙНИЗМА

По представлениям джайнов, Вселенная состоит из мира и не-мира. Не-мир - это пустое пространство, акаша, недоступное для проникновения и восприятия и отдаленное от мира тройным слоем густой воды и ветра. Мир делится на нижний, средний и верхний. Нижний - нечто вроде преисподней - состоит из семи слоев, наивысший из которых населен божествами, а остальные шесть - грешниками ада, живущими среди гнили и нечистот, страдающими от мучений и пыток. Верхний мир подразделен на 10-11 слоев и 62-63 небесных уровня, на каждом из которых размещено множество дворцов-виманов, где обитают боги и освободившиеся от кармы джайны-сиддхи. Что же касается среднего мира, то это не столько реальная наша земля, сколько серия причудливым образом расположенных океанов, хипелагов и континентов, горных цепей, рощ и прудов со скальными дворцами, райскими кущами, алмазными стенами, хрустальными горами и волшебными деревьями. И хотя где-то здесь обитают и обычные люди со своими повседневными делами, трудно уйти от впечатления, что им в джайнской космографии практически нет места.

Другое дело - боги и демоны. Им несть числа, причем почти все они заняты делом. Кроме тех, кто обитает в среднем мире вместе с людьми (божества гор, рек, мест и т. п.), выделяются четыре класса божественных персон. К низшему из них относятся обитатели верхнего слоя преисподней, бхаванавасины, подразделяющиеся на десять категорий и, по меньшей мере, частично выполняющие функции демонов. Ко второму - божества ванамантара, живущие частично в том же верхнем слое нижнего мира, частично в рощах и на островах мира среднего. Это тоже полубожества-полудемоны. Третий класс - божества светил джйотиша. Светил, включая солнца и луны, великое множество - свои есть у каждого континента. Наконец, четвертый, высший класс божеств - вайманика, живущие в небесных дворцах-виманах. Выше всех божеств - освободившиеся джайны-сиддхи и тиртханкары, обитающие на самом верху верхнего мира небес.

На всю эту крайне усложненную космографию джайнская мифология накладывает свое представление о времени как о системе бесконечно сменяющих друг друга гигантских циклов (графически изображаемых в виде колеса с 12 спицами). В каждом из них 6 периодов нисходящего развития сменяются шестью периодами восходящего: от беззаботности золотого века через упадок и страдание к деградации и кризису, а затем все в обратном порядке. В каждом полуцикле свои 24 тиртханкара, свой Махавира Джина, на 21 тыс. лет после смерти которого (пятый период нисходящего развития) приходятся как расцвет джайнизма, так и его деградация и гибель - вместе с деградацией и гибелью всего остального (шестой период - это уже раскалившаяся земля, свирепые ураганы и жалкое прозябание уцелевших людей). Первый из 24 тиртханкаров выступает также в функции культурного героя (Ришабхадатта), а сын Ришабхадатты - первый из 12 идеальных мировых правителей-чакравартинов.

Если принять во внимание, что вся изложенная выше космо-мифологическая картина являет собой лишь крайне упрощенный вариант истинной картины мира, которая веками вырабатывалась и запечатлевалась в томах джайнского канона, то станет вполне очевидным, сколь нелегко было постигнуть все тонкости теории. Впрочем, этого и не требовалось. Главное в джайнизме всегда сводилось именно к практике, олицетворенной подвигами аскезы. Высшей формой аскетизма считалась голодная смерть, к которой многие из аскетов - а подчас и джайны-миряне - прибегали на склоне жизни и которая считалась, видимо, мистическим символом достижения конечной цели.

ДЖАЙНИЗМ В ИСТОРИИ ИНДИИ

Хотя джайнизм как религия в принципе был открытой доктриной, формально доступной для любого, кто пожелал бы к ней присоединиться, широкой популярности и множества сторонников это учение так и не приобрело. Видимо, этому не следует удивляться - весь строго пуританский стиль жизни, жесткие ограничения и крайности аскезы не могли не отпугивать простых индийцев, для которых уже на рубеже нашей эры, т. е. вскоре после оформления джайнизма как доктрины и начала распространения по Индии джайнских общин, возникла гораздо более приемлемая религиозная система - индуизм.

В индуистской Индии джайны на протяжении многих веков существовали в качестве этноконфессионального меньшинства. Правда, это меньшинство не было враждебно большинству. Напротив, оно, как упоминалось, сохраняло определенные связи с индуистами, чему способствовал факт сохранения каст и родственных контактов между джайнами и индуистами. Но эти связи не привели и к противоположному результату, т. е. к растворению джайнского меньшинства в океане индуизма. Строго организованная, внутренне дисциплинированная джайнская община сохранила свой стиль жизни и дожила до наших дней. Более того, несмотря на свою немногочисленность, джайны сыграли заметную роль в истории и культуре Индии. Богатые джайнские храмы и поныне привлекают своей красотой, стройностью архитектуры, отделкой и убранством. Усилиями джайнов в средневековой Индии развивались наука, искусство и литература. Этика и благотворительность джайнов тоже не могли не быть замеченными, тем более, что и то, и другое отлично вписывалось в индуистскую систему социальных, моральных и духовных ценностей. И, наконец, аскетизм джайнских монахов не остался без внимания привыкших, но не устававших восхищаться подвигами аскезы индуистов.

Словом, джайнизм со временем стал как бы частью индуистской Индии. Хотя джайны отличались от индуистов, но это отличие не было принципиальным. Между джайнами и ревностными религиозными индуистами было даже много общего, чего не могли не сознавать обе стороны. На это обстоятельство стоит обратить особое внимание, ибо совершенно иная судьба выпала на долю другой оппозиционной религиозной системы, возникшей параллельно с джайнизмом в.качестве идейного противовеса брахманизму и первоначально в социальном и доктринальном плане бывшей очень близкой джайнизму. Речь идет о великой религии - о буддизме.

Буддизм как религиозная система несравненно значительнее джайнизма, и о нем будет идти речь в нескольких из последующих глав книги. Применительно же к древней Индии обе доктрины стояли рядом и многое в них было сходным - будь то условия и обстоятельства появления обеих доктрин, биографии их основателей, этическая направленность, культ монашества, отказ от авторитета вед и брахманов и т. п. Но если многое сближало джайнизм и буддизм в качестве неортодоксальных религий древней Индии, то немало важного и разделяло их. Буддизм был далек от культа аскезы и строгой организационной структуры, свойственной джайнским общинам и способствовавшей их сохранению в окружении индуизма. Являясь едва ли не наиболее терпимой и организационно рыхлой из всех сколько-нибудь заметных религиозных систем, буддизм имел и другую судьбу: в отличие от джайнизма он был со временем не просто оттеснен индуизмом, но фактически вытеснен им за пределы Индии, где он и обрел вторую родину в ряде стран Юго-Восточной и Центральной Азии, Дальнего Востока. И что характерно: это вытеснение произошло постепенно и мирно, не только не породив религиозных конфликтов, но даже практически оказавшись незамеченным, во всяком случае в самой Индии, на родине буддизма.

Ключевые слова этой страницы: , .

БРАНЬ АСКЕТА

Олег Бородкин

Date: 28-10-2003

БРАНЬ АСКЕТА

ДЕЛО ЖИЗНИ

я тесноту воспел.

воспел зубные пломбы.

воспел жужжанье ос.

воспел собак рычанье.

воспел свою мигрень.

воспел своё величье.

и женское затем

воспел нагое тело.

сопение воспел живого водолаза.

воспел бокал вина

в руке интеллигента.

воспел большой стоп-кран

купейного вагона:

мол, в случае чего

мы вырвем эту штуку.

воспел французов и

воспел дегенератов.

воспел свеченье в море

микроорганизмов.

воспел шуршанье

денежных и прочих знаков.

биение сердец

в грудных воспел я клетках.

я Африку воспел,

Китай и Антарктиду,

строительство домов

кирпичных и публичных.

Титаника воспел

гудок я прединфарктный

и борщ из топора,

и троцкость альпенштока.

воспел звезду на дне

солёнейшего моря.

и свастику воспел

на заднице фашиста.

воспел консервный нож

в кармане некрофила,

а также пива вкус

и вкус варёных раков.

воспел я всё, что здесь

блестит, ползёт и дышит,

летает и свистит,

поёт и убивает.

и чтоб не заржаветь

и пылью не покрыться,

я по второму разу

это воспеваю.

ТРИДЦАТЬ КУБИКОВ САХАРА

знают: я люблю сладкое,- эти люди.

лает, а камень схватишь - и нет собаки.

в женщине тоже важно - большие груди.

впрочем, порою стыдно быть человеком.

хуже лишь закалённым быть атеистом.

мы всей культурой обязаны древним грекам,

древним римлянам, Ленину и фашистам.

тридцать кубиков сахара в бензобаке.

фильтр карбюратора липкой забит дрянью.

где-то зреют подсолнухи, зреют маки.

дело кончится стопом и грязной бранью.

после очистки едем уж без истерик.

тридцать кубиков сахара на асфальте.

нам не указ любая из двух Америк.

жарите рыбу? что ж, продолжайте, жарьте.

сложные мысли делают мир циничней.

путь извращенца банальным чреват крахом.

мне-то всегда были ближе и симпатичней

вещи простые: такие, как соль и сахар.

сахар и соль, свет и тень, чай и водка,

деньги и совесть… один просит

чистой удачи. другой же бросает кротко

слово: авось, пронесёт… иногда проносит.

СЕКРЕТ ЛИ БО

Ли Бо, похоже, нынче вовсе спился

и в мыслях у него одно вино.

ему и снятся рюмки да бутылки.

он вкус воды забыл уже давно.

а что в стихах творится! -

пьяной ночью

плывёт по небу пьяная луна.

и катится слеза по жёлтой коже

лица. и снова хочется вина.

идёт война на варварской границе…

с мерзавцами Ли Бо вступает в спор…

всегда нетрезв,

не пить не может гений.

я всё ему прощаю до сих пор.

проснётся он и тонкий иероглиф

слегка дрожащей выведет рукой.

чудесные плоды порой приносит

борьба большого мастера с тоской.

ЛЕТНЯЯ БЕССОННИЦА

Андрею Ф.

бессонница противными когтями

опять впилась в уставший мыслить мозг.

и гения порой секут плетями,

и с гения порой слетает лоск.

и гению в тарелку лезут жабы,

пиявки, тараканы и жуки.

его терзают чокнутые бабы,

и жизни учат злые старики.

часами ты не спишь в своей постели.

и если уж под утро ты заснёшь,

тебе приснится поезд, рвущий к цели,

туда, где правдой делается ложь.

и рельсов больше нету, и насильник,

что управляет всем, прибавит ход.

и паровоз гудит не как будильник,

а как задевший айсберг пароход.

очнёшься. смотришь: рядом есть уроды,

что пляшут и на собственных костях.

и думаешь: на кой нам чёрт свобода,

когда мы в ней как окуни в сетях?!

РЕФЛЕКСЫ

рождённый ползать

летать желает.

мурлычет кошка,

собака лает.

в фольгу завёрнут

кусочек секса.

в мозгах - ни мысли,

одни рефлексы.

есть только мясо,

есть только тело.

душа как будто

бы отлетела.

хотя неправда,

душа-то бродит.

а если с телом

и происходят

метаморфозы,

то это - старость.

к тебе коварно

она подкралась.

ну, выпей водки,

кефиру, чаю…

грехи любые

себе прощают.

уж где засунул,

так там и вынешь…

аппендикс в чреве,

кремлёвский идиш

и шерсть на ж... -

лишь атавизмы.

долой уродов,

позор буддизму!

привет буддизму,

позор уродам!

в тюряге место

слепым народам.

нас презирают,

нас ненавидят.

я улыбаюсь.

Господь всё видит.

летать рождённый

желает ползать.

он, видно, принял

двойную дозу.

мы не уроды

и не красавцы.

мы не святые

и не мерзавцы.

и нам непросто

определиться,

когда браниться,

когда молиться.

ЛИРИЧЕСКИЙ ОПЫТ

ненужное вычеркнуть. вычеркнуть всё.

знакомую плоть, искривлённые тени,

весеннюю лужу в арбатском дворе,

ущерб от случившихся вдруг сновидений.

ненужное вычеркнуть. вырвать. сломать.

продать за гроши перекупщику дряни.

иначе оно прорастёт сквозь асфальт,

замучит ночными звонками от пьяни.

червяк, извиваясь, висит на крючке.

приманка, добыча… хорошие ноги.

и губы впиваются в губы… зачем

ты должен мораль поместить в эпилоге?

ненужное выронить, выплюнуть, смыть

как грязь или кровушку с кафельной плитки.

не верю, что можно судьбу изменить,

однако свои не оставил попытки.

ненужного много, а нужного нет.

ты врёшь, но порою готов проболтаться.

ненужное вырезать, сглазить, избить,

убить и потом продолжать измываться.

кромсать на куски мертвечину, топтать,

калечить, как бездарь уродует песню.

ну, в общем, жестоко и больно любить,

пока это мёртвое вновь не воскреснет.

АЗИЯ ВНУТРИ

какие-то монголы по Арбату

туда-сюда гуляют не спеша.

им, видно, это нравится, монголам,

собою Третий Рим заполонить.

пока аборигены пребывают

в прострации, ждут осени, молчат,

довольно многочисленное племя

туристов мягко бродит по Москве.

сейчас туристов, в будущем - хозяев…

проснёшься утром, глянешь в зеркала

и от зеркал со стоном отшатнёшься:

там плоский нос и узкие глаза.

и ничего славянского, святого.

ты - монголоид. Азия внутри

и Азия снаружи. и рука,

привыкшая креститься, вдруг замрёт.

и в голове задвигаются мантры.

почешешь пальцем жёлтое лицо,

по-тарабарски выбранишься матом

и снова ляжешь в мятую постель:

авось тебе приснится добрый сон.

БРАНЬ АСКЕТА

а лето переходит в бабье лето.

а бабье лето плавно перейдёт

в разнузданную осень, в брань аскета,

в жуть, что у нас полжизни украдёт.

до судорог кого-то зацелуют.

и кто-то, выпив стопку, будет пьян.

и нищего собратья обворуют.

и мёртвый вождь закурит свой кальян.

под окнами русалки захохочут.

по-пушкински окрасятся леса.

и скажет старый пень, что снова хочет

упасть лицом в чужие телеса.

мне станет слишком скучно, слишком пусто.

начну очередных я ждать утрат.

мне опротивет всякое искусство.

я осени уже не буду рад.

прохожие вдруг сделаются слепы.

слепых, немых, глухих здесь легион…

и я сбегу из этого вертепа,

как из Москвы бежал Наполеон.

ТРУДНОЕ ВРЕМЯ

трудное время зима:

хочется тёщу убить.

даму большого ума

хочется стулом лупить.

я потому что садист,

гад и проклятая тварь.

совестью крепко нечист.

тёща кричит: ну, ударь!

я зазвездил ей по лбу

так, что зашибся кулак.

тёща включилась в борьбу:

мол, душегубец, дурак.

вот и колбасимся мы.

ей откушу завтра нос.

нас доведёт до тюрьмы

пошлый квартирный вопрос.

жрёт же она как Дюма.

глянешь и тянет запить.

трудное время зима:

хочется тёщу убить.

арктический воздух, вторгаясь в родные пределы,

морозит двуногих животных и портит машины.

в России хватает и снега, и страшного дела.

и воткнуты в небо нордических елей вершины.

здесь души порой тяготятся инстинктами плоти.

но вымерзнет похоть, и оргию сменит аскеза.

смешенье креплёных напитков предшествует рвоте.

хрупка на морозе пластмасса, и жгётся железо.

есть Север, который для многих как смерть неизбежен.

есть страны, которым милее судьба Атлантиды.

ко льду бледным лбом прикоснёшься, и звон этот нежен.

а если разлепишь глаза, открываются виды.

пусть воет под окнами нашими белая сука.

пусть язвы земные стремительный снег укрывает.

у каждого - личная ересь и личная мука.

арктический воздух пусть лёгкие нам разрывает.

УТОПЛЕННИК

утопленник глядит из-подо льда

и ничего не видит - лёд заснежен.

зима. в мозгах одна белиберда.

зато вкус рыбы делается нежен.

о камень точит ногти на руке.

шум города не слишком донимает.

утопленник живёт в Москве-реке,

но тайно о реке-Неве мечтает.

в России много рек, озёр, болот,

готовых обернуться Светлояром…

достаточно открыть разбухший рот,

и окунь лезет в рот буквально даром.

и в гости царь природы водолаз

к утопленнику изредка заглянет.

и сальный анекдот в который раз

рассказывать, посмеиваясь, станет…

зима. скупают водку рыбаки.

на снегоходах долбится элита.

и ангелы сморкаются в платки.

и бесы трут замёрзшие копыта.

была бы койка, чтоб бросить тело.

хочу, чтоб тёща разбогатела.

была бы рюмка, чтоб выпить водки.

была бы воля напялить шмотки.

была б структура, чтоб развалиться.

была б столица, чтоб веселиться.

была бы милость к пропащим людям.

была бы попа, и были б груди.

но нету денежного прироста.

и мозг болвана устроен просто.

попала в морду головка мака.

забил, зажарил и съел собаку.

и ухмыльнулся, когда проснулся,

и как-то хищно вдруг облизнулся.

была бы совесть, чтоб было стыдно.

краснеют уши, а глаз не видно.

была б Россия, чтоб тут родиться

и чтоб по жизни нам тут влачиться,

и чтобы в нужные сдохнуть сроки,

и отрешиться от всей мороки.

была бы дырка, была бы палка.

была б ворона, была бы галка.

была бы песня про всё такое,

игра в чудовищ, борьба с тоскою

и пуля, что пролетает мимо.

и красота, что неистребима.

СКОРО ЗИМА

это… скоро зима. скоро выпадет снег.

прояснится в мозгах у духовных калек.

заработает мысль, где бы денег украсть.

хоть немного срубить и при том не попасть.

даже голод в морозы особенно лют.

денег, денег давай! - жёны песню поют.

водка, мясо, любовь, пиво, хлеб и вино,

шмотки, чтиво, бензин, дурь и порнокино…

вся Россия того… или, к счастью, не вся…

водка, титьки, бензин… океаны вранья…

огороды костей, парники черепов.

прохудился "кондом"… кошка ловит клопов…

и бездомные псы ночью сильно орут

их отлов прекращён: сами вымрут? не мрут.

скоро, скоро зима мир почистит вокруг.

курит, но бросил пить мой спивавшийся друг.

я трудился с весны и кряхчу до сих пор.

строю что-то. сломал вот уж третий топор.

строю что-то… зимой, может быть, отдохну.

к середине зимы простужусь и чихну.

так, чего-то хотел. лучше не вспоминать…

лучше матом шипеть, чем безвольно стонать…

мой не спившийся друг скажет жёстко и зло:

разучился писать. просто гонишь фуфло.

я цинично кивну головою в ответ.

бесполезен любой бесполезный совет.

нам спасаться зачем? от чего? почему?

ничего не спасти. неподвластно уму.

сам я эту беду чем-нибудь да залью.

до свидания. чао. гудбай и адью…

проштудировал жизнь, как талмуд - иудей.

ведь не бисер же свиньям… пишу для людей.

Двое симпатизируют друг другу, но пока не знают, куда их заведет эта симпатия. Кто думает, что мы, женщины, окажемся в его постели только потому, что западем на неотразимую мужскую красоту? Мы, женщины, так не думаем. Не бицепсом единым красен мужчина. Будет ли пуста сегодня его кровать? Это зависит от его способов охоты. Что он сделает для того, чтобы придать отношениям нужное направление, каким путем доберется до цели?

Я хочу рассказать о мужчинах. О тех, кого встретила в своей жизни. О тех, чьи брачные игры наблюдала со стороны. Вы не найдете здесь ничего о явных или скрытых вариантах купли-продажи: материальные стимулы отношений я намеренно оставляю за бортом своего дилетантского исследования. Даже и не исследования вовсе, а так - мыслей по поводу. Меня интересуют слова и жесты и, как бы это сказать, общая идеология, тем более интересная, что не всегда осознанная самим соблазнителем.

Любовник

Любовник силен своими эмоциями. Если ему кажется, что он в вас влюблен, он не спрячет это вновь открытое чувство внутри своего бездонного сердца. Напротив, он сделает все, чтобы вы об этом узнали, и сделает это так искренне, что вам не устоять (напоминаю, речь идет о случаях, когда присутствует изначальная взаимная симпатия). И как только вы узнали, приготовьтесь к празднику. Теперь, где бы вы ни встретились (а по свойствам межличностного магнетизма вы теперь случайно встречаетесь в самых неожиданных местах), вы натыкаетесь на горящие глаза и неподдельный интерес к собственной личности. Его арсенал - взгляды, улыбки, прикосновения и, главное, интонации. Он умеет сказать не "что", а "как". У него поразительное внимание к деталям и редкий дар превращать всякую ерунду, пустяки и мелочи в знаковые вещи. "С ума сойти: я только подумал о ложечке для чая, а ты мне ее уже подаешь" - это говорится с такой искренней благодарностью, что чувствуешь умиление. "Как это ты говоришь "булошная" по-старомосковски, как это мило". Он умеет сделать так, чтобы было тепло, ты таешь и…

Возможные трудности: как это принято, слабые места его стратегии - продолжение сильных. Его эмоциональность столь мощна, что накрывает жертву с головой. На первых порах это нравится, но потом начинаешь анализировать и замечаешь: твой любовник был занят тобой лишь в период охоты. А теперь, когда цель достигнута, он все больше занят собой. Он транслирует на тебя свои чувства и поворачивает тебя, как пирожок на сковородке, в зависимости от собственных потребностей в "горячо - холодно". А реальную тебя, с твоими чувствами и потребностями, не то чтобы очень уж замечает. Ну что же, праздник кончился.

Эстет

Большая часть взаимоотношений с эстетом - игры ума. И игры эти, надо признать, очень увлекательны.

Эстет выступает с вами на равных, что привлекает женщину, не обделенную интеллектом. Главная часть его соблазнения - разговорная, основной козырь - смена планов. Эстет может довести тебя до бешенства своим утонченным цинизмом и в тот момент, когда ты искренне недоумеваешь: "Что я делаю здесь рядом с этим придурком?" - и намереваешься уйти, хлопнув дверью, - предъявляет тебе свое белое и пушистое нутро. Мол, на самом деле он тонко чувствующий, наблюдательный и честно-несюсюкающий субъект. Главное и нередко единственное его оружие - слова. Но здесь он мастер, не знающий себе равных. О чем он говорит? О вас, конечно. И это не просто некий ролик, который прокручивается каждый раз при соблазнении очередной цели. Зная тебя без году неделя, он, не смущаясь, со всей откровенностью говорит о том, что вы сами про себя знаете, но думаете, что даже близким людям это понятно и заметно не всегда. Возможно, это не самые приятные вещи - и тогда тебя подкупает его некокетливая откровенность. А если приятные - лесть и правда в его комплиментах балансируют на грани твоей индивидуальной чувствительности к вранью. Будьте уверены: фальши он не допустит. Причем его интонации особой роли не играют: свои самые сокровенные наблюдения он может выдавать небрежным, будничным тоном.

В смысле поведенческой гибкости он просто находка. Сначала он попробовал сблизиться на скандале - не вышло. Попытался сойтись на откровенности - и получилось. Будьте уверены, если бы не сработал этот метод, он извлек бы из своего арсенала третий, четвертый, пятый. То, что стратегии шиты белыми нитками, нисколько его не смущает. Это уровень допуска, оповещающий: да, я знаю, и ты знаешь, что все маневры - лишь средства достижения цели. И что?

То, что он озаботился технологиями, - само по себе привлекательно и комплиментарно.

Возможные трудности такого вида соблазнения: и вновь недостатки метода вытекают из его достоинств. С эстетом так интересно разговаривать, что в постель не отправляешься из опасения испортить прекрасную беседу.

Гуру

Гуру - это некая смесь из первых двух типов, приправленная мистическим флером. Предполагается, что сидящий напротив вас мужчина не просто представитель своего пола, а носитель некого знания. Желательно, чтобы это было Знание с большой буквы, глубокое и эзотерическое, рангом уж никак не ниже тантрического буддизма.

Не знаю (а вернее, догадываюсь, но умолчу), что побуждает гуру не просто соблазнять женщину, а обещать ей космическое слияние со всем сущим - разумеется, при его, гуру, скромном пособничестве.

Так или иначе, практика бесконтактного оргазма в планетарных масштабах в большинстве случаев терпит провал, и паре ничего не остается, как приступить к высеканию эротической искры привычным способом.

Есть у меня на этот счет короткое, емкое и грубое определение, которое я с нескрываемым сожалением по соображениям цензуры опускаю.

Возможные трудности: беда этих мужчин в том, что они сами не вполне понимают, где они перестают быть мистическими гуру и становятся просто мужчинами. Из-за содержательной подмены они теряют ту потенциальную часть своих пассий, которая смотрит им в рот, ждет эзотерических откровений и совсем не покупается на их мужское обаяние.

Поклонник

Поклонник - находка для женщины властной, с садистскими наклонностями. Его техника - абсолютно вербальная, его метод - постоянное восхищение. Но в отличие от первого и второго случаев, где восхищение не исключает равенства, поклонник смотрит на женщину снизу вверх.

Вообще-то какие бы плотские чувства они, поклонники, к вам ни питали, очень желательно, чтобы вы, объект их страсти, не отвечали им взаимностью. Взаимность может разрушить прекрасную картинку постоянного стремления к недоступной цели. Если обнаруживается, что цель становится доступной, они теряют к ней интерес.

Наверное, небесный диспетчер что-то напутал и послал их не в то время: такой способ ухаживания и взгляд на женщину, такой культ недоступной прекрасной дамы был в ходу в эпоху вагантов, бардов и менестрелей - читай средневековье.

Возможные трудности такого вида соблазнения: очень трудно заниматься сексом с поднятой на пьедестал дамой. Да, они успевают так уверить объект своего желания в ее неповторимости, исключительности и недосягаемости, что она начинает относиться к ним соответственно: снисходительно. Как некое существо высшей касты, брахман в юбке. Ну и чему вы удивляетесь? Вы же сами ей это внушили.

Гейзер

Этот мужчина вообще не стреляет по мишеням, он классическая иллюстрация к выражению "Куда попал, туда и целился".

У меня есть смутное подозрение, что всем женщинам, попадающим в поле его зрения, он говорит одни и те же слова и не по одному разу. И, наверное, всех их одинаково берет за руку, одинаково ласково заглядывает в глаза, одинаково нежно нашептывает что-то на ушко. Но почему-то, думая об этом, я не испытываю никаких неприятных эмоций.

Метод его безвыигрышный и беспроигрышный одновременно. Почему? Да потому, что ни от одной из женщин он ничего специального не хочет и никаких усилий для ее соблазнения не прилагает. Просто, когда в его сигнальной системе включается лампочка "дама", механизм дальнейших действий запускается сам по себе. Итак, цели он не преследует и, если не достигает, совсем не расстраивается, не держит зла, не точит упреками. То, что ты не являешься целью, дает такое ощущение расслабленности и покоя! С ним легко, необязательно и недраматично. Ну представьте сами: допустим, женщина - с заниженной самооценкой, не очень уверенная в себе, временно одинокая - проходит мимо этого гейзера и попадает в его теплые волны. Многие остаются.

Возможные трудности: у этой легкости тоже есть свои побочные эффекты. Ему трудно остановиться, а порой и просто зафиксировать свой взгляд на каком-то одном объекте в течение продолжительного отрезка времени. Если женщина хочет серьезных глубоких отношений, думаю, ей не сюда.

Коллекционер

Он похож на предыдущей экземпляр, но его действия более расчетливы, хотя точно так же неприцельны.

Он постоянно находит женщин, предрасположенных к романам. Спектр женских качеств, которые могут его привлечь, очень широк.

Он может запасть на агрессивную женщину, на мягкую, на любую женщину. На красивую, потому что это начинается с восхищения, на некрасивую, потому что это начинается с сочувствия, на одинокую, потому что это начинается с жалости, на окруженную толпой поклонников, потому что раз все там, значит, там что-то интересное, и так далее.

Но он их не добивается: он привлекает их как-то по-другому. Он умеет так мягко разговаривать и кротким взглядом что-то такое обещать, что это очень часто принимают за любовь.

Возможные трудности: трудности проистекают из его позиции ожидания: дамы устают от его пассивности, за ласковыми взглядами обнаруживают холодность, за широким диапазоном приемлемости - неразборчивость.

А еще бывает соблазнение поневоле. Мужчина настолько равнодушен к данной конкретной женщине или к женщинам вообще, что чувствует себя в ее (их) присутствии легко, раскованно, непринужденно, распускает свое обаяние в полный рост. На что они, глупые, и покупаются. А равнодушная особь мужского пола лениво пожинает плоды своей ненамеренной охоты.

И вообще, как только нас, любимых, не соблазняют, к каким только струнам, кнопкам, болевым точкам не обращаются. На чем только не играют! На восторге и жалости, на гневе и признательности. В одних возбуждают дочерние чувства: "Я знаю, малышка, я все возьму на себя". В других - материнские: "Смотри, какой я убогий, без тебя я пропаду". Это мы с вами думаем, что рычаги, реле, педальки, включающие нашу чувственность, - тайные. А ничего подобного: играют на них - кто нежно, возвышенно и мелодично, как на арфе, - мрам-мрам; кто надрывно и душераздирающе, как на скрипке, - пилик-пилик; кто топорно, как на гуслях, - трям-брям.

Ах, да. Кроме того, есть просто мужчины. Ну, вы знаете, просто мужчины. Вы их наверняка видели в избытке. С ними уютно, спокойно, надежно, как в тихой гавани. За них мы часто выходим замуж. И очень потом скучаем. Потому что никакого мрам-мрам не происходит - сплошное трям-блям и иногда пилик-пилик.

Ну ничего. Мы ведь тоже охотиться умеем. Но это уже совсем другая история.



Поделиться: