Почему многоэтажные спальные микрорайоны – это плохо (на примере питерского Парнаса). Блогер илья варламов назвал парнас самым непригодным для жизни районом во всей россии Прошелся по верхам

Блогер Илья Варламов поглумился над территорией массовой жилой застройки у метро "Парнас", назвав её "худшим жилым районом России". По словам автора, "панельный муравейник" провоцирует жильцов на самоубийства, территория между домами "закатана в асфальт", благоустройство отсутствует, а парковочных мест явно не хватает. Свои тезисы блогер иллюстрирует фотографиями, сопровождая их провокационными и резкими комментариями. В частности, сравнивает район с гетто и предлагает снимать там фильмы ужасов.

Мне кажется, это лучший двор России. Ну, серьёзно... Интересно, этот двор не нарушает закон о пропаганде самоубийства? Если бы я жил в этом доме, то, возможно, не писал бы больше вам посты, - пишет блогер над одни из фото.

При этом ответственность за "адское зрелище" он возлагает на "суровых питерских девелоперов".

Когда-то это было тихое загородное местечко, получившее название в честь холма, насыпанного Екатериной II (а тот, видимо, в честь священной горы в Греции). Но прошло каких-то 200 лет, и сюда пришли суровые питерские девелоперы, - говорится в посте.

Отметим, что в реальности речь должна была идти о "московских девелоперах", так как основной застройщик Парнаса, компания "Главстрой СПб", входит в состав группы "Базовый Элемент" олигарха Олега Дерипаски.

Материал возмутил многих местных жителей, которые в процессе обсуждения текста в соцсетях нашли в нём и другие "странности", говорящие о субъективизме автора. В частности, удивились, что "убогого" блогер нашёл в обычной детской площадке.

Интересно, зачем эти дурачки сделали непонятные пятна газонов? Уж если играть, то ва-банк! Надо было всё разлиновать, как парковку около торгового центра, - написал также Варламов, комментируя планировку.

Это реальный дурачок. Должен человек понимать, что люди разные и не будут обходить большие площади и тупо пойдут по газону, следовательно, из-за этого такие промежутки, - ответил один из участников группы во "ВКонтакте", посвященной микрорайону.

Другие участники дискуссии назвали публикацию Варламова "заказной" и даже предположили, что материал могли проплатить строительные компании-конкуренты.

Статья больше похожа на заказную. Взгляд абсолютно однобокий и предвзятый! Постоянно говорится про асфальт и нехватку парковок, но ни слова о количестве детских площадок, о теннисных столах, о спортивной площадке, о паркингах и т.д. При чём здесь ГЕТТО?! Такое ощущение, что людей выдернули из комфортабельного жилья или коттеджей и силой запихнули на Парнас! - отмечает Татьяна.

Со многими конкретными критическими замечаниями, касающимися района, жители согласны, но форма изложения вызвала у них отторжение. Как и сравнения с гетто или заявление о том, что они живут в "худшем районе России". При этом комментаторы часто пишут о том, что цена квадратных метров в новом районе соответствует качеству, и именно она стала ключевым критерием при выборе будущего места жительства, так как более комфортные условия оказались им не по карману.

А на какие деньги в нормальных районах жить? И вообще, он сидит в своей Москве, а остальную Россию-то он видел? По меркам центра Питера, может, и не очень район, а вы видели, в каких районах живут люди в провинциальных городах? - пишет Татьяна.

Блогер Варламов возмущается нашим петербургским Парнасом - новым районом высотных многоэтажек. Там, вообще, романтичные и интригующие места: заброшенные масонские подземелья в Шуваловском парке, насыпанная Екатериной II гора Парнас, старинные вычурные особняки, в которых и по сию пору ведут свои загадочные исследования закрытые от любопытных глаз НИИ...

Говоря по совести, Илья Варламов, конечно, прав: Парнас чудовищен, как и почти все новые районы в России. Беда не в том, что многоэтажки выглядят уродливо - в этих человеческих муравейниках, напротив, есть некий киберпанковский флёр. Беда в том, что за пределами подъездных дверей обитаемое пространство Парнаса заканчивается. Находиться в том нежилом вакууме, который заполняет пространство между домами, решительно неприятно.

Корни проблемы понятны и хорошо изучены. Люди не любят ни залитых асфальтом открытых пространств, ни длинных стен и заборов. Если в центре Петербурга пятнадцатиминутная прогулка доставляет удовольствие, то на Парнасе ежеутреннее колдыбание в сторону метро мучительно, словно томление в банковской очереди.

Если бы у меня был лишний триллион-другой рублей, я бы, конечно же, сровнял бульдозерами всё, что построено в последние 10 лет на Парнасе, и воздвиг бы с нуля новый район в соответствии со всеми правилами честной урбанистики: без велодорожек и прочих европейских извивов, но со сплошными линиями домов и с лавками на первых этажах для изысканной петербургской публики. (Я знаю, очаговые коммерческие помещения на первых этажах есть на Парнасе и сейчас. Это не то).

Лишнего триллиона рублей у меня однако нет. И это значит, что переделать Парнас под мои вкусы мне никто не даст - ибо квартиры в построенных там домах уже раскуплены, а владельцы этих квартир вряд ли с восторгом примут идею снести их дома за их же счёт.

По-справедливости стоило бы возложить эти расходы на строительные компании - так как они-то уж отлично понимали, что строят очередной трущобник - но ведь и строительные компании тоже можно понять. Строительная компания, которая попытается сейчас показать качественную застройку, вряд ли сможет конкурировать по цене с обычными халтурщиками. Переплачивать за качество покупатели не готовы категорически, максимум, что удастся впихнуть на рынок - один-два приличных дома.

Некоторые строители жалуются, что всё дело в устаревших СНИПах, строительных нормативах... но я, коллеги, не верю в это совершенно. В старых районах города регулярно появляются вполне себе разумные здания - и никакие СНИПы там строителям не мешают.

Третья часть проблемы - государство. Государство контролирует строительную отрасль очень жестко и назойливо: для того, чтобы построить дом, нужно получить разрешение в шестидесяти примерно местах. Однако те проекты, которые лично мне кажутся преступно плохими, госорганы охотно одобряют. Почему? Потому что чиновники действуют в соответствии с инструкциями, а инструкции не запрещают строить плохие районы. Ибо писались инструкции в те годы, когда Иван Грозный обозревал с балкона панельные лабиринты Москвы и издавал при этом восхищенный возглас «лепота».

Итак, круг замкнулся. Покупатели берут, что им скармливают, и не жужжат, ибо жить-то где-то надо, а разницы особой все равно нет: плохо везде. Застройщиков не волнует ничего, кроме денег. Дай им волю, они бы и загончики для скота строили, а потом продавали бы их нам как «уютые солнечные аппартаменты в дизайн-пространстве Скотолюбофф на берегу легедарных Навозных прудов». Государству, опять-таки, всё безразлично: вокруг строительства крутится столько денег, что робкие попытки изменить ситуацию к лучшему моментально вязнут в болоте личных интересов разных влиятельных персон.

Что можно сделать в этой грустной ситуации, и чего нам ждать дальше?

Начнем с того, что ситуация не так грустна, как кажется креативной общественности. На Парнасе можно купить квартиру в строящемся доме за миллион с мелочью рублей: для многих молодых семей это отличный шанс съехать от родителей в самостоятельную жизнь. Те же хрущи и корабли, говоря по совести, ничем не лучше современных многоэтажек - даже, пожалуй, хуже. Поэтому катастрофы ждать не стоит, мы и так находимся на дне.

Чтобы пробить дно и опуститься до уровня американских гетто или бразильских фавел, одной только плохой архитектуры категорически недостаточно. Нужно сделать ещё какую-нибудь глупость: начать выдавать пособие идейным тунеядцам, например, или позволить жителям гетто уклоняться от уплаты налогов и соблюдения законов. В России не делают ни того, ни другого: пособия по безработице слишком малы для комфортной деградации, а этнические гетто регулярно ровняются бульдозерами с землёй.

Изменения к лучшему, напротив, вполне возможны. Если раньше типичный градостроитель предполагал, что строить он будет в одном месте, а прожигать пенсию совсем в другом, сейчас ситуация уже другая. Компрадоров, воспринимающих Россию исключительно как одну большую поляну для грабежа, не любят и не ждут нигде: ни в Лондоне, ни в Майами. Они уже и сами начали понимать бесперспективность формулы «наворовал и сбежал». Жить же в России, как выясняется... негде. Большие города некомфортны, малые ещё некомфортнее, места кучкования богатой публики типа той же Рублёвки или Крестовского острова - вообще караул.

Нашим элитам остаётся одно - строить человеческое жильё здесь, в России. Рано или поздно осознание этого факта неизбежно перерастёт в конкретные действия: в масштабную реформу строительных нормативов, которая вынудит застройщиков заботиться о хорошем планировании новых районов.

Точкой перелома, полагаю, станет появление в России хотя бы одного по-настоящему комфортного для жизни городка, который своим примером покажет стране, как на самом деле можно жить в XXI веке. Когда в этот непостроенный ещё городок начнут ездить на экскурсии, тогда и чиновники начнут регулировать отрасль в нужную сторону, и покупатели захотят проголосовать ногами за качественные проекты...

Пока же это светлое будущее не наступило, я предлагаю оставить Парнас в покое. Людям всё равно надо где-то жить, так почему бы и не на Парнасе? Повторюсь, он ничем не хуже привычных нам скоплений хрущёвок и кораблей.

Вяло критиковать проекты типа Парнаса или аналогичных районов вокруг Петербурга, наверное, нужно: очень многие пока что даже не понимают, что эти районы нехороши. Но всё же эта критика будет бессмысленной, пока нам наглядно не покажут, как же можно на самом деле строить на территории России. Пусть сначала кто-нибудь сделает как надо - вот тогда и будем обсуждать вслух планы по сносу и реконструкции негодных объектов.

Застройка района, который именуют Парнасом, началась в конце минувшего десятилетия. За неполных восемь лет вокруг одиноко стоявшей среди полей и промзоны новой станции метро вырос целый город. Расти он продолжает и сейчас. Надо сказать, что репутация у этого места сложилась неоднозначная. Например, известный столичный блогер Илья Варламов как-то опубликовал репортаж, посвящённый тому, сколь депрессивно жить в здешних новостройках. Также он подкрепил свой текст фотографиями с квадрокоптера, снабжёнными краткими рассуждениями о том, сколько людей выпрыгивают из окон парнасских многоэтажек. В ответ жители района обрушились на Варламова с критикой. Кто-то аргументировано объяснял, чем хорош их минигород, а кто-то просто издевался. LIVING решил без лишних эмоций разобраться, что на Парнасе плохо, а что хорошо. Без статистики самоубийств.

Формально микрорайон находится на территории МО посёлок Парголово и входит, в отличие от Кудрово и Мурино в состав Петербурга, а не Ленинградкой области. Условно территорию можно поделить на две равных части - от станции метро и до самых садоводств и гаражей у КАДа продолжает строиться от компании .

Также район растёт и на запад. На участке между железной дорогой, Шуваловским парком и продолжением Заречной улицы построил , готов и от . Там же строится ещё шесть комплексов – от компании , от , проблемный от , от уже упомянутого «Треста-36», и от . Кроме того, севернее постепенно увядающего посёлка Торфяное Astra Development Group много лет планирует построить малоэтажный ЖК «Парнас-Парк», но с тех пор там стоят одни заборы.

Все восемь ЖК, построенные и строящиеся в западной части микрорайона, занимают меньшую площадь, чем «Северная Долина». У многих топоним Парнас теперь ассоциируется именно с жёлто-коричневыми многоэтажками этого комплекса. Так там уже заселено 30 корпусов, этот ЖК можно считать хоть как-то обжитым. LIVING спросил у жителей, какие плюсы и минусы они видят как в домах, так и в районе в целом.

«Когда я покупал здесь квартиру, то изначально меня привлекла низкая цена, - рассказывает Александр. - Но когда я заселился, район мне понравился, и я планирую купить здесь ещё одну квартиру, чтобы сдавать. Среди плюсов - транспортная доступность - от моего корпуса 7 минут пешком до метро, ходит несколько автобусов в соседние районы. Рядом выезд на КАД. Хорошо, что всё новое, много молодых семей».

Среди минусов наш собеседник отметил утренние пробки при выезде на кольцевую - вся надежда на открытие ещё одной дороги, которая уже построена. Также Александр отдельно отметил высокие тарифы на общедомовые расходы и горячую воду - в 2 раза дороже, чем в целом по городу. «В управляющей компании объясняют это тем, что они берут её не из общегородской сети, а греют холодную. Выглядит это объяснение довольно сомнительно», - считает житель «Северной долины».


В отличие от Александра, который живёт на Парнасе относительно недавно, Владимир переехал сюда пять лет назад, когда заселялась вторая очередь. Приобретённый с годами опыт заставляет смотреть на окружающие реалии не столь радужно, но собеседник LIVING признаёт, что со временем становится немного получше. «Когда я только въехал, то вокруг не было никакой инфраструктуры, а в моём корпусе жильё снимало много приезжих, заводились тараканы. Со временем гостей из Средней Азии стало меньше, насколько я знаю, сейчас они снимают в самых новых корпусах в глубине района так, как там дешевле, - рассказывает Владимир. - Постепенно в шаговой доступности появляются магазины, аптеки. Давно есть бар, открылось и отделение полиции».

Основные проблемы Владимир назвал почти те же, что и Александр - транспорт и ЖКХ. До 9 утра уехать, а после 6 вечера приехать в район очень сложно, равно как и найти место для парковки. Также в «часы пик» наблюдаются проблемы с водоснабжением - пропадает напор. Но эта сложность решается звонком в управляющую компанию.

Социолог и исследователь городских пространств Олег Паченков считает основной проблемой этого района именно большой процент жилья, которое покупают для последующей сдачи в аренду. Обилие съёмщиков, которые не могут позволить себе собственную квартиру, вкупе с постоянными жителями, имеющими довольно низкий доход, создают не самый лучший социальный портрет этого района, считает эксперт. «Качество жилья и среды там, конечно, очень низкое. И я боюсь, что что-то изменить уже немного поздно, так как более чем на 50% объекты там сданы и заселены. Но теоретически, с появлением инфраструктуры может начаться рост цен на арендное жильё - собственники начнут поднимать ставку, что приведёт к замене контингента. Такое возможно», - отметил Олег Поченков.

С вопросом о развитии инфраструктуры «Северной долины» LIVING обратился в «Главстрой-СПб». В компании рассказали, что к 2021 году на территории ЖК предусмотрено строительство 10 школ и 13 детских садов. А вот проблемы с парковкой зависят не столько от того, что застройщик не смог обеспечить дома должным количеством машиномест, сколько с тем, что люди не хотят покупать места в подземных паркингах. «Сегодня в подземных автостоянках комплекса проданы или арендованы около 52% парковочных мест. В ноябре «Главстрой-СПб» вывел в продажу ещё 1000 парковочных мест в подземных паркингах. Стоимость стандартного места в паркинге составляет 299 тыс. рублей. Проектом комплексного освоения территории предусмотрено строительство многоуровневого паркинга в квартале между улицами Федора Абрамова, Николая Рубцова и Заречной. К его строительству компания планирует приступить в 2020-2021 годах», - сообщил LIVING официальный представитель компании.


Также проектом планировки территории предусмотрено создание парка вдоль Заречной улицы. Ведется разработка концепции будущей зеленой зоны с центральной площадью, зонами отдыха, спортивными и детскими площадками. Организация парка запланирована ближе к окончанию строительства – в 2020 году. А пока на месте будущего оазиса находится болото с лягушками, на берегах которого валяется разный мусор.

Урбанист и архитектор Варвара Лымарь считает, что любой проект комплексного освоения территории неблагоприятен, поскольку дома начинают стариться одновременно. Как следствие, возникают те же проблемы, которые были в советских спальных районах, таких как Купчино или улица Дыбенко. Вначале туда приезжали жить молодые семьи, а через определённое количество времени при отсутствии объединений жителей, боровшихся за городскую среду, дома и коммуникации начинали ветшать и статус района неуклонно снижался. Такое может произойти и на Парнасе, полагает эксперт. «У нас привыкли ругать панельные дома, но новостройки с градостроительной точки зрения от них не так уж сильно отличаются. Застройщики же стремятся как можно быстрее окупить вложения. Им выгоднее строить гигантские кварталы, и особо не думать ни о благоустройстве территорий, ни о внешнем виде домов. А для людей, которые стремятся купить жильё подешевле, особого выбора не остаётся, - говорит Варвара. - Нужно учитывать, что такие районы в будущем могут стать проблемными».

Ключевым фактором в оценке транспортной доступности рассматриваемого района Варвара Лымарь назвала близость к станции метро, так как подземка является самым предсказуемым средством передвижения в условиях нашего города. Автомобилисты очень зависят от строительства инфраструктуры и транспортной политики, кроме того позволить себе машину может не каждый. «Наилучшая доступность для жилья - до 15 минут ходьбы от метро, то есть километр-полтора. Если дома попадают в эту зону, то расположение считается очень хорошим. Если дальше - люди должны ехать на наземном транспорте, тратя дополнительные деньги», - рассказывает наша собеседница.


Фото опубликовано Andrey Alekseev (@alekseevideo) Сен 15 2016 в 12:55 PDT

Фото опубликовано Effylina (@effylinna) Ноя 27 2016 в 2:33 PST

Фото опубликовано Yulia✌ (@yulyasik3108) Ноя 26 2016 в 2:32 PST

Оценка собеседников

Александр, житель Парнаса: 9 из 10 «Мне всё нравится».


Владимир, житель Парнаса, п ожелал остаться анонимным : 6,5 из 10. «Есть проблемы, но не всё так плохо. Разумеется, этот район не для самых богатых людей. Когда я покупал здесь квартиру, то она была одной из самых доступных. Кроме того, здесь можно понять, что район строится. При выборе жилья я рассматривал также ЖК «Лондон-Парк», но он до сих пор не сдан, а тут я живу уже больше 5 лет».

Олег Паченков, социолог: 4 из 10 «Так как площадь проекта очень велика, то оценка зависит, главным образом, от транспортной доступности и контингента жителей. Те корпуса, которые находятся в 15-20 минутах ходьбы от метро, можно оценить и на пять. Чем дальше, тем ниже, вплоть до тройки».


Варвара Лымарь, архитектор, урбанист: 6,5 из 10. «Ближайшие к метро дома можно оценить довольно высоко - от 8 до 9 баллов, а дальше уже становится всё плохо - расстояния большие, а транспорт не продуман, его развитие не поспевает за строительством. Так что отдалённые части - это 4-5 баллов».

Удивительные вещи происходят в Петербурге - город, который своей архитектурой знаменит на весь мир... разучились строить. Дело тут даже не в качестве, а в общей деградации и порочном круге: люди покупают то, что дают, застройщики строят то, что покупают, а градостроители сидят на подоконнике, смотрят в окно и думают, как бы не посрамить славное имперское наследие.

В итоге, как вы наверняка уже догадались, Петербург обрастает районами-гетто. Про знаменитый район Парнас Илья Варламов хорошо рассказал , но не одним ним богат город на Неве. Как минимум есть пригороды, которые хоть и не входят де-юре в границы города, но де-факто являются прямым его продолжением. Сегодня поговорим о поселении Мурино у метро Девяткино.

01. Чтобы вы понимали масштабы изолированности этого места - из него ведёт лишь одна дорога в две полосы. Поговаривают, что заехать на неё можно в один день, а выехать - в следующий. С другой стороны, это наверняка очень мотивирует ездить на метро и велосипеде. В середине рабочего дня один километр мы преодолевали порядка часа:

02. С двух сторон поле, с другой линия жд, с четвёртой трасса - круче изолированности я давно не видел:

03. Через поселение течёт ручей, можно было бы сделать хорошую общественную зону, но вкладывать в городскую среду у нас не умеют - застройщики не понимают, что эта добавочная стоимость положительно отразится на их прибыли. Хорошо, что хоть в трубу не закатали:

04. О квартальной среднеэтажной застройке смешанного типа тут никто не знает, просто взяли да построили изолированный спальник по принципам середины прошлого века. В итоге утром район будет массово вымирать, потому что 90% будет выезжать в город, а оживать только вечером. В таких условиях магазины могут смело работать с 8 до 10 утром и с 18 до 21 вечером. В мире такое взрывают, а под Питером строят:

05.

06. Как-то раз услышал хорошую цитату от нидерландского архитектора, который прямо сказал, что в России не строят города, "вы просто берёте поле и раскидываете дома по нему". По-моему, он попал в точку, жалко имя забыл.

07. О какой комфортной среде можно говорить, когда пространство элементарно не поделено на частное и публичное? Вот как думаете, это улица (публичное) или чей-то двор (частное)?

08. Ладно, вот тут линия домов всё-таки формирует улицу. Но реализовано так, что это больше напоминает дорогу без тротуара:

09. К слову, есть два положительных момента: каким-то чудом нет блоков кондиционеров на фасадах (может ещё не успели?) и входные группы находятся на уровне тротуара, так что соблюдена безбарьерность среды:

10. Но так не везде:

11. Добрососедских отношений и сообществ в этом месте никогда не будет - такое количество соседей в принципе невозможно запомнить:

12. В лучшем случае люди будут знать соседей через стенку. Такие районы-гетто часто оказываются беспомощными перед простейшими проблемам из-за этого, к слову. Банально никто и никогда не соберёт общее собрание жильцов по какому-либо вопросу.

13. Архитектура... будем честны, всё плохо.

14. Как вы думаете, где дверь в подъезд? Думаете рядом со скамейкой? Ха:

15. Смотря на дом, человек должен понимать, куда ему входить. Если входная группа не обозначена самим домом, то кто-то явно не справился со своей работой. К примеру, что это вход в подъезд я понял, лишь подойдя вплотную, когда увидел индекс квартир:

16. За прозрачные двери можно похвалить - они тут практически везде. Неужели застройщики обговорили это заранее, или пожарные норма изменили, сделав это обязательным?

17. А это местный бульвар, куда будут выходить жители на променад, наслаждаться красотами автопарка жителей, изучать современную архитектуру и пить на скамейках кофий:

18. Такие знаки надо вешать на подступах к району:

19. Что порождают такие районы? Во-первых, люди могут здесь только сосуществовать - за любыми активностями нужно выезжать в город. Во-вторых, городская среда не существует в вакууме - она влияет на развитие человека. Кем вырастет человек, условно, живя напротив дома человеческого размера с лепниной и Атлантами, или просто каким-либо деталями, и тут, где застройка доминирует над человеком, обезличена, а общая атмосфера пропитана враждебностью?

20. Другая больная тема - детские площадки, которые делаются максимально убогими. Детские площадки должны развивать ребёнка, помочь ему понять мир и выстроить какие-то представления о собственных возможностей. А что тут? Дешёвые сооружения, убогость которых пытаются компенсировать яркими красками. Это как детская поликлиника, где не хватает врачей, старое оборудование и очереди, но стены обязательно будут веселёнько раскрашены таджиками согласно представлениями главврача о прекрасном.

21. Если бы не обязательность площадок по нормам, то многие застройщики давно бы закатали всё в асфальт. А так находят уголок и втыкивают положенные метры детского счастья, при том рассчитанные исключительно на детей до 5 лет. Вспоминается анекдот:
-Почему вы распивали на детской площадке?
-Так взрослых площадок нет.

22. Пока район активно застраивается, далеко не все дома заселены, но когда всё сдадут... Тут будут дома с полем из машин вокруг:

23. Интересно, уцелеют ли площадки под напором автомобилей?

24.

25.

26. Нейминг домов иногда убивает... Ладно бы название хоть как-то относилось к местности или выражалось в архитектуре дома. Имя должно жить вместе с домом, но всякие ЖК Солнечный свет, Молодёжный, У леса, Ласточки и так далее вызывают только чувство пошлости. Через год после сдачи люди уже не смогут вспомнить, как назывался их дом и вся идентичность пропадёт. На эту тему рекомендую прочитать книжку "До последнего квадратного метра" - там маркетологи хорошо расписывают на пальцах, почему так делать нельзя.

27. Как же хочется остановить это всё...

28. ... или просто спрятаться:

29. Хотите небольшой прогноз для подобных районов? Рано или поздно уровень проектирования городов и застройки шагнёт вперёд, из-за чего эти дома обесценятся - люди просто увидят, что можно жить иначе. Так как активностей тут никаких нет, то люди просто будут в свободное время пить, не просто так новые районы во многих городах массово обрастают ликёро-водочными магазинами. Гениев и великих умов тут будет крайне мало среди детей - городская среда не будет формировать запроса, молодое поколение будет просто сидеть дома, уткнувшись в виртуальную реальность. И будут правы - она куда лучше, чем мир за окном, а без реального контакта не будут передаваться знания и опыт, ведь люди учатся друг у друга наблюдая, а в четырёх стенах этого происходить не будет.

30. Всё это, рано или поздно, придётся сносить, но вам в этом никто не признается. Строители это построили, как им против себя говорить? Чиновники это согласовали и уже отчитались по сданным метрам. Люди это купили, они психологически не смогут признаться себе, что вложили очень много денег не туда, поэтому будут находить 100500 оправданий. А в это время общество и города будут деградировать.

31. Так что да, тут будет гетто.



Поделиться: