Остапец А.А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся

Российская Федерация провозгласила детско-юношеский туризм приоритетной сферой, где посредством общедоступных путешествий и экскурсий, оздоровления и отдыха реализуются конституционные права российских граждан на отдых и свободу передвижения, на восстановление и укрепление здоровья, благоприятную окружающую среду, пользование учреждениями культуры и доступ к природному, культурному наследию, на свободное получение информации и социальную защиту.

Государственным регулированием в сфере детско-юношеского туризма в РФ занимаются органы управления образованием, Федеральное агентство по туризму, Комитет по экономике, предпринимательству и туризму Государственной Думы РФ, комитеты по физической культуре, спорту и туризму в регионах России. В последние годы в реализацию программ по развитию детского и молодежного туризма включились также региональные и муниципальные органы по делам молодежи, образования, туризма.

Туризм и краеведение - это части единого целого. Туризм без краеведения не интересен, краеведение без знаний основ туристской техники невозможно. Если в походах и экскурсиях не ведётся краеведческая работа, то туризм теряет своё воспитательное значение и даже может стать отрицательным фактором, влияющим на развитие личности ребёнка .

Трудно переоценить значение туризма и краеведения в летнем отдыхе детей. Эта деятельность включает в себя не только высокое эмоциональное содержание, но также затрагивает нравственные, физические и общеобразовательные стороны развития ребенка, способствует познавательной активности каждого участника похода. Регулярные занятия туризмом оказывают положительное влияние на физическое развитие школьников, их физическую подготовленность, на функциональное состояние многих физических систем. Изучением влияния туризма на детский организм занимались многие.

Установлено улучшение функционального состояния, проявляющее в увеличении объема крови, увеличении мощности вдоха и выдоха, улучшение силовых показателей, выносливости школьников под влиянием даже одноразовых многодневных походов. Одноразовые многодневные пешие, велосипедные, лыжные походы помимо положительного влияния на организм показали, что различные виды туризма различно влияют на отдельные системы. Многолетние регулярные занятия туризмом оказывают положительное влияние на физическое развитие школьников, их физическую подготовленность, на функциональное состояние многих физиологических систем . Успешное проведение походов зависит от умения туристов правильно распределить свое время и силы, выбрать рациональный темп и порядок движения группы, владеть способами передвижения по различным местам и приемами преодоления препятствий. Организация походов по различным видам туризма имеет свои особенности, учет которых является обязательным условием эффективности походов.

Проведение походов и путешествий в рамках туристско-краеведческой деятельности регламентируется «Инструкцией по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации», утвержденной Министерством образования Российской Федерации (Приказ № 293 от 13 июля 1992 г.) и являющейся основным документом при проведении туристских мероприятий с учащимися . В ней оговариваются требования к участникам и руководителям походов и путешествий, строго регламентируются вопросы безопасности, которые являются главными при организации и проведении мероприятий с детьми.

Туристская деятельность учащихся, по определению Ю.С. Константинова, В.М. Куликова, занимает промежуточное положение между плановым и самодеятельным туризмом.

Краеведческая подготовка - неотъемлемая составная часть общей подготовки туриста. Она связана с приобретением знаний о природных богатствах родного края, историческом прошлом народа, формированием у туриста умений и навыков в организации и проведении специальных наблюдений в условиях похода с последующей их обработкой и анализом. Туристско-краеведческая деятельность во всех ее формах способствует всестороннему развитию личности ребенка, направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития, способствует изучению Родины и приобретению навыков самостоятельной деятельности.

На туристском маршруте и на дистанции соревнований по туризму учащимся приходится преодолевать разнообразные препятствия: крутые, снежные, осыпные, травянистые склоны и перевалы, порожистые реки, завалы и чащобы, болота, на которых могут возникнуть трудности, опасности и даже аварийные ситуации. Часть из них связана с реальными природными препятствиями, другие зависят от резких изменений погоды и носят эпизодический характер. Третьи – наиболее многочисленные – возникают при неправильном поведении самих туристов.

Для успешного проведения похода и осуществление мер по предупреждению травматизма и аварийных ситуаций в туристско-краеведческих мероприятиях с учащимися (в походах, экспедициях, загородных прогулках и экскурсиях, на слетах и соревнованиях, при проведении культурно - досуговые мероприятий, в дальнейшем – «походах, соревнованиях и т.д.»), использовали следующие Нормативные акты, методическую литературу:

Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996г. №132-Ф3, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1996г. №177 .

Об активизации туристско-краеведческой деятельности с обучающимися и подготовке летнего отдыха. Приказ Минобразования Российской Федерации от 28 апреля 1995 г. № 223 .

Физическое воспитание детей школьного возраста рассматривается в нашей стране как дело большой социальной важности и гарантируется в государственном порядке .

Любой поход начинается с разработки маршрута. Составляется список группы, распределяются обязанности участников похода. Оформляются нормативно-правовые и разрешающие документы. Немаловажное значение имеет обучение и инструктаж участников. Особое внимание следует обратить на организацию медицинской помощи, т.к. в походе может произойти что угодно: от серьезных травм до отравления.

Подготовка маршрута.

Спортивные туристские маршруты совершаются в соответствии с Правилами вида спорта «Спортивный туризм», утвержденными приказом Министерства спорта России от 22 июля 2013 г. № 571 .

Основные требования к участникам, руководителю и заместителю руководителя туристско-спортивных походов приведены в таблице 1.

Таблица 1

Необходимый опыт участия и руководства в походах по данному виду туризма (к.с.)

Минимальный

Количественный состав группы

участниказаместителя, руководителя

участника

руководителя

участников

Руководитель, заместит.

руководителя

руководство

Организация и подготовка походов – это комплекс параллельных и последовательных мероприятий, системное выполнение которых обеспечивает достижение поставленных целей, решение воспитательных,

образовательных и спортивных задач при максимальном оздоровительном эффекте и полной безопасности участников похода. Схема последовательности этапов организации и подготовки похода с разделением на три основных направления - подготовка группы, маршрутная работа, организационное и материально - техническое обеспечение похода .

Цели походов:

Перед каждым маршрутом, а, следовательно, и перед каждой группой, отправляющимся по маршруту, должны быть поставлены определенные, точно сформулированные цели и задачи. Более того, личные цели участников похода обязаны вписываться в общегрупповые. Только при таком положении дел можно успешно решать все походные проблемы.

Из наиболее часто встречающихся целей можно выделить:

спортивно-туристские (пройти категорийный маршрут, преодолеть определенные препятствия - перевалы, пороги, таежные пространства);

учебно-туристские (научиться ставить палатки, разжигать костры, ориентироваться на местности);

краеведческие (ознакомиться с новым районом, его природой, историей и сегодняшним днем);

исследовательские (изучить новый маршрут, составить описание реки собрать коллекцию минералов);

экскурсионные (посетить памятные места, связанные с именами выдающихся деятелей истории и культуры);

военно - патриотические (пройти по местам, боевой и трудовой славы);

общественно-полезные (очистить лес от мусора, собрать лекарственные растения).

Цель нашего туристско-краеведческого похода - посещение Государственного Бюджетного учреждения «Природный парк «Иремель», горы Жеребчик - скалы Кругозора, г. Миасс, озера Кисегач, посещение Естественно-научного музея Ильменского государственного заповедника им. В. И. Ленина.

Разработка маршрута

Сложная многоступенчатая процедура, требующая достаточно высокой квалификации и является основным элементом технологии туристского обслуживания. Данная процедура длительна во времени и подчас занимает несколько месяцев. Если маршрут является заказным (разовым), то процедура его создания упрощается, за исключением мероприятий обеспечивающих безопасность .

Схема последовательности этапов организации и подготовки похода разделяются на три основных направления - подготовка группы, маршрутная работа, организационное и материально-техническое обеспечение похода, выбор района похода и сроков его проведения. .

Конечный результат разработки будет выражен в следующих документах: списке участников со сведениями о возрасте, с указанием домашнего адреса; общем описании маршрута с картой - схемой; календарном плане путешествия и графике движения; приходо - расходной смете; списках группового и личного снаряжения; расчетном рационе питания и списке продовольствия с указанием, что берется с места, что закупается в пути и где именно. Подготовка туристского похода начинается с выбора района путешествия. Уже на этом этапе подготовки важнейшими становятся обеспеченность туристской группы картографическим материалом и умение участников грамотно работать с этим материалом .

Выбор маршрута

Один из наиболее важных моментов подготовки. Выбор района похода проводится на основе анализа топографических карт, схем и иных информационных документов, содержащих сведения об экскурсионных объектах в районе похода, природных памятниках, туристских объектах и т.д. При выборе района проведения любого похода следует, прежде всего, учитывать поставленные перед ним цели и задачи, от круга интересов ее участников.

Как бы разнообразны ни были цели, их можно сгруппировать следующим образом: посещение исторического или природного памятника; отдых на природе; физическая тренировка, связанная с длительными пешими переходами. На практике они, естественно, могут сочетаться .

Соответственно, для нашего похода мы выбрали район, территория, которой обладает ярко выраженным рекреационным потенциалом, – это не загрязненные хозяйственной деятельностью территории, содержащие значительные по площади лесные массивы живописные ландшафты, с хорошо выраженным рельефом и обзорными точками; гидрографические объекты (реки и озера, пригодные для купания и отдыха), все это позволит наилучшим образом выполнить задачи оздоровления и полноценного отдыха участников в природной среде. Вышеуказанная совокупность рекреационных ресурсов и рекреационно-познавательных объектов, это и есть необходимая для формирования туристского продукта.

С рекреационными задачами могут успешно сочетаться и познавательные задачи – расширение кругозора участников, их знаний географии и природы родного края, культурно-исторического наследия предков, традиционного уклада жизни местного населения и т.д., т.е. все, что мы называем «краеведением».

Выбранный нами район соответствует нашему походу, маршрут «удобный» для достижения целей. К нему ведут удобные пути подъезда и отъезда туристской группы (железнодорожные, автомобильные); достаточно широкая сеть удобных для движения лесных и полевых дорог, просек; троп (путей достижения потенциальных ключевых объектов маршрута и мест туристских стоянок), содержит оборудованные места для ночлега и отдыха туристов, содержит достаточное количество чистой воды для реализации питания.

После выбора района похода, по имеющемуся картографическому материалу и другой информации, мы разработали конкретный маршрут похода (нитку маршрута).

Нитка маршрута

Изучив топографическую карту, и другие информационные материалы, определили протяженность маршрута (с учетом состава группы и намеченной цели). Для достижения рекреационно - познавательных объектов определили пункты приезда (начало маршрута) и пункты отъезда группы с маршрута.

Организация группы.

Группы для проведения путешествий формируются из учащихся, объединенных на добровольных началах общими интересами на основе совместной учебы, занятий в кружках и секциях, трудовой деятельности, места жительства, обладающих необходимым опытом и осуществивших подготовку запланированного путешествия .

Перед проведением многодневного похода необходимо организовать несколько походов выходного дня, где участники знакомятся друг с другом, получают первичные туристские навыки.

В таких походах можно пронаблюдать за особенностями характера воспитанников, составить психологическую характеристику для каждого. Это имеет большое значение, так как главным достижением в организации походов является создание группы, способной к самостоятельной совместной деятельности, где принятие коллективного решения происходит с учётом индивидуального мнения каждого .

Необходимо выбрать, с учётом склонностей и желания, командира группы, завхоза, ответственных за общественное снаряжение, ответственных за ремонтный набор, ответственных за аптечку, казначея (ответственного за финансовые расходы на маршруте), летописца (ведение путевого дневника), фотографа (составление фотоотчёта). Группа планирует график дежурства на время проведения похода, составляет меню, закупает продукты.

В походе каждый участник отрабатывает навыки по передвижению на маршруте, установке лагеря, заготовке дров, воды, приготовлению пищи. А главное – учится жить в коллективе, нести ответственность за порученное ему дело .

Правовая база:

1. ФЗ Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Приказ Минобрнауки России от 26. 06. 2012 N 504 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей» Зарегистрировано в Минюсте России 02. 08. 2012 N 25082)

3. Приказ Минобразования РФ от 13. 07. 1992г. №293. Инструкция по организации и проведению туристских походов, экспедиций, и экскурсий с учащимися общеобразовательных школ и профессиональных училищ, воспитанниками детских домов и школ - интернатов, студентами педагогических училищ РФ.

Подготовка похода.

1. Приказ о выходе группы на маршрут (Муниципального бюджетного «Молодежный центр» Азнакаевского муниципального района с печатью и подписью директора).

В приказе указывается:

Цели и задачи похода (оздоровительная, воспитательная, обучающая): - состав участников, руководителей и заместителей руководителей (согласно инструкции приказа №293 от 13. 07. 1992г. по Минобразованию РФ); - географический район путешествия;

Сроки проведения похода;

Ответственность со стороны руководителя и заместителя за жизнь и здоровье участников.

2. Разработка маршрута, оформление маршрутных документов:

Комплектование и подготовка группы (в соответствии со сложностью маршрута и климатическими условиями географического района путешествия), выполняется исходя из «Инструкции по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками студентами РФ» – п.3 – «Требования к руководителю, (помощнику) руководителя и участникам туристского похода, экспедиций и экскурсий»;

Выбор района похода;

Подготовка картографического материала;

Проведение занятий «Элементы топографии и ориентирования на местности» (в помещении и на местности);

Оформление маршрутного листа;

Приказ о походе;

Состав участников и руководителей;

Нитка маршрута с указанием дат и мест ночёвок;

Отметки МКК (если требуются);

Даты начала и окончания туристского похода;

Печать и подпись руководителя учреждения, выпускающего туристскую группу;

График дневных переходов с указанием мест и дат ночёвок.

Разрешение территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РТ предоставленные документы в соответствии с требованиями СанПиН 2. 4. 4. 3048 - 13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству и организации работы детских лагерей палаточного типа».

Обеспечение безопасности в походе.

Прямое отношение к профилактике травматизма имеют комплектация группы, изучение района предстоящего путешествия, описаний пути. Тщательная подготовка снаряжения, продуктов питания, медицинской аптечки, ремонтного набора. В подготовительный период руководитель группы обязан: скомплектовать группу с необходимым туристским опытом, обращая внимание на психологическую совместимость членов группы и сложившиеся отношения между ними. Совместно с членами группы определить район, категорию сложности похода и сроки его проведения. Убедиться, что предлагаемый маршрут интересен всем членам группы, что ожидания подростков в связи с планируемым путешествием в целом близки; изучить характер естественных препятствий на маршруте, предусмотреть необходимое для их преодоления снаряжение; изучить предстоящий маршрут, наметить тактику и технику его прохождения; рассказать всем участникам путешествия о намеченной тактике, показать на карте и схеме сложные участки маршрута, рассказать о способе их прохождения, убедиться, что все участники достаточно техничны для преодоления естественных препятствий маршрута в предлагаемом варианте движения

Ознакомить участников с правилами движения по дорогам, а также проезда на автобусном транспорте.

Ознакомить участников с правилами обеспечения безопасности на маршруте, в том числе с методами профилактики ожогов, травм; ознакомить участников с правилами предупреждения укусов клещей, змей, собак, диких животных; ознакомить участников с правилами поведения на маршруте и в полевом лагере .

Составить списки общественного и личного снаряжения, раздать перечни обязательного личного снаряжения, проверить по ним наличие снаряжения, обратив особое внимание на палатки, спальные мешки, теплоизоляционные коврики, ремонтный набор и аптечку; обратить особое внимание на наличие у членов группы запасной теплой одежды, шерстяных носков, обуви.

Совместно с участниками составить меню путешествия; распределить походный груз (продукты питания, групповое и личное снаряжение) равномерно между участниками с учетом их физических данных и тренированности; назначить на время похода ремонтного мастера и санинструктора группы. Меню составляется, О нормах расходов на питание в туристских мероприятиях. Письмо Министерства образования России от 11 января 1993 г. № 9/32 - Ф .

Повышение защищенности туристов за счет лучшей подготовки снаряжения достигается путем подбора однотипного и комплектного снаряжения, допускающего в аварийной обстановке взаимозаменяемость его отдельных частей, включения в состав снаряжения запасных и резервных предметов, испытания всего снаряжения под повышенными нагрузками в условиях тренировочного похода.

Походные группы формируются из объединений учащихся образовательных учреждений. Эти учреждения имеют администрацию, отвечающую не только за оформление документов, но и за качество образовательного процесса, частью которого являются походы, проводимые в соответствии с планами и по приказам учреждений .

Профилактика туристского травматизма в походе.

Контакты с местными жителями. Подросткам при проходе поселка стоит больше молчать. В необходимый или неизбежный контакт с местными жителями лучше вступать руководителю группы. При этом всем нужно помнить о вежливости, здороваться там, где это уместно. Не рекомендуется носить на себе или демонстрировать окружающим ювелирные украшения, часы, плееры, мобильные телефоны и другие дорогостоящие предметы личного обихода.

Поведение в транспорте. При переездах так же, как на вокзалах, группе следует держаться как можно кучнее и по возможности не вступать в контакт с посторонними. Если такового контакта не избежать, необходимо поддерживать его из последних сил вежливо, но не активно. Прерывать контакт приемлемой для этого форме должен руководитель.

Полевой быт.

Организация страховки туристов от ожогов при работе с костром включает следующие требования: дежурные у костра должны иметь костровые рукавицы, быть обутыми и иметь на себе длинные брюки; во время приготовления пищи дежурным должно быть обеспечено свободное передвижение в радиусе полутора-двух метров возле костра. Дужки котлов для приготовления пищи должны быть укреплены и заделаны, а крышки котлов должны легко сниматься и надеваться на котлы. Необходимо по возможности ограничить перемещения людей с наполненными тарелками; не допускаются игры и развлечения с огнем;

Для того чтобы избежать перегрева организма на марше, необходимо: носить легко вентилирующие и впитывающие пот одежду и головной убор светлых тонов, солнцезащитные очки; не начинать движение сразу после приема обильной пищи; передвигаться, по возможности, по теневой стороне и на продуваемых формах рельефа; снижать темп движения в сильную жару. Лицо затеняется козырьком головного убора или мажется солнцезащитным кремом .

3.1. Организация и планирование туристско-краеведческой работы в образовательном учреждении.

План туристско-краеведческой работы - составная часть плана учебно-воспитательной работы образовательного учреждения. Массовая и кружковая форма работы. Туризм в планах работы классных руководителей. Планирование походов с учетом сезонности. Участие в районных, городских и областных туристских мероприятиях. Увязка планируемых маршрутов походов и экскурсий с учебной программой и нормативами на значки “Юный турист России” и “Турист России”.

Зависимость планов туристско-краеведческой работы в образовательном учреждении от уровня развития, туристских традиций и степени подготовленности учителей.

Утверждение годового плана.

Особенности планирования работы в сельских и интернатных образовательных учреждениях.

Структура управления туристско-краеведческой работы образовательного учреждения.

Работа туристского актива. Работа с классными руководителями.

Клуб юных туристов: состав, структура, обязанности членов клуба, содержание работы.

Работа с педагогическим коллективом, проведение семинаров, учебно-тренировочных походов, соревнований, пропаганда туризма среди учителей, анализ работы.

Роль администрации образовательного учреждения, родителей, общественных организаций. Контакты с организациями и учреждениями, содействующими проведению туристско-краеведческой работы: центры и станции детско-юношеского туризма, дворцы и дома творчества, маршрутно-квалификационные комиссии, клубы и объединения по месту жительства, клубы туристов, общества охраны природы, охраны памятников истории и культуры, музеи и другие.

Пропаганда туризма среди родителей. Туристская стенгазета и радиопередачи.

Финансирование и материальная база туристско-краеведческой работы в образовательном учреждении. Составление смет, источники финансирования, финансовая отчетность. Пополнение фондов туристского инвентаря и снаряжения, методических материалов, литературы, учебных пособий.

Учет туристско-краеведческой работы в школе. Формы отчетной документации.

Практическая работа № 1: составление перспективного плана туристско-краеведческой работы на учебный год.

3.2. Формы туристско-краеведческой работы.

Формы туристско-краеведческой работы: поход, путешествие, экскурсия, прогулка, слет, соревнования, кружки и клубы, турист­ский лагерь, работа поисковых групп, школьный музей, туристский вечер и другие.

3.2.1. Работа туристско-краеведческих объединений.

Цели и задачи создания туристско-краеведческих объединений в образовательных учреждениях. Профиль объединения. Подготовка туристского актива - одна из главных задач работы объединения.

Типовые программы туристско-краеведческих объединений. Учебные планы и режим работы, наполняемость, состав. Учет рабо­ты. Оплата педагогов дополнительного образования.

Соблюдение принципа последовательности в накоплении знаний и опыта походов, в усложнении требований и задач.

Учет возрастных особенностей и интересов детей при организации и планировании работы объединений. Соблюдение принципа увлекательности в работе объединения.

Особенности объединений второго и третьего года работы. При­мерный план работы кружка пешеходного туризма на учебный год. Организация занятий; Методические рекомендации к проведению занятий по основным разделам учебного плана.

Школьный туристский клуб: задачи, положение о клубе, устав, структура, клубная символика, клубное самоуправление.

Формы работы актива в своем образовательном учреждении.

3.2.2. Туристский лагерь.

Педагогический смысл создания школьного туристского лагеря образовательного учреждения. Профиль, задачи работы лагеря. Реа­лизация принципов самоуправления и самообслуживания.

Инициативная группа, штаб, совет лагеря. Участие администрации учреждения, родительского комитета. Устав лагеря. План подготовки и строительства лагеря.

Подбор состава лагеря. Педколлектив лагеря. Вопросы финансирования, снабжения продуктами, топливом.

Требования к месту расположения и планировке территории лагеря. Получение разрешения на открытие лагеря в местных органах власти и СЭС, согласование вопросов с лесхозом и другими организациями.

Подбор и подготовка инструкторов и воспитателей.

Документация лагеря.

Оборудование и стройматериалы.

3.2.3. Организация и проведение массовых туристских мероприятий с учащимися.

Виды массовых мероприятий, их характеристика по целям и форме проведения.

Документация (положение, условия проведения, смета, план подготовки и проведения, отчет), ее составление, обсуждение и утверждение.

Вопросы финансирования массовых мероприятий. Согласование вопросов проведения массовых мероприятий с местными органами власти, СЭС.

Роль туристского актива учащихся и учителей в подготовке и проведении массовых мероприятий. Участие родительского актива, бывших воспитанников, работников учреждений дополнительного образования в проведении мероприятий. Привлечение спонсоров.

Тематический “звездный” поход-слет, проведение зачетных маршрутов: посвящение, положение, состав участников, выбор места, прокладка маршрутов, подготовка карт и заданий, обеспечение безопасности, проведение линейки, митинга, игр и развлечений на поляне слета, помощь лесничеству, подведение итогов.

Туристские соревнования школьников: цели и задачи, положение, программа и виды соревнований, судейская коллегия, состав участников, подготовка полигонов и маршрутов, согласование мест проведения соревнований с местными органами власти, лесхрзами, управлениями государственного пожарного надзора, УВД и СЭС. Обеспечение безопасности проведения соревнований. Материальное обеспечение соревнований, водоснабжение, обеспечение дровами, подведение итогов и награждение.

“Правила организации и проведения туристских соревнований учащихся Российской Федерации” - основной документ при проведении туристских соревнований.

Практическая работа Ns 2: личное участие в проведении одного из массовых мероприятий, организованного школой или внешкольным учреждением - представить письменный отчет о проведенном мероприятии, заверенный образовательным учреждением.

Практическая работа № 3: участие в подготовке учебных трасс для соревнований в составе слушателей семинара.

3.2.4. Туристско-краеведческое движение “Отечество”.

Положение о движении “Отечество”. Направления деятельности. Формы деятельности.

Краеведческий туристский слет-конференция: тема и задачи слета-конференции, план подготовки и проведения, состав участников, подготовка выступлений, выставок, конкурсов, использование технических средств и необходимого оборудования, подведение итогов, награждение.

3.2.5. Школьный музей.

Положение о школьном музее (приказ Министерства просвещения СССР от 15.10.85 № 190).

Определение основного содержания музея. Создание тематико-экспозиционного плана школьного музея.

Методика сбора и обработки материалов. Учет и хранение экспонатов. Музейные фонды.

Использование материалов музея в учебной и воспитательной работе. Планирование работы. Формы массовой работы музея.

Работа совета музея. Связь с государственными музеями.

Туристские, краеведческие выставки: тема и задачи выставки, положение, экспозиционный план, отбор экспонатов, подбор жюри, план работы выставки, подготовка экскурсоводов, подведение итогов, награждение.

3.3. Туристские маршруты и экскурсионные объекты родного края.

Разделы программ образовательных учебных заведений с изучением материалов о своем крае. Перечень экскурсий по учебным программам.

Физико-географический обзор края. Природные особенности. Растительный и животный мир, полезные ископаемые. Рельеф. Главные реки и озера. Административное деление края. Транспортные магистрали. Промышленность.

Сведения о прошлом края. Памятники истории и культуры.

Экономика и культура края, перспективы его развития.

Создание картотеки маршрутов и экскурсионных объектов края.

  1. Соотношение калорийности приемов пищи дневного рациона. Пример суточной раскладки. Циклы питания.

Запас у каждого здорового человека ~70000 ккал . Им можно воспользоваться без патологических изменений организма. В походе 2000 ккал/сутки называют базовыми + 1 кс. 1100ккал (2 к.с. 1400 ккал) Соотношение Б:Ж:У = 1:1:4, т.е. 100 г белка = 410 ккал, 100 г жиров = 930 ккал, 400 г углеводов = 1640 ккал ИТОГО - 2980 ккал , но, учитывая то, что продукты полностью практически не усваиваются, получается реально 2200-2300 ккал в лучшем случае.

Распределение ккал по приемам пищи: завтрак (30%), перекус (25-30%), суп (5%), ужин (25%), карманное питание (10-15%).

Наиболее распространенными продуктами, доступными в походе, являются сухое картофельное пюре, сыр, косточковые жиры

Витамины и минеральные вещества.Подбираются с учетом специфики: района похода, времени года, вида похода, индивидуальной особенности каждого участника. Лучше использовать мультивитамины, т.к. они сбалансированы, например, VITRUM. Витамины могут быть как общес.

Также пища должна быть съедобной и по возможности эстетичной:

В походе должно быть около 30, max 40 наименований, чтобы вызвать привыкание к имеющемуся рациону питания.

завтрак обед ужин карпит
геркулес 65,00 суп вермиш. 38,00 гречка 80,00 шоколадки 30,00
молоко 15,00 верм. паутинка 10,00 мясо субл. 40,00 сухофр. 35,00
масло 10,00 сухарь 20,00 сухарь 20,00
колбаса 45,00 сыр Пармезан 45,00 кетчуп 15,00
сухарь 20,00 шоколад пер 30,00 халва 45,00
вафли 30,00 сахар 20,00
сахар 30,00 чай 3,00 сахар 20,00
чай 3,00 соль 3,00 чай 3,00
соль 3,00 соль 3,00
лук 5,00
221,00 169,00 231,00 65,00
Всего

Количество приемов пищи (ед) в день: 2 разовое - завтрак, ужин. 2,5 разовое - завтрак, перекус, ужин. 3 разовое - завтрак, обед, ужин. 3,5 разовое - завтрак, обед, перекус, ужин

Вес дневного рациона на 1 человека зависит: Необходимость ккал на данном маршруте, Режим передвижения, Наличие забросок, Физические возможности группы, Разнообразие рациона. Климатогеографические условия, Другие походные условия. И составляет реально - 650-750г/сутки

Меню.

1. Завтрак. Должен составлять 30% калорийности от суточного рациона. Он обеспечивает работоспособность в первой половине дня, пища должна быть легко и быстро перевариваемая, т.к. самые трудные участки маршрута проходятся утром. На завтрак, особенно в напряженные дни, лучше готовить молочные каши, а не мясные, т.к. на переваривание белков, содержащихся в мясе, необходимо много времени (3 – 4 часа) и энергии, в то время, как простые углеводы, содержащиеся в сахаре, дают энергию через 10 - 15 мин, а сложные углеводы, содержащиеся в крупе, дают энергию постепенно в течении 2-3 часов. Можно с легко усваиваемым растительным белком (сухое соевое молоко, смешивается с сухим молоком). Обязательно горячие напитки.

2. Карманное питание. 10% При интенсивной нагрузке завтрак переваривается через 1,5 – 2 часа, карманное питание помогает сохранить работоспособность до обеда. Оно должно быть богато углеводами. Курага (важна для работы сердца), орехи, шоколад, лимоны в сахаре.

3. Обед. 30%. Высококалорийная пища, которую можно быстро приготовить. Мясной суп и добавить к нему халву, щербет, сало, колбасу, рыбные консервы, паштет. Такое сочетание позволит быстро восстановить силы за счет углеводов и не испытывать голода до ужина за счет белков и жиров. Можно предусмотреть возможность разделения обеда на два приема пищи для более равномерного питания и в тактических целях: один – суп и чай, другой – дополнительный калорийный перекус.

4. Ужин. 30% Пища, богатая белками и углеводами: мясные каши, супы, омлеты, печенье и пряники к чаю.

  1. Кровотечения. Их виды и опасности.

Кровотечения бывают: Наружные и Внутренние.

При внутреннем кровотечении может возникнуть проблема с диагностикой (признаки : боль при надавливании, резкая слабость, потливость, жажда, головокружение, шум в голове, мелькание «мушек» перед глазами, потеря сознания, бледность кожи, губ и слизистых оболочек, частый слабый пульс,) (помощь : холод, покой, кровоостанавливающие средства, например дицинон )

Виды кровотечений:

Капиллярное

Венозное

Артериальное

Смешанное

(признаки см. ниже, в следующих билетах, как и другую, более подробную информацию по кровотечениям)

Опасности:

1. Кровопотеря, шок

2. Инфицирование

Способы остановки капиллярного кровотечения. Обработать рану (перекись, гибидил - саму рану, йод, зеленка, спирт - края, мелкие раны - просто чем-нибудь одним), закрыть бактерицидным пластырем или повязкой. У здорового человека само прекращается приблизительно через 12 минут. Как правило, не представляет опасности.

Венозное кровотечение: опасность не только в кровопотере (поскольку кровь вытекает относительно медленно, можно успеть наложить повязку), но и в эмболии – засасывании пузырьков воздуха в вену. Накладывается давящая повязка, после пропитывания кровью, поверх накладывается еще одна.

Артериальное кровотечение. Если не оказать помощь, смерть может наступить через 2-3 минуты. Останавливается обычно наложением жгута.

При острой кровопотере, после остановки кровотечения больного укладывают на носилки без подушки, приподнимают их ножной край, дают обильное питье. В идеале - внутривенное введение кровезамещающих растворов.


Похожая информация.


Туристско-краеведческая работа является частью учебно-воспитательной работы в школе. Она планируется ответственными за этот раздел учителем, обсуждается на туристском, а затем на пе­дагогическом совете школы и утверждается директором. В плане предусматриваются основные школьные и внешкольные мероприя­тия по туризму по четвертям.

Формы организации туристской работы со школьниками имеют свои особенности. Работа в секциях и краеведческих кружках непо­средственно связана с содержанием целого ряда учебных дисцип­лин. В отдельных темах по географии, биологии, истории использу­ются краеведческие материалы, новые сведения, полученные в кружках и туристских секциях. Эта взаимосвязь способствует более глубокому и прочному усвоению учебного материала, воспитанию учащихся, а туристско-краеведческая работа может стать делом все­го педагогического коллектива.

Туристскую и краеведческую работу ведут в основном учителя физкультуры, географии, биологии, истории. Однако учителя физ­культуры не знают или недостаточно знают вопросы краеведения, охраны природы, в то время как специалисты-предметники не под­готовлены по вопросам физического воспитания и организованным вопросам туризма. Вот почему перед учителями физкультуры стоит важная задача овладения методами внеклассной работы, повышения уровня знаний по краеведению, охране природы, туризму.

Примерные мероприятия для плана туристско-краеведческой работы в школе на учебный год

I четверть

1. Утверждение преподавателя, ответственного за туристскую рабо­ту в школе (приказ директора школы).

2. Составление плана туристско-краеведческой работы на год. Об­суждение плана на туристском и педагогическом совете.

3. Создание туристских секций и краеведческих кружков. Органи­зация их работы.

4. Участие в районном (городском) семинаре учителей-турорганизаторов.

5. Участие учителей географии, биологии, истории в районном (го­родском) семинаре по туризму и краеведению.

6. Составление сметы на год и обсуждение ее на туристском и педа­гогическом совете.

7. Инвентаризация снаряжения.

8. Проведение осеннего школьного слета юных туристов.

9. Участие в районном (городском) слете.

10. Участие в районных (городских) соревнованиях по спортивному

ориентированию.

11. Подготовка и проведение школьного туристского вечера. 12.Разработка тематики краеведческой работы по классам. 13.Организация и проведение вечера туристской песни.

14.Проведение походов выходного дня в 1-11 классах на тему «Золо­тая осень».

15.Проведение походов выходного дня с ночевками в 5-11 классах.

16.Проведение конференций юных туристов. Избрание совета.



17. С оставление смет зимних многодневных походов с учащимися 7-11 классов.

II четверть

1. Разработка и утверждение маршрутов зимних походов.

2. Разработка краеведческих заданий летних многодневных походов и экскурсий.

3. Составление смет многодневных походов с учащимися 5-11 классов в весенне-летний период.

4. Оформление стенда с планами походов и экспедиций.

5. Проведение соревнований по спортивному ориентированию.

6. Приобретение и ремонт туристского снаряжения.

7. Организация и проведение встреч с бывалыми туристами, героя­ми труда и ветеранами Великой Отечественной войны.

III четверть

1. Проведение зимних однодневных походов.

2. Обсуждение туристско-краеведческой работы за 1-е полугодие на туристском и педагогическом советах.

3. Проведение соревнований по туристской технике и спортивному ориентированию.

4. Проведение игр на местности.

5. Проведение семинаров по подготовке младших инструкторов.

6. Подготовка к школьному слету туристов.

7. Подготовка к районному (городскому) слету туристов.

8. Участие в районных (городских) семинарах руководителей тури­стских походов.

9. Составление планов летних тур. мероприятий.

10.Проведение многодневных походов с учащимися 5-11 классов. 11.Подведение итогов зимних многодневных походов с учащимися 5-11 классов. Оформление стенда.

IV четверть.

1. Организация и проведение однодневных походов.

2. Учебно-тренировочные занятия команд.

3. Подготовка и проведение школьного слета.

4. Подготовка команд и участие в районных (городских) слетах и соревнованиях.

5. Подготовка заданий по краеведческой работе в летних походах и экспедициях.

6. Организация и проведение подготовительных работ в школьном

туристском лагере.

Летние каникулы.

1. Проведение многодневных походов и путешествий.

2. Открытие и работа школьного туристского лагеря.

3. Обработка экспонатов для школьного музея.

4. Организация сбора (семинара) для учащихся 10-11 классов по подготовке инструкторских общественных кадров.

5. Подготовка отчетов тур. секции и краеведческих кружков. Изго­товление стендов и другой наглядности.

6. Участие в работе районных (городских) секций по туризму и краеведению на августовских совещаниях.

Организация и содержание работы секции по туризму в школе

Основной формой организации учебной работы по туризму в школе являются классные кружки и общешкольные туристские сек­ции. Их задача - организация круглогодичных занятий, экскурсий, слетов и туристических соревнований, однодневных и многодневных походов, экспедиций, составление отчетов о туристских мероприятиях, отчетных ве­черов, участие в создании и пополнении школьных музеев. При соз­дании кружка в одном классе для лучшего управления он должен делиться на туристские группы, по 12-15 учеников в каждой. Обще­школьные секции формируются по возрастным группам из учащих­ся 5-6, 7-8, 9-11 классов.

Начинать работу легче с технически простых видов туризма (пеший, лыжный), а краеведческую - с познания родного края. Под­держивать интерес и эмоциональное отношение учащихся к роман­тике походов в период летних каникул, отдаленных по времени, трудно, поэтому задачи должны быть близкие и дальние, а работа систематической и круглогодичной. Для поддержания интереса пред туристами должны ставиться все новые и новые задачи. В годовом календаре целесообразно планировать и проводить не более двух туристических мероприятий в месяц в виде экскурсий, соревнова­ний, организации выставок и вечеров, игр на местности и не более одного похода или туристско-краеведческой экспедиции в четверть. Их продолжительность определяется каникулами.

Важными принципами в организации туристской деятельности с учащимися являются цикличность и непрерывность. Там, где основу туристского мероприятия составляет кратковременный темати­ческий поход или поход выходного дня, игры на местности, сорев­нования и т.д., цикл назван малым. Период подготовки к многоднев­ному походу, экспедиции назван большим циклом. Малые и боль­шие циклы, соединенные в определенной последовательности, соз­дают непрерывную круглогодичную систему.

Каждый большой и малый цикл имеет три периода: подготовка туристского мероприятия, его проведение и подведение итогов.

Первый период включает следующие виды работ: сбор мате­риалов о районе путешествия, краеведческую подготовку; физиче­скую подготовку и предпоходную тренировку; хозяйственную рабо­ту, подготовку личного и группового снаряжения.

Второй период - это прохождение маршрута, сбор краеведче­ских материалов, различные виды общественно-полезной деятель­ности. Заключают цикл подведение итогов и отчет, обработка днев­ников и краеведческих материалов, подготовка и проведение отчет­ного вечера.

Для поддержания устойчивого интереса к туристской деятель­ности, для обеспечения тщательной подготовки к основному походу большое значение имеют самоуправление группы, четкое распреде­ление обязанностей. Основные обязанности в группе следующие: командир группы, культорг, физорг, главный краевед, казначей, за­ведующий питанием, заведующий снаряжением, фотограф, редактор дневника, санинструктор, корреспондент и др. В учебных и воспита­тельных целях, а также по желанию учащихся обязанности в группе могут быть перераспределены, но не чаще одного раза в год.

Руководит группой на протяжении обучения в секции один учитель. Для проведения занятий по отдельным темам могут при­глашаться учителя географии, биологии, истории, а также альпини­сты и краеведы из числа шефов, родителей.

Содержание занятий определяется программой для различных возрастных групп. Типовые программы утверждены Главным управлением школ Министерства общего и профессионального об­разования РФ. Типовой программой предусматривается возмож­ность внесения изменений и дополнений с учетом специфики шко­лы. Содержание программы кружков и секций юных туристов с воз­растом усложняется.

Программа для учащихся 5-6 классов рассчитана на 144 ч. На этом этапе учащиеся знакомятся с туристскими возможностями края, с правилами организации самодеятельных походов, изучают физико-географическую и экономическую характеристику района, исторические и культурные памятники. Знакомятся с личным и групповым снаряжением туриста, проходят элементарную топогра­фию, практикуются в ориентировании на местности, измерении рас­стояний, проводят простейшие наблюдения за погодой, раститель­ностью, малыми водоемами, получают сведения по охране природы, санитарии, гигиене, доврачебной помощи.

В программе для учащихся 7-8 классов также предусмот­рено 144 ч. За этот период школьники получают комплекс знаний и практических навыков, необходимых для участия в походах выход­ного дня и многодневных пеших походов не выше I категории слож­ности, знаний правил соревнований по туристской технике и спор­тивному ориентированию. Направление краеведения определяется руководителем, исходя из конкретных условий школы. Учащиеся шире знакомятся с родным краем, глубже изучают топографию -карты и их характеристики, способы ориентирования. Практикуются в выборе мест соревнований по ориентированию, в разработке мар­шрутов походов по карте. Учатся правильно подбирать снаряжение, рациональное питание, готовить документы похода. Тренируются в технике передвижения, преодоления склонов, оврагов, лесных уча­стков, заболоченных мест, водных преград.

В старших классах (9-11) на основе предыдущего опыта уча­стия в походах развиваются спортивные интересы, стремление пройти по сложным маршрутам пешего, горного, лыжного, велоси­педного, водного туризма. Определяются четкие направления в краеведческой работе. Виды туризма школой выбираются в зависи­мости от местных условий: близость гор - для горного туризма, на­личие водоемов и лодок - для водного, климатических условий - для лыжного, возможность приобретения велосипедов - для велосипед­ного: и наличия руководителя для организации и проведения по то­му или другому виду туризма.

Типовые программы по перечисленным видам туризма для учащихся старших классов также рассчитаны на 144 ч. Тематика учебного материала составлена с учетом специфики вида туризма. Так, например, темы «Массовый туризм», «Туристские возможности края» рассматриваются применительно к избранному виду туризма, также рассматривается тема «Особенности организации и проведе­ния походов по горному, лыжному, велосипедному или водному ту­ризму» и т.д. Техника передвижения и преодоления препятствий то­же изучается в зависимости от вида туризма, и для освоения и за­крепления темы требуется различное количество времени.

На основе программы руководитель туристской секции разра­батывает тематический план работы секции на учебный год, а затем составляет план учебно-тренировочных занятий (см. приложение 3).

Примерный план

туристско-краеведческой работы ОУ

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ РАБОТА

п/п

Сроки выполнения

Назначить организатора ТКР с учащимися

сентябрь

Создать оргкомитет движения «Отечество» (туристский штаб, туристский актив)

сентябрь

Изучить и обсудить на педсовете итоги летних туристско-краеведческих мероприятий

сентябрь

Разработать и утвердить план участия школы в движении «Отечество» на новый учебный год

сентябрь

Организовать работу туристских кружков, работу поисковых отрядов по заданиям организаций и учреждений

сентябрь

Разработать темы исследовательских работ

сентябрь

Разработать и утвердить маршруты походов, экскурсий, экспедиций

Представить информацию в РОНО о работе за учебный год и летний период

Завершить обработку материалов, собранных во время летних походов, экспедиций, экскурсий, передать их в школьный музей.

Обсудить итоги ТКР на заседании педсовета

декабрь-май

Оформить документацию на получение участниками походов туристских значков и спортивных разрядов

август-сентябрь

Провести учет тур. снаряжения и инвентаря. Составить смету туристско-краеведческих мероприятий на год.

Начать оформление новых экспозиций в школьном музее (на основе летних походов и экспедиций) или приступить к созданию музея.

Заведующим предметными кабинетами и совету школьного музея разработать конкретные краеведческие задания по маршрутам походов

сентябрь-октябрь

Принять участие в областных конкурсах: «Краеведческое ориентирование», «Краеведческая находка года», на лучшую методическую разработку, на постановку ТКР в школе.

ПОДГОТОВКА РУКОВОДИТЕЛЕЙ И АКТИВА

Провести семинар классных руководителей и собрание учащихся о задачах движения «Отечество»

сентябрь

Организовать работу кружков по подготовке инструкторов и младших инструкторов.

сентябрь

Организовать занятия с учащимися (по классам) по овладению туристскими навыками.

Принять участие в работе семинаров, курсов, организованных РОНО, ИРО, ДООЦ.

МАССОВЫЕ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Провести походы с младшими школьниками (наблюдения за природой)

сентябрь, январь, апрель, май

Провести общешкольную неделю туризма

октябрь-ноябрь

Провести школьную краеведческую конференцию и выставку

Принять участие в районной (городской) конференции.

Провести школьные соревнования по туристским навыкам

сентябрь

Принять участие в районных (областных) соревнованиях.

Организовать экскурсии и экскурсионные поездки

Провести школьный турслет

Подвести итоги соревнования на лучший класс по ТКД

Принять участие в районном турслете

Организовать работу школьного турлагеря

Учет туристской работы

Большое значение в развитии ТКД школы наряду с такими элементами как планирование, организация, стимулирование работы имеет учет, конт-роль и анализ её результатов. Еще он имеет функцию банка данных, статистики, откуда всегда легко получить нужные сведения, т.е. оглянуться на пройденный путь, заимствовать опыт работы. Контроль и анализ результатов работы подразумевает организацию четкого учета туристской работы школы в це-лом, отдельно каждого класса, туристской группы и каждого учащегося. Без учета и анализа текущих итогов работы невозможно проведение соревнова-ний классов по ТКД - важнейшего стимула в развитии всякого дела.

Исходя из целей работы можно выделить несколько уровней учета туристско-краеведческой деятельности - уровень класса и уровень школы. От-дельный учет ведется в туристско-краеведческих кружках, в школьном музее, в лагере, по отдельным туристским мероприятиям школы. Особый раз-дел составляют спортивно-краеведческий, педагогический и финансовый учет и отчетность по многодневным туристским походам, экскурсиям, экспе-дициям.

Учет туристской работы в классе преследует цели привлечения каждого ученика к туризму, своевременного оформления туристских значков и разрядов. Учет позволяет классному руководителю, активу класса выделить школьников, активно участвующих в походах, выполняющих нормативы по туризму.

Турорг класса ведет жур-нал - разлинованную тетрадь - включающий в себя такие три таблицы:

Таблица 1. Туристские походы класса

Номер маршрут-

ного листа

Дата проведения

Главная цель (тема)

Кол-во участников

Таблица 2. Участие школьников в турпоходах

Таблица 3. Выполнение туристских нормативов

Большую роль в пропаганде туризма имеет наглядное оформление итогов работы. Для этого тоже нужен хорошо налаженный учет.

Контролировать, анализировать и обобщать туристскую работу классов, кружков, туристского актива, учителей и родительской общественности, подводить итоги соревнований по ТКД - все это возможно только на базе хорошо налаженного учета на общешкольном уровне.

Не реже одного раза в четверть следует подводить итоги туристской рабо-ты, анализировать работу каждого класса и школы в целом. Данные учета туристской работы дают необ-ходимую информацию для корректировки работы в классах, работы круж-ков, регулярно сообщаются педагогическому совету школы, обсуждаются на Штабе, на административных совещаниях.

Организуя учет туристской работы в школе, следует помнить, что это так-же и форма учета участия учителей в туристских походах, экскурсиях, экс-педициях. На основе учетных данных учитель-турорганизатор составляет таблицу занятости учителей в туристских мероприятиях:

Фамилия, имя, отчество_________________________

Количество дней в походах_______________________

Из них в выходные дни_____________________

Полагается отгулов__________________________

Эти данные передаются в профсоюзный комитет и администрацию шко-лы, и в случае невозможности денежной компенсации эти данные со ссылкой на приказы по школе о проведении походов и других туристских мероприя-тий служат основанием для предоставления отгулов.

Поход – основа туристско-краеведческой деятельности

Основу массового туризма составляют одно-, двух- и трех-дневные походы. Поход заключается в активном передвижении по мар-шруту - пешком, на лыжах, на велосипедах, на водных судах (байдарках, шлюпках, плотах, катамаранах). В зависимости от протяженности и сложности маршрута, коли-чества дней, затра-чиваемых на его прохождение, поход может быть степенным или категорийным (см. Приложение 5).

По целевым приоритетам все туристские по-ходы можно подразделить на такие пять вариантов:

    Походы спортивные (их иногда называют зачетными), глав-ной целью которых является выполнение спортивно-туристских нормативов на значки и разряды.

    Походы краеведческие (познавательные), в которых акцент делается на задачах знакомства с крупными краеведческими объектами. Но и такие походы проводятся при непременном ус-ловии спортивного прохождения не-сколько укороченного мар-шрута.

    Учебно-тренировочные походы школьников, занимающихся туризмом «профессионально». Главная их цель - изучение основ туризма, совершенст-вование туристских навыков, техники ту-ризма, ориентирования.

    Походы со сдвоенной целью - одновременного выполнения обществен-но-полезной работы (задания) и спортивно-турист-ского норматива.

    Походы контрольные - по неизвестному заранее участникам контрольному маршруту, во время прохождения которого группа должна на деле по-казать свои туристские способности .

Подготовка и проведение похода

Планирование предстоящего путешествия - коллек-тивный процесс, дело всей группы, а не только ее ру-ководителя. Итогом такой работы должен стать план, форма которого представлена в таблице (Приложение № 7).

Юридическим основанием для проведения много-дневного путешествия служит приказ директора обра-зовательного учреждения о его проведении (Приложение № 6).

Важным моментом воспитательной работы в туристской группе является самоуправление. Между участниками похода распреде-ляются обязанности и поручения с учетом подготовки, способ-ностей и интересов каждого туриста. Это могут быть:

    ответственный за маршрут (подбор литературы, подго-товка материала о районе похода, составление графика похода);

    командир группы (основной помощник руководителя);

    ответственный за снаряжение (вопросы обеспечения и охраны снаряжения туристской группы);

    ответственный за питание (подготовка перечня продук-тов, распределение по рюкзакам, составление меню и т.д.);

    санитар (контроль за выполнение санитарно-гигиениче-ских норм);

    казначей (составление сметы расходов, сбор денег (хране-ние денег у руководителя группы);

    фотограф (изготовление фотографий и оформление фото-газеты);

    физорг (организация спортивных мероприятий).

Могут вводиться и временные поручения : дежурный повар, ко-стровой и др.

Самоуправление может быть эффективным при умелой его ор-ганизации. Руководитель туристской группы должен быть со-ветчиком, контролером, но, прежде всего, грамотным педагогом, способным в трудную минуту по-дружески поддержать учаще-гося, по-родительски позаботиться о каждом, не скупиться на поощрения и не забывать о мерах наказания.

Проведение походов и путешествий в рамках ТКД регла-ментируется «Ин-струкцией по организации и проведению тури-стских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с уча-щимися, воспитанниками и студентами Рос-сийской Федерации», утвержденной Министерством образования Россий-ской Федера-ции (Приказ № 293 от 13 июля 1992 г.) и являющейся основным документом при проведении туристских мероприятий с учащи-мися. В ней оговариваются требования к участникам и руково-дителям походов и путеше-ствий, строго регламентируются во-просы безопасности, которые являются главными при организа-ции и проведении мероприятий с детьми.

Даже беглое ознакомление с планом подготовки и подведения итогов многодневного (степенного или категорийного) похода позволяет увидеть колоссальный объем рабо-ты, который приходится выполнять руководителю группы для качественного проведения путешествия. К_сожалению, такой труд редко получает необходимую поддержку администрации. Педагогу зачастую приходится бороться с формальными установками: «Поход - это просто», «Как отдохнули в походе?». Такое недальновидное отношение часто отбивает у молодых педагогов охоту руководить детскими объединениями. А ведь серьезный поход – кропотливый труд множества людей – тренеров, детского и родительского коллективов, который если и не оценивается государством материально, должен хотя бы заслуживать моральной поддержки и поощрения.

Перечень

обязательной походной документации:

    Приказ проводящей организации о совершении туристского похода, экспедиции, экскурсии (путешествия) с указанием цели, сроков, маршрута похода, фамилии и должности руководителя и заместителя руководителя, списка участников. Оформляется в 2-х экземплярах: один остается в организации, второй выдается руководителю похода.

    Смета расходов на проведение туристского похода, экспедиции, экскурсии (путешествия).

    Командировочное удостоверение.

    Журналы проведения инструктажа по технике безопасности:

    журнал инструктажа руководителей;

    журнал инструктажа учащихся.

    Разрешения родителей на участие их детей в туристском походе, экспедиции, экскурсии (путешествии).

    Маршрутная документация:

    маршрутный лист (для походов выходного дня, степенных походов, дальних экскурсий (путешествий) или маршрутная книжка (для категорийных походов), заверенные печатью и подписью руководителя образовательного учреждения;

    документы, подтверждающие туристскую квалификацию руководителей (справки о совершенных путешествиях, удостоверения о прохождении курсов повышения туристской квалификации) и туристский опыт участников (справки о совершенных путешествиях);

    необходимый картографический материал с нанесенной на него активной частью маршрута.

    При проведении многодневных походов и дальних экскурсий с ночлегом в населенном пункте – письменное согласие учреждения (организации), принимающего группу, или туристская путевка.

    Разрешение соответствующих организаций на право посещения заповедников, заказников и других территорий с ограниченным режимом посещения.

    Групповая заявка при пользовании железнодорожным транспортом.

    Справки на учащихся из школы (для льготного проезда).

Приложение № 1

Должностная инструкция

ответственного за туристско-краеведческую работу в школе (туристского организатора)

На туристского организатора возлагается ответственность за:

    осуществление анализа (оперативного и итогового) туристско-краеведческой деятельности школы;

    планирование туристско-краеведческой деятельности в школе;

    информационное обеспечение туристско-краеведческой деятельности;

    организацию туристско-краеведческих мероприятий, музейной работы в течение учебного года и в каникулярное время;

    организацию туристско-краеведческих кружков, секций, клубов и других объединений учащихся;

    координацию работы коллегиальных органов управления школьным туризмом и краеведением;

    координацию туристско-краеведческих кружков, секций, клубов и других объединений учащихся;

    профильную туристско-краеведческую подготовку классных руководителей и учителей-предметников – непосредственных организаторов школьного туризма и краеведения;

    выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта;

    установление связей с учреждениями дополнительного образования туристско-краеведческого профиля;

    образовательный центр (спорта и туризма ) ОРГАНИЗАЦИЯ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ методические рекомендации Липецк - 2007 ...

  • Управление образования и науки гооу дод детский оздоровительно – образовательный центр

    Методические рекомендации

    Управление образования и науки Липецкой области ГООУ ДОД Детский оздоровительно образовательный центр (спорта и туризма ) Методические... Сборник официальных документов по детско -юношескому туризму , краеведению, организации отдыха детей и молодежи...

  • Управление образования и науки гооу дод детский оздоровительно – образовательный центр (спорта и туризма) методические рекомендации

    Методические рекомендации

    Управление образования и науки Липецкой области ГООУ ДОД Детский оздоровительно образовательный центр (спорта и туризма ) Методические рекомендации для учителей... выключают и дают указания по организации заключительной части урока. Заключительная...

  • Управление образования и науки г(о) оу дод детский оздоровительно – образовательный центр

    Методические рекомендации

    Управление образования и науки Липецкой области Г(О) ОУ ДОД Детский оздоровительно образовательный центр (спорта и туризма ) Методические рекомендации для... во время физкультурно-оздоровительных занятий, при организации спортивных праздников и других...

  • Детский оздоровительно-образовательный центр спорта и туризма эта память –

    Документ

    ... ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АДМИНИСТРАЦИИ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО -ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР СПОРТА И ТУРИЗМА ЭТА... госпиталь Необходимость его организации объяснялась просто: ... детского дома не поступали. Обратились в архив Управления образования ...

В системе учебно-воспитательной работы образовательных учреждений туризм предстает деятельностью, сочетающий путешествие и познание окружающей среды. Учитывая это туристско-краеведческую деятельность В. Остапец определял как комплексное средство гармоничного развития детей и юношества, который заключается в активном познании и улучшении окружающей среды и самих себя в процессе туристических путешествий.

Объект, предмет и задачи туристско-краеведческой деятельности

Туристско-красзнавча деятельность заключается в поиске, обосновании и раскрытии во взаимосвязях и взаимо зависимостях совокупности особенностей определенной территории, комплексном оценивании ее в естественно-историческом и социально-экономическом аспектах.

Объектом туристско-краеведческой деятельности является совокупность географических, исторических объектов и явлений общественной жизни и их взаимосвязей на определенной территории. М. Откаленко отмечал, что объектом туристско-краеведческой деятельности является общественно-территориальный комплекс, который подтверждает географический характер краеведческих знаний, но не исчерпывает их. Краеведение также содержит знания истории, демографического состава, духовной и материальной культуры населения определенной территории. М. Міроиов рассматривает объект краеведения как социально-экономическое, политическое, историческое и культурное развитие микрорайона, села, города, района, области, природные условия.

Территория, этнический пространство, что состоит из меньших по размеру историко-географических единиц (село, город и т. п), является предметом туристско-краеведческой деятельности. По определению академика Есть. Колесника, краеведение всесторонне изучает малые территории. При этом все факты, явления и процессы исследуют комплексно, то есть в причинно-следственных связях.

Туристско-краеведческая деятельность предусматривает выполнение таких задач:

Способствовать возрождению духовности, национального сознания, любви к родной страны у подрастающего поколения;

Воспитывать уважение к человеку и его труда;

Повышать результативность обучения и воспитания с помощью ярких примеров из окружающей среды;

Обогащать опытом совместной деятельности, общения;

Осуществлять личностное развитие каждого ученика и студента;

Способствовать оздоровлению, повышению уровня физической подготовленности детей, подростков и молодежи;

Научить рационально, без нанесения ущерба природе собирать коллекции, ценные природные материалы;

Развивать умение пополнять собранными во время походов и экскурсий материалами краеведческие музеи или уголки, создавать новые;

Научить постоянно следить за экологическим состоянием окружающей среды и своевременно знакомить общественность с результатами исследований.

Особую актуальность туристско-краеведческая деятельность в системе учебно-воспитательной работы в образовательных учреждениях приобретает ныне. Она предусматривает исследование родного края во взаимосвязи с изучением глобальных и региональных особенностей окружающей среды, создает условия для использования краеведческого материала в учебно-воспитательной работе школы и ВУЗА, обеспечивает применение приобретенных знаний, умений и навыков (как результат непосредственного развития школьников и студентов, обеспечения их жизненного опыта).

Функции и виды туристско-краеведческой деятельности

С учетом того, что туристско-краеведческая деятельность является не только способом проведения свободного времени, но и формой воспитательного воздействия на личность, выделяют различные ее функции и виды. Основными функциями современного туризма являются:

1) воспитательная функция. Каждая туристская поездка формирует определенный опыт терпеливого преодоления неудобств, воспитывает любовь и уважение к людям, родному.края, учит уважительно относиться к традициям, верованиям, мировоззрению других народов и тому подобное;

2) развивающая функция. В процессе путешествий происходят развитие познавательной активности, обеспечение возможности адекватного самопознания, вооружение коммуникативными умениями и навыками;

3) познавательная функция. Она заключается в познании мира, в накоплении опыта, формировании мировоззрения каждого путешественника. Совершая поход или экскурсию по родному краю, юные краеведы получают знания о географические, исторические, экологические и др особенности окружающей среды, учатся сохранять их для следующих поколений, что способствует развитию науки, культуры, искусства и других отраслей человеческого общества;

4) соціалізуюча функция. Происходит овладение навыками взаимодействия с другими людьми, правилам поведения в коллективе и тому подобное;

5) рекреационная функция. Туристские путешествия способствуют улучшению физического и психологического здоровья юных исследователей, которые получают новые впечатления.

Согласно основных функций туризма, которые имеют педагогическое значение, в теории и практике туризма выделяют следующие его виды (В. Ганапольский, Есть. Безносиков В. Булатов, 1987):

а) по характеру путешествия - горный, сухопутно-равнинный, подземный (пещерный), водный, подводный, комбинированный;

6) по способу передвижения - пешеходный, горно-пешеходный, лыжный, велосипедный, водный, парусный, автомобильный, мотоциклетный, конный;

г) по длительности - однодневные походы, двухдневные (походы выходного дня без ночного отдыха и с отдыхом) и многодневные;

г) по масштабу - местные путешествия (в пределах района, области, края) и дальние (районы, отдаленные от места проживания);

д) организацией путешествий - плановый (организуют через туристско-экскурсионные бюро, совета добровольных спортивных обществ, спортивные клубы и коллективы физической культуры по оплаченным путевкам с обеспечением участников питанием, обслуживанием, транспортными средствами) и самодеятельный (организованные усилиями и средствами самих туристов);

е) с целью - познавательный (направлен на изучение родного края, его рельефа, климата, флоры и фауны, хозяйства; предусматривает ознакомление с передовыми предприятиями, встречи с героями и ветеранами Второй мировой войны и труда, делегатами районных, областных и Верховного советов, посещение музеев и памятных мест); оздоровительный (закаливание организма, развитие двигательных качеств повышает работоспособность, оптимизирует активный отдых); спортивный (улучшает физическую подготовку, способствует воспитанию морально-волевых качеств, физическому совершенствованию) и агитационно-массовый (пропагандирует туризм, агитирует широкие массы населения к походам и обмена опытом туристской работы).

С развитием общества появляются и развиваются новые виды туризма. При этом некоторые из них отделяются от туризма, это такие виды спорта, как альпинизм, скалолазание, спортивное ориентирование и др. В то же время и туризм пополняется элементами других видов спорта, что способствует усовершенствованию техники туристических походов и путешествий.



Поделиться: