О посте без совершения намаза. Можно ли поститься, если не соблюдаю другие исламские требования

Вопрос: Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух.
Я держу пост впервые, и каждый день я сильно переживаю, думая, что что-то не так делаю.
Я работаю с утра до вечера, и у меня не получается совершать намаз... Подскажите, пожалуйста, как быть в этом случае?..
Еще меня сильно волнует то, что не могу в платке ходить на работу (по городу), только дома утром и после работы... (плечи и ноги всегда закрыты)
Считается ли это грехом?
И скажите, пожалуйста, если я прекращу из-за того, что не могу совершать намаз и одеваться как положено, будет ли грехом, или мне так же до конца продолжать соблюдать пост? (Все говорят, что это неправильно, и что этим я только грешу)
Спасибо! (Россия, Москва)

Ответ:

Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!

б) пост в Вашей нынешней ситуации.

а) Обязательность намаза и хиджаба

Совершение намаза в предписанное для него время является Вашей обязанностью. Задержка или пропуск намаза без уважительной причины – большой грех. Вам нужно совершить искренне раскаяться в пренебрежении намазом и в будущем постараться сделать все возможное, чтобы исполнять все намазы вовремя. Нахождение на рабочем месте не является уважительной причиной для откладывания намаза. Вам нужно выделить некоторое время из своего рабочего графика для совершения намаза, даже если на каждый намаз будет приходиться 5-10 минут. Носите с собой молитвенный коврик и совершайте намаз там, где Вас не потревожат. Поначалу это может быть трудным для Вас, но делайте то, что Вы в состоянии сделать, и постепенно с помощью Аллаха Ваше положение, даст Аллах, улучшиться.

Аналогичным образом, покрытие волос тоже является Вашей обязанностью. Хиджаб был предписан Кораном, и все алимы единогласны в том, что женщина должна покрывать волосы при выходе из дома. Машааллах, приятно узнать, что Вы стараетесь надевать хиджаб дома, и Ваши старания наверняка ценятся высочайшим образом: не только нами, но и Аллахом. Аллах ценит каждое усилие, которое человек делает на пути к совершению благого. Вам нужно начать делать это усилие на пути к тому, чтобы надевать хиджаб при каждом выходе из дома, а также на рабочем месте. Возможно, в качестве стартового усилия Вы можете начать надевать хиджаб по пятницам при выходе из дома и на работе. И с этой точки постепенно продвигаться на пути к заданной цели. Обратитесь также с мольбой к Аллаху, чтобы он сделал ношение хиджаба легким для Вас. Если на работе не разрешают носить хиджаб, Вам нужно вежливо попросить у руководства разрешить Вам носить хиджаб. Если эта попытка не увенчается успехом, Вы можете написать нам снова, и мы, даст Аллах, дадим совет по дальнейшим действиям.

б) Пост в Вашей нынешней ситуации

Несмотря на то, что Вы не совершаете вовремя намаз и не носите постоянно хиджаб, Вам все равно нужно держать пост. Ваша слабость в плане намаза и хиджаба не должна удерживать Вас от поста. На самом деле, отговаривание Вас от поста – это обман со стороны нафса (эго) и шайтана (Дьявола). Если Вы не исполняете одно-два требования ислама, значит ли это, что Вы должны отказаться сразу от всех из них? Нет, Вам нужно постараться достичь как можно большего в качестве мусульманки, особенно в благословенный месяц рамадан. Быть может, Вы не исполняете некоторые исламские обязанности, но посредством поста Вы исполните одну обязанность. Что-то лучше, чем ничего. Зачем лишать себя блага и пользы от поста, когда у Вас есть возможность и способность поститься? Не забывайте о благах и пользе от поста и помните, что Аллах охотно принимает мольбы постящегося. В одном из хадисов пророк ﷺ сказал:

ثلاثة لا ترد دعوتهم: الصائم حتى يفطر، والإمام العادل، ودعوة المظلوم يرفعها الله فوق الغمام ويفتح لها أبواب السماء ويقول الرب: وعزتي لأنصرنك ولو بعد حين

Мольба трех человек никогда не отвергается:

– постящегося до разговения,

– справедливого правителя,

– притесняемого.

Аллах возвышает ее над облаками и открывает врата небес. Господь говорит: «Клянусь Своей Честью! Я помогу тебе, пусть даже это произойдет и не сразу». (Ибн Хиббан. Сахих. – Хадис 3428, передал Абу Хурейра)

Поэтому воспользуйтесь возможностью поститься и ухватитесь за нее как за идеальный шанс вознести мольбы по Вашим религиозным и мирским нуждам.

А Аллах знает лучше.
Уассалам.

Муфтий Сухайл Тармахомед
Отдел фетв Совета алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)

Время сухура и ифтара (последнее соответствует времени молитвы магриб) для городов России на текущий год представлен в таблице, доступной для скачивания .

Пост (ураза, руза) представляет собой один из столпов ислама, поэтому его соблюдение является для мусульман обязательным.

Обычно под мусульманским постом обыватель понимает воздержание от употребления пищи и питья в светлое время суток. На самом же деле это понятие гораздо шире: в него входит добровольный отказ не только от приёма пищи, но и от совершения каких-либо грехов, совершаемых глазами, руками и языком, а также от некоторых действий. Находясь в состоянии держания уразы, верующий должен чётко осознавать, что он совершает это ради своего Создателя, и не иметь при этом каких-либо иных намерений.

В исламском вероучении, в зависимости от времени соблюдения и значимости, выделяется два вида поста: обязательный (фард) и желательный (суннат).

Первый массово соблюдается мусульманами на протяжении Священного месяца Рамазан, обладающего несравнимым благом для людей. В Своём Писании Аллах напутствует нас:

«В месяц Рамазан был ниспослан Коран - верное руководство для людей, ясные доказательства верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься» (2:185)

Придерживающихся уразы в благословенный месяц мусульман ожидает огромная награда, а за её оставление, не имея на то уважительной причины, непременно последует суровое наказание. Доказательством этому служит следующее высказывание Милости миров Мухаммада (с.г.в.): «Тому, кто во время Рамазана будет соблюдать пост с верой и надеждой на награду Всевышнего, простятся его прежние грехи» (хадис приводят Аль-Бухари и Муслим).

Однако Господь сделал обязательным соблюдение уразы не всем людям.

Кому не нужно держать пост:

1. Людям, не являющимся мусульманами

Важное условие для соблюдения уразы - это исповедование человеком ислама. Для остальных пост не обязателен. В то же время это не означает, что за проведённые без поста дни в месяцы Рамазан каждому человеку, вне зависимости от его вероисповедания, не придётся нести ответ перед Всевышним в День Великого суда.

2. Несовершеннолетним

Ураза вменяется в качестве обязательной для совершеннолетних. При этом необходимо понимать, что подразумевается совершеннолетие с исламской точки зрения, которое наступает не в 18 лет, как принято в большинстве стран мира, а в период полового созревания, которое у каждого человека наступает по-разному.

3. Умственно недееспособным

Умственная дееспособность перечисляется в числе условий обязательности поста. Иными словами, не находящийся в здравом рассудке человек вправе воздержаться от соблюдения этого столпа ислама.

4. Всем, кто находится в пути

Держать уразу не обязательно тем людям, которые находятся в дороги, то есть путникам. Следует отметить, что, согласно шариату, путниками считаются люди, которые удалились на расстояние более 83 км от дома и их путешествие длится не более 15 суток.

5. Физически больным людям

Люди, которые страдают от какой-либо болезни, требующей постоянный прием лекарственных препаратов, либо грозящей сильными недомоганиями и болями, вплоть до угрозы жизни в случае соблюдения уразы, освобождаются от её необходимости.

6. Беременным

Женщины, вынашивающие ребёнка и опасающиеся за жизнь своего будущего чада, вправе не придерживаться поста в месяц Рамазан.

7. Кормящим женщинам

Женщины, которые кормят младенцев своей грудью, также могут не поститься.

8. Женщинам в дни менструации и кровотечений, вызванных родами

В менструальных период и во время послеродовых кровотечений женщины, согласно шариату, находятся в положении ритуального осквернения, ввиду чего несоблюдение уразы им дозволено и, более того, необходимо. Если беременные и кормящие вправе соблюдать пост, то в эти дни женщинам лучше воздержаться.

9. Людям, находящимся без сознания

Верующие, которые пребывают в бессознательном состоянии долгое время, например, в состоянии комы, по понятным причинам так же освобождаются от уразы.

В ситуациях, когда человек пропускает один или несколько дней поста по перечисленным выше причинам, ему надлежит восполнить их потом, когда устранится причина, которая даёт право на несоблюдение поста, например, когда путник вернётся домой или человек выйдет из комы. Верующим, не способным держать уразу в течение года, например, по причине болезни, надлежит за каждый из пропущенных дней кормить одного нуждающегося. Если и это для человека сложно в материальном плане, ибо он сам относится к числу нуждающихся, то он полностью освобождается от данной обязанности.

Желательный пост - это тот, соблюдение которого желательно, но не вменяется мусульманам в качестве обязательного. За соблюдение такого поста верующему полагается награда, а за его оставление греха нет.

Дни, когда желательно держать уразу:

  • День Арафа - за пост в этот день Господь может простить человеку прегрешения, совершённые им за 2 года. Пророк Мухаммад (с.г.в.) пояснял: «Пост в День Арафа служит искуплением грехов, совершённых за прошлый и будущий годы» (хадис от Ибн Маджи и Насаи).
  • День Ашура - постящимся в десятый день месяца Мухаррам стираются все грехи за предшествующие 12 месяцев. Посланник Аллаха (с.г.в.) напутствовал свою умму: «Пост в служит искуплением грехов прошлого года» (хадис приводит Муслим). Однако шиитские богословы уверяют, что держать уразу в этот день нежелательно, поскольку в эту дату был мученически убит внук Заключительного Пророка (с.г.в.) - имам Хусейн, который особо почитаем у мусульман-шиитов.
  • Первые 9 дней месяца Зуль-Хиджа - об этом можно встретить упоминание в хадисе: «Пост в первые дни месяца Зуль-Хиджа, приравнивается к одному году поста» (Ибн Маджа).
  • Месяц Мухаррам - ураза в этот запретный месяц считается суннатом. Ведь сам Пророк Мухаммад (с.г.в.) как-то изрёк: «После Рамадана лучшим для поста является месяц Аллаха - Мухаррам» (хадис приводит Муслим).
  • Месяц Шаабан - ещё один месяц, на протяжении которого желательно поститься. В лунном календаре он идёт перед Рамазаном. В хадисах от Бухари есть упоминание, что Заключительный посланник Всевышнего (с.г.в.) усердствовал в соблюдении уразы в месяц Шаабан, кроме некоторых дней.
  • 6 дней месяца Шавваль - так же желательны для поста. Шавваль следует за Священным месяцем Рамадан. «Если кто-то завершил пост в Рамазан и прибавил к нему шесть дней поста в месяце Шавваль, он получит такую награду, будто бы постился весь год» (хадис от Муслима).
  • Ураза через день , или пост Пророка Дауда (а.с.), который держал уразу через день и который, как говорил Милость миров Мухаммад (с.г.в.), «является самым любимым постом для Аллаха» (в соответствие с хадисом от Муслима).
  • 3 дня в середине каждого месяца - Пророк (с.г.в.) наставлял: «Если захочешь поститься в середине месяца, то постись в 13, 14 и 15 дни» (ат-Тирмизи).
  • Каждый понедельник и четверг - именно в эти дни Посланник Всевышнего (с.г.в.) регулярно соблюдал уразу. «Дела людей представляются Аллаху в понедельник и в четверг, - говорил он. - И я хочу, чтобы мои дела представлялись в то время, когда я соблюдаю пост» (хадис приводит ат-Тирмизи).

Время соблюдения поста в исламе

Известно, что в исламе пост соблюдают на протяжении светлого времени суток. Отсчёт ведётся с наступления утренней зари. В Священной Книге мусульман можно встретить аят:

«Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку на рассвете от черной, а затем поститесь до ночи» (2:187)

Постящемуся надлежит прекратить утренний приём пищи (сухур) до наступления времени фаджр-намаза (как правило, за 30 минут).

Однажды один из подвижников спросил Пророка Мухаммада (с.г.в.) о том, какой временной промежуток должен быть между сухуром и азаном на утренний намаз, на что тот ответил: «Столько, сколько необходимо, чтобы прочесть пятьдесят аятов» (хадис от Бухари и Муслима).

Окончание времени соблюдения поста (ифтар) наступает с закатом солнца и совпадает со временем наступления вечернего намаза. В данном случае, верующему после поста следует сначала разговиться, а затем приступить к намазу.

По окончании сухура читается следующая дуа (ният):

نَوَيْتُ أَنْ أَصُومَ صَوْمَ شَهْرِ رَمَضَانَ مِنَ الْفَجْرِ إِلَى الْمَغْرِبِ خَالِصًا لِلَّهِ تَعَالَى

Транскрипция: «Науайту ан-ассумма саума шяхри Рамадаана мин аль-фаджри иль аль-магриби хаалисан лилЛяяхи тя’ааля»

Перевод: «Я намерился держать пост месяца Рамазан от рассвета до заката искренне ради Аллаха»

Сразу же после разговения - при ифтаре - произносят дуа:

اللَهُمَّ لَكَ صُمْتُ وَ بِكَ آمَنْتُ وَ عَلَيْكَ تَوَكَلْت وَ عَلَى رِزْقِكَ اَفْطَرْتُ فَاغْفِرْلِى يَا غَفَّارُ مَا قَدَّمْتُ وَ مَأ اَخَّرْتُ

Транскрипция: «Аллахумма лякя сумту уа бикя аманту уа аляйкя таваккяльту уа ‘аля ризкыйкя афтарту фагъфирли йа гаффару ма каддямту уа ма аххарту»

Перевод: «О Аллах! Ради Тебя я держал пост, в Тебя уверовал и на Тебя лишь уповаю, разговляюсь тем, что Ты мне послал. Прости, о Прощающий мои грехи, прежние и будущие!»

Действия, нарушающие уразу

1. Намеренный приё м пищи и курение

Если постящийся осознанно съел или выпил что-либо, закурил, то его ураза в этот день не будет принята. Но если он съел что-то не намеренно, например, по забывчивости, то в этом случае человеку надлежит прекратить поглощение еды или питья, как только он вспомнил о своём посте, и он может продолжить держать уразу - такой пост будет считаться действительным.

2. Интимная близость

После совершения полового акта пост нарушается. Аналогичные последствия и у поцелуя губы в губы, а также семяизвержения вследствие сознательной стимуляции (мастурбации).

3. Закапывание лекарства в нос и уши

Ураза становится недействительной, как только человек использует специальные лекарственные препараты, применяемые для закапывания в нос и слуховой канал, если они попадают в гортань. В то же время инъекции, которые делаются в вену или мышцу, а также глазные капли пост не нарушают.

4. Проглатывание жидкости при полоскании горла

При соблюдении поста необходимо проявлять осторожность, полоща горло в лечебных целях или просто для смачивания, - попадание воды внутрь сделает ваш пост недействительным. Купаться в водоёме и принимать ванну в состоянии уразы допустимо, но следует остерегаться проникновения жидкости через носовые пазухи, глотку и уши.

5. Использование медицинских ингаляторов

Во время поста следует по возможности избегать применения ингаляторов.

6. Намеренное вызывание рвоты

Если человек, держащий уразу, намеренно вызвал рвоту, то его пост считается нарушенным. Если же рвота произошла не по воле человека, то пост остаётся действительным.

7. Менструация

В ситуации, когда у женщины в светлое время суток наступает , ей надлежит прекратить поститься. Этот день ей необходимо будет восполнить после завершения месячных.

Польза от соблюдения поста

Данный столп ислама несёт в себе множество достоинств для соблюдающих его верующих.

Во-первых, ураза способна ввести человека в райские сады, чему можно найти подтверждение в жизнеописании Пророка (с.г.в.): «Поистине, в Раю есть врата, называемые «Ар-Райян», через которые в День Суда будут входить постящиеся. И не войдет через эти врата никто, кроме них» (хадис от Бухари и Муслима).

Во-вторых, пост будет служить в качестве заступника мусульманина в Судный день: «Пост и Коран в Судный день будут заступаться за раба Аллаха» (хадис от Ахмада).

В-третьих, ураза влечёт за собой , о чём было сказано ранее.

Кроме того, все просьбы верующего, соблюдающего пост, будут приняты Всевышним. Пророк Мухаммад (с.г.в.) сказал: «У постящегося никогда не отвергается дуа во время разговения» (Ибн Маджа).

Наступил месяц Рамадан, и у мусульман, как всегда появляются вопросы, связанные с соблюдением поста в месяц Рамадан. В частности, люди, которые не соблюдают все обязанности Ислама и не отстраняются от всех его запретов, — находятся в раздумье, держать им пост или нет. К примеру, люди, которые не совершают намаз, или женщины, которые не покрываются, совершают какие-то явные грехи, такие люди стоят перед выбором, стоит ли им держать пост, будет ли их пост действительным, если они не соблюдают других религиозных предписаний, совершают грехи и прочее. Каждый из людей, которые находятся в подобной ситуации, задает себе такой вопрос. Тем более, что иногда практикующие, но невежественные мусульмане говорят таким людям: «Зачем тебе поститься, если ты не делаешь намаз, не носишь хиджаб, твой пост не примется».

Здесь нужно понимать, что обязанности Ислама носят индивидуальный характер, и они не зависят друг от друга. Если человек не совершает намаз и держит пост, это не значит, что его пост не примется, действительность поста никак не связана с действительностью намаза. То же самое, если женщина не носит хиджаб: это не значит, что хиджаб является условием действительности поста – если она не носит хиджаб и постится, ее пост зачтется. Поэтому тем, кто сомневается, нужно отбросить сомнения и начать поститься, чтобы пост стал причиной преображения человека и его изменения.

Это правило выводится из Корана, где Всевышний Аллах говорит в суре Бакара: «О те, которые уверовали! (это обращение к каждому верующему – к каждому человеку, который считает себя мусульманином, даже если он не соблюдает религию). «Вам предписан пост так же, как он был предписан предыдущим общинам». Пост не является чем-то уникальным для мусульман, он был предписан и общинам других пророков как вид поклонения.

Далее Всевышний Аллах говорит: «Возможно, вы проявите богобоязненность» — то есть, возможно этот пост, если вы будете его соблюдать должным образом, изменит вас — человек, который не делал намаз, если будет держать пост, этот пост его духовно изменит.

Поэтому человеку в этом месяце следует посетить мечеть – чтобы она не была чуждым для человека местом, чтобы он знал, как войти туда, как совершить намаз – если он не умеет, просто посмотреть, как другие люди совершают намаз, чтобы устранить эту отчужденность современного человека, живущего неисламскими ценностями, от мечети. И лучшим временем для этого является месяц Рамадан. Поэтому нужно стараться держать пост, чтобы видеть в нем не просто какой-то обычай предков или магический ритуал, который совершают без смысла и понимания. А это деяние, которое изменяет наше сердце – когда мы будем испытывать голод и жажду и будем сострадать людям, у которых нет еды, для которых даже вода — это роскошь. И когда мы испытаем этот состояние, оно должно изменить нас и поменять наше ощущение жизни.

Ценность этого месяца огромна. Нужно понимать, что у этого месяца есть определенный баракат, милость Аллаха, и эту милость нельзя получить, соблюдая пост в другое время. Это милость Аллаха, которую Он дает именно в это время. Поэтому Рамадан — это лучшее время, чтобы покаяться в своих грехах, сделать таубу и стараться измениться. И если человек чего-то из религии не соблюдает – это лучшее время сделать дуа и попросить Аллаха чтобы Он дал мужество и силу соблюдать религию.

Абу Али аль-Ашари

Запись аудио-лекции, прочитанной для сайта Азан.кз.

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

Тот, кто не совершает молитву, его деяния тщетные, даже если он не становится кафиром, в чем есть разногласие известное среди ученых!

Доводов этому много в Сунне.

Как-то раз, в один из пасмурных дней Бурайда сказал: “Совершайте послеполуденную (‘аср) молитву пораньше (сразу после наступления ее времени), ибо, поистине, пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тщетными окажутся деяния того, кто оставит послеполуденную молитву!» ” аль-Бухари 553.
И если даже пропуск одной молитвы делает тщетными деяния, то что сказать о том, кто вообще не совершает никогда все пять обязательным молитв?!
Шейх Ибн аль-Къайим сказал: “Из этого хадиса следует, что дела, которые становятся тщетными, бывают двух видов. Несовершение молитв вовсе, что делает тщетными все дела, и оставление определенной молитвы в определенное время, что делает тщетными деяния этого дня. Таким образом, все дела становятся тщетными при полном оставлении молитв и становятся тщетными деяния одного дня за оставление определенной молитвы. Если кто-то скажет: «Каким образом деяния могут стать тщетными без вероотступничества?» То следует сказать: «Да может, ибо Коран, Сунна и высказывания сподвижников говорят о том, что грехи уничтожают благие дела, так же как и благие дела уничтожают грехи! Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Не делайте ваши подаяния тщетными своими попреками и оскорблениями» (аль-Бакъара 2: 264). Он также сказал: «О те, которые уверовали! Не повышайте ваши голоса над голосом Пророка и не обращайтесь к нему так же громко, как вы обращаетесь друг к другу, а не то ваши деяния окажутся тщетными, и вы даже не почувствуете этого»” (аль-Худжурат 49: 2). См. “ас-Саля уа хукму тарикиха” 43.
Однако хотел бы сделать важное напоминание, что некоторые умники поступают весьма не мудро, говоря немолящимся, которые соблюдают пост, что в их посте нет смысла и что это никакой роли для них не играет, способствуя тому, что эти люди перестают соблюдать и пост!
Вот фатуа ученых Постоянного комитета (аль-Ляджнату-ддаима), которые кстати считали оставившего даже одну молитву неверным:
Вопрос: «Я видел молодых мусульман, которые постились, но не совершали или бросили молитву. Принимается ли пост тех, кто постился, но не совершает молитву? Я слышал, как некоторые проповедники говорили таким: “Можете не соблюдать пост, ибо нет поста у того, кто не совершает молитву».
Ответ: «Тот, кому стала обязательной совершение пятикратной молитвы, и кто оставил ее сознательно, отрицая ее обязанность, тот становится неверным по единогласному мнению! А что касается того, кто не совершает молитву по лени и нерадивости, то тот, то же является неверным в соответствии с правильным мнением ученых в этом вопросе. И тот, о ком вынесено решение, что он неверный, то его пост и все его благодеяния становятся тщетными, как сказал Всевышний Аллах: «Если они приобщат сотоварищей (Аллаху), то станет тщетным все, что они совершали» (аль-Ан’ам 6: 88).
Однако не велят такому оставить пост! Ведь его пост несет ему только благо и приближает к религии. Есть вероятность, что страх в его сердце вернет ее к совершению молитвы, которую он прекратил, и к покаянию за это» . См. «Фатауа ас-Сыям» 68.



Поделиться: