Нарушения восприятия «себя», как основная причина формирования искаженного психического развития особых детей. Как вес влияет на восприятие себя

Восприятие мира и себя в нем

Самооценка - это отношение и чувства к себе, представление человека о себе. Самооценка проявляется в поведении каждого из нас.

Попробуем ввести в рассуждение образ «котла». В семье психоаналитика на ферме был котел, которым пользовались все, кому это было нужно. Мама готовила в котле суп. В разгар молотьбы котел наполнялся тушеным мясом. В другое время года отец хранил в нем луковицы цветов. Любой, кто хотел использовать этот котел обязательно должен был поинтересоваться: чем он сейчас наполнен? Насколько он полон?

Так и с людьми. Их жизнь может быть наполненной или пустой, они могут быть надломленными ощущениями собственной ненужности. На одной из консультаций присутствовала семья, члены которой никак не смогли объяснить друг другу, что они чувствуют и тогда психоаналитик рассказала им про этот черный котел. Вскоре члены семьи начали говорить о своих индивидуальных «котлах» – есть ли у них чувства уверенности или одиночества, стыда или безнадежности. Эта метафора очень помогла им.

Например, сын скажет: «мой котел пуст». Это говорится тогда, когда он чувствует себя усталым, неинтересным, обиженным, не способным любить.

Кому-то термин «котел» может показаться неуместным. Но многие научные понятия, которые используют профессиональные психологи для определения самооценки, звучат совершенно нежизненно, они выглядят стерильными. Семьям легче выразить свои чувства и ощущения с помощью метафоры и легче понять других людей.

Мы будем пользоваться термином «котел», когда будем иметь в виду самоценность или самооценку.

Самооценка – это способность человека честно, с любовью и по достоинству оценить себя. Тот, кто любим, открыт для нового. Самое важное, что происходит внутри каждого человека и между людьми – это самооценка, личный «котел» каждого.

Человек, чья самооценка высока, создает вокруг себя атмосферу честности, ответственности, сострадания, он чувствует себя важным и нужным, он ощущает, что мир стал лучше оттого, что он в нем существует. Он доверяет самому себе, но способен в трудную минуту просить помощи от других, однако он уверен, что всегда способен принимать самостоятельно решения, совершать обдуманные поступки. Только ощущая свою собственную высокую ценность, человек способен видеть принимать и уважать высокую ценность других людей, он внушает доверие и надежду, он не пользуется правилами, которые противоречат его чувствам. В то же время он не идет на поводу у своих переживаний. Он способен делать выбор. И в этом ему помогает его интеллект.

Он ощущает собственную значимость постоянно. Конечно же, жизнь ставит перед ним сложные задачи, когда возникает состояние временной усталости, когда проблемы вдруг возрастают и требуют своего решения, когда жизнь заставляет прилагать большие усилия одновременно во многих направлениях, самооценка такого человека может снизиться. Однако он воспринимает это временное чувство как собственный результат возникшего кризиса. Этот кризис может оказаться началом каких-то новых возможностей. Ясно, что в период кризиса чувствуешь себя не лучшим образом, но человек с высокой самооценкой не прячется от трудностей, зная, что преодолеет их и сохранит свою целостность.

Чувствовать себя не на высоте – это не то же самое, что чувствовать свою низкую самоценность. По сути, второе из этих чувств означает, что вы испытываете какие-то нежелательные переживания и стараетесь себя вести так, словно их вовсе нет. Нужно иметь достаточно высокую самооценку, чтобы принять переживания неуспеха.

Люди с высокой самооценкой то же могут чувствовать себя не на высоте. Однако из-за этого они не считают себя безнадежными, и не делают вид, что ничего такого не чувствуют. Они также не перекладывают свои переживания на других. Вполне естественно время от времени чувствовать себя не в лучшей форме. Это очень большая разница - обманываете ли вы себя, что все в порядке или признаете, что бывают нелегкие времена, с которыми вам необходимо справится. Чувствовать себя не на высоте и не признаваться в этом, значит обманывать себя и других. Отрицая, таким образом, свои чувства вы начинаете недооценивать и самих себя. Все остальное, это происходит с нами, часто является следствием такого отношения к себе. До тех пор пока это только отношение, необходимо попробовать поменять его.

Для того чтобы почувствовать себя увереннее можно сделать простое упражнение: расслабиться, закрыть глаза и сосредоточиться на собственных ощущениях. Что Вы чувствуете? Что произошло с Вами или что происходит в эту минуту? Как Вы реагируете на то, что происходит? Что Вы чувствуете по поводу своей реакции? Если Вы чувствует себя скованно, расслабьте Ваше тело и проследите за своим дыханием. Теперь откройте глаза. Вы должны ощущать в себе силы.

В результате выполнения этого упражнения в течение нескольких мгновений вы можете изменить свое состояние. Это придаст устойчивость Вашей позиции и сделает более ясным сознание.

Можно проделать следующие упражнение вместе с членами Вашей семьи. Выберете себе партнера и расскажите друг другу о своих чувствах. Необходимо выслушать друг друга и поблагодарить, не давая ни каких оценок. Нужно как можно чаще делать это упражнение с людьми, которым Вы доверяете. А теперь расскажите друг другу о том, что помогает Вам чувствовать себя на высоте, а что, напротив снижает веру в себя. В результате могут открыться новые перспективы в отношениях с людьми, с которыми Вы жили все эти годы. Вы почувствуете, что стали ближе друг другу, более реалистично посмотрите на себя и своих родных. Когда закончите это упражнение, позвольте себе рассказать о том, что с Вами сейчас произошло.

Ребенок приходит в мир без прошлого, без каких-либо представлений о том, как себя вести, без критериев самооценки. Он вынужден ориентироваться на опыт окружающих его людей, на те оценки, которые они дают ему как личности. За первые 5-6 лет он формирует свою самооценку почти исключительно на информации, которую получает в семье. Потом в школе на него влияют другие факторы, но роль семьи по-прежнему очень важна. Внешние факторы, как правило, подкрепляют высокую или низкую самооценку, которую ребенок приобрел дома:

· уверенный в себе подросток успешно справляется с любыми неудачами в школе и дома;

· ребенок с низкой самооценкой, несмотря на все свои удачи, постоянно терзается сомнениями, для него достаточно одной промашки, чтобы зачеркнуть все предыдущие успехи.

Каждое слово, мимика, жесты, интонация, тембр и громкость голоса, прикосновения и действия родителей несут ребенку сообщения о - его самооценности. Большинство родителей даже не осознают, какой именно смысл содержится в этих посланиях своему ребенку.

Можно проделать следующий эксперимент: вечером, когда вся семья соберется за ужином, постарайтесь почувствовать, что происходит с Вами когда к Вам обращаются другие члены семьи. Конечно же будет много реплик, которые не вызовут никакой реакции. Однако некоторые могут вызвать чувство собственной ценности или приниженности. Все зависит от тона, выражения лица собеседника, от времени когда была произнесена та или иная фраза, а может быть Вас перебили, выразив при этом полное равнодушие к Вашим намерениям важно здесь и то как вы сами к себе относитесь.

Когда ужин будет подходить к середине, взгляните на ситуацию по-другому. Прислушайтесь, что Вы сами говорите своим близким. Постарайтесь поставить себя на их место и представить что они чувствуют когда Вы разговариваете с ними так, как Вы это обычно делаете. Помогаете ли Вы своим близким почувствовать, что они пользуются вашим уважением и любовью?

На следующий день расскажите им о Вашем эксперименте. А теперь предложите. Всем принять участие в нем. А после обеда обсудите то, что Вы заметили и почувствовали.

Ощущение самооценности может сформироваться только в такой атмосфере, где принимаются любые индивидуальные различия, где любовь выражается, открыто, где ошибки служат для приобретения нового опыта, где общение откровенно и доверительно, а правила поведение не превращаются в застывшие догмы, где личная ответственность и честность каждого неотъемлемая часть взаимоотношений. А это и есть атмосфера зрелой семьи. Не удивительно, что дети в такой семье чувствуют себя нужными и любимыми, вырастают здоровыми и умными.

Дети из неблагополучных семей часто беспомощны, они растут в атмосфере жестких правил, критики, постоянно ждут наказания и не имеют возможности почувствовать личную ответственность за что-либо. У них высок риск деструктивного поведения по отношению к самим себе или к окружающим. Их внутренний потенциал остается нераскрытым.

Подобные различия в самооценки проявляются и у взрослых членов семьи. Если семья не влияет на представление взрослого о себе, то самооценка родителей сильно влияет на то, какой тип семьи они создадут. Родители с высокой самооценкой вероятнее сформируют гармоничную семью. Родители с низкой самооценкой, скорее всего, создадут неблагополучную семью, Система отношений в семье зависит от родителей.

Опыт работы убеждает в том, что все боли человека, его проблемы, а иногда и преступления – это результат низкой самооценки, которую люди не смогли ни осознать, ни изменить.

Попытайтесь провести эксперимент:

· попытайтесь вспомнить те моменты Вашей жизни, когда настроение поднималось (повышение в должности, комплименты по поводу внешности, одежды и т.п.). Постарайтесь вспомнить чувства, ощущения и переживания в эти дни. Тогда Вы поймете, что значит чувствовать себя самооцененным;

· вспомните ситуацию когда допустили промах или серьезную ошибку (обида на коллег, бессилие перед какой-либо ситуацией и т.п.). Вернитесь к тем чувствам, ощущениям, которые Вы тогда переживали, вспомните их, даже если эти воспоминания принесут некоторую боль. Это и значит чувствовать себя малооцененным, переживать низкую самооценку;

Существуют способы повышения самооценки в любом возрасте, так как самооценка возникает в результате научения. Формирование ее происходит всю жизнь. По этому заняться этим никогда не поздно.

Всегда есть надежда, что Ваша жизнь может измениться, потому что в каждой ее момент Вы узнаете что-то новое.

Сущность человеческой жизни состоит в том, что человек находится в постоянном движении, он развивается и меняется всю жизнь. Чем старше он становится, тем труднее меняется, тем больше времени занимает процесс развития.

Декларация самооценности.

· «Я» - это «Я».

· Во всем мире нет никого в точности такого же как «Я».

· Есть люди в чем-то похожие на меня, но нет никакого в точности такого как «Я».

· Поэтому все, что исходит от меня – это подлинное мое, потому, что именно «Я» выбрал это.

· Мне принадлежит все, что есть во мне: мое тело, включая все, что оно делает; мое сознание, включая все мысли и планы; мои глаза; мои чувства, какими бы они ни были; мой рот и все слова, которые он произносит; мой голос, громкий или тихий; все мои действия, обращенные ко мне самой или к другим.

· Мне принадлежат все мои фантазии, мечты, надежды и страх.

· Мне принадлежат все мои победы и успехи. Все мои поражения и ошибки.

· Все это принадлежит мне. И поэтому «Я» могу очень близко познакомится с собой, полюбить и подружиться с собой. И «Я» могу сделать так чтобы все во мне содействовало моим интересам.

· Я знаю что кое-что во мне озадачивает меня и есть во мне что-то такое, чего «Я» не знаю. Но поскольку «Я» дружу с собой и люблю себя, «Я» могу осторожно и терпеливо открывать в себе источники того, что озадачивает меня и узнавать все больше и больше разных вещей о самом себе.

· Все что «Я» вижу и ощущаю, все что «Я» говорю и что «Я» делаю, что «Я» думаю и чувствую в данный момент, это мое. И это в точности позволяет мне узнавать, где «Я» и кто «Я» в данный момент.

· Когда «Я» вглядываюсь в мое прошлое, смотрю на то, что «Я» видел и ощущал что «Я» думал и как «Я» чувствовал, я вижу что не вполне меня устраивает. Я могу отказаться от того, что кажется неподходящим. И сохранить то, что кажется очень нужным, и открыть что-то новое в себе самой.

· Я могу видеть, слышать, чувствовать, думать, говорить и действовать. Я имею все, что бы быть близким с другими людьми, чтобы быть продуктивным, вносить смысл и порядок в мир вещей и людей вокруг меня.

· Я принадлежу себе, и поэтому «Я» могу строить себя.

· «Я» – это «Я», и «Я» – это замечательно!

Магический узор Вашего «Я».

Представьте, что Вы воспринимаете мир с помощью специальных очков, у которых 8 линз. Каждая из них отражает важную часть Вашего «Я».
Эти линзы следующие:

1. Тело – отражает физическую часть «Я».

2. Мысли – отражают интеллект.

3. Чувства – отражают эмоциональную сферу.

4. Ощущения – отражают работу органов чувств: глаз, ушей, кожи, языка, носа.

5. Отношения – отражают способность вступать во взаимоотношения с различными людьми.

6. Среда – пространство, время, атмосфера, цвет, температура, т.е. факторы существования «Я».

7. Пища – жидкие и твердые продукты питания.

8. Душа – духовная часть «Я».

Через первую линзу Вы видите свое тело со всеми его частями и органами. Если Вы никогда не видели, из чего состоит организм человека, можно посмотреть анатомический атлас. А теперь соотнесите все это с Вашим организмом. Прислушиваетесь ли Вы к потребностям Вашего тела. Организм может сообщить Вам, голодны, ли Вы, или устали, или, быть может слишком напряжены.

Вторая линза отражает интеллект, познавательные способности и возможности вашего мозга. Благодаря когнитивной способности можно получать ответы на вопросы типа: «Как я могу научиться новому? Как могу анализировать ситуацию и решать различные проблемы?»

Через третью линзу отражаются эмоции и чувства. Насколько Вы свободны в осознании и принятии своих чувств? Какие ограничения Вы налагаете на собственные эмоции и переживания? Можете ли Вы дружески относится к ним, ведь от того как Вы обращаетесь с ними очень много зависит. Чувства вносят в жизнь своеобразие, краски, остроту, отражают сиюминутное состояние, связь самооценки и эмоционального «Я».

Четвертая линза дает представление о том, как Вы себя ощущаете. Каково физическое состояние ваших органов чувств? Насколько свободно Вы позволяете себе видеть, слышать и обонять, воспринимать вкусовые и тактильные ощущения? Какие ограничения наложены на действия ваших органов чувств? Можете ли Вы отбросить эти ограничения?

В детстве не разрешалось видеть, слышать, трогать некоторые вещи. Часто это кончалось тем, что мы не в полную меру использовали свои органы чувств. Если же мы полностью принимаем наши ощущения и эмоции, свободно пользуемся нашими органами чувств, мы расширяем круг своих связей с миром и значительно обогащаем себя.

Пятая линза отражает то, как складываются Ваши отношения с людьми. Они формируются в процессе общения. Как Вы оцениваете качество различных отношений, которые складываются между Вами и другими людьми? Как Вы используете свою силу и авторитет? Может быть Вы стараетесь не показывать их и предпочитаете быть жертвой, или используете их, чтобы стать диктатором? Другими словами, Вы используете свою силу для помощи и поддержки других и самого себя или для того, чтоб держать всех в страхе? Можете ли Вы объединится с членами Вашей семьи или с другими людьми для того, что бы действовать сообща? Как обстоят дела с чувствами юмора, любите ли Вы шутить, хватает ли Вам хорошего настроения для того, чтобы сделать свою жизнь и жизнь других людей легче и счастливее?

Человек – это творение вышестоящих (более развитых) цивилизаций. Не столько по образу и подобию, сколько по желанию и предназначению.

Итак, человек в полном, цельном смысле этого слова – это симбиоз биологического робота (оболочка) с набором рефлексов и сознания, некой энергетической субстанции, решающий определенные цели и задачи. Если более просто и понятно, то тело – это робот, управляемый дистанционно, оператором, в среде не пригодной для существования самого оператора.

Оператор имеет сильную психофизическую связь с телом (оболочкой), а задачи в большинстве (и за редким исключением) требуют полного слияния с ним. По этой причине так остро и так критично ощущаются базовые потребности тела, хотя на самом деле значимость их уже системой искусственно возведена в Абсолют. Также стоит осознавать тот факт, что сознание является главенствующим, оно всегда определяет приоритет целей и задач, а кроме того их значимость в текущий момент времени. Тело же может не более чем посылать сигналы о своем текущем состоянии и потребностей для продолжения оптимального рабочего ритма.

Но выбор всегда за сознанием. Для осознания данного факта йоги и занимаются этой своей всякой лабудой. Само же сознание даже в теле не находится. Как оно выглядит и где находится - не важно. Важно понимать факт того, что сознание управляет телом, а оно ему полностью подчиняется. Появление сознания (осознанности) дает независимость от тела, оно перестает быть хозяином ситуации. Развитие его сверхспособностей по большому счету не играет значимой роли для достижения целей и задач жизни. Это не более, чем занятие спортом на профессиональном уровне. На определенном уровне осознанности жизнь становится похожа на фильм «Суррогаты». Большинству людей этого не надо, оно будет только мешать процессу их обучения. Так что не слишком заморачивайтесь насколько крутой уровень осознанности вы сейчас имеете. Достаточно просто иметь ее саму.

Фокус внимания, текущий момент



Правильней будет сказать, что фокус внимания – это фокус сознания, направленный большей его частью на конкретную ситуацию. Для простоты понимания этого проведем сравнение с человеком и его средствами восприятия мира. Ваше зрение на 80% направлено прямо и на 20% присутствует периферическое (боковое) зрение. Если взять за 100% и то и другое, получится, что на текущее событие вы тратите 80% своего внимания, а 20% его оставляете на контроль окружения.

Так и сознание присутствует в нескольких мирах и телах, разделяя себя в зависимости от необходимости. Тут имеется ввиду более высокие сущности, частью которых мы и являемся.


Непосредственно нас же интересует наша сущность и тело. Так вот, возьмите и как бы со стороны, обезличенно, взгляните на все то именно количество вещей, о которых вы сейчас и постоянно думаете. Даже находящихся в вас где-то очень глубоко и казалось бы незначительно. Вы увидите, что в реальности все свое сознание вы разделили на очень, очень и очень много вещей, которые только потребляют ресурс энергии, но никакого значения не имеют для вас, а на значимые части в таком случае выделяется не более чем остаток той общей энергии. Поэтому и результаты и жизненные показатели у вас такие же. Очень важно уметь находиться в текущем моменте здесь и сейчас, то есть уметь выбрать наиболее значимое из всего, отбрасывая все остальное до изменения критерия важности.

Если совсем упростить, то нужно полностью очистить голову от всех мыслей, стать чистым и обезличенным от всего – это и есть присутствие в текущем моменте. Перенос части сознания (внимания) на конкретное событие, перенос фокуса внушения. Зарождение эмоций касательно чего-либо, наделение важностью данного события. Эмоциональный окрас событий, ваше отношение к ним определяет критерий важности. Для попадания в текущий момент необходимо стать обезличенным, убрать все критерии, погасить эмоциональный окрас, отключить внутренний диалог и выкинуть ворох мыслей. При первом попадании в это состояние ощущения будут своеобразные. Вы наконец-то сможете видеть все, что происходит. Это интересно – просто смотреть. Существует достаточно много различных состояний, момент из них – это состояние спокойного обезличенного созерцания.

После его освоения, человек получает возможность выбора уровня свей реакции на что-либо и определения его критерия для себя. Это не так сложно, как может показаться. Немного практики и все получится.

Состояние Потока или на гребне Волны

Я тут очень много говорю об эмоциях, и это все не просто так. На самом деле те, кто из вас достигнут успеха в развитии, а это именно все вы, просто в разное время, будут контролировать только свое внутреннее (эмоциональное) состояние, а дальше выбирать независимо от чего какое хотите. Ведь эмоция – это просто нейтральная энергия, она изначально ни хорошая, ни плохая. А вот в какую сторону ее направить, в какие цвета окрасить, – выбор у каждого свой. Когда любой из вас ловит этот момент переключения эмоций (вернее их окрас), и это у него получается, как же интересно на вас смотреть! Вы все начинаете без умолку болтать, такое ощущение, что вам надо рассказать очень срочно всю вашу жизнь. И вы видите, сколько моментов можно было прожить по-другому. Вот сами задумайтесь, где, какую и когда эмоцию испытывать вам говорили с детства. Кроме основополагающих, прошитых в глубокий уровень подсознания, таких как: чувство самосохранения или любопытство, и конечно лежащие в их основе состояния страха или любви. Ваша эмоциональная реакция и есть тот продукт, ради получения которого вас поместили в стадо и доят – такое вот своеобразное человеческое молоко.

Ведь по большому счету, если вы разбили машину, то можно и радоваться. Весь вопрос в том, как это воспринимать.


Как же вас тогда научили реагировать на этот случай?

Разбили машину → ее нет → проблемы с ремонтом → непредвиденные затраты →

разочарование → усиление (самораскрутка) → злоба и агрессия.

И вот уже вы ходячая, и отнюдь не сексуальная, бомба. Попробуйте просто в такой момент выдать другую реакцию, а не ту, что привыкли.

Теперь перейдем к двум длительным состояниям:

1). Глубокая депрессия;

2). Эйфория, состояние Потока.

Любые длительные состояния – это собранный паззл из более мелких состояний, имеющих общую производную и цель.

Так вот, депрессия – это постоянная цепь событий, воспринимаемых негативно. Глубина депрессии зависит от количества негативных событий, их постоянства и силы испытываемых вами отрицательных эмоций. А так как они потребляют (сжигают) энергию, то через короткий промежуток времени уже нет ни сил, ни желания из нее выбраться. Поздравляю, вы в глубокой жопе. Что делать – разберем позже.

Однако так как этот мир дуален, то существует и полная противоположность вышеописанному. Многие из вас слышали о «состоянии Потока», «быть на гребне волны успеха», «поймать удачу за хвост» и тому подобных многих разных слов и речевых оборотов.

Иллюзии

Как уже я и говорил, выбор эмоциональной реакции на происходящие в жизни события – личный выбор каждого. Это основа, от которой стоит отталкиваться и принимать. У каждого в жизни (хотя бы раз) была цепочка событий, которая вызывала сугубо положительные эмоции. Они шли один за другим, общее эмоциональное состояние возрастало, пока вы не стали им полностью наполнены, настолько полны, что даже любой негатив не мог в вас больше тогда проникнуть, в вас просто не было уже свободного места, куда его поместить. Любой негатив либо отскакивал, либо оставался незамеченным. Если сознательно поддерживать такое состояние, то со временем ваш мозг поставит своеобразное слепое пятно на негативную эмоциональную реакцию, вы просто разучитесь ее давать.


Думаю, уже понятно, что любое существо, имеющее сознание, не будет желать негатива и страданий. Вам всем стоит понять, что в негативе жить не верно, это путь в никуда, поэтому стоит прежде всего изменить себя, взять под контроль свои реакции и просто начать испытывать положительные. Очень скоро у вас появится желание жить (двигаться дальше), вы станете наполняться позитивом, пока полностью не станете им. И вот вы уже в состоянии Потока. Вы полны энергией, как батарейка «Энерджайзер», все у вас спорится, все получается, и удача – ваш лучший друг. В таком состоянии люди будут сами к вам тянуться, желать общаться, вести дела и т.д. В принципе, вот вам и понимание что такое Удача, и как поймать ее за хвост. Только не забывайте в таком состоянии правильно питаться, даже заставляйте себя отдыхать, потому что наполняемость вас энергией и ее расход идут тогда колоссальные, и к этому надо привыкнуть. Вы теперь как бурный горный поток, который несется вперед, не смотря ни на что.

Кем быть – либо бурной горной рекой или же высохшим ручьем, который наполняется очень редко, выбор того у каждого свой, но знайте, что все будут в жопе до тех пор, пока самим не надоест в ней сидеть. Поэтому то, когда все это поймут, поднимут свою попу, перестанут себя жалеть, и все в жизни начнет меняться есть только вопрос времени.

Восприятие себя глазами других

“В нашей компании действует правило «придуркам здесь не место», однако наш шеф – один из них, – рассказывает мне менеджер калифорнийского технического инкубатора. – Он отличный руководитель, но такого самодура еще поискать. Он подсиживает несимпатичных ему людей и выделяет любимчиков. У него напрочь отсутствует самоосознание. Он просто не осознает, в какой момент начинает наступать людям на горло. Если указать ему на очередной казус, он либо свалит вину на другого, либо придет в ярость, либо скажет, что он тут ни при чем”. Позже генеральный директор компании сказал мне: “Мы проработали вместе еще около трех месяцев и в итоге были вынуждены его уволить. Он все так же «наезжал» на людей, но по-прежнему не замечал за собой ничего дурного”.

Как же часто, “слетая с катушек” и проявляя себя далеко не лучшим образом, мы не замечаем, как на самом деле выглядим со стороны! И если никто нам ничего не скажет, будем продолжать в том же духе.

Существует один безошибочный тест на самоосознание, он называется “360?градусная оценка”. Вас просят соотнести себя с разными типами поведения. Ваша самооценка сравнивается с характеристикой, которую дают вам другие десять респондентов. Вы выбираете их потому, что они хорошо вас знают и вы уважаете их мнение, а кроме того, их оценка остается анонимной, поэтому они могут высказываться совершенно свободно. Разница между тем, как вы воспринимаете себя, и тем, как относятся к вам другие, – одна из наиболее точных оценок вашего самоосознания.

Есть любопытная взаимосвязь между самоосознанием и властью: в случае работников низшего звена между собственной оценкой и оценкой со стороны других разница незначительна, однако чем более высокую позицию занимает испытуемый в организации, тем эта разница больше. Судя по всему, самоосознание притупляется по мере продвижения по карьерной лестнице. Вот одно из объяснений: чем выше положение человека в организации, тем меньше коллег, способных честно поговорить с ним о его “бзиках”. Но, конечно, есть и такие, кто просто не признает свои недостатки, а то и не замечает их.

Как бы то ни было, оторванные от реальности руководители считают, что они работают куда эффективнее подчиненных, однако нехватка самоосознания лишает их возможности влиять на ситуацию. Далеко за примерами ходить не надо – смотрите сериал “Офис”.

Метод “360?градусной оценки” отражает силу восприятия себя глазами других, которое открывает еще один путь к самоосознанию. Шотландский поэт Роберт Бернс восславил эту способность в следующих строках:

Ах, если б у себя могли мы

Увидеть все, что ближним зримо.

Более язвительное объяснение предложил У. Х. Оден: чтобы “любить себя”, каждый из нас формирует в уме положительное представление о себе самом, избирательно забывая не лицеприятную и накрепко запоминая лестную информацию о самих себе. Нечто подобное, добавляет он, мы делаем с образом, который пытаемся создать “в умах других людей, дабы они нас любили”.

Черту подводит философ Джордж Сантаяна, полагающий, что мнение других людей о нас не имеет практически никакого значения, но едва мы его узнаем, оно “накладывает густую краску на наше самовосприятие”. Социальные философы прозвали этот эффект отражения “зеркальным Я” – то, как мы видим себя в глазах других. Согласно этому подходу наше ощущение самих себя рождается в ходе взаимодействия с другими людьми, они – зеркала, в которых мы отражаемся. Суть этой концепции можно выразить так: “Я – то, что ты, по-моему, думаешь обо мне”.

Из книги С тех пор они жили счастливо. автора Камерон-Бэндлер Лесли

Глава 15 Посмотреть на себя глазами того, кто тебя любит Представьте себе на минутку, что вы – автор. Вы пишете книгу, в которой вы сами – действующее лицо, вместе со многими другими, кто играет свою роль в том, чтобы ваша жизнь была такой, какая есть.Вам нужно определить

Из книги Практическая интуиция в любви автора Дэй Лора

Настройтесь на других и на себя Интуиция работает постоянно, хотя, возможно, вы этого не замечаете. Очень важно научиться сознательно её контролировать, иначе она будет участвовать в достижении некоторых подсознательных и нежелательных целей.В следующих двух главах я

Из книги Боги в каждом мужчине [Архетипы, управляющие жизнью мужчин] автора Болен Джин Шинода

Искаженное восприятие себя -- заниженная самооценка и гордыня Бытующие в обществе культурные стереотипы относительно того, каким должен быть мальчик или мужчина, заставляют юного Диониса думать, будто с ним что-то не в порядке. Этот мальчик рано осознает, что слишком

Из книги Могущество духовного интеллекта автора Бьюзен Тони

Глава 4 Сострадание - умение понимать себя и других Нет человека, который был бы, как Остров, сам по себе: каждый человек есть часть Материка, часть Суши; и если Волной снесет в море береговой Утес, меньше станет Европа, и так же, если смоет край Мыса или разрушит Замок твой

Из книги О воспитании. Записки матери автора Творогова Мария Васильевна

Помнить себя ребенком. Уметь посмотреть на мир детскими глазами Почаще вспоминайте свое восприятие мира в детстве - это поможет Вам лучше понять Ваших детей.Ответственность за отношения старших и младших лежит на тех и других, но на старших в тем большей мере, чем больше

Из книги Энеа-типологические структуры личности: Самоанализ для ищущего. автора Наранхо Клаудио

Обвинение себя и других.Вина также явно проявляется в характере энеа-типа VI, как и в энеа-типах IV и V, только в энеа-типе VI механизм возникновения чувства вины идет рука об руку с очевидным процессом оправдания через нападение и формирование внешних врагов. Можно сказать,

Из книги Психотренинг по методу Альберта Эллиса автора Эллис Альберт

Глава 4. КАК ВЫРАБОТАТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ВЗГЛЯД НА САМОГО СЕБЯ, НА ДРУГИХ ЛЮДЕЙ И РЕАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ЖИЗНИ! Предположим теперь, что мне вполне удалось убедить вас в том, что научно-исследовательские методы помогают преодолеть тревогу и жить более счастливо. Что же дальше?

Из книги Воспитание с умом. 12 революционных стратегий всестороннего развития мозга вашего ребенка автора Сигел Дэниэл Дж.

Смотреть на ситуацию глазами других людей: научите ребенка учитывать иные точки зрения Вам не кажется это знакомым? Вы работаете за своим столом, и к вам подходит семилетняя дочь. Она заметно рассержена. Она заявляет, что ее младший брат Марк только что назвал ее дурой. Вы

Из книги Я ничего не боюсь! [Как избавиться от страхов и начать жить свободно] автора Пахомова Анжелика

Глава 2 Как убедить не только других, но и себя, что вы не боитесь, и не вернуться к страхам, которые вы побороли? Казалось бы, не совсем нужная глава. Мы учимся избавляться от страхов, и это надо нам самим. Какая нам разница, что будут думать другие? Оказывается, нужно подумать

Из книги 7 мифов о любви. Путешествие из страны разума в страну вашей души автора Джордж Майк

Из книги Поддержание порядка в душе [Практическое руководство по достижению эмоционального комфорта] автора Кэррингтон-Смит Сандра

Глава 10. Краска и зеркала Изменяем восприятие себя Мы и зеркало, и лицо в нем. Руми Теперь, на чистом листе, мы можем распланировать дом, который отражает нашу личную идею красоты. Логично начать делать это с выбора цветовой схемы.Выбирая цвет фасада дома, мы часто

Из книги Переговоры с удовольствием. Садомазохизм в делах и личной жизни автора Кичаев Александр Александрович

Живу для себя или для других? Наше воспитание построено на установке «Ты должен соответствовать ожиданиям общества, его нормам и правилам. Иначе будешь наказан!»К чему это приводит?К тому, что примерно 80 % стрессов вызвано неосознанным страхом осуждения окружающими

Из книги Приемы Дейла Карнеги и НЛП. Код вашего успеха автора Нарбут Алекс

Как заякорить ваше позитивное восприятие себя и мира Состояние, когда вы чувствуете себя на высоте, когда ваша самооценка устойчиво положительна – это одно из важнейших ресурсных состояний. И если другие ресурсные состояния могут меняться в зависимости от ситуации

Из книги Первая психологическая помощь автора Винч Гай

1. Мы не задействуем свою способность смотреть на мир глазами других людей, когда это необходимо Возможно, это прозвучит слишком просто, но причина, по которой мы не понимаем точку зрения другого человека, заключается в том, что мы не слишком к этому стремимся. Оценка

Из книги Привычки на миллион автора Рингер Роберт

Из книги Феноменальный интеллект. Искусство думать эффективно автора Шереметьев Константин

Искаженное восприятие себя Как только вам кажется, что в вашей жизни что-то идет не так, – это хороший повод проверить Я-концепцию.Основные признаки неверной Я-концепции: вы не получаете удовольствия от жизни; ваша жизнь кажется вам скучной и однообразной; то,

Евгений, а как вы сами воспринимаете себя и как вы воспринимаете окружающий вас мир? Как вы относитесь к себе и как относитесь к окружающему миру?

Это зависит от места восприятия. Дело в том, что в моем восприятии не существует разделения на «я» и «все остальное». Для меня нет никакого остального, которое обычно принято называть окружающим миром. Я и есть весь этот Мир, при чем не только проявленный.

Я воспринимаю различные части себя через все, что можно воспринимать и через все, чем можно воспринимать. Все что только можно воспринять является разными проявлениями меня. Весь мир является проявлением меня, а все живые существа являются моими органами восприятия.

Мир является единым живым организмом. Для более понятного описания его можно сравнить с организмом человека. Как и в организме человека в нем есть свои органы восприятия. В человеческом организме основой органов восприятия являются рецепторы нервной системы.

Благодаря наличию этих рецепторов происходит и поддерживается вся работа организма. Нервные рецепторы наполнят собой все органы и части тела и соединяются через нервную систему с головным мозгом. Благодаря чему головной мозг имеет возможность постоянно контролировать и поддерживать работу всего организма.

Для меня рецепторами являются все живые существа а нервной системой – все взаимодействия между ними, а также все природные явления, такие как дождь, снег, ветер, молния, гром, свет солнца, течение воды, смена времен года и т.д.

Так же в организме постоянно происходит множество различных внутренних процессов. Такие же процессы постоянно происходят и во всем Мире. Это и процессы происходящие в жизни всех Живых Существ, это и процессы происходящие в жизни всей планеты Земля, это и процессы происходящие во всей Вселенной.

Для меня нет разделения на то, в каком месте и какие явления происходят. Либо это явления происходящие в теле с именем Евгений Багаев, либо это явления происходящие в теле с именем Елена Петрова, либо в теле с именем Цветок Ромашка, либо в теле с именем Птица Ворон, либо в теле с именем Планета Земля, либо в теле с именем Планета Плутон, либо в теле с именем Вселенная. Для меня все это является процессами происходящими со мной и во мне.

Мое восприятие себя зависит от того, в каком месте меня сфокусировано внимание. Внимание не стоит на одном месте и постоянно перетекает с места на место, перетекая по разным областям меня. Ширина фокуса внимания тоже меняется. Это зависит от области нахождения внимания. В зависимости от того, где в данном случае сфокусировано внимание и зависит мое восприятие себя. Но где бы ни находился фокус внимания, часть внимания всегда находится в бездонной пустоте Покоя, в которой пребывает весь Мир.

Так же я воспринимаю, а точнее осознаю себя, тем, что находится за пределами всего, что имеет названия. Ближе всего к этому подходит название «чистое осознание», но это не совсем так. Можно назвать это ничем, но это тоже не верно, поскольку что-то при этом все-таки есть. Эту, если так можно выразиться, область меня, я не могу описать ничем. Для описания этого не существует слов, кроме одного – Я. Да и то, я не уверен, что это действительно наиболее подходящее слово, но оно наиболее точно.

Если говорить о том, как я отношусь к себе, то правильнее всего будет сказать, что я к себе никак не отношусь. Я собой являюсь. Я есть, и никакого отношения у меня к себе нет.

При этом, я постоянно испытываю любопытство ко всему происходящему. Ко всему, что оказывается в фокусе внимания. Но как только оно выходит из фокуса внимания, так интерес к нему пропадает.

Некоторую часть внимания заполняет организм с именем Евгений Багаев. Я, можно сказать, по-отцовски продолжаю присматривать за ним и забочусь о нем.

Некоторую часть внимания заполняют ближайшие родственники: дочь, жена, родители. Я, как могу, тоже забочусь о них.

Часть внимания оказывается заполненным всеми остальными родственниками, друзьями и знакомыми Евгения Багаева. Я также забочусь о них и когда что-то требуется сделать, это делается.

Часть внимания заполнено страдающими от различных болезней пациентами, которые постоянно обращаются ко мне за лечением. Я тоже забочусь о них, и как могу, помогаю им.

Часть внимания заполнено духовно ищущими, занимающимися познанием себя и желающими осознать себя людьми. Они часто обращаются ко мне с вопросами. Я так же, как и обо всем остальном, забочусь о них, и как могу, помогаю им.

Часто в фокусе внимания оказывается только тишина, покой и блаженство. Тогда, внимание растворяется там, и есть только тишина, только покой и только блаженство, которые заполняют собой все о чем я забочусь. Они заполняют собой весь мир. Это является заботой обо всем мире, и это является заботой о себе.

Когда я говорю о том, что забочусь о чем-то, то это не значит, что я думаю об этом и думаю, что о чем-то забочусь. Вовсе нет. Я пребываю во всем, что происходит со мной и имею отношение ко всему, происходящему. Это и есть забота. Я и есть это все происходящее и даже больше. Так я и воспринимаю себя.



Поделиться: