Народы россии - украинцы. Культура Украины XVII века: История Украины Украинцы в 17 веке

Народ, живущий "против солнца, головой к чумацкому возу, ногами к синему морю", как поется в старинной песне. Выбеленные хаты в окружении садов, прекрасные печные изразцы и глиняная посуда, яркие, веселые ярмарки - все это узнаваемые приметы богатой традиционной культуры украинцев...

Расселение и формирование этноса

Группа девушек и замужних женщин в праздничных нарядах

На юго-западе Восточной Европы "против солнца, головой к Чумацкому возу (Большая медведица), ногами к синему морю", - как пели в народе, - расположилась древняя славянская земля Украина.

Происхождение названия в значении "край, крайна" восходит ко времени существования древнерусского государства - Киевской Руси. Так в XII-XIII вв. называли его южные и юго-западные земли - правобережное Поднепровье: Киевщину, Переяславщину, Чернигово-Северщину, ставшие центром формирования украинской народности. Впоследствии название Украина закрепилось за всей этнической территорией.

Основное занятие

Основное занятие украинцев - земледелие регламентировало уклад жизни крестьянской семьи и общины в целом. Зерно и приготовленные из него продукты (каша, кутья, каравай) в качестве атрибутов присутствовали практически во всех обрядах календарного цикла и обрядах, связанных с жизненным циклом человека. Хлеб у украинцев, как и у многих других народов, являлся символом гостеприимства. В хате на столе всегда были хлеб и соль. Очевидцы отмечали, что гостей украинцы принимали радушно и ласково, ничего не жалея для дорогого гостя. В горных районах Карпат преобладало скотоводство.

Поселения и жилище

Села украинцев располагались вблизи рек, занимая земли, не пригодные под пашню. В степных районах строили хуторские поселения.

"Рушник" - полотенце. Конец XIX века. Харьковская губерния, Змеевский уезд

Основным жилищем украинцев была глинобитная беленая хата с высокой четырехскатной крышей, крытой соломой или камышом, края которой значительно выступали над стенами, защищая обитателей хаты от холода зимой и от зноя летом. Для дополнительного утепления зимой стены хаты обкладывали соломой. Чистые, выбеленные хаты почти всегда были окружены садиками, а легкий плетень и неглухие сколоченные из жердей ворота давали возможность увидеть двор и его обитателей.

Хозяйка и ее дочери подбеливали хату после каждого ливня, а также трижды в течении года: к Пасхе, Троице и Покрову.

Внутреннее пространство хаты

Печь расписная и роспись на стене около печи

Печь занимала почти четвертую часть хаты и находилась в левом углу от входа. Угол этот назывался "напечный", а пустое место под печью - "пидпичча" - служило для хранения топлива или туда помещали клеть для кур - "кучу".

Напротив печного угла располагался красный угол - "покуття". Здесь на полочках - божницах стояли иконы, называвшиеся благословенными, так как ими благословляли хозяина, хозяйку и их сыновей перед венчанием. Иконы покрывались узорными полотенцами - "божныками".

Угол справа от дверей, названный "глухим", имел исключительно хозяйственное назначение. Пространство над дверью и верхней частью глухого угла занимала полка - "полыця", на которой стояли запасные горшки, перевернутые вверх дном. Ближе к углу в глиняной посуде хранились многочисленные женские украшения. Ниже располагались полки с постановленной на видном месте лучшей столовой посудой: расписными поливными глиняными и деревянными мисками, ложками, тарелками и флягами.

Гуцульская керамика

Миски керамические кандийки. Полтавская губ, Зеньковский у., м. Опашня.

Природно-географические условия Карпатского региона предопределили своеобразие культуры его населения, известного под названием русины, или гуцулы. Несмотря на то, что эта группа украинского народа проживала в отрыве от него в силу территориально-политической отчужденности, она не утратила культурно-исторического единства со своим этносом. Гуцульщина славилась керамическими изделиями.

Особое впечатление на входящего в гуцульскую хату производила печь, внутренняя часть дымохода которой - камин - была выложена изразцами - "кахлями". Камин складывается из двух-трех ярусов изразцов, замкнутых в верхней и нижней части рядами узких карнизов. Завершали верхний край камина два-три фронтона - "скрыжали" и "шишки" под углом. На изразцах изображались сцены из жизни гуцулов, церкви, кресты, лики святых, австрийский герб, цветы.

Сосуд. Восточная Галиция, с. Пистынь. Конец XIX века. Украинцы - гуцулы

Убранству печного камина были созвучны "мысник" - шкафчик из трех-четырех полочек, помещавшийся в простенке между дверью в хату и боковой стеной, и "намысник" - полочка над дверью, где стояла глиняная посуда: "глеки" ("дзбанки"), "черсаки" (горшки), баньки, сосуды для напитков - калачи, "плесканки", миски и др. Самые нарядные миски, служащие исключительно украшением интерьера, помещались на "намыснике", который по той же причине украшался резьбой и выжженными узорами.

Глиняные изделия привлекали внимание совершенством форм, разнообразием декора и цветовой гаммой - коричневой, желтой и зеленой. Все изделия покрывались глазурью, которая блестела, создавая в хате даже в пасмурные дни атмосферу праздничности и нарядности.

Изготовлением керамики занимались гончары-гуцулы из Косова и Пистыня. Наиболее известные из них: И. Баранбк, О. Бахматюк, П. Цвилык, П. Кошак. Как правило, все они были потомственными гончарами, воплотившими в изделиях не только лучшие достижения предшественников, но, безусловно, раскрывшие свою индивидуальность.

Несмотря на то, что основными занятиями гуцулов были скотоводство и, в первую очередь, овцеводство, а также заготовка и сплав леса, многие из них занимались и промыслами, особенно те, что жили в местечках и не имели ни земли, ни скота. Для гуцульской девушки не было ничего почетнее, чем выйти замуж за ремесленника.

Украинская ярмарка

Ярмарка в селе Янковцы. Полтавская губерния, Лубенский уезд. Украинцы.

В большинстве украинских сел в большие храмовые праздники бывали ярмарки. Наиболее оживленные из них проходили осенью, после сбора урожая. Торжище располагалось на храмовой площади или на выгоне за селом.

Ярмарка для крестьян была своего рода "клубом", где поддерживались общественные связи и знакомства. Ярмарочные ряды располагались в строгой последовательности: в одном ряду торговали гончарными изделиями, фабричной посудой и иконами, здесь же располагались бакалейные и чайные лавки; в другом ряду - мануфактурой, галантереей, картузами, женскими платками, обувью; в следующем - изделиями из дерева - колесами, дугами, сундуками и т. д.; в последнем - дегтем и рыбой.

Отдельно располагались места, где продавали скот и лошадей. Здесь посредниками выступали цыгане. После удачной купли-продажи обычным делом было распитие магарыча: "Нищие костылями менялись, да и то три дня магарыч пили", - так говорили в народе.

На ярмарках народ веселили странствующие гимнасты или комедианты, но чаще исполнители народных песен под аккомпанемент лиры или слепые музыканты, игравшие на фисгармонии. Торговля длилась три-четыре часа, затем все убиралось, и к вечеру от пестрой шумной толпы и толчеи не оставалось и следа, кроме ярмарочного сора. Большая ярмарка продолжалась два-три дня.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Значение археологических находок для изучения одежды древних эпох. Описание предметов одежды народностей Северного Кавказа: рубах, кафтанчиков, платья, теплой одежды, поясов, женских и девичьих головных уборов, шапочек, украшений. Покрой рукавов платья.

    курсовая работа , добавлен 06.02.2014

    Характеристика Симбирско–Ульяновского фольклора. Особенности народов Среднего Поволжья. Специфика народных пословиц, загадок, смысл народных сказок. Знаменитые люди – собиратели фольклора в Симбирске. Былины, песни и сказки народов Среднего Поволжья.

    курсовая работа , добавлен 12.12.2011

    Гостеприимство как наиболее яркая черта, присущая всем этническим группам, проживающим на территории Северного Кавказа, их священные традиции и особенности быта. Общая характеристика ингушей и чеченцев как самых распространенных этносов данного региона.

    презентация , добавлен 05.05.2014

    Этнические особенности коренных народов. Коренные малочисленные народы Ханты-Мансийского автономного округа, ханты и манси - два родственных народа. Пирода и традиции народов Западной Сибири. Самобытность традиционной культуры и традиционного воспитания.

    контрольная работа , добавлен 09.03.2009

    Украшения татарского народа, используемые в национальной одежде. Праздничная и ритуальная одежда татар. Одежда, обувь, головные уборы. Внутреннее убранство дома. Этикет гостеприимства у татар. Особенности формирования и колорит татарской одежды.

    презентация , добавлен 01.12.2014

    Вклад С. Броневского и И. Дебу в изучение этнографии народов Кавказа. Содержание свода материалов о горских и кочевых народах Кавказа, составленного по приказу императора Николая I. Сущность этнической консолидации, ассимиляции и межэтнической интеграции.

    контрольная работа , добавлен 15.08.2013

    Женский чехол для трубки. Традиционное жилище тофаларов. Халат как наиболее распространенный вид летней верхней одежды. Одежда эвенков. Верования северных народов Сибири. Головные уборы мужчин у бурятов. Костюмы служителей культа бурят у шаманов.

    презентация , добавлен 04.05.2014

    Жилище восточных славян: техника постройки, планировка, интерьер, двор. Особенности одежды и обуви восточнославянских народов. Ремесло и земледелие, восточнославянские погребения. Сходства и различия материальной культуры восточнославянских народов.

    курсовая работа , добавлен 25.01.2011


Война России против шляхетской Польши и ее последствия

Могучее Российское государство выступило на защиту Украины, на которую продолжали посягать шляхетская Польша и султанская Турция. Русские ратные люди вместе с украинскими казаками начали борьбу с королевскими войсками.

Особенно ожесточенные бои произошли под Охматовом на Черкасщине. На протяжении трёх суток в январе 1655 г. при сильном морозе обложенные казаки и русские ратные люди сообща защищали лагерь. Их силы уже были на грани человеческих возможностей. Однако в решающий момент отряд И. Богуна вышел из Умани и с тыла атаковал врага. Объединенные русские и украинские войска нанесли сокрушительное поражение королевской армии, которая вместе с союзниками - отрядами крымского хана отступила за речку Буг.

Российское государство подало также руку помощи народу братской Белоруссии. Сюда направилось значительное войско, которое вместе с украинскими казацкими полками, возглавляемыми приказным (назначенным) гетманом Иваном Золотарёнко, освободило значительную часть белорусских земель. Власть польских и литовских феодалов была ликвидирована в районе Минска, Могилева, Гомеля, Полоцка.

Однако Российское государство не могло освободить все украинские и белорусские земли, поскольку началась война со Швецией, которая захватывала его северо-западные территории. На юге не прекращались грабительские нападения турецких и татарских феодалов. Усложнилось внутреннее положение на Украине.

27 июля 1657 г. в Чигирине умер гетман Богдан Хмельницкий. До последних дней своей жизни он настойчиво и последовательно проводил политику укрепления союза украинского народа с братским русским народом. Глубокой тоской отозвалась в сердце украинского народа смерть Хмельницкого. В песнях и думах, которые передавались из уст в уста, из поколения в поколение, народ воспевал гетмана как народного героя.

Длительная, изнурительная война между Россией и Речью Посполитой принесла большие потери - погибли тысячи людей, в развалинах лежали десятки городов и сел Украины. Экономика Польши оказалась также в расстроенном состоянии. Обе стороны начали переговоры, которые закончились в 1667 г.подписанием в селе Андрусове близ Смоленска договора о перемирии. Согласно условий Андрусовского договора России возвращались Смоленск и Северская земля. Все украинские земли вдоль левого берега Днепра и Киев с прилегающей территорией оставались в составе Российского государства, а Правобережная и Восточная Галичина оказались под гнетом шляхетской Польши. Территориальную расчлененность украинских земель подтвердили условия так называемого «Вечного мира» 1686 г.между Россией и Польшей.

Борьба народных масс Украины против агрессии турецких и татарских феодалов. Иван Сирко

В это время над украинским народом нависла угроза порабощения султанской Турцией и ее вассалом Крымским ханством. Ордынцы снова нападали на Украину, захватывали в плен тысячи людей. Крестьяне и казаки поднялись на борьбу с врагом. Особенно отличился в этой борьбе запорожский атаман Иван Сирко. Благодаря своим личным качествам он стал хорошо известен среди широких кругов казачества, принимал участие в освободительной войне украинского народа 1648-1654 гг. Следующий период его жизни тесно связан с Запорожской Сечью. Именно в эти годы И. Сирко завоевал большую популярность в народе как непримиримый враг польской шляхты и крымских орд, бесстрашный воин, талантливый военный руководитель. В 1663 г. его впервые избрали кошевым атаманом (это была очень влиятельная и авторитетная должность в Войске Запорожском). В последующие годы И. Сирко активно готовится к народной борьбе против польско-шляхетской и турецкой агрессии на украинские земли. Возглавляемые им отряды запорожцев осуществили ряд успешных походов на Правобережную Украину и Крымское ханство. Особенно удачен был поход 1667 г. на Крым, во время которого отряд казаков занял Кафу и другие города и освободил две тысячи невольников.

Летом 1672 г. турецкие и татарские войска вторглись на Украину. Захватив Подолию и часть Волыни, они двинулись на Восточную Галичину. Разрушения и смерть несли иноземные поработители. Российское государство снова протянуло руку помощи украинскому народу - русские войска и казацкие полки вступили на территорию Правобережья.

Однако султанская Турция не отказалась от своих захватнических планов. В. 1677 -1678 гг. многочисленные орды Турции и Крымского ханства дважды нападали на Чигирин, который мужественно обороняли русские ратные люди и украинские казаки. Понеся огромные потери, вражеские войска отступили за пределы Украины.

Борьба старшинских группировок за власть

Политическое положение украинских земель еще более усложнялось в связи с борьбой за власть старшинских группировок, которые часто ориентировались на иноземные государства. Уже после смерти Богдана Хмельницкого часть казацкой верхушки во главе с И. Выговским, который при помощи интриг и подкупов добился гетманской булавы, стремилась пересмотреть решение Переяславской рады, снова вернуть украинский народ в иноземное иго. Крестьянско-казацкие массы решительно выступили против этих планов. Небольшая группа сторонников Выговского осталась в полной изоляции, а сам гетман бежал в Польшу.

Однако положение на Украине оставалось сложным. Антинародную политику проводил Юрий Хмельницкий, младший сын великого гетмана. Присягнув русскому царю, он неоднократно переходил то на сторону Речи Посполитой, то султанской Турции. Вместе со своими новыми покровителями-завоевателями Ю. Хмельницкий сеял на украинских хушка. Так, левобережному гетману Ивану Самойловичу принадлежало значительное количество сел, мельниц, цеховых мастерских, многие рудни, предприятия по изготовлению полотна и селитры. Обогащалась как семья гетмана, так к его ближайшее окружение. Их земельные угодья увеличивались в основном за счет захвата крестьянских и казацких наделов. Возросло землевладение церкви и монастырей. Они превратились в настоящих феодалов, которые владели значительными имениями и тысячами крестьян. На Слободской Украине крупными землевладельцами стали семьи полковников Шидловского, Донца, Кондратьева. Охтырскому полковнику И. Перехресту принадлежало, например, 40 тысяч десятин земли.

Вместе с тем усиливалась зависимость крестьян от феодалов, увеличивались их повинности. В 50-60-е годы XVII в. отдельные категории крестьян Левобережной Украины часто отрабатывали уже барщину. Кроме того, они выполняли в пользу старшинской верхушки различные полевые работы, заготовляли дрова, ловили рыбу и т. д. Ухудшилось положение рядовых казаков. Старшина захватывала их земли и ограничивала личные права.

Ремесло, промыслы, торговля

Во второй половине XVII в. существенно оживилось промышленное развитие Левобережной и Слободской Украины. Среди ремесел наибольшее распространение получили ткачество, плотничество, кузнечное и сапожное дело и т. д. Большие прибыли казацкой старшине, монастырям и зажиточным крестьянам приносили промыслы. Во многих поместьях феодалов действовали винокуренные предприятия, производившие водку, «медовые», пивоваренные, а также солодовные (где из зерна производили солод) заводы.

Развивалось производство стекла - гутничество. Много предприятий по производству стеклянных изделий и аптечной посуды действовало на Черниговщине. Совершенствовалось также производство железа из болотных руд.

Оживлялась торговля. Особенно окрепли связи между Украиной и центральными районами Российского государства. Украинские земли стали органической частью всероссийского рынка,который формировался.

Украинское и русское купечество сбывало в городах и селах России скот, шерсть, воск, сало, а также селитру, стекло, сукно. С рынков центральных областей России на Украину завозили ткани, металлические изделия, рыбу. Большое значение в это время приобрела торговля солью, которую на Украину доставляли чумаки (преимущественно из Крыма).

Внутренняя торговля сосредоточивалась на ярмарках и базарах. Ярмарки, как правило, собирались два-три раза в год в Киеве, Чернигове, Нежине и других городах. Тут сбывали свои изделия не только местные ремесленники, но и купцы из разных районов страны. Купцы с Украины торговали также на рынках зарубежных стран Европы (особенно Балканского полуострова) и Ближнего Востока.

Города

На воссоединенной с Россией территории Украины ускорилось развитие городов. На Левобережье по переписи 1666 г. насчитывалось уже около 90 городов и местечек. Внутренней жизнью многих из них управляли магистраты, которые находились в руках зажиточной верхушки - крупных купцов, цехмейстеров и т. д. Однако по мере развития феодальных отношений и усиления власти казацкой старшины ряд городов лишился права на самоуправление.

Большие города (Киев, Нежин, Чернигов, Полтава) стали важными промышленными и торговыми центрами. В них возникали новые ремесленные специальности и цехи. Во второй половине XVII в. на Левобережной Украине существовало около 300 ремесленных специальностей.

Успехи в заселении земель Слободской Украины способствовали возникновению и здесь целого ряда городов, например, Острогожска (1652), Сум (1655), Харькова (1656). В 60-х годах на Слобожанщине существовало уже 57 городов и местечек. Города были крупными хозяйственными центрами. В Харькове, например, ежегодно изготовляли тысячи ковров; Сумы славились изделиями ткачей, гончаров, портных, кузнецов. На Слобожанщине города в административном отношении под-, чинялись царским воеводам и казацкой старшине.

Административное устройство

Украинские земли в составе Российского государства сохраняли определенную автономию в административном и военном устройстве. Здесь существовали органы и учреждения, возникшие еще в ходе освободительной войны. Вся территория Левобережной Украины и Слобожанщины делилась на полки, которые в свою очередь разделялись на сотни. Они были одновременно административными и военными единицами.

Высшая власть на Левобережье принадлежала гетману, который формально избирался на общевойсковой раде. В своей деятельности гетман опирался на генеральную старшину - обозного, судью, казначея, писаря, есаулов, бунчужного. Значительную власть на местах имели полковники и сотники. Старшинская верхушка, как правило, принадлежала к крупным феодалам, которые владели земельными угодьями и тысячами зависимых крестьян.

Традиционные органы самоуправления сохранялись и на Запорожье, но и там все должности захватила казацкая старшина. В основном от ее воли зависели и решения Коша - высшего органа в Запорожской Сечи, который ведал административными, судовыми, военными и финансовыми делами.

Царское правительство все дела, связанные с Украиной, решало через Малороссийский приказ, находившийся в Москве и действовавший в согласии с гетманско - старшинскими органами власти на Украине. Они сообща заботились об укреплении существовавшего феодального строя, подавляли антифеодальные выступления народных масс.

Правобережье и западно-украинские земли под гнетом иноземных захватчиков

Во второй половине XVII в. особенно усложнилось положение на Правобережной Украине. Ее территория стала ареной жестокой борьбы между отдельными украинскими гетманами, польско-шляхетскими, крымскими и турецкими феодалами. На протяжении нескольких десятилетий тут сменилось несколько гетманов, которые ориентировались либо на шляхетскую Польшу, либо на султанскую Турцию. Послушными ставленниками Речи Посполитой были Павел Тетеря и Николай Ханёнко, на Оттоманскую Порту (Османскую империю) ориентировался Петр Дорошенко.

Военные действия, продолжавшиеся между враждующими сторонами, принесли опустошительные разорения территории Правобережья. Сотни сел и городов были сожжены, тысячи людей уничтожены или вывезены в турецкое рабство. Зарастали сорняками плодородные поля, перестали действовать промышленные предприятия, прекратилась торговля. Особенно пострадала Подолия на протяжении почти двух десятилетий пребывавшая под властью султанской Турции. Только в конце века положение на Правобережье, а также западно-украинских земля стабилизировалось. Они окончательно попали под власть иноземных государств (Правобережье и Восточная Галичина принадлежали шляхетской Польше, Северная Буковина - Молдавскому княжеству, вассалу султанской Турции, Закарпатье - феодальной Венгрии). Народные массы не только терпели жестокое социальное угнетение, но и национально-религиозные притеснения. Снова усилилась феодальная эксплуатация крестьянства, барщина в большинстве районов достигала 4-5 дней в неделю. Кроме того, крепостные платили своему хозяину многочисленные натуральные и денежные налоги, отрабатывали, дополнительные повинности. Феодал являлся полновластным хозяином своего подданного: мог его, как угодно наказать, или даже убить.

Усилилось наступление католицизма и униатства. Крестьян-крепостных и городскую бедноту королевские власти заставляли принимать униатство. Мещанам-украинцам, как и раньше, разрешалось поселяться только на отдельных улицах, заниматься только определенными видами ремесла.

Иноземное господство тормозило экономическое развитие Правобережья и западно-украинских земель. Большинство городов захватили магнаты и шляхта, которые грабили жителей, заставляли их выполнять разные работы.

Антифеодальные движения на Левобережье, Слобожанщине и Запорожье

Угнетение народных масс казацкой старшиной было основной причиной обострения классовой борьбы. Ее формы оставались теми же, что и раньше: подача жалоб, отказ отрабатывать повинности, побеги и, наконец, вооруженные восстания.

Уже в конце 50-х годов XVII в. на Левобережье Украины и Запорожье резко обострились социальные противоречия. Восстания против гетмана Ивана Выговского и его приспешников в 1657 г. возглавил полтавский полковник Мартын Пушкарь. На помощь повстанцам прибыл также отряд запорожцев во главе с кошевым атаманом Яковом Барабашем. К восставшим присоединились тысячи крестьян, работных людей промыслов, ремесленников, городской бедноты. Только на Полтавщине сосредоточилось 20 тысяч восставшего люда. Неспокойно было и в других полках Левобережья, бурлило все Запорожье.

Перед угрозой потери гетманской булавы И. Выговский призвал себе на помощь войска крымского хана. Во второй половине мая 1658 г. повстанцы сумели потеснить и даже разгромить карателей. Но уже в начале июня крестьянско-казацкие отряды, окруженные верными гетману полками и ордынцами, были разгромлены. И. Выговский и крымский хан учинили дикую расправу над местным населением. Они дотла сожгли Полтаву и другие города, замучили тысячи людей. М. Пушкарь и Я. Барабаш погибли как герои. Но все-таки И. Выговский потерпел поражение и убежал в Польшу.

Несмотря на массовое насилие, антифеодальная борьба не прекращалась. В 1666 г. вспыхнуло крупное восстание в Переяславе, в котором участвовали местные казаки, жители окрестных сел и местечек. В последующие десятилетия наблюдалось дальнейшее усиление классовой борьбы. Уже в 1687 г. имело место выступление рядовых казаков Гадячского и Прилукского полков. Повстанцы убили полковника, есаула, судью и некоторых других старшин. В течение 80-х годов произошли массовые волнения казацкой бедноты на Запорожье и в отдельных полках Левобережья. Повстанцы громили имения старшины, физически уничтожали феодалов, мстили им за причиненные обиды.

Участие народных масс Украины в крестьянской войне 1667-1671 гг. под руководством Степана Разина

Яркой страницей совместной борьбы народов-братьев против царизма и феодальной эксплуатации явилась крестьянская война 7667-1671 гг.в России под руководством Степана Тимофеевича Разина, с основными событиями которой вы познакомились на уроках истории СССР. Из казацкого Дона пламя крестьянской войны вскоре перекинулось на другие районы Российского государства. Под влиянием этих событий усилилась антифеодальная борьба народных масс Украины. С Левобережья и Запорожья, Правобережья и Слобожанщины к войску Разина присоединились тысячи крестьян и рядовых казаков. Они приняли активное участие в крестьянской войне. Выходцы из Украины - Олекса Хромой, Ярема Дмитренко, Нестор Самбуленко даже возглавили отдельные большие отряды разинцев.

В воззваниях («прелестных письмах»), распространявшихся на Украине, Степан Разин призывал народ подниматься на борьбу против старшины, бояр, воевод. В сентябре 1670 г. вспыхнуло восстание в городе Острогожске (Слободская Украина). Его возглавил местный полковник Иван Дзиковский. С помощью отряда разинцев восставший люд расправился с царским воеводой. Управление городом перешло в руки казаков. Вскоре повстанцы овладели соседним. Ольшанском и рядом других городов Слобожанщины. На освобожденной территории крестьяне и рядовые казаки уничтожали воеводские и старшинские органы власти, создавали самоуправление.

Но повстанческие отряды были плохо организованы и вооружены, не имели единого плана действий. Воспользовавшись этим, царское правительство подавило крестьянскую войну (вспомните из истории СССР судьбу ее руководителя Степана Разина).

Усиление освободительной борьбы народных масс на Правобережье и западно-украинских землях. Семен Палий

Захватив Правобережье, польские магнаты и шляхта усиливали социальное и национальное угнетение трудящихся масс. Крестьяне и рядовые казаки не повиновались феодалам. В 1663 г. вспыхнуло восстание крестьянско-казацких масс Паволочского полка. Вскоре освободительное движение охватило всю территорию Правобережной Украины - на Киевщине действовали отряды атаманов Ивана Сербина и Дацка Васильевича, на Подолии - Василия Дрозденко. Только при помощи регулярных войск королевскому правительству и его ставленникам из украинских феодалов удалось расправиться с повстанцами. В 80-е годы XVII в. территория правобережного Поднепровья, которая в результате агрессивных нападений турецких и татарских захватчиков была существенно опустошена, начала интенсивно заселяться. Здесь возникло несколько казацких полков, со временем ставших заметной силой в борьбе против польско-шляхетского господства.

Видная роль в организации и формировании полков принадлежала Семену Филипповичу Гурко (Палию).Родом с Левобережной Украины, он некоторое время находился на Запорожье. Принимал активное участие в походах казаков против Крымского ханства и султанской Турции, проявлял личный героизм. Став фастовским полковником, Семен Палий со своими соратниками и ближайшими помощниками Самуилом Ивановичем (Самусем), Андреем Абазиным, Захаром Искрой возглавил освободительное движение на Правобережной Украине.

Казацкие полки освободили большую территорию Киевщины и Подолии. В руках повстанцев находились города-крепости Фастов, Корсунь, Брацлав, Богуслав. Семен Палий стремился воссоединить Правобережную Украину с Россией. В течение 80-90-х годов XVII в. он не раз обращался к царскому правительству с просьбой принять казацкие полки в состав Российского государства. Однако царское правительство, боясь осложнения отношений с шляхетской Польшей и султанской Турцией, предлагало С. Палию со своими полками сперва перейти в Запорожскую Сечь, а позже на Левобережную Украину.

Острая и напряженная антифеодальная борьба происходила на западно-украинских землях. В течение 50-70-х годов вспыхивали народные восстания в Долинском старостве, а через некоторое время в Дрогобычском и Жидачевском поветах в Прикарпатье. Но самой острой формой борьбы народных масс края оставалось движение опришков. Скрываясь в труднодоступных Карпатских горах, опришки совершали успешные нападения на польскую шляхту и католическое духовенство, нагоняли страх на местных богачей. Количество отрядов опришков из года в год увеличивалось, более организованными и смелыми становились их действия. В течение 70-х годов в Коломийском уезде действовал отряд прославленного опришковского вожака Бордюка, который на протяжении нескольких лет громил местную шляхту. Почти шесть лет продолжалась борьба народных мстителей Ивана Винника и Василия Глеба. Перепуганная шляхта оставляла свои имения и искала защиты за стенами городских крепостей.

Развитие культуры на Украине

Просвещение, научные знания и книгопечатание

Освобождение Украины из-под польско-шляхетского господства и воссоединение Украины с Россией оказало большое положительное влияние на развитие культуры украинского народа. Изменения, происшедшие в общественно-политической жизни края, содействовали быстрому развитию просвещения, литературы, искусства, отразились на духовном сближении двух братских народов. Как и раньше, основным центром просвещения на Украине являлся Киев. В городе действовал знаменитый Киевский коллегиум (с 1701 г.- Киевская академия). В нем было 8 классов, обучение в которых продолжалось 12 лет. В стенах этого учебного заведения студенты изучали разные языки, историю, философию, учились писать стихотворения, получали знания по географии, арифметике и другим предметам. Здесь работали такие известные ученые, как Лазарь Баранович, Иоаникий Галятовский, Иннокентий Гизель, Стефан Яворский и другие. Они внесли значительный вклад в развитие философии, исторических знаний, педагогики. На учебу в Киев приезжали юноши из России, Белоруссии, Молдавии, Сербии, Болгарии, Греции. В малочисленных сельских и городских начальных школах при церквях и монастырях детей казацкой старшины и духовенства, зажиточных казаков, крестьян и мещан учили читать, писать, считать, петь. Основными учебниками, по которым обучались ученики, были часослов и псалтырь. Использовались также «Букварь» Симеона Полоцкогои «Грамматика» Мелетия Смотрицкого.

На Правобережье и западно-украинских землях польско-шляхетские власти использовали иезуитские и униатские школы для духовного порабощения украинского народа. Этой же цели они стремились подчинить и открытый в 1661 г. Львовский университет.

Во второй половине XVII в. действовали старые, а также создавались новые типографии. Самые крупные из них работали при Киево-Печерском монастыре, в Новгород-Северском, Чернигове, Львове. Типографии, как правило, издавали правительственные документы, произведения известных писателей, школьные учебники.

Литература и устное народное творчество

Большую популярность приобрели новые полемические произведения. В первую очередь это «Разговор белоцерковский»и «Фундаменты» Иоаникия Галятовского, публицистическое произведение «Наветы»,работа «Новая мера старой веры» Лазаря Барановича. Их авторы выступали против католицизма и униатства, разоблачали антинародную деятельность папы римского. Развивались и другие жанры литературы: проповеди, описания жизни святых, повести и рассказы. Они имели преимущественно религиозную направленность. Но во многих произведениях отражалась и реальная жизнь. Писатели осуждали различные пороки общественного строя, прославляли борьбу украинского народа против иноземных угнетателей.

В конце XVII в. на Украине появился ряд исторических трудов. Наиболее значительными среди них были «Синопсис»неизвестного автора и «Хроника из летописцев стародавних» Феодосия Сафоновича. На их страницах была украинского народа с древнерусских времен и до второй половины XVII в.- изображены его связи с русским и белорусским народами, показана борьба против польско-шляхетских и турецких угнетателей. «Синопсис», по сути, был первым учебником по отечественной истории и пользовался большой популярностью среди широких слоев населения. События освободительной войны украинского народа освещались в летописи Самовидца, где высоко оценивается воссоединение Украины с Россией. Наряду со стихами на религиозную тематику появилась поэзия светского характера, в которой изображался человек, его внутренний мир.

Всенародная борьба против польско-шляхетских поработителей оставалась в центре внимания устного народного творчества. Это и думы, и песни, и острые сатирические произведения. Лучшие из них - «Козак Голота», «Загрустила Украина», «В Царьграде на рыночку», «Маруся Богуславка», «Побег из турецкой неволи»изображают настоящих богатырей-казаков и их сестер-пленниц. Во многих песнях и думах воспевались славные победы народа под Желтыми Водами, Корсунем, Пилявцами, прославлялись Богдан Хмельницкий, Данила Нечай, Максим Кривонос, Иван Богун, Мартын Пушкарь, Нестор Морозенко и другие вожаки. Исторический эпос отражал ненависть к иноземным захватчикам, стремление украинского народа к единению с братским русским народом. Тема дружбы народов-братьев преобладала в преданиях, сказках, легендах.

Театр и музыка

Во второй половине XVII в. на Украине дальнейшее распространение получил кукольный театр-вертеп. Как правило, представления показывали во время ярмарок и базаров. Действующими лицами были герои любимых народных сказок, легенд, песен. Необыкновенную популярность у зрителей имел образ запорожца - защитника обездоленных масс.

В Киевском коллегиуме значительное развитие получил школьный театр. Студенты ставили спектакли на исторические и бытовые темы.

Издавна неотъемлемой частью духовной жизни украинского народа была музыка. Трудящиеся слагали исторические песни и думы, в которых рассказывали о своей тяжелой жизни, воспевали героическую борьбу против феодального гнета и иноземных поработителей. Распространяли песни странствующие казаки-бандуристы. Они часто и сами сочиняли песни и музыку.

Продолжала развиваться профессиональная музыка. В это время распространилось многоголосое пение без инструментального сопровождения. Значительная роль в развитии музыкального искусства принадлежала Николаю Дилецкому - украинскому композитору, автору «Грамматики музыкальной»(1677). Его жизнь и творчество связаны с Киевом, Москвой, Петербургом, Смоленском, Львовом, Вильно, Краковом. Дилецкий внес значительный вклад в укрепление русско-украинских связей в искусстве.

Архитектура и изобразительное искусство

В результате воссоединения Украины с Россией крепли творческие связи украинских и русских зодчих и художников. Ряд архитектурных ансамблей в Киеве, Чернигове, Новгороде - Северском возводили зодчие из России. Одновременно в Москве в застройке города принимали участие украинские мастера.

Во второй половине XVII в. в архитектуре и изобразительном искусстве Украины господствующее место окончательно заняло стилевое направление - барокко. Для него характерны пышность и изысканность форм, торжественность и монументальность.

В течение второй половины XVII в. были построены также известные памятники архитектуры как Преображенский собор в городе Изюме, Никольский собор в Киеве, Георгиевский собор Выдубицкого монастыря и другие.

Красивой художественной отделкой, совершенством форм и внутренним оформлением отличались дома казацкой верхушки, монастырские строения. Крестьяне и рядовые казаки жили в небольших курных мазанках с земляным полом и соломенной или камышовой крышей.

Реалистические черты все больше стали проникать в живопись. Центральное место на портретах и в иконописи занял человек - вполне земной со своими думами и переживаниями. В настенных росписях Киево-Печерской лавры появилась целая галерея портретных изображений общественных и политических деятелей, представителей духовенства и феодальной знати. Здесь, например, изображен в полный рост, дорогой одежде, шапке с орлиным пером и булавой в руке гетман Богдан Хмельницкий. Заметным явлением в искусстве того времени стало обращение художников к образу казака-бандуриста, который якобы воплощал героизм народа, его волю к победе, передавал самые сокровенные стремления трудовых масс.

Подлинным творцом духовных ценностей был народ. Умелые руки украинских крестьян и ремесленников создали непревзойденные образцы декоративного и прикладного искусства. Чудесные ковры, изделия кузнецов, гончаров, ткачей, редчайшие по красоте вышивки, кружева и художественное литье получили известность далеко за пределами Украины.



45 млн. Происхождение названия в значении "край, крайна" восходит ко времени существования древнерусского государства - Киевской Руси. Так в XII-XIII вв. называли его южные и юго-западные земли - правобережное Поднепровье: Киевщину, Переяславщину, Чернигово-Северщину, ставшие центром формирования украинской народности. Впоследствии название Украина закрепилось за всей этнической территорией. Основное занятие украинцев - земледелие регламентировало уклад жизни крестьянской семьи и общины в целом. Зерно и приготовленные из него продукты (каша, кутья, каравай) в качестве атрибутов присутствовали практически во всех обрядах календарного цикла и обрядах, связанных с жизненным циклом человека. Хлеб у украинцев, как и у многих других народов, являлся символом гостеприимства. В хате на столе всегда были хлеб и соль. Очевидцы отмечали, что гостей украинцы принимали радушно и ласково, ничего не жалея для дорогого гостя. В горных районах Карпат преобладало скотоводство.

Поселения и жилища

Села украинцев располагались вблизи рек, занимая земли, не пригодные под пашню. В степных районах строили хуторские поселения. Основным жилищем украинцев была глинобитная беленая хата с высокой четырехскатной крышей, крытой соломой или камышом, края которой значительно выступали над стенами, защищая обитателей хаты от холода зимой и от зноя летом. Для дополнительного утепления зимой стены хаты обкладывали соломой. Чистые, выбеленные хаты почти всегда были окружены садиками, а легкий плетень и неглухие сколоченные из жердей ворота давали возможность увидеть двор и его обитателей. Хозяйка и ее дочери подбеливали хату после каждого ливня, а также трижды в течении года: к Пасхе, Троице и Покрову. Жилище. Печь занимала почти четвертую часть хаты и находилась в левом углу от входа. Угол этот назывался "напечный". Напротив печного угла располагался красный угол - "покуття". Здесь на полочках - божницах стояли иконы, называвшиеся благословенными, так как ими благословляли хозяина, хозяйку и их сыновей перед венчанием. Иконы покрывались узорными полотенцами - "божныками". Угол справа от дверей, названный "глухим", имел исключительно хозяйственное назначение.

Одежда

Основным компонентом традиционного украинского костюма как женского, так и мужского была рубаха - "сорочка", изготовленная из льняной домотканины и украшенная вышивкой или тканым узором. Вышивка, как правило, на женских сорочках располагалась по подолу, плечевой части рукава, плечевой вставке - "уставке" и грудном разрезе; на мужской сорочке вышивали горловину и манжеты.

У мужчин рубаха, по восточной традиции, заправлялась в штаны. Главным образом украшались те участки сорочки, которые не закрывались другими частями костюма. В женском костюме украинцев сохранился наиболее древний тип поясной одежды, состоящий из куска ткани, обертываемой вокруг талии и закрепляющейся при помощи завязок или пояса, который мог быть тканым, плетеным или вязаным. Такая одежда представлена "запаской", "дергой" и "плахтой" с попередницею (фартуком). Обязательным компонентом праздничного костюма была безрукавка - "керсетка". Ее часто шили из дорогих нарядных тканей и летом, выходя на улицу, надевали на сорочку и поясную одежду, а зимой - под верхнюю одежду. Керсетка девушек, молодых и пожилых женщин отличалась красочностью ткани и отделки. Непременной принадлежностью женского костюма был головной убор, который у украинки-"дивчины" состоял из головной повязки или венка из цветов с лентами, а у замужней "жинки" - из чепца "очипка", покрытого, в зависимости от времени года, ситцевым платком или шерстяной шалью. В праздники надевали кожаные "черевики" - сапоги зеленого или красного цвета. Завершали живописный костюм украинки украшения: "намисто" - связки стеклянных бус, "корали"- связки бус из натуральных и искусственных кораллов, "дукачи" - металлические медальоны и банты, а также сережки и кольца - изделия широко развитого золотарного промысла, приобретавшиеся на ярмарках.

Русины

Культура близка полякам, чехам. Природно-географические условия Карпатского региона предопределили своеобразие культуры его населения, известного под названием русины, или гуцулы. Несмотря на то, что эта группа украинского народа проживала в отрыве от него в силу территориально-политической отчужденности, она не утратила культурно-исторического единства со своим этносом. Гуцульщина славилась керамическими изделиями. Особое впечатление на входящего в гуцульскую хату производила печь, внутренняя часть дымохода которой - камин - была выложена изразцами - "кахлями". Камин складывается из двух-трех ярусов изразцов, замкнутых в верхней и нижней части рядами узких карнизов. Завершали верхний край камина два-три фронтона - "скрыжали" и "шишки" под углом. На изразцах изображались сцены из жизни гуцулов, церкви, кресты, лики святых, австрийский герб, цветы. Глиняные изделия привлекали внимание совершенством форм, разнообразием декора и цветовой гаммой - коричневой, желтой и зеленой. Все изделия покрывались глазурью, которая блестела, создавая в хате даже в пасмурные дни атмосферу праздничности и нарядности.



Средневековая культура Украины была довольно специфической. Во многом можно сказать, что средневековая украинская культура – яркий пример культуры «пограничной»: здесь причудливо смешались Запад и Восток, цивилизация и дикость, стремление вперёд и мракобесная косность взглядов, оголтелая религиозность и светская устремлённость идей. Такое пёстрое сочетание, которым характеризовалась культура Украины XVII века, сложилось в силу ряда обстоятельств.

  • К XIV веку украинские земли окончательно освободились от татаро-монгольского ига, то есть значительно раньше, чем «великорусские» территории. Правда, сильно радоваться коренным жителям бывшей Киевской Руси не пристало: страна была разграблена, производительные силы, а именно – богатые и образованные князья и бояре – в значительной мере уничтожены. Кроме того, свято место пусто не бывает, и освободившуюся территорию заняли представители более развитых соседних стран – Польши, Литвы, Венгрии.Руководящую роль, видимо, играли литовцы, которые в этнографическом и культурном смысле представляли собой народ более «молодой», чем восточные славяне (которые и в землях Украины предпочитали называть себя русскими); поэтому литовцы предпочли «новину не вносить, старину не рушить», то есть не стали упразднять привычный русским жизненный уклад и древнерусское законодательство, а наоборот – активно воспринимали основы славянской культуры и даже приняли православие. Но под влиянием западных соседей литовцы восприняли европейское просвещение, и постепенно хозяйственная, политическая и культурная жизнь Украины были во многом переустроены на европейский лад.
  • Развитие народно-освободительного движения, носящего преимущественно крестьянско-казацкий характер. Украинские низшие слои населения, принадлежавшие к восточнославянской народности, чувствовали себя покорёнными. Литовцы и поляки, а также ополяченная «русская» элита, по мнению крестьян, присвоили себе принадлежащие православному народу средства и распоряжаются ими неправедно, по крайней мере – не в интересах «автохтонного» населения. Крестьяне и казаки в большинстве своём были людьми малограмотными, тёмными и суеверными, что и отложило отпечаток на культурную жизнь Украины.
  • Некоторая изолированность украинских земель от центров европейской культурной жизни. Творческие, философские и технологические завоевания европейской цивилизации приходили на Украину с определённым опозданием. Вообще для всего этого региона Восточной Европы наблюдается строгая градация по уровню цивилизации. В белорусских землях в XVI веке вовсю господствовало европейское Возрождение, Украина в это же время осваивала по большей части культуру позднего Средневековья, а в России царило мрачное и беспросветное раннее Средневековье, а в некоторых районах едва ли не первобытнообщинный строй. Из-за этого имела место и своеобразная культурная фильтрация: европейская культура проникала на Украину и в Белоруссию в «ополяченном» виде, а затем, в XVII веке, она проникала в Московское государство уже в украинизированной форме: Симеон Полоцкий, Памво Берында и многие другие московские «учёные люди» приехали в Москву с Украины.

Полемическая культура Украины XIV – XVII веков

Средневековая культура Украины в силу сложившихся обстоятельств была сильно полемизированной. Выдающиеся памятники украинской литературы представлены по большей части полемическими сочинениями, в которых отстаивалось преимущество православной веры над католической (или наоборот), проклинались или, наоборот, поддерживались униаты, заключившие так называемую Брестскую унию.

Полемика, однако, не перерастала в общекультурную конфронтацию: так, один из самых образованных украинцев, князь Острожский, покровительствовал деятельности именно православных писателей и ремесленников, включая сбежавшего из дикой татарской Москвы печатника и оружейника Ивана Фёдорова. Православные художники пытались совместить византийские иконописные каноны с достижениями европейского изобразительного искусства, а также осваивали собственно гражданскую живопись.

Старые украинские церкви древнерусского образца и свежевыстроенные храмы в ренессансном и барочном стилях переходили то к православным, то к католикам, то к униатам. За этой полемической культурой Украины скрывалась острая политическая борьба между коренным украинским населением и европейцами, воспринимавшимися как захватчики.

В одном строю с полемикой шла и схоластика. Основанные Петром Могилой «братские школы», одна из которых ко второй половине XVII века переросла в Киево-Могилянскую академию, сосредоточивали свою деятельность в схоластических спорах, в которых в большой мере погрязли.

Реальная цель схоластических споров – желание предотвратить «духовную диверсию»: скрупулёзно исследуя вероучение, права человека в соответствии со «священным писанием», образованные православные священники пытались, преодолевая первобытную дикость, определить для верующих максимальную «цивилизационную дозу», которая позволяла бы принявшему её человеку всё ещё именоваться православным.

Культура Украины XVII – XVIII веков

Украинская культура в эти века подверглась взаимовлиянию с культурой московской. С одной стороны, учёные, писатели, архитекторы и художники охотно приезжали в Московское государство и даже специально приглашались Алексеем Михайловичем, опять-таки с той же целью: воспринять европейскую цивилизацию как бы «в обход» католических и протестантских миссионеров.

С другой стороны, войдя в состав Российского государства, Украина восприняла и последующую русскую культуру, перекроенную Петром на западный лад. И так называемое «украинское барокко», культурно представлявшее собой не что иное, как ранний Ренессанс, в XVIII веке резко превратилось в барокко настоящее. Начало этому положил, видимо, Мазепа, в своём письме к Петру попросивший прислать ему из Москвы архитектора Осипа Старцева.

Видео: История культуры Украины



Поделиться: