Куда исчезла Волжская Булгария? Великая булгария в поволжье Булгария город.

Первое мимолетное упоминание о булгарах историки относят в 354 году. Но позже, вплоть до краха империи гуннов, произошедшего в конце V века, эти племена, пришедшие на земли к западу от Волги, ничем себя не проявляли

После же смерти Аттилы они заселяют Западное Причерноморье и долину Дуная, Таманский полуостров, степи в Приазовье и в предгорьях Кавказа. Достаточно быстро вождь булгар, Курбат расправился с претендовавшими на эти же территории тюрками и аварами и основал Великую Булгарию.

Просуществовать же грандиозной державе посчастливилось лишь до 40-х годов VII века, когда ее основатель отошел в мир иной, оставив империю сыновьям. Старший, как и водится, унаследовал трон отца, второй стал основателем Дунайской Болгарии. Еще двое ушли дальше на запад, за Дунай, в Италию и Паннонию, а последний увел группу соплеменников на восток, где и предстояло возникнуть Волжской Булгарии.

Возникновение государства

До появления булгар на Средней Волге здесь жили тюркские и финно-угорские племена, вместе с которыми прибывшие и создали к концу IX века государство, с 903 года начавшее чеканить свою монету, дирхем.

Но находящейся на перекрестке многих торговых и военных путей Булгарии со столицей в городе Булгар, находившемся на месте нынешнего села Болгары, недолго пришлось быть независимым. Уже в X веке оно попало в зону интересов Хазарского каганата, и чтобы упрочить свое положение и получить могущественных союзников, булгарский правитель Альмас или, по другим источникам Альмуш, обратился за покровительством к Арабскому халифату.

В ответ на просьбу, подкрепленную принятием Булгарией ислама, халифат послал в 922 году на далекую Волгу огромный караван из пяти тысяч человек и трех тысяч лошадей и верблюдов, возглавляемый послом Сусаном ар-Расси и его помощником, летописцем Ахметом ибн-Фадланом.

Но почувствовать себя полностью независимой Волжская Булгария смогла лишь в 965 году, после победы князя Святослава Игоревича над хазарами.

Расцвет империи

С X по XIII век государство, благодаря удачному расположению и природным богатствам, стало сильнейшим на Средней и Нижней Волге. Здесь возделывали хлеб и разводили скот, занимались рыболовством и бортничеством. Булгары были известны как мастера-кожевенники и умелые обработчики металла, но ни с чем по прибыльности не мог сравниться столичный невольничий рынок, куда свозили пленников после походов на Русь и верховья Волги.

Росли многолюдные города, вокруг которых возводились мощные укрепления, развивались ремесла, искусства и науки. Древнее тюркское письмо сменилось арабской вязью, которую освоили многие жители. Булгария, став форпостом ислама на Волге, не раз пыталась привить эту веру и на Руси. Но князь Владимир после недолгих размышлений все же склонился в сторону христианства. И с 985 года, несмотря на мирные и торговые договора разных лет, начинается череда набегов князей, на которые империя отвечала осадами и захватами русских городов.

Практически непрекращающаяся военная угроза заставляет булгар перенести стольный град в Биляр, а ныне Билярск, находившийся в глубине древней империи. В 1219 году булгарские войска после удачной осады разграбила Устюг, но и ответ не заставил себя ждать. Русские дружины уже на следующий год взяли Ошель и другие камские поселения, а избежать захвата столицы удалось избежать лишь после весьма щедрого откупа.

Примириться булгарских правителей с русскими князьями заставил общий враг - орды монголов, одержавшие победу на Калке в 1223 году над русскими дружинами и половцами и потрепанные на обратном пути с Руси булгарами. Но, несмотря на потери, монголы всеми силами рвались на запад, и на их пути лежала Волжская Булгария.

Противостоять орде могучее государство смогло еще тринадцать лет. Булгары отбили набеги 1229 и 1232 года, но выстоять против двухсоттысячного войска они уже не смогли. Биляр и другие города страны пали и был разорены, а Батый двинулся на Русь.

С 1243 года Булгария стала частью Золотой Орды, частично утратив независимость. Отныне правители булгар подчинялись хану, несли ему дань и набирали среди своих подданных войска для орды. С прекращением войн восстановилась торговля, питающая экономику Булгарии, а возродившийся Булгар даже стал резиденцией хана.

На XIV век пришелся пик расцвета Волжской Булгарии, превратившейся к этому времени в религиозный, научный и торговый центр Поволжья.

Распад Волжской Булгарии

К сожалению, за мощным расцветом вскоре последовали события, приведшие империю к распаду. Уже в середине того же XIV века началась борьба за трон внутри Золотой Орды, вследствие которой от ханства была отторгнута и Волжская Булгария. Страна тут же распалась на два княжества, подпавших под военный и чиновничий контроль Руси. Булгары перестают чеканить монету, а разграбленные ушкуйниками земли в 1431 году после похода князя Федора Пестрого почти полностью перешли в ведение Москвы.

А оставшиеся независимыми северные территории с центром в Казани стали началом нового государства в Среднем Поволжье, Казанского ханства

Болгария Волжско-Камская, государство булгар волжско-камских, финно-угорских народов и др. в Среднем Поволжье и Прикамье в 10-14 вв. Столицы: г. Булгар, с 12 в. г. Биляр. До 965 зависела от Хазарского каганата. По берегам Волги и Камы строились города — центры ремесла и торговли. Основой хозяйства было плужное земледелие. В 10 в. принят ислам. Развивалась торговля с Арабским халифатом, Византией, восточными славянами и др. Соперничала с Древнерусским государством, Великим княжеством Владимирским. Покорена монголо-татарами к 1241. Во 2-й половине 13 в. образовались Булгарское и Жукотинское княжества, в 90-х гг. 14 в. разгромлены Тимуром, в 15 в. вошли в Казанское ханство.

Территория

Письменные источники не дают полной информации о территории Волжской Булгарии. Арабские и персидские географы считали страну булгар самой северной в мире, населённой мусульманами, и располагали её в самом крайнем, седьмом, климате Земли. Первым дает сведения о ее расположении Ибн-Русте в своей энциклопедии «Дорогие драгоценности», составленной около 903-913 годов. Он сообщает: «Болгарская земля смежна с землею буртасов. Живут болгары на берегу реки, которая впадает в море Хазарское (Каспийское) и прозывается Итиль (Волгою)…». Ал-Истархи и более поздние авторы дают более конкретную информацию о юго-восточной границе Булгарии определяя ее в районе Яика. Сообщения о западной границе Булгарии, как правило, сводятся к тому, что Булгария располагается восточнее земель, населенных славянами. О северных и южных пределах страны нет точной информации, некоторые авторы, например, ал-Кашгари, пишут, что булгары живут и на Нижней Волге. По средневековым письменным источникам трудно определить, что имеют в виду авторы, описывая границы Волжской Булгарии. Не ясно идёт ли в источниках речь исключительно о территории непосредственного проживания булгар или, определяя пределы булгарской земли, авторы описывают территории кочевания полуоседлой части населения или земли, входящие в сферу экономического и политического влияния Булгарии.

Расположение археологических памятников позволяет в общих чертах представить территорию Волжской Булгарии. Некоторые мусульманские географы X-XI веков помещают западные границы Волжской Булгарии к востоку от славянских племён. Южные и северные пределы Волжской Булгарии в целом трудноуловимы по данным письменных источников. Большую работу в этом направлении проделал Фахрутдинов Р. Г., который в 60-70-е годы прошлого века начал выявлять и картографировать археологические памятники булгарского времени. Основные памятники булгарского времени находятся на территории современных Татарстана,Ульяновской, Самарской, Пензенской областей и Чувашии.

В настоящее время выявлено более 2 тыс. булгарских памятников X-XIV вв. Среди них около 190 городищ и более 900 селищ. Большинство относится к домонгольскому времени - 170 городищ и более 700 селищ. Основная часть памятников булгарского времени находится на территории Татарстана. В других регионах таких памятников значительно меньше. В Ульяновской области - около 200, в Самарской области - около 160, в Пензенской области - около 70, в Чувашии - около 70.

Опираясь на письменные и археологические источники, разные авторы по-разному определяют границы Волжской Булгарии. Традиционно считается, что территория Волжской Булгарии включала часть территорий Среднего Поволжья: Предкамье, Закамье и Предволжье. Халиков А. Х. и Казаков Е. П. считают, что северная граница Булгарии проходила по правому берегу реки Камы, западная - в районе бассейна реки Свияги, восточная по линии Чистополь-Билярск или рекой Шишма, южная в районе Самарской Луки. Хузин Ф. Ш. в качестве северной границы определяет реку Казанку, южной - Самарскую Луку, западной - реку Сура и восточной и юго-восточной - низовья рек Белая и Урал.

Впрочем, некоторые исследователи, например М. З. Закиев, придерживаются мнения, что Волжская Булгария располагалась на гораздо большей территории: западные границы в их представлении совпадают с границами Древней Руси, восточные границы находятся в районе рек Иртыш, Обь, Енисей, южные и юго-восточные определяются северо-западными и северными районами Хорезма и Кавказским хребтом, северные - выходят к Карскому морю.

Население

Точные данные о численности населения Волжской Булгарии отсутствуют. Лишь ал-Балхи упоминает, что число жителей Булгара и Сувара составляло по 10 тыс. человек в каждом. По приблизительным и возможно завышенным расчетам Алексеева численность населения Волжской Булгарии могла достигать 1,5-2 млн человек.

Основу населения Волжской Булгарии составили тюркоязычные племена. Первые сведения о таких племенах дает Ибн Русте. Он сообщает, что «Болгаре делятся на три отдела: один зовется берсула, другой эсгель, а третий - болгар». Упоминаются эти племена и у автора «Худуд ал-Алама»: «бахдула, ишкиль и булгар». В сообщениях Ибн Русте и других авторов приведены и не совсем верно истолкованы сведения из записки Ибн Фадлана, сообщающего о баранджарах и царе Аскале. Во второй половине X в. из этих этнонимов продолжает фигурировать только «булгары».

История Волжской Булгарии

Одна из орд, состоявшая преимущественно из кутригурских племён, под началом Котрага двинулась с территории Великой Булгарии на север и, обосновалась (VII-VIII века) в районе средней Волги и Камы, где впоследствии было образовано государство Волжская Булгария.

Эта легенда не подтверждается археологическими данными. Булгары пришли на из Хазарии в конце VIII века. Вторая большая волна переселения из Хазарии произошла в начале X века..

В начале X века булгарский балтавар Алмуш принял ислам ханифидского толка под именем Джафар ибн Абдаллах, о чём свидетельствуют серебряные монеты, отчеканенные в Булгарии. Монеты выпускались в Болгаре и Суваре на протяжении всего X века, последняя из них датируется 387 годом по мусульманскому календарю (997/998 гг.).

В 922 году балтавар в поисках военной поддержки против хазар, правители которых исповедовали иудаизм, приглашает посольство из Багдада, официально объявляет исламханифидского толка в качестве государственной религии и принимает титул эмира.

Однако «люди» (подчиненное племя, клан) Саван (śśuvanä… «титул, получаемый человеком на две ступени ниже хакана = тюрк. ябгу») во главе с «царем Вирагом» (видимо, это венгерское имя (как и Алмуш), означает «цветок», распространено в Венгрии) вероятно, выразили недовольство по этому поводу («отказали»), в результате аристократия болгар разделилась на две партии (вторую возглавил «царь Аскал»). После угроз со стороны Алмуша (поразить мечом), первая партия тоже подчинилась. Очевидно, «Царь» Вираг с титулом Саван был вторым человеком (вторая ступень ниже хакана) в Волжской Болгарии после балтавара Алмуша (первая ступень ниже хакана). Кроме того, известно, что у «царя Алмуша» со своим племенем было «четыре подчиненных царя» со своими подчиненными племенами, что соответствует структуре государства и имени Булгары — «пять племен».

Указанные события и факты были описаны в записках участника багдадского посольства на Волгу Ахмеда Ибн Фадлана.

После Алмуша правил его сын Микаил ибн Джагфар, а затем внук Абдуллах ибн Микаил.

В 965, после падения Хазарского каганата, ранее вассальная ему Булгария стала полностью независимой, но и она стала жертвой восточного похода киевского князя Святослава Игоревича в те годы (964-969).

В 985 Киевский князь Владимир в союзе с торками провёл военный поход на Булгарию и заключил с ней мирный договор:

«Иде Володимиръ на Болъгары съ Добрынею, уемъ своимъ, в лодьяхъ, а торкы берегомъ приведе на конехъ. И тако побѣди болгары. И рече Добърыня Володимиру: «Съглядахъ колодникъ, и суть вси в сапозѣхъ. Симъ дани намъ не платити, поидевѣ искать лапотникъ. И сътвори миръ Володимиръ с болгары, и ротѣ заходиша межи собою, и рѣша болгаре: „Толи не буди мира межи нами, оли же камень начнеть плавати, а хмель грязнути“. И приде Владимиръ къ Киеву».

В 986 из Волжской Булгарии Киев посетило посольство с предложением принятия киевлянами во главе с князем Владимиром мусульманской веры от булгар.

В 1006 году между Русью и Волжской Булгарией был заключен торговый договор: булгарские купцы могли свободно торговать на Волге и Оке, а купцы Руси - в Булгарии.

В 1088 году камские булгары ненадолго захватили Муром.

В 1107 году волжские булгары осадили и взяли Суздаль.

В 1120 году Юрий Долгорукий организовал военный поход на Волжскую Булгарию. Летом 1164 года Андрей Боголюбский вместе с муромским князем Юрием Владимировичем ходил на Булгарию: был захвачен город Бряхимов. В 1172 году Боголюбский ходил на камских булгар. В 1184 Всеволод Большое Гнездо и великий князь киевский Святослав Всеволодовичвоевали с волжскими булгарами. В 1186 Всеволод Большое Гнездо вновь посылал войска на камских булгар.

В 1217-1219 годах булгары захватили Унжу и Устюг. В ответ ростовские, суздальские и муромские полки под командованием брата владимирского князя Святослава Всеволодовичавзяли, разграбили и сожгли крупный город Ошель. В 1221 году в Городце между Владимирским княжеством и Волжской Булгарией было подписано перемирие на шесть лет, в 1229 годув Кореневе - ещё на шесть лет.

В 1223 году, после битвы на Калке, монгольские войска ушли на восток через земли волжских булгар и были наголову разбиты булгарскими войсками . Это поражение вместе споражением при Перване в 1221 году являются исключениями на фоне успехов монгольской армии периода завоеваний вплоть до поражения при Айн-Джалуте в 1260 году. В1229 году булгары и половцы были разбиты монголами у реки Яик (Урал). В 1232 году монголы дошли уже до места впадения в Каму реки Жукоть. Наконец, в 1236 году монгольская армия во главе с Субэдэем разорила всю Волжско-Камскую Болгарию. Некоторые булгары бежали под защиту великого князя владимирского Юрия Всеволодовича. В 1239 годумонголы вторично вторглись в Волжскую Булгарию и завоевали её.

В 1240 году, после двух восстаний подряд, территория Волжской Булгарии вошла в состав Золотой Орды, хотя ещё долго продолжались волнения в крае, и монголо-татарам не раз приходилось усмирять непокорных булгар.

По мнению М. Г. Худякова, конец надеждам на восстановление прежней Булгарии привело разграбление города Булгар русскими ушкуйниками - новгородскими отрядами, занимавшимися грабежами. Впоследствии единым культурно-политическим центром волжских булгар стала Казань. Тем самым окончательно укрепилось новое название прежнего государства - Казанское ханство.

После образования Золотой Орды, волжские болгары (булгары) стали одним из основных компонентов в этногенезе современных казанских татар и чувашей.

Волжско-булгарский язык

Волжско-булгарский язык известен по написанным арабской графикой эпитафиям XIII-XIV вв. на бывшей территории Волжской Булгарии. Их анализ показывает, что в Волжской Булгарии одновременно функционировали два разных языка (з- и р-типа). Надгробия 1-го стиля написаны на з-диалекте, близком караханидскому языку. Наиболее многочисленные надгробия 2-го стиля (90%) написаны на р-диалекте, имеющего сходство с чувашским языком. Самое раннее известное на данный момент каменное надгробие (1271 год) относится к памятникам 1-го стиля и написано на 3-диалекте.

Административное устройство

Первой столицей государства был город Булгар (Болгар Великий), 140 км южнее Казани, нынешний город Болгар.

Другие крупные города - Биляр (куда в XII в. была перенесена столица из-за набегов и грабежей Булгара со стороны русских земель), Сувар, Джукетау («Липовая гора»), Ошель (Ашлы), Кашан, Керменчук, Муромский городок и др.

Экономика

В домонгольский период Булгария имела многоукладную экономику, основу которой составляло в первую очередь сельское хозяйство с достаточно развитым для того периода земледелием и животноводством, ремесленное производство, торговля, охота и рыболовство.

Сельское хозяйство

Наиболее важное значение в сельском хозяйстве Волжской Булгарии имело земледелие. Этому способствовал и климат Волго-Камского региона. Большая роль земледелия также отмечена и в письменных источниках того времени.

Земледелие позволяло удовлетворить внутренние потребности государства в зерне, а также создавало значительный потенциал для экспорта. Булгары торговали хлебом с Русью, об этом также свидетельствует «Повесть временных лет», где говорится о том, что из Суздаля во время голода 1024 года направились в «Болгары и привезоша жита и тако ожиша».

Наследие Волжской Булгарии

Во второй половине XIX начале XX веков различные татарские общественно-политическими движения, прежде всего представители ваисовского движения продвигали идеи «возрождения булгарской идентичности» татарского народа и булгарской государственности.

Первым выразителем идей булгаризма среди казанских татар является Б. Ваисов (1810-1893), называвший себя потомком пророка Мухаммеда и правителей Волжской Булгарии.

На рубеже XX-XXI веков идеология, получившая название «Булгаризм», вновь стала распространяться среди татар благодаря деятельности «необулгаристов», а также современным открытиям, свидетельствующим о тесной связи волжско-камских булгар и современных татар.

Литература

  • Ковалевский А. П. О степени достоверности Ибн-Фадлана // Исторические записки. Том 35. 1950.

Ссылки

  • Болгар: зеленая альтернатива
  • Болгарский Государственный историко-архитектурный музей-заповедник
  • Публикации о Суваре
  • Волжская Булгария
  • Голубовский П. В. Болгары и хазары, восточные соседи Руси при Владимире Святом
  • Давлетшин Г. Болгаро-татарские надгробные памятники
  • Ибн-Фадлан. «Записка» о путешествии на Волгу
  • Кучкин В. А. О маршрутах походов древнерусских князей на государство волжских болгар в XII - первой трети XIII в.
  • Статья о Волжской Болгарии на сайте Казанского Государственного Университета
  • Хакимзянов Ф., Мустафина Д. Эпиграфические памятники города Булгар
  • Юсупов Г.В. Введение в булгаро-татарскую эпиграфику

Волжская Булгария - это государство, располагавшееся на территории Среднего Поволжья и Прикамья в Х-ХІІІ вв. Занимало оно довольно большую территорию и было известно своими многочисленными городами. На сегодняшний день историки и археологи располагают сведениями о более чем 2 тысячах булгарских поселений, которые находятся в Пензенской, Ульяновской и Самарской областях России, в Татарстане и Чувашии.

Заселение Поволжья

История Волжской Булгарии насчитывает чуть более 300 лет, но заселение территории будущего государства тюркоязычными племенами началось намного раньше. Их миграция была вызвана разгромом хазарами Великой Болгарии, протянувшейся от Северного Кавказа до Черного моря. Одна часть переместилась на Балканы, где была создана Дунайская Болгария, а другая в VII в. заняла область среднего течения Волги. Спустя 100 лет на территории Среднего Поволжья появляется еще одна группа тюркоязычных племен. Последняя волна миграции датируется IX в. и связана с разгромом Хазарского каганата печенегами.

К приходу болгар Среднее Поволжье уже было заселено угро-финами, но первые смогли подчинить их своему влиянию.

Возникновение Волжской Булгарии

Первые шаги на пути к консолидации булгарских племен Поволжья были сделаны еще в средине ІХ в. Однако наиболее отчетливо политика централизации и объединения разобщенных групп в единое государство проявилась в деятельности эльтебера Алмуша, который пришел к власти в 895 г.

Алмушу удалось взять под контроль четырех правителей и создать боеспособную дружину. С начала Х в. эльтебер начинает чеканить собственную серебряную монету. Кроме того, он регулировал сбор дани, которая уплачивалась хазарам поволжскими племенами.

К Х в. относятся первые письменные упоминания о Волжской Булгарии как о едином государстве, но фактически вплоть до средины Х в. население Поволжья было зависимо от хазар.

Булгария и Хазарский каганат

До сих пор неизвестно, когда булгары попали под контроль хазар. Поволжье, расположенное на важных торговых путях, еще в VIII в. являлось важным пунктом в политике экспансии, которую проводил Хазарский каганат. Волжская Булгария, основанная на этих землях, также не могла не заинтересовать это государство.

С Х в. экономика Хазарского каганата опиралась только на торговлю и широкие связи с другими странами. В Х в. уровень Каспийского моря значительно повысился, и большая часть прилегающей территории оказалась затопленной. Во времена, когда на международной арене важную роль начинала играть Волжская Булгария, основные занятия хазар (ловля рыбы и земледелие) теряют актуальность. Современные исследователи видят причину заинтересованности Хазарского каганата поволжскими землями именно в высоком уровне развития производительных сил Булгарии, экономика которой основывалась не только на торговле, а и на земледелии, скотоводстве, ремеслах и охоте.

Религиозный вопрос

В вопросе создания и укрепления государства Волжская Булгария религия занимала важнейшее место. Тюркоязычные племена принесли в Поволжье основы самобытной языческой веры, истоки которой можно увидеть в зороастризме.

Алмуш, осознавая необходимость укрепления положения молодого государства, в начале Х в. устанавливает тесные связи с Багдадом. В 922 г. халиф Али аль-Муктадир направляет в Волжскую Булгарию посольство, в составе которого был известный арабский путешественник и писатель - Ибн Фадлан. В том же году официальной религией государства был провозглашен ислам.

Значение принятия булгарами ислама

Ислам в Волжской Булгарии явился консолидирующим элементом. Именно под покровительством этой религии первым правителям удалось объединить разобщенные ранее племена. Кроме того, принятие ислама в качестве государственной религии играло и важную политическую роль. Именно с этого момента Волжская Булгария становится частью мусульманского мира, что позволило установить тесные экономические и торговые связи с другими восточными странами. Данные археологии свидетельствуют о том, что после принятия ислама вырос уровень грамотности населения, появились ученые, историки, медики, юристы и богословы. Это было обусловлено введением арабского письма вместо тюркских рун.

Общественно-политический строй

Общество Волжской Булгарии по праву можно считать раннефеодальным. Но развитие феодальных отношений тормозилось пережитками родового строя. Ибн Фадлан в своих дневниках засвидетельствовал, что булгары зависели от правителя государства, наместников отдельных областей и знати, но здесь не существовало закрепощения крестьян частными лицами - феодалами. Каждый, кто работал на земельном участке, распоряжался урожаем самостоятельно, выплачивая при этом ежегодный натуральный налог в пользу государства. Кроме того, местная феодальная знать эксплуатировала крестьян из марийских, мордовских и удмуртских племен. Они были обременены данью и управлялись наместниками из Волжской Булгарии, которые содержали на их территории свои дружины.

Политическое устройство

Волжская Булгария - классический образец раннефеодальной монархии. До середины Х в. государство возглавлялось эльтебером, подчинявшимся хазарскому правителю. После разгрома тюркских войск киевским князем Святославом титул главы Волжской Булгарии был изменен на характерный для исламских стран. Эмир вел самостоятельную и внешнюю, и внутреннюю политику. Должность эта была наследственной и передавалась от отца к старшему сыну.

Экономическое развитие

Болгарские племена на своей родине активно занимались скотоводством. Система хозяйства этого народа изменилась после образования государства Волжская Булгария. Основные занятия местного населения Поволжья до прихода тюркоязычных племен включали в себя земледелие и охоту. Это обусловило синтез и заимствование основ ведения хозяйства и создало предпосылки для развития экономики молодого государства. Основной отраслью сельского производства было плужное земледелие. Главным орудием крестьянина являлся плуг, который носил название «ага». Также активно использовалась паровая обработка земли - двухполье и триполье. Для окраин страны характерной была традиционная переложная система, а для лесных районов - подсечная. Большую роль в хозяйстве играло скотоводство, нередко представленное в кочевой форме. Булгары разводили коров, коз, овец, коней и т. д. Кроме того, в лесных районах была широко распространена охота.

Ремесла

В жизни местного населения важную роль играли ремесленные занятия. Волжской Булгарии в целом было присуще раннее отделение ремесла от сельского хозяйства. Значительная часть мастеров проживала в больших городах, которые уже Х в. становятся огромными центрами металлообработки, гончарного и ювелирного производства.

Как правило, ремесленники изготовляли сельскохозяйственные орудия, предметы вооружения, разнообразные украшения, керамику, обувь, одежду и т. д. Кожаные и ювелирные изделия из Волжской Булгарии пользовались широкой популярностью за границей.

Торговля

Развитие внутренней торговли тормозил натуральный характер сельского хозяйства, когда население было заинтересовано в производстве продуктов и изделий для себя, а не для продажи. С развитием товарно-денежных отношений роль обмена в жизни булгар значительно растет.

Волжская Булгария занимала выгодное географическое положение (центр Великого Волжского пути), поэтому в страну съезжались русские, хазарские, византийские и другие купцы. Они ввозили сырье (золото, серебро, железо, олово), изделия из металла, оружие, украшения, китайский шелк и зеркала, пряности и т. д. Главными экспортными товарами были меха, мед, воск, кожа, рыба, скот, а также пшеница.


Следует отметить, что при торговле использовался безденежный обмен, но с 903 г. в обиходе появляются металлические монеты - дирхемы, чеканить которые впервые начал Алмуш.

Города

Столица Волжской Булгарии находилась в городе Болгар. Его расцвет приходится на XI-XII вв., когда он был крупнейшим экономическим, политическим и культурным центром государства. Город расположился в устье реки Кама - на перекрестке международных торговых путей. Благодаря этому Болгар стал важным купеческим центром.

Биляр - второй по значению город в Волжской Булгарии, который лежал на берегу р. Малый Черемшан. В связи с военной угрозой, исходившей от усилившегося Владимиро-Суздальского княжества, в ХІІ в. столица государства переносится в Биляр. С этого времени в письменных источниках он именуется как «Великий Город».

Развитие торговли способствовало усилению таких булгарских городов, как Сувар, Ошель, Балымер, Иски Казань, Кашан, Джукетау и проч., которые являлись не только экономическими центрами, но и стратегически важными крепостями.

Взаимоотношения с вятичами в Х в.

После удачного похода киевского князя Святослава на Хазарский каганат булгары начинают свою экспансию на земли вятичей, которые проживали в верхнем течении Оки. Эта река была важным торговым путем. Контроль над ней позволил бы получать огромные прибыли. Тюркским племенам удалось установить тесные торговые связи с вятичами, которые не ослабли даже после установления над ними киевского протектората.

После смерти великого князя Святослава Игоревича Русь вступает в полосу междоусобиц. Особенно активно велась борьба между его сыновьями - Ярополком и Владимиром. В это время вятичи при поддержке Волжской Булгарии отказываются платить дань киевскому князю и поднимают несколько мощных восстаний.

В Х в. правитель Булгарии женился на вятической княгине - дочери Ярополка. Такой династический союз позволил бы их сыну претендовать на киевский престол, но для поволжского государства он был выгоден только с точки зрения установления контроля над верхним течением р. Ока.

Взаимоотношения с Киевской Русью в Х в.

В 985 г. был заключен «Вечный мир» между булгарским правителем и Владимиром Великим. Это дата знаменует собой начало тесных взаимоотношений между двумя государствами. Кроме того, подписав этот договор, Владимир отказался от претензий на Волжский торговый путь. «Вечный мир» - значительное достижение булгарской дипломатии, так как основой экономики этой страны являлась именно торговая деятельность.

После заключения договора к Владимиру прибыло посольство с предложением принять ислам и сделать его государственной религией. Следует отметить, что после поражения языческой реформы князь находился в поиске оптимальной религии. Главный выбор стоял между византийским христианством и исламом, который исповедовала Волжская Булгария. Религия, по мнению Владимира, была призвана консолидировать общество и увеличить значение Руси на международной арене, поэтому он отказался от предложения посольства и принял христианство византийского толка.

Волжская Булгария и Киевская Русь в ХІ - ХІІІ в.

Мирные торговые связи между государствами в течение нескольких веков прерывались кратковременными войнами. Еще в конце Х в. Владимир Великий совершил неудачный поход на земли булгар, а с ХІ в. начинаются регулярные столкновения с северо-восточными русскими княжествами.

Причину этих конфликтов следует объяснять заинтересованностью обеих сторон в контроле над землями, расположенными на берегах р. Ока и ее притоков. В 1120 г. Владимиро-Суздальский князь Юрий Долгорукий совершил успешный поход на тюркоязычные племена, но его целью был не захват каких-либо территорий, а грабеж. В результате нескольких разрушений Волжской Булгарии русскими дружинами в ХІ в. ее столицу пришлось перенести вглубь страны - в город Биляр.


В 1220 г. был разрушен важнейший экономический центр Булгарии Ошель. После этого эльтебер несколько раз отправлял своих послов к Владимиро-Суздальским князьям, но только в 1224 г. удалось заключить мир.

Монгольское завоевание

Территория Волжской Булгарии неоднократно подвергалась набегам монголо-татарских орд. В 1223 г. монголам удалось разбить русско-половецкое войско в битве на р. Калка, но походы Чингисхана на поволжское население в 1229 и 1232 гг. были менее удачными.

В 1236 г. хан Батый собрал огромное боеспособное войско и двинулся на запад. В этом же году большая часть булгарских городов была разрушена. Пал и «Великий Город» Биляр.

Новый поход Батыя в 1240 г. окончательно подорвал экономическую жизнь Волжской Булгарии. В результате этих монгольских завоеваний все важные центры, включая столицу, были разрушены, а население Биляра практически полностью вырезано.

Под властью Золотой Орды

В 1243 г. Волжская Булгария становится одной из провинций могущественной Золотой Орды. С этих пор ее правители попадают под вассальную зависимость от хана и обязываются выплачивать ему дань.

В то же время период золотоордынского владычества ознаменовался новым культурным и экономическим расцветом Волжской Булгарии. В значительной степени этому способствовало провозглашение ислама государственной религией Золотой Орды. А бывший «Великий Город» Биляр становится временной резиденцией хана.

Упадок Волжской Булгарии

В результате внутренних междоусобиц в Золотой Орде территория Поволжья попала в 1361 г. под контроль Булат-Темира. С этих пор государство Волжская Булгария прекращает свое существование и распадается на два княжества. В XV в. южные булгарские районы переходят под контроль Москвы, а северные с центром в Казани становятся основой для формирования нового государства - Казанского ханства.

Территории Поволжья, где была основана Волжская Булгария была заселена тюркоязычными племенами не позднее VIII — IX вв. Тогда на земли Поволжья и Прикамья пришли тюркские племена болгар. До этого, они проживали в Причерноморье на Таманском полуострове и между реками Кубань и Дон.

Великая Болгария

Там, в VII веке кочевые племена тюркоязычных болгар основали свое первое государство, которое именовалось Великой Болгарией. Оно возникло в результате объединения разнородных, по преимуществу, тюркских племен раннее входивших в состав огурского племенного союза. Само наименование «болгар» можно перевести с древнетюркского, как «отколовшиеся», «восставшие», вероятно, имеется в виду, то, что в свое время они отделились от огурского племенного союза. Таким образом, болгары это часть племенного объединения, входившая вначале в огурский племенной союз, а затем от него отделившаяся.

До основания отдельного государства в 635 году многие болгары нанимались в качестве солдат в Византийскую Империю. Известно то, что именно болгары в 480 году спасли Византию от остготского нашествия. В 619 году племянник болгарского вождя Органы, Кубрат (в дальнейшем основатель Великой Болгарии) принимает крещение. Кубрат жил достаточно долгое время при византийском дворе и дружил с будущим императором Византии Ираклием.

В 635 году Кубрат объединив болгарские племена, совершает поход против авар господствующих в Причерноморье. Аварское могущество было сокрушено и Кубрат смог создать союзное с Византией государство Великая Болгария, со столицей в Фанагории, главой которого он и стал. Однако это государство смогло просуществовать лишь до 660 года, когда хан Кубрат скончался.

Исход

Его сыновья, разделив земли отца, лишились сплоченности, в результате чего они не смогли сдержать хазарского натиска. Большинство болгар было вынуждено подчиниться хазарам. Другая часть болгар во главе с ханом Аспарухом ушло к Дунаю, где, подчинив славянские племена,было создано государство, Дунайская Болгария.

Другая часть болгар ушедшая в сторону реки Волги, создало новое государство болгар Волжская Булгария (государство Волжских болгар принято называть Булгарией, а жителей булгарами, дабы не путать их с дунайскими болгарами-славянами). Государство было основано на территории Среднего Поволжья и Прикамья. До прихода булгар в Поволжье там проживали угро-финские племена, которых булгары смогли подчинить себе.

Ранняя история Волжских булгар известна мало, но известно, что на Волге болгары оказались не позднее VIII - IX вв. и вплоть до середины X века продолжали находиться в зависимости от Хазарского каганата, что подтверждает и тюркский титул правителя Волжской Булгарии «эльтебер», то есть зависимый от хана. Племенной состав жителей Волжской Булгарии, кроме самих булгар включал, также, равноправные тюркоязычные племена: сувар, эсегель, барсил, баранджар, а также живших на Волге до прихода булгар угро-финнов.

Волжская Булгария

Изначально жители Волжской Булгарии исповедовали в основном язычество, но в 921 году булгарский эльтебер (правитель) Алмуш заключив союз с Багдадским халифатом, просит халифа Багдада аль-Муктадира направить в Булгарию ученого проповедника. Вскоре, в 922 году из Багдада приезжает целое посольство, при нем был и свой секретарь Ибн-Фадлан, который вел записи и подробно изложил историю этого посольства в своих записях. После официального оглашения письма арабского правителя, булгарский эльтебер Алмуш призвал свой народ принять ислам.

В 922 году официальной религией булгарского государства становится ислам. Ислам являлся крайне важным фактором для объединения различных тюркских и коренных угро-финских племен проживавших на территории Волжской Булгарии в единое государство. Именно ислам смог превратить разрозненные племена в единую нацию, благодаря опоре на мусульманские ценности.

Во многом принятие ислама было и политическим шагом, так как благодаря ему булгары получали возможность стать частью арабо-мусульманского мира не только в религиозном, но и торгово-экономическом смысле. Вместе с тем, ряд тюркских и угро-финских племен не желавших принимать новую религию, продолжал сохранять свои языческие традиции. Возможность их сохранения действительно была, так как булгарское государство отличалось веротерпимостью и поликонфессиональностью.

Религии

Если ислам в Булгарском Государстве консолидировал разные этносы в один, то есть с булгарским (тюркоязычньш) языком и булгарской культурой, то племена сохранявшие язычество в значительной степени смогли избежать ассимиляции, продолжая сохранять архаичные элементы тюркской, угро-финской культуры и свои локальные самоназвания.

Ислам смог выполнить функцию религии, которая во многом смогла консолидировать разрозненные народы и установить хорошие связи булгар с Востоком. Во второй половине 960-х годов, после победы киевского князя Святослава над Хазарским каганатом, зависимость булгар от хазар полностью прекратилась, и Волжская Булгария становится первым независимым государством Среднего Поволжья.

Первое независимое государство

Наиболее крупными городами Волжской Булгарии являлись столица государства город Булгар, крупный городской центр Биляр и такие крупные политические, экономические и культурные центры, как города Сувар, Ошель и Джукетау.

Расцветом города Булгар можно было бы назвать XI — XII вв. В это время он являлся крупнейшим купеческим центром Булгарии и столицей государства. Его выгодное расположение сделало город не только крупнейшим купеческим центром Волжской Булгарии, но и центром международной торговли. В городе проживали в основном торговцы и ремесленники. Городу Булгару противостоял другой крупный центр Волжской Булгарии и средневековой цивилизации в целом — город Биляр.

Долгое время эти два города находились в противостоянии, а в XII веке столицу Волжско-Камской Булгарии было решено перенести в город Биляр. Второй расцвет Булгара пришелся уже лишь на золотоордынское время (XII — XIV вв.). А с XII века Биляр стали именовать «Великим городом», то есть столицей всего Булгарского государства.

Хозяйство Булгарии

Основой хозяйства сельских жителей Булгарии было крупное земледелие и скотоводство. Сеяли, в основном, пшеницу, рожь, овес, просо, ячмень, полбу, горох и коноплю. Разводить жители Булгарии предпочитали лошадей, крупный рогатый скот, овец, коз, содержались у булгар и верблюды.

Ремесленная жизнь в экономике Булгарии также играла важную роль. Тщательно обработанная кожа «булгари» пользовалась популярностью за пределами страны. Одной из ведущих отраслей ремесла была металлообработка, черная и цветная металлургия. Многочисленные браслеты, перстни и украшения свидетельствуют и о высокоразвитом ювелирном мастерстве. А булгарские гончары славились своими прекрасными сосудами.

Волжская Булгария экономически и политически была тесно связана с Арабским халифатом, Средней Азией и Древней Русью. Славяне и булгары находились в сильном влиянии друг от друга, многие русские купцы приезжали в государства булгар для ведения торговли.

Но вместе с тем периодически между булгарами и славянами вспыхивали военные столкновения. Из летописи известно, что когда киевский князь Владимир принимал решение о принятии истинной веры, к нему приходили исламские проповедники из булгарских земель. Но, не желая поступаться древними русскими обычаями, князь Владимир был смущен запретом ислама о невозможности употребления алкогольных напитков, поэтому исламская религия была отклонена.

Волжская Булгария является классическим примером феодального государства. Положение человека обуславливалось количеством его владения земельной собственностью. До 965 года во главе государства стоял эльтебер — фигура формально подчинявшаяся хазарскому правителю. После же 965 года (Победа над Хазарским Каганатом князем Святославом) булгарский правитель — эмир обрел полную самостоятельность. Булгарский престол передавался от отца к сыну, и лишь в исключительных случаях к ближайшим родственникам.

Арабская культура

До принятия ислама булгары исповедовали общетюркское язычество, после же принятия ислама булгары стали больше приближаться к арабской культуре. Имевшаяся до этого тюркская руническая письменность сменилась на арабскую графику, а тюркские имена стали перемежеваться с многочисленными арабскими именами. С принятием ислама к булгарам пришли и известные труды арабских ученных. Булгарам удалось создать высокую уникальную культуру. В Булгарии появлялись свои ученые: медики, историки, философы, астрономы, математики, географы. Булгарские города были прекрасными образцами качественного архитектурного творчества. В крупнейших булгарских городах были свои водопроводы, высотные здания, сады.

После образования в конце XII — начале XIII века державы Чингисхана, монголами были покорены многочисленные земли Средней Азии и Восточной Европы. Булгары понимали, что и захват их земель также может стать неизбежной реальностью, поэтому пытались всячески противостоять монголам, в том числе входя в союз с русскими войсками. Но, несмотря на все старания булгар избежать монгольского нашествия на свою территорию, им этого не удалось. В 1236 году Волжская Булгария была захвачена монгольскими войсками под предводительством Батыя. Захватчики разграбили, сожгли и разрушили многие города и села булгар, часть мирных жителей была взята в рабство. После этого момента, в истории булгар началась новая эпоха — эпоха Булгарии уже в составе Улуса Джучи (Золотой Орды), а затем и Казанского ханства.

Монголы

До захвата Булгарии монголами она находилась в зените своего расцвета. В Волжской Булгарии официальной религией считался ислам, однако это государство отличалось своей веротерпимостью. Кроме мусульман там проживали иудеи, христиане и язычники. Языком Волжской Булгарии был тюркский булгарский язык, хотя наравне с ним действовали и другие языки и наречия.

Вместе с приходом монголов, на территорию Булгарии пришли и многочисленные выходцы с Юга — племена кипчаков (половцев). Селиться в Булгарии и оказывать на нее существенное влияние они стали еще до нашествия монголов, но вместе с приходом монголов, они смогли селиться в булгарских землях уже совершенно беспрепятственно и в достаточно большом количестве.

Кипчакский этнос стал, как бы вливаться в булгарский, путем принятия кипчаками ислама, но при этом, определенную часть времени в булгарском государстве было двуязычие (булгарский и кипчакские языки). Со временем, из-за численного преобладания кипчаков по отношению к булгарам, язык булгар был полностью вытеснен языком половцев-кипчаков и утерян навсегда.

Но это не было проблемой, так как объединение столь разных, хоть и тюркских племен, произошло благодаря исламу. Так, кипчаки смогли ассимилироваться с булгарами благодаря принятию ислама.

Казанские татары

Современных потомков булгар принято видеть в казанских татарах, однако эта нация является уже смесью булгар и кипчаков, а современный татарский язык относится к кипчатской подгруппе тюркского языка, но куда же исчез язык булгар? Этот язык, как и многие другие, постигла участь ассимиляции, он просто умер, и хотя даже в современном татарском языке находятся отдельные слова вероятно булгарского происхождения, в целом язык все же продолжает оставаться тюрко-кипчакским.

Однако в современном Поволжье проживает еще один интересный народ — это чуваши. Чуваши говорят на архаичном тюркском языке, подобных которому более нет нигде, а при сопоставлении древне-булгарских текстов и чувашского языка выяснилось, что именно в нем остается максимальное количество слов приближенных к булгарскому.

Таким образом, был сделан вывод о том, что современный чувашский язык остается единственным выжившим языком из булгарской подгруппы тюркских языков. Вместе с тем нельзя утверждать и то, что современный чувашский есть прямой потомок булгарского языка. Дело в том, что сами чуваши относятся к потомкам суварских (суваз, сувар, савир — чуваш) племен, пришедших в составе булгар на Волгу.

Но значительная часть сувар не приняла ислам, а поэтому, в отличие от других не вошла в булгарский ассимиляционный процесс, а продолжала сохранять свои языческие обряды и оставаться носителями своего языка. Когда же пришли кипчаки, которые смогли ассимилировать, в том числе и в языковом плане, самих булгар сувары оказались последними носителями остатков языка относящегося к булгарской подгруппе. Произошло это именно из-за того, что они не вошли в исламский ассимиляционный процесс.

Сегодня потомками этих сувар являются чуваши, которые в своем большинстве всегда исповедовали язычество, и лишь, со временем, усилиями русских миссионеров перешли в христианство, а та часть суваров, которая принимала ислам всегда отатаривались.

То же самое, происходило и со всеми другими народами принимающими ислам, они входили как бы в этот плавильный котел. Итак, в него входили все те, кто принимал ислам. Так в итоге и получилось, что потомки жителей Булгарии не принявших ислама стали единственными носителями языка тюрко-булгарской подгруппы.

Болгары появились на Средней Волге в конце VIII - начале IX вв. В составе болгарского союза пришли и другие родственные им тюркоязычные племена: барсилы, савиры, беленджеры и др. Здесь они встретили местные финно-угорские племена (предки современных удмуртов, мари, мордвы), которые были включены в процесс образования государственности.

В конце IX - нач. XX вв. у булгар закончился процесс объединения болгарских племен и сложилось единое централизованное государство. Завершающим этапом этого процесса явилось принятие Ислама в 922 году.

С принятием ислама у булгар была отменена руническая письменность, которой они пользовались еще с VI в., и заменена арабской. Вслед за арабской письменностью в Волжскую Булгарию проникли просвещение и богатейшая арабская культура.

Образование получали в учебных заведениях низшего типа (мектебы) и высшего типа (медресе).

Развитие просвещения способствовало широкому распространению восточной и общетюркской литературы и разных наук. Это, в свою очередь, стимулировало развитие собственной культуры. Так, например, некоторые арабо-персидские авторы X-XII дают сведения о булгарских историках, медиках и философах. Например, ал-Гарнати упоминал книгу “История Булгара”, которую написал кадий (судья) Булгара Йакуб ибн-Нугман. Известно также имя Бурхан ад-дин ибн-Юсуфа, написавшего книгу о лекарствах. Известный поэт XIII в. Кул-Гали в 1223 году завершил написание своей знаменитой поэмы “Кисса-и-Йусуф” (“Сказание о Юсуфе”).

Из сообщения современника:

“Болгарская земля смежна с землею буртасов. Живут болгаре на берегу реки, которая впадает в море Хазарское (Каспийское) и прозывается Итиль (Волгою), протекая между землей Хазарской и Славянской. Страна их состоит из болотистых местностей и дремучих лесов, среди которых они и живут”. “Болгаре делятся на три отдела: один отдел зовется Берсула, другой - Эсегел, а третий - Болгар; относительно образа жизни все трое стоят на одной и той же степени”.

Персидский географ X в. Ибн-Русте

“Царь рассказал мне, что за его землю в расстоянии трех месяцев пути... есть народ, называемый вису (весь), у которого ночь короче часу... Туземцы рассказывали мне, что зимою ночь бывает так долга, как летний день, а день короток, как летняя ночь”.

Арабский путешественник Х в. Ибн-Фадлан

“И у них существует обработка полей и сев, производятся разные зерновые, как-то: пшеница, ячмень, тыква, чечевица, бобы и всякое другое”.

Персидский географ XI в. ал Гардизи

“Болгар - имя страны, жители которой исповедуют ислам, имя города, в котором находится главная мечеть. Недалеко от этого города лежит другой город Сивар (Сувар), где также находится главная мечеть... Дома деревянные и служат зимними жилищами; летом же жители расходятся по войлочным юртам”.
“Меха: собольи, беличьи, горностаевы, куньи и лесных куниц, лисьи, бобровьи, зайцы, козьи шкуры, воск, стрелы. Крупная рыба, шапки, белужий клей, рыбьи кости, бобровая струя, янтарь, юфть, мед, орехи, барсы (или гончие собаки), мечи, кольчуги, березовый лес, славянские невольники, овцы, рогатый скот. Все эти товары из Болгарии”.

Из свидетельства очевидца:

“Болгары вели с весью торговлю немую, т.е. клали товары на известное место, обозначали их знаками на цены, и отходили, потом возвращались и находили разные предметы, оставляемые весью в виде меновой цены товары; если болгары оставались довольны этой ценою, то брали себе желаемые предметы, в противном же случае оставляли их и брали назад свои товары”.

Из свидетельства современников:

“Булгар - город с небольшой областью, расположенный на берегу Итиля. В нем все (жители) мусульмане; из него выходит 20 000 всадников. Со всем войском кафиров (иноверцев), сколько бы его ни было, они сражаются и побеждают, это место крепкое, богатое. Сувар - город вблизи Булгара; в нем борцы за веру, так же как в Булгаре”.

Из персидского сочинения 982 г. “Худуд ал-алам”
(“Границы мира”) о городах Булгар и Сувар.

Из трудов историков:

“В булгарское царство вошли также незначительной частью племена, связанные генетически с ананьинской и пьяноборской культурами, древние удмурты, коми, мари”.

А.П.Смирнов

Мнение историка:

“Ибн-Фадлан (начало Х в.) застал здесь налаженное земледелие и индивидуальное освоение земли”.

Б.Д.Греков

Мнение историка:

«Булгарское военное искусство домонгольского периода достигло значительного уровня прогресса, сопоставимого с рядом других развитых феодальных стран средневековой Евразии и оказало решающее влияние на все последующие стадии эволюции вооружения и военного дела народов Поволжья и Приуралья.»

И.Л.Измайлов

Мнение историка:

“Расположенный на одном из самых важных в стратегическом и торговом отношении мест в Восточной Европы, у слияния Камы и Волги, Болгар с самого начала своего существования играл огромную роль в истории всей Восточной Европы”.

Г.А.Федоров-Давыдов

Точка зрения ученого

“В XII в., точнее, во второй его половине, столица переносится в Буляр в долину Черемшана, в глубь центрального Закамья, что было обусловлено в первую очередь изменениями в политической жизни государства”.

Р.Г.Фахрутдинов

Из трудов историков:

“Многое еще в искусстве и архитектуре волжских булгар домонгольского периода остается неясным, нераскрытым. Однако то, что дошло до нас, характеризует их высокую художественную культуру, выразившуюся в замечательных творениях декоративно-прикладного искусства”.


Поделиться: