Конспект индивидуального занятия формирование слоговой структуры слова. Логопедичнское занятие на тему "развитие слоговой структуры слов"

Тема: Слоговой состав слова.

Лексическая тема: Обобщающие понятия.

Грамматическая тема: Правила переноса слов.

Цель: учить делить слова на слоги, составлять слова из слогов.

Задачи:

  1. Закрепление знания учащихся о слогообразующей роли гласных.
  2. Совершенствование слогового анализа и синтеза слов.
  3. Развитие фонематического слуха и восприятия, звукобуквенного анализа и синтеза.
  4. Совершенствование навыка переноса слов.
  5. Активизация речевого опыта.
  6. Актуализация и обогащение словарного запаса учащихся.
  7. Уточнение знаний об обобщающих понятиях..
  8. Развитие связной речи.
  9. Совершенствование грамматического строя речи.
  10. Развитие слухоречевого внимания и памяти.
  11. Развитие мелкой моторики.
  12. Развитие самоконтроля.
  13. Воспитание умения слушать друг друга, работать в коллективе.

Оборудование: мяч, смарт-доска, рабочие тетради, карточки с заданиями.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Дети здороваются, готовятся к занятию.

II. Вводная часть.

Активизация внимания и закрепление правильной артикуляции гласных.
- Игра с мячом. Сосчитайте количество гласных в словах и столько раз произнесите определенный гласный звук с правильной артикуляцией: А - куропатка (А произносят 4 раза), О - страус, Ы - соловей, Э - трясогузка, У - ласточка, И - снегирь.

Как эти слова можно назвать одним словом? (птицы)

III. Основная часть.

1. Сообщение темы занятия.

Посмотрите на доску и соберите название картинки там изображенной (иг-ки-руш).
- Как называются части, из которых вы собирали слово? (слоги).
- Тема нашего занятия слоги.
- Запишите число и тему в тетрадь.

2. Принцип образования слогов.

Что такое слог? (часть слова)
- Что должно быть в каждом слоге обязательно? (гласный).
- Как сосчитать количество слогов в слове? (сколько гласных, столько и слогов)

3.1. Активизация слухового внимания.

Я буду произносить слоги и не слоги, запишите в тетрадь только слоги.
- Пи, рт, не, стр, зк, ав, вл, пр, у, клм, чн, сш, ко, лчт, иг.
- Назовите, что выписали, почему это слоги?

3.2. Активизация словарного запаса.

Придумайте и запишите на доске названия игрушек, начинающихся на эти слоги.
-Пи - пирамида, сколько в слове гласных (4), значит, сколько слогов (4). Разделить.
-Дети по одному выходят к доске, записывают слово и делят на слоги.

4. Работа над слоговым анализом, активизация словарного запаса.

Придумать и записать под домиками слова на определенную тему и с определенным количеством слогов (окошки в домиках - количество слогов). Разделить слова на слоги.
Задания на карточках (3 варианта карточек):

1) Строительные инструменты.

3) Музыкальные инструменты.

Дети выполняют задание на карточках. Проверка.

5. Работа над слоговым анализом и синтезом.

На доске рассыпались слоги. Необходимо из данных слогов составить 2 слова на определенную тему.
- Дети по одному выходят к доске, составляют слова и устно произносят их по слогам. После составления слов, появляются картинки незнакомых названий.

1) Обувь: босоножки, валенки.
2) Головной убор: бескозырка, косынка.
3) Верхняя одежда: ветровка, тулуп.
4) Брюки: шаровары, рейтузы.

6.1. Отработка грамматического понятия, развитие внимания.

Как правильно переносить слова? (по слогам).
- Чего нельзя делать при переносе слов? (оставлять или переносить одну букву).
- Сделайте в тетради два столбика + и -. У вас на карточках есть слова, напишите их по столбикам: «+» - можно разделить и показать место переноса, «-« - нельзя перенести.
- 2 вида карточек.

1) слон, заяц, ёжик, лев, медведь, енот, волк.
2) шмель, паук, пчела, оса, вши, усач, блоха.

Как одним понятием назвать ваши слова? (дикие животные, насекомые).
- Поменяйтесь тетрадью с соседом и проверьте его слова.

6.2. Работа над связной речью.

Вытащите по 2 слова из нашего задания, придумайте одно предложение. Запишите его в тетрадь и все слова разделите на слоги.
Дети выполняют задание в тетради. Проверка.

IV. Подведение итогов занятия.

Игра с мячом «Быстрый ответ».
- Над какой темой мы сегодня работали?
- Что такое слог?
- Что обязательно должно быть в слоге?
- Как сосчитать количество слогов?
- Как правильно переносить слова?
Дети отвечают на вопросы.
- Какие задания понравились больше? Что было сложно и почему?
Учащиеся делятся впечатлениями.

V. Оценка работы учащихся.

VI. Организация окончания занятия.


Строительный инструмент.

Музыкальный инструмент.


слон заяц ёжик лев медведь енот волк шмель паук пчела оса вши усач блоха

Кривошеева И.В.

учитель-логопед МБДОУ №1

г.Курганинска Краснодарского Края

Тема: «Формирование слоговой структуры слов в игре»

Цель:

1) Закрепить умение правильно произносить звук «р» в открытых слогах;

2) Учить произносить звук «р» в словах с открытыми слогами;

3) Продолжать формировать слоговую структуру 3-х сложных слов с закрытым слогом;

4) Продолжать учить делать звуковой анализ односложных слов;

5) Закрепить умение делить слова на слоги (2-3 слога);

6)Закрепить умение согласовывать существительные с числительными;

7) Развивать психпроцессы (память, внимание, лог. мышление).

Ход занятия:

1). Артгимнастика:

«Почистим верхние зубки», «Качели», «Грибок», «Лошадки».

2). Введение в тему .

Игра «4 лишний» (на слух). Назови лишнее слово: Маша, Оля, Люда, Рома.

Рубашка , плащ, пальто, шуба.

Велосипед, ракета , автомобиль, мотоцикл.

Баклажан, вишня, рыба , кабачок.

Л – д: Итак, лишние слова – Рома, рубашка, ракета, рыба . Какой одинаковый звук есть во всех этих словах? (р). Сегодня мы будем продолжать учиться правильно произносить этот звук

3) . Игра «Произнеси слоги» . Ребёнок произносит 3 слога, а логопед говорит слово и показывает картинку.

Ра – ра – ра – рак (ракета, рама, радуга, ранец)

Ро – ро – ро – рот (роза, робот, перо, ведро)

Ру – ру – ру – руки (рубашка, рубанок, парус, кенгуру)

Ры – ры – ры – рыба (рысь, горы, куры, комары)

4). Игра «Эхо» . Я назову слог, а ты повтори его несколько раз всё тише и тише. (ра-ра-ра…)

5). Произнесение слогов с изменением ритмического рисунка (изменение ударения).

Ра-ра-ра, ра-ра-ра, ра-ра-ра. Ру-ру-ру, ру-ру-ру, ру-ру-ру.

Ро-ро-ро, ро-ро-ро, ро-ро-ро. Ры-ры-ры, ры-ры-ры, ры-ры-ры.

6). Договаривание предложений с опорой на картинки .

«На снегу сидит большая, серая …. (картинка вороны).»

«Пете купили новый … (барабан)»

«У мамы новое, зелёное …(ведро)».

«На голове у короля была золотая … (корона)».

7). Послушай слова (можно показать картинки): кукуруза, ромашка, корыто, топор, носорог, корова.

– Что здесь может само двигаться? Что не может?

– Какие из слов относятся к животным? Какие к растениям?

8) Физминутка . Игра с мячом «Скажи ласково». (слоговая структура)

Ветер – (ветерок) сахар – (сахарок) вечер – (вечерок)

Ручей – (ручеёк) катер – (катерок) веер – (веерок)

Город – (городок) пирог – (пирожок)

9). Работа с карточками.

– Разложи карточки в столбик.

– Назови слова в верхнем ряду слева направо;

– Назови слова в нижнем ряду справа налево;

– Выбери любые 2 карточки, запомни слова и назови их;

– Найди слова с тремя слогами (частями), которые можно отхлопать 3 раза.

– Найди предметы к которым подходит слово «мой».

10). Звуковой анализ слов: рак, рот (картинки и схема).

11). Игра «1,2,3,4,5». Согласование существительных с числительными. (воробей, пирамида, баран)

12). Игры на формирование слоговой структуры слов.

«Подумай и ответь» – « Чем рубят дрова?» – (топором.)

«Где растёт куст?» -(за забором)

«С чем пьют чай?» – (с сахаром)

«За чем ухаживает моряк?» – (за катером)

«Чем доволен музыкант?» – (гитарой)

«Чем бабушка угостила Нату?» – (кефиром)

«Чем дети угостили маму?» – (горохом)

«Чем мама обмахивается, когда ей жарко?» – (веером)

Игра «Слоговое лото».

13). Развитие мелкой моторики. «Сложи ракету»

Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"

Цель: Развитие звукового анализа и синтеза.

Задачи:

Образовательные:

  1. Закрепить знание воспитанников о звуках, буквах и слогах.
  2. Развивать умение делить слова на слоги, выделять ударный слог, определять количество слогов в слове.
  3. Учить слоговому анализу и синтезу.
  4. Закрепить знание сказок К.И.Чуковского.

Коррекционные:

  1. Коррекция фонематического слуха.
  2. Развитие мелкой моторики кистей рук.
  3. Коррекция зрительного и слухового восприятия на основе анализа и синтеза слов., работы с наглядным материалом.
  4. Обогащение словарного запаса воспитанников.
  5. Коррекция мыслительных процессов, на основе игры “4-ый лишний”

Воспитательные:

  1. Закреплять умение работать в группе, в паре.
  2. Воспитывать любовь к чтению.
  3. Воспитывать мотивацию к учению.

Материалы и оборудование: Мультимедийная установка, доска, наборное полотно, досочки с гвоздиками и резинками.

Ход занятия

I. Организация занятия.

Встали все красиво, спинки выпрямите, улыбнитесь друг другу. Сядут те, у кого имя состоит из 2 слогов, из 3 слогов.

II. Сообщение темы и целей занятия.

– Ребята, сегодня на занятии мы вспомним что такое слово, слог, буква, звук.

III. Основная часть.

На доске вывешивается наборное полотно, на нем слоги: мон, ли, но, ки, хал, ва.

Прочитаем хором.

Что мы сейчас прочитали? (Дети: Слоги.)

Логопед читает стихотворение: (Приложение) Слайд 2.

Что за Ли? Что за Мон?
Никакого в звуках смысла!
А как скажут “лимон” –
Сразу станет кисло-кисло!

Что за Ки? Что за Но?
Людям вовсе неизвестно!
А как скажут “кино” –
Сразу станет интересно!

Что за Хал? Что за Ва? –
Вот еще одна загадка.
А как скажут “халва” –
Сразу станет сладко-сладко!

(Э. Успенский)

Эдуард Успенский современный детский писатель. Слайд 3.

– Чем, ребята, слог отличается от слова? (Дети: У слов есть смысл.)

Сегодня на занятии мы вспомним произведения детского писателя К.И Чуковского. В 2012 году исполнится 130 лет со дня рождения Корнея Ивановича.

Николай Васильевич Корнейчуков. Слайд 4.

У меня в руках корзина с разными предметами и картинками, ваша задача их отгадать и выполнить задания

Итак, приглашаю вас в страну под названием “Чукоккала”. Слайд 5.

1-е Задание. Рассыпалось слово, надо правильно расставить буквы и прочитать название предмета. Слайд 6.
Самовар. Слайд 7.

Звукобуквенный разбор слова. Выложить схему слова. Кому из героев произведений Чуковского принадлежит этот предмет? Мухе-Цокотухе. “Муха-Цокотуха” 1924 г.

Слайд 8.

(Ребята выкладывают схемы слов.)

2-е Задание – Что это за этот предмет? (БИНТ.) Слайд 9.

Найдите лишний слог в словах и узнаете, кому принадлежит бинт.

ДОБНА РЫЙ ДОКВУ ТОР АЙЗА БОЛИТ Слайд 10–12

– Как называется сказка? “ Айболит” 1929 г. Слайд 13.

3-е Задание.

На доску прикрепляются картинки животных. Слайд 14.

– Их какой сказки эти животные? “Телефон” 1926 г. Слайд 15.

Разделить слова на слоги и выделить ударный слог. Слайд 16.

Слон, мартышки, медведь, газели, зайчатки, бегемот.

Работа в тетради.

Запишите в тетрадь слова и выполните задание.

Проверьте

4-е Задание. Слайд 18.

Игра “Резиночки”.

На доску (50х50) набиты гвоздики. Натягивая, резиночки на гвоздики, изобразить:

Свечка, печка, подушка, пирог.

Из какой сказки предметы? “Мойдодыр” 1923 г. Слайд 19, 20.

5-е Задание.

Игра “4-ый лишний”. Слайд 21.

Велосипед, шарик, собака , трамвайчик

Почему лишнее?

Со бака. Слайд 22.

Разделить слово на слоги, найти ударный слог. Словарное слово.

Слово вывесить на доску.

Надо запомнить написание безударной гласной о.

Их какой сказки слова? “Тараканище” 1921 г. Слайд 23.

6-е Задание.

К.И. Чуковского.

Давайте сочиним сиквейн. Каким мы видим К.И. Чуковского сегодня?

(Кто?) Чуковский. Слайд24, 25.

(Какой?) Добрый, умный.

(Что делает?) Учит, увлекает, высмеивает, интригует.

(Значимые слова о нем.) Любит детей, богатая фантазия, пишет с юмором, вызывает интерес.

(Суть, итог.) Детский писатель

IV. Обобщение. Слайд 26.

– Как определить количество слогов в слове? (По количеству гласных букв.)

– Сколько гласных букв в русском языке? (10)

Чем отличаются звук и буква? (Звук слышим, букву пишем.

– Как ставится ударение в слове? (Произнести слово целиком, вы делить голосом ударный звук.)

V. Итог занятия.

А вам понравилось в стране под названием “Чукоккала”?

Молодцы, ребята, выполнили все задания! Показали свои знания и умения.

Список литературы:

  1. Барсукова Л.А. и другие. Логопедия в школе: практический опыт. Издание второе, исправленное и дополненное. Издательский центр “МарТ”, 2005.
  2. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. – М.: Просвещение, 1983.

Марина Маркина
Конспект занятия «Формирование слоговой структуры слов»

Тема : «Волшебное путешествие в лес» .

Цель : Формирование слоговой структуры слов .

Возраст : подготовительная группа.

Задачи :

1) Формирование слоговой структуры 3-х сложных слов с открытым слогом на материале слогов и слов ;

2) автоматизация звука «с» в слогах , словах ;

3) употребления в речи предлогов (в, на, под, существительных единственного и множественного числа

4) формирование просодической стороны речи.

Оборудование : картинки с грибами, картинки к артикуляционным упражнениям, карточки со слогами , картинки с гусеницами, корзинка, мяч.

Ход занятия:

Организационный момент :

Логопед : Здравствуй, меня зовут Марина Андреевна, а как тебя зовут?

Ребенок : (отвечает ребенок)

Логопед : Очень приятно, сегодня мы с тобой отправимся в волшебное путешествие в лес. Для этого нам нужно закрыть глаза. Молодец, а теперь открывай. Посмотри, мы с тобой оказались в волшебном лесу на поляне. (на столе разложены картинки с грибами) . Что ты видишь?

Ребенок : Грибы.

Логопед : Правильно, молодец.

Под березой, у дорожки

Гриб растет на толстой ножке.

Мимо мы пройти не сможем,

Гриб в лукошко мы положим.

А теперь давай немного поиграем.

Игра «Чего много?» . Я положу в корзинку боровик, а ты? (а я боровичок) . Значит в корзинке будет много чего? (боровиков) (сыроежек, опят, подосиновиков) .

Логопед : А теперь давай немножко отдохнем и поиграем с нашим язычком, хорошо?

Ребенок : Хорошо.

Артикуляционные упражнения.

- «Почистим зубки»

- «Чашечка»

- «Качели»

- «Футбол»

- «Грибок»

Логопед : Пусть теперь наш язычок отдохнет, а мы поиграем с нашими пальчиками, давай?

Ребенок : Давай.

Мелкая моторика.

Пальчиковая игра «Грибы»

На полянке – толстячок.

(Правая рука сжата в кулак и поднята перед собой.)

Белый гриб – боровичок.

(Ладонь левой руки накрывается кулак правой.)

А под ним, дрожа немножко,

(Левая рука остаётся, правую убираем.)

Подняла улитка рожки.

(Указательные и средний пальцы правой руки подняты, большой палец придерживает остальные, можно слегка повращать рукой.)

Логопед : Теперь пусть наши пальчики отдыхают, а мы поиграем с тобой в другую игру.

Игра «Произнеси слоги » .

СА-са-са (ребенок) – сани (картинка –логопед)

Со-со-со - сок

Су-су-су – суп

Сы-сы-сы – сын и т. д.

Логопед : Молодец. А сейчас давай поиграем в игру «Эхо»

Игра «Эхо» . Я произнесу слог , а ты повтори его несколько раз всё тише и тише. (СА-са-са, со-со-со, су-су-су, сы-сы-сы и т. д.)

Логопед : А тебе нравится играть с мячом?

Ребенок : Нравится.

Логопед : Тогда давай поиграем в очень интересную игру, которая называется «Один-много» . Для этого нам нужно встать из-за стола, взять мяч и стать на против друг друга. Я бросаю тебе мяч и называю названия гриба в единственном числе. А ты мне во множественном.

Физминутка с мячом. «Один-много» .

Сыроежка - ….(сыроежки)

Боровик - …

Лисичка - …

Опёнок - …

Мухомор - …

Логопед : Умница, теперь будем следующее задание.

Звуковой анализ. (АУ,УА,АИ,ИА,ИУ,УИ) .

Выделение первого звука

Выделение последнего звука

Определение количества звуков в звукосочетании.

Логопед : Молодец. Теперь мы будем играть в игру «Длинные и короткие слова »

Игра «Длинные и короткие слова » .

Я буду называть слова , а ты поднимать стрелочку : длинную, если слово длинное или короткую, если слово короткое :

Гриб, подосиновик, лес, дом, мухомор, опёночек, пень.

Логопед : А сейчас давай посмотрим на картинку. Что ты там видишь?

Ребенок : Гусеницу.

Логопед : А теперь давай посмотрим на картинки и скажем где она сидит.

Упр. «Где сидит гусеница?»

Под грибком

На грибке

В грибке

Около грибка

Логопед : Молодец. А сейчас найди грибы, к которым подходит слово «мой» (по картинкам) .

(боровик, лисичка, сыроежка, мухомор, подосиновик, опёнок)

Логопед : Какой ты молодец, справился со всеми заданиями. А теперь давай закроем глаза и отправимся обратно.

Вот мы и вернулись. Скажи, тебе понравилось сегодня играть со мной?

Ребенок : Понравилось.

Итог занятия .

Логопед : Тогда давай вспомним, чем мы сегодня занимались на занятии ? (зарядку с язычком, пальчиками, произносили слоги , играли в «эхо» , играли с мячом в «один-много» , играли в игры «чего много» , «длинные и короткие слова » , рассказывали «где сидит гусеница» ).

Логопед : Молодец. Мне очень понравилось с тобой играть. Спасибо большое. До свидания.

Публикации по теме:

Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей с нарушением зрения и речи В логопедической работе с детьми часто на первый план выдвигается преодоление недостатков звукопроизношения и недооценивается значение развития.

Как известно, у большинства детей с тяжелыми нарушениями речи в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова. Нарушение.

Консультация для воспитателей «Формирование слоговой структуры слова у детей с ОНР» Работа с невербальным материалом 1. «Узнай музыкальный инструмент». Цель: Развитие слухового гнозиса. Материал: предметные картинки с изображением.

Конспект занятия: «Формирование слоговой структуры слова» (7 тип - трехсложные слова с закрытым слогом) Цель: 1. Учить четко, произносить слова слоговой структуры 7-го типа. 2. Учить ориентироваться в пространстве. 3. Развивать логическое мышление.

Коррекция слоговой структуры Овладение речью - это сложный психический процесс. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, артикуляционный аппарат.

Коррекционные возможности музыкальной деятельности в формировании слоговой структуры слова у детей с ОНР III уровня Известно, что музыка благотворно влияет на развитие личности. Она является средством эстетического, нравственного, умственного воспитания.

Конспект логопедического занятия по формированию слоговой структуры слов: «Поможем другу собрать портфель».

Цель - формирование слоговой структуры слов.

Коррекционно- образовательные задачи:

    Расширять и систематизировать знания о предметном мире. Обобщать представления о школе и школьных принадлежностях. Расширять, уточнять, актуализировать словарь по теме «Школьные принадлежности».

    Совершенствовать навыки звукового и слогового анализа слов, навыки составления и чтения слов.

    Автоматизировать правильное произношение и дифференциацию всех поставленных ранее звуков в свободной речевой деятельности.

Коррекционно - развивающие задачи:

    Развивать связную речь, все виды восприятия.

Коррекционно- воспитательные задачи:

    Воспитывать навыки сотрудничества, активности, инициативности, самостоятельности.

    Формировать готовность к школе.

    Ход занятия.

1.Орг.момент.

Солнце на небе проснулось

Нам с тобою улыбнулось.

Глазки тихо закрываем

Руки к небу поднимаем

Лучик солнышка возьмём

И к сердечку поднесём

Что ты чувствуешь?

Солнышко дарит всем нам тепло. И мы тоже сделаем подарок солнышку. Споём песенку гласных.

    Фонетическая ритмика гласных звуков.

    Основная часть.

Дети, посмотрите, здесь кто -то оставил какой -то предмет? А что это? (портфель). Как ты думаешь, кто его забыл? А если он в школе, значит кто? (школьник). А как скажем по- другому? (ученик).

Как вы думаете, нам нужно его вернуть хозяину?

Давай попробуем отгадать имя этого ученика.

«Звуковая чашечка «слова Миша.

Логопед поочерёдно называет звуки слова, делая паузы после каждого звука. Дети «собирают» из звуков слово и поочерёдно говорят его на ухо логопеду.

(появляется картинка мальчика).

А как его будут звать, когда он вырастит? Михаил.

Деление на слоги слов Миша и Михаил.

Давайте позовём Мишу (определение ударения).

    Сборы в школу.

Миша никак не может собраться в школу. Хотите ему помочь, собрать портфель?

Посмотри, во всех словах пропал последний слог. Попробуй отгадать эти слова.

Пе днев каран кни тет руч

Прочитай все слова. Как можно назвать одним словом? (учебные вещи)

Задание 1

Слово дневник разделите на слоги.

Задание 2.

В слове ручка определите ударение.

Задание 3.

В слове карандаш какой звук повторяется?

Задание 4.

Слово книги обозначает один предмет или много. А как скажем про один предмет.

Задание 5.

Загадка. То я в клетку, то в линейку, написать на мне сумей – ка! (тетрадь)

Задание 6.

Собери слово из слогов. И ты узнаешь, какого предмета нет на картинках, но его тоже нужно взять. Ли ней ка.

5. «Доскажи словечко».

Ник-ник-ник- твой с пятёрками дневник .

Даш –даш -даш- бывает цветной и простой карандаш

Нал-нал-нал- всё кладу в пенал

Радь- радь –радь - в клетку и в линейку у меня тетрадь .

Как одним словом назвать слова, которые вы сейчас называли? (Учебные вещи).

6. А сейчас вспомните и сложите все учебные вещи в портфель.

Я кладу в портфель …, …,….

    Работа со словарными словами.

Прочитайте слова. Это очень важные слова, их написание нужно запомнить.

Прочитайте первое слово, закройте глаза проговорите его громко, тихо. Прошагайте слово.

Прочитайте второе слово, закройте глаза, проговорите его тихо, громко. Прошагайте слово.

Прочитайте третье слово, закройте глаза, проговорите его. Прошагайте слово.

Пенал карандаш тетрадь

    Работа в тетради.

А теперь запишем эти слова.

Какое слово запишешь первое? Второе? Третье?

    Итог.

Что делали на занятии? О чём узнали?



Поделиться: