Когда празднуется икона успение праведной анны. Успение праведной анны, матери пресвятой богородицы


Успение прав. Анны, матери Пресвятой Богородицы.

Церковь называет кончину Божией Матери не смертью, а успением – мирным сном, успокоением. И не только не скорбит, не плачет над Ее гробом, но ликует и поет радостные песни Ее исходу. Гроб Пресвятой Богородицы – дверь к Царствию Небесному – скрывает много неизреченной радости для христианина. Этот гроб непреложно обещает и нам бессмертие души и нетление тела, истребляя в нас страх смерти. Слава победителю смерти Господу Иисусу Христу!

Господь оставил Церкви Своей великий дар – Свою Пречистую Матерь, благословив Ее долгой земной жизнью. Первые главы Евангелия от Луки – это рассказ Божией Матери о рождестве и детстве Христа. Но о Самой Деве Марии в Евангелии сказано немного. Священное Писание хранит о Ней молчание, потому что жизнь Божией Матери – тайна. Эта жизнь сокрыта от взоров людей. Царь Давид пророчески писал о Ней: Вся слава дщери Царя внутри (Пс. 44, 14). Нельзя передать словом то, что выше слова.

Когда заходящее солнце, опускаясь за горизонт, озаряет своим мягким светом землю, словно прощаясь с ней, когда синева неба кажется особенно прозрачной и глубокой, а края облаков окрашены в золотистый цвет, то чувство глубокой внутренней тишины и мира охватывает сердце.

Так однажды святой патриарх Иерусалимский Софроний в раздумье сидел на вершине горы Сион. Магометане, разбив византийский гарнизон, приближались к Святому Граду. Но вечер был тих и спокоен. Лучи закатного солнца озаряли небо цветами радуги. В эти минуты патриарх испытал необычайное чувство неземного покоя, ощутил дыхание вечности, как будто время с его бедствиями и войнами остановилось.

Патриарх написал на пергаменте слова, которые излились из его сердца: Свете Тихий, Святыя Славы... Этот бессмертный гимн Церковь поет во время каждой вечерни. И Успение Божией Матери похоже на прощание солнца с землей.

...День Успения Божией Матери – великий праздник Православной Церкви. Смерть стала праздником. Само слово «успение» означает тихий сон, успокоение от земных трудов и скорбей, а затем – пробуждение в вечную радость, в вечный день, где нет ночи, где небесные сферы наполнены сиянием, подобны морю света. Святые говорили: «День смерти больше дня рождения». Смерть открывает человеку его самого.

Для христиан праздник Успения – это преображение самой смерти, победа над грехом, возвращение путника из дальнего странствия в отчий дом.
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Праведным Иоакиму и Анне, родителям Пресвятой Девы Марии, молятся в супружеском неплодстве и бесчадии, а также во всякой нужде.

О святии праведницы, Богоотцы Иоакиме и Анно! Молите Милосердаго Господа, яко да отвратит от нас гнев Свой, по делом нашим праведно на ны движимый, и да безчисленная прегрешения наша презрев, обратит нас, раб Божиих (имена), на путь покаяния, и на стези заповедей Своих да утвердит нас. Таже молитвами вашими в мире жизнь нашу сохраните, и во всех благих благое поспешение испросите, вся к животу и благочестию потребная нам от Бога дарующе, от всяких напастей и бед и внезапныя смерти предстательством вашим нас избавляюще и от всех враг видимых и невидимых защищающе, и тако в мире временное сие житие прешедше. в вечный достигнем покой, идеже вашим святым умолением да сподобимся Небеснаго Царствия Христа Бога нашего, Емуже, со Отцем и Пресвятым Духом, подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков.

Господи Всеблагий, молитвами Пречитыя Твоея Матере,
Святых Праведных Иоакима и Анны
и всех святых Твоих, спаси, сохрани и помилуй

Оригинал записи и комментарии на

Изо дня в день, братия, мы собираемся в храме помолиться Богу, позвать Его войти в нашу жизнь. Чтобы жить не отлучёнными от Него, не одинокими. Чтобы Бог пребывал с нами. Мы молимся Богу во святых, как говорит Псалом, «Богу, дивному во святых Своих». Божественная Слава на земле открывается в Его святых. Самое прекрасное, что Богом создано,- человек, который умеет преодолеть свои немощи, недостатки падшей природы, проникнуться божественной силой и преобразиться в новую тварь: из творения отпавшего от Бога, повреждённого грехом, стать «новым творением", приобщённым божественной жизни. Изо дня в день мы вспоминаем кого-то из святых и просим их быть соучастниками нашей молитвы к Богу. Выражение «молюсь святому»- не точное. Правильнее сказать «молюсь вместе со святыми». Как обращается Церковь к святым? «Святителю отче Николае, моли Бога о нас». «Величаем тя, ...ты бо молишься о нас». Мы молимся только Богу, а святых призываем к соучастию в нашей молитве. Святые - наши предстатели и ходатаи перед Богом. Это христиане, прошедшие путь, заповеданный Богом, и достигшие Царства Божия. Достигнув сами спасения, они молятся о нас, которые ещё в пути, чтобы Господь и нас привёл в Своё царство. Этим отличается христианское почитание святых от языческого многобожия.
Сегодня мы чтим память святых Иоакима и Анны. Сегодня день смерти праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы. По преданию она почила ещё до Благовещения, и слава Дочери открылась ей лишь в вечной жизни. Есть тайна человека, с которой он уходит из земной жизни к Богу, не раскрыв нам собранное богатство. Духовное сокровище, обретённое праведной Анной, не могли оценить соседи и родственники. Оно открылось для людей через многие и многие годы. Тайна святости остаётся сокрытой от современников. Прославление святых, совершается после их смерти. «Лицом к лицу лица не разглядеть. Большое видится на расстоянии». Потому и «не бывает пророка в своем отечестве». Трудно разглядеть великое, когда оно слишком близко перед глазами. Нам видна только внешняя слава, выраженная в необычных поступках. Святая Анна не совершала чудес, как и преблагословенная Дочь её. Евангелие нигде не говорит о чудесах Пресвятой Богородицы. Она не совершила чуда в Капернауме, но просила о чуде Сына Своего. Святая Анна не понесла мученических и преподобнических подвигов. Внешние признаки не всегда сопутствуют святости. Она несла иные скорбь и подвиг. И те, которые несёт каждая женщина, строя свою семью. И скорбь бесплодного одиночества, и терпеливую надежду материнства, которую пришлось пронести до самой старости. Терпением и надеждой стяжала праведная Анна своё духовное сокровище в земной жизни. Терпение и надежда увенчались радостью рождества и стали залогом вечной радости в Боге. И нам заповедует Христос Спаситель: «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк.21,19).

7 августа Церковь празднует Успение праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы. Успение означает упокоение. Для светского человека странно звучит “праздновать Успение”, но для праведной Анны отойти ко Господу означало пойти великую встречу с Отцом Небесным. Церковь не отрицает смерть, как горе и зло, ведь человек был создан для Вечности, но в случае, когда ко Господу отходит праведник, у нас нет сомнений в том, что этот человек идет в новую, вечную жизнь.

Праведная Анна была дочерью священника. Со своим мужем праведным Иоакимом она долго не имела детей. Праведные Иоаким и Анна горячо молились о даровании им чада и дали обет посвятить ребенка Господу. Считалось, что семьи, которым не дается чадородие чем-то прогневали Господа. Их молитва была услышана, а за свою веру Иоаким и Анна были вознаграждены рождением будущей Матери Господа нашего Иисуса Христа.

Девочку назвали Марией и воспитывали в семье лишь до трех лет. После чего Деву Марию ввели во храм. Как мы знаем, введение по храм Пресвятой Богородицы также празднуется Церковью. Ведь формально маленьких девочек в те времена в сам храм не вводили. Это мог сделать только первосвященник и то, всего один раз в году. Однако, увидев Деву Марию, дочь праведной Анны, первосвященник понял, что перед ним – не обычный ребенок.

Праведная Анна выполнила свой обет и отдала дочь жить и учиться при храме. Для любой девочки того времени это означало – брак со священником и хорошее будущее, но Дева Мария мечтала посвятить жизнь служению Господу, несмотря на то, что в те времена не было сложившейся монашеской традицией и целибат считался экзотикой. Успение праведной Анны произошло еще до Благовещения, и она мирно отошла ко Господу к тому времени, когда Деве Марии пора было покидать храм. Поэтому заботу о ней поручили Иосифу. Брак Марии и Иосифа предполагался, как союз юной девушки, и ее опекуна. Он взял на себя заботу о ней и позже доверился Богу, защитив Пресвятую Богородицу, которая ждала появления на свет Сына Человеческого.

Главное, что мы знаем о праведной Анне – ее вера в Бога была настолько велика, что она действительно отдала свою дочь учиться при храме, зная, что она вырастет там, несмотря на то, что праведные Иоаким и Анна жили не так далеко от храма.

Молитвы праведной Анне

Молитва 1

О святии праведницы, Богоотцы Иоакиме и Анно! Молите Милосердаго Господа, яко да отвратит от нас гнев Свой, по делом нашим праведно на ны движимый, и да безчисленная прегрешения наша презрев, обратит нас, раб Божиих (имена), на путь покаяния, и на стези заповедей Своих да утвердит нас. Таже молитвами вашими в мире жизнь нашу сохраните, и во всех благих благое поспешение испросите, вся к животу и благочестию потребная нам от Бога дарующе, от всяких напастей и бед и внезапныя смерти предстательством вашим нас избавляюще и от всех враг видимых и невидимых защищающе, и тако в мире временное сие житие прешедше. В вечный достигнем покой, идеже вашим святым умолением да сподобимся Небеснаго Царствия Христа Бога нашего, Емуже со Отцем и Пресвятым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков.

Молитва 2

О приснославнии Христовы праведницы, святии Богоотцы Иоакиме и Анно, предстоящии Небесному престолу Великаго Царя и велие дерзновение к Нему имущии, яко от Преблагословенныя дшери вашея, Пречистыя Богородицы и Приснодевы Марии, воплотитися изволившему, к вам, яко многомощным предстателем и усердным о нас молитвенником, прибегаем мы, грешнии и недостойнии. Молите благость Его, яко да отвратит от нас гнев Свой, по делом нашым праведно на ны движимый, и да безчисленныя прегрешения наша презрев, обратит нас на путь покаяния и на стезе заповедей Своих да утвердит нас.

Таже молитвами вашими в мире живот наш сохраните и во всех благих благое поспешение испросите, вся яже к животу и благочестию потребная нам от Бога дарующе, от всяких напастей и бед, и напрасныя смерти, предстательством вашим нас избавляюще, и от всех враг видимых и невидимых защищающе, яко да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте, и тако в мире временное сие житие прешедше, в вечный достигнем покой, идеже вашим святым умолением, да сподобимся Небеснаго Царствия Христа Бога нашего, емуже со Отцем и Пресвятым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.

Икона праведной Анны

Успение праведной Анны

Праведная Анна была дочерью священника Матфана и жены его Марии, из колена Левиина, рода Ааронова. Мужем праведной Анны был святой праведный Иоаким, сын Варпафира, потомок царя Давида, которому Бог обещал, что от семени его родится Cпаситель мира. Долгое время Иоаким и Анна не имели детей и потому им приходилось переносить презрение и насмешки, так как в то время бесчадие считалось позором. Но они никогда не роптали и только горячо молились Богу и их молитва была услышана: им обоим Ангел возвестил о том, что родится у них Дочь, которую благословит весь род человеческий.

По преданию, праведная Анна мирно скончалась в Иерусалиме в возрасте 79 лет, до Благовещения Пресвятой Деве Марии.


Неделя 7-я по Пятидесятнице. Глас 6-й. Успение прав. А́нны, матери Пресвятой Богородицы.

Свв. жен Олимпиа́ды диакони́сы и Евпракси́и девы, Тавеннской. Прп. Мака́рия Желтово́дского, У́нженского.

Собор Смоленских святых (переходящее празднование в воскресенье перед 28 июля) .

Служба св. прав. Анны славословная, совершается вместе с воскресной службой Октоиха.

Порядок чтений, согласно календарю:

На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 6-й – 6, и святой, глас 4-й и глас 1-й – 4. «Слава» – святой, глас 8-й: «Иже от непло́дных чресл…», «И ныне» – догматик, глас 6-й: «Кто Тебе не ублажи́т…».

Вход. Прокимен дня.

На литии стихира храма и стихиры святой, глас 5-й: «Ра́дуйся, мы́сленная ла́стовице...», «Ра́дуйся, вожделе́нная Бо́гу...», «Ра́дуйся, благослове́нная земле́...» (см. на стиховне вечера, без припевов). «Слава, и ныне» – святой, глас 2-й: «Прииди́те, любоде́вственнии вси…» (см. славник на хвалитех утрени) .

На стиховне стихиры воскресные, глас 6-й. «Слава, и ныне» – святой, глас 8-й: «Прииди́те, вся тварь…» .

По Трисвятом – «Богородице Дево…» (трижды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 6-й (дважды). «Слава, и ныне» – тропарь святой, глас 4-й .

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные .

Непорочны (см. Типикон, гл. 17). «Ангельский собор…». Ипакои, степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 7-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».

Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Крестовоскресный на 2, Богородицы (Октоиха) на 2 и святой на 6.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Отверзу уста моя…».

По 3-й песни – кондак и икос святой, глас 2-й; седален святой, глас 8-й. «Слава, и ныне» – тот же седален.

По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 6-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 7-й, светилен святой. «Слава» – ин светилен Минеи, «И ныне» – Богородичен воскресного ексапостилария.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 6-й – 4, и святой, глас 1-й и глас 2-й – 4 (со славником и припевами своими; припевы см. в Минее на стиховне вечера). «Слава» – стихира евангельская 7-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба…».

На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь святой. Кондаки святой и воскресный читаются попеременно.

На Литургии блаженны гласа – 6 и святой, песнь 3-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь святой. «Слава» – кондак святой, «И ныне» – кондак воскресный.

В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь святой; кондак воскресный. «Слава» – кондак святой, «И ныне» – кондак храма. (Тропарь храма не поется.)

В храме святого – тропарь воскресный, тропарь святой, тропарь храма; кондак воскресный, кондак святой. «Слава» – кондак храма, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Успение святой праведной Анны

С егодня мы чтим память святых Иоакима и Анны. Сегодня день смерти праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы. По преданию она почила ещё до Благовещения, и слава Дочери открылась ей в вечной жизни. Есть тайна человека, с которой он уходит из земной жизни к Богу, не раскрыв нам собранное богатство.

Ею обретённое сокровище, не оценили соседи и родственники. Оно открылось для людей через многие и многие годы. Тайна святости остаётся сокрытой от современников. Прославление святых, совершается после их смерти. «Лицом к лицу лица не разглядеть. Большое видится на расстоянии». Потому и «не бывает пророка в своем отечестве». Трудно разглядеть великое, когда оно перед глазами.

Святая Анна не совершила чуда, не понесла мученических и преподобнических подвигов. Внешние признаки не всегда сопутствуют святости. Она несла иные скорби. И те, которые несёт каждая женщина, строя свою семью. И скорбь бесплодного одиночества, и терпеливую надежду материнства, которую пришлось пронести до старости.

Терпением и надеждой стяжала праведная Анна своё сокровище в земной жизни. Терпение и надежда увенчались радостью рождества и стали залогом вечной радости в Боге. И нам заповедует Христос Спаситель: «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк.21,19) .

Протоиерей Павел Адельгейм ,
Псковская епархия

Согласно православной версии жития, святой Иоаким преставился через несколько лет по введении дочери во храм, в 80-летнем возрасте. Святая Анна скончалась 79-ти лет, через два года после него, проведя их при храме рядом с дочерью. Память Успения праведной Анны 25 июля (7 августа).

Захоронены Иоаким и Анна вблизи будущей гробницы своей дочери, а также могилы Иосифа Обручника, в Гефсиманском саду, под Елеонской горой, неподалеку от Иерусалима. Эти гробницы находились на краю Иосафатовой долины, лежавшей между Иерусалимом и Елеонской горой. Сейчас на этом месте, которое считается величайшей христианской святыней, стоит храм во имя Успения Пресвятой Богородицы с приделом во имя святых праведных Богоотец Иоакима и Анны.

Значение святых Захарии и Елизаветы, зачавших Иоанна Предтечу, и Иоакима и Анны, зачавших Богородицу, в жизни древнерусских людей известно: именно у них было принято испрашивать помощь при бесплодии, и к ним с мольбою о чадородии обращались поколения русских женщин. Этим святым посвящено множество храмов и их отдельных приделов в разных городах России.

ВЕЛИЧАНИЕ на Успение праведной Анны

В еличаем тя, / святая праведная Анно / прамати Христа Бога нашего, / и всечестное славим / успение твое.

Тропарь праведной Анне:

Ж изнь рождшую во чреве носила еси, / Чистую Богоматерь, богомудрая Анно: / темже к приятию небесному, идеже веселящихся жилище, / в славе радующися, ныне преставилася еси, / чтущим тя любовию / прегрешений просящи очищение, / присноблаженная.

Тропарь праведным Иоакиму и Анне, Богоотцам:

И же в законней благодати праведни бывше, / Младенца богоданнаго породиша нам, Иоаким и Анна. / Темже днесь светло торжествует, / весело празднующи божественная Церковь, / честную вашу память, / славящи Бога, воздвигшаго рог спасения нам в дому Давидове.



Поделиться: