Канторович: целевой набор в вузы – пережиток прошлого. Целевое направление: плюсы и минусы бесплатного обучения Стать целевым студентом

У всех школьников и их родителей рано или поздно возникает вопрос: что делать после окончания 11-го класса? Куда поступать? Где получить профессию? Возможностей продолжить обучение становится все больше. И один из вариантов надежного поступления – целевое.

Что для этого нужно сделать? Для начала необходимо определиться с будущей профессией. Затем найти соответствующего направления предприятие, где можно было бы работать после окончания вуза. Если его руководство заинтересовано в молодом квалифицированном работнике, то будущему студенту выдается направление на обучение по необходимой специальности. Или можно обратиться в муниципалитет, куда работодатели направляют заявки на специалистов.

В приемную комиссию (только в один вуз и на конкретную специальность) абитуриент в установленные сроки должен предоставить, кроме всех прочих документов, заявление на получение целевого образования и направление от предприятия. Получить целевое направление еще не означает стопроцентное поступление на бюджетное обучение. Среди целевиков тоже существует конкурс. При положительном результате заключается трехсторонний договор между учебным учреждением, предприятием и студентом.

Какие плюсы целевого обучения?

  • Результаты ЕГЭ для зачисления в вуз целевиков могут быть ниже установленных для остальных, обычных абитуриентов.
  • Так как приказ о зачислении абитуриентов-целевиков издается раньше приказа о зачислении поступающих по основному потоку, то не выдержавшие конкурс целевики могут попробовать попасть в вуз на общих основаниях.
  • Образование ребенок получает бесплатно. А ведь бюджетных мест немного во всех учебных учреждениях. Учиться же платно могут позволить себе не все студенты. К тому же целевик получает стипендию.
  • Практику проходит на предприятии, давшем целевое направление. Следовательно, еще до устройства на работу он будет знать и тонкости производства, и трудовой коллектив. Всегда спокойнее начинать работать на уже привычном месте среди знакомых людей.
  • Легче писать курсовые работы во время учебы: все материалы, тем более для новаторских научных разработок в интересующем работодателя направлении, будут предоставлены самим предприятием.
  • Не нужно беспокоиться о том, что можно не найти работу после вуза. Заключив договор, ребенок гарантированно устроен на работу как минимум на три года после окончания обучения.
  • Работодатель не требует наличие опыта работы. Наоборот, есть возможность приобрести его.

Но все ли так прекрасно, безоблачно? Неужели нужно только найти предприятие, которое будет впоследствии платить за обучение ребенка, взять направление – и получай заветное образование, причем на бюджетной основе, да еще и стипендию выплачивают. Почему же тогда не все пользуются этой возможностью?

Выбирая целевое поступление, необходимо учитывать и некоторые нюансы.

Какие же ложки дегтя могут быть в огромной бочке меда, называемой целевое образование?

  • Приходится самостоятельно находить предприятие, заинтересованное в конкретном специалисте.
  • Студент-целевик обязан (!) хорошо учиться.
  • Если в процессе обучения ребенок вдруг почувствовал, что его призванием является совсем другая профессия и появилось желание поступить или перевестись в учебное заведение совсем иного профиля, он все-таки обязан окончить университет по указанной в договоре специальности и отработать положенное время.
  • Необходимо проработать оговоренные в договоре три года именно на предприятии, которое дало целевое направление на обучение. Независимо от того, что, возможно, ребенок уже хотел бы работать в другом месте, или у него появилось более престижное предложение, на которое требуется устроиться в ближайшее после окончания вуза время иначе возьмут другого человека.
  • Если студент живет (или намерен жить), например, в Санкт-Петербурге, а направление получил от предприятия в Воронеже (следовательно, оно и оплачивало все годы его учебы), в Воронеж и поедет. Как говорится, долг платежом красен.
  • Может молодой специалист отказаться от отработки? В принципе, может. Но сначала вернет предприятию всю сумму, потраченную на его обучение.
  • Возможно, работа не очень будет нравиться, не сложатся отношения в коллективе, заработная плата покажется недостаточно высокой. Может быть, на этой должности отсутствует перспектива карьерного роста, зато в наличии масса сложностей, возникающих во время трудовых отношений. Но нужно будет приложить все силы для того, чтобы влиться в коллектив и выполнять работу на предприятии, которое столько сделало для вашего ребенка, по сути, совершенно не зная его.

Поэтому прежде чем останавливаться на целевом поступлении, нужно очень хорошо подумать, взвесить все «за» и «против», а затем смело идти к намеченной цели, но с открытыми глазами, понимая последствия, принимая на себя всю ответственность.

«Законопроект, совершенст-вующий механизмы целевого приёма в вузы, будет внесён в Госдуму в ближайшие месяцы», - поделился с «АиФ» информацией Александр Соболев, директор департамента госполитики в сфере высшего образования Мин-обрнауки .

Поясним. Поступление в вуз происходит по результатам Единого государственного экзамена (ЕГЭ) по 3 или 4 предметам (зависит от специальности). И чем престижнее вуз, тем выше суммарный балл ЕГЭ. Однако существует лазейка, благодаря которой троечники обходят при поступлении отличников. Это «целевой набор». Региональные органы власти, муниципальные организации, предприятия с долей госсобст-венности могут направлять абитуриентов в лучшие вузы на обучение за госсчёт. И льгота эта, увы, нередко отдаётся не талантливым, а имеющим нужные связи. Если, к примеру, проходной балл на престижную специальность - 240, то ребёнок, получивший на ЕГЭ 239, не поступит, а «целевика» со 130 зачислят. И формально всё будет законно. Единственный вуз, который в 2016 г. установил для «целевиков» такой же минимальный проходной балл, как и для обычных абитуриентов (210 баллов), - МИСИС.

Изначально целевой набор был придуман, чтобы обеспечить регионы специалистами. «Когда появился ЕГЭ, эффективность целевого набора фактически свелась к нулю, - поясняет Владимир Филиппов, ректор РУДН . - Нет способов заставить специалиста с дипломом вернуться работать в свой регион. Не всегда регионы просят квоту на обучение тех специалистов, которые им нужны. Многие выпускники региональных школ хотят быть стоматологами, юристами и специалистами по международным отношениям. Очевидно, что в большом количестве в своём регионе они не нужны».

«Лишь 3-12% «целевиков» после получения диплома едут работать на предприятие, которое их направило на учёбу», - замечает Алевтина Черникова, ректор МИСИС .

В прошлом году Минобрнауки провело мониторинг целевого приёма и выявило: более 51% договоров о целевом обучении не содержит мер социальной поддержки студентов, в 62% договоров не указаны сроки трудоустройства выпускников. В законе установлены обязательст-ва заказчика целевого приёма и студентов, но на практике не выполняются. Осенью 2016 г. премьер Д. Медведев . Главное новшество законопроекта - выпускник обязан не менее 3 лет отработать в организации. Поступающих нынешнего сезона изменения не коснутся.

Целевое обучение

Сейчас

Договор на целевое обучение 2-сторонний, заключается между поступающим и направляющей организацией.

Вуз обязан принять абитуриента и потом выдать направление на трудоустройство на то предприятие, которое заключило с ним договор. Абитуриенты по договору обязаны в течение месяца после получения диплома об образовании явиться в организацию, которая направила их на обучение, и заключить трудовой контракт.

На деле возвращаются единицы, и никаких санкций для них не предусмотрено.

Что изменится?*

Договор

Должен быть 3-сторонним - между абитуриентом, заказчиком (госорган, предприятие, направляющее на учёбу) и вузом. Договор заключается до начала приёмной кампании, причём стороной, подписывающей договор и отвечающей за наличие в договоре взаимных обязательств абитуриента и заказчика, является вуз.

1. Проверяет договор. В случае отсутствия в нём чётко прописанных обязательств и ответственности сторон вуз должен отказаться от подписания документа и не принимать данного абитуриента по квоте целевого приёма.

2. Организует конкурс в пределах квоты целевого приёма.

3. Создаёт условия для освоения студентом образовательной программы.

Студент

1. Обязуется успешно осваивать образовательную программу (не ходить на лекции уже не получится). Критерий успешности обучения устанавливается вузом и прописывается в договоре.

2. После окончания вуза «целевик» обязан не менее 3 лет отработать в организации, указанной в договоре, на условиях, прописанных в договоре.

Заказчик (предприятие или госорган)

1. Предоставляет меры соцподдержки: выплачивает повышенную стипендию, оплачивает жильё и т. д.

2. Организует практику студента.

3 Принимает на работу выпускника на должность, соответствующую уровню полученного образования.

* Нормы ещё обсуждаются и вступят в силу в приёмную кампанию 2018-2019 гг.

Для тех, кто учился в вузах до 1990-х годов, слово «целевик» не вызывало недоумения и вопросов. До распада СССР под «целевиками» понимались абитуриенты, которых хозяйства, колхозы, совхозы и другие предприятия промышленного комплекса направляют учиться в высшие учебные заведения. При этом предприятие полностью оплачивает обучение направленного абитуриента, а он, в свою очередь, имеет льготы при поступлении (главное не провалить экзамен и не получить 2 балла), занимает бюджетное место в вузе и учится, как обычный бюджетник, получая стипендию, если он ее заслуживает. А уже после окончания учебного заведения «целевик» был обязан отработать (минимум в течение 3 лет) по полученной профессии на предприятии, которое отправляло его учиться.

Сегодня понятие «целевик» осталось, однако, как выясняется на деле, реальный смысл этого слова радикально изменился. В настоящее время до 100% всех «целевиков» - это, простите за прямоту, дети состоятельных родителей, способных внести немалую сумму денег, для того чтобы их ребенок поступил в вуз на бюджетное место как «целевик».

Сейчас чтобыпоступить в вуз как «целевик» совсем не обязательно иметь направление от какого-либо государственного предприятия. Теперь вы абсолютно законно оказываете, так называемую, «спонсорскую помощь» вузу (еще 5 лет назад это называлось взяткой), и от вашего ребенка требуется сдать вступительные экзамены хотя бы на «3» (при пересчете из баллов ЕГЭ). Размер этой «спонсорской помощи» колеблется в широких пределах от 50 000 до 200 000 рублей в зависимости от престижности вуза и конкурса на факультет.

Однако на этом вся беда с нынешними «целевыми» абитуриентами не заканчивается. По статистике, примерно половина (48,7%) от числа всех «целевиков» оказываются отчисленными в течение первого года обучения за академические задолженности. Сегодняшние «целевики», с горем пополам сдавшие на 40-50 баллов ЕГЭ, просто не могут учиться в вузе, куда их направило «предприятие» в лице родителей или других родственников.


Но и это еще не всё. Мы проанализировали поступление абитуриентов в некоторые вузы Москвы (ММА им. Сеченова, РГМУ им. Пирогова, МГМСУ и др.) и увидели следующую, шокирующую даже нас - педагогов, давно понимающих неутешительную тенденцию деградации нашего образования, - картину. Если во времена советского периода число «целевиков» в вузе было строго ограничено и не должно было превышать 15% от общего числа бюджетных мест, то теперь эта цифра никак не фиксируется и может достигать 45%! И это реальные цифры, полученные на основании анализа приказов о зачислении в государственные вузы Москвы. А теперь прибавьте к этим «целевикам» лиц, окончивших средние специальные профильные образовательные учреждения (училища), инвалидов и других законных льготников...

Вот и получается, что на 235 бюджетных мест в одном из московских вузов (специально не привожу его название, т.к. такая картина прослеживается фактически везде), 80 бюджетных мест (34%) заняли «целевики», 115 мест (49%) - абитуриенты, окончившие училища, 25 мест (10,6%) - за истинными льготниками (инвалиды, дети-сироты и т.п.). А теперь потрудитесь посчитать, сколько бюджетных мест осталось для вас - ученики-выпускники 11-х классов школ.


Да, совершенно верно, всего 15 мест! 15 бюджетных мест (6%) из 235 заявленных вузом. А ведь таких выпускников, которые сразу после школы поступают в высшее учебное заведение подавляющее большинство - в среднем 87%. И на эти 87% выпускников остается только 6% бюджетных мест в институтах. Как вы думаете, велики ваши шансы на «честное» поступление?

Всё, о чем я успел кратко рассказать, к сожалению, происходит в данный момент, и, как показывает тенденция, завтра эта картина изменится только в худшую сторону. Только задумайтесь на минуту: поступившие таким образом студенты всё-таки оканчивают вуз, и оканчивают его не всегда благодаря знаниям, которыми они обладают; они получают диплом государственного образца и становятся «специалистами». Я искренне никому бы не пожелал попасть когда-либо на прием к таким «специалистам». А мы всё ломаем голову, почему же так стремительно разваливаются все отрасли отечественной промышленности, люди погибают от лечения и умирают не от голода, а от пищи, которую покупают в магазинах. Само по себе ничего никогда не разваливается! Гораздо разумнее предположить, что кто-то разваливает. Но это предмет отдельного разговора...

В заключение, я хочу описать недавний случай, произошедший с одной моей ученицей как раз в приемную кампанию 2010 года. Девочка занималась в нашем центре в течение 2 лет. Благодаря её стараниям и стараниям наших педагогов, учась уже в 11 классе, она участвовала во всероссийской олимпиаде по химии, где оказалась в числе призеров, заняв 3 место. 3 место на всероссийской олимпиаде - это очень хорошая льгота при поступлении: 100 баллов по химии автоматом и право первой очереди при зачислении (закон РФ «Об образовании» №3266-1 от 10.07.1992, Приказ Минобрнауки от 2 декабря 2009 №695 «Об утверждении Положения о Всероссийской олимпиаде школьников»). Однако, подав документы в РГМУ им. Пирогова, в первом потоке она зачислена не была, так как в этом потоке зачисляли на бюджетные места наших дорогих «целевиков». На вопрос зачислят ли её - призера всероссийской олимпиады по химии , обладающую законной льготой, она получила ответ: «Если останутся вакантные бюджетные места...». А от чего зависит: останутся места или нет? Ответ напрашивается сам собой: от того сколько будет в этом году «целевиков»! Девочка всё же поступила, правда в другой институт - ММА им. Сеченова, но этот вопиющий случай лишний раз подтверждает тот факт, что количество целевых абитуриентов никак не регламентируется и не ограничивается и зависит только лишь от их наплыва. Всё это ведет к тому, что в следующем году, возможно, за право учиться на бюджетной основе в российских вузах будут бороться не простые школьники-выпускники, а те, кто несет гордое название «целевик». А результат зачисления, по-видимому, будет зависеть не от набранных на экзамене баллов, а от величины «спонсорской помощи»...

Рогожин В.Н.

Анна Курская, РИА Новости.

Правила целевой подготовки специалистов в государственных вузах России скоро изменятся: студенты-целевики будут заключать контракты с вузом и работодателем, направившим их на обучение. В соответствии с контрактом, если молодой специалист не захочет работать на том месте, для которого его готовили, он должен будет оплатить стоимость обучения из своего кармана, сообщил в среду на пресс-конференции в РИА Новости министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко.

До сих пор целевики не несли ответственности за нежелание работать в направившей их организации.

Количество студентов-целевиков также изменится, сообщил министр. о том, что в 2012 году доля их приема будет сокращена с 20 до 15%.

Стороны должны нести ответственность

"У нас сегодня целевую подготовку заказывает профильное министерство, а не министерство образования, и мы не можем потребовать от целевика, чтобы он пошел работать по профессии", - рассказал Андрей Фурсенко.

По его словам, потребовать от целевика отработать на производстве может только работодатель, для этого необходимо заключить с ним контракт.

"Наша идея заключается в том, чтобы перейти к целевой контрактной подготовке, когда в целевом наборе участвует работодатель. И когда у студента есть абсолютно железное обязательство либо отработать в том месте, для которого его готовили, либо расплатиться за обучение", - подчеркнул министр.

По мнению экспертов, до сих пор основной проблемой целевого приема было отсутствие четких взаимных обязательств между предприятием, студентом и вузом. Целевой прием в своем нынешнем виде не накладывает практически никаких обязательств ни на одну из сторон.

Сейчас часть случаев целевого приема не регулируется договорами, а оформляется по обращению предприятия, не предусматривается и ответственность студента за невыход на работу на предприятие. "Послали 17-летнего юношу на обучение, прошло 4-5 лет, он повзрослел и передумал идти работать на предприятие. Сегодня механизм, которые требует его прихода на работу, по сути дела не работает", - рассказал РИА Новости проректор МГТУ им. Н.Э.Баумана по учебной работе Борис Падалкин.

Целевой прием по всем специальностям не нужен

По мнению Андрея Фурсенко, сегодня нет никакой необходимости готовить на целевой основе специалистов в тех областях, где сегодня уже есть избыток рабочей силы, поэтому квоты для целевиков в этих отраслях будут сокращаться.

"Я могу понять прием целевиков, например, по авиации, потому что квалифицированных авиационных инженеров для работы на авиационных предприятиях, для эксплуатации летательных аппаратов не очень много, - рассказал министр. - Но зачем целевики-юристы, я понять не могу. У нас что, куча пустых мест в прокуратуре? У нас не хватает людей?"

По его мнению, приоритет должен отдаваться целевой подготовке специалистов в приоритетных областях экономики и только в тех случаях, когда "социально важные, значимые места не заполняются другим способом".

Эксперты соглашаются с тем, что ситуация, когда абитуриенты-целевики посылают заявку на специальность не по профилю предприятия, а на более популярную, стала сегодня вполне типичной.

"Мы рассчитываем, что будем готовить инженеров-технологов, поскольку на предприятии большой парк станков, а нас просят принять, например, трех человек обучаться защите информации, - говорит Борис Падалкин. - По действующим правилам, руководство предприятия имеет на это право".

Целевики поступают с низкими баллами ЕГЭ

Другая причина для сокращения целевого приема связана с борьбой с приемом студентов с низкими результатами ЕГЭ, сообщил Андрей Фурсенко. "Средние баллы ребят, зачисляемых по конкурсу, у целевиков ниже, чем у ребят, поступающих на конкурсной основе", - сказал министр, отвечая на вопрос корреспондента РИА Новости.

Слова министра подтверждают и результаты зачисления абитуриентов, вывешенные на сайтах вузов. Поступающие по целевому направлению проходят отдельный конкурс - как правило, небольшой, - и в большинстве случаев абитуриенту-целевику для зачисления достаточно иметь минимально допустимое число баллов по предмету. Вузы не могут влиять на это обстоятельство, поскольку обязаны взять каждого, кого прислали с направлением, в рамках квоты.

"Зачастую та критика, которой подвергаются вузы за прием абитуриентов с очень низкими баллами ЕГЭ, вызвана именно теми, кто был принят по целевому приему" - подчеркивает Борис Падалкин.

Однако эксперты не считают, что более низкие результаты ЕГЭ у целевиков всегда отражаются на уровне их подготовки в вузе.

"Это сложный вопрос, - сказал РИА Новости заместитель председателя комитета по образованию Госдумы РФ Олег Смолин. - Скорее всего, средний уровень баллов ЕГЭ у целевиков ниже, чем у обычных студентов. Но и высокий балл ЕГЭ не гарантирует успешное обучение студентов, поскольку требования вуза часто расходятся с требованиями единого экзамена. Я знаю немало ребят с высокими баллами ЕГЭ, которые не очень хорошо учатся в вузах, и наоборот".

Борис Падалкин не отмечает однозначной зависимости между успеваемостью студента и способом его поступления в вуз. Если у студента хорошая мотивация на учебу, даже не став отличником, он может обходиться без "хвостов", считает проректор МГТУ им. Н.Э.Баумана по учебной работе.

"Я бы не сказал, что целевики плохо учатся. По моему мнению, способ приема сказывается на успеваемости студента в первую сессию, и уже в гораздо меньшей степени - во вторую. Уже на втором курсе никакой разницы в успеваемости студентов, поступивших по конкурсу и по целевому приему, я не вижу", - отмечает он.

Наследие эпохи развитого социализма

Согласно приказу Минобрнауки о порядке приема в вузы, квоты по целевому приему в государственные вузы ежегодно устанавливаются министерствами для каждой группы специальностей по согласованию с Минобрнауки.

В 2011 году по целевому направлению вузы принимали до 20% абитуриентов, а в 2010 году - 25%. Всего же в вузы Минобрнауки в приемную кампанию 2011 года на бюджетные места было зачислено 230 тысяч человек, из почти 15 тысяч по целевому набору, 14 августа Андрей Фурсенко.

Целевой прием был широко распространен в советские времена, в эпоху государственного распределения выпускников вузов.

Правительство возобновило эту практику в 2004 году в связи с острым дефицитом кадров в некоторых отраслях промышленности. Были принят государственный план подготовки кадров, ряд других документов и приказов, призванных возродить целевой прием.

Действующие правила предусматривают целевую подготовку специалистов по заявкам муниципалитетов за счет федерального бюджета. Специальная комиссия выясняет, какие специалисты нужны предприятиям региона, муниципалитет находит претендентов на целевые места.

В вузах также работает так называемая "контрактная" схема целевого приема, когда абитуриентов направляют конкретные предприятия, которые и оплачивают их обучение. Абитуриент берет на себя обязательство после получения диплома отработать на предприятии не менее трех лет или вернуть все деньги за пять лет учебы.

Целевой прием существует несколько лет, и пока специалисты не берутся однозначно оценить, насколько эффективна эта форма подготовки специалистов. Тем не менее, есть другой способ решения проблемы подготовки специалистов, нужных экономике. "Эффективнее - работать по-другому: создавать привлекательность рабочих мест", - заключил министр.

Абитуриенту мало радости

Приемная кампания в вузы вступила в решающую фазу, и страсти вокруг зачисления кипят как никогда. Правда, обуздание массовой штамповки липовых стобалльников ЕГЭ несколько снизило градус кипения. Однако возникла другая проблема: внеконкурсный «захват» значительной части бюджетных мест целевиками - ребятами, направленными на обучение в вузе крупными предприятиями и обязанными после получения диплома отработать на этих предприятиях установленный срок. Пришла такая жалоба и в «МК».

Очень много мест в ведущих вузах страны распределено заранее и вне зависимости от результатов экзаменов абитуриентов, что делает невозможным поступление туда школьников, хорошо сдавших ЕГЭ, - жалуется Артем. - Вот и в МГТУ им. Баумана на направление подготовки «Информационные системы и технологии» (бакалавриат) принимают всего 60 человек. Из них три человека, «имеющих особые права», 23 человека для Минпромторга, 8 человек для Роскосмоса, 6 человек из органов власти. И из этих 37 человек только один имел бы небольшой шанс на поступление при честном приеме, а баллы ЕГЭ остальных школьников достаточны лишь для вузов гораздо более слабого уровня!

В итоге, подсчитал Артем, выпускникам школы, поступающим по результатам ЕГЭ, из 60 бюджетных мест осталось лишь около трети, в то время как две трети до конкурса не дошли. «Для общего конкурса остается каких-то 19 мест!!! Это означает, что школьник, набравший 287 баллов по трем экзаменам, уже не проходит в институт, в то время как большинство набранных «по блату» школьников имеют менее 250 баллов!» - возмущается он.

Сразу уточним: о блате в прямом смысле слова речи здесь не идет. Трое «имеющих особые права» - официальные льготники по медицинским и социальным показателям, и их внеконкурсное зачисление законно. Что же касается остальных 37 человек - это абитуриенты, идущие в вуз по целевому набору. Конкурс для них и правда ниже, чем у «простых» абитуриентов, т.к. они не «от себя» поступают, а направляются на учебу предприятием, о чем составляется особый договор. Но за это, как и за все в жизни, приходится платить. Получив диплом, выпускник-целевик отправляется не в зарубежную магистратуру или на присмотренную за время учебы перспективную службу, а прямиком на предприятие, отправившее его учиться. Отрабатывать там «долг» предстоит не меньше трех лет. А нет, так надо вернуть все затраченные на учебу средства - сотни тысяч рублей.

Впрочем, нецелевикам от этого не легче, ибо их конкурсные места за счет целевого набора тают на глазах. Вот и на указанной Артемом специальности в Бауманке, подтвердили «МК» в приемной комиссии, сложилась такая ситуация: «Объем целевого набора устанавливается не вузом, а Минобрнауки в соответствии с правительственным заданием. Оно зависит от потребностей государства, поэтому каждый год число целевиков и их доля от общего набора определяются заново. Случается даже, что на некоторые специальности набор целевиков иногда превышает количество бюджетных мест!»

В Минобрнауки «МК» подтвердили, что квота целевого приема на бюджетные места вузов устанавливается учредителями - профильными министерствами. Но министерство при этом «ежегодно в ходе мониторинга приемной кампании осуществляет сбор информации о студентах, зачисленных на обучение в рамках целевого приема». «В случае если баллы ЕГЭ целевиков будут существенно отличаться от баллов ЕГЭ абитуриентов, поступающих на общих основаниях, это будет являться поводом для сокращения квоты целевого приема образовательной организации на следующий год», - предупреждают в ведомстве.

Конечно, абитуриенту-2017 мало радости, если вузу, в который он не попал из-за наплыва целевиков в этом году, срежут целевой набор в будущем. Однако не все так плохо: «Механизм целевого приема доступен всем абитуриентам, и целевой прием в вузах проходит на конкурсной основе, - подчеркивают в министерстве. - В рамках целевого приема и целевого обучения студент в вузе готовится к трудовой деятельности в конкретной организации. Такой механизм вовлекает в процесс обучения работодателей, позволяя отвечать запросам рынка труда, запросам промышленных областей в кадровой потребности».

Так что подумай, абитуриент-2018, может, и тебе податься в целевики, пока не поздно? Впрочем, как подчеркнули «МК» в приемке МГТУ, «заявки на целевой набор подаются со значительным превышением. Реально в вуз приходят далеко не все, и мы передаем освободившиеся места на общий конкурс».



Поделиться: