Икона распятие христа. Крестопоклонная Неделя: иконы Распятия

Дерево, паволока, левкас, темпера, 25 * 30 см


Цена 0

Размер 17 * 21 см 25 * 30 см другой Золочение нет нимбы полностью

Икона “Распятие Иисуса Христа” отсылает нас к евангельскому сюжету казни Христа через распятие. В первой главе Евангелия от Матфея ангел является Иосифу и говорит: "и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их". Спасение людей от греха — цель Жертвы, которую принес Господь.

В центре иконы — плоский коричневый крест с распятым Христом. Глаза Иисуса открыты, что символизирует его божественное бессмертие. Над крестом парят ангелы, а по бокам от него — скорбящие Мария и Иоанн в темных плащах.

Холм в основании креста с человеческим черепом внутри него обозначает место действия — гору Голгофу. Это невысокий холм за чертой города, на котором проводились публичные казни. По преданию в этом холме был погребен Адам. Голгофа в переводе с арамейского означает череп. Христос, распятый на Голгофе, символизирует победу над грехами Адама и смертью, появившейся в результате первородного греха.

Греческие буквы внутри нимба Иисуса Христа WON означают "который есмь ", или “сущий”. Сущий — одно из имен Бога, которым он назвал себя, призвав Моисея вывести израильский народ из Египта.


Чтобы купить икону Распятия Христова или задать вопрос, отправьте нам сообщение. Обязательные поля помечены звездочкой.

Распятие и Смерть Господа Иисус Христа, кульминационный и самый драматичный момент Его земного служения, достаточно долгое время не изображалось в христианском искусстве. Только во время правления Константина Великого появляются первые резные изображения на драгоценных геммах. В чем же причина невнимания первых христиан к такому значимому событию?

Если рассматривать специфику первых христианских изображений, дошедших до нас ─ то это схематичные или символические изображения, повествующие об истинах христианской веры через язык знаков. Рыбы символизируют Христа (1) , якорь ─ крест. Встречаются изображения имени Христа - так называемые христограммы. Долгое время такой символизм объяснялся желанием христиан скрыть смысл своих изображений и таким образом защитить себя от потенциальных гонителей через систему шифров. Но в последнее время символизм раннехристианских изображений склонны объяснять сильным влиянием в I-II веках иудео-христианских взглядов, где, вслед за иудаизмом, священные изображения воспринимались довольно настороженно.

По мере распространения христианства в Римской Империи, среди вчерашних язычников, усиливается его не-иудейская составляющая и во II-III веке в раннехристианское искусство активно входят эллинистические влияния, органично продолжая в Церкви привычные верующим и приемлемые с христианской точки зрения этно-культурные традиции жителей разных уголков Римского государства. Сюжетные изображения уже вполне признаются Церковью и охотно используются. Живопись катакомб донесла до нас большое разнообразие сюжетов, волновавших христианских художников. В живописи периода мира (2) с христианами перед гонением Диоклетиана3 мы находим образы Богородицы-Оранты, Христа-Победителя, Доброго Пастыря. Есть и языческие персонажи которые трактуются иносказательно. Так например, Орфей на стенах катакомб теперь являет не образ языческого бога, но Образ Христа, спустившегося в ад и выведшего оттуда души праведников. Но по-прежнему нет ни одного изображения распятия. Попробуем разобраться, почему.

В этот период становления христианства активно вырабатываются основы вероучения, которым надлежит лечь в основу догматического учения Первого Вселенского Собора. Умы просвещенных жителей Империи захватывают многочисленные полемики христианских писателей-апологетов с позднеантичными авторами. Верующие открывают для себя раскрытое христианством новое отношение к сакральной сущности человека, а как следствие, на первый план в искусстве выходит метафора посмертного восхождения души к Богу, история ее Спасения Иисусом Христом, личностные переживания веры. Это представлялось главным и выражалось через новую систему образов, содержащих иерархию сакральных смыслов (таких как изображение Доброго Пастыря) и не оставляло возможности заострить внимание на простой земной жизни Христа и Богородицы. Земная составляющая жизни Христа казалась не столь существенной, как результат Его проповеди.
Кроме этого сам факт позорной смерти Спасителя довольно долгое время высмеивался традиционным римским менталитетом. До нас дошло графити Аликсемена из Рима, изображающее распятого Иисуса с ослиной головой. И только со времени Первого Вселенского Собора начинает просыпаться интерес к земной жизни Спасителя, Его Страданиям и земной истории Искупления.

Графити Аликсимена. Рим, нач. III века. Надпись по-гречески Αλεξαμενος ςεβετε θεον - Аликсемен поклоняется своему Богу


Первые изображения (сер. IV века) на геммах очень схематичны, но тем не менее, именно они закладывают основы иконографии Распятия. На геммах Распятый Христос изображен стоящим на кресте, без признаков страдания, прямо простирающий руки, подобно жесту благословения, над стоящими справа и слева от креста апостолами.

Изображения распятий на позднеантичных геммах, сер. IV века


Христос представляется не как человек, умирающий на кресте, но как Бог, побеждающий смерть, делающий ее бессильной и торжествующий над ней Своим спокойствием. Здесь закладывается древнейший иконографический тип распятия - “Christus Triumphans - Христос Торжествующий”. Дальнейшее развитие иконография распятия можно проследить на дошедших до нас рельефных изображениях филенки дверей церкви Санта-Сабина в Риме и на пластине из слоновой кости (Британский Музей, сер. V века).

Филенка деревянных дверей церкви Санта Сабина в Риме, сер. V века


На изображении из Санта-Сабина мы видим распятие с разбойниками по сторонам. Фигура Христа выделяется размером, а кресты, вызывавшие смешанные чувства у скульптора, как орудия позорной казни, не изображены вовсе. Сам Христос, подобно изображениям на геммах, изображен побеждающим смерть и благословляющим человеческий род. Еще более сильное развитие этот иконографический тип получает в изображении из Британского музея. Глаза Иисуса открыты и пристально смотрят на зрителя, возвещая триумф Господа и Его победу над смертью и адом. Тело не сведено судорогой страдания, но полно сил.

Распятие, рельеф на пластине из слоновой кости, сер. V века. Британский музей. Справа - повесившийся Иуда, над крестом хорошо видна надпись на латыни - Rex Ivd.- Царь Иудейский


Благодаря большому мастерству скульптора, работавшего над изображением из Британского музея, можно впервые рассмотреть детали ─ ладони Господа пробиты гвоздями. Благодаря исследованиям врачей и современным археологическим находкам, сегодня хорошо известно, что гвозди не вбивались в ладони, т.к. не выдержали бы массы тела казнимого и несчастный сорвался бы на землю. Гвозди вбивались в запястье руки. Но художник трактует изображение, сознательно уходя от реализма представления казни. Связано это с началом активного распространения учения греческих богословов о кинозисе - самоуничижении и смирении Бога Слова. Согласно учению о кинозисе руки Господа, еще так недавно благословлявшие и исцелявшие, изображаются пробитыми и намертво пригвожденными к древу креста.
Иконографический тип Christus Triumphans, сформировавшийся в общих чертах к середине V века, в короткое время повсеместно распространяется по всей Западной Европе и становится господствующим в Западной Церкви вплоть до XIII века.
Для этого типа иконографии характерно изображение живого Христа на кресте, Христа уже победившего смерть. Глаза Господа открыты, руки простерты крестообразно. Хотя из Его Ран изливается кровь, но страдания не могут затронуть Предвечное Слово, воплощенное в Иисусе Христе. Лик Христа на таких изображениях всегда светел торжественен. Чтобы подчеркнуть триумф Христа над смертью и адом, а так же значимость распятия как ключевого момента в Его земном служении, одновременно являющегося ступенью к переходу Христа в Царствие Небесное, в европейских церквах распятие с торжествующим Христом подвешивалось под алтарной аркой сводов или же укреплялось под ней на алтарной преграде.

Распятие, подвешенное под алтарной аркой. Церковь Готланд-Лие, Швеция, XIII век .



Распятие, укрепленное над алтарной преградой. Собор в Альби, Франция, кон. XIII века .


Таким образом на изображение Христа как бы проецировался блеск и могущество римских императоров, проходивших в военных триумфах под сводами своих триумфальных арок. Христу распятому и уничиженному придавалось величие Царя царей. Царь Вселенной представлялся во время высшей точки своего триумфа ─ победы над смертью.

Распятие Сан-Дамиано, Италия, XIIвек.


Распятие Сан-Дамиано, известное как распятие св. Франциска, является одним из наиболее ярких изображений иконографического типа Christus Triumphans. Кроме Иисуса классическое распятие иконографического типа Christus Triumphans включает в себя изображения Богородицы с утешающим Ее Иоанном Богословом и жен мироносиц.
Несколько отельных слов необходимо сказать о подтипе распятия Christus Triumphans - изображении Христос Царь Славы. Этот иконографический подтип тесно связан с Христом торжествующим и вырастает из него. Своим названием данная иконография обязана строкам 23 Псалма «Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы! Кто сей Царь славы? — Господь сил, Он — царь славы».

Основное отличие - изображение Христа в багрянице, которой предается значение архиерейских облачений, таким образом распятый Христос являет собой фигуру Вечного Первосвященника, приносящего Себя в жертву за грехи. Багряница Спасителя украшена золотыми вертикальными полосами (клавами), которые в священническом (епископском) облачении имеют особое значение. Они называются “струями” или “источниками” и являются атрибутами проповедника. Такие образы встречаются как в миниатюрах VI века (сирийские Евангелия Раввулы и Россано), так и в монументальной живописи (алтарные росписи церкви Санта Мария Антиква).

Распятие. Евангелие Раввулы, Сирия, сер. VI века



Распятие. Церковь Санта Мария Антиква, Рим, сер VIII века.


Распятие «Христос Царь Славы» как бы изображает Господа Великой субботы в окровавленной царской багрянице, готового попрать ад и освободить его узников.
В восточной части Империи, одновременно с развитием на Западе иконографии Christus Triumphans, получает дальнейшее развитие богословская идея кинозиса Бога. Эта идея получает новый импульс к богословскому развитию в связи с появлением на Востоке в IV-VII веках большого количества ересей, учивших так или иначе о неполном соединении в Христе Божественной и человеческой природ. В противовес этим учениям созывались Вселенские Соборы, а в изобразительном искусстве потребовалось наглядная иконография истинного Богочеловечества Иисуса Христа. Так к в Византии формируется серия из двух иконографических типов, которые принято определять общим названием “Vir dolorum - Муж скорбей”.

Муж Скорбей (Христос во гробе). Византийская икона, XII век .


Один из них изображает Христа во гробе как умершего и страдавшего человека, другой, что важно для нас, - распятие. Распятия этого греческого иконографического типа получили повсеместное распространение на Православном Востоке. Христос изображается уже умершим на кресте ─ голова Его поникла к правому плечу, глаза закрыты. Иногда черты лика отражают некоторое страдание, но как правило довольно сдержанное. Момент умирания на кресте, отображенный в иконографии этого типа как бы подтверждает для верующих истину о Христе ─ Человеке, умершим за нас самой настоящей, мученической и реальной смертью.

Распятие. Мозаика, Византия, конец XI века.


В то же время тело Христа изображается не испытывающим страданий, продолжая тем самым иконографию Christus Triumphans. Пригвожденные руки раскинуты в благословляющем жесте, тело не провисает под собственной тяжестью. Христос непринужденно стоит на подножии креста, слегка изогнувшись в вольной позе, словно вовлекаясь в беседу с Богородицей и Иоанном Богословом, изображавшимися по сторонам распятия. Поза Христа подчеркивала его Божественность, не подверженность Сакрального Начала страданию и смерти. Таким образом эта иконография пыталась органично соединить и воплотить представления о нераздельной и неслиянной Богочеловеческой природе Иисуса Христа.

Образцы греческой иконографии “мужа скорбей” довольно рано проникают на Запад, но долгое время не получают там широкого распространения, хотя безусловно начинают влиять на западное искусство. Особенно это влияние чувствовалось в Священной Римской Империи, т.к. ее Императоры всячески противопоставляя себя Папам, пытались активно налаживать культурные и дружественные связи с Византией, в которой искали образец для своей политики в отношениях с Церковью. Одним из наиболее известных изображений такого типа является распятие архиепископа Герона 960-975 гг. из Кельнского собора, хотя, в отличие от византийского канона, это скульптурное изображение.

рис.11 Распятие Архиепископа Геррона. Кёльн, 960-975 гг., декор и мандорла - XVIII век.


До XIII века господствующим иконографическим типом остается “Christus Triumphans”. Однако именно в XIII веке происходят значительные перемены в религиозном сознании европейцев. Св. Франциск, посвятивший свою жизнь проповеди живого Христа и евангельской бедности, сумел по иному взглянуть на сущность христианского учения и зажечь сердца современников и потомков новой и живой верой, деятельной и сострадательной, не способной ужиться в рамках торжественных церемониалов за стенами церквей и монастырей. Проповедь св. Франциска, научившая видеть Христа в образе каждого больного, нищего и страдающего человека, вызвала у современников страстное желание деятельной сострадательной любви к ближнему, конкретизировала Образ Христа, и в конце концов привнесла этот Образ в повседневную жизнь через чудо стигматизации самого св. Франциска. В это время в Италии очень распространены живописные распятия - изображения на выпиленных в виде креста досках.

рис.12 Распятие, Византийский мастер распятия из Пизы. Италия, ок. 1200 г.


Одним из таких изображений становится распятие неизвестного греческого мастера, вошедшего в историю искусств как Византийский мастер распятия из Пизы. Бежавший из Византии художник обрел новое отечество в Италии, но распятие создал по привычному ему византийскому канону “Муж скорбей”. Совпав по времени с проповедью св. Франциска, этот образ оказал влияние на последующее развитие западно-европейского искусства. Художники усмотрели в этой иконографии нечто иное, отличное от византийского взгляда на необходимость наглядно сочетать Божественное и человеческое в одном изображении. Итальянские художники первыми в Европе увидели в этом образе Христа, как реально страдающего и умирающего за нас Человека, достойного истинной любви и деятельного сострадания, которые проповедовали в Италии и по всей Европе Франциск и его бедные братья. Вслед за распятием неизвестного мастера из Пизы, появляются расписные кресты Джунта Пизано, и особенно знаменитый крест Сан-Доменико из Болоньи, свидетельствующие о глубоком понимание и принятие францисканской духовности.

Распятие, Джунта Пизано. Италия, ок. 1250 г.


Христос у Джунты действительно страдает - страдание запечатлено в лице и разлито во всем теле, напряженно изогнутом в агонии. Вслед за Джунтоа Пизано появляются кресты Чимабуэ и Джотто, где драматизм происходящего набирает все большую силу воздействия.

Распятие Санта Кроче, Чимабуэ. Италия, 1287-88 гг.


Изучение анатомии и перспективы позволили Джотто в своих распятиях вывести изображение за пределы привычной в то время плоскости в иллюзию 3-х мерного пространства. Его Христос на распятии Санта Мария Новелла уже не просто страдальчески изогнулся на кресте, а падает на ослабевших руках вперед, на зрителя. Готические распятия из Франции, Англии и Германии того времени не менее драматичны.

Распятие Санта Мария Новелла, Джотто. Италия, 1290-1300 гг.


Так формируется новый иконографический тип распятия -”Christus Patiens - Христос Страдающий”. Для этого иконографического типа характерно изображение уже умершего или умирающего на кресте Христа. Изначально крестообразно раскинутые руки постепенно приобретают Y-образную форму. Тело Иисуса, измученное страданиями на кресте, провисает под собственной тяжестью, иногда оно изображается со следами перенесенных накануне мучений - язвами от бичевания. Со 2-й половины XIII - XIV веков голову Христа на изображениях типа “Christus Patiens” увенчивает терновый венец.

Распятие. Франция, 1245г.

Распятие, Верхне-Рейнский Мастер. Германия, 1400г .



Распятие, Лукас Кранах. Германия, 1501г.


До этого времени он не изображался. Традиция изображения венца, усиливающая впечатления от страданий Господа, приходит из Франции, король которой - св. Людовик, приобрел у Императора Латинской Империи Балдуина II великую христианскую святыню - Терновый Венец Спасителя. Торжественно встреченный св. Людовиком и его братом Робером Артуа в Вильнев-Аршевеке, Терновый Венец занял величайшее место среди собрания реликвий французских королей и стал использоваться для утверждения их христианского первенства в Европе. Французские художники, следуя за желанием короля привлечь внимание всей Европы к великой святыне, начинают изображать Распятого Господа увенчанного Терновым Венцом, довольно быстро распространяя эту традицию на всю Европу. Сопереживания Христу Страдающему и Распятому в Европейской религиозной мысли и мистических откровениях святых настолько велико, что через учения святых и, главным образом, через откровения св. Биргитты Шведской, иконография страдания получает самое серьезное обоснование. Св. Биргитте открылось, что "...когда Он испустил дух, уста раскрылись, так что зрители могли видеть язык, зубы и кровь на устах. Глаза закатились. Колени изогнулись в одну сторону, ступни ног извились вокруг гвоздей, как если бы они были вывихнуты... Судорожно искривленные пальцы и руки были простерты..."

Распятие Изенгеймского Алтаря, Матиас Грюневальд. Германия, 1512-1516 гг.


В Распятии работы Матиаса Грюневальда наиболее полно воплотились откровения св. Биргитты, и сам иконографический тип Christus Patiens достиг максимального раскрытия своей богословской составляющей. Впрочем образ страданий и смерти Христа, созданный Матиасом Грюневальдом был настолько реалистичен и детален и настолько страшен в своей предельной откровенности представления мученической гибели хрупкого человеческого тела, что последующие художники уже не рискнули так близко подходить к жизненному реализму, ибо сквозь максимальную детальность страдания уже сквозила потеря Божественной составляющей изображенного на полотне Христа.

Распятие, Франсиско де Сурбаран. Испания, 1627г.



Распятие, Антонис ван Дейк, 1628-1630гг.


В заключение необходимо сказать несколько слов о гвоздях, пронзивших плоть Спасителя. Св. Елена, согласно церковному Преданию, при раскопках Голгофы в Иерусалиме, обнаружила не только Крест Спасителя, но и Терновый Венец, титло INRI, и четыре гвоздя, использованных при казни Иисуса. С тех пор, как изображение Распятия вошло в церковное искусство, и вплоть до XIII века, Христос изображался всегда на Западе и на Востоке пригвожденный к кресту именно четырьмя гвоздями -в обе руки и в обе ноги. С XIII века во Франции распространяются изображения Распятия, на которых Иисус прибит к кресту только тремя гвоздями - ноги перекрещены и пробиты одним гвоздем. Папа Иннокентий III пытался бороться с этим новым явлением в христианском искусстве, так как еретики использовали распятия с тремя гвоздями, и раной от копья не с правой стороны груди Иисуса, а с левой. Однако победить убеждение о том, что Иисус был распят тремя гвоздями, а не четырьмя, так и не удалось. Со 2 половины XIII века с избранием Пап- французов, распятие на трех гвоздях активно распространяется по всей Европе, включая и Италию, дольше всего сопротивлявшуюся этому новшеству.
Сейчас сложно сказать определенно, откуда произошло представление о том, что Распятие было совершено на трех гвоздях. Туринская Плащаница, Отпечаток которой подтверждает мнение о том, что Ноги Спасителя были пробиты одним гвоздем, появилась в Европе столетие спустя после появления распятий на трех гвоздях. Поэма Григория Богослова “Христос Страдающий”, описывающая распятие именно на трех гвоздях, так же стала широко известна в Европе гораздо позже. Возможно истоки этого мнения нужно искать в известиях о святынях, захваченных крестоносцами в Константинополе. Один из гвоздей Распятия, по преданию найденный св. Еленой, находящийся в Италии в г.Колле и попавший туда через Флоренцию из Императорского дворца в Константинополе, имеет согнутую форму. По преданию, именно на этот гвоздь было подвешено титло INRI. Возможно когда эта реликвия стала известна в Европе, то сопоставив количество гвоздей, найденных при раскопках св. Еленой с легендарной историей гвоздя из Колле, французские богословы и пришли к мнению, что Распятие было совершено на трех гвоздях. Впрочем, хотя в иконографии “Christus Patiens” с XIII века и стало господствующем изображение именно с тремя гвоздями, оно не стало закрепленным канонически или теологически. В европейском искусстве и после XIII века довольно часто встречаются распятия на четырех гвоздях. Но этот вопрос требует отдельного исторического исследования.

________________________________________ ______

1 От греческого Ίχθύς - рыба, древняя монограмма имени Иисуса Христа, состоящая из начальных букв слов: Ἰησοὺς Χριστὸς Θεoὺ ῾Υιὸς Σωτήρ - Иисус Христос Божий Сын Спаситель

2 Император Галлиен (260-268 гг.) прекратил гонения на христиан в 263г. своим эдиктом и с тех пор на протяжении 40 лет, до эдикта императора Диоклетиана в 303 г., христиане пользовались религиозной свободой и могли занимать государственные должности.

3 Гонения при Диоклетинае стали последними масштабными гонениями христиан в Римской Империи. Они продолжались 10 лет, пока в 313 году Константином Великим и его соправителем Ликинием не был принят знаменитый Миланский эдикт, окончательно даровавший христианам свободу вероисповедания.

Умение читать и писать ранее являлось значительно большей привилегией чем сейчас. Поэтому для того чтобы распространять и объяснять некоторые религиозные идеи использовались образы. Поэтому нередко икона распятие называлась – изображенным Евангелием или Евангелием для неграмотных. Действительно, в этом образе верующие могли увидеть некоторые основные детали и символы веры. Композиция всегда была насыщенной и давала возможность людям поразмышлять о христианстве, а христианам – больше проникнуться и вдохновиться верой.

Сюжет и значение иконы распятия Иисуса Христа

Фон иконы «Распятие Иисуса Христа» является часто темным. Некоторые могут связывать эту деталь с символическим отображением мрачности данного события, однако, в действительности тут запечатлеваются подлинные события. Ведь, согласно свидетельствам, когда Христа распяли, дневной свет действительно померк – таково было знамение и именно этот факт и отражается на изображении.

Также фон может быть и диаметрально противоположным, торжественным – золотым. Хотя распятие и является печальным фактом (даже присутствующие помимо Христа на изображении люди, чаще всего изображаются с жестами скорби и скорбящими лицами) именно этот искупительный подвиг дает надежду всему человечеству. Поэтому также данное событие в конечном итоге является радостным, особенно для верующих.

Каноническая икона распятие Христа, как правило, включает в себя множество дополнительных фигур помимо главной. Особенно характерным является использование дополнительных персонажей и деталей для произведений, созданных до периода иконоборчества. Изображаются:

  • Божья матерь – чаще всего по правую сторону от Спасителя;
  • Иоанн Богослов – один из 12 апостолов и 4 евангелистов, с другой стороны от креста;
  • два распятых рядом разбойника с каждой стороны, Рах, который уверовал прямо на распятии, стал первым человеком спасенным Христом и вознесшимся в рай;
  • трое римских воинов – располагаются спереди снизу как бы под крестом.

Фигуры разбойников и воинов часто изображаются меньше других по размеру. Этим подчеркивается иерархия присутствующих персонажей, определяется, кто из них имеет большую значимость.

Также разница размеров в какой-то степени задает своеобразную динамику повествования. Ведь с давних времен икона, в том числе и распятие Господне являлась не просто изображением какого-то события, но и символом веры, кратким изложением основных деталей учения. Так икона могла становиться своеобразной альтернативой Евангелию, поэтому и говориться о повествовании через изображение.

На верхней части иконы «Распятие Иисуса Христа» по бокам располагаются две скалы. Они чем-то могут быть похожими на скалы, которые видны на многих иконах Крещение Господне, где символически указывают на духовное движение, подъем, но тут скалы выполняют другую функцию. Речь идет о знамении в период гибели Христа – землетрясении, которое проявилось именно тогда, когда Спаситель был распят.

Обратим внимание на верхнюю часть, где располагаются ангелы с распростертыми руками. Они выражают скорбь, но также присутствие небесных сил подчеркивает собой значимость данного события и переводит распятие Христа из простого земного дела, до феномена более высокого порядка.

Продолжая тему значимости события распятия следует отметить икону, где остались только крест и основные детали. На более простых изображениях отсутствуют второстепенные персонажи, там, как правило, остаются только Иоанн Богослов и дева Мария. Цвет фона является золотым, который подчеркивает торжественность события.

Ведь речь идет не о каком-то распятом человеке, но о воле Господа, которая в итоге свершилась в акте распятия. Таким образом истина, которую утвердил Всевышний, воплощается на земле.

Отсюда и торжественность события, и торжественность иконы распятие Иисуса Христа, которая также ведет и к последующей радости – Воскресению Христа, за которым открывается возможность обрести Царствие Небесное и для каждого верующего.

В чем помогает икона «Распятие Христа»

К этой иконе с молитвами чаще всего обращаются люди, которые ощущают собственные грехи. Если вы осознали в чем-то собственную повинность и хотите раскаяться, то молитва перед этим образом может не только помочь, но и наставит на путь истинный, укрепит в вере.

Молитва ко Господу Иисусу распятому

Господи Иисусе Христе, Сыне Бога живаго, Творче неба и земли, Спасителю мира, се аз, недостойный и паче всех грешнейший, смиренно колена сердца моего пред славою величества Твоего преклонив, воспеваю крест и страдания Твоя, и благодарение Тебе, Царю всех и Богу, приношу, яко благоизволил еси вся труды и всякия беды, напасти и мучения, яко человек, понести, да всем нам во всяких печалях, нуждах и озлоблениих состраждущий Помощник и Спаситель будеши. Вем, всесильне Владыко, яко вся сия Тебе убо не быша потребна, но человеческаго ради спасения, да всех нас искупиши от лютыя работы вражия, Крест и страдания претерпел еси. Что убо воздам Тебе, человеколюбче, о всех, яже пострадал еси мене ради грешнаго; не вем, душа бо и тело, и вся благая от Тебе суть, и вся моя Твоя суть, и аз Твой есмь. Точию на безчисленное Твое, благоутробне Господи, милосердие надеяся, пою Твое неизреченное долготерпение, величаю неисповедимое истощание, славлю Твою безмерную милость, покланяюся пречистым Страстем Твоим и, вселюбезно лобызая язвы Твоя, вопию: помилуй мя грешнаго, и сотвори, да не безплоден будет во мне Крест Твой святый, да причащаяся зде с верою страданиям Твоим, сподоблюся видети и славу Царствия Твоего на небеси! Аминь.

Молитва Кресту Господню

Спаси, Господи, люди Твоя,и благослови достояние Твое,победы православным христианом насопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Тропарь Господу Иисусу Христу распятому

Глас 1-й Спа си, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Изображение воспроизводится по изданию: Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М.: Искусство, 2000.


с. 333 ¦ 277. Распятие.

1500 г. Дионисий.

На высоком, тонком, исчерна-зеленом кресте распято тело Христа. Пропорции его удлиненные и изысканные, голова небольшая. Крест утвержден среди мелких уступов невысокой Голгофы, над зияющей черной пещерой, в которой можно различить «лоб адамов». За крестом высится иерусалимская стена; на ее фоне по обе стороны креста изображены предстоящие Распятию. Слева прижавшую ладонь к щеке Богоматерь обеими руками поддерживает приникшая к ней Мария Магдалина. Откинувшись назад, Богоматерь касается рукой ее одежды. Очертания стоящих позади стройных тонких фигур двух других Марий (Клеоповой и Иаковлевой) усиливают выражение скорби, переданное жестами Богоматери. Справа поник, прижав руку к груди Иоанн. Очерчивающие его линии подчиняются ритму группы горюющих женщин. Стоящий за Иоанном Лонгин сотник, подобно Богоматери, откинулся назад. Держа перед собой небольшой круглый щит, он, широко расставив ноги, поднял вверх голову, окутанную белой повязкой, закрывающей также и шею. Различие поз Иоанна и Лонгина создает своеобразную цезуру в ритме 1 , владеющем фигурами предстоящих. Над головами предстоящих - ангелы, которые сопровождают олицетворения прилетающей Церкви нового завета и улетающей ветхозаветной церкви - Синагоги. Вверху, над длинным поперечным перекрестьем, к осененной широким золотым нимбом поникшей голове Христа слетают с обеих сторон оплакивающие его ангелы. Плави лиц и тела Спаса исполнены золотистой охрой, с легкой подрумянкой по оливковому санкирю. Цвета одежд - светлые, с. 333
с. 334
¦ разнообразные оттенки желтого, лиловатого, коричневого и зеленого - сочетаются с алой киноварью двух тонов. Фон и поля золотые (сохранились фрагменты верхнего поля с красной опушью).

Доска липовая, шпонки врезные, более поздние, верхняя - сквозная. Правое поле опилено. Паволока, левкас, яичная темпера. 85 × 52.

Происходит из иконостаса Троицкого собора Павлова-Обнорского монастыря 2 , потом находилась в Вологодском музее.

2 См. № 276 - Спас в силах , средник деисусного чина того же иконостаса, имеющий на обороте надпись о том, что Дионисий написал в 1500 г. «деисус и праздники и пророки» этого иконостаса. Распятие находилось в праздничном ряду.

Поступила через ГРМ с заграничной выставки в 1934 году. с. 334
¦


Лазарев 2000/1


с. 371 ¦ 124. Дионисий. Распятие

1500 год. 85×52. Третьяковская галерея, Москва .

Из праздничного ряда иконостаса Троицкого собора Павло-Обнорского монастыря, основанного в 1415 году учеником Сергия Радонежского Павлом Обнорским (умер в 1429 году). Сохранность хорошая. Фон и поля были золотыми. На фоне следы от гвоздей оклада. Левкас на нижнем и правом полях утрачен. Левое поле опилено. Так как Троицкий собор, откуда происходит «Распятие», был построен в 1505–1516 годах Василием III, то дата (1500 год) на обороте «Спаса в силах », происходящего из того же собора, вызывает сомнение. Остается предполагать, что в собор поместили иконы более старого иконостаса. Очень показательно для Дионисия использование в качестве образцов икон раннего XV века. [Недавно издана еще одна икона из того же праздничного ряда - «Уверение Фомы », хранящаяся в Русском музее, см.: Кочетков И. А. Еще одно произведение Дионисия. - В кн.: Памятники культуры. Новые открытия. 1980. Л., 1981, с. 261–267; об этой иконе см. также: Эдинг Б. Образ «Фомино испытание» в Румянцевском музее. - «Старые годы», 1916, апрель–июнь, с. 125–128]. с. 371
¦

О некоторых различиях католической и православной иконографии Распятия.

Удивительно, но первое известное нам изображение распятия является карикатурой. Это граффито примерно III века на стене палатинского дворца в Риме, оно изображает человека перед распятием, причем сам распятый кощунственно изображен с ослиной головой. Надпись, сделанная по-гречески, поясняет: «Αλεξαμενος ςεβετε θεον» (Алексамен поклоняется своему Богу). Очевидно, таким образом дворцовые служители осмеивали христианина, состоявшего в штате дворцовой прислуги. И это не просто кощунственная картинка, это очень важное свидетельство, оно фиксирует поклонение распятому Богу.

Первые распятия

Долгое время христиане изображали не само распятие, а просто различные варианты креста. Первые же образы собственно распятия относятся к IV веку. Таким является, например, рельеф, вырезанный на дверях базилики св. Сабины в Риме.

Изображение довольно схематично, это скорее не изображение события, но - знак, напоминание. Похожие образы распятия присутствуют и в сохранившейся мелкой пластике, в частности - на геммах того же периода.

Гемма. Середина IV века. Великобритания. Лондон. Британский музей

Символические распятия

Для того же периода характерны «символические» распятия, представляющие более раннюю традицию. Например, изображение креста, в центре которого размещается медальон с образом Христа, или символическое изображение Агнца.

Крест с образом Христа в центре. Мозаика. VI век. Италия. Равенна. Базилика Сант-Аполлинаре ин Классе

Христос тржествующий

Чуть позже, когда изображение распятия Господня твердо входит в христианский обиход, появляется особая иконография - образ Христа торжествующего. Интересно, что этот образ, претерпев некоторые изменения, но сохранив свое внутреннее содержание, до сих пор существует в православной иконографии. Христос представлен не просто страдающим человеком на кресте. Он торжествует над смертью, торжествует над страданиями. Лик Спасителя предельно спокоен, мы не видим гримасы смерти, признаков страдания. Глаза Христа широко раскрыты, он часто облачен в пурпурный хитон с золотыми клавиями (полосами). Стоит ли лишний раз напоминать, что это императорское одеяние? Господь Иисус Христос изображается не как узник, подвергнутый позорной казни, но - как Царь Славы, победивший смерть (Пс. 23: 9-10).

Миниатюра из «Евангелия Раввулы». Сирия. 586 год. Италия. Флоренция. Библиотека Лауренциана

Примеры подобных образов мы видим в книжной миниатюре (например, в иллюстрациях евангелий Раввулы и Россано VI века), а также в росписи алтаря римского храма Санта Мария Антиква.

Фреска. Италия. Рим. Базилика Санта Мария Антиква, ок. 741 -752 гг.

Каноническая иконография

Со временем, как это обычно и происходит, иконография обрастает определенными подробностями. В основном они заимствованы из Евангелия. Главную тенденцию можно обозначить как стремление к большему историзму (в евангельском смысле). Христос теперь обнажен (хотя присутствует непременная набедренная повязка, из соображений соблюдения приличия). Раны источают кровь, а из раны на груди подчеркнуто изливаются кровь и вода (Ин. 19:34), тут стремление точно передать евангельское событие может даже показаться излишне нарочитым. Кровь Спасителя стекает к подножию креста, под которым мы видим череп праотца Адама. Это не только дань преданию, согласно которому Адам был погребен в районе Голгофы, это символ того, что кровью Христовой омыт первородный грех прародителей. Над крестом присутствует табличка, которая в разных иконах в той или иной мере передает суть надписания, упомянутого в Евангелии: «Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский» (Ин. 19:19), но порой, перекликаясь с предыдущей версией иконографии, она просто гласит: «Царь Славы».

Мозаика. Византия. XII век. Греция. Монастырь Дафни

В отличие от первоначального варианта иконографии, здесь Христос мертв, Его глаза закрыты. Эта деталь также не случайно внесена в образ - зритель должен осознавать, что Спаситель действительно умер за наши грехи, а значит и действительно воскрес. Однако, и в данном случае мы видим спокойствие лика, отсутствие ужаса смерти. Лик спокоен, тело не сведено судорогой. Господь мертв, но Он все равно торжествует над смертью. Этот тип сохранился в искусстве Византии и стран византийского культурного ареала. Он закрепился в православной иконографии в качестве канона.

Фреска. Распятие. Фрагмент. Сербия. 1209 год. Студенецкий монастырь

В то же время, в западной церкви после отпадения Рима, образ распятия Господня стал меняться и это касается, как внешних деталей, так и внутреннего смысла.

Три гвоздя

Примерно с XIII века на Западе распятого Христа начинают изображать пригвожденного не четырьмя гвоздями, как изображалось традиционно и на Западе, и на Востоке до этого времени, а тремя - ноги Спасителя перекрещены и прибиты одним гвоздем. Считается, что впервые такие изображения появились во Франции, причем католический мир не сразу принял такое изображение, против него выступал даже сам папа Иннокентий III. Но со временем (возможно, под влиянием пап французского происхождения) эта иконографическая особенность закрепилась в Римской Церкви.

Распятие с тремя гвоздями. Мариотто ди Нардо. Италия. XIV -XV век. Вашингтон, Национальная галерея искусства

Терновый венец

Начиная с того же XIII века Христа на кресте все чаще изображают в терновом венце, Евангелие на сей счет молчит, а для традиционной иконографии это редкая деталь. Катализатором таких изображений снова стала Франция: именно в этот период король Людовик IX Святой приобрел терновый венец Спасителя (этот государь всю свою жизнь собирал реликвии, вывезенные крестоносцами из разгромленного ими Константинополя). Видимо, появление столь почитаемой святыни при французском дворе имело широкий резонанс до такой степени, что перекочевало и в иконографию.

Мистицизм и визионерство

Но это все мелкие, «косметические» детали. Чем дальше католический мир расходился с православным, тем больше менялась символика образа распятия Христа. Не обошлось и без восторженного мистического визионерства, столь некритично принимаемого католическим миром (православная аскетика довольно сдержанно и осторожно относится к различным «видениям»). Вот, например, фрагмент видения известной западной визионерки Бригитты Шведской: « …когда Он испустил дух, уста раскрылись, так что зрители могли видеть язык, зубы и кровь на устах. Глаза закатились. Колени изогнулись в одну сторону, ступни ног извились вокруг гвоздей, как если бы они были вывихнуты… Судорожно искривленные пальцы и руки были простерты…»

Это практически точное описание одной из ключевых последующих западных иконографических традиций - концентрация на страданиях Христа, фиксация ужаса смерти, натуралистические ужасные подробности казни. В качестве примера можно привести работы немецкого мастера Матиаса Грюневальда (1470 или 1475-1528).

Маттиас Грюневальд. Германия. Начало XVI века. США. Вашингтон. Национальная галерея искусства

В отличие от православной иконы распятия Господня, здесь мы видим не образ Христа, который «во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог, в раи же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, неописанный» (тропарь праздника Пасхи). Здесь - образ мертвого тела. Здесь не смиренная молитва в ожидании Воскресения, а нездоровая медитация на кровь и раны. И именно этот момент, а не количество гвоздей, наличие или отсутствие тернового венца, язык надписания таблички и т. д., отличает католическое видение страстей Христовых от православного.

Дмитрий Марченко



Поделиться: