Игорь старый. Восстание древлян

Великий князь Руси Игорь - это одна из фигур нашей истории, на которую вылили немало грязи. Его смерть в изложении «Повести временных лет» наложила негативный отпечаток на всё его правление, в котором было пролито много пота и крови для укрепления русской державы.

В летописи о последних днях князя сказано следующее: «Сказала дружина Игорю: «Отроки Свенельда изоделись оружием и одеждой, а мы наги. Пойдём, князь, с нами за данью, и ты добудешь, и мы». И послушал их Игорь - пошёл к древлянам за данью, и прибавил к прежней дани новую, и творили насилие над ними мужи его. Взяв дань, пошёл он в свой город. Когда же шёл он назад, поразмыслив, сказал своей дружине: «Идите домой, а я возвращусь и пособираю ещё». И отпустил свою дружину домой, а сам с малой дружиной вернулся, желая большего богатства». Дальше сюжет всем известен по школьным учебникам истории, древляне на вече решили: «Если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит». Древляне организовали засаду и убили князя и его дружинников, «так как было их мало».

Картина образная, яркая, запоминающаяся. В результате мы с детства знаем, что великий князь русский Игорь - это алчный и глупый грабитель (сунулся с малым числом воинов к уже ограбленному племени), бездарный полководец (сюжет сожжения русского флота «греческим огнём» в 941 году), никудышный правитель, который не принёс пользы Руси.
Правда, если рассуждать здраво и помнить о субъективности исторических письменных источников, которые всегда писались под заказ, то можно заменить несколько несоответствий. Дружина говорит великому князю, «а мы наги». Всего год назад - в 944 году византийцы, испугавшись мощи войска Игоря дали ему огромную дань. Князь «взял с греков золота и шелка на всех воинов». Да и вообще смешно говорить о том, что дружина великого князя (военная элита того времени) «нага». К тому же летопись сообщает, что Игорь взял с Византии «дань, какую Олег брал и ещё». Олег брал по 12 гривен серебра на брата (гривна равнялась примерно 200 грамм серебра). Для сравнения хороший конь стоил 2 гривны. Боевая морская ладья с набойными бортами - 4 гривны. Понятно, что после такого богатства, «сокровища» древлян - мёд и меха - это обычная дань (налог).

Следующее несоответствие - образ «неудачливого князя», бездарного полководца. За долгие годы своего правления (правил с 912 года - погиб в 945 году), Игорь проиграл всего одну битву - в 941 году. Причём, соперником русов была мировая держава того времени, обладавшая передовыми военными технологиями - Византия. К тому же, победа была одержана византийцами из-за отсутствия фактора неожиданности - греки успели хорошо подготовиться к битве (о нападении русов сообщили болгары), и использования мощнейшего оружия того времени. Это был т. н. «греческий огонь» - горючая смесь, которую применяли в военных целях, его точный состав неизвестен. От этого оружия не было защиты, горючая смесь горела даже на воде. Надо учесть и тот факт, что военная кампания в целом была выиграна Игорем. Уже через три года великий князь собрал новое войско, пополнил его варягами, заключил союз с печенегами и двинулся на врага. Византийцы испугались и направили посольство с просьбой о мире. Князь взял богатую дань и заключил мирный договор. Игорь проявил себя не только, как воин, но и дипломат - зачем воевать, если враг сам предлагает выгодный мир? Не забыл он и предательство болгар - он «повелел печенегам воевать Болгарскую землю».

Почему князь Игорь приказывает печенегам? Ответ есть и также не укладывается в образ «грабителя и авантюриста». В 915 году, когда «пришли впервые печенеги на Русскую землю» великий князь смог принудить их к миру. Понятно, что если бы Русская земля была слабой, ситуация сложилась бы иным образом. Как в те времена, так и сейчас, народы понимают только язык силы. Печенеги откочевали к Дунаю. В 920 году в летописи о печенегах есть ещё одна фраза - «Игорь воеваша на печенегов». Обратите внимание - не отбил набег, не в Русской земле сражался с ними, а «воевал на печенегов», т. е. сам пошёл на них и победил. В результате печенеги решатся испробовать силы Руси только в 968 году. К тому же, если участь тот факт, что Игорь мог в 944 году «повелеть» печенегам воевать Болгарскую землю, они были в вассальной зависимости от Руси. По крайней мере, часть племён. Это подтверждает и участие вспомогательных печенежских сил в войнах Святослава. 48 лет (два поколения) печенеги не смели трогать русские земли. Это говорит о многом. Всего одна строка - «Игорь воеваша на печенегов», и целый забытый подвиг русского воинства. Удар был такой мощи, что смелые воины степей два (!) поколения боялись нападать на Русь. Для сравнения, половцы, пришедшие позже печенегов, за сто пятьдесят лет сделали только пятьдесят крупных нападений на русские земли. Это не говоря о мелких рейдах, которые и не считали. А если взять период правления крестителя Руси Владимира Святославича, то ему пришлось сооружать линию крепостей по южным рубежам государства, сгонять туда ратников со всех концов державы. При Владимире отношения Руси со Степью резко ухудшились - шла непрестанная «великая брань» с печенегами, которые почти ежегодно прорывались к киевским предместьям. По данным византийского императора Константина VII Багрянородного, печенежские орды кочевали на расстоянии всего одного дня пути от Руси.

Иноземные источники подтверждают мнение о мощи Руси во времена правления великого князя Игоря. Арабский географ и путешественник X века Ибн-Хаукаль называет печенегов «остриём в руках русов», которое Киев обращает куда захочет. Арабский историк, географ Аль-Масуди называет Дон - «Русской рекой», а Чёрное море - «Русским, потому что по нему, кроме русов, никто не смеет плавать». Это во время правления Игоря Старого. Византийский писатель, историк Лев Диакон называет Боспор Киммерийский (современная Керчь) русской базой, оттуда Игорь водил свой флот на Византийскую империю. Из договора с Византией от 944 года понятно, что Русь при Игоре контролировала и устье Днепра, и проходы в Крым из степи.

Спрашивается, кто великий государственный деятель? Игорь, которому платила дань могучая Византийская империя, печенеги были «острием его оружия» и два поколения не смели тревожить русских пределов, правитель сделавший Дон «Русской рекой». Или Владимир «Святой» - участник братоубийственной междоусобной войны, владевший сотнями наложниц, и строившим остроги на Десне, от печенегов, которые кочевали в дне пути от русских городов.

Загадка гибели Игоря и роль Ольги

Спрашивается, как великий государь, полководец и дипломат, бравший с греков золотом, серебром и шелками, попался в ловушку созданную жадностью его воинов? По мнению историка Льва Прозорова, Игоря убили не древляне, а варяжская дружина, которая преимущественно состояла из христиан. Об этом говоря несколько фактов. Во-первых, настоящая русская дружина не оставила бы князя. Дружина и князь были единым целым. Дружинники не могли оставить князя во враждебной земле. Дружина князя понесла значительный урон в 941 году. Поэтому для сбора дани он взял варяжские отряды и «малую дружину». Во-вторых, войско Игоря перед походом на Византию 944 году была пополнена варягами. После второго похода на Византию, в договоре 944 года упоминается, что значительная часть русов присягает в соборной церкви Ильи-пророка на Киевском Подоле. Летопись поясняет: «Ибо многие варяги христиане». В-третьих, жадность (официальная причина гибели Игоря и малой дружины) не была свойственна русам и вообще язычникам Севера Европы. Русы, славяне всегда изумляли инородцев своей щедростью и бескорыстием, которая часто переходила в расточительность. Христиане-германцы, христиане-поляки наоборот отличались жадностью к добыче. В-четвертых, византийский автор Лев Диакон пишет, что Игоря убили «германцы», а христианство на берегах Варяжского моря тогда называли «Немецкой верой».

Интересен и факт возвращения дружины в Киев, князь и его ближайшие соратники убиты, а воины живы и здоровые вернулись. Их не наказывают, и их нелепая история становится официальной версией. Ясно, что у убийства был заказчик. Христианская община Киева в то время чувствовала себя хорошо, ещё князь Аскольд принял христианскую веру, при Игоре появляется соборная церковь. Был у христианской общины и высокий покровитель - княгиня Ольга, жена Игоря. Официально считается, что в то время она была язычницей, и приняла крещение от рук византийского императора Константина. Но византийские источники не подтверждают эту версию.

Ещё больше вопросов вызывает «месть» Ольги. Она якобы мстила за мужа «по жестокому языческому обычаю». Надо отметить, что языческим обычаям кровная месть была делом узкого круга мужчин - это брат, сын, отец убитого, сын брата, или сын сестры. Женщины, как мстители не рассматривались. Кроме того, в те время дела христиан были не менее (а то и более ужасны), чем язычников. К примеру, христианский император Юстиниан Великий на столичном ипподроме приказал вырезать 50 тыс. восставших христиан, а император Василий II приказал казнить 48 тыс. пленных болгар (также христиан).

Удивляет число погибших, только на «кровавом пиру», согласно летописи убили 5 тыс. упившихся греческим вином древлян. По тому, как Ольга спешит и числу убитых, складывается впечатление, что это не месть, а «зачистка» возможных свидетелей. Правда, видимо, мы никогда не узнаем, была ли Ольга среди организаторов этого убийства, или её использовали «втёмную» агенты Константинополя, которые действовали через христианские общины Киева и Древлянской земли.

Относительно недавно, летом 2008 года, в российской прессе появилось сенсационное сообщение: найдено место предполагаемой казни легендарного князя Игоря, супруга княгини Ольги! Украинские исследователи утверждали, что точно знают, где древляне расправились с великим киевским правителем. Прежде об этом месте говорили только сельские старожилы и несколько этнографов.

Сейчас ученые убеждены, что казнь была осуществлена возле местности Игорев брод, рядом с селом Беловеж (Ровенская область, Розовский район). В Х веке здесь находились непроходимые болота. Тем не менее исследователи отмечают, что для князя Игоря с женой Ольгой это был кратчайший путь из Киева в древлянскую землю. По их мнению, именно через этот брод он возвращался после получения дани с гордого племени. С того времени это место и называют Игоревым бродом. Казнили же князя в шести километрах отсюда. Ни машина, ни мотоцикл, ни кони не пройдут по этим узким тропам. На месте, где киевский князь принял жестокую смерть от древлян, нет ни указателя, ни памятного знака. Однако место это до сих пор пробуждает в селянах из соседних сел мистический страх…

Еще с пятого класса из учебника истории все школьники знают: древляне привязали князя за ноги к двум молодым березам (по другой версии – к двум дубкам) и отпустили деревья. А все потому, что киевский правитель был очень жадным и обкладывал их непомерной данью. До сих пор, как и века назад, здесь растет много берез и дубов и водится множество диких зверей.

Как гласят летописи…

Согласно древнейшей русской летописи «Повесть временных лет», князь Игорь был сыном Рюрика и преемником вещего князя Олега. Главным направлением деятельности Игоря была защита страны от набегов печенегов и сохранение единства державы. Княжил он в Киеве после смерти своего предшественника Олега с 912 года, покорив восставшие племена древлян и угличей, заставив их платить полюдье (дань). Всего правление великого киевского князя Игоря длилось тридцать три года.

Имя князя Игоря, кроме того, связано с первым упоминанием о Пскове в общерусском летописном своде и относится к 903 году. В этом году он женился на псковской девушке Ольге, ставшей впоследствии великой княгиней Киевской, мудрой правительницей и первой из русичей, принявшей христианство. А внук княгини, Владимир Красно Солнышко, стал крестителем Руси.

В том же 903 году под предводительством князя Игоря был совершен поход к Каспийскому морю. Двигаясь вдоль морского побережья, подступы к которому находились под контролем хазар, войско Игоря подошло к Баку. В качестве платы за пропуск хазарам была обещана половина добычи. Она была огромной, и половину ее русичи, как и обещали, отдали хазарам. Из-за второй половины, на которую также стали претендовать хазары, разгорелась страшная битва, в результате которой почти все войско князя Игоря было уничтожено.

Вернувшись в Киев, князь был вынужден собирать новую дружину для нового похода: территория русичей впервые подверглась нападению печенегов, которые вели кочевой образ жизни.

Встретившись с сильным войском Игоря, печенеги вынуждены были удалиться в Бессарабию, где также наводили ужас на соседей. Заключив мир с Игорем в 915 году, они пять лет не тревожили русских, но с 920 года, как пишет составитель «Повести временных лет», начали вновь вторгаться на просторы Руси.

Договор о вечном мире

В 941 году князь Игорь предпринял поход на Царьград «на десяти тысячах судов» (преувеличение византийского хрониста, перепуганного опустошением города, обращением в пепел селений и монастырей). Однако поход закончился для русского войска печально: византийцы ответили Игорю так называемым греческим огнем (сера, смола и известь в бочках и горшках). Большая часть русского войска была уничтожена.

Игорь отступил и вновь пошел на греков лишь в 943 году. Предупрежденные булгарами и хазарами «о русичах без числа», византийцы предложили мир на выгодных для князя Игоря условиях. Посоветовавшись с мудрыми дружинниками, русский правитель принял предложение византийского императора. На следующий год Киев и Царьград обменялись посольствами и заключили новый мирный договор, третий по счету (после договоров 907 и 911 гг.) в русской истории. Договор 944 года устанавливал «мир вечный до тех пор, пока солнце сияет и весь мир стоит», оговаривал более благоприятные, чем раньше, условия для торговли русичей с Византией, закреплял согласие помогать друг другу военными силами. Составители договора с византийской стороны отметили, что «аще ли какой-то правитель вражеской земли хотели начнеть наше царство от нас отъимати, да пишем к великому князю вашему, и поедет к нам, елико же хочем…».

Это был первый международный документ, упоминавший страну под именем Русская земля. Неудивительно, что русский летописец внес текст этого договора в «Повесть временных лет» – столь велико его значение.

«Договор о вечном мире» 944 года называл русских князей, сопровождавших Игоря (архонтов), по именам, что позволяет видеть в существовавшей во времена Игоря системе управления раннефеодальную монархию. Чтобы управлять обширной территорией, князь должен был разделить Русь между родственниками и союзными архонтами, или конунгами. Важно отметить, что в дележе участвовали не только мужи, но и жены князей и старших конунгов, архонтессы Предслава и Сфандра, владевшие огромными городами (ярлствами). Эти знатные женщины также послали своих послов в Царьград, а с ними и жена Игоря – княгиня Ольга, владевшая как ярлством городом Вышгородом, ведавшая государственными делами и вершившая суд в отсутствие мужа.

Те самые древляне

После похода 944 года князь Игорь больше не воевал и даже на сбор дани отправлял дружину своего боярина Свенельда, что стало сказываться на уровне благосостояния дружины самого Игоря. В дружине Игоря скоро стали роптать: «Отроки (дружинники) Свенельда разбогатели оружием и платьем, а мы наги. Пойди, князь, с нами за данью, и ты добудешь, и мы!» После долгих уговоров князь Игорь отправился в 945 году со своей дружиной в древлянскую землю за данью. Собрав ее, он ушел, но вскоре передумал: не потребовать ли побольше? Отослав большую часть дружины в Киев, он с оставшейся малой частью вернулся в древлянскую землю. Древляне справедливо рассудили, что поборам не будет конца, и решили разом с этим покончить: маленький отряд Игоря был разбит древлянским князем Малом, самого Игоря, по свидетельству византийского историка Льва Дьякона, убили, привязав к склоненным верхушкам двух соседних деревьев. После смерти Игоря вождь древлян Мал предпринял попытку посвататься к вдове князя, княгине Ольге, но та, движимая чувством мести, обманом убила Мала и его сватовское посольство, заживо закопав в землю.

Незадолго до гибели Игоря в его семье появился наследник – Святослав, которому (по словам византийского историка Константина Багрянородного) он сразу же отдал во владение город Новгород. После смерти Игоря княгиня Ольга вместе с малолетним сыном Святославом пошла войной на древлян. По сведениям летописи, Ольга жестоко расправилась с ними и во избежание подобных конфликтов в дальнейшем «ввела уставы и уроки», то есть определила места, периодичность и размеры собираемой дани.

К концу правления князя Игоря власть русичей распространилась по обе стороны верхнего и среднего Днепра, на юго-востоке – до Кавказа и Таврических гор, на севере – до берегов Волхова.

История нашей страны пронизана тайнами и загадками, в последние годы у ученых вызывает огромные вопросы написанная Нестором "Повесть временных лет". В ней всегда находили некоторые несоответствия и белые пятна, но уже несколько лет историки и археологи довольно серьезно ее изучают. И порой их открытия противоречат всему тому, что мы знали ранее.

Недавно в научном сообществе появилась новая версия появления славян и роли древлянских племен в образовании государства. Да, да, вы не ослышались - именно древлянских племен. Тех самых, которые платили дань князю Игорю и вероломно убили его. А вероломно ли? Давайте посмотрим на историю немного под другим углом.

"Повесть временных лет": официальная история

Современные россияне практически ничего не знают о том, кто такой князь Мал. Несмотря на то что это была довольно известная и влиятельная историческая личность, в древних летописях о ней довольно трудно найти упоминания. Единственным известным всем упоминанием об этом человеке является "Повесть временных лет", в которой описан диалог между князем Игорем и князем Малом. В результате древлянский правитель возглавил восстание и умертвил практически безоружного русского князя. А потом еще и посватался к его жене Ольге, за что и поплатился своим народом и собственной жизнью.

Печальная история, не правда ли? Тем более что в русских летописях ни до этого периода, ни после князь Мал древлянский не упоминается. Он вместе со своим государством, по мнению летописцев, будто просто исчез. Но в реальности такого просто не могло быть, и любой образованный человек увидит в данной трактовке исторических фактов некоторую недосказанность.

Конечно, разобраться в этом и выяснить правду довольно сложно. Тем более что за пылью веков трудно разглядеть реальные события, а можно лишь выдвигать гипотезы. Однако мы все же попробуем собрать по крупицам информацию из разных источников, чтобы рассказать вам, кто же такой на самом деле князь Мал и его народ, прозванный в "Повести временных лет" диким и дремучим.

Древляне: история народа и местонахождение

Если взять современную карту, то бывшие территории древлян будут попадать как раз на Житомирскую область. А столицей древнего государства был город Искоростень, который сейчас известен под названием Коростень. Запомните, что данный город находится не слишком далеко от Киева. Этот факт нам потом еще очень пригодится.

О происхождении древлян известно не так уж и много. По одной версии, князь Мал - это потомок народа дулебов, а по другой, древляне явились осколком племени готов, которые осели в данных лесах и стремились всеми силами сохранить свою самобытность. В пользу последней версии высказываются многие ученые, ведь о том, что племена готов проходили по этой земле, известно уже давно.

К тому же готы считали себя потомками древнего и могущественного предка Амала, поэтому неудивительно, что князь древлян Мал, представленный в русских летописях практически дикарем, считал себя равным княгине Ольге и уверенно просил ее руки. Именно данный факт всегда смущал ученых, ведь не воспринимай княгиня древлянского правителя как равного, она не стала бы общаться с посольством от него и вести какие-либо переговоры. Это всегда наводило историков на мысли о замалчивании знатного происхождения князя в древних источниках.

Многие историки, изучавшие древние летописи, пришли к шокирующему выводу - древлянское княжество вместе с Искоростенем было образовано гораздо раньше Киева, признанного родоначальника Русского государства. Если верить данной версии, то Киев был образован в качестве торгового города, и только спустя много лет сюда была перенесена столица княжества. Но правителем оставался древлянский князь Аскольд, ведший активную торговлю и склонявший свой народ к христианству.

Стоит отметить, что древляне были язычниками, и такие нововведения князя им не нравились. В результате заговора Аскольд был убит князем Олегом, отцом малолетнего Игоря, а древляне были обложены данью и превратились фактически в вассалов Киева. Необычный взгляд на историю, не так ли? В этом свете все последующие события видятся совсем иными, чем о них рассказывал Нестор.

Родословная князя Мала

Князь Мал древлянский был из очень знатного рода. Об этом говорят частично сохранившиеся летописи в Киевско-Печерской Лавре. К сожалению, сами древляне летописи не вели. Это позволяло Нестору считать их крайне диким народом, но современных историков данный факт сильно удивляет и заставляет пускаться в поиски причин столь вызывающего равнодушия к своей истории. Доподлинно известно, что не существует ни одного письменного источника на древлянском языке, хотя сами племена довольно активно общались с полянами, волынями и другими соседями, которые владели письменностью и донесли до наших дней некоторую информацию о древлянах.

Согласно этим свидетельствам, князь Мал является прямым потомком Кия, избранного на княжение в Киеве советом старейшин. Все древляне ведут свой род от великого Белояра Криворга, который сумел заложить несколько крепостей, защищавших обширные земли княжества. Название "древляне" не является топонимическим, многие историки считают, что оно появилось от соседних племен. Они внимательно наблюдали за своими грозными соседями и особенно удивлялись их стремлению селиться в самых дремучих лесах. Так и появилось название целого народа, сохранившееся до наших дней.

Стоит отметить, что, судя по описаниям, древляне отличались недюжинной силой и здоровьем. А их князья были довольно высокими и физически крепкими людьми, они в одиночку ходили на медведя и могли победить его голыми руками. Прапрадед Мала князь Воин активно основывал крепости и ратовал за объединение своего народа. А дед по имени Яртур стал практически воспитателем своего внука, так как отец Мала погиб до его рождения еще на охоте. О матери и отце древлянского князя практически ничего не известно, единственное уточнение летописцев касалось происхождения матери князя Мала. Она являлась дочерью Яртура, поэтому юный князь с младых ногтей воспитывался своим дедом в традициях своего народа.

Быт и обычаи древлян

Обычаи и традиции древлян дошли до наших дней в виде обрывочных и довольно противоречивых сведений. Известно, что древляне приветствовали многоженство и часто воровали невест в соседних племенах. Жили они в полуземлянках, которые были дополнены срубами из цельных бревен. В одном доме жило около пятидесяти человек, в нем же хранились все запасы продовольствия и обитал домашний скот. Принято было в племенах рабство, сильных и здоровых пленников отправляли валить лес и строить крепости.

Мрачная картина складывается, ведь можно сказать, что описанные обычаи характерны только для самых отсталых и воинственных племен. Однако не делайте поспешных выводов, наша информация может изменить ваше мнение о древлянах. К примеру, любой раб через пять лет становился свободным человеком и мог выбирать, где ему жить. Одни возвращались на свою родину, а другие выбирали жену и становились членами племени. Но иметь нескольких жен они не могли, этим древляне ограничивали чужеземный род. Отпрысков от иноземца не могло быть больше, чем чистокровных древлян.

Легенда о воровстве девушек тоже на самом деле не выглядит столь страшной. Древляне могли умыкнуть невесту только с ее согласия. Обычно в мае происходили смотрины, когда на большой поляне собирались юноши, старейшины и красавицы подходящего возраста. Когда происходил выбор спутницы жизни, она приходила в дом мужа, что должны были засвидетельствовать старейшины. Брак с этого момента считался заключенным.

Возможно, это удивительно для современных людей, но развестись древляне не могли. С момента вступления в брак юноша считался взрослым и мог нести службу в племени. Старейшины при заключении брака оговаривали вопросы содержания жены и будущих детей. Если мужчина нарушал данные правила, то мог быть поставлен в услужение своей семье до конца жизни. В некоторых случаях его изгоняли из племени, а женщине подбирали нового мужа. Мужчина мог иметь столько жен, сколько позволял его доход. В случае смерти кормильца все жены распределялись между родственниками мужа по обоюдному согласию.

Очень жестоко наказывалось убийство, воровство, прелюбодеяние и другие грехи. Например, за убийство виновного связывали лицом к лицу с его жертвой и закапывали живьем. Столь же сурово наказывались и иные проступки.

Религия и сакральные знания древлян

Древляне были язычниками, они верили в духов природы и растений. С особым трепетом они относились к древним дубам. Некоторые историки серьезно работают над версией, согласно которой друиды и древляне имеют общие корни. Уж очень много параллелей непроизвольно приходит на ум ученым. Это необыкновенная вера в духов леса, отсутствие письменности, жестокие обычаи и даже небывалые познания в целительстве, равным которых не было среди всех славянских племен.

Практически все болезни лечились с помощью травяных настоев, мазей и отваров. Некоторые рецепты, записанные со слов древлян, сохранились до наших дней. По ним можно судить, насколько обширные знания о природе были у древлян.

Князь Мал: годы жизни

Чтобы найти дату рождения древлянского князя, историкам пришлось серьезно потрудиться. Считается, что Мал родился в 890 году. Имя внуку дал Яртур, и, по одной из версий, он был так назван за то, что родился маленьким, но крайне крепким. К тому же летописцы утверждают, что с рождения у мальчика был горб. Это обстоятельство списывают на то, что мать Мала упала с коня во время беременности и навредила будущему ребенку.

Другие источники утверждают, что мальчик родился маленьким, но очень здоровым и только в трехлетнем возрасте упал с коня. После чего у него и стал расти горб. Несмотря на обладал красивыми чертами лица и недюжинной силой. Как и его предки, он легко справлялся с медведем и был крайне справедливым правителем.

О правлении князя Мала практически ничего неизвестно. "Повесть временных лет" представляет его человеком, который заманил князя Игоря и жестоко расправился с ним, подняв восстание в девятьсот сорок пятом году. Через год он был умерщвлен вдовой Игоря Ольгой, которая четырежды отомстила за смерть своего супруга. А если немного глубже погрузиться в исторические события, что мы увидим?

Князь Мал: восстание 945 года

В учебниках истории действия князя рассматриваются как восстание против законной власти киевского правителя. Но так ли это было на самом деле? Мы знаем, что князь Игорь отправился в поход за данью, которую исправно платили ему племена. Древляне отдали приехавшему с дружиной князю все положенное и со спокойной душой отпустили его. Но Игорю было мало полученных сокровищ, он прельстился богатством древлян и послушался своего воеводу Свенельда, уговорившего князя пойти в Древлянскую землю еще раз.

Как это рассматривать? Как минимум в качестве нарушения договора, которого племена свято придерживались. К тому же Нестор не останавливается на личности Свенельда, а о нем стоило бы поговорить обстоятельно. Дело в том, что воевода считался преемником победившего когда-то древлян. Он был довольно жаден, жесток и лицемерен. Но сумел втереться в доверие к Игорю и даже получил право собирать дань с древлян. Вот здесь и кроется весь смысл трагедии - получив свое, хитрый воевода решил чужими руками заполучить больше добра и подбил князя на повторный поход. К тому же уговорил Игоря отправить восвояси дружину, чтобы по обычаю не делить с воинами добычу. Что это, как не крайняя жадность?

Неудивительно, что князь Мал не с добром встретил русского князя, но все же попытался усовестевить его. После неудачной попытки остановить грабеж древлян (а это именно так и выглядело) Игоря схватили и казнили как преступника. Согласно обычаям того времени, древляне имели полное право наказать нарушителя договора и вора, пришедшего на их землю взять чужое. По правилам славян эти действия были законными. В этом свете князь Игорь и князь Мал выглядят совсем иными историческими личностями, чем представлял их Нестор.

Расправа над древлянами: правда или вымысел?

Согласно "Повести временных лет", князь Мал, избавившись от Игоря, посватался к его вдове. Это, в случае удачи, могло вернуть ему киевский престол и заключить вечный мир между народами. В ответ Ольга дважды истребила древлянских послов, это была страшная резня, в которой погибло около пяти тысяч человек. Далее княгиня задумалась, каким образом должен быть наказан древлянский князь Мал. Воевода Претич со своей дружиной предложил Ольге собрать войско и уничтожить Искоростень вместе с мятежником. Что и сделала скорбящая вдова - город сожгли, древлян обложили новой данью, а голову князя Мала водрузили на пику. Красивая легенда. Но вот правдивая ли?

На самом деле историки очень сильно сомневаются, что все описанное Нестором было правдой. И на то есть несколько причин:

  • Искоростень стоял недалеко от Киева (мы говорили об этом в начале статьи) и о расправе над первым посольством князь Мал не мог не знать;
  • археологи не смогли найти достоверных свидетельств о массовой резне в Киеве и не обнаружили захоронений такого большого количества людей;
  • по законам того времени даже не могла оправдать убийство пяти тысяч человек;
  • историки нашли упоминание о том, что княгиня Ольга семь лет жила в Искоростене вместе с сыном (а ведь город был якобы уничтожен).

Вся эта информация заставляет искать новые факты о судьбе древлянского князя.

Так что же в реальности произошло с князем Малом после 945 года?

А вот это является самой большой загадкой в данной истории. Ученые выдвинули гипотезу, которая более всего похожа на реальные события. Согласно закону "кровной мести", княгиня Ольга должна была мстить за смерть мужа, но делать она этого не хотела. Поэтому на встрече с древлянским посольством был заключен договор, по которому княгиня устанавливала древлянам фиксированный налог и "фиктивно" уничтожала Искоростень якобы из мести. В итоге Ольга подошла к стенам города, где не было никого из знати, и сожгла только небольшую его часть, не навредив древлянам.

Согласно некоторым сведениям, с 947 года Ольга жила именно в якобы сожженном ею городе. Местные жители до сих показывают приезжим туристам ее купальни и другие места, где, по преданию, княгиня любила гулять.

А что же князь Мал? О его судьбе ничего неизвестно, историки могут только строить версии и догадки произошедшего с ним. Но до сегодняшнего дня в Коростене живут люди, фамилия которых произошла от второго имени князя - Нискинич. Они считают себя потомками великого княжеского рода.

Где увековечен древлянский князь?

Памятник князю Малу установлен в городе Коростене. Эта потрясающая десятиметровая медная фигура, возвышается над рекой Уж, где, по преданию, и был казнен князь Игорь, преданный суду древлян. Князь Мал изображен в древнерусском одеянии с огромным тяжелым мечом, взгляд его устремлен вдаль и наполнен думами о своем народе.

Заключение

Неизвестно, так ли на самом деле выглядел древлянский князь, как изобразил его скульптор. Но его судьба и деяния являются крайне интересными для ученых. Они предлагают взглянуть на знакомые исторические события с иной точки зрения. Кто знает, возможно, именно так все и было когда-то в далеком девятьсот сорок пятом году.

Князь Игорь – одна из загадочных и неоднозначных личностей в истории. Он был сыном и родственником Вещего Олега. Его правление начинается в 912 году и продолжается до 945 года. Успехи его в государственных и военных делах значительные и тому есть множество документальных подтверждений. Наибольшую загадку представляет его смерть.

Общепринятая версия гибели князя Игоря

После возвращения из похода в Византию, князь перестал участвовать в сборе дани. Он поручил это своему воеводе. Но дружина его начала роптать, что, мол «отроки» Свенельда богатеют от дани, а они бедствуют. Игорь поддался на уговоры и отправился на полюдье в земли древлян. Дружина собрала хорошую дань, основной отряд с собранной добычей князь отправил в Киев, сам же с небольшим отрядом задумал повторить полюдье. Возмущенные древляне на вече решили погубить Игоря. Что и выполнили. Правда, в древнерусской летописи о самой казни нет ни слова. В них князя называют Игорь Старый или Игорь Жадный. Исследователи истории древней Руси пытаются раскрыть тайну гибели первого потомка Рюрика, использую для этого не только древнерусские летописи, но и исторические материалы Византии, Польши.

Другие версии смерти князя Игоря

По одной из версий древляне платили дань по «пакту». А Игорь этот договор нарушил, поэтому и был казнен. Причем казнили князя как разбойника, разорвав его на части. Но это вызывает сомнение потому, что, похоронили князя древляне вблизи города Искоростень, насыпав над телом огромный курган, так обычно хоронят выдающихся, уважаемых людей. Существует предположение, что князь вернулся не за данью, а его специально выманили с малым отрядом, чтобы убить. Историк Лев Прозоров считает, что Киевского князя предали и убили варяжские дружинники. После поражения в 941 году княжеская дружина значительно уменьшилась, поэтому для сбора подати Игорь взял варяжский отряд. В пользу этой версии говорит и то, что русская дружина никогда бы не оставила князя во враждебной земле одного. Следующая гипотеза касается причастности к его смерти воеводы Свенельда. Этому есть подтверждение в древних летописях. После возвращения из Византии князь разрешил воеводе собирать дань с угличей и древлян. Но после ропота княжеской дружины лишил его этого права, что могло стать причиной предательства и убийства со стороны Свенельда. Ученый А.А.Шахматов, основываясь на Новгородскую первую летопись младшего взвода и «Историю Польши», доказывает, что Свенельд являлся отцом князя Мала, а древляне были его подданными. Поэтому воевода не хотел лишиться права на сбор дани и со своей дружиной, при поддержке древлян, напал на Игоря. В этом сражении Игоря убил сын Свенельда.



Поделиться: