Гибкое сознание: как установки влияют на нашу жизнь. Установка на данность и установка на рост

Главная идея книги: существует 2 типа людей, первый тип людей – люди с установкой на данность – закрыты ко всему новому и боятся неудач. Второй тип людей – люди с установкой на рост – не воспринимают неудачи как угрозу своему эго, адекватно относятся к критике и открыты новым идеям.

Интересно: практические задания, живые кейсы, истории великих учителей, рекомендации о том, как правильно хвалить учеников/детей, упражнения на развитие установки на рост в разных сферах жизни, объяснение процессов и причин на научной основе.

Два типа установок

Установка на данность

Приходилось ли вам встречать людей, которые одержимы только одной целью – самоутверждением? В классе, в карьере, в отношениях с другими людьми. Такие люди в любой ситуации испытывают потребность доказывать свою образованность, индивидуальность, репутацию. Каждая ситуация оценивается ими с позиции: «Я добьюсь успеха или провалюсь? Я покажусь умным или глупым? Меня примут или отвергнут? Я почувствую себя победителем или неудачником?»

Такие люди мечтают о «вершине», но часто не любят своё дело. Главное - результат, демонстрация таланта.

Установка на рост

Но существует и другая установка, установка на рост. Это вера, что желанные качества можно в себе развить, и эта установка разжигает страсть к обучению. Зачем тратить время на то, чтобы снова и снова доказывать, какие мы великие, если можно использовать его для самосовершенствования? Зачем скрывать недостатки, если их можно преодолевать? Зачем цепляться за то, что проверено, если можно опробовать неизведанное, что раздвинет ваши горизонты.

Стремление к развитию своих возможностей и упорство в этом стремлении, даже тогда, когда у вас не очень получается, и есть главный признак установки на рост.

Установка на рост позволяет нам расти и преуспевать, порой даже в самые тяжелые периоды своей жизни.

Как работают установки

Чтобы лучше понять, как работают эти два типа установок, представьте себе как можно нагляднее, что вы человек, у которого день действительно не задался.

  • Что вы подумаете?
  • Как вы себя почувствуете?
  • Что вы сделаете?

Вот как на эти вопросы отвечают люди с установкой на данность: «Я ощутила бы себя отвергнутой», «Я бы подумала, что я неудачница», иными словами, они восприняли бы случившееся как непосредственную оценку их компетентности и значимости.

И вот что эти люди в такой ситуации подумали бы о своей жизни: «Моя жизнь просто жалкая», «Жизнь не справедлива и все усилия напрасны», «Я самый несчастный в мире человек».

На самом деле, речь идет только об отметке, квитанции и неудачном звонке.

Может, так говорили люди с очень низкой самооценкой? Или пессимисты? На самом деле нет, в период, когда им не приходится справляться с неудачами, они чувствуют себя точно такими же оптимистичными, умными, привлекательными и достойными уважения людьми, как и люди с установкой на рост.

Как же они выйдут из затруднительного положения? «Я не стану больше вкладывать столько времени и усилий, чтобы проявить себя», «Не буду ничего делать», «отлежусь, съем шоколадку».

Что тут можно сделать? Люди с установкой на рост говорят:

«Мне нужно серьезнее взяться за учебу, быть более внимательным, с земельным налогом, и узнать у подруги, не случилось ли с ней что-нибудь в тот день», «подумаю над тем, как изменить метод подготовки к очередному тесту, оплачу штраф, и при следующем же разговоре выясню, что с моей подругой не так».

Кто не расстроиться в подобных обстоятельствах? Никто не рад плохой оценке, размолвке с подругой. Однако люди с установкой на рост не клеймили себя и не разводили руками в бессилии. Они, хотя и чувствовали себя подавленными, были готовы взять на себя риск принять «бой» с трудностями и работать над их преодолением.

Определяем свою установку

Хотите знать, какая у вас установка? Ответьте на следующие вопросы об интеллектуальном потенциале человека.

  1. Ваши умственные способности – это ваше основополагающее качество, и вам не дано что-либо существенно изменить.
  2. Вы можете осваивать новые знания, но вы не способны изменить свой уровень интеллекта.
  3. Не важно, какой у вас уровень интеллекта, вы всегда можете его значительно повысить.
  4. Вы всегда можете стать намного умнее.

«Да» на вопросы 1 и 2 ответят люди с установкой на данность. Положительные ответы на вопросы 3 и 4 отражают установку на рост. Какая позиция вам ближе?

Теперь попробуем ответить на вопросы об установках на особенности вашей личности

  1. Вы человек определенного типа, и вы немного можете сделать, чтобы изменить это.
  2. Неважно, к какому типу вы относитесь, – вы всегда можете существенно измениться.
  3. Вы можете многое делать по-другому, но ваши способности изменению не подлежат.
  4. Вы всегда можете изменить те или иные основополагающие качества, которые делают вас таким, какой вы есть.

Здесь уже вопросы 1 и 3 выражают установку на данность, а вопросы 2 и 4 – установку на рост. С чем вы в большей степени согласны?

Попробуйте ответить на вопрос:

Когда вы ощущаете себя умным: когда не ошибаетесь или когда учитесь?

  1. Когда я не делаю никаких ошибок.
    Когда что-то для меня легко, а другие люди не могут это сделать.
  2. Когда я долго работаю над чем-то и вдруг решение начинает вырисовываться у меня в голове.

Ответ номер два говорит о наличии установки на рост.

Работаем с установкой

Все люди, осознанно или нет, постоянно ведут хронику того, что с ними происходит, анализируют, что означает происходящее, и решают, что им следует делать.

Люди с установкой на данность очень и очень внимательно оценивают каждый бит информации.

У людей с установкой на данность: «хорошие новости» вызывают чрезвычайно сильную позитивную реакцию, а плохие – крайне негативную.

Люди с установкой на рост также постоянно ведут мониторинг происходящего, но их внутренний монолог производит оценку по-другому.

Люди с установкой на рост воспринимают информацию с точки зрения ее полезности для обучения и планирования конструктивных действий на будущее: «Какой урок из этого я могу извлечь?»; «Как я могу стать лучше?»; «Как я могу помочь своему партнеру справиться с этим успешнее?»

Практические задания:

– Подумайте о ком-нибудь с глубоко укоренившейся установкой на данность. Вспомните, как он или она постоянно пытается самоутвердиться и настолько он сверхчувствителен к любым намекам на то, что он, возможно оказался не прав или допустил ошибку. Вы никогда не задавались вопросом, почему подобные люди так себя ведут?

– Подумайте о ком-нибудь из ваших знакомых, кто успешно применяет установку на рост, – о ком-то, кто понимает, что важные качества можно культивировать. Подумайте о том, как подобные люди реагируют на препятствия. Вспомните, что они делают, чтобы расширить пределы своих возможностей. В какую стороны вы, возможно, захотели бы изменить или развить себя?

– Теперь представьте, что вы решили выучить новый язык и записались на курс. После нескольких занятий преподаватель вызывает вас к доске и начинает засыпать вопросами.

Поставьте себя в положение человека с установкой на данность. Для ваших способностей настал момент истины. Вы чувствуете, как все взгляды прикованы к вам? Вы видите по выражению лица преподавателя, что он оценивает вас? Вы испытываете напряжение, ощущаете, как ваше эго дрожит и корчится? Какие еще мысли и чувства в вас зарождаются?

А теперь настройтесь иначе – на установку на рост. Вы новичок, поэтому вы здесь и оказались. Вы пришли, чтобы учиться. Чувствуете, как напряжение отступает? Ощущаете, как ваш ум активируется, становится более восприимчивым?

Идея такова: вы способны изменить свою установку.

Хвалите детей за усилия.

Избегайте позитивных/негативных ярлыков и оценочных суждений

Лучшее, что можно сделать для ребёнка, - научить его любить испытания, с интересом анализировать ошибки, радоваться успехам и никогда не переставать учиться.

Установка на рост формируется, если родители поощряют развитие и обучение детей, установка на данность - если они заботятся об имидже, а не о развитии ребёнка.

Пример 1

Прислушайтесь: “Ты выучил урок так быстро! Ты у меня такой умный” или “Да она даже не готовится к урокам, просто природные данные, не знаю как она это делает”

С первого взгляда это кажется словами поддержки и похвалой. Но какие выводы делает ребенок: “Если я не смогу быстро выучить урок, я не умный”. “Если я не смогу ответить на уроке без подготовки, мама поймет, что никакого дара у меня нет, я не особенная, я такая же как все, а может и хуже”.

Раздавая детям даже позитивные ярлыки («одаренный», «талантливый» и «гениальный»). Мы не хотим отбить у них охоту к испытаниям и лишить перспективы на успех. Но по факту делаем именно это.

После исследований, психологи пришли к выводу: похвала в адрес интеллекта детей снижает их результаты и подрывает мотивацию (примеры экспериментов вы найдет в книге – примечание редакции).

Как же быть? Перестать хвалить? Нет. Держаться подальше от определенного типа похвал - от похвалы уму и таланту. Хвалите детей за процесс, за усилия и настойчивость. “Ты подготовился к тесту и твои оценки стали лучше. Ты прочитал все несколько раз, потратил на это свое время и усилия, поэтому сдал тест. Вот это дело.”

Пример 2

Иногда дети сами себя оценивают и навешивают ярлыки. Вот какую историю рассказал Хаим Гинотт о 14-летнем Филиппе. Подросток работал вместе с отцом и нечаянно опрокинул коробку с гвоздями. Те рассыпались по всему полу. Филипп посмотрел на отца виновато и сказал:

  • Филипп: Ну вот! Какой же я косорукий.
  • Отец: Это не то, что мы говорим, когда гвозди рассыпаются.
  • Филипп: А что нужно сказать?
  • Отец: Нужно сказать: «Гвозди рассыпались – я их соберу!»
  • Филипп: И все?
  • Отец: И все.
  • Филипп: Спасибо, папа.

Не судите! Учите! Научить можно всему.

Преподаватель как пример

Учителя с установкой на рост любят учиться. А преподавание – это замечательный способ обретения новых знаний. Преподаватели с установкой на данность обычно смотрят на себя как на законченный продукт. Их роль заключается в передаче своих знаний, и не более того. Но разве не скучно год за годом делать одно и то же?

А вы какой преподаватель? С установкой на рост или с установкой на данность?

Установка (внутренние убеждения) определяет тип мыслей и поступков, направление жизненного пути: к чему надо стремиться, в чём смысл усилий, что такое успех и неудача.

Существуют два типа установок:

На данность - успех обеспечивается неизменностью ума и других качеств. Сложные задачи пугают, критика воспринимается очень болезненно, неудача расценивается как полный провал. Главное - самоутверждение.

На рост, на развитие - желаемые качества можно развить. Успех - результат целенаправленных усилий и упорной практики. Ориентация на обучение и самосовершенствование - человек стремится решать трудные задачи, внимателен к критике и расценивает неудачи как залог будущих успехов.

Установка: взгляд изнутри

Выбирая установку, вы выбираете либо самоутверждение, либо саморазвитие.

При установке на данность можно ничему не учиться, так как есть способности, талант, а успех легко достижим (усилия - это для неспособных). Если возникают проблемы - виноваты другие или обстоятельства.

Такие люди мечтают о «вершине», но часто не любят своё дело. Главное - результат, демонстрация таланта. Поэтому они берегут своё самолюбие, дорожат оценкой окружающих и боятся неудач, которые расценивают как пожизненное клеймо.

При установке на рост, для достижения успеха в любимом деле нужно учиться всю жизнь. Успех достигается с помощью силы духа и стойкости, неудача - не приговор, а шанс получить новые знания и опыт. Усилия - ключ к успеху. Люди такого типа ценят и любят своё дело, поиск, процесс, независимо от результата.

Каждая установка имеет свои плюсы. При установке на данность, знаешь правду о себе и преуспеешь в том, к чему есть талант. При установке на рост только от вас зависит, развивать ли определённые способности и с какими несовершенствами надо смириться.

Установка - важная часть личности. Если её изменить, можно начать действовать по-новому.

Стремитесь к обретению новых знаний, преодолевайте препятствия, извлекая уроки из поражений, вновь продолжайте усилия, учитывая конструктивную критику и наслаждаясь любимым делом.

Истина о способностях и достижениях

Нельзя недооценивать способность человека к развитию. Многие успешные люди в детстве ничем не выделялись, но смогли достичь больших высот в определённой области благодаря ненасытной любознательности и поддержке окружающих.

Установка на рост способствует развитию талантов и приносит реальные плоды. Для её укрепления нужно хвалить не за способности, а за приложенные усилия. Тогда человек будет работать усерднее и думать о новых знаниях, а не о том, как его оценят. Он научится добиваться цели даже во враждебной среде, отбросив влияние негативных ярлыков и стереотипов.

Похвала за способности вгоняет в установку на данность, вызывая неприязнь к усилиям и критике. Ограничивающие влияния стереотипов лишают уверенности, спокойствия и позитивного настроя, тем самым уменьшая масштаб достижений.

Развивайте свою установку. Создайте среду, которая приучает и детей, и взрослых к установке на развитие. Тогда, столкнувшись с трудностями, они отстоят своё право на развитие и успех.

Спорт: установка чемпионов

В спорте велика вера в талант. Считается, что прирождённым талантам усилия не нужны, это - для других, менее одарённых.

Но установка важнее таланта. К победе ведёт подготовка, психологическая устойчивость и решимость, которые обеспечиваются правильной установкой. Она помогает выработать характер: трудиться в поте лица, сохранять концентрацию в трудные моменты и побеждать. Провал расценивается как источник мотивации.

Величие в спорте - это качество человека, который отважился на попытку и вложил в неё все силы. Майкл Джордан тренировался с упорством, о котором ходили легенды. Супергерои спорта - обычные люди, которые сами сделали себя необычными. Это результат ежедневного труда, психологической устойчивости, анализа побед и поражений, но другие видят в их достижениях только дарование. Характер, дух и мозги чемпиона - всё, что нужно, чтобы стать великим спортсменом.

Развивайте установку на рост, чтобы выработать характер и добиться успеха.

Бизнес: установка и лидерство

Очень важна установка для лидера, стоящего во главе компании. Лидер с установкой на данность озабочен только своим имиджем и выгодой, не думает о поощрении и образовании подчинённых, боится критиков и конкурентов. Для него важны самоутверждение и видимость благополучия, а не реальность с её изъянами и провалами.

Великие руководители корпораций не ставили своей целью самоутвердиться, просто с энтузиазмом занимались любимым делом, получая от работы огромное наслаждение - и всё это привело их на бизнес-Олимп.

Для процветания компании лидер должен обладать установкой на рост. Работа даёт ему новый опыт, знания и радость. Он умеет признавать ошибки и перестраиваться, поощряет профессиональный рост сотрудников и конструктивную критику, верит в свою команду и долгосрочный успех.

Взаимоотношения: установка и чувства

Люди по-разному справляются со своими чувствами. При установке на данность в браке или дружбе всё должно получаться само собой, без усилий, ведь есть идеальный человек - надо только его найти. Главное в отношениях - самоутверждение, можно легко втянуться в конкуренцию с партнёром - кто умнее, кто талантливее.

Следуя установке на рост, для создания крепкого союза нужно прилагать усилия, уметь признавать недостатки друг друга, понимать проблемы и решать их вместе. Обе стороны учатся сосуществовать, развиваются как личности, их связь становится глубже. Смысл брака и дружбы - способствовать развитию партнёра и с его помощью развиваться самому.

С помощью установки на развитие можно преодолеть застенчивость и агрессивность, так как эти черты характера присущи людям с установкой на данность. Они зациклены на том, как их оценивают, тогда как нужно стремиться к развитию отношений, сотрудничеству и самосовершенствованию.

Родители, учителя и тренеры: как формируются установки

Не судите, а учите. Научить можно всему. Лучшее, что можно сделать для ребёнка, - научить его любить испытания, с интересом анализировать ошибки, радоваться успехам и никогда не переставать учиться.

Установка на рост формируется, если родители поощряют развитие и обучение детей, установка на данность - если они заботятся об имидже, а не о развитии ребёнка. Нахваливая способности ребёнка, можно подорвать мотивацию, снизить результаты и уверенность в себе. Нужно выражать восхищение и уважение к усилиям и сделанному выбору.

У педагогов должна быть установка на рост и в отношении себя, и в отношении детей. Требовательность и забота - таким должен быть их подход. Их цель - научить детей самостоятельно мыслить, любить учиться и упорно трудиться, чтобы соответствовать высоким стандартам.

Тренеры через установку ведут к победе. Они прививают воспитанникам ценности и качества, которые помогут им стать не только хорошими спортсменами, но и хорошими людьми.

Родители, преподаватели, тренеры в ответе за жизнь людей. Установка на рост играет ключевую роль: помогает им использовать свою миссию, а воспитанникам - реализовывать свой потенциал.

Как изменить установку

Люди меняются, перемены возможны - на этом основана установка на рост. Простое знание о существовании установки на рост может привести к большим переменам в представлении людей о себе и жизни, открыть иные перспективы, помочь отважиться идти за своей мечтой.

К каким коренным переменам может привести изменение установки? Раскрепостить интеллектуальный потенциал и вдохновить на труд и свершения; использовать время более разумно; учиться каждый день.

Придерживаясь установки на данность, вы повышаете самооценку и учитесь завоёвывать любовь и уважение. Но, открывшись для роста, вы становитесь самим собой в большей степени.

Сначала, ещё в рамках установки на данность, измените оценочные суждения, затем составьте план перехода к установке на рост - когда, где и как - и строго его придерживайтесь.

Чтобы изменить установку ребёнка, демонстрируйте установку на рост на собственном примере. Учёба должна обрести новый смысл - не высокие оценки, а новые знания, получаемые с удовольствием и интересом.

Изменение установки влечёт за собой коренные перемены. Переходя к установке на рост, вы переходите от позиции «Оценивай и будь оцениваемым» к платформе «Учись и помогай учиться другим». Рост требует много времени, усилий и взаимопомощи.

Люди, которым удалось измениться, знают, как преобразилась и улучшилась их жизнь - стала богаче и насыщеннее, а сам человек стал более живым, открытым и смелым.

Вам решать, нужны ли такие перемены? В любом случае никогда не забывайте о существовании установки на рост. И тогда, столкнувшись с очередными преградами, вы, возможно, обратитесь к ней. Она будет вас ждать, указывая путь в будущее.

Рецензия на книгу «Гибкое сознание» Кэрол Дуэк."> 5.12.2013

«Мне не дано понять химию», «У меня нет способностей к изучению языков», «Я не умею рисовать», «Я не имею писательских талантов» — как часто в нашей голове проплывают такие вот мысли. Вспомните-ка, и выпишите на листик тот список, чего вам, по вашему убеждению, не дано. А теперь напротив запишите то, что дается легко. Интересно, что вы подумаете, если я вам скажу, что оба эти столбика ничем друг от друга не отличаются? Ибо и левая и правая часть — это установка на данность .

Что такое установка на данность? Это такая штука, которая сидит в нашей голове и мешает нам развиваться и достигать успеха. Живя с ней, мы воспринимаем окружающий мир и самих себя как то, что неподвластно изменению. То, что получается у нас от природы хорошо — мы воспринимаем как должное, и нисколечко не пытаемся этот талант развить. А если что-то не получается с первого-второго раза — значит, не дано, не судьба, и пытаться незачем. А что, если я вас скажу, что есть другой путь?

Стремление к постоянному развитию, восприятие трудностей как интересных возможностей, а своих неудач как ценных уроков — все это отличает людей, обладающих установкой на рос т . Вообще-то, каждый из нас приходит в этот мир именно с такой установкой, именно поэтому мы можем говорить, ходить, читать — дети впитывают новые знания как губка, и им интересно преодолевать сложные задачки. Ведь времени полно, только и делай, что расти и развивайся, учись новому. Но потом наступает такой момент, когда наша установка на рост вытесняется установкой на данность. Что же происходит?

А происходит вот что — мы начинаем бояться. Бояться того, что будем выглядеть к глазах общественности неудачниками. Бояться того, что же о нас подумают. А еще мы ленимся. У нас ни на что нет времени, мы очень занятые. Зачем пытать счастья в математике, если нам не дано ее понять? Зачем тратить время на самосовершенствование, когда мы и так довольно хороши? Лучше делать то, что получается легко. Это называется «синдром наименьших усилий» . Вот и выходит, что с установкой на данность мы не только не развиваем в себе новые способности, но и губим старые.

«С установкой на данность вы не отвечаете за свои способности и свою мотивацию. Вы рассчитываете «выехать» на своем таланте, и когда это не получается... ну что же. Все равно ничего нельзя было сделать» (Кэрол Дуэк)

Установка на данность: история Ли Якокки и «болезнь CEO»

Чем еще опасна установка на данность? Во-первых, мы воспринимаем себя и свои умения субъективно. Распространены случаи, когда талантливые личности, будь то спортсмены, бизнесмены, музыканты, обладая установкой на данность, столкнувшись с рядом неудач попросту опускали руки, виня в своих проигрышах кого угодно, но не самих себя.

Яркий тому пример — Ли Якокка. Великий менеджер, скажете вы? Абсолютный глупец — скажу вам я. Почему я так категорична? Да потому, что он слил свой талант в унитаз. Обладая завидными управленческими способностями и мозгом, генерирующим сотни работающих идей, о н так увлекся собой, что довел компанию Chrysler чуть ли не до банкротства . Это с учетом того, что изначально он вывел ее в ряды лидеров. Как же так вышло, что капитан сначала спас судно, а потом чуть ли его не утопил? А все из-за нее, из-за установки на данност ь. Якокка так увлекся собой, что ему было абсолютно плевать на дела компании. Когда работникам не выплачивались зарплаты, он закатывал роскошные балы и летал на персональном самолете. Он увольнял каждого, кто был с ним не согласен. Он брал на работу самых заурядных, и отвергал стремящихся к росту — он тут один звезда, и другим не место на пьедестале. Он винил в неудачах компании японцев и их высокие технологии — мол, лезут тут в США, такие умные, нужно закрыть рынок от них. Это вместо того, чтобы направить все силы на совершенствование продукции компании! Мало того, о н так боялся уступить лавры героя, что рубил на корню все идеи сотрудников по выводу компании из кризиса. В итоге его «убрали», а на его место пришел менеджер, с установкой на рост, который вывел Chrysler снова в лидеры.

Ли Якокка — не единственный пример в бизнесе, когда установка на данность губила талантливых управленцев. «Болезнь CEO» — вот как назвали это явление. Все начинается с ряда успешных решений, которые приводят компанию к взлету, а заканчивается крахом. Эта болезнь так опасна еще и потому, что крупные компании — это не один человек, а тысячи и миллионы (работники, рынок, потребители). И когда голова рыбы начинает гнить, то страдает и все остальное, а вонь распространяется в округе.

«В тот момент, когда лидер позволяет себе стать главным объектом забот для сотрудников своей компании в ущерб проблемам, реально стоящим перед ней, он обрекает ее на прозябание, а может, и на более ужасную участь» (Джим Коллинз)


Установка на рост: Лу Герстнер и миссия спасти IBM

Как писал Джим Коллинз в книге «От хорошего к великому» , то выдающиеся руководители — они никакие не звезды. Они окружают себя правильными людьми и просто хорошо делают свою работу. Джим назвал их «руководители пятого уровня» . Именно таким руководителем был CEO IBM Лу Герстнер (приглашенный компанией специально для вывода из глубокого кризиса).

Этот человек обладал установкой на рост . С первых дней работы в компании он сделал коммуникацию в компании двухсторонней (то есть, не только сверху, от ТОПов вниз к исполнителям, но и наоборот, от исполнителей к ТОПам). Он часто обращался за советом к рядовым рабочим. Он избавился от всех интриганов, поощрял помощь коллегам. Если раньше все в отделе продаж стремились подставить друг друга ради собственной выгоды, то теперь же главным приоритетом стала работа на общее благо и уход от низких проявлений человеческой сути.

Несмотря на то, что высокие результаты дались не сразу, и Уолл-стрит обвиняли по началу Герстнера в том, что он вообще ничего не делает, тот продолжал придерживаться выбранного курса, бороться с трудностями, и в итоге увеличил акции компании на 800%, вернув IBM позиции лидера.

«Создайте организацию, которая поощряет развитие способностей — и увидите, как начнут появляться лидеры» (Кэрол Дуэк)

Как изменить установку?

  1. Осознать, в чем конкретно проявляется ваша установка на данность.
  2. Захотеть изменить установку.
  3. Составьте конкретный план действия по изменению установки и придерживайтесь его. Ответьте на вопросы: «когда, где и как я займусь выполнением плана».
  4. Воспринимайте испытания как новые возможности. Проявляйте настойчивость вопреки неудачам.
  5. Учитесь на критике.
  6. Прилагайте максимум усилий — это способ достижения мастерства.
  7. Учитесь на успехе других.

Статья написана по мотивам вдохновляющей книги < «Гибкое сознание» Кэрол Дуэк. Автор рассматривает разные степени проявления установок в нашей жизни, а также помогает открыть глаза на собственные заблуждения, мотивируя стать лучше и регулярно развиваться. Настоятельно рекомендую к прочтению!

Сталкиваясь с кажущимися непреодолимыми трудностями, сделай установку на рост!

В Священном Коране сказано:

«Неужели вы думаете, [что столь легко] войдете в Рай?! Посмотрите на [жизненные примеры] тех, кто был ранее [в прошлые века, эпохи, и удостоился Рая по милости Творца]: их постигали беды и страдания [обнищание, потери в имуществе, посягательства на личный достаток, изгнание с родных земель, отсутствие стабильности, спокойствия; различного рода заболевания, несчастные случаи и т. п.], и были они сотрясаемы [разными катаклизмами и бедствиями]. [Порой это становилось настолько невыносимым, что даже] посланник Божий [того или иного периода] и те, кто уверовал с ним, [даже терпеливые и выносливые] начинали говорить [никак не сомневаясь в помощи и защите со стороны Творца, но уже не выдерживая психологической и физической тяжести испытаний]: «Когда же [мы увидим] помощь Аллаха (Бога, Господа)?!» [И они неизменно получали ответ:] «Внемлите же! Нет сомнения, помощь Его близка» (Св. Коран, 2:214).

Как, сталкиваясь с серьезными трудностями, сделать установку на рост и что это такое?

Представление о себе формирует значительную часть наших поступков. С этим представлением связан практически каждый наш шаг.

Задание . Кто вы в вашем представлении себя? Опишите ваш внешний вид, пять главных жизненных ценностей. С каким ароматом (парфюмом) вы себя ассоциируете, с каким цветом, с каким стилем одежды, с каким автомобилем, с каким местом проживания; с каким языком, с какой культурой и какой страной? Нарисуйте себя сегодняшнего и охарактеризуйте на чистом листе бумаги.

Пока человеку удается добиваться успеха и избегать серьезных неудач, он в собственных глазах, как и во внутреннем диалоге, остается в числе умных и успешных, но когда возникают проблемы, требующие выхода из зоны комфорта, серьезной переоценки происходящего и кропотливого сосредоточенного труда… здесь уже начинается серьезное сотрясение личностных характеристик и на поверхность всплывают глубинные установки, проявляясь в виде реакций и поступков. Анализируя людей, их поведение в критические моменты жизни (что они чувствуют, о чем начинают говорить во внутреннем диалоге, как ведут себя и что говорят другим), ученые вывели две основные группы: первая имеет установку на рост , а вторая - установку на данность .

У первой категории присутствует установка, что трудности - это подарок, прекрасная возможность стать опытнее, умнее, мудрее. Люди, относящиеся к ней, постепенно развивают в себе уникальный навык превращать жизненные неудачи в будущие успехи. Сталкиваясь со сложной задачкой, десятилетний мальчик с такой установкой потирает руки, облизывается и заявляет: «Люблю я трудные задачки!» Другой, изрядно попотев над головоломкой, поднимает лицо и говорит: «Вы знаете, а я ведь очень надеялся , что это будет познавательно!» Данная категория людей ясно для себя понимает, что имеющийся интеллектуальный, физический или материальный базис - отправная точка для развития. Они четко знают, что благодаря стараниям и знаниям каждый способен меняться и развиваться. Когда они сталкиваются с затруднением, им даже в голову не приходит, что они терпят поражение! И что еще очень важно, достигая высот, данная категория людей не стремится доказать другим свою значимость и они не рассматривают это как способ стать лучше других.

Вторая категория людей убеждена в том, что их качества и характеристики высечены из гранита («я такой - и точка!»). Они все воспринимают или как хорошую новость относительно своих бесценных качеств или как плохую. Их установка на данность вызывает у них потребность самоутверждаться снова и снова. Если им даны определенные нравственные качества, определенная индивидуальность, определенное «количество» интеллекта, тогда остается лишь одно - доказывать, что количество всего этого добра довольно велико . Они ведут себя будто на их долю выпала очень удачная комбинация задатков и возможностей, но втайне переживают, что на самом-то деле у них в этом, том, другом - серьезная невосполнимая нехватка. У них нет установки на рост и поиск решения, они довольствуются собственной зоной комфорта, убеждая себя и других в том, что она прекрасна и достаточна. Таковые живут в постоянном конфликте с собою, без чувства удовлетворения жизнью, а тем более не переживая состояния потока . Они просто существуют, успокаивая свое неудовлетворенное земное существование вредными привычками и пагубными пристрастиями, которые хоть на время ослабляют внутреннее давление и напряжение. Кстати, в период, когда им не приходится справляться с неудачами, они обычно чувствуют себя оптимистами, умными, привлекательными, достойными уважения людьми, подобно тем, кто живет с установкой на рост.

Установка на данность заставляет людей в первую очередь заботиться о том, как их оценят; установка на рост - думать о самосовершенствовании. Если возникают серьезные, неразрешимые на первый взгляд трудности или неприятности, обе категории людей, конечно, не в восторге от происходящего. Все расстраиваются из-за плохой оценки или сорвавшейся выгодной сделки. Но! Те, у кого есть установка на рост, не клеймят себя, не оскорбляют во внутреннем диалоге, не разводят руками в бессилии. Они, хотя и могут чувствовать себя подавленными, готовы брать на себя риск принять «бой» с трудностями и работать над их преодолением. А вот упорство, с которым люди с установкой на данность отрицают смысл усилий, просто пугает. Когда спрашиваешь их, как же они намерены выйти из затруднительного положения, они заявляют: «А ничего не буду делать!», «Отлежусь», «Напьюсь», «Наемся до пуза», «Съем шоколадку», «Буду слушать музыку и дуться», «Запрусь в ванной и буду там сидеть», «А что тут можно поделать?» Если что-то идет не так, не получается, они воспринимают это как непосредственную оценку их компетентности и значимости. Они поражены и не хотят вставать. Им приятнее накричать на кого-нибудь или пожалеть себя любимого, нежели встать во весь рост, взять ответственность и, получая огромное удовольствие, пойти навстречу новому, неизведанному.

Роберт Стернберг, современный авторитетный ученый в области изучения интеллекта, говорит, что основным фактором, от которого зависит, достигнет ли человек уровня компетентности в той или иной области, «является не какая-то заранее данная ему способность, а его целенаправленные усилия». Четкая цель… Сосредоточенное внимание… Целенаправленные усилия, приводящие в итоге к конкретному результату…

Зачем тратить время на то, чтобы снова и снова доказывать, какие мы великие (при этом внутри переживая о своей неумелости, неуклюжести, неповоротливости, никчемности), если можно использовать это время для самосовершенствования? Зачем скрывать недостатки, если их можно преодолевать? Зачем искать друзей или партнеров, которые будут тешить ваше самолюбие, если можно найти тех, кто будет провоцировать вас на рост?

Стремление к развитию своих возможностей и упорство в этом стремлении даже (или особенно) тогда, когда у вас не очень получается, и есть главный признак установки на рост. Той самой установки, которая позволяет нам расти и преуспевать, порой даже в самые тяжелые периоды своей жизни.

Задание. К какой категории из упомянутых двух вы можете отнести себя? Обоснуйте это теми установками и убеждениями, которые преобладают в вашей голове и движут вами. Опишите кратко два случая из жизни, которые ярко проиллюстрировали бы верность вашего заключения о самом себе.

Вопрос. Когда вы ощущаете себя умным: когда не ошибаетесь или когда учитесь?

Две вышеописанные установки в итоге открывают перед человеком два совершенно разных мира. В том, где качества неизменны (установка на данность), успех - доказательство вашего ума или таланта. В нем вы самоутверждаетесь. В другом мире - мире меняющихся достоинств (установка на рост) - вы тянетесь к тому, чтобы освоить новое. Вы саморазвиваетесь.

В первом мире неудача свидетельствует о поражении. Вы получили плохую оценку. Вы проиграли соревнование. Вас уволили. Вас отвергли. Это означает, что вы не умны и не талантливы. В другом мире неудача говорит о недостаточном росте. Она означает, что вы еще не реализовали до конца свой потенциал. Неудача бывает болезненной для людей с установкой на рост, но они не позволяют ей поставить на собственной личности несмываемое клеймо неудачника. Неудача для них - это проблема, над которой следует поработать и из которой важно извлечь уроки. Неудачи могут ранить их, но не «убить». Сосредоточенно анализируя то, в чем следует измениться и в чем вырасти, они в итоге решают любую, казавшуюся на первых порах «неразрешимой» задачу. Они могут столкнуться с депрессией в результате переутомления, например, или недосыпания в периоды сдачи экзаменов или большого проекта, требующего срочного завершения, но при этом не унывают, а полны решимости довести дело до победного конца.

В первом мире усилия - это нечто плохое. Они, как и неудачи, означают, что вы не умны и не талантливы. Если бы вы были умны и талантливы, вам не пришлось бы прилагать усилия. Во втором же мире усилия - это и есть то, что делает вас умным и талантливым. Установка на данность препятствует развитию. Установка же на рост - это отправная точка для перемен, но при этом вам самим решать, нужны вам те или иные перемены, следует ли вкладывать в них время, силы, энергию.

У вас есть выбор. Установка на данность или на рост - это всего лишь то, как вы о себе думаете, а ведь вы можете и передумать.

Приведу интересное письмо, полученное профессором Кэрол Дуэк от профессионального пловца мирового класса. В нем четко сформулирован очень важный нюанс умения жить и развиваться, расти.

«Дорогая профессор Дуэк,

У меня всегда были проблемы с уверенность в своих силах. Мои тренеры постоянно повторяли мне, что нужно верить в себя на все 100%. Они требовали, чтобы я не допускала в своих мыслях ни малейшего сомнения и думала только о том, что я лучше всех. Но я не могла этого делать, потому что всегда осознавала свои недостатки и ошибки, которые допускала на сборах. Когда я заставляла себя думать, будто я идеальна, все становилось только хуже. А затем я прочла вашу работу о том, как важно фокусироваться на обучении и самосовершенствовании. И все встало на свои места. Мои недостатки - это то, над чем я могу работать! Теперь ошибки не кажутся мне такими страшными. И я захотела написать вам письмо, чтобы поблагодарить за то, что вы научили меня, как верить в себя.

Спасибо!

Искренне ваша, Мэри Уильямс».

Знаменитый социолог Бенджамин Барбер сказал: «Я не делю общество на слабых и сильных или на успешных и неудачников… Я делю общество на тех, кто учится, и тех, кто не учится».

«Переживание потока - это состояние полного слияния со своим делом, поглощение им, когда не ощущаешь времени, самого себя, когда вместо усталости возникает постоянный прилив энергии».

«Поток - состояние полной поглощенности деятельностью, когда все остальное отступает на задний план, а удовольствие от самого процесса настолько велико, что люди будут готовы платить только за то, чтобы заниматься этим». См.: Чиксентмихайи М. Поток: Психология оптимального переживания. М.: Смысл: Альпина нон-фикшн, 2011.

«Способности, данные природой, никогда не разовьются в зрелый интеллект, если не научиться контролировать внимание. Лишь вложив огромное количество психической энергии, музыкально одаренный малыш станет музыкантом, а ребенок, способный к математике, - инженером или физиком. Для того чтобы производить мыслительные операции на уровне взрослого профессионала, нужно приложить массу усилий, овладевая необходимыми знаниями и навыками. Моцарт был, без сомнения, гением, однако если бы отец с пеленок не заставлял его заниматься музыкой, его талант вряд ли расцвел бы столь пышно. Приучаясь концентрировать внимание, человек берет под контроль психическую энергию - основное «топливо», обеспечивающее все мыслительные процессы».

«Чаще всего люди попадают в поток, пытаясь справиться с задачей, требующей максимального приложения сил. При этом оптимальная ситуация создается, если достигнут правильный баланс между простором для деятельности и способностями человека выполнить поставленную задачу. Если вызов стоит перед человеком слишком сложный, он чувствует себя удрученным, расстроенным, обеспокоенным. Если задачи чрезмерно просты - напротив, расслабляется и начинает скучать».

«Если вызову противопоставляется высокое мастерство, тогда возникают глубокая сопричастность и поток, выносящий за пределы обыденной жизни». См.: Чиксентмихайи М. В поисках потока: Психология включенности в повседневную жизнь. М.: Альпина нон-фикшн, 2011.

Данный материал написан мною в результате внимательной проработки первых 80 страниц книги «Гибкое сознание. Новый взгляд на психологию развития взрослых и детей», автором которой является Кэрол Дуэк, известная как один из ведущих исследователей в области психологии личности, социальной психологии и психологии развития.

Подробнее см.: Дуэк К. Гибкое сознание. Новый взгляд на психологию развития взрослых и детей. М.: Манн, Иванов, Фербер», 2013.



Поделиться: