Допрос: как себя вести, проведение, протокол. Допрос несовершеннолетнего свидетеля: специфика процедуры Несовершеннолетний обвиняемый или подсудимый

Успех установления обстоятельств , подлежащих доказыванию по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, во много зависит от умелого проведения следственных действий, среди которых центральное место занимает допрос, являющийся одним из главных средств получения доказательств.

Результативность допросов во многом определяется неукоснительным соблюдением процессуальных норм и умелым использованием следователем (дознавателем) тактических приемов производства этого следственного действия, особенно при допросе несовершеннолетних.

При производстве по уголовным делам о преступлениях несо-вершеннолетних в основном применяются общие правила допроса, однако в соответствии со ст. 424, 425 УПК РФ предусматривается особый порядок вызова на допрос и допроса несовершеннолетнего по-дозреваемого, обвиняемого.

В соответствии со ст. 424 УПК Российской Федерации вызов несовер-шеннолетнего подозреваемого, обвиняемого,не находящегося под стра-жей, к дознавателю производится через его законных представителей, а если несовершеннолетний содержится в специализированном учреждении для несовершеннолетних — через администрацию этого учреждения.

Смысл данной нормы в том, чтобы реально обеспечить, с одной сторо-ны, право несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого на презумп-цию невиновности , избежать причинения ему вреда из-за ненужной огласки факта привлечения его к уголовной ответственности, а с другой - право на присутствие родителей (законных представителей) на всех этапах уголов-ного судопроизводства в интересах несовершеннолетнего.

Одновременно данный порядок вызова обязывает законного представителя или должност-ных лиц, на которых возложены обязанности обеспечить присмотр за над-лежащим поведением и явку не находящегося под стражей обвиняемого (подозреваемого) явиться к должностному лицу, осуществляющему произ-водство по делу, а самого несовершеннолетнего - для участия в выполне-нии следственных и иных процессуальных действий.

Требования ст. 424 УПК РФ распространяются на несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, не достигших к моменту производства соот-ветствующего процессуального действия восемнадцатилетнего возраста, на лиц, осуществляющих функции законного представителя, а также на адми-нистрацию специализированных учреждений, в которых содержится несо-вершеннолетний подозреваемый (обвиняемый).

Не находящийся под стражей несовершеннолетний подозреваемый, об-виняемый вызывается к дознавателю повесткой, в которой указывается: к кому, по какому делу, по какому адресу, в какой день и час он должен явиться; обязанность законного представителя обеспечить его явку и по-следствия неявки без уважительных причин самого обвиняемого или по-дозреваемого (применение мер процессуального принуждения, предусмот-ренных гл. 14 УПК РФ, изменение меры пресечения на более строгую), а также законного представителя, если он вызывается этой же повесткой.


Повестка должна быть вручена непосредственно лицам, перечисленным в ст. 424 УПК РФ, передача ее иным лицам (как, например, при вызове сви-детеля в соответствии с ч. 2 ст. 188 УПК РФ) либо самому несовершенно-летнему подозреваемому, обвиняемому без ведома его законного предста-вителя не допускается.

Производство следственных и иных процессуальных действий с участи-ем несовершеннолетнего подозреваемого в ночное время (с 22 до 6 часов по местному времени) не допускается, за исключением случаев, не терпящих отлагательства (когда необходимость в этом связана с неотложностью про-ведения следственных действий по закреплению следов только что совер-шенного преступления).

Вызов несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, содержаще-гося в специализированном учреждении для несовершеннолетних, осуще-ствляется через администрацию этого учреждения повесткой или с помо-щью средств связи (телефонограммой, телеграммой, факсимильным сооб-щением, электронной почтой и т.п.).

Порядок допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемо-горегламентирован ст. 425 УПК РФ и предусматривает ряд ограничений и дополнительных условий в сравнении с правилами допроса взрослого лица, содержащимися в ст. 46, 47, 76, 77, 164, 173-174, 187-190 УПК РФ. Особые процессуальные правила допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого установлены с целью максимально обеспечить охрану прав и законных интересов процессуально недееспособных лиц, в том числе огра-дить несовершеннолетнего от неправомерных действий должностных лиц, производящих допрос, а также с целью обеспечить достоверность показа-ний об обстоятельствах, подлежащих доказыванию, сохранить юридиче-скую силу доказательств, полученных при допросе, и избежать возможно-сти признания их недопустимыми. Важной задачей рассматриваемой нор-мы закона является также создание психологически комфортных условий для допроса.

Процессуальные особенности допроса несовершеннолетнего подозре-ваемого, обвиняемого, предусмотренные ст. 425-426 УПК РФ, заключаются в следующем:

1. Допрос несовершеннолетнего подозреваемого , обвиняемого не может продолжаться без перерыва более 2 часов, а в общей сложности более
4 часов в день. При этом допрос должен быть прерван в любой момент, ес-ли его продолжение может угрожать жизни или здоровью допрашиваемого.
Обстоятельства, послужившие основанием для прекращения допроса,
должны быть удостоверены в протоколе допроса по правилам, установлен-ным в ст. 167 УПК РФ. При наличии медицинских показаний дознаватель
должен установить продолжительность допроса, руководствуясь заключе-нием врача (ст. 187 УПК РФ)

2. Участие защитника в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого является обязательным в соответствии с требованием п. 2 ч. 1 ст. 51 УПК РФ. Дознаватель обязан обеспечить участие защитника по своей инициативе, независимо от волеизъявления несовершеннолетнего подозре-ваемого, обвиняемого. Его отказ от защитника необязателен для дознавате-ля, прокурора и суда (ч. 2 ст. 52 УПК РФ). Показания несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, данные при допросе в стадии досудебного производства по уголовному делу в отсутствие защитника, относятся к не- допустимым доказательствам, они не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу обвинения, а также использоваться для доказыва-ния любого из обстоятельств, входящих в предмет доказывания по делу (ст. 73 УПК РФ).

В ходе допроса защитник вправе задавать несовершеннолетнему подоз-реваемому, обвиняемому вопросы, а по окончании допроса знакомиться с протоколом и делать подлежащие внесению в протокол замечания о пра-вильности и полноте сделанных в нем записей. В соответствии с положе-ниями ст. 166-167 УПК РФ защитник обязан подписать протокол допроса подозреваемого, обвиняемого, а в случае, если последний отказывается подписать его или не может сделать это в силу физических недостатков, а также по состоянию здоровья — удостоверить факт отказа от подписания или невозможности подписания протокола допроса своей подписью.

3. Важной особенностью допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, непосредственно влияющей на допустимость полученных показаний в качестве доказательств, является участие педагога или психолога.

Дознаватель обязан обеспечить участие педагога или психолога в до-просе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии.

Участвуя в допросе несовершеннолетнего обвиняемого или подозревае-мого, педагог или психолог не заменяет защитника, а выступает в качестве специалиста. Его роль - использование данных педагогики или психологии при подготовке, проведении допроса и фиксации показаний подозреваемо-го. Педагог или психолог призван способствовать созданию нормальной обстановки допроса, установлению контакта с несовершеннолетним, поста-новке корректных с точки зрения педагогики и психологии вопросов, пра-вильности и полноте записи показаний допрашиваемого в протоколе.

В этих целях педагог или психолог наделяются определенными правами, пре-дусмотренными ч. 5 ст. 425 УПК РФ, которые должны быть разъяснены ему до начала допроса:

Задавать с разрешения прокурора, следователя, дознавателя вопросы не-совершеннолетнему (при этом дознаватель должен обратить внимание данного специалиста на недопустимость постановки наводящих вопросов);

Знакомиться по окончании допроса с протоколом показаний и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей.

Кроме того, педагог или психолог должны сделать свой вывод о пра-вильности ведения допроса с точки зрения педагогики и психологии.

О разъяснении этих и других прав , а также обязанностей специалиста, предусмотренных ст. 58 УПК РФ, делается соответствующая отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью педагога или психолога.

Поводом для участия педагога или психолога в допросе несовершенно-летнего подозреваемого, обвиняемого в указанных в ч. 3 ст. 425 УПК РФ случаях является ходатайство защитника либо инициатива самого дознавателя.

Закон прямо не указывает , в каких случаях для участия в допросе несо-вершеннолетних подозреваемых, обвиняемых вызывается педагог, а в ка-ких - психолог. Решение об этом принимает по своему усмотрению лицо, производящее допрос. При этом важно, чтобы соответствующий педагог или психолог обладал специальными познаниями в области детской или юношеской психологии и имел опыт работы по обучению и воспитанию несовершеннолетних именно такого возраста и с именно такими отклоне-ниями в психическом здоровье или психическом развитии (например, педа-гог общих или специализированных школ, дефектолог, сурдопедагог и т.п.).

Выяснение компетентности специалиста в данном случае особенно важно для обеспечения допустимости доказательственной информации, получен-ной при допросе, так как сведения о педагоге или психологе, участвовав-шем в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого в ходе предварительного расследования, а также результаты его участия могут быть использованы сторонами и судом при допросе и оценке показаний несовершеннолетнего в суде. Соответственно при повторных и дополни-тельных допросах желательно обеспечить участие того же педагога или психолога, который участвовал в первом допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого.

К участвующему в допросе несовершеннолетнего педагогу или психо-логу относятся требования, установленные ст. 71 УПК РФ. Поскольку к участию в производстве по уголовному делу в качестве специалиста не должны привлекаться лица, заинтересованные в его исходе, не могут участ-вовать в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, на-пример, педагоги, ответственные за его воспитание (классный руководи-тель, воспитатель, директор школы), тем более, если у них были конфликты с несовершеннолетним или его родителями. С тактических позиций также оправданным бывает приглашение для участия в допросе специалиста, не знакомого несовершеннолетнему, которого он меньше стесняется и в при-сутствии которого может быть более откровенным.

В связи с указанными обстоятельствами до начала допроса дознавателю необходимо ознакомить педагога или психолога с обстоятельствами дела, которые имеют значение для допроса, выяснить, нет ли причин, которые препятствуют его участию в допросе, разъяснить основания и порядок от-вода специалиста.

4) В соответствии с пп. 2 и 3 ч. 1 ст. 426 УПК РФ в допросе несовер-шеннолетнего подозреваемого, обвиняемого вправе также участвовать его законный представитель. Хотя данный субъект уголовного процесса не ука-зан в числе обязательных участников допроса, названных в ст. 425, в связи с чем дознаватель не обязан обеспечивать его участие в данном следствен-ном действии во всех случаях, в то же время никто не может ограничить право законного представителя на участие в допросе, если он заявит об этом ходатайство.

При этом законный представитель несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого имеет право лишь знакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания по поводу правильности и полно-ты сделанных в нем записей. Задавать допрашиваемому лицу вопросы и требовать занесения их в протокол законный представитель не вправе. Как и защитник, он обязан подписать протокол допроса подозреваемого, обви-няемого, а в случае, если последний отказывается подписать его или не мо-жет сделать это в силу физических недостатков или по состоянию здоро-вья - удостоверить факт отказа от подписания либо невозможности подпи-сания протокола допроса своей подписью.

Аналогичные особенности , связанные с участием в следственных дейст-виях защитника, педагога (психолога) и законного представителя, имеет также порядок проведения очной ставки и проверки показаний на месте несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего и сви-детеля.

Кроме того, защитник несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняе-мого должен принимать участие во всех следственных и иных процессу-альных действиях, проводимых с его подзащитным, реализуя в полном объеме полномочия, предоставленные ст. 53 УПК Российской Федерации. При этом задавать вопросы участникам следственного действия защитник может только с разрешения дознавателя; по окончании следственного дей-ствия защитник вправе знакомиться с протоколом, делать подлежащие за-несению в протокол замечания о его дополнении и уточнении.

В отличие от защитника законный представитель несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого вправе с разрешения дознавателя участвовать только в следственных действиях, проводимых с участием представляемого лица и его защитника. Права законного представителя в этом случае огра-ничиваются лишь возможностью знакомиться с протоколами соответст-вующих следственных действий и делать письменные замечания о пра-вильности и полноте сделанных в них записей.

Допрос несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого обусловлен следующей спецификой: меньшим, чем у взрослых, объемом знаний и жизненного опыта; слабой способностью к сосредоточенному вниманию; повышенной внушаемостью; тенденцией к смешению реально воспринятого и воображаемого; эмоциональностью суждений и действий.

Эти моменты следователь должен учитывать при подготовке к допросу несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых.

При подготовке к допросу несовершеннолетнего необходимо получить информацию о личности обвиняемого. К моменту предъявления обвинения об этом должны быть допрошены родители, классный руководитель, другие учителя, а если подросток работает, то и коллеги по работе.

Следует приобщить к материалам дела развернутые письменные характеристики с места учебы, работы, жительства, а также из комиссии и инспекции по делам несовершеннолетних.

В УПК РФ существенным образом изменилась законодательная регламентация допроса несовершеннолетних обвиняемых (подозреваемых): определена его продолжительность. Допрос несовершеннолетнего ограничен четырьмя часами в день, при этом обязателен перерыв после первых двух часов допроса.

Предусмотрены обязательное участие в допросе защитника, а также урегулированы его права в рамках проведения данного следственного действия. Признано обязательным участие педагога или психолога в допросе обвиняемого (подозреваемого), не достигшего возраста 16 лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии. Кроме того, в допросе вправе участвовать и законный представитель.

Анализ обновленных правил производства допроса, представил нам возможность обосновать предложения по изменению процедуры его проведения:

а) необходимо установить перерыв продолжительностью не менее чем на два часа при допросе несовершеннолетних обвиняемых, подозреваемых;

б) запретить допрос несовершеннолетних обвиняемых, подозреваемых в ночное время;

в) целесообразно уточнить порядок привлечения к допросу несовершеннолетних обвиняемых, подозреваемых защитника, психолога, педагога, законного представителя.

Подводя итоги данного параграфа, отметим, что в процедуру допроса, на наш взгляд, необходимо внести следующие изменения:

1. Необходимо исключить одновременное участие в допросе защитника, педагога или психолога, законного представителя.

2. Зафиксировать продолжительность перерыва при допросе не менее чем два часа, даже при отказе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого от отдыха и еды.

3. Предоставить право выбора несовершеннолетнему обвиняемому законного представителя для участия в уголовном судопроизводстве.

4. При допросе несовершеннолетнего обвиняемого приоритет участия в этом следственном действии необходимо отдать именно психологу, а не педагогу. При этом под психологом, по мнению Михальчук Ю.П., с которым мы согласны, следует понимать лицо, имеющее высшее психологическое образование, со специализацией в области детской, подростковой, юношеской психологии, а стаж работы по специальности не менее 5 лет .

(Скичко О. Ю.) («Вопросы ювенальной юстиции», 2011, N 1)

ПРОБЛЕМЫ ПРОТОКОЛИРОВАНИЯ ПОКАЗАНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

О. Ю. СКИЧКО

Скичко О. Ю., доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Московского областного института управления и права, кандидат юридических наук.

Фактические данные, содержащиеся в свидетельских показаниях несовершеннолетних, становятся доказательствами по уголовным делам только после их фиксации в установленной законом форме. Процессуальное оформление хода и результатов допроса свидетелей и потерпевших, не достигших 18 лет, имеет свои особенности, причем в большей степени это касается фиксации показаний малолетних. При составлении протоколов их допроса значение требования ч. 2 ст. 190 УПК РФ о полноте и точности фиксации свидетельских показаний (они «записываются от первого лица и по возможности дословно») особенно велико. Свидетельские показания детей нередко своеобразны по форме: они отрывочны, расплывчаты, ответы даются не всегда в плане поставленных вопросов, отдельные слова употребляются не в их общепринятом значении, некоторая часть информации передается ребенком не в речевой форме, а посредством жестов, мимики, интонации. Все это создает предпосылки для многозначного толкования высказываний детей. «Истинный смысл сообщения ребенка иногда открывается только после тщательного обдумывания и анализа его показаний» <1>. Так, например, по делу о похищении ребенка с целью получения выкупа потерпевший (5-летний Н.) показал, что встречавшийся с похитителями мужчина (возможный организатор преступления — по одной из версий следствия) «из «Матрицы». Этим ограничилось все описание интересующего следствие лица. Как оказалось, упомянутый мужчина в день, когда его видел потерпевший, был одет в черный длинный кожаный плащ, а также на нем были черные очки характерной формы. К тому же он брил голову наголо. Внешний вид мужчины, по-видимому, ассоциировался у мальчика исключительно с героем популярного фильма «Матрица», что и определило его показания. ——————————— <1> Коченов М. М., Осипова Н. Р. Психология допроса малолетних свидетелей: Методическое пособие. М., 1984. С. 28.

В свое время в литературе было высказано заслуживающее внимания мнение, что при допросе малолетних следует составлять не протокол, а справку, подписанную всеми участниками допроса: «…протокол допроса, написанный в первом лице от имени ребенка 3 — 6 лет, при всем старании следователя воспроизвести сказанное им, выглядит неубедительно, а подчас даже просто нелепо. Справка же, составленная от имени следователя и лиц, участвовавших в допросе (например, воспитателя детского сада, матери и др.), не только может достаточно полно и четко отразить содержание рассказа ребенка, но и позволит составить впечатление об обстановке на допросе, о характере предшествующей допросу беседы, о существе задаваемых вопросов и т. д.» <2>. ——————————— <2> Гуковская Н. И., Долгова А. И., Миньковский Г. М. Расследование и судебное разбирательство дел о преступлениях несовершеннолетних. М.: Юридическая литература, 1974. С. 112.

Еще одним аргументом сторонников указанной позиции явилось то, что, по существу, допрос малолетнего — это беседа, в которой наряду со следователем и при его руководящей роли участвуют и другие лица (мать ребенка, воспитатель детского учреждения, детский психолог). Малолетнему не сообщается цель вызова к следователю, не разъясняются процессуальные права, не предлагается рассказать «известные по делу факты» и т. д. «Составление справки о беседе с ребенком наиболее точно соответствует, таким образом, фактическому характеру получаемой информации» <3>. ——————————— <3> Там же. С. 113.

Однако допрос должен заканчиваться не справкой (актом), а протоколом допроса в соответствии с положениями уголовно-процессуального закона. Другое дело, что в анкетной части должны опускаться ответы на вопросы, которые не соответствуют возрастному статусу малолетнего. С. В. Матвеев, рассмотрев существующие в юридической литературе мнения о том, что протокол допроса как основное средство фиксации показаний несовершеннолетних (в том числе малолетних) участников процесса не в полной мере отражает особенности получения показаний этих участников уголовного судопроизводства, пришел к верному, на наш взгляд, выводу: широкое привлечение к участию в допросе указанной категории лиц психологов, педагогов, законных представителей, близких родственников в значительной мере позволяет учитывать особенности их показаний и оформлять их именно протоколом допроса <4>. ——————————— <4> См.: Матвеев С. В. Получение информации от несовершеннолетних, ее оценка и использование в уголовно-процессуальном доказывании: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2003. С. 21.

Подобной точки зрения придерживаются М. М. Коченов и Н. Р. Осипова, считающие, что независимо от возраста ребенка и особенностей речевой формы сообщения любые его показания о фактах, имеющих значение для органов следствия, полученные с соблюдением требований закона, могут быть оформлены протоколом допроса, включены в число доказательств и в дальнейшем оцениваться наравне с другими доказательствами <5>. Таким образом, все высказывания ребенка об интересующих правоохранительные органы событиях, даже самые краткие или отдаленно связанные с ними, должны быть дословно, без искажений внесены в протокол. ——————————— <5> См.: Коченов М. М., Осипова Н. Р. Указ. соч. С. 28.

С учетом того что внимание несовершеннолетних легко рассеивается, к протоколированию допроса следует приступить после окончания определенного его этапа либо составлять протокол после окончания следственного действия. На наш взгляд, это целесообразно еще и потому, что несовершеннолетнего может испугать или насторожить факт фиксации его показаний. В ходе допроса целесообразно делать заметки (в частности, записывать характерные обороты речи допрашиваемого). Это послужит уменьшению напряжения при допросе, поскольку допрашиваемый убедится, что его внимательно слушают, что его показаниям придают значение. Письменная фиксация показаний несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего) производится на специальном бланке протокола допроса, где обязательно указывается время начала и окончания следственного действия, продолжительность перерывов, если они делались. Отражение указанных обстоятельств в протоколе имеет важное значение для последующей оценки показаний допрашиваемого, поскольку несовершеннолетнему трудно длительное время концентрировать свое внимание на допросе. К заполнению анкетной части протокола следователю нужно подходить особенно серьезно. Б. М. Шавер еще в 1935 г. предложил особую форму протокола допроса несовершеннолетнего свидетеля, позволяющую получить сведения, необходимые для правильной оценки даваемых им показаний. По мнению ученого, анкетная часть такого протокола должна содержать следующие пункты: 1) фамилия, имя и отчество; 2) возраст; 3) место жительства родителей и лиц, их заменяющих, их социальное положение и род занятий; 4) где учился и учится ли сейчас; 5) состоит ли в пионеротряде и комсомоле и состоял ли в них; 6) содержался ли в детских учреждениях, в каких, причины выбытия; 7) не был ли беспризорником; 8) отношение к обвиняемому и характер связи с ним (дружат, вместе учатся, родственники и проч.). «Заполняя такой бланк допроса, следователь уже невольно должен будет ориентироваться в том, что он ведет не обычный допрос, а допрос несовершеннолетнего» <6>. ——————————— <6> Шавер Б. М. Методика расследования преступлений несовершеннолетних. Саратов, 1935. С. 27.

Сегодня бланк протокола допроса несовершеннолетнего потерпевшего (свидетеля) предусматривает подлежащими обязательному выяснению следующие данные, касающиеся допрашиваемого: 1) фамилия, имя, отчество; 2) дата рождения; 3) месторождения; 4) местожительства и (или) регистрации, телефон; 5) гражданство; 6) образование; 7) семейное положение, состав семьи; 8) место работы или учебы, телефон; 9) наличие судимости. Также имеется пункт, предусматривающий получение «иных данных о личности несовершеннолетнего», однако содержание его не конкретизируется. На наш взгляд, это серьезное упущение. Наличие в форме протокола рассматриваемого следственного действия хотя бы нескольких позиций, характерных исключительно для несовершеннолетних (в настоящее время анкетная часть протокола допроса взрослого свидетеля практически не отличается от приведенной выше), позволило бы следователю, не сумевшему по каким-либо причинам собрать сведения о личности допрашиваемого на стадии подготовки, хотя бы в начале допроса восполнить этот пробел. При оформлении показаний малолетнего потерпевшего или свидетеля заполнение анкетной части протокола должно быть направлено на выяснение лишь некоторых вопросов, связанных с несложной биографией ребенка (применительно к возрасту допрашиваемого). Главное — получить сведения, необходимые для правильной оценки даваемых им показаний. В протокол рассматриваемого следственного действия следователю необходимо включить подробное описание обстановки допроса (место, присутствующие лица, особенности установления контакта с несовершеннолетним потерпевшим или свидетелем). Целесообразной представляется запись точной формулировки задаваемых вопросов и участников допроса, от которых они исходили. При фиксации непосредственно показаний нужно стремиться как можно полнее сохранить обороты речи несовершеннолетнего, его небогатый, но своеобразный лексикон, характеризующий уровень развития допрашиваемого, окружающую его среду и привычки. Следователь не должен употреблять несвойственные несовершеннолетнему выражения и термины, поскольку это снижает значение его показаний, вызывая сомнение в объективности проведенного допроса. На практике следователи нередко пренебрегают этим требованием и подвергают показания несовершеннолетних (особенно малолетних) обработке, состоящей в отборе информации, ее переструктурировании, редактировании отдельных выражений. Последние излагаются трафаретным «казенным» языком, присущая им индивидуальность совершенно стирается. Так, например, несовершеннолетний свидетель Б., судя по содержанию протокола его допроса, своих приятелей называет «ребятами, ведущими сомнительный образ жизни». Попытки «упорядочить» показания ребенка могут привести одновременно к утрате и искажению части информации, исходящей от допрашиваемого, и привнесению информации, исходящей от следователя, что совершенно недопустимо. Еще Б. М. Шавер указывал на опасность выбора следователем «самого важного» из показаний не достигших 18 лет, поскольку «можно упустить такие выражения несовершеннолетнего, которые всем его показаниям придают совершенно особую окраску» <7>. ——————————— <7> Там же. С. 28 — 29.

И если сам следователь, проводивший допрос, имеет возможность подойти к оценке показаний несовершеннолетнего с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей, то остальные участники процесса, которые в силу тех или иных причин могут ознакомиться с указанными показаниями только по протоколу, такой возможности лишаются. Да и проводивший допрос следователь может оказаться в таком же положении, если по делу проходит не один, а несколько, например, несовершеннолетних свидетелей, показания которых он стремился записать гладкими и отшлифованными по одному стандарту. В тех же случаях, когда вызов в суд свидетеля или потерпевшего, допрошенного на предварительном следствии, по каким-либо причинам невозможен, гладкость, «взрослость» показаний, употребление несвойственных возрасту допрашиваемого оборотов (тем бол ее одинаковых у нескольких свидетелей) могут быть расценены судом как данные под чьим-то влиянием. Так, например, указывая на зафиксированные в протоколе допроса малолетней потерпевшей А. характеризующие подсудимого выражения «азиатская внешность» и «характерный разрез глаз», защитник К. стремился убедить судью в том, что показания А. дала под влиянием заинтересованных взрослых. На самом деле в ходе допроса девочка, описывая преступника, активно использовала жестикуляцию, а следователь все это «перевел» и записал в протоколе стандартными фразами. Допрошенным подросткам, как правило, протокол дается на подпись. Вопрос с малолетними свидетелями и потерпевшими решается в зависимости от степени их развития: либо протокол дается им на подпись, либо подписывается только взрослыми участниками допроса. Соответственно решается и вопрос о необходимости ознакомления ребенка с содержанием протокола. Если малолетний не умеет читать или читает плохо, следователь медленно прочитывает ему все записанное, и, убедившись со слов допрашиваемого в том, что запись показаний произведена правильно, делает соответствующую отметку в протоколе. Конечно, сложно требовать от малолетнего адекватного восприятия и оценки зачитываемых следователем показаний, поэтому предусмотренное УПК РФ право участвующих в следственном действии лиц (педагога, законного представителя) делать подлежащие внесению в протокол замечания о его дополнении и уточнении является гарантией точного отражения показаний малолетнего допрашиваемого. Все заявления, поступившие перед началом, в ходе либо по окончании допроса от участвующих в следственном действии лиц обязательно фиксируются в протоколе, так же как и замечания к нему. Анализ вопросов, связанных с получением и фиксацией показаний малолетних, позволил О. Х. Галимову сформулировать следующую рекомендацию: получение информации от малолетнего в необходимых случаях может быть поручено специалисту в области возрастной педагогики и психологии, который самостоятельно либо с участием законного представителя произведет необходимые действия по получению искомых сведений от ребенка. В этом случае, по мнению О. Х. Галимова, должен составляться «протокол получения показаний малолетнего свидетеля (потерпевшего)» со слов специалиста, который в соответствии с законом предупреждается об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ <8>. ——————————— <8> См.: Галимов О. Х. Проблемы правового регулирования уголовного судопроизводства с участием малолетних: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Омск, 1997. С. 24.

На наш взгляд, подобная процедура получения и фиксации показаний малолетних недопустима, как недопустима и реализация на практике высказанной Э. А. Черных рекомендации относительно собственноручного изложения показаний применительно к несовершеннолетним различных возрастных групп <9>. Допрос производит следователь. Он же фиксирует ход и результаты следственного действия в протоколе. Если у следователя возникают сложности в сохранении речевых особенностей допрашиваемого (как правило, малолетнего), значительно повысить точность и полноту их фиксации позволяют аудио — и видеозапись допроса. Как показали результаты проведенного анкетирования, к использованию на практике указанных способов фиксации детских показаний прибегают соответственно 21,8% и 15,7% от общего числа опрошенных работников следственного аппарата. И все же сегодня протокол допроса несовершеннолетних остается наиболее доступным, распространенным и единственно возможным способом оформления (фиксации) их показаний. ——————————— <9> См.: Черных Э. А. Психологические основы допроса несовершеннолетних на предварительном следствии: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 1968. С. 15.

——————————————————————


Допрос несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, свидетелей и потерпевших имеет некоторые особенности, обусловленные возрастом, социально-демографическими, нравственно-психоло-гическими особенностями допрашиваемых.
К особенностям, определяющих специфику допроса несовершеннолетних, относятся: меньший, чем у взрослых, объем знаний и опыта; меньшая способность к сосредоточенному вниманию; повышенная внушаемость; меньшее развитие аналитических способностей при восприятии и оценке воспринятого; тенденция к смешению реально воспринятого и воображаемого; эмоциональность суждений и действий.
Несовершеннолетние уступают взрослым и в способности осознать событие в целом и не всегда могут выделить главное, обращая внимание лишь на те явления (факты), которые им интересны или произвели сильное эмоциональное впечатление.
Несовершеннолетние чаще взрослых допускают ошибки при определении расстояний, отрезков времени, последовательности действий и событий.
Несовершеннолетние быстрее забывают воспринятые события (факты, явления) и в то же время исключительно точно воспринимают и прочно удерживают в памяти те события (факты, явления), которые их заинтересовали.
Несовершеннолетние обладают повышенной эмоциональной возбудимостью, некоторой неуравновешенностью характера, им присущи быстрые смены настроения и форм поведения, что сказывается на их показаниях.
Поведение несовершеннолетнего во время допроса нередко обусловлено стремлением к демонстрации и отстаиванию своей зрелости и самостоятельности, гипертрофированным представлением о дружбе, боязнью отрицательной оценки со стороны ближайшего окружения.
Поскольку перечисленные и другие особенности физического и психического развития несовершеннолетних находят свое одинаковое проявление в их поведении на допросе, постольку их допрос имеет общие черты независимо от процессуального положения.
Вызов на допрос лица, не достигшего шестнадцати лет, производится через законных представителей либо через администрацию по месту его работы или учебы. Иной порядок допускается лишь в случаях, когда это вызывается обстоятельствами уголовного дела (ч. 4 ст. 188 УПК РФ).
Вызов несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого, не находящегося под стражей,
производится через его законных представителей, а если несовершеннолетний содержится в спе
циализированном учреждении для несовершеннолетних,- через администрацию этого учрежде
ния (ст. 424 УПК РФ). ¦ : .
Если несовершеннолетний вызывается повесткой, то повестка адресуется законному представителю несовершеннолетнего с указанием его фамилии, имени и отчества, либо руководителю заве-
368

Глава 22. Допрос
дения, где учится или работает несовершеннолетний. Законному представителю или руководителю заведения, где учится или работает несовершеннолетний, предлагается явиться вместе с несовершеннолетним, вызываемым на допрос в орган предварительного следствия или дознания, с указанием адреса, номера кабинета, фамилии, имени и отчества следователя юга дознавателя, даты и времени прибытия в часах и минутах. В повестке должно быть также указано, в качестве кого будет допрашиваться несовершеннолетний (Приложение 149 к ст. 476 УПК РФ).
Иной порядок (через посыльного, путем личного вручения повестки, по телефону) допускается, если вызов через законных представителей может воспрепятствовать получению правдивых показаний или необходимо обеспечить немедленную явку несовершеннолетнего и т.п.
В ходе подготовки к допросу несовершеннолетнего следователь обязан выполнить комплекс мероприятий, направленных на обеспечение оптимальных условий производства допроса.
1. Решить вопрос о месте допроса несовершеннолетнего. По общему правилу несовершенно
летние допрашиваются в месте производства следствия, а по усмотрению следователя - в месте
нахождения несовершеннолетнего. Определяя место допроса несовершеннолетнего свидетеля или
потерпевшего, следует исходить из того, что подросток в возрасте 14-16 лет может быть допрошен
в кабинете следователя, так как официальная, деловая обстановка в сочетании с разъяснением сле
дователя о необходимости рассказать все, что подростку известно по делу, подчеркивает важность
происходящего и настраивает на дачу полных и правдивых показаний. Для допроса малолетних
свидетелей и потерпевших следует избирать иное место, более ему привычное (школа, дом, дошко
льное воспитательное учреждение). Иногда допрос целесообразно производить на месте, где под
росток наблюдал событие (факт, явление), по поводу которого ему предстоит давать показания.
Несовершеннолетний обвиняемый и подозреваемый допрашиваются в рабочем кабинете следователя либо в следственном изоляторе, если несовершеннолетний задержан или заключен под стражу. Допрос в официальной обстановке необходим для того, чтобы обвиняемый или подозреваемый не воспринял допрос как увещевательную беседу.
2. Определить день и время допроса. Допрос несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего
должен быть произведен как можно быстрее после восприятия им обстоятельств, связанных с со
бытием преступления. Это обусловлено тем, что восприятие несовершеннолетнего, если наблю
даемое им событие (факт, явление) не имеет для него резкого эмоционального значения, поверхно
стно, и поэтому образы (представления), запечатленные в его памяти, быстро стираются под
влиянием новых восприятий. Кроме того, актуальность своевременного допроса состоит в том, что
несовершеннолетние (особенно малолетние) довольно легко поддаются преднамеренному и не
преднамеренному внушению, в результате чего могут незаметно для себя подменить собственное
восприятие высказываниями других лиц, с которыми они общались до допроса. Если в результате
сильных переживаний от увиденного (услышанного) у несовершеннолетнего наступила психологи
ческая затороможенность, то допрос следует отложить до тех пор, пока несовершеннолетний смо
жет давать показания.
Дата допроса несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого определяется с учетом сроков, установленных для производства допроса.
Устанавливая время явки несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего на допрос, следователь должен учитывать особенность их психики и планировать свое рабочее время таким образом, чтобы подросток не ожидал в коридоре вызова на допрос. Следует также иметь в виду, что допрос не может длиться непрерывно более 4 часов (ч. 2 ст. 187 УПК РФ).
Время допроса несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого необходимо планировать с учетом требований ч. 1 ст. 425 УПК РФ, согласно которой «допрос несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого не может продолжаться без перерыва более 2 часов, а в общей сложности более 4 часов в день».
3. Получить информацию о личности несовершеннолетнего. Для установления психологическо
го контакта и определения тактики допроса несовершеннолетнего необходимо выяснить: отноще-
ние к сверстникам (чувство товарищества, чуткость, безразличие, неприязненные отношения и
т.п.), черты характера (упрямство, лживость, конформизм и др.), круг интересов и увлечений, а
также иные данные, относящиеся к социально-демографической и нравственно-психологической
характеристикам несовершен-нолетнего. С этой целью необходимо тщательно изучить материалы
уголовного дела с точки зрения извлечения указанных сведений, а также допросить законных пред
ставителей несовершеннолетнего, педагогов и других лиц.
4. Определить круг участников допроса. Согласно ч. 1 ст. 191 УПК РФ допрос потерпевшего
или свидетеля в возрасте до четырнадцати лет, а по усмотрению следователя и допрос потерпевше
го и свидетеля в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет проводятся с участием педагога.

Глава 22. Допрос
При допросе несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля вправе присутствовать его законный представитель.
С особой осторожностью следует подходить к решению вопроса об участии в допросе несовершеннолетней потерпевшей по делу о половом преступлении ее родителей. Тяжелые переживания потерпевшей, связанные с насилием, усугубляются тем, что она вынуждена в присутствии родителей давать показания о совершенном насилии. Учитывая деликатность ситуации, следователь (желательно чтобы это была женщина) должен выяснить мнение потерпевшей относительно участия в допросе кого-либо из ее родителей.
В допросе несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого участвует защитник, который вправе задавать ему вопросы, а по окончании допроса знакомиться с протоколом и делать замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей (ч. 2 ст. 425 УПК РФ).
В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно. Следователь обеспечивают участие педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого по ходатайству защитника либо по собственной инициативе. Педагог или психолог вправе с разрешения следователя задавать вопросы несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому, а по окончании допроса знакомиться с протоколом допроса й делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей. Эти права следователь разъясняют педагогу или психологу перед допросом несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, о чем делается отметка в протоколе (ч. 3-5 ст. 425 УПК РФ).
Подход к приглашению педагога для участия в допросе несовершеннолетнего должен быть дифференцированным. Допрос малолетних целесообразно производить с участием педагога, работающего в дошкольном воспитательном учреждении, или преподавателя начальных классов, а допрос учащихся младших и старших классов - с участием педагогов, преподающих в соответствующих классах.
В каждом конкретном случае следователь должен решить вопрос о том, какого педагога - знакомого или незнакомого допрашиваемому, следует пригласить для участия в допросе. Если между несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым и преподавателями учебного заведения, где он обучался или обучается, сложились неприязненные отношения, то участие кого-либо из них в допросе может привести к осложнениям в установлении психологического контакта с допрашиваемым. Поэтому до начала допроса целесообразно разъяснить подозреваемому или обвиняемому порядок допроса и выяснить, в присутствии какого педагога- знакомого или незнакомого- он предпочитает давать показания.
По делам о половых преступлениях следователь должен принять меры к тому, чтобы в допросе принимал участие педагог того же пола, что и допрашиваемый. Стеснение, которое испытывают несовершеннолетние в ходе такого допроса в присутствии лиц другого пола, может не только отрицательно отразиться на полноте показаний, но и причинить им моральную травму.
В соответствии со ст. 426 УПК РФ законные представители несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого допускаются к участию в уголовном деле на основании постановления следователя с момента первого допроса несовершеннолетнего в качестве подозреваемого или обвиняемого. При допуске к участию в уголовном деле им разъясняются права, предусмотренные ч. 2 ст. 426 УПК РФ. Таким образом, до начала допроса несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого следователь обязан решить вопрос о том, кто из числа лиц, указанных в п. 12 ст. 5 УПК РФ, должен быть допущен к участию в уголовном деле в качестве законного представителя. Принятое решение излагается в постановлении, содержание которого установлено Приложением 59 к УПК РФ.
В постановлении должны быть указаны, в частности, основания допуска к участию в уголовном деле законного представителя несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого) и кто конкретно (с указанием фамилии, имени, отчества и даты рождения) допускается в качестве законного представителя.
Постановление под расписку объявляется лицу, допущенному к участию в д«ле в качестве законного представителя.
Одновременно законному представителю разъясняется, что он вправе:

  • знать, в чем подозревается или обвиняется несовершеннолетний;
  • присутствовать при предъявлении обвинения;
  • участвовать в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, а также с разреше
    ния следователя - в иных следственных действиях, производимых с его участием и участием
    защитника;
370
  • знакомиться с протоколами следственных действий, в которых он принимал участие, и делать
    письменные замечания о правильности и полноте сделанных в них записей; :
  • заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дозна
    вателя, следователя, прокурора;
  • представлять доказательства;
  • по окончании предварительного расследования знакомиться со всеми материалами уголовного
    дела, выписывать из него любые сведения и в любом объеме (ч. 2 ст. 426 УПК РФ).
В последующем законный представитель может быть отстранен от участия в уголовном деле, если имеются основания полагать, что его действия наносят ущерб интересам несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого. Об этом следователь выносит постановление. В этом случае к участию в уголовном деле допускается другой законный представитель несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого (ч. 4 ст. 426 УПК РФ).
5. Побеседовать с участниками предстоящего допроса. В ходе беседы целесообразно:
а) разъяснить участникам допроса их роль в допросе и предусмотренные законом права;
б) выяснить особенности психологии допрашиваемого; в) выяснить характер взаимоотношений не
совершеннолетнего с другими участниками производства по уголовному делу; г) предупредить
участников допроса о недопустимости постановки допрашиваемому наводящих вопросов и выска
зывания в адрес допрашиваемого нравоучений и критических замечаний по поводу его поведения и
содержания показаний, пререканий между собой и других действий, которые могут осложнить об
становку на допросе.
При наличии данных о том, что несовершеннолетний (малолетний) свидетель или потерпевший неконтактен с посторонними, его родителям или педагогу можно поручить постановку определенных вопросов в присутствии следователя.
  1. Составить план беседы с допрашиваемым в подготовительной стадии допроса. Следователь
    должен очень серьезно относиться к подготовительной стадии допроса, так как в ней берет начало
    психологический контакт между ним и допрашиваемым. При всей своей неопытности несовершен
    нолетние тем не менее тонко чувствуют фальшь. С учетом этого следователь в ходе подготовки к
    допросу должен определить круг интересов и увлечений несовершеннолетнего и проявить к ним
    искренний интерес с тем, чтобы беседа не оказалась вымученной, тягостной и потому не способст
    вующей установлению психологического контакта.
  2. Составить тан допроса несовершеннолетнего. При составлении плана допроса необходимо
    тщательно продумать формулировки вопросов, которые предстоит задать допрашиваемому. Вопро
    сы должны быть понятны и недвусмысленны. Недопустима постановка наводящих вопросов. Для
    того чтобы интересующие следователя вопросы не оказали на допрашиваемого внушающего воз
    действия, их не следует выделять среди «нейтральных» вопросов изменением интонации, повыше
    нием или понижением тона, сопровождением вопроса жестами и т.п.
  3. Подготовить средства фиксации показаний. Для фиксации показаний, помимо бланков про
    токола допроса, могут применяться технические средства фиксации. До начала допроса следует
    проверить не только их наличие, но и готовность к фиксации показаний, для того чтобы не при
    шлось приводить в рабочее состояние во время допроса.
Процессуальный порядок допроса несовершеннолетних в основном не отличается от порядка допроса взрослых, за исключением того, что свидетели и потерпевшие, не достигшие 16-летнего возраста, не предупреждаются об уголовной ответственности за отказ от отдачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний. При разъяснении процессуальных прав несовершеннолетнему свидетелю и потерпевшему следователь указывает им на необходимость говорить правду (ч. 2 ст. 191 УПК РФ).
Личность допрашиваемого удостоверятся путем предъявления документов лично допрашиваемым, либо это делают участвующие в допросе законные представители, которые сообщают следователю необходимые анкетные данные и дают пояснения о взаимоотношениях несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего с подозреваемым или обвиняемым.
На подготовительной стадии допроса, как уже отмечалось, следователь должен установить психологический контакт с допрашиваемым.
Некоторые особенности имеют последующие стадии допроса: свободного рассказа и ответов на вопросы.
Желательно, чтобы несовершеннолетний давал показания в форме свободного рассказа. Однако следует иметь в виду, что свободный рассказ несовершеннолетних обычно отрывочен, сбивчив и непоследователен. От следователя в данном случае требуется умение применять тактические приемы, направленные на то, чтобы помочь допрашиваемому не терять нить изложения. Для этого следователь с максимальной осторожностью, не допуская постановки наводящих вопросов, должен направлять рассказ несовершеннолетнего в нужное русло. Задавая вопросы, необходимо убедиться

Глава 22. Допрос
в тем, что допрашиваемый правильно уяснил его содержание, ив случае необходимости изменить
формулировку вопроса или расчленить на несколько более конкретных и простых вопросов. :
Особое значение для получения показаний от несовершеннолетнего имеет стадия ответов на вопросы, в которых следователь путем постановки уточняющих, напоминающих и дополняющих вопросов получает интересующую информацию. Содержание и направленность вопросов в этой стадии зависят от характера полученных показаний и процессуального положения допрашиваемого.
Несовершеннолетнему, который дал правильные, хотя и неполные, неточные показания, следователь задает уточняющие, дополняющие и напоминающие вопросы. При этом вопросы должны быть несложными, четкими, понятными, конкретными недвусмысленными и не содержать терминов, недоступных пониманию допрашиваемого. В ряде случаев на показания несовершеннолетнего может оказать влияние интонация, с которой задан вопрос. Если, задавая вопрос, следователь интонацией демонстрирует свою уверенность, твердое убеждение, достоверное знание определенных фактов, то тем самым он оказывает внушающее психическое воздействие, которое может привести к даче недостоверных, не соответствующих действительности показаний. При постановке детализирующих вопросов следует помнить, что несовершеннолетние запоминают выборочно события (факты, явления) и поэтому полностью устранить пробелы в их показаниях иногда не представляется возможным. Слишком настойчивые попытки добиться желаемого результата, основанные на постановке напоминающих вопросов, могут привести к тому, что недостающие детали в показаниях окажутся вымышленными.
Для несовершеннолетних зачастую бывает легче узнать тот или иной объект (предмет, место и т.п.) и вспомнить связанные с ним события, и поэтому эффективным способом получения более полных и точных показаний является допрос несовершеннолетнего в том месте, где он воспринимал событие (факт, явление), по поводу которого ему необходимо дать показания.
В ходе допроса несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего следует обращать внимание на соответствие изложения показаний уровню психического развития допрашиваемого. Гладкость, заученность показаний, употребление формулировок и оборотов, не свойственных возрасту подростка, противоречия между показаниями, которые были даны в ходе свободного рассказа и стадии ответов на вопросы, и некоторые другие признаки могут свидетельствовать о том, что несовершеннолетний дает показания под чьим-то влиянием. Поэтому следователь должен выяснить, кто расспрашивал подростка или с кем он общался и обсуждал обстоятельства, по поводу которых давал показания, обсуждались ли эти обстоятельства в его присутствии другими лицами, не подсказывал ли ему кто-либо ответы, которые он должен давать на допросе, и т.п.
Если несовершеннолетний уклоняется от дачи показаний или дает заведомо ложные показания, то следователь обязан выяснить причины (чувство товарищества, страх, стыд, угрозы со стороны соучастников и т.п.) и с учетом установленных обстоятельств применять тактические приемы, направленные на изменение позиции, занятой несовершеннолетним на допросе. При этом должно соблюдаться непременное условие: применяемые тактические приемы должны быть основаны только на методах убеждения или переубеждения.
Следует иметь в виду, что на процесс формирования показания несовершеннолетних свидетелей также влияют объективные и субъективные факторы (свойства восприятия и памяти, направленность внимания свидетеля, патологические дефекты психики и нервной системы, обстановка восприятия события и т. д.) (подробнее см. §3 настоящей главы). Если в показаниях несовершеннолетнего свидетеля обнаруживается неполнота и неточность, следователь должен выяснить, не являются ли причиной этого дефекты органов чувств, нервное потрясение от увиденного и другие факторы, которые могли оказать негативное влияние на восприятие и запоминание свидетелем того или иного события (факта, явления).
В ходе допроса несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого, впервые совершившего преступление, наибольший эффект достигается применением такого тактического приема, как использование положительных свойств личности допрашиваемого. Это предполагает постановку вопросов, рассчитанных на стимулирование известных следователю положительных качеств допрашиваемого. В следственной практике встречается немало случаев, когда следователь, используя смелость, правдолюбие, стремление быть первым и другие качества несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого, получает от них полные и правдивые показания.
Акцентирование следователем (дознавателем) внимания без особой в том необходимости на отрицательных сторонах жизни несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого), как правило, приводит к тому, что допрашиваемый замыкается в себе и отказывается давать показания.

Ключевые слова: ДОПРОС; ДОПРОС НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО; ДОПРОС НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО СВИДЕТЕЛЯ; ДОПРОС НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ПОТЕРПЕВШЕГО; INTERROGATION; INTERROGATION OF MINORS; INTERROGATION OF MINOR WITNESSES; THE INTERROGATION OF A MINOR VICTIM.

Аннотация: Статья посвящена изучению проблем проведения допроса несовершеннолетних участников уголовного процесса. Автор уделяет внимание как процессуальным и тактическим, так и психологическим особенностям проведения указанных допросов.

Допрос является одним из самых распространенных следственных действий для получения доказательств по уголовному делу. В ходе проведения этого следственного действия уполномоченное должностное лицо получает и фиксирует информацию, устно полученную от лица, владеющего этой информацией.

Общие правила допроса регламентированы ст. 187 — 190 УПК РФ, а отдельной статьей Уголовно-процессуального кодекса (ст. 191 УПК РФ) устанавливаются особенности производства допроса лица, не достигшего 18-летнего возраста и являющегося по уголовному делу потерпевшим или свидетелем. Особенности допроса несовершеннолетних потерпевших и свидетелей связаны с особенностями возрастной психики несовершеннолетних, отсутствием у них жизненного опыта, а также неспособностью правильно оценить ситуацию, в которой они оказались.

Уголовно-процессуальное законодательство предусматривает не только особенности допроса несовершеннолетнего, но и особенности вызова его на допрос, что урегулировано в ст. 188 УПК РФ.

На практике несовершеннолетние, особенно в возрасте до 14 лет вызываются и допрашиваются в качестве свидетелей лишь в крайних случаях, когда кроме показаний несовершеннолетних, другими способами истину по уголовному делу установить невозможно. Исключение составляют несовершеннолетние потерпевшие.

Следователи, дознаватели, судьи понимают, что вызов и допрос несовершеннолетних может отрицательно повлиять на их психику, именно по этой причине против допросов несовершеннолетних свидетелей часто возражают их родители (законные представители). Поэтому несовершеннолетних и стараются допрашивать только тогда, когда без допроса несовершеннолетнего свидетеля обойтись нельзя.

Закон не предусматривает минимальный возраст, с которого можно допрашивать несовершеннолетнего в качестве потерпевшего или свидетеля. Все зависит от «обстоятельств совершенного преступления, от уровня психического развития несовершеннолетнего, также при решении вопроса о возможности допроса несовершеннолетнего нужно учитывать способность несовершеннолетнего правильно воспринимать события, имеющие значение для расследования и рассмотрения уголовного дела, давать соответствующие действительности показания по делу, объективно и правдиво описывать произошедшие события» .

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации предусматривает следующие особенности допроса несовершеннолетних потерпевших и свидетелей для получения наиболее полных и объективных показаний:

1) обязательное участие педагога или психолога при допросе потерпевшего, свидетеля, не достигшего возраста 16 лет, либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии (ч. 1 ст. 191 УПК РФ);

2) обязательное участие педагога или психолога при допросе потерпевшего, свидетеля, не достигшего возраста 16 лет, либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии по делам о преступлениях против половой неприкосновенности несовершеннолетних участие психолога обязательно (ч.4 ст. 191 УПК РФ);
3) вопрос об участии педагога при допросе свидетеля в возрасте от 16 до 18 лет решается органами предварительного расследования и судом по своему усмотрению);

4) возможность участия законных представителей (родителей, усыновителей, опекунов, попечителей) при допросе несовершеннолетнего;

5) возможность удаления из зала судебного заседания на время допроса несовершеннолетнего того или иного лица, участвующего в деле, или кого-либо из граждан, присутствующих в зале судебного заседания, на основании определения суда.

6) Для участия в допросе приглашается педагог, который не заинтересован в результатах расследования и рассмотрения дела в суде. «Применение видеозаписи или киносъемки обязательно в ходе следственных действий с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, за исключением случаев, если несовершеннолетний потерпевший или свидетель либо его законный представитель против этого возражает (ст. 191 УПК РФ)» .

Свидетелем может быть любое лицо, которое может правильно воспринимать, хранить в памяти и воспроизводить информацию о тех или иных обстоятельств. В связи с этим в качестве свидетеля можно привлекать и ребенка (лица до 18 лет) при условии, что она достигла уровня развития, который дает ему возможность правильно воспринимать информацию и донести ее до других лиц. Свидетели, потерпевшие, не достигшие возраста 16 лет, об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и дачу ложных показаний не предупреждаются.

Как правило, обычно следователи, дознаватели и суд для участия в допросе несовершеннолетнего приглашают педагогов из учебного заведения, где обучается этот несовершеннолетний. Однако при решении вопроса о привлечении к участию в допросе педагога необходимо учитывать обстоятельства, по которым будет допрошен несовершеннолетний, так как может возникнуть такая ситуация, что в присутствии знакомого педагога несовершеннолетний может «замкнуться», или не дать правдивые показания об известных ему обстоятельствах по уголовному делу. Это бывает, когда потерпевший или свидетель спровоцировали преступление или повели себя не самым лучшим образом.

Например, расследуя уголовное дело по факту разбойного нападения на несовершеннолетнего К., следователь в качестве педагога пригласил классного руководителя потерпевшего. Но следователем не было учтено, что приглашенный им классный руководитель вел в школе секцию рукопашного боя, которую посещал потерпевший и успешно в ней занимался. Во время допроса в присутствии педагога несовершеннолетний потерпевший, пояснил, что на него напали четверо парней, избили и похитили куртку, сотовый телефон и деньги в сумме 150 рублей. Однако, впоследствии в ходе предварительного расследования было достоверно установлено, что на потерпевшего напал один подросток, подкараулив его в подъезде, ударил несколько раз кулаком по лицу и похитил куртку, сотовый телефон и деньги в сумме 150 рублей. Так как в показаниях потерпевшего и обвиняемого были существенные противоречия, то следователь, с целью их устранения, провел между ними очную ставку. В ходе очной ставки потерпевший изменил свои показания, подтвердил показания обвиняемого, пояснив, что преступление совершил один подросток. Когда несовершеннолетнему потерпевшему задали вопрос, почему он в ходе первоначального допроса давал ложные показания, потерпевший объяснил, что ему стыдно было перед педагогом, обучавшему его приемам борьбы за то, что он не смог «постоять» за себя и позволил одному преступнику избить его и завладеть вещами.

К допросу несовершеннолетнего потерпевшего, свидетеля необходимо готовиться очень тщательно. Эта подготовка заключается не только в формулировке вопросов, ответы на которые имеют важное значение по делу. Необходимо тщательно изучить личность допрашиваемого: выяснить условия его жизни, воспитания, состояние психики, умение и способность правильно оценивать ситуацию, излагать сведения об увиденном и услышанном, взаимоотношениях со сверстниками и лицом, заподозренном в совершении преступления. С этой целью необходимо побеседовать, а лучше всего допросить лиц, которые хорошо знают несовершеннолетнего (законных представителей, соседей, педагога и др.) и помогут найти контакт с несовершеннолетним, так как от того, будет установлен контакт с несовершеннолетним или нет, зависит успех допроса, и, иногда и в целом успех расследования уголовного дела.

Для того, чтобы несовершеннолетний свидетель мог быстрее освоиться в новой для него обстановке, привыкнуть к незнакомым людям, разговор лучше начинать с сопровождающим его лицом, с педагогом, постепенно вовлекая в процесс общения и ребенка, как бы уточняя у него то, что говорится о нем. «Чтобы проверить, насколько ребенок освоился с обстановкой, можно спросить его о том, понятно ли ему, где он находится, зачем его сюда привели, что может интересовать следователя (суд)» .

В ходе допроса следователь, дознаватель, судья должны вести себя с несовершеннолетним предельно корректно. Иногда несовершеннолетние, стремясь показаться старше или скрыть свое волнение, употребляют жаргонные или нецензурные слова. В ходе допроса это надо пресекать и напомнить, что устные сообщения несовершеннолетнего будут занесены в протокол допроса. В то же время, чувствуя, что несовершеннолетний ведет себя скованно, долго думает или вообще не отвечает на поставленные вопросы, или же сильно взволнован, его надо успокоить, поговорить на отвлеченные темы.

Например, выяснить, чем увлекается подросток, поговорить с ним на тему его увлечения. При этом следователь, дознаватель, судья могут шутить, допускать шутливые, меткие определения, которые употребляются среди подростков определенного возраста, давая тем самым возможность подростку быстрее освоиться. Когда подросток освоится, необходимо приступать к допросу.

Перед началом допроса следователь, дознаватель, судья должны представиться, объяснить цель допроса, объяснить важность допроса, объяснить несовершеннолетнему, что от правдивости его показаний зависят результаты расследования и рассмотрения дела в суде. Подросток должен понять, что его показания действительно имеют большое значение для расследования и рассмотрения уголовного дела.

В ходе допроса необходимо тщательно формулировать вопросы, они должны быть понятными и недвусмысленными, нельзя во время допроса подсказывать несовершеннолетнему или делать внушения, например: «Это ты должен помнить… Надо вспомнить… Ты не мог забыть о том, что…» . Естественно, нельзя задавать наводящие вопросы (ч. 2 ст. 189 УК РФ). «Задавая вопросы. следователь, дознаватель, судья должны убедиться в том, что несовершеннолетний правильно их понимает. Если станет очевидным, что несовершеннолетний не понял вопроса, его необходимо повторить, но в другой постановке. Иногда имеет смысл разделить вопрос на части. При этом необходимо уточнить, понятны ли вопросы» .

Во время допроса необходимо употреблять общепринятые термины и понятия. Лучше, если несовершеннолетний будет давать показания в форме рассказа. Нужно учитывать, что не все несовершеннолетние, в силу возраста и или развития могут последовательно излагать показания, они могут, прерываться, сбиваться, вновь возвращаться к началу допроса. Вот здесь следователю, дознавателю, судье надо быть предельно внимательным, доброжелательным, не высказывать недовольства затянувшимся допросом. Если будет видно, что несовершеннолетний устал, есть смысл прервать допрос, сделать перерыв, поговорить на отвлеченные темы, затем продолжить допрос.

«В результате проведенных исследований и изучения ряда уголовных дел с участием несовершеннолетних, было установлено, что одна из распространенных и серьезных ошибок, допускаемых следователями, заключалась в том, что они не усматривали различий между допросом взрослого и несовершеннолетнего, а тем более малолетнего. В протоколе допроса показания ребенка излагались языком взрослого человека, вопросы формулировались без учета особенностей его психологии, допрос производился без необходимого изучения личности несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля» .

«Допрос несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля в возрасте до семи лет не может продолжаться без перерыва более 30 минут, а в общей сложности — более одного часа, в возрасте от семи до четырнадцати лет — более одного часа, а в общей сложности — более двух часов, в возрасте старше четырнадцати лет — более двух часов, а в общей сложности — более четырех часов в день (ч. 1 ст.191 УПК РФ)» .

При допросе несовершеннолетних потерпевших необходимо учитывать, что они, как и все потерпевшие, заинтересованы в результатах расследования, ведь им причинен моральный, имущественный или физический вред. В момент совершения преступления они были в возбужденном состоянии, и поэтому могли необъективно воспринимать происходившее, ведь они не думали о том, что надо запомнить приметы преступника, действия, которые он совершал, а думали о том, как защититься от преступника.

«Сложность представляют допросы несовершеннолетних потерпевших и свидетелей по половым преступлениям, так как они в большинстве случаев не обладают культурой и знаниями для описания этих видов преступлений. Кроме того, при допросе они испытывают чувство неловкости, стыда. Более того, они могут скрыть или не рассказать о некоторых фактах совершенного преступления. Поэтому следователь и педагог, психолог должны помочь правильно изложить свои показания» .

Очень важно на «начальной стадии допроса сформировать у допрашиваемого интерес к предстоящему разговору, желание говорить. При этом можно сказать ребенку, что от него ждут помощи и она крайне необходима, однако вести себя в подобной ситуации следует достаточно осторожно, чтобы не акцентировать его внимание на чем-то конкретном, что интересует следствие (суд).

В подобных ситуациях допрашиваемый, особенно малолетний свидетель, может прибегнуть к вымыслу, чтобы его оставили в покое либо чтобы заслужить одобрение взрослых» .

По общему правилу свидетель, не достигший возраста 16 лет, по окончании его допроса удаляется из зала судебного заседания. Однако суд вправе признать необходимым присутствие в судебном заседании свидетеля в возрасте до 16 лет после его допроса, например, при предположении о том, что не исключены его повторный допрос об известных ему фактах, очная ставка с другими свидетелями для исследования письменных, вещественных доказательств и т.д.

Как показала следственная практика, несовершеннолетние потерпевшие, находясь в неадекватном психическом состоянии под влиянием пережитых угроз, шантажа, насилия, нередко уклоняются от дачи показаний. Будучи подвергнуты актам насилия и угроз со стороны преступников, подростки вообще могут утратить доверие ко всем взрослым, включая в их число и сотрудников правоохранительных органов. Кроме того, несовершеннолетним свойственна повышенная внушаемость, которая выражается, «с одной стороны, в склонности подростка к неосознаваемому подчинению требованиям других лиц (взрослых, старших по возрасту сверстников) и, с другой — в податливости его постороннему воздействию, благодаря которому подросток сознательно рассказывает не то, что помнит, а то, что ему говорили и хотят от него услышать старшие» .

В заключение необходимо отметить, что допрос несовершеннолетнего представляет сложность не только с точки зрения процессуальных особенностей, но и с точки зрения психологии.

Поэтому следователь (дознаватель) должен обладать навыками психолога, чтобы установить психологический контакт с допрашиваемым, в ходе допроса получить наиболее полные и соответствующие действительности сведения.

Общие положения об особенностях допроса несовершеннолетних. Особенности допросов несовершеннолетних связаны с наличием специфических черт их психологии. Процессуальный порядок и тактические правила допроса несовершеннолетних обеспечивают нейтрализацию тех психологических черт, которые могут воспрепятствовать получению полных и правдивых показаний и, наоборот, использование допрашивающим черт, облегчающих получение таких показаний.

Применительно к допросу речь идет о меньшем, чем у взрослых, объеме знаний и опыта; меньшей способности к сосредоточенному вниманию; повышенной внушаемости; меньшем развитии аналитических способностей при восприятии и оценке воспринятого; тенденции к смешению реально воспринятого и воображаемого; эмоциональности суждений и действий. В частности, дети и подростки уступают взрослым в способности охватить событие в целом, нередко обращают внимание лишь на детали, характеризующие внешнюю сторону события. Они чаще, чем взрослые допускают ошибки при определении расстояний, отрезков времени, последовательности действий и событий. Несовершеннолетний может использовать при даче показаний употребляемые взрослыми понятия и термины, искажая их действительное значение или не понимая смысловых оттенков, подтвердить предложенные допрашивающим формулировки, стесняясь попросить разъяснить их.

Исходя из вышеуказанных особенностей, законодатель предусмотрел особые процессуальные правила допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, которые заключаются в следующем. Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого не может продолжаться без перерыва более 2 часов, а в общей сложности более 4 часов в день. В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого обязательно участвует защитник, который вправе задавать ему вопросы, а по окончании допроса знакомиться с протоколом и делать замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей. В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно.

Следователь, дознаватель обеспечивают участие педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого по ходатайству защитника либо по собственной инициативе. Педагог или психолог вправе с разрешения следователя, дознавателя задавать вопросы несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому, а по окончании допроса знакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей. Особенности допроса несовершеннолетнего подозреваемого.

Тактика допроса несовершеннолетнего подозреваемого разрабатывается с учетом следующих факторов:

Несовершеннолетний подозреваемый появляется на первоначальном этапе расследования, когда следователь не располагает достаточными данными о его причастности к расследуемому событию;

допрос подозреваемого является неотложным следственным действием, в связи с чем следователь не имеет достаточного времени на его подготовку; подросток эмоционально возбужден, его угнетает непривычность обстановки.

В связи с этим целесообразно осуществлять вызов несовершеннолетнего подозреваемого через посыльного или направлением телефонограммы по месту учебы, работы, жительства, причем должностное лицо, которому направляется телефонограмма или к которому обращается посыльный, желательно предупредить о неразглашении в коллективе факта и оснований вызова несовершеннолетнего на допрос. Допрос несовершеннолетнего подозреваемого должен производиться в кабинете следователя. Данное место, а также порядок допроса должны побудить его к отчетливому осознанию своего положения в деле и того, что речь идет не о педагогической беседе, а о допросе по уголовному делу. Первый допрос должен быть детальным и касаться не только обстоятельств преступления, в совершении которого подозревается подросток, но и условий его жизни и воспитания, ближайшего окружения, потребностей и интересов. Чем больше у следователя будет объективных данных о подростке, его поведении и связях на первом допросе, тем быстрее будет раскрыто преступление и выявлены обстоятельства, способствующие его совершению.

Свободный рассказ несовершеннолетнего обычно фрагментарен и недостаточно конкретен. В ходе рассказа подросток часто следует не ходу события, а возникшим ассоциациям. Однако допрашиваемого нельзя торопить, обрывать, досказывать за него. Упорядочение и пополнение полученных в этой стадии допроса сведений лучше проводить после ее окончания. Важное значение при допросе несовершеннолетних подозреваемых приобретает вопрос о нейтрализации круговой поруки и нежелания выдать соучастников преступления. В силу психологических особенностей подросткового возраста некоторым несовершеннолетним импонирует такое поведение. Тактика допроса таких подростков должна предусматривать детализацию показаний, сопровождение допроса проверкой показаний на месте, разъяснение несовершеннолетнему истинного смысла и содержания чувства дружбы и товарищества, не имеющего ничего общего с круговой порукой. Немаловажное значение при допросе несовершеннолетнего подозреваемого имеет показ следователем своей осведомленности об обстоятельствах совершенного преступления, ни в коем случае не прибегая к обману или внушению. В подобных случаях следователю целесообразно держать себя уверенно, вопросы задавать в логической последовательности, использовать при допросе достоверно установленные факты, на вопросы и реплики подозреваемого давать такие ответы, которые допускали бы многозначное толкование. Вместе с тем, этот психологический прием допроса надо применять с большой осторожностью, чтобы у допрашиваемого не создалось впечатления об обмане или введении его в заблуждение. При допросе несовершеннолетнего подозреваемого доказательства, как правило, не приводятся, так как чаще всего следователь к этому времени не располагает замкнутой цепью улик, а разрозненные доказательства неубедительны. В подобных случаях несовершеннолетнему нужно разъяснить значение и правовые последствия чистосердечного раскаяния и активного способствования раскрытию преступления. Для получения правдивых показаний можно использовать и положительные личные качества несовершеннолетнего. Но следует сразу же заметить, что неумело построенный допрос может привести к самооговору. Задача следователя состоит в том, чтобы, не обращаясь к материалам дела и не оперируя никакими обстоятельствами совершенного преступления, попытаться воздействовать на сознание несовершеннолетнего и побудить его к раскаянию. В случае отрицания своей причастности к совершенному преступлению необходимо детально выяснить, где находился подросток в момент совершения преступления. Изучение следственной практики показывает, что несовершеннолетние правонарушители заранее не подготавливают доказательства своего алиби, поэтому детальный допрос о времени и месте нахождения в момент совершения преступления и сопоставления полученных данных с другими материалами дела выявляют полную несостоятельность объяснений несовершеннолетнего в случае дачи им ложных показаний. В целях установления психологического контакта для участия в допросе может быть приглашен педагог, обучающий подростка и пользующийся у него уважением. Приглашать родителей или заменяющих их лиц для участия в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, как правило, нецелесообразно: нередко они пытаются помешать ходу следствия, влияя на допрашиваемого. Последний в большинстве случаев испытывает в их присутствии стыд, отвлекается от задаваемых вопросов для того, чтобы следить за их реакцией.

В ходе допроса особое внимание следует уделить также разграничению формы и степени участия в содеянном каждого из лиц, проходящих по делу (нередко по групповым делам в показаниях всех несовершеннолетних обвиняемых повторяются аналогичные формулировки - «мы шли», «мы напали» и тому подобные). Если изучение личности при подготовке к допросу несовершеннолетнего подозреваемого было ограничено недостатком времени и более узкими задачами, которые решаются при допросе, то при подготовке к допросу несовершеннолетнего обвиняемого личность подростка, путем использования тех же источников информации, должны быть изучена всесторонне. В плане допроса следует предусмотреть обстоятельства, подлежащие выяснению, и вопросы, которые необходимо поставить перед несовершеннолетним, с учетом его позиции по отношению к предъявленному обвинению. После оглашения постановления о привлечении в качестве обвиняемого не следует сразу же выяснять у подростка, признает ли он себя виновным в предъявленном обвинении или нет. Такой вопрос может негативно повлиять на весь ход следствия. Подросток может замкнуться, сразу признав себя виновным, или дать ложные показания, оговорив себя. После предъявления обвинения предпочтителен свободный рассказ несовершеннолетнего, который не рекомендуется прерывать. Тактика дальнейшего допроса зависит от позиции несовершеннолетнего по отношению к предъявленному обвинению. Не рекомендуется требовать от раскаявшегося подростка, чтобы он сразу же во всех деталях рассказал о наиболее жестоких и циничных действиях.

При допросе в конфликтных ситуациях, когда несовершеннолетний отрицает причастность к совершенному преступлению, кроме тех тактических приемов, которые были рекомендованы при допросе несовершеннолетних подозреваемых, целесообразно использовать также следующие:

  • - предъявление в определенной последовательности собранных в процессе расследования доказательств. Их лучше использовать в нарастающем порядке, но в логической последовательности и без разрыва во времени. Предъявленные доказательства не должны представлять сложную систему улик, так как несовершеннолетний может в них не разобраться. Значение каждого из предъявленных доказательств несовершеннолетнему нужно разъяснить;
  • - в процессе допроса несовершеннолетнему можно предъявить только факты, непосредственно уличающие его в совершении преступления. Не рекомендуется доводить до его сведения фактические данные, которые непосредственно не уличают подростка, а раскрывают механизм преступления. В определенной ситуации этой информацией несовершеннолетний может воспользоваться, решив признаться в преступлении, которого он не совершал;
  • - допущение легенды. Такой тактический прием допустим, если следователь располагает достаточными доказательствами для опровержения ложных показаний обвиняемого. Эффективность этого тактического приема заключается в том, что он убедит несовершеннолетнего в недопустимости ложных показаний и по другим вопросам;
  • - психологический эффект внезапности можно применять в зависимости от возраста допрашиваемого и характера доказательств, которыми располагает следователь; разъяснить значение чистосердечного раскаяния и активного способствования раскрытию преступления как смягчающего вину обстоятельства. Для участия в допросе может быть приглашен педагог или специалист в области детской и юношеской психологии.


Поделиться: