Для всех и обо всем. Семен Челюскин — человек, а не пароход

19:53 — REGNUM

«Погода пасмурная, снег и туман. Приехали к мысу. Сей мыс каменной, приярой, высоты средней, около оного льды гладкие и торосов нет. Здесь именован мною оный мыс: Восточный Северный. Поставил маяк — одно бревно, которое вез с собою». Оставляя в своем путевом журнале короткую запись, штурман Семён Челюскин не знал, что она станет главным доказательством его открытия. Как не знал и того, что стал первым человеком в самой северной точке евразийского материка.

Северный штурман

О дате и месте рождения Семёна Ивановича Челюскина ученые спорят до сих пор. История его началась с прибытия в Москву на смотр дворянских недорослей в 1714 году, после чего он стал учеником Школы математических и навигацких наук. После окончания прилежной учебы в 1720-е годы Семён Челюскин служил на кораблях Балтийского флота, практиковался в описании прибрежных участков Финского залива в должности «навигатора». Звание штурмана было дано Челюскину в 1733 году, уже после Витуса Беринга .

2-я Камчатская (Великая Северная) экспедиция 1733−1743 годов внесла большой вклад в изучение севера и востока Азии. Исследователи под общим руководством Витуса Беринга и Алексея Чирикова изучали не только географию неизвестной Сибири, но и уделяли внимание ботаническим, историческим и картографическим ее особенностям.

Челюскин попал в отряд лейтенанта Василия Прончищева , возглавившего часть экспедиции по исследованию северных берегов от Лены до Енисея. За время их совместной работы на судне «Якутск» на карте появилась дельта Лены и территории до устья Анабара.

В 1736 году Прончищев и его жена Татьяна (первая женщина-участница экспедиции в Арктику) скончались от цинги. Новым командиром отряда стал лейтенант Харитон Лаптев , и работа по описи берегов Таймыра продолжилась.

Пробиваться сквозь льды полярных рек морские офицеры уставали: походам часто мешали погодные условия, ряды исследователей косили болезни. 24 августа 1740 года «Якутск» получил серьезную пробоину во льдах, и Челюскину вместе с командой пришлось идти пешком через торосы 700 верст до прежнего зимовья. Добрались к концу октября, потеряв в пути четверых.

Но исследования не прекращались. Когда в 1741 году неизведанной осталась только северная часть Таймырского полуострова, штурману Челюскину доверили самую тяжелую работу: добраться до Восточно-Северного мыса.

Неприметное открытие

Путешествие к мысу началось 5 декабря 1741 года, Челюскину нужно было пересечь Таймыр с юго-запада на северо-восток. В сопровождении подвозчиков на оленьих упряжках, ориентируясь по звездам и компасу, 15 февраля 1742 года исследователь прибыл в Попигайское зимовье, а в конце марта отправился вдоль побережья на северо-запад.

Описание северных берегов Таймыра шло медленно, но верно. Каждый день Семён Челюскин и помощники перемещались дальше, устанавливали бревна на новом месте, измеряли расстояние. Челюскин вел путевой журнал, куда записывал все показатели и характеристики территории. На страницах встречались краткие упоминания о суровой погоде, о крайнем изнурении собак в упряжках — и ни слова о личном, об усталости или болезни. Единственная копия документа сегодня хранится в архиве Военно-морского флота в Санкт-Петербурге.

В преддверии встречи с крайней точкой материка Челюскина застала «поземная метель великая, что ничего не видно» . Палатка из оленьих шкур плохо защищала от пятидесятиградусного мороза. Но через сутки, когда пурга поутихла, штурман двинулся дальше и вскоре достиг мыса.

Место, конечно, не производило никакого впечатления. Челюскин написал в своих заметках о низком и песчаном береге с «небольшим выгибом», провел в изучении территории около часа и повернул на юго-запад. В долгом обратном пути его с провизией встречали посланцы начальника отряда Харитона Лаптева.

Последняя запись в дневнике Челюскина сделана 20 июля 1742 года: «Погода пасмурная, великий дождь. Сего числа пополудни в третьем часу прибыл я в город Мангазейск и явился в команду лейтенанта Харитона Лаптева». На этом участие Семёна Челюскина в Великой Северной экспедиции было завершено.

Осенью 1742 года Челюскин вернулся в Петербург, где был произведен в мичманы и возобновил службу на Балтийском флоте в разных должностях. Место, где в 1764 году был похоронен Семён Челюскин, точно не установлено. Так, волею истории, человек, неизвестно откуда пришедший и неизвестно где погребенный, нашел свою славу и свое вечное место — в крайней точке Евразии.

… Ровно через столетие, в 1842 году, по поручению Петербургской Академии наук в экспедицию в Северную и Восточную Сибирь отправился Александр Миддендорф . Используя работы Челюскина и Лаптева, академик составил карту Таймыра и первым после первооткрывателей побывал на Восточно-Северном мысе.

«Челюскин, бесспорно, венец наших моряков, действовавших в том крае, — писал Миддендорф. — Вместо того, чтобы изнуриться пребыванием на глубоком Севере, как изнурялись все другие, он в 1742 году ознаменовал полноту своих деятельных сил достижением самого трудного, на что до сих пор напрасно делались все попытки».

После своей экспедиции Александр Миддендорф предложил Русскому географическому обществу переименовать мыс Восточно-Северный в мыс Челюскина. В 1878 году новое название было признано путем внесения в международные карты, а в 1919 году наука смогла доказать, что мыс Челюскина является северной оконечностью Евразии.

Наукой забытое место

В 1932 году экспедиция Арктического Института соорудила на мысе полярную станцию. Вторую зимовку возглавил известный исследователь Арктики Иван Папанин , превратив станцию в крупную научную базу. Место, от которого до Северного полюса около 1360 км, привлекало советских ученых. В 70-е население мыса насчитывало около сотни человек, у которых был свой уникальный праздник — 19 февраля, когда солнце впервые за четыре месяца полярной ночи ненадолго появлялось в небе.

На закате советского времени место практически опустело, как и многие другие полярные станции развалившейся страны. Сегодня станция на мысе Челюскина — это 8−10 человек на одной зимовке, заброшенные здания и научные павильоны. И самый северный аэродром континентальной Евразии, от которого осталась только вертолётная площадка. Ждет ли станцию возрождение, после того как страна вновь проявила к Арктике интерес? Пока этот вопрос остается открытым.

Добраться до мыса Челюскина — по-прежнему испытание. Первая высадка военных Северного флота на мыс Челюскин произошла только в 2017 году. Покорить северный мыс иногда осмеливаются путешественники. Крайняя северная точка продолжает манить романтиков — и носит имя главного из них.

С. И. Челюскин - морской путешественник, исследователь, участник многолетней экспедиции, сделавший серьезные географические открытия, оставленные без внимания при его жизни.

Происхождение

Предки Челюскина (по документам 17 в. - Челюсткины) поначалу были вполне успешными людьми, занимали важные должности, хорошо продвигались по службе, были богаты

Но при Петре Первом отец Семена Ивановича оказался в опале (он был в числе взбунтовавшихся московских стрельцов) и до конца жизни его семья прозябала в деревенской глуши, еле-еле сводя концы с концами.

Точных сведений о том, где и когда родился С. И. Челюскин, до сих пор не обнаружено, примерно это 1700г.

Обучение

В 1714 году дворянский недоросль Семен Челюскин был принят в московскую школу, где мальчиков обучали точным и навигационным наукам. Здесь будущий исследователь постигал премудрости математики, географии, астрономии.

Он был толковым и старательным учеником. В 1721г., окончив учебу, был рекомендован по аттестату на штурманскую деятельность.

Начинающий моряк Челюскин

В начале морской карьеры (1720-е годы) Челюскин служил на Балтийском флоте навигатором, учеником штурмана и подштурманом. Тогда же начали проявляться и его исследовательские наклонности: он описывал прибрежные территории финского залива. А позже, в 1727 г., уже преподавал морское дело балтийским гардемаринам.

Несмотря на явную одаренность, ничто не сулило будущему первопроходцу хорошей карьеры, потому что все главные должности на морских судах предназначались иностранным специалистам, а в адмиралтействе у Челюскина не было влиятельных покровителей.

В составе Камчатской экспедиции

В апреле 1732 г., вышел указ о предстоящей Великой Северной экспедиции, которую еще называли Камчатской. В ее состав неожиданно был включен и подштурман Челюскин, которому было поручено обеспечить экспедицию всем необходимым: провизией, одеждой, оборудованием и оружием.

Преодолев бюрократию и волокиту чиновников, Семен Иванович все нужное достал, хотя и с задержкой. В ходе экспедиции, которой руководил В. Беринг, помимо прочего, предстояло исследовать северный берег моря между Леной и Енисеем.

Для этого был снаряжен специальный отряд под руководством Василия Прончищева, который сделал Челюскина членом своей команды. Экспедиция началась летом 1735. Невыносимые условия работы за Полярным кругом привели к тому, что отряд утратил своего руководителя. Челюскин продолжил начатое Прончищевым.

Два года в Якутске

Беринг отбыл на Камчатку, оставив вместо себя Челюскина. Почти два года экипаж экспедиции пребывал в Якутске, готовясь к новому плаванию и ожидая указаний и помощь из Адмиралтейства.

Во льдах

В середине июля 1740 экспедиция снова вышла в поход. Через месяц случилась беда. Корабль с 40 членами экипажа попал в ловушку. Стиснутый дрейфующими льдами, он не мог двигаться дальше. Для спасения людей был только один выход: высадиться с корабля.



Смастерили большие сани, выгрузили провиант, снаряжение и двинулись на материк. Члены экипажа болели цингой, несколько человек умерли, но, пройдя по ледяной пустыне 700 верст, команда высадилась на берегу.

Сделали две времянки и стали ждать, когда установится зимний путь. Несколько месяцев ожидания никто не сидел без дела. И хотя катастрофически не хватало провизии (выручил сибирский промышленник Сазоновский, приславший семьдесят пудов муки), одолевали болезни и холод, но группа исследователей изучала берег, описывались прибрежные территории. Неизученной осталась лишь северная часть полуострова Таймыр.

В самой северной точке материка

Это сделали Семен Челюскин и Харитон Лаптев. Они разделились: группа Лаптева идет на восток полуострова, а Челюскин - на запад. Туруханские жители очень серьезно помогли исследователям: собачьими и оленьими упряжками, продовольствием. В условиях 50-градусных морозов люди проходили по 30 и даже 40 верст ежедневно.

Нужно было достичь северного побережья, чтобы потом идти вдоль него на запад, описывая территории. И опять же с помощью местных жителей Челюскин совершил этот труднейший переход. На крутом берегу мыса Святого Фаддея был сооружен маяк. Это была точка, где еще не ступала нога человека. А дальше - все по намеченному плану.

Семен Челюскин, собачьи упряжки в самой северной части материка фото

Исследования Челюскина подробно и лаконично описаны в его путевом журнале. Кроме деловых заметок, есть упоминания о замученных собаках, но - ни единого слова, которое бы выявило чувство страха, отчаяния или усталости самого Семена Ивановича. Изо дня в день велись непрерывные работы. Пережили и суровейшие морозы, и страшные метели.

И вот, наконец, достигли мыса, оказавшегося самой северной точкой Евразии. Но Челюскин так и не узнал, что совершил величайшее географическое открытие, он даже не особенно впечатлился увиденным: сделал обычные записи, вычисления и отправился на юго-запад вдоль берега, пока 20.07.1742 в г. Мангазея не встретился с Х. Лаптевым.

Смерть в безвестности

Позже, когда уже стало известно, что Челюскин совершил небывалый подвиг и открытие, мыс был назван его именем. А при жизни он не получил за это никакой награды. Жил до смерти со своей семьей в маленьком имении Алексанского уезда. Умер, вероятнее всего, в 1764 г. Где захоронен, до сих пор неизвестно.

Семён Иванович Челюскин (около 1700 г. в уездном городе Белёве Тульской губернии - ноябрь 1766 г.) - русский полярный мореплаватель.

Биография

Осенью 1714 года в Москве он был зачислен в Школу математических и навигацких наук, которая располагалась в Сухаревской башне. В 1720-е годы С. И. Челюскин нёс службу на кораблях Балтийского флота в должности навигатора, ученика штурмана и подштурмана. С 1726 года служил на Балтийском флоте, в 1733-1743 годах участвовал в Великой Северной экспедиции. В 1735-1736 годах был штурманом на дубель-шлюпке «Якутск» в экспедиции В. В. Прончищева. Вёл дневниковые записи этой экспедиции, вёл описание открытого берега. В сентябре 1736 года из-за болезни и смерти Прончищева принял командование кораблём и вывел его из залива Фаддея к устью реки Оленёк. В декабре 1736 года санным путём вместе с геодезистом Чекиным вернулся в Якутск. В 1738-1739 году, после ремонта «Якутска», принял участие в экспедиции Х. П. Лаптева. В 1741-1742 годах исследовал западное побережье полуострова Таймыр, устья рек Хатанги, Пясины и Енисея, открыл самое северное место континентальной Евразии, которое позже было названо в его честь мысом Челюскин.

Осенью 1742 года вернулся в Петербург, где был произведён в мичманы и служил на разных должностях на Балтийском флоте. В 1751 году был произведён в лейтенанты, через 3 года в капитан-лейтенанты. С 18 декабря 1756 года в чине капитана 3-го ранга в отставке.

Известный русский учёный и исследователь XIX века академик Александр Миддендорф сказал о Челюскине так:

Исследователь биографии Челюскина В.В.Богданов, пишет:

Место погребения С. И. Челюскина точно не установлено.

Память о Челюскине

  • В честь Челюскина названа самая северная точка материка Евразия - мыс Челюскин.
  • Северная часть Таймырского полуострова в 1967 году названа полуостровом Челюскин.
  • В устье Таймырской губы Карского моря, в которую впадает река Таймыра, лежит остров Челюскина.
  • В 1933 году в его честь был назван новый пароход «Челюскин», ставший позже знаменитым.
  • В Лосиноостровском районе города Москвы в его часть названа улица.
  • В городе Харькове (Украина) в его честь названа улица.
  • В Лутугинском районе Луганской области (Украина) в честь него назван посёлок.
  • В честь Челюскина названы улицы в городах Мариуполе и Полтаве (Украина).
  • Улица и переулок в г. Белая Церковь (Украина)
  • Улица в г. Нежин (Украина)
  • В Ижевске в честь Челюскина названа одна из улиц Восточного посёлка.
  • В городе Казани (Россия, Татарстан) в честь Челюскина названа улица.
  • В честь Челюскина назван один из самолётов «Аэрофлота» с бортовым номером VQ-BBA.
  • В городе Новосибирске (Россия) в честь участников ледового плавания на судне «Челюскин» названа улица.
  • В городе Бердянске (Украина) в честь Челюскина названа улица.
  • В городе Пенза (Россия) в честь Челюскина названа улица и проезд.
  • В городе Ростове-на-Дону (Россия) в честь Челюскина названа улица.
  • В городе Каменка-Днепровская (Украина) в честь Челюскина назван переулок.
  • В городе Стерлитамаке (Россия, Башкортостан) в честь Челюскина названа улица.
  • В городах Саратове, Вологде, Екатеринбурге, Мурманске, Оренбурге, Воронеже, Нижнем Тагиле, Омске, Барнауле и Тюмени есть улица Челюскинцев.
  • В городе Бровары (Украина) в честь Челюскина названа улица
  • В городе Минск (Беларусь) в честь Челюскина назван парк
  • В городе Брест (Беларусь) в честь Челюскина названа улица
  • В городе Донецк(Украина) в честь Челюскина названа улица
  • В городе Усть-Каменогорск (Казахстан) в его честь назван переулок.
  • В городе Нижний Новгород (Россия) в его честь названа улица

Литература

  • Большой энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1991. С.1489
  • Голубев Г. Н. Колумбы Росские: историческая хроника. - М.: Сов. Писатель, 1989. С.376
  • Глушанков И. В. Навстречу неизведанному. - Л.: Гидрометеоиздат, 1980. С.111
  • Белов М. И. По следам полярных экспедиций. - Л.: Гидрометеоиздат, 1977. С.17-18
  • Миддендорф А. Ф. Путешествие на север и восток Сибири. - СПб., 1860-69. Ч.1. С.78
  • Кублицкий Г. И. По материкам и океанам. Рассказы о путешествиях и открытиях. - М.: Детгиз, 1957. - 326 с.
  • Крутогоров Ю. А. Куда ведёт Нептун: историческая повесть. - М.; Дет. лит., 1990. - 272 с.
  • Пасецкий В. М.. Арктические путешествия россиян. - М.: Мысль, 1974. - 230 с.: ил.
  • Пасецкий В. М. Русские открытия в Арктике. - Часть 1. - СПб.: Адмиралтейство, 2000. - 606 с.: ил. - Серия «Золотое наследие России».
  • Русские мореплаватели / Под ред. В. С. Лупача. - М.: Воениздат, 1953. - 672 с.

Семён Иванович Челюскин. Родился около 1700 года в Борищево Калужской губернии - умер в ноябре 1766 года. Русский полярный мореплаватель, путешественник и исследователь. Первооткрыватель крайней северной точки Евразии.

Семён Челюскин родился около 1700 года в селении Борищево Калужской губернии. Впрочем, ни точная дата ни место его рождения достоверно не известны. Так, по другим источникам он родился в 1704 году или даже в 1707-м году. Некоторые биографы допускают, что он мог родиться в уездном городе Белёве Тульской губернии.

Отец - Иван Родионович Челюскин.

Потомок старинного дворянского рода (во многих документах XVII в. их фамилия значилась как Челюсткины). Его предки были воеводами, стольниками и стряпчими. Его дед Родион Матвеевич дослужился до "головы" (чин полковника) московских стрельцов.

Осенью 1714 года в Москве он был зачислен в Школу математических и навигацких наук, которая располагалась в Сухаревской башне.

В 1720-е годы нёс службу на кораблях Балтийского флота в должности навигатора, ученика штурмана и подштурмана. В 1721 Челюскин "получил аттестации в науке и в практике" и хорошо зарекомендовал себя в "штурманской должности и хорошем обхождении".

С 1726 года служил на Балтийском флоте. В 1733-1743 годах участвовал в Великой Северной экспедиции. Как участник экспедиции Беринга, Челюскин находился сначала в отряде Прончищева, а затем, после смерти последнего, в отряде Харитона Лаптева, под начальством которых и принимал деятельное участие в исследованиях побережья Северного океана от устья реки Лены до Енисея. На его долю выпала задача описать самую северную конечность Таймырского полуострова.

В 1735-1736 годах был штурманом на дубель-шлюпке «Якутск» в экспедиции В. В. Прончищева. Вёл дневниковые записи этой экспедиции, вёл описание открытого берега. В сентябре 1736 года из-за болезни и смерти Прончищева принял командование кораблём и вывел его из залива Фаддея к устью реки Оленёк.

В декабре 1736 года санным путём вместе с геодезистом Чекиным вернулся в Якутск.

В 1738-1739 году, после ремонта «Якутска», принял участие в экспедиции Х. П. Лаптева.

В 1741-1742 годах исследовал западное побережье полуострова Таймыр, устья рек Хатанги, Пясины и Енисея, открыл самое северное место континентальной Евразии, которое позже было названо в его честь мысом Челюскин.

В феврале 1742 г. он прибыл в устье р. Хатанги, оттуда к маю месяцу дошел до мыса св. Фаддея. Отсюда, следуя на нартах по закраинам берега, начал опись. 7-го мая он достиг крайней северной точки - северо-восточного мыса, - которая и была им определена под 77°34" с. ш. Затем, обогнув его, он спустился к югу, к устью р. Таймуры, где и присоединился к шедшему ему навстречу Лаптеву. Журнал его описи в извлечении, сделанном А. Соколовым, помещен в "Записках гидрографического департамента" за 1851 г., т. IX, стр. 58-64. Челюскин астрономически определил вышеупомянутый пункт и сделал обстоятельное геодезическое описание берега.

Позже об этой экспедиции писал : «Сколь же мне сведомо, с востока от устья р. Лены поручик Харитон Лаптев мог дойти до 77 градусов, а всего мысу водяным ходом не окружили, однако по краям стоячего льду прошел при оном мысу мичман Челюсткин и везде видел стоячий лед, окружен торосом».

Ломоносов создал в 1763 году полярную карту, на которой указал мыс, описанный Челюскиным, а на северо-востоке континента пунктирной линией обозначил уходящий к полюсу неисследованный "Чукотский нос". Хотя Ломоносов и Челюскин не смогли точно указать крайнюю северную точку Евразии. Лишь через столетие по этой местности путешествовал будущий российский академик А.Ф. Миддендорф, который и назвал мысом Челюскина (официально это название было введено в 1878 году): «Как бы то ни было, но если северо-восточный мыс получит имя Челюскина, то он сохранит это имя с честью. Челюскин не только единственное лицо, которому сто лет назад удалось достигнуть этого мыса и обогнуть его, но ему удался этот подвиг, не удавшийся другим, именно потому, что его личность была выше других. Челюскин, бесспорно, венец наших моряков, действовавших в том крае».

Осенью 1742 года вернулся в Петербург, где был произведён в мичманы и служил на разных должностях на Балтийском флоте. В 1751 году был произведён в лейтенанты, через 3 года в капитан-лейтенанты.

Умер великий русский полярный мореплаватель в ноябре 1764 года. Место погребения Семёна Ивановича Челюскина точно не установлено, но наиболее вероятным является село Босарево.

«Челюскин, бесспорно, венец наших моряков, действовавших в том крае... вместо того, чтобы изнуриться пребыванием на глубоком Севере, как изнурялись все другие, он в 1742 году ознаменовал полноту своих деятельных сил достижением самого трудного, на что до сих пор напрасно делались все попытки» , - говорил о Челюскине русский учёный и исследователь XIX века академик Александр Миддендорф.

Семён Иванович Челюскин

Личная жизнь Семёна Челюскина:

Был женат на Аграфене Павловой.

В фондах Поместного приказа Госархива древних актов найдена челобитная жены Челюскина, датированная мартом 1765 года, обращенная к "Всепресветлейшей державнейшей великой государыне императрице Екатерине Алексеевне": "бьет челом вдова Аграфена Павлова дочь капитана-лейтенанта Семенова жена Иванова сына Челюскина да отставной капитан Петр Семенов сын Челюскин. В прошлом, 1764 г., в ноябре месяце, моего Аграфенинова мужа, а тоего Петрова отца вышереченного Семена Ивановича Челюскина волею Божией не стало".

В челобитной вдова Челюскина сообщала, что после смерти мужа за ним остались недвижимые имения в следующих уездах: Лихвинском (ныне Чекалинский р-н Тульской обл.), Алексинском (Тульская обл.), Перемышльском (Калужская обл.) и Белевском.

Память о Семёне Ивановиче Челюскине:

В честь Челюскина названа улица в городе Путивль;
В честь Челюскина названа самая северная точка материка Евразия - мыс Челюскин;
Северная часть Таймырского полуострова в 1967 году названа полуостровом Челюскин;
В устье Таймырской губы Карского моря, в которую впадает река Таймыра, лежит остров Челюскина;
В 1933 году в его честь был назван новый пароход «Челюскин», ставший позже знаменитым;
В Лосиноостровском районе города Москвы в его часть названа улица;
В городе Харькове (Украина) в его честь названа улица;
В Лутугинском районе Луганской области (Украина) в честь него назван посёлок;
В честь Челюскина названы улицы в городах Мариуполе и Полтаве (Украина);
Улица и переулок в г. Белая Церковь (Украина);
Улица в г. Нежин (Украина);
В Ижевске в честь Челюскина названа одна из улиц Восточного посёлка;
В городе Казани (Россия, Татарстан) в честь Челюскина названа улица;
В честь Челюскина назван один из самолётов «Аэрофлота» с бортовым номером VQ-BBA;
В городе Новосибирске (Россия) в честь участников ледового плавания на судне «Челюскин» названа улица;
В городе Бердянске (Украина) в честь Челюскина названа улица;
В городе Пенза (Россия) в честь Челюскина названа улица и проезд;
В городе Ростове-на-Дону (Россия) в честь Челюскина названа улица;
В городе Каменка-Днепровская (Украина) в честь Челюскина назван переулок;
В городе Стерлитамаке (Россия, Башкортостан) в честь Челюскина названа улица;
В городах Саратове, Вологде, Екатеринбурге, Мурманске, Оренбурге, Воронеже, Нижнем Тагиле, Омске, Барнауле и Тюмени есть улица Челюскинцев;
В городе Бровары (Украина) в честь Челюскина названа улица;
В городе Минск (Беларусь) в честь участников ледового плавания на судне «Челюскин» назван парк;
В городе Брест (Беларусь) в честь Челюскина названа улица;
В городе Донецк(Украина) в честь Челюскина названа улица;
В городе Усть-Каменогорск (Казахстан) в его честь назван переулок;
В городе Нижний Новгород (Россия) в его честь названа улица.

Челюскин — мыс и человек

20 мая 1742 года русский моряк и исследователь Семен Иванович Челюскин достиг самой северной оконечности Евразии, которую через сто лет назовут в его честь — Мыс Челюскин

С именем Челюскина связано множество географических названий, но, прежде всего, это самая северная оконечность полуострова Таймыр, открытая им в 1742 году во время полярного похода к ледяным водам Карского моря. Тогда этому открытию не придали большого значения и даже не удостоили награды первопроходца, но, как выяснилось позже, Челюскин совершил значительное открытие — первым достиг и описал самую северную часть Евразии.

Поскольку при жизни Семену Ивановичу Челюскину получить признание не довелось, многие факты о его рождении и смерти противоречивы и запутанны. Годы жизни —примерно 1704-1764. Есть источники, указывающие и на другие даты. Место рождения историки также называют неоднозначно, опираясь на разные архивные материалы. Тем не менее известно, что человек этот был дворянского происхождения, родился в Тульской губернии и отличался необычайной силы характером и несгибаемой волей.

Как дворянин, получив образование в Москве, в 1720-е годы Челюскин поступил на военную службу, став морским офицером Балтийского флота. В Петербурге он учился навигации и стал помощником штурмана. Затем обзавелся семьей и занимался обучением гардемаринов.

До подписания 17 апреля 1732 года указа о снаряжении Великой Северной экспедиции под руководством Витуса Беринга у Семена Челюскина была возможность хорошо зарекомендовать себя в качестве помощника штурмана и толкового моряка. Но взлета карьеры ожидать не приходилось — на руководящие посты во флоте при царице Анне Иоанновне принимали в основном иностранцев.

И в конце января 1733 года Семен Челюскин отправляется в Камчатскую экспедицию. Его произвели в штурманы и направили в Екатеринбург для подготовки судов, приспособленных к плаванию по рекам Сибири и Северному Ледовитому океану. Столкнувшись с местным бюрократизмом и волокитой, Челюскину пришлось проявить немало воли и упорства, чтобы с большим трудом добыть необходимое снаряжение.

Во второй Камчатской экспедиции, в 1733-43 годах, Челюскин работал в отрядах Василия Прончищева, с которым был дружен с юношеских лет, и Харитона Лаптева, в честь которого позднее назовут одно из северных морей России. В конце июня 1735 года отряд первопроходцев отправился в опасное плавание к берегам полуострова Таймыр, а спустя год Челюскин похоронил своего командира Василия Васильевича Прончищевых и его жену Татьяну (первую женщину — участницу полярной экспедиции) в вечной мерзлоте на берегах якутской реки Оленёк.

Исследования шли в суровых условиях заполярья. Северные походы тогда были крайне опасными предприятиями, с большой смертностью участников от цинги, заболеваний и несчастных случаев. Такой суровый опыт формирует и закаляет характер Челюскина, позволяет ему идти дальше, в ледяные края, куда еще не ступала нога человека.


Семен Иванович Челюскин. Источник: discoveries.ru

В 1740 году Семен Челюскин снова собирает экспедицию на Таймыр. 13 июля того года исследовательское судно «Якуцк» отправляется в последний полярный поход. О том, как это было, может поведать единственный достоверный документ — путевой журнал, копия которого хранится в архиве Военно-Морского Флота в Санкт-Петербурге.

Спустя два месяца экспедицию заблокировало дрейфующими льдами на восточном побережье Таймыра в море Лаптевых. На лед сгрузили снаряжение и припасы. Смастерили сани и пошли к берегу, где построили две «юрты земляные». Жили там до тех пор, пока не установился зимний путь. Через месяц, пройдя около 700 верст, команда во главе со своим штурманом, пережив болезни и голод, достигла зимовья. Людей спасли, но Семен Челюскин не собирался останавливаться. Вместе с казаками Фофановым и Гороховым, на собачьих упряжках он отправляется в северную часть полуострова, чтобы завершить его описание.

Морозы стояли до 50 градусов ниже ноля все три месяца, пока троица первопроходцев добиралась до устья реки Хатанги. В апреле 1742 года они вышли к мысу Святого Фаддея, там исследователи соорудили маяк и двинулись еще севернее, в совершенно неизведанные земли. Челюскин с особой тщательностью продолжал вести и записывать наблюдения.

20 мая (9 мая старого стиля) 1742 года собачья упряжка достигла ранее неизвестного мыса. Штурман Челюскин записал в путевом журнале: «Погода пасмурная, снег и туман. Приехали к мысу. Сей мыс каменной, высоты средней, около оного льды гладкие и торосов нет. Здесь именован мною оный мыс: Восточный Северный. Поставил маяк — одно бревно, которое вез с собою». Именно эта его запись в журнале станет главном доказательством географического открытия Семена Ивановича Челюскина.

Штурман Челюскин и не задумывался, какое мировое значение будут впоследствии иметь его храбрость и решительность, позволившие достичь самой северной точки Евразийского континента. За время своих походов и экспедиций Семен Челюскин проехал и прошел, выполняя описи, в общей сложности более 7 тысяч километров, и среди прочего открыл мыс, тогда показавшийся ему незначительной находкой.

Сто лет спустя, впервые после первопроходцев, по Таймыру путешествовал будущий российский академик Александр Федорович Миддендорф. Именно он предложил Русскому географическому обществу переименовать северную оконечность Евразии из мыса Восточно-Северный в мыс Челюскина. С 1878 года это название было внесено в международные карты, а в 1919 году тесно сотрудничавший с российскими полярными исследователями норвежский океанограф Отто Свердруп современными научными методами подтвердил, что именно этот мыс и есть северная оконечность Евразии.

Сейчас на мысе Челюскина располагается полярная станция, и самый северный аэродром континентальной Евразии. Это одно из немногих мест на нашем материке, где средняя температура всех месяцев отрицательная.



Поделиться: