Что значит водить в игре жмурки. Игра «Яша» и другие игры типа «жмурки» в кругу

Уважаемые коллеги делюсь с вами игрой "Жмурки", которую немного усложнила. Детям очень нравится, играют с интересом.

Подвижная игра "Кто из нас внимательнее? Жмурки"

для детей подготовительной группы.

Задачи: учиться соблюдать правила игры; развивать внимание, наблюдательность, быстроту, ловкость; воспитывать доброжелательность.

Описание: для проведения игры необходимо свободное пространство.

Играют не более 10-11 человек. Выбирается водящий, которому завязывают глаза и выводят на середину площадки. Игру можно проводить под веселую музыку.

Считалка для выбора водящего:

Шла кукушка мимо сети,

А за нею малы дети.

Кукушата просят пить.

Выходи, тебе водить.

Остальные участники игры берут в руки игрушки. Это должны быть предметы, которые легко узнать на ощупь. Например: мяч тряпичный, резиновый; куб большой, маленький; гантели и т.д. Перед тем, как завязать глаза водящему он смотрит на играющих, которые держат в руках предметы. Затем ведущему завязывают глаза и поворачивают несколько раз вокруг собственной оси, после чего он должен поймать любого игрока. Пойманный протягивает водящему предмет, который он держит в руках и водящий его ощупывает. По предмету он должен угадать кого поймал. Пойманный становится водящим.

У водящего три попытки. Подсчитываем, у кого больше правильных ответов, тот и самый внимательный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект в подготовительной группе " Кто из нас из овощей, и полезней и нужней?"

Н. ГоловкоОвощи спорили до хрипоты:Кто же из них эталон красоты?«Я и румяна, и весела»,-С милой улыбкой твердила свекла.Гордо кудрями тряхнула морковь,Даже нахмурила яркую бровь.Громко сказала, с...

ПРОЕКТ «КТО ИЗ НАС, ИЗ ОВОЩЕЙ, И ПОЛЕЗНЕЙ, И НУЖНЕЙ?»

Исследовательская работа воспитателей, детей и родителей о пользе овощей, о здоровом образе жизни, опыты и эксперименты....

Русские подвижные игры очень разнообразны. Ниже описана русская подвижная игра Жмурки, точнее несколько ее видов.

Обыкновенные жмурки

Одному из играющих — жмурке завязывают глаза, отводят его на середину комнаты и заставляют повернуться несколько раз вокруг себя, затем переговариваются с ним, например:

«Кот, кот, на чем стоишь?» — «На квашне» (квашня — деревянная посуда для замешивания теста) — «Что в квашне?» — «Квас». — «Лови мышей, а не нас».

После слов участники игры разбегаются, а жмурка их ловит. Кого он поймал, тот становится жмуркой.

Правила игры:

  • Если жмурка подойдет близко к какому-либо предмету, о который можно удариться, играющие должны его предупредить, крикнуть: «Огонь!»
  • Нельзя кричать «Огонь!» с целью отвлечь жмурку от игрока. который не может убежать от него;
  • Играющие не должны прятаться за какие-либо предметы или убегать слишком далеко;
  • Играющие могут увертываться от жмурки, приседать, проходить на четвереньках;
  • Пойманного игрока жмурка должен узнать, назвать по имени, не снимая повязки.

Указания к проведению игры:

Игру можно проводить как в помещении, так и на улице. Граница игровой площадки должна быть четко определена, и выходить за нее участники игры не должны.

Если границу игровой площадки переходит жмурка, то его следует остановить словом «Огонь!».

Дети должны бегать неслышно около жмурки. смелые игроки могут тихо подойти к нему, коснуться плеча, спины, руки и также неслышно убежать; могут за спиной у жмурки тихо произнести короткое слово: «Ку-ку!», «А-у!»

Жмурки на местах

Жмурку ставят на середину игровой площадки, завязывают глаза, и он повертывается вокруг себя несколько раз.

Играющие его спрашивают: «Где стоишь?» — «На мосту». — «Что продаешь?» — «Квас». — «Ищи три года нас!»

После слов играющие расходятся по площадке, жмурка идет их искать. Дети, пока их ищет жмурка, не сходят со своих мест, но они могут приседать, вставать на колени или четвереньки.

Найденный игрок становится жмуркой только в том случае, если водящий его узнает и назовет по имени.

Круговые жмурки (Трубочка)

Дети встают в круг и выбирают жмурку. Он выходит на середину, ему завязывают глаза, в руку дают бумажную трубочку и заставляют повернуться три раза.

Играющие в это время берутся за руки и обходят вокруг жмурки, чтобы он не знал, кто где стоит.

Когда все остановятся, жмурка делает несколько шагов к играющим и дотрагивается до кого-то трубочкой, спрашивая его: «Кто?» Ему отвечают: «Мя-у!», «Ку-ка-ре-ку!»

А вот еще одна русская подвижная игра. Играйте с удовольствием!

Жмурки - детская подвижная игра, в которой один из участников с завязанными глазами ловит других. Хорошо развивает координацию движений и слух играющих.

У англичан эта игра известна как Blindman’s buff («толчок слепца»),
у немцев — Blindekuh («слепая корова»),
у итальянцев - а mosca cieca («слепая муха» или «слепой полет»),
у испанцев - la gallina ciega («слепая курица»).
В Швеции игра называется blindbock («слепой самец»), а у французов — Le collin-maillard. Игра названа в честь средневековой борьбы между французским лордом Левеном и человеком по имени Колин, который дрался с молотом и был в битве ослеплен.

В жмурки играют не только в Европе.
Например, в Папуа-Новая Гвинея игра называется kamu namu, а в Нигерии игра носит длинное название “Can you find the person who knocked you on the head?”, которое переводится, как «Можешь найти человека, ударившего тебя по голове?». В этой версии один ребенок закрывает глаза руками другому ребенку, потом третий ребенок ударяет «слепого» ребенка по голове и убегает в круг или толпу детей. Тогда ребенок, которого ударили, должен правильно угадать, кто его ударил. Если он правильно угадал, ударивший должен занять его место.

Правила игры:

Жмурки – очень простая игра, которая требует только платок для завязывания глаз и достаточного игрового поля.
Существует несколько вариантов этой игры.
Основным условием игры является, чтобы у «водящего», он же «вода», он же «слепец», он же «blindman», были завязаны глаза. Водящего вращают три раза вокруг его оси, пока другие игроки разбегаются.

Суть одного из самых популярных вариантов этой игры в том, что «водящий» (с завязанными глазами) должен отыскать и дотронуться до человека. Игроки могут свободно двигаться по площадке и хлопать в ладоши, привлекая внимание «слепца». После того, как «вода» дотронется до человека, тот человек и становится «водой», и ему завязывают глаза. После этого всё начинается сначала.

В другом из вариантов, после того, как игроки разбежались, они не могут передвигаться, а могут только менять положение тела (отклоняться, приседать), чтобы их не затронули. Когда игрока «поймали», «водящий» должен угадать, кого он поймал.
В третьем варианте «водящий» стоит в центре зала в то время, как другие игроки двигаются вокруг него по кругу. Когда «слепец» командует: «Стоп!», все останавливаются. Водящий указывает рукой перед собой и спрашивает: «Кто там?».
Тот, на кого указали, отвечает: «Это я». Он может даже изменять голос. И водящий должен по голосу угадать, кто это. Если водящий правильно угадал, то игрок становится водящим.

Игра в жмурки. Гравюра XIX в.

Жмурки.

В этой игре одному из участвующих, по уговору или жребию, чаще всего выражаемому в форме прибауток, завязывают глаза платком, потом отводят на середину комнаты, заставляют повернуться несколько раз на одной ноге, чтобы он не знал, к кому стоит лицом и спиной, и затем заставляют ловить бегающих вокруг него игроков. Иногда же, завязав глаза, ведущего отводят в какой-нибудь угол к двери или печке и спрашивают: «Что пил?» — «Квас!» — «Ищи всех нас!» (Тверская губерния), «Что пил, ел?» — «Квас да ягоды!» — «Ищи нас два годы!» (Пермская губерния). Или «У чего стоишь?» — «У столба» — «Что продаешь?» — «Квас да ягоды!» — «Ищи нас 22 годы!» При последнем слоге играющие ударяют водящего по спине и разбегаются в разные стороны, а слепой водящий, разведя руки, ходит и ловит их. Поймав кого-нибудь, водящий обязан назвать его по имени, и если угадает, то передаёт пойманному свою роль, в противном случае продолжает ловить до следующего удачного случая. Во избежание столкновения, падения, ушиба или какой-либо другой угрожающей опасности играющие предупреждают водящего словами: «Огонь!». Выход за определённую черту или в другую комнату в этой игре никому не дозволяется. Нарушивший это правило называется прогорелым и он обязывается водить.

Два слепых.

Играющие становятся в круг, сцепляясь друг с другом за руки, кроме слепого барина и его слуги — Якова. Затем барин начинает звать своего слугу: «Яков, где ты?». Яков старается как можно ближе подойти и ответить или откликнуться на зов барина, а потом тихо удалиться и тем спутать своего барина. Барин старается чаще спрашивать Якова о каких-нибудь делах, а тот, ответив, отскакивает дальше. Барин поворачивает в ту сторону и старается словить Якова, а Якова уже и след простыл. Когда барину становится трудно поймать Якова, Яков начинает сам приставать к барину: «Барин, а барин! Мне письмо пришло, прочитайте его!». Барин сердится за насмешку и с озлоблением ловит Якова и т. д. Чем находчивее играющие, тем живее и интереснее игра. Остальные играющие в значительной степени поддерживают иногда юмор и веселье игры. Игра продолжается до тех пор, пока барин не поймает Якова.

Звонок.

Составляется круг или замкнутая цепь. В круг входят двое играющих — один со звонком, а другой со жгутом. Последнему завязывают глаза и он старается по звонку колокольчика настигнуть своего противника и ударить его жгутом. Цепь не позволяет играющим далеко расходиться.

Пора, бабушка, в пир.

Играющие образуют круг, держа друг друга за руки. В середину круга ставят одного с завязанными глазами — это и есть бабушка. Кто-нибудь из стоящих в кругу говорит: «Бабушка, бабушка, пора в пир!» Бабушка отвечает: «Не в чем!» — «В рогоже!» — «Не гоже» — «В лукошке!» — «Покато» — «На крылышках полетай!» — При последних словах бабушка, кружась и махая руками наподобие летящей птицы, приближается к окружности круга и, натыкаясь на кого-нибудь, старается узнать его. Если узнаёт, то последний делается бабушкой, если не узнаёт, то бабушка продолжает ловить по-прежнему.

Жмурки наоборот.

Выбирается жмурка. Но глаза ему не завязывают. Его сажают перед большим белым экраном. На небольшом расстоянии от экрана устанавливают фонарик. Играющие проходят между фонарём и экраном, а жмурка по теням должен узнать участников игры. Игроки, чтобы сбить водящего с толку, могут надеть на себя любые детали одежды. За каждого неправильно названного игрока водящий отдаёт фант.

Аленушка и Иванушка.

Выбирают Аленушку и Иванушку, завязывают им глаза. Они находятся внутри круга.
Играющие встают в круг и берутся за руки.
Иванушка должен поймать Аленушку.
Чтобы это сделать, он может звать ее: «Аленушка!» Аленушка обязательно должна откликаться: «Я здесь, Иванушка!», но сама она не очень-то торопится встретиться с Иванушкой и, чувствуя его приближение, отбегает в сторону.
Движения водящих комичны и иногда неожиданны.
Случается, Иванушка принимает за Аленушку кого-то из стоящих рядом и скорее хватается за него. Ему объясняют ошибку.
Как только Иванушка поймал Аленушку, их место занимают другие ребята и игра начинается сначала.

Старинная подвижная игра популярна в разных странах. В России ее называют Жмурки, в Англии – Толчок слепца, в Испании – Слепая курица, а в Германии – Слепая корова. Как и много веков назад, детям нравится веселиться и дразнить водящего, а ему приходится проявлять максимум смекалки, чтобы вслепую поймать других игроков.

Цель

На слух найти и осалить или поймать любого из сбежавших игроков. Водящий, который выполнит это условие, выиграл.

Ход

До начала игры с помощью считалки выбирают водящего или «воду». Потом шарфом или плотным платком ему завязывают глаза, чтобы он не мог ничего видеть перед собой. Ловца ставят в центр круга и несколько раз раскручивают на месте, приговаривая игровую припевку. Например, такую:

Кот, кот, что ты пьешь?
Пиво, квас!
Лови мышек, а не нас!

После этого участники разбегаются в разные стороны. Водящий вслепую пытается найти любого из игроков. Ребята могут «подсказывать» нужное направление – звонить в колокольчик, хлопать в ладоши, покашливать. Если игра проводится в помещении, где стоит мебель, товарищи обязаны предупреждать водящего об острых углах и других препятствиях.

В облегченном варианте Жмурок ловящему достаточно дотронуться до любого из игроков. Тот, кого осалили, становится новым водящим.

В более сложном варианте нужно поймать игрока и на ощупь определить, кто это. Когда ведущий угадывает и правильно называет имя, пойманный занимает его место. Если произошла ошибка, другие участники несколько раз хлопают в ладоши, и игра продолжается дальше.

Существует несколько вариаций Жмурок.

Слепая курица

Правила этой игры не отличаются от обычных, кроме того, что дети постоянно кричат: «Слепая курица!». Участникам не разрешено добровольно сдаваться водящему.

Мышки

Разбежавшись от центра, ребята остаются стоять на месте – в «норках». В то время как водящий пытается найти их, участники не могут покидать «норки», но имеют право уклоняться от ловца: приседать и нагибаться. Когда невидящий игрок находится на противоположной стороне площадки, товарищам разрешено меняться «норками». Но переходить с одного места на другое они могут, лишь прыгая на одной ноге.

Звонарь

Один из группы вешает бубенчик на шею, и ему сцепляют руки за спиной. Всем остальным участникам платками закрывают глаза, чтобы они не могли ничего видеть. Игроки с завязанными глазами стараются поймать зрячего звонаря, пока тот, стараясь не шуметь, пробирается между ними.

Перелетные птицы

Ребята делятся на две команды. Водящий с завязанными глазами остается в центре, а остальные собравшиеся встают в два ряда напротив друг друга или садятся на две скамейки. Затем каждый подходит к водящему, на ухо говорит ему название птицы и уходит на свое место. Названия птиц не должны быть одинаковыми!

Затем ведущий называет двух птиц. Если они окажутся игроками противоположных команд, то «пернатые перелетают» или меняются местами. Если названные будут членами одной стаи, считается что их «спугнули». Тогда игроки встают, обегают вокруг невидящей фигуры и садятся на место. При этом водящий пытается их осалить. Пойманный становится новым ловцом, и наименования птиц перезагадывают еще раз.

Благодаря подвижной игре можно развивать ловкость, координацию движений и слух. Жмурки проводят на улице и дома. Эта забава приносит много веселья и шума, поэтому она нравится как малышам, так и школьникам.

Подвижные игры

«Совушка »

Цель: учиться неподвижно стоять некоторое время, внимательно слушать.

Ход игры: Играющие свободно располагаются на площадке. В стороне («в дупле ») сидит или стоит «Сова ». Воспитатель говорит: « День наступает – все оживает ». Все играющие свободно двигаются по площадке, выполняя различные движения, имитируя руками полет бабочек, стрекоз и т.д.

Неожиданно произносит: « Ночь наступает, все замирает, сова вылетает ». Все должны немедленно остановиться в том положении, в котором их застали эти слова, и не шевелиться. «Сова » медленно проходит мимо играющих и зорко осматривает их. Кто пошевелится или засмеется, того «сова » отправляет к себе в «дупло ». Через некоторое время игра останавливается, и подсчитывают, сколько человек «сова » забрала к себе. После этого выбирают новую «сову » из тех, кто к ней не попал. Выигрывает та «сова », которая забрала себе большее число играющих.

«Бездомный заяц »

Цель: быстро бегать; ориентироваться в пространстве.

Ход игры: Выбирается «охотник » и «бездомный заяц ». Остальные «зайцы » стоят в обручах – «домиках ». «Бездомный заяц » убегает, а «охотник » догоняет. «Заяц » может встать в домик, тогда «заяц », стоявший там, должен убегать. Когда «охотник » поймал «зайца », он сам становится им, а «заяц » - «охотником ».

«Лиса в курятнике »

Цель: учить мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях; бегать не задевая друг друга, увертываться от ловящего.

Ход игры: На одной стороне площадки очерчивается «курятник ». В нем на насесте (на скамейках) сидят «куры ».

На противоположной стороне площадки находится нора лисы. Все остальное место – двор. Один из играющих назначается «лисой », остальные – «куры ». По сигналу «куры » спрыгивают с насеста, ходят и бегают по двору, клюют зерна, хлопают крыльями. По сигналу: «Лиса! » - «куры » убегают в курятник и взбираются на насест, а «лиса » старается утащить «курицу », не успевшую спастись, и уводит ее в свою нору. Остальные «куры » снова спрыгивают с насеста, и игра возобновляется. Игра заканчивается, когда «лиса » поймает двух-трех «кур ».

«Пробеги тихо »

Цель: учить бесшумно двигаться.

Ход игры: Дети делятся на группы из 4-5 человек, распределяются на три группы и выстраиваются за чертой. Выбирают водящего, он садится посередине площадки и закрывает глаза. По сигналу одна подгруппа бесшумно бежит мимо водящего на другой конец площадки. Если водящий услышит, он говорит «Стой! » и бегущие останавливаются. Не открывая глаз, водящий говорит какая группа бежала. Если он правильно указал группу, дети отходят в сторону. Если ошибся, они возвращаются на свои места. Так поочередно пробегают все группы. Выигрывает та группа, которая пробежала тихо и которую водящий не смог обнаружить.

«Самолеты »

Цель: учить легкости движений, действовать после сигнала.

Ход игры: Перед игрой необходимо показать все игровые движения. Дети становятся на одной стороне площадки. Воспитатель говорит «К полету готовы. Завести моторы! ». Дети делают вращательные движения руками перед грудью. После сигнала «Полетели! » разводят руки в стороны и разбегаются по залу. По сигналу «На посадку! » играющие направляются на свою сторону площадки.

«Зайцы и волк »

Цель: учить правильно прыгать на двух ногах; слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом.

Ход игры: Одного из играющих выбирают «волком ». Остальные – «зайцы ». В начале игры «зайцы » стоят в своих домиках, волк находится на противоположной стороне. «Зайцы » выходят из домиков, воспитатель говорит:

Зайцы скачут скок, скок, скок,

На зеленый на лужок.

Травку щиплют, кушают,

Осторожно слушают – не идет ли волк.

Дети прыгают, выполняют движения. После этих слов «волк » выходит из оврага и бежит за «зайцами », они убегают в свои домики. Пойманных «зайцев » «волк » отводит к себе в овраг.

«Охотник и зайцы »

Цель: учить метать мяч в подвижную цель.

Ход игры: На одной стороне – «охотник », на другой в нарисованных кругах по 2-3 «зайца ». «Охотник » обходит площадку, как бы разыскивая следы «зайцев », затем возвращается к себе. Воспитатель говорит: «Выбежали на полянку зайцы ». «Зайцы » прыгают на двух ногах, продвигаясь вперед. По слову «охотник », «зайцы » останавливаются, поворачиваются к нему спиной, а он, не сходя с места, бросает в них мячом. Тот «заяц », в которого попал «охотник », считается подстреленным, и «охотник » уводит его к себе.

«Жмурки »

Цель: учить внимательно слушать текст; развивать координацию в пространстве.

Ход игры: Жмурка выбирается при помощи считалки. Ему завязывают глаза, отводят на середину площадки, и поворачивают несколько раз вокруг себя. Разговор с ним:

- Кот, кот, на чем стоишь?

- На мосту.

- Что в руках?

- Квас.

- Лови мышей, а не нас!

Игроки разбегаются, а жмурка их ловит. Пойманного игрока жмурка должен узнать, назвать его по имени, не снимая повязки. Тот становится жмуркой.

«Удочка »

Цель: учить правильно подпрыгивать: оттолкнуться и подобрать ноги.

Ход игры: Дети стоят по кругу, в центре – воспитатель с веревкой в руках, на конце которой привязан мешочек. Воспитатель крутит веревку, а дети должны перепрыгнуть.

«Кто скорее до флажка? »

Ход игры: Дети распределяются на несколько команд. На расстоянии 3 м от исходной черты ставятся флажки. По сигналу воспитателя надо прыжками на двух ногах допрыгать до флажка, обогнуть его и бегом возвратиться в конец своей колонны.

«Птички и кошка »

Цель: учить двигаться по сигналу, развивать ловкость.

Ход игры: В большом кругу сидит «кошка », за кругом – «птички ». «Кошка » засыпает, а «птички » впрыгивают в круг и летают там, присаживаются, клюют зерна. «Кошка » просыпается и начинает ловить «птиц », а они убегают за круг. Пойманных «птичек » кошка отводит в середину круга. Воспитатель подсчитывает, сколько их.

« Не попадись! »

Цель: учить правильно прыгать на двух ногах; развивать ловкость.

Ход игры: Кладется шнур в виде круга. Все играющие стоят за ним на расстоянии полушага. Выбирается водящий. Он становится внутри круга. Остальные дети прыгают в круг и обратно. Водящий бегает по кругу, стараясь коснуться играющих в то время, когда они находятся внутри. Через 30-40сек. Воспитатель прекращает игру.

« Ловишки »

Цель: развивать ловкость, быстроту.

Ход игры: С помощью считалочки выбирается ловишка. Он становится в центре. Дети стоят в одной стороне. По сигналу дети перебегают на другую сторону, а ловишка старается их поймать. Пойманный становится ловишкой. В конце игры говорят, какой ловишка самый ловкий.

«К названному дереву беги »

Цель: тренировать в быстром нахождении названного дерева; закреплять названия деревьев; развивать быстрый бег.

Ход игры: выбирается водящий. Он называет дерево, все дети должны внимательно слушать, какое дерево названо, и в соответствии с этим перебегать от одного дерева к другому. Водящий внимательно следит за детьми, кто побежит не к тому дереву, отводит на скамейку штрафников.

«Найди листок, как на дереве »

Цель: учить классифицировать растения по определенному признаку; развивать наблюдательность.

Ход игры: Воспитатель делит группу на несколько подгрупп. Каждой предлагает хорошо рассмотреть листья на одном из деревьев, а потом найти такие же на земле. Педагог говорит: «Давайте посмотрим, какая команда быстрее найдет нужные листья ». Дети начинают поиски. Члены каждой команды, выполнив задание, собираются около дерева, листья которого они искали. Выигрывает та команда, которая соберется возле дерева первой, или та, которая соберет больше листьев.

«Кто скорее соберет? »

Цель: учить группировать овощи и фрукты; воспитывать быстроту реакции на слова, выдержку и дисциплинированность.

Ход игры: Дети делятся на две бригады: «Садоводы » и «Огородники ». На земле лежат муляжи овощей и фруктов и две корзины. По команде воспитателя бригады начинают собирать овощи и фрукты каждый в свою корзину. Кто собрал первым, поднимает корзину вверх и считается победителем.

«Пчелки »

Цель: учить действовать по словесному сигналу; развивать быстроту, ловкость; упражнять в диалогической речи.

Ход игры: Все дети - пчелки , они бегают по комнате, размахивают крыльями, жужжат: «Ж-ж-ж ». Появляется медведь (выбранный по желанию) и говорит: Мишка-медведь идет,

Мед у пчелок унесет.

Пчелки отвечают:

Этот улей - домик наш.

Уходи, медведь, от нас,

Ж-ж-ж-ж!

Пчелки машут крыльями, жужжат, прогоняя медведя.

«Жуки »

Цель: развивать координацию движений; развивать ориентацию в пространстве; упражнять в ритмичной, выразительной речи.

Ход игры: Дети-жуки сидят в своих домах (на скамейке) и говорят: «Я жук, я тут живу, жужжу, жужжу:ж-ж-ж ». По сигналу педагога «жуки » летят на поляну, греются на солнышке и жужжат, по сигналу «дождь » возвращаются в домики.

«Найди себе пару »

Цель: учить быстро бегать, не мешая друг другу; закреплять названия цветов.

Ход игры: Воспитатель раздает разноцветные флажки играющим. По сигналу воспитателя дети бегают, при звуке бубна находят себе пару по цвету флажка и берутся за руки. В игре должно принимать участие нечетное кол-во детей, чтобы один остался без пары. Он и выходит из игры.

«Такой листок - лети ко мне »

Цель: развивать внимание, наблюдательность; упражнять в нахождении листьев по сходству; активизировать словарь.

Ход игры: Воспитатель с детьми рассматривает листья, упавшие с деревьев. Описывает их, говорит, с какого они дерева. Через некоторое время, раздает детям листья от разных деревьев, находящихся на участке, и просит внимательно его послушать. Показывает лист от дерева и говорит: «У кого такой же листок, бегите ко мне! »

«Зимующие и перелетные птицы »

Цель: развивать двигательные навыки; закреплять представление о поведении птиц зимой.

Ход игры: Дети надевают шапочки птиц (перелетных и зимующих). В середине площадки на расстоянии друг от друга стоят два ребенка в шапочках Солнышка и Снежинки. «Птицы » бегают врассыпную со словами:

Птички летают, зерна собирают.

Маленькие птички, птички-невелички ».

После этих слов «перелетные птицы » бегут к Солнцу, а «зимующие » - к снежинке. Чей круг быстрее соберется, тот и выиграл.

«Пчелки и ласточка »

Цель: развивать ловкость, быстроту реакции.

Ход игры: Играющие дети- «пчелки » сидят на корточках. «Ласточка » - в своем гнезде. «Пчелки » (сидят на поляне и напевают):

Пчелки летают, медок собирают!

Зум, зум, зум! Зум, зум, зум!

Ласточка: - Ласточка летает, пчелок поймает.

Вылетает и ловит «пчел ». Пойманный становится «ласточкой ».

«Песенка стрекозы »

Цель: развивать координацию движений; упражнять в ритмичной, выразительной речи.

Ход игры: Дети становятся в круг, произносят хором слова, сопровождая их движениями:

Я летала, я летала, устали не знала.

(Плавно взмахивают руками.)

Села, посидела, опять полетела.

(Опускаются на одно колено.)

Я подруг себе нашла, весело нам было .

(Плавные взмахи руками.)

Хоровод кругом вела, солнышко светило.

(Водят хоровод.)

«Кот на крыше »

Цель: развивать координацию движений; развивать ритмичную, выразительную речь.

Ход игры: Дети становятся в круг. В центре – «кот ». Остальные дети – «мыши ». Они тихо подходят к «коту » и, грозя друг другу пальцем, говорят хором вполголоса: Тише мыши, тише мыши…

Кот сидит на нашей крыше.

Мышка, мышка, берегись.

И коту не попадись!

После этих слов «кот » гонится за мышками, те убегают. Нужно отметить чертой мышкин дом – норку, куда «кот » не имеет права забегать.

«Журавль и лягушки »

Цель: развивать внимание, ловкость; учить ориентироваться по сигналу.

Ход игры: На земле чертится большой прямоугольник – река. На расстоянии 50 см от нее сидят дети- «лягушки » на кочках. Позади детей в своем гнезде сидит «журавль ». «Лягушки » усаживаются на кочки и начинают свой концерт:

Вот с насиженной гнилушки

В воду шлепнулись лягушки.

И, надувшись, как пузырь,

Стали квакать из воды:

«Ква, ке,ке, Ква,ке,ке.

Будет дождик на реке ».

Как только лягушки произнесут последние слова, «журавль » вылетает из гнезда и ловит их. «Лягушки » прыгают в воду, где «журавлю » ловить их не разрешается. Пойманная «лягушка » остается на кочке до тех пор, пока «журавль » не улетит и не вылезут «лягушки » из воды.

«Охота на зайцев »

Цель: развивать внимание, ловкость, быстрый бег.

Ход игры: Все ребята- «зайцы » и 2-3 «охотника ». «Охотники » находятся на противоположной стороне, где для них нарисован дом.

Воспитатель: -

Никого нет на лужайке.

Выходите, братцы-зайки,

Прыгать, кувыркаться!..

По снегу кататься!..

«Охотники » выбегают из домика и охотятся на зайцев. Пойманных «зайцев » «охотники » забирают себе в дом, и игра повторяется.

«Жмурки с колокольчиком »

Цель: развлечь детей, способствовать созданию у них хорошего, радостного настроения.

Ход игры: Одному из детей дают колокольчик. Двое других детей – жмурки. Им завязывают глаза. Ребенок с колокольчиком убегает, а жмурки его догоняют. Если кому-то из детей удается поймать ребенка с колокольчиком, то они меняются ролями.

«Воробушки »

Ход игры: Дети (воробушки) сидят на скамейке (в гнездышках) и спят. На слова педагога: «В гнезде воробушки живут и утром рано все встают », дети раскрывают глаза, громко говорят: « Чирик-чик-чик, чирик-чик-чик! Так весело поют ». После этих слов дети разбегаются по участку. На слова педагога: « В гнездышко полетели! » - возвращаются на свои места.

«Зайка »

Цель: развивать ловкость, быстрый бег.

Ход игры: Выбираются 2 ребенка: «зайчик » и «волк ». Дети образуют круг, взявшись за руки. За кругом – «зайчик ». В кругу «волк ». Дети ведут хоровод и произносят стихотворение. А «зайка » прыгает за кругом:

Скачет зайка маленький около завалинки,

Быстро скачет зайка, ты его поймай-ка!

«Волк » старается выбежать из круга и поймать «зайчика ». Когда «зайчик » пойман, игра продолжается с другими игроками.

« Лисичка и курочки »

Цель: развивать быстрый бег, ловкость.

Ход игры: На одном конце площадки находятся в курятнике куры и петухи. На противоположном – стоит лисичка. Курочки и петухи (от трех до пяти игроков) ходят по площадке, делая вид, что клюют различных насекомых, зерна и т.д. Когда к ним подкрадывается лисичка, петухи кричат: «Ку-ка-ре-ку! » По этому сигналу все бегут в курятник, за ними бросается лисичка, которая старается запятнать любого из игроков.

Если водящему не удается запятнать кого-либо из игроков, то он снова водит.

«Зайцы и медведи »

Цель: развивать ловкость, умение перевоплощаться.

Ход игры: Ребенок- «медведь » сидит на корточках и дремлет. Дети- «зайцы » прыгают вокруг и дразнят его:

Мишка бурый, мишка бурый,

Отчего такой ты хмурый?

«Медведь » встает, отвечает:

Я медком не угостился

Вот на всех и рассердился.

1,2,3,4,5 – начинаю всех гонять!

После этого «медведь » ловит «зайцев ».

«Где мы были »

Цель: развивать двигательные навыки и умения; развивать наблюдательность, внимание, сообразительность, дыхание.

Ход игры: Считалкой выбирается водящий. Он выходит за веранду. Оставшиеся дети сговариваются, какие движения они будут делать. Потом приглашают водящего. Он говорит: « Здравствуйте, дети!

Где вы были, что вы делали? »

Дети отвечают:

« Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем! »

Если водящий отгадал выполняемое детьми движение, то выбирается новый водящий. Если не смог отгадать – снова водит.

«У медведя во бору »

Цель: учить ориентироваться в пространстве; развивать внимание.

Ход игры: На одном конце площадки проводится черта. Это опушка леса. За чертой, на расстоянии 2-3 шагов, очерчивается место для медведя. На противоположном конце обозначается линией дом детей. Воспитатель назначает одного из играющих медведем (можно выбрать считалкой). Остальные играющие - дети, они находятся дома. Воспитатель говорит: «Идите гулять ». Дети направляются к опушке леса, собирают грибы, ягоды, т. е. имитируют соответствующие движения и говорят :

« У медведя во бору,грибы, ягоды беру,

А медведь сидит и на нас рычит ».

Медведь с рычанием встает, дети убегают. Медведь старается их поймать (коснуться). Пойманного он отводит к себе. Игра возобновляется. После того как медведь поймает 2-3 играющих, назначается или выбирается новый медведь. Игра повторяется.

«Перелет птиц »

Цель: учить двигаться в одном направлении, быстро убегать после сигнала.

Ход игры: Дети стоят в одном углу участка – они птицы. В другом углу – скамейки. По сигналу педагога: «Птички улетают! », дети, подняв руки, бегают по площадке. По сигналу: «Буря! », бегут к скамейкам и садятся на них. По сигналу взрослого: «Буря кончилась! », дети слезают со скамеек и продолжают бег.

«Огуречик… огуречик… »

Цель: формировать умение прыгать на двух ногах в прямом направлении; бегать не наталкиваясь друг на друга; совершать игровые действия в соответствии с текстом.

Ход игры: На одном конце зала – воспитатель, на другом дети. Они приближаются к ловишке прыжками на двух ногах. Воспитатель говорит: Огуречик, огуречик не ходи на тот конечик, Там мышка живет, тебе хвостик отгрызет ». После окончания речевки, дети убегают в свой дом. воспитатель произносит слова в таком ритме, чтобы дети могли на каждое слово подпрыгнуть два раза. После того как игра освоена детьми роль мышки можно поручать наиболее активным детям.

«Ловишка, бери ленту! »

Цель: развивать ловкость, воспитывать честность, справедливость при оценке поведения в игре.

Ход игры: Играющие встают в круг, выбирают ловишку. Все, кроме ловишки, берут цветную ленту и закладывают сзади за пояс или за ворот. Ловишка встает в центр круга. По сигналу воспитателя «Беги! » дети разбегаются по площадке. Ловишка догоняет их, стараясь вытянуть у кого-нибудь ленточку. Лишившийся ленточки временно отходит в сторону. По сигналу воспитателя" «Раз, два, три. В круг скорей беги! » дети собираются в круг. Ловишка подсчитывает количество лент и возвращает их детям. Игра возобновляется с новым ловишкой.

«Цветные автомобили »

Цель: учить в соответствии с цветом флажка выполнять действия, ориентироваться в пространстве.

Ход игры: Дети размещаются по краям площадки, они – автомобили. Каждому свой цветной круг. Воспитатель в центре, в руках у него три цветных флажка. Он поднимает один, дети, имеющие круг этого цвета разбегаются в разных направлениях. Когда воспитатель опускает флажок, дети останавливаются. Воспитатель поднимает флажок другого цвета и т.д.

«Картошка »

Цель: познакомить с народной игрой; учить перебрасывать мяч.

Ход игры: Игроки встают в круг и перебрасывают мяч друг-другу не ловя его. Когда какой-нибудь игрок роняет мяч - он садится в круг (становится "картошкой"). Из круга, подпрыгивая из положения сидя, игрок пытается поймать мяч. Если поймает, то снова становится к играющим, а тот игрок, который упустил мяч - становится картошкой.
Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок или не надоест.

«Птицы и автомобиль »

Цель: развивать двигательные умения и навыки; развивать слуховое внимание; умение двигаться в соответствии со словами стихотворения.

Ход игры: Дети стоят в кругу. Это «птички » в гнездышках. На противоположной стороне – воспитатель. Он изображает автомобиль. После слов воспитателя:

Прискакали птички, птички-невелички,

Весело скакали, зернышки клевали.

Дети – «птички » летают и прыгают, размахивая руками. По сигналу воспитателя: «Автомобиль по улице бежит, пыхтит, спешит, гудок гудит. Тра-та-та-та, берегись, посторонись ». Дети- «птички » убегают от автомобиля.

«Мышеловка »

Цель: развивать ловкость, умение действовать после сигнала.

Ход игры: Играющие делятся на две неравные группы. Меньшая группа детей, взявшись за руки, образует круг. Они изображают мышеловку. Остальные дети (мыши) находятся вне круга. Изображающие мышеловку, начинают ходить по кругу, приговаривая:

Ах, как мыши надоели,

Развелось их – просто страсть.

Все погрызли, все поели,

Всюду лезут – вот напасть.

Берегитесь же, плутовки,

Доберемся мы до вас.

Вот захлопнем мышеловку,

И поймаем сразу вас!
Дети останавливаются, поднимают сцепленные руки вверх, образуя ворота. Мыши вбегают в мышеловку и выбегают из нее. По сигналу воспитателя «Хлоп » стоящие по кругу дети опускают руки, приседают - мышеловка захлопывается. Мыши, не успевшие выбежать из круга (мышеловки), считаются пойманными. Пойманные становятся в круг, мышеловка увеличивается. Когда большая часть детей поймана, дети меняются ролями, и игра возобновляется. Игра повторяется 4-5 раз.После того как мышеловка захлопнулась, мышам нельзя подлезать под руки стоящих по кругу или пытаться разорвать сцепленные руки. Наиболее ловких детей, которые ни разу не попались в мышеловку, следует отметить.

«Пробеги и не задень »

Цель: развивать ловкость движения.

Ход игры: Из больших снежков выкладывают цепочку. Задача игроков - пробежать между снежками и не задеть их.

«Снежная баба »

Цель: развивать двигательную активность.

Ход игры: Выбирается «Снежная баба ». Она садится на корточки в конце площадки. Дети идут к ней, притоптывая,

Баба Снежная стоит,

Утром дремлет, днями спит.

Вечерами тихо ждет,

Ночью всех пугать идет.

На эти слова «Снежная баба » просыпается и ловит детей. Кого поймает, тот становится «Снежной бабой ».

«Утка и селезень »

Цель: знакомить с русскими народными играми; развивать быстроту движения.

Ход игры: Двое играющих изображают Утку и Селезня. Остальные образуют круг и берутся за руки. Утка становится в круг, а Селезень за кругом. Селезень пытается проскочить в круг и поймать Утку, при этом все поют:

Селезень, ловит утку,
Молодой ловит серую.
Пойди, утица, домой,
Пойди, серая, домой.
У тебя семеро детей,

Восьмой селезень.

«Попади в обруч »

Цель: развивать меткость, глазомер.

Ход игры: Дети бросают снежки в обруч с расстояния 5-6 м.

«Снежки и ветер »

Цель: развивать двигательные навыки.

Ход игры: Дети стоят в кругу, держась за руки. По сигналу воспитателя: «Ветер задул сильный, сильный. Разлетайтесь, снежинки! » - разбегаются в разных направлениях по площадке, расправляют руки в стороны, покачиваются, кружатся. Воспитатель говорит: « Ветер стих! Возвращайтесь, снежинки в круг! » - дети сбегаются в кружок и берутся за руки.

«Берегись, заморожу »

Цель: развивать ловкость.

Ход игры: Все играющие собираются на одной стороне площадки, воспитатель с ними. «Убегайте, берегитесь, догоню и заморожу », говорит воспитатель. Дети бегут к противоположной стороне площадки, чтобы спрятаться в домике.

«Пустое место »

Цель: развивать быстроту реакции, ловкость, скорость, внимание.

Ход игры: Дети держатся за обруч правой рукой, и двигаются по часовой стрелке, а ведущий идет в противоположную сторону со словами:

Вокруг домика хожу

И в окошечко глажу,

К одному я подойду

И тихонько постучу:

«Тук-тук-тук ».

Все дети останавливаются. Игрок, возле которого остановился ведущий, спрашивает: «Кто пришел? » ведущий называет имя ребенка и продолжает:

Ты стоишь ко мне спиной,

Побежим-ка мы с тобой.

Кто из нас молодой

Прибежит быстрей домой?

Ведущий и ребенок бегут в противоположные стороны. Выигрывает тот, кто первым займет пустое место у круга.

«Лохматый пес »

Цель: развивать внимание, быстрый бег; учить по-разному обозначать предметы в игре.

Ход игры: Дети стоят на одной стороне площадки. Водящий – пес – на другой стороне. Дети тихо подходят к нему со словами:

Вот лежит лохматый пес,

В лапы свой уткнувши нос.

Тихо, смирно он лежит,

Не то дремлет, не то спит.

Подойдем к нему, разбудим,

И посмотрим что-то будет !

После этих слов пес вскакивает и громко лает. Дети разбегаются, а пес старается их поймать.

«Мы веселые ребята »

Цель: развивать ловкость, внимание.

Ход игры: Дети стоят на одной стороне площадки за чертой. На противоположной стороне также проводится черта – это дома. В центре площадки находится ловишка. Играющие хором произносят:

Мы веселые ребята, любим бегать и скакать

Ну, попробуй нас догнать.

1,2,3 – лови!

После слова «Лови! » дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка старается поймать их. Тот, кого ловишка успеет задеть до черты, считаются пойманными и отходят в сторону, пропуская одну перебежку. После двух перебежек выбирается другой ловишка.

«Карусель »

Цель: учить одновременно двигаться и говорить, быстро действовать после сигнала.

Ход игры: Играющие стоят в кругу. На земле лежит веревка, концы которой связаны. Они подходят к веревке, поднимают ее с земли и, держась за нее правыми {или левыми) руками, ходят по кругу со словами:

Еле, еле, еле, еле

Завертелись карусели,

А потом кругом, кругом

Все бегом, бегом, бегом.

Играющие двигаются сначала медленно, а после слова «бегом » бегут.

По команде руководителя «Поворот! » они быстро берут веревку другой рукой и бегут в противоположную сторону. На словах:

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите,

Раз и два, раз и два,

Вот и кончилась игра.

Движение карусели постепенно замедляется, а с последними словами останавливается. Играющие кладут веревку на землю и разбегаются по площадке. По сигналу они спешат вновь сесть на карусель, то есть взяться рукой за веревку, и игра возобновляется. Занимать места на карусели можно только до третьего звонка (хлопки). Опоздавший на карусели не катается.

«Котята и щенята »

Цель: учить красиво передвигаться на носочках, соединять движение со словами; развивать ловкость.

Ход игры: Играющих делят на две группы. Дети одной группы изображают «котят », Другой – «щенят ». «Котята » находятся около скамейки; «щенята » - на другой стороне участка. Воспитатель предлагает «котятам » побегать легко, мягко. На слова воспитателя: «Щенята! » - вторая группа детей перелезает через скамейки. Они бегут за «котятами » и лают: «Ав-ав-ав ». «Котята », мяукая, быстро влезают на скамейку. Воспитатель все время находится рядом. «Щенята » возвращаются в свои домики. После 2-3-х повторений, дети меняются ролями, и игра продолжается.

«Пузырь »

Цель: научить детей образовывать круг, меняя его размер в зависимости от игровых действий; формировать умение согласовывать действия с произносимыми словами.

Ход игры: Дети вместе с воспитателем, взявшись за руки, образуют круг и проговаривают слова:

Раздувайся пузырь, раздувайся большой.

Оставайся такой да не лопайся.

Играющие в соответствии с текстом отходят назад держась за руки до тех пор, пока воспитатель не скажет «Лопнул пузырь! ». Тогда играющие приседают на корточки и говорят «Хлоп! ». И идут в цент круга со звуком «ш-ш-ш ». затем снова становятся в круг.

«Кот Васька »

Цель: развивать внимание, ловкость.

Ход игры: Дети водят хоровод, в середине «спит » кот.

Мыши водят хоровод
На лежанке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.
Как проснётся Васька кот
Разобьёт наш хоровод.

Кот просыпается, ловит мышей. Мыши убегают в домики.

«Капуста »

Цель: развивать ловкость движений.

Ход игры: Круг – это огород. В середине складывают платки, обозначающие капусту. «Хозяин » садится рядом с капустой и говорит:

Я на камешке сижу, мелки колышки тешу,

Мелки колышки тешу, огород свой горожу.

Чтоб капусту не украли, в огород не прибегали

Волки и синицы, бобры и куницы,

Заяц усатый, медведь косолапый.

Дети стараются забежать в «огород », схватить «капусту » и убежать. Кого «хозяин » поймает – из игры выбывает.

«Кто где живет »

Цель: учить группировать растения по их строению; развивать внимание, память, ориентацию в пространстве.

Ход игры: Детей делят на две группы: «Белочки » и «зайчики ». «Белочки » ищут растения, за которыми могут укрыться, а «зайчики » - под которыми могут спрятаться. «Белочки » прячутся за деревья, а «зайчики » - за кустики. Выбирают водящего – «лису ». «Зайчики » и «белочки » бегают по поляне. По сигналу: «Опасность - лиса! » - «белочки » бегут к дереву, «зайцы » - к кустам. Кто неправильно выполнил задание, тех «лиса » ловит.

«Дети и волк »

Цель: развивать двигательные умения и навыки; учить понимать и употреблять в речи глаголы прошедшего времени и глаголы повелительного наклонения.

Ход игры: На одном стороне площадки перед начерченной линией стоят дети. На противоположной стороне, за "деревом" (стулом или столбиком), сидит "волк" - ведущий. Воспитатель проговаривает:

Дети в лесу гуляли, землянику собирали,
Много ягодок везде – и на кочках, и в траве.

Дети расходятся по площадке, бегают. Воспитатель продолжает:

Но вот сучья затрещали…

Дети, дети, не зевайте,
Волк за елью, - убегайте!

Дети разбегаются, «волк » их ловит. Пойманный ребенок становится «волком », и игра начинается сначала.

«Бабочки, лягушки и цапли »

Цель: развивать двигательную активность, внимание.

Ход игры: Дети свободно бегают на площадке. По сигналу воспитателя они начинают подражать движениям бабочек (машут «крылышками », кружатся), лягушек (опускаются на четвереньки и скачут), цапель (замирают, стоя на одной ноге). Как только воспитатель произнесет: «Снова побежали! », они снова начинают бегать по площадке в произвольных направлениях.

«Голубь »

Цель: развивать координацию движений, ориентацию в пространстве; упражнять в произношении звуков.

Ход игры: Дети выбирают «ястреба » и «хозяйку ». Остальные дети – «голуби ». «Ястреб » становится в стороне, а «хозяйка » гонит «голубей »: «Кыш, кыш! » «Голуби » разлетаются, а «ястреб » их ловит. Затем «хозяйка » зовет: « Гули-гули-гули » - и «голуби » слетаются к «хозяйке ». Тот, кого «ястреб » поймал, становится «ястребом », а прежний «ястреб » - «хозяйкой ».



Поделиться: