Что нельзя делать на сороки 22 марта. марта: традиции и обычаи дня

22 марта - День 40 Святых. Приметы. 40 Святых или день сорока Севастийских мучеников.

22 марта Православная Церковь отмечает память 40 Севастийских мучеников - воинов-христиан из города Севастии (Турция), которые умерли мученической смертью за веру в Иисуса Христа.

Память святых 40 мучеников во всех древнейших церковных книгах относилась к наиболее чтимым праздникам. В день их памяти облегчается строгость поста - разрешается пить вино и даже елей. Предписывается непременно совершать Литургию Преждеосвященных Даров.

НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ : Зима заканчивается, начинается весна. Если в этот день тепло, то и весна будет теплой, если холодно - то следующие 40 дней будет холодно.

В легенде о мучениках говорится следущее: «В 313 году святой Константин Великий издал указ, согласно которому христианам разрешалась свобода вероисповедания, и они уравнивались в правах с язычниками. Но его соправитель Ликиний был убежденным язычником и в своей части империи решил искоренить христианство, которое там значительно распространилось. Ликиний готовился к войне против Константина и, боясь измены, решил очистить от христиан свое войско.

В то время в армянском городе Севастии одним из военачальников служил Агриколай, ревностный сторонник язычества. Под его началом была дружина из сорока каппадокийцев, храбрых воинов, которые выходили победителями из многих сражений. Все они были христианами. Когда воины отказались принести жертву языческим богам, Агриколай заключил их в темницу. Воины предались усердной молитве и однажды ночью услышали глас: «Претерпевший до конца, тот спасен будет».

На следующее утро воинов вновь привели к Агриколаю. На этот раз язычник пустил в ход лесть. Он стал восхвалять их мужество, молодость и силу и снова предложил им отречься от Христа и тем снискать себе честь и расположение самого императора. Снова услышав отказ, Агриколай велел заковать воинов. Однако, старший из них, Кирион , сказал: «Император не давал тебе права налагать на нас оковы». Агриколай смутился и приказал отвести воинов в темницу без оков.

Через семь дней в Севастию прибыл знатный сановник Лисий и устроил суд над воинами. Святые твердо отвечали: «Возьми не только наше воинское звание, но и жизни наши, для нас нет ничего дороже Христа Бога». Тогда Лисий велел побить святых мучеников камнями. Но камни летели мимо цели; камень, брошенный Лисием , попал в лицо Агриколаю. Мучители поняли, что святых ограждает какая-то невидимая сила.

В темнице воины провели ночь в молитве и снова услышали утешающий их голос Господа : «Верующий в Меня, если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные» . На следующий день суд перед мучителем и допрос повторился, воины же остались непреклонны.

Наутро истязатели с удивлением увидели, что мученики живы, а их стражник Аглаий вместе с ними прославляет Христа. Тогда воинов вывели из воды и перебили им голени. Во время этой мучительной казни мать самого юного из воинов, Мелитона, убеждала сына не страшиться и претерпеть все до конца. Тела мучеников положили на колесницы и повезли на сожжение. Юный Мелитон еще дышал, и его оставили лежать на земле.

Тогда мать подняла сына и на своих плечах понесла его вслед за колесницей. Когда Мелитон испустил последний вздох, мать положила его на колесницу рядом с телами его святых сподвижников. Тела святых были сожжены на костре, а обуглившиеся кости брошены в воду, чтобы христиане не собрали их.

Спустя три дня мученики явились во сне блаженному Петру , епископу Севастийскому, и повелели ему предать погребению их останки. Епископ с несколькими клириками ночью собрал останки славных мучеников и с честью похоронил их.

Имена мучеников сохранились: Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Валент, Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Аггей, Аетий, Флавий, Акакий, Екдекий, Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Домитиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Валерий, Филиктимон, Севериан, Худион, Мелитон и Аглай."

Говорили, что на Сороки ночь равна дню, и можно весну встречать. В это время прилетали первые жаворонки. Именно поэтому, хозяйки выпекали специальные булки из овса или ржаного теста, которые по форме как раз и напоминают жаворонков. Медом золотят этим птицам крылышки и головки. Считается, что 22 марта нужно раздавать этих жаворонков детям, есть их самим, чтобы птицы прилетели быстрее, ведь они как раз и являются вестниками весны.

Также именно с 22 марта начинали считать утренники – утренние морозы. Они могли продолжаться 40 дней, а потому, говорили, что с 22 марта наступают Сороки (30 дней). Кстати, если морозы длились вплоть до Зосима-пчельника, то говорили, что лето будет солнечным и теплым.

В православной церкви 22 марта почитается память 40 мучеников Севастийских. Известно, что в 320 году н.э. 40 воинов и верующих во Христа, которые проживали в турецком городе Севастия, бросили вызов военачальнику-язычнику, поскольку отказались приносить жертву идолам и объяснили свой поступок тем, что они поклоняются настоящему Богу, а не изваяниям. Никакие угрозы и уговоры не помогали. В результате, воинов бросили в тюрьму и собирались забить камнями до смерти, но с Божьей помощью воины остались живы, и камни отлетали от них в разные стороны, не причиняя никакого вреда. После этого воинов погрузили в ледяное озеро, а рядом истопили баню, сказав. Что туда можно войти, если отречься от Христа. Однако воины не изменили своим взглядам и вскоре умерли.

В народе 22 марта называют Сорок сороков. Праздник был посвящен встрече весны. Славяне поклонялись солнцу и ожидали погоды, которая была бы благоприятной для проведения полевых работ.

Если сам день 22 марта теплый, то сорок дней после него также будут теплыми. Холодный ветер – жди 40 дней заморозков

Теплый ветер дует – примета того, что лето ненастное наступит

Ранняя весна предвещает неурожайный год

Ласточки прилетели раньше – жди богатого урожая

Если в этот день испечь 40 шариков-колобков и каждый день выбрасывать за окно один из них, можно защитить от морозов свои посевы

Чайки кружатся – жди ледохода в ближайшее время

Листва еще не распустилась, но слышен первый гром – год будет голодным

После 40 утренников можно гречиху сеять

В этот день нужно молиться мученикам Севастийским, чтобы родные люди невредимыми вернулись с военной службы

Сильный мороз – примета того, что просо хорошо уродится

По церковному календарю . Святые сорок мучеников пострадал» в 320 году, когда особенно жестоки были гонения Лициния за христианскую веру.
В Севастии Армянской «за непреклонное исповедование новой веры» сорок христиан сначала мучили, затем осудили простоять целую ночь в ледяной воде при пронизывающем северном ветре. Утром их, полумертвых, вытащили из озера и подвергли новым истязаниям. В конце концов мучеников сожгли на костре, а пепел развеяли.
Память сорока великомучеников Православная церковь чтит особо. В этот день, приходящийся на время четыредесятницы, совершается литургия и облегчается пост.
По народному календарю . Весеннее равноденствие. Зима кончается, весна начинается. Вторая встреча весны.
День сорока мучеников севастийских носит в народе название «сорок», а иногда «куликов». В этот день, по воззрению крестьян, прилетают из теплых стран сорок птиц и первая из них -жаворонок.
Еще накануне женщины месили из ржаной муки тесто и пекли «жаворонков» (в большинстве случаев с распростертыми крылышками, как бы летящих, и с хохолками), а утром, в день праздника, раздавали их детям.
Кроме этого, утром одна из женщин делала на дворе сорок соломенных гнездышек и в каждое клала по яичку из теста (чтобы куры не ходили по чужим дворам, а неслись дома).
Когда жаворонки были готовы, дети, подхватив их, веселой гурьбой, с криками и звонким смехом, несли куда-нибудь в сарай или под ригу - закликать жаворонков. Там они сажали своих птиц, всех вместе, на возвышенное место и, сбившись в кучу, начинали громко кричать: «Жаворонки, прилетите, студену зиму унесите, теплу весну принесите: зима нам надоела, весь хлеб у нас поела». Или пели: «Уж вы кулички-жаворонки, солетайтеся, сокликайтеся. Весна-красна, на чем пришла? На сошечке, на бороночке, на лошади ной голове, на овсяном снопочку, на ржаном колосочку, на пшеничном зернышку-у-у!«-
Песню исполняли несколько раз. Затем ребятишки разбирали сво их жаворонков и с той же песней бежали по деревне. Так продолжалось до самого обеда. Набегавшись вволю, ребятишки опять собира лись в одно место и начинали есть своих ржаных птиц. Оставляли от жаворонка только голову, которую берегли каждый для своей матери. Потом ребятишки целовались, поздравляли друг друга с весенним праздником и разбегались по домам. А дома каждый мальчик отдавал голову жаворонка матери со словами: «На-ка, мама, тебе голову от жаворонка: как жаворонок высоко летел, так чтобы и лен твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лен такой головастый был?.
В Пензенской губернии жаворонков пекли и для взрослых, которые по этим птичкам гадали. Прежде чем посадить жаворонков в печь, в каждую клали какую-нибудь вещицу с символическим значением: кольцо, щепку, копейку. Кольцо, например, обозначало свадьбу, щепка - гроб, копейка - деньги и т.д.
Приметы . С 22 марта до Зосимы-пчельника (30 апреля) считают сорок утренних морозов. Если утренники с этого дня продолжаются постоянно, то лето будет теплое.
Гречу нужно сеять спустя сорок морозов после сорока мучеников.
Есть поверье, что в этот день из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них - жаворонок. Те, что прилетели раньше, считались «шепутящими».
Чайка прилетела - скоро лед пойдет, весна начинается; жаворонок - к теплу, зяблик - к стуже.

22 марта - Сороки, Сорок мучеников

Память святых 40 мучеников, мучившихся в Севастийском озере.

В 313 году святой Константин Великий издал указ, согласно которому христианам разрешалась свобода вероисповедания и они уравнивались в правах с язычниками. Но его соправитель Ликиний был убежденным язычником и в своей части империи решил искоренить христианство, которое значительно распространилось там. Ликиний готовился к войне против Константина и, боясь измены, решил очистить от христиан свое войско. В то время в армянском городе Севастии одним из военачальников был Агриколай, ревностный язычник. Под его началом был отряд из сорока каппадокийцев, храбрых воинов, вышедших победителями из многих сражений. Все они были христианами. Когда воины отказались принести жертву языческим богам, Агриколай заключил их в темницу. Ночью они услышали глас: «Претерпевший до конца, тот спасен будет». Когда их на следующее утро привели к Агриколаю, тот стал льстиво восхвалять их мужество, молодость и силу и снова предложил им отречься от Христа. Снова услышав отказ, он велел заковать воинов. Но старший их, Кирион, сказал: «Император не давал тебе права налагать на нас оковы». Через неделю состоялся суд над воинами; для этого в Севастию прибыл знатный сановник Лисий. Святые твердо отвечали: «Возьми не только наше воинское звание, но и жизни наши, для нас нет ничего дороже Христа Бога». Лисий велел побить их камнями, но камни летели мимо цели; камень, брошенный Лисием, попал в лицо Агриколаю. Мучители поняли, что святых окружает какая-то невидимая сила. В темнице воины вновь услышали ночью голос Господа: «Верующий в меня, если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо воспримете венцы нетленные». На следующий день суд перед мучителями и допрос повторился, воины же остались непреклонны. Стояла зима, был сильный мороз. Воинов раздели, повели к озеру, неподалеку от города, и поставили под стражей на льду на всю ночь. Чтобы сломить волю мучеников, недалеко на берегу затопили баню. В первом часу ночи, когда холод стал нестерпимым, один из воинов не выдержал и бросился бегом к бане, но едва он переступил порог, как упал замертво. В третьем часу ночи Господь послал отраду мученикам: неожиданно стало светло, лед растаял, и вода в озере стала теплой. Один из стражников, Аглаий, увидал, взглянув на озеро, что над головой каждого мученика появился светлый венец. Он насчитал тридцать девять венцов и понял, что бежавший воин лишился своего венца. Тогда Аглаий сбросил с себя одежду и, сказав: «И я — христианин!» — присоединился к мученикам. Наутро воинов вывели из воды и перебили им голени. Во время этой мучительной казни мать самого юного из воинов, Мелитона, убеждала сына не страшиться и претерпеть все до конца. Тела мучеников положили на колесницы и повезли на сожжение. Юный Мелитон еще дышал, и его оставили лежать на земле. Тогда мать подняла сына и на своих плечах понесла его вслед за колесницей. Тела святых сожгли на костре, а обуглившиеся кости бросили в воду, чтобы христиане не собрали их. Спустя три дня мученики явились во сне епископу Севастийскому и повелели предать погребению их останки. Ночью он с несколькими приближенными собрал и с честью похоронил их.

Народные обычаи и приметы на 22 марта

На Сороки день с ночью меряются.

Сорок мучеников — сорок утренников.

Если на сорок святых пал мороз, то урожай на просо.

С 22 марта и до Зосимы-пчельника (30 апреля) считается сорок утренних морозов. Если утренники с этого дня продолжаются постоянно, то лето будет теплое.

Гречу следует сеять пропустя сорок морозов после сорока мучеников.

Во что Сороки, в то и Петровки (в день недели).

Есть поверье, что в этот день из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них — жаворонок. На Сороки обычно пекли фигурки жаворонков. В некоторых местах с их помощью выбирали семейного засевалыцика. Мужчины вытаскивали жаворонков, и тот, кому попадалась птичка с запеченной в ней монетой, первым начинал весною посев.

День Сорока мучеников Севастийских, в народе называемый попросту «Сороки», «Сорок Сороков» или «Жаворонки», Православная Церковь ежегодно отмечает 22 марта. Христиане вспоминают воинов города Севастии, жестоко истязаемых язычниками и отдавших свои жизни, отказавшись отречься от истинного Бога.

Однако не только этим примечательны Сороки. Есть у праздника и языческая составляющая. Ведь на эту дату приходится весеннее равноденствие, когда зимняя тьма начинает отступать под натиском весеннего солнышка. На землю, наконец, приходит тепло и радость, возрождается ото сна природа, а на душе становиться светлее. И это тоже повод для торжества, которое всегда проходит весело несмотря на продолжающийся строгий пост.

Религиозный смысл праздника

В самом начале IV века христианство уже уверенной поступью покоряло языческие народы. Однако далеко не все местности радостно склонялись под его знамёна. В их числе находился и город Севастия в провинции Армения, находившейся на территории Римской Империи. Там во главе гарнизона легионеров стоял закоренелый идолопоклонник по имени Агриколай.

Однажды этот ревностный язычник потребовал от своих подчинённых принять участие в жертвоприношении многочисленным идолам. Но сорок воинов-христиан категорически отказались от варварского ритуала, заявив, что они поклоняются лишь истинному Богу.

Возмущённый их сопротивлением, Агриколай попытался склонить легионеров на свою сторону сначала щедрыми посулами денег и званий, а затем и угрозами. Когда слова не помогли, безжалостный командир перешёл к пыткам и издевательствам. Однако бесстрашные христиане, заключённые в темницу и усердно молившиеся, вдруг услышали Божественный голос, утешавший страдальцев. Он обещал им защиту и вечное спасение в награду за стойкость и истинную веру.

Мучители держали воинов в тюрьме, пытались побить камнями и, наконец, решили погубить, загнав в ледяную воду зимнего озера. Для большего искушения на берегу жарко топили баню, но соблазну поддался лишь один из многих, а его место тотчас занял христианин из числа стражников. Но камни летели мимо, а вода в водоёме вдруг сама по себе потеплела, и тогда тюремщики сделали страдания мучеников совсем невыносимыми, перебив им ноги тяжёлыми кувалдами.

После гибели легионеров знатный сановник Лисий приказал стереть с лица земли даже тела людей, отказавшихся отречься от Христа. Их сожгли в пламени костра, а останки утопили в озере. Однако спустя трое суток епископу Севастии Петру довелось наблюдать видение, в котором сорок мучеников просили похоронить их по христианскому обряду. Ночной порой верующие в истинного Бога отправились к озеру и увидели чудесное явление: кости погибших ярко сияли во мраке глубин, так что собрать их и предать земле оказалось совсем просто. С тех пор Севастийский полк смог обрести покой, а имена легионеров-христиан прославляются верующими и в наши дни.

Традиции и обычаи на Сорок Сороков

Все ритуалы, связанные с Днём Сорока мучеников Севастийских, направлены в основном к одной цели: как можно быстрее привлечь весну, приблизить наступление тепла и прогнать зимний холод.

  • В День 40 святых верующие непременно посещают праздничную литургию в храме. Ведь именно этот праздник лучше всего подходит, чтобы просить у Севастийских мучеников помощи в преодолении жизненных сложностей, об укреплении в истинной вере, о силах для того, чтобы справиться с отчаянием и обрести стойкость, о сплочённости родных и упрочении семейных уз.
  • Праздник Жаворонки невозможно представить без целой стайки птичек (40 штук) из постного теста, которые в христианской традиции символизируют души воинов-мучеников. Их пекут, обязательно дополняя тельце раскрытыми крыльями. Ведь с языческих времён считалось, что эти птахи должны быстрее лететь навстречу погожим денькам и принести тепло на своих спинках. Нельзя забывать о глазках и клювике, иначе ваши посланцы не смогут разглядеть весну и позвать её своими звонкими голосками. Часть жаворонков следует устроить на подоконнике в качестве угощения для настоящих пернатых соседей, а остальных – раздать детям, чтобы те бежали с выпечкой на улицу и громко выкликали весну. И тогда ласковые деньки обязательно наступят раньше обычного, а домашняя птица будет хорошо нестись и не заболеет.
  • Для того чтобы прогнать злые силы, сковавшие землю морозом и накрывшие мир темнотой, незамужние девушки 22 марта должны разорвать сорок верёвочек и переломить сорок прутиков. Тогда зима непременно отступит, а светлые духи помогут пробудиться природе. Для тех же целей каждой из них следует приготовить по сорок вареников и угощать ими юношей. К тому же с помощью кулинарных талантов можно и суженого подыскать.
  • Наши предки любили на Сороки раскачиваться на качелях. Считалось, что чем выше взлетают к небу парни и девушки, тем богаче будет будущий урожай, а в семьи придёт больше счастья и благополучия.
  • На День 40 святых молодое деревце обязательно наряжали яркими лентами и бумажными цветами. Ведь такую красоту весна просто не может не заметить, а значит, быстрее появится и настоящая зелень. Чтобы привлечь ещё больше внимания к чудесному дереву, вокруг него устраивают игры и танцы, поют песни и водят хороводы.
  • Кроме жаворонков из теста пекли и так называемые «орехи» в количестве 40 штук. Овсяные или ржаные шарики по одному выбрасывали за порог каждое утро последующие сорок дней после Жаворонков. Так хозяйки окончательно прогоняли зимние холода, которые в марте-апреле ещё нет-нет да и напомнят о себе морозными утренниками. Их же укладывали в самодельные гнёздышки из соломы, чтобы куры лучше неслись.

«Сороковые» приметы

В конце марта наши предки уже начинали думать о будущем урожае, и потому обращали особое внимание на приметы, предсказывающие погоду. Практически каждый праздник изобилует такими наблюдениями, и Сорок Сороков – не исключение.

  • Если 22 марта на земле ещё лежит снег, то и на Пасхальной неделе не стоило ожидать тепла. Зато тёплый ветер и многочисленные ручейки символизировали окончательную победу весны.
  • На Сороки следует понаблюдать за птицами. Когда в небе к концу марта появляются скворцы, то можно ожидать раннюю весну, жаркое лето и богатый урожай. А вот птахи, вьющие гнёзда на солнечной стороне домов и деревьев, предвещают неблагоприятный сельскохозяйственный сезон с холодами и обильными дождями.
  • Стоит 22 марта обратить внимание на погоду. Если денёк выдался тёплый и солнечный, то и остаток весны будет таким же. А вот хмурое небо и ненастье предупреждают, что зима не торопиться сдавать свои позиции и ещё не раз огорчит заморозками и снегопадами.
  • Зато «праздничный» мороз обещает отличный урожай зерновых. А вот гроза, прогремевшая в этот день над голым лесом, станет предвестником голодного года.
  • В праздник наши предки обращали внимание даже на ветер. Его тёплое южное дуновение обещало затяжные дожди летом, а холодные северные порывы предрекали засушливый сезон. Сухое лето обещало и отсутствие осадков в период от Сретенья до Сорок.

Гадания на Жаворонки

В праздничный день наши предки традиционно любили гадать, желая узнать, что готовит им будущее. Главным объектом для предсказаний служили, конечно же, жаворонки из теста.

  • Среди стайки из сорока пташек каждая хозяйка обязательно делала несколько «счастливых» птичек. Чтобы их отметить, в тесто добавляли монетку или щепотку соли. Тот, кому доставался такой жаворонок, мог не беспокоиться за своё благосостояние и удачу целый год.
  • Девушки использовали выпечку для гадания на суженого. Они бросали птичку через плечо и смотрели, в какую сторону укажет клювик «оракула» из теста. Со стороны, выбранной провидением, и следовало в скором времени поджидать сватов.
  • Часто печенье или булочки в виде птиц незамужние красавицы пекли сами, а затем выставляли каждая по одному изделию за порог дома. Девицы внимательно наблюдали, чьё угощение первым выберет дворовый пёс. Ведь именно эта счастливица первой из подруг обретёт красивого, щедрого мужа и семейное счастье.


Поделиться: