Богач и лазарь. Притча о Богаче и Лазаре

«Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят». (Евангелие от Луки 16:19-31)

Мне всегда было интересно читать повествование о богаче и Лазаре и слушать проповеди на эту тему. Совсем недавно я подумал, что неплохо было бы вновь поразмыслить об этой истории, рассказанной нашим Господом Иисусом Христом. Приступая к размышлению над историей о богаче и Лазаре, нам нужно отметить несколько моментов. Во-первых, история о богаче и Лазаре – это притча, то есть рассказ, использованный Иисусом для того, чтобы научить окружающих Его людей какой-либо истине, которую Он считал очень важной. Лазарь из притчи не должен у нас отождествляться с Лазарем из Вифании, братом Марии и Марфы. Мы знаем, что Иисус любил заходить к ним, но в притче не имеется в виду тот Лазарь. Речь идет о некоем нищем, которого звали Лазарь.

Во-вторых, нам следует отметить, что Иисус всегда подбирал притчи (или истории) согласно тому, с кем Он беседовал и какой цели Он хотел достичь. В данном случае мы видим, что Иисус рассказывает о богаче и Лазаре в беседе с фарисеями, которые, как пишет Лука, «были серебролюбивы», то есть любили деньги (Лк.16:14). Фарисеи ненавидели Иисуса и позволяли себе смеяться над Ним. Иисус же видел сердца и намерения людей с точностью, и поэтому хотел обличить их и указать на их недостатки. Причем наш Господь не делал этого в грубой и вызывающей форме, но использовал притчи для того, чтобы иносказательно указать людям на те или иные недостатки.

ПРИТЧА О БОГАЧЕ И ЛАЗАРЕ

В данном случае, в центре нашего внимания находятся богач и бедняк Лазарь. В повествовании мы читаем о том, что богач жил в свое удовольствие. Он одевался в дорогую одежду. «Порфира – это … верхняя одежда из дорогой материи красного цвета, а виссон – это белая, тонкая нежная материя из египетского льна». Богач также ел и пил в свое удовольствие, закатывая роскошные пиры. Он, как написано, «пиршествовал блистательно».

В то же самое время у ворот дома богача лежал нищий, которого звали Лазарь. «Слово «Лазарь» буквально значит «Божия помощь», т.е. «нищий» всеми оставленный, кому можно надеяться только на Бога». Этот нищий лежал у ворот покрытый гнойными ранами. У него, по всей видимости, был какой-то вид кожного заболевания. Библия говорит, что он лежал в «струпьях» (греч. «покрытый ранами»). Струпья – это тонкая корочка, которая образуется на заживающей ране. Библия говорит, что псы причиняли нищему Лазарю ужасные страдания, потому что они облизывали его раны, не дав им зажить. А у Лазаря, вероятно, не было сил отогнать собак.

Как и все нищие, Лазарь питался остатками и объедками. Лука пишет, что он ел крохи, которые падали со стола богача. Он просил милостыню и жил только тем, что ему давали. В притче об этом не говорится, но наверняка богач знал о существовании нищего Лазаря, потому что неоднократно входил и выходил из своего дома. Но, видимо, богач был бессердечным человеком. Он не любил тратить деньги на других, но только на себя. В богатстве он, вероятно, видел смысл жизни, не обращая внимания на людей.

Как печально, когда материальные предметы становятся для нас объектами поклонения и внимания. Как печально, когда за ними мы перестаем замечать людей и проводим жизнь лишь ради своего удовольствия, отказываясь замечать то, что происходит вокруг нас.

Интересно, что Лука также описывает как Иисус в беседе с фарисеями привел другую притчу о том, как один управляющий простил добрую долю долгов своим должникам, надеясь на то, что когда он попадет в беду, те вспомнят о нем и помогут ему. Тогда Иисус упомянул следующую фразу: «Приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители» (Лк.16:9). «В нищем Лазаре богач мог приобрести себе друга, который бы помог ему попасть в вечные обители». Печально то, что богач не думал ни о чем и ни о ком, кроме себя и своего богатства. Ему не нужен был Бог, вечность, и, тем более, нищий Лазарь. Итак, мы с вами видим ясную картину, в которой показаны две противоположности – богач и Лазарь, человек здоровый и человек больной. Тот, кто не нуждался ни в чем и тот, кто нуждался во всем.

ЧТО МЕНЯЕТСЯ ПОСЛЕ СМЕРТИ?

Интересно, что в дальнешйшем повествовании суть дела меняется. Умирает нищий, умирает и богач. Здесь нам интересно отметить следующее. Смерть, оказывается, уравнивает всех. Вы можете быть богатым, а можете и нуждаться во многом. Но богатый человек, так же как и бедный, когда-то умрёт. Учитывая современные технологии, может быть, богатому человеку смогут поддержать жизнь немного дольше, но в конце концов он всё-таки умрет. Похоронят его в такой же земле, в которой хоронят бедных.

Интересно, что по поводу богатства и смерти пишет ветхохаветный Екклессиаст: «Есть мучительный недуг, который видел я под солнцем: богатство, сберегаемое владетелем его во вред ему. И гибнет богатство это от несчастных случаев: родил он сына, и ничего нет в руках у него. Как вышел он нагим из утробы матери своей, таким и отходит, каким пришел, и ничего не возьмет от труда своего, что мог бы он понести в руке своей» (Еккл.5:13-15).

Наверняка богачу устроили пышные похороны, а Лазаря похоронили «как собаку», но суть дела от этого не меняется. Перед смертью все равны – и богатый, и бедный. Однако в вечности участь богатого и Лазаря была разной. Лазарь был отнесен ангелами на «лоно Авраамово», то есть в место блаженства, а богач попал прямиком в ад.

Интересно, что в притче не сказано, что Лазарь попал в рай. Как пишут некоторые исследователи Библии, «рай был отверзт только страданиями и воскресением Христа». Однако в притче выражается мысль, что «Лазарь, как истинный сын Авраама, разделил с ним его посмертный жребий», то есть попав в место блаженства, которое ожидает всех праведников.

Слово «ад» обозначало «царство мертвых», или «место вечного наказания». Туда прямиком и попал богач. Бог справедлив в Своем суде, и поэтому каждый человек, живущий на земле, наследует после смерти ту участь, которую он заслужил. Праведникам уготовано вечное блаженство, а грешникам – вечное наказание.

В притче Иисус повествует о том, что богач мучился в аду. Он не находил себе места, будучи объят страшным пламенем… Но вдруг он поднял глаза и увидел вдали Авраама и вместе с ним – Лазаря. Лазарь возлежал на «лоне Авраамовом». В современном русском языке мы редко используем слово «лоно», поэтому для многих читателей Библии этот термин не понятен. У него несколько значений. В этом контексте имеется в виду, что Лазарь возлежал у груди Авраама, то есть находился в состоянии близкого общения с ним, как говорится, «чувствовал его плечо» как чувствует близкий друг.

Находясь в муках, богач взмолился, говоря: «Отче Аврааме! Умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем» (Лк.16:24). Может быть, богач думал, что так как Лазарь был нищим при жизни, то и там, в месте блаженства, он находился у Авраама «на побегушках». Но как же богач ошибался. Авраам ответил ему, что он получил все хорошее при жизни. Верно, у богача было все при жизни. Он ни в чем не нуждался. Он веселился, хорошо одевался, его ничего не заботило. Он получил много доброго. Почему же он захотел вдруг и в вечности, жить так же хорошо?

Богач мучился в адском пламени, и наверняка его мучения усиливались потому, что он видел, что оказывается есть другая участь – место блаженства, куда попал Лазарь и куда не попал он. Он наверняка осознавал, что его страдания будут вечными так же, как и блаженство Авраама и Лазаря будут иметь вечную природу.

ОБНИЩАВШИЙ БОГАЧ

Как же все вдруг изменилось! Богач этого совсем не ожидал. У него было все, а теперь он оказался в таком жалком состоянии. У него была вся еда и все прохладительные напитки, которые он желал видеть на своем столе. Лазарь же хотел хотя бы объедки получить со стола богача. А тут, а аду, оказывается, что богач предстает в роли нищего. У него было всё богатство мира, но оно оказалось недостаточным для того, чтобы купить хотя бы несколько капель воды, чтобы смочить язык, который изнывал от высокой адской температуры. Богач, который все имел и всем обладал, оказался ни с чем, а нищий Лазарь, уповавший во всем только на Бога, получил полное утешение и облегчение. У него теперь было всё, чего не было, когда он жил на земле. И теперь он с сожалением смотрел на богача, который страдал и физически, и духовно.

В притче Господь повествует о том, что Авраам отказывает богачу в какой бы то ни было милости. Почему? Оказывается, что Божий суд настолько справедлив, что ни под каким предлогом люди из ада не могут купить или каким-то неведомым образом вдруг попасть в место блаженства. Не будет так, что вдруг среди праведников в стране блаженства обнаружится человек, который там быть не должен. Между адом и местом блаженства есть непроходимая пропасть, которую перепрыгнуть невозможно. Нельзя после смерти изменить свою участь, нельзя получить второй шанс. Все можно изменить лишь при жизни, сегодня. Завтра или послезавтра может быть слишком поздно. Можно не успеть.

Богач, увидев настоящее положение дел, просит Авраама уже не о себе, но о своей семье, говоря: «Так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения» (Лк.16:27-28). Богач был готов все отдать ради того, чтобы, Лазарь пришел в его семью и рассказал о том, что ожидает людей после смерти. Но Авраам опять отказывает ему в этом. Логика Авраама понятна. У людей есть закон и пророки. Господь Бог Сам заключил с людьми завет и оставил им понятные правила, согласно которым необходимо жить. Всё, что нужно делать, – это поступать согласно тому, что записано в Божьем Слове – и тогда успех в жизни будет гарантирован. Но, по словам богача, слов Бога, пророчеств и Божьих обещаний, оказывается недостаточно. Словам Бога не верят. Богач говорит, что если бы кто из мертвых вернулся на землю и всё рассказал, то ему поверят.

На самом деле, как вы думаете, если бы кто из мертвых вернулся к нам и рассказал бы всё как есть, ему бы поверили? Не думаю. Люди стали бы говорить, что такой человек, может, и не умирал вообще, что он напридумывал всё и что видел всякие галлюцинации. Авраам понимал это. Он сказал, что если Моисею и пророкам, мужам Божиим, с которыми Бог говорил напрямую, не поверили, то даже если бы кто-то воскрес из мертвых, то и ему бы не поверили. Неверие, оно и есть неверие. Если человек верить не желает, ничем его убедить невозможно, даже если бы кто вернулся «с того света». Неверующий человек придумает любые объяснения для того, чтобы подкрепить своё неверие.

УРОКИ ПРИТЧИ О БОГАЧЕ И ЛАЗАРЕ

Что Иисус хотел сказать этой притчей фарисеям и всем Своим слушателям? Он хотел обратить их внимание на то, как они живут, а также на то, что является главным в жизни. Жить нужно для Бога и ради людей. Всё, что у нас есть, дано нам Богом. Мы никогда не должны забывать об этом. Если у нас есть богатство и какое-то имущество, употреблять его необходимо для Божьей славы и для помощи людям, а не только для себя. Нам следует обращать внимание не на деньги и материальные ценности только, но на людей, которые окружают нас, быть чуткими к нуждам и проблемам людей.

Также нам нужно помнить, что мы на земле не будем жить вечно. После смерти нас ждет вечность. От того, как мы проживем эту жизнь, зависит, что нас будет ожидать в вечности – вечное блаженство, или же вечное осуждение. Не стоит жить так, как будто бы смерти, Бога и суда нет. Бог есть, Он реален. Он также является гарантом справедливости. Мы можем процветать и показывать, что во всем успешны. Пока мы живем на земле, люди наших внутренних мотивов и дел могут не увидеть, но в вечности всё будет более, чем очевидно. Тогда будет проведена четка линия между честными и обманщиками, жадными и щедрыми, верующими и неверующими. Не стоит себя тешить мыслью о том, что Бог «закроет глаза» на то, что мы делали и как жили. Этого не будет. Бог милостив к нам, пока мы живем здесь, но от также и справедлив. Каждому Он воздаст по его делам.

Пока мы живы и здоровы, и имеем способность рассуждать и принимать решения, нам нужно обратить внимание на то, что говорит Божье Слово. Не следует ждать каких-то чудес или сверхъестественных событий, чтобы отдать свою жизнь в Божьи руки. Не нужно ждать, пока вы попадете в ситуацию, из которой вам очень тяжело будет выбраться и не останется ничего делать, как только взывать к Богу. Сегодня нужно доверить свою жизнь Богу и начать поступать правильно, жить честно и начать видеть не только себя, но и других людей.

Такую весть Иисус принес людям. Он пришел для того, чтобы всем явить Отца Небесного, но, несмотря на всю Его доброту, множество исцелений и чудес, многие в Него так и не уверовали. Он, как говорится, пришел из вечности, так как Он – Бог и вечен по Своей природе. Он рассказал о том, что людям нужно делать, чтобы узреть Бога. Но над Ним посмеялись и многие Ему не поверили. Его всегда окружало много людей, но настоящих друзей у Иисуса было очень мало.

Что скажешь ты в ответ на эту притчу? Господь желает, чтобы твоя жизнь изменилась, чтобы ты стал верить тому, что говорит Иисус, чтобы не был равнодушен к Божьим словам. Сегодня нам следует пересмотреть свою жизнь и приготовиться к вечности. Если в нашей жизни что-то не так, дай нам Бог сегодня, не откладывая это «на потом», придти к Иисусу в покаянии для того, чтобы не дай Бог не попасть в место вечных мучений.

У многих из нас, порой, наблюдается плохая привычка – оставлять дела, как говорится, «на потом». Так делают студенты в университетах, надеясь, что в последнюю ночь перед экзаменом смогут осилить сложный предмет. Так поступаем, порой, мы, думая, что у нас есть очень много времени, чтобы все успеть и все дела осуществить. Но правда-то в том, что времени у нас мало, тем более на важные вещи. Некоторые, менее важные дела, мы еще можем отложить «на потом», но ведь вопрос вечности не является мелким и неважным. Это вопрос жизни и смерти. Не оставляй его «на потом» никогда, ни под каким предлогом, потому что можешь не успеть. Как же потом будет жалко и больно, но изменить уже нельзя будет ничего… Пусть Бог поможет каждому из нас сделать правильный выбор, о котором мы никогда не пожалеем.

Примечания:

«Толкование притчи о богаче и Лазаре». Православие и мир . http://www.pravmir.ru/printer_1428.html (28.05.2010).

Притча «О богаче и Лазаре» — очень интересная притча, потому что в ней множество различных глубоких богословских смыслов. Но мне хотелось бы обратить внимание на то, что не лежит на поверхности этой притчи.

Евангелие от Луки (Глава 16, стихи 19–31):

19Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно.
20Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях21и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.
22Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его.
23И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его
24и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.
25Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь;
26и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.
27Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего,
28ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения.
29Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их.
30Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются.
31Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.

Богач пиршествует, рядом с ним нищий Лазарь. Казалось бы, странная ситуация. Неужели богач никогда не знал, что рядом с ним есть этот обездоленный человек? Ведь он каждый день празднует, роскошно одевается, вкусно питается, и рядом – нуждающийся, о котором он знает. Ведь, когда богач умирает и оказывается в аду, он обращается к Лазарю, он знает, что этот Лазарь некогда был рядом с ним.

Ответ на вопрос очень простой. Каждый из нас знает что такое «избирательное зрение». Мы часто, даже бессознательно вытесняем из поля нашего зрения то, что нам неприятно, что нам не любо, что не приносит нам радости и удовольствия. Точно так же богач, конечно же, знал, что есть несчастный Лазарь, но это знание не увеличило в его жизни радости. И поэтому это формальное знание никогда не превращалось в настоящую любовь.

Мы часто сталкиваемся с различными неприятными обстоятельствами в нашей жизни, и в нашей душе, порой, даже возникает определенное чувство жалости, но дальше жалости мы часто не идем. И вот там, где есть жалость, но нет дела, мы должны понимать, что это не то, что не любовь, это даже не начало любви, это просто естественная реакция все еще живой человеческой души на чужую боль и проблему.

Жалость – это бездеятельная любовь. Это та любовь, к которой мы призваны, но, которую мы не хотим реализовать. У каждого из нас есть на самом деле свой Лазарь. Тот самый Лазарь, которого мы не хотим видеть, которого мы вытесняем и сознательно, и бессознательно, мы не хотим быть рядом с ним, мы не хотим видеть его рядом с нашим, казалось бы, праздником жизни, чтобы этот праздник не испортить. И в то же самое время, Бог смотрит на нас глазами не нашими, а глазами того самого Лазаря, к которому нас каждый раз подводит.

Хочется пожелать, чтобы, прежде чем радоваться, тем ежедневным радостям, которые посылает нам в изобилии Бог, мы остановились и очень внимательно посмотрели вокруг себя. А где тот самый Лазарь, который как «заноза» торчит, где то в нашем сердце? Торчит, но мы не можем его вынуть. Потому что, только благодаря этой «занозе», мы и остаемся способными попасть в Царство Небесное.

Протоиерей Павел Великанов

Является для нас величайшим училищем: здесь богатые вразумляются и исправляются, а бедные находят себе успокоение и утешение. Вот и сейчас, возлюбленные, нам предстоит заняться делом учения. Последуя наставлениям предыдущего евангелия, воспользуемся ныне читанным и постараемся извлечь из него полезное для всех вас. Сегодняшнее евангельское чтение изображало нам жизнь богача и бедняка: богач утопал в неге и наслаждении, а бедняк проводил жизнь в нищете. «Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его» (). Этот рассказ необходимо, возлюбленные, разобрать обстоятельно, чтобы, как моряки – из опыта своих предшественников, могли и мы научиться из него избегать подводных скал, причиняющих кораблекрушение, чтобы с одной стороны богатые вразумились, видя, какое наказание понес изображаемый здесь богач, а с другой стороны бедные, видя на примере Лазаря, как блестяще оправдываются их надежды, охотнее проходили путь жизни среди выпадающих на их долю скорбей. «Некоторый человек был богат. Некоторый человек» . Он не назван по имени, не удостоился такой чести, как Иов, о котором было написано: «был человек в земле Уц, имя его Иов» (). Об его имени умолчано: как бесплодный, он лишен и имени (ведь праведных имена в книге жизни, а имена грешников изгладятся бесследно), ему оставлено только общее родовое имя – человек: это имя уж конечно для всех людей является общим. Не имея отличительного собственного имени, он отличался за то особенною суровостью своего злого нрава. . Сродный бедному Лазарю по телесной природе, он был чужд ему по наследию Христову по причине озлобленной свое воли. «Некоторый человек был» . Человеком он был по внешности, а по нраву это было животное, питающееся в одиночку. «Некоторый человек был богат» . Богат стяжаниями, богат преступлениями, богат медью, богат греховным ядом; озарен блеском серебра, но омрачен грехами; богат золотом, но беден Христом; много одежд имел он, но душа его не имела покрова; драгоценные одежды хранились у него, но лишь множество тли питалось ими. «Некоторый человек был богат» . Цветя богатством, он не имел цвета правды: дерево осеннее, бесплодное, вдвойне мертвое. «Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон» . Он облачался в порфиру, но от царства Божия был отвержен; не кровью Христовою обагрена была его порфира, она была окрашена кровью морских раковин; не залогом царства небесного служила она для него, но предзнаменовала его страшный огонь геенский. «Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно» . Не о Господе веселился он, как праведные (ведь для праведных радость – память о Боге, как свидетельствует, например, Давид: "вспомина л я Бога и...весели лся» – ); его увеселения заключались в пьянстве, распутстве, объядении, пресыщении; одним словом он был ничем не лучше свиней, валяющихся в грязи. «Был также некоторый нищий, именем Лазарь» . Бедного Господь назвал по имени, обозначением имени воздавая ему честь. «Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его» , почти потопляемый волнами нищеты, а немного спустя с честью несомый ангелами на лоно Авраамово. «Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот» богатого «в струпьях» (). О, каким бедствиям подвергался бедный! Тягчайшей бедностью он был пригнетен как (колос) сильным градом; палящими нарывами как искрометными угольями разъедалось его тело; отовсюду устремлялись на него потоки горя, разрушая тело и разрывая сердце; никакого послабления, никакого облегчения он не находил себе ни в чем. «Отвне – нападения, внутри – страхи» (). Совне тело истощалось нарывами, а внутри сердце грызли неотступные заботы. Ни плодоносная нива не доставляла ему семян хлеба, ни виноград не приносил ему сладких гроздьев, ни дерево осенью не давало ему своих сочных плодов, ни другое какое из произведений земли не служило для него утешением в его бедности. И вот этот-то человек, у которого не было ни пяди обработанной земли, ни локтя кровли для жилья, выброшен был под открытое небо на навозную кучу! Навоз и днем и ночью служил для него покровом, зимою несколько согревая его, а летом немилосердно обжигая. Сплошными ранами покрыто было его тело. Труд земледельца был для него непосилен, путешествия и торговые предприятия для него были невозможны, да и ни к каким другим способам борьбы с нуждою он не был способен. Во всем у него был недостаток, во всем лишение. Стоны прежде слез рождались в его сердце, подобно терниям; потоки слез стремились по его щекам, так что от постоянного течения слез его щеки покрылись бороздами. Во сне искал он смерти и на Яву призывал ее, – но она не являлась. Он ждал смерти как избавления от всех трудов и забот, подобно многострадальному Иову. Ведь и тот, потеряв богатства, стада, имущества, совершенно обнаженный, снедаемый червями, лежал на гноище и желал смерти. Вот что говорил он: «На что дан страдальцу свет, и жизнь огорченным душею, которые ждут смерти, и нет ее, которые вырыли бы ее охотнее, нежели клад, обрадовались бы до восторга, восхитились бы, что нашли гроб» (). "И желал , – говорится, – напитаться крошками, падающими со стола богача» (). О, противоречие жизни! Богатый утопал в бурном потоке наслаждений, а бедный изнемогал под игом бедности, не имея ни одной капли для освежения. Отчего в самом деле течение жизни не привело их к взаимному общению? Отчего? Чтобы бедный воспринял светлые венцы за свое терпение, а богатому за то, что он довел свою душу до озверения, своими зубами пришлось грызть незрелый виноград. "И псы , – говорится, – приходя, лизали струпья его» . Псы оказались человечнее богатого и добрее его. Он никогда капли масла не уделил бедному, а псы, остроту зубов укрощая человеколюбием, мягким языком своим врачевали его, удаляя с его ран всякую нечистоту и запекшуюся кровь; гладкость языка заглаживая его лютые нарывы, они незаметно облегчали тяжесть его ран. Богатый же никогда не удостоил бедняка милостивым взглядом или словом, хотя бы бесполезным; не бросил ему ни рубища, ни остатков еды, ни одного гроша, покрытого ржавчиной, ни хлеба, ни даже корки хлебной, тронутой плесенью, но все это отправлял через горло в свою утробу, как будто она была всеобъемлющей.

2 . И что же? Каковы заслуги каждого, таково и воздаяние. (). Едва избегнув тягосте и треволнений бедности, он прибыл в тихую пристань Авраама. «Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово» . Видишь, как за порогом этой жизни бедность окружается попечением ангелов? «Умер и богач, и похоронили его» (). Относительно богатого тотчас упоминается и гроб, согласно со словами Давида: "и гроб ы их жилища их на век" (). Поэтому и говорится тебе: бедный, не бойся, «когда богатеет человек, когда слава дома его умножается: ибо умирая не возьмет ничего; не пойдет за ним слава его» (). Все оставит он здесь – рабов, прислужников, угодников, прихлебателей, льстецов, колесницы, златоуздых коней, бани, поместья, дома с раззолоченными потолками и мозаичными полами, царство, могущество, власть, – все это оставит он здесь и уйдет отсюда нагим. И находясь в аду, «он поднял глаза свои» , – заметь, на какой глубине находился богатый и на какой высоте бедный, – "поднял , – говорится, – «глаза свои» , богатый «увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его» (). Почему, однако, не Лазарь увидел богатого? Потому, конечно, что кто находится среди света, тот не видит находящегося во тьме, а кто во тьме находится, тому видно находящегося в свете. И сказал: «отче Аврааме! умилосердись надо мною» ()! Говоришь: «умилосердись» теперь, когда уже прошло время милости. Разве ты не слышал говорящего: «суд без милости не оказавшему милости» ()? Каешься теперь, когда нет места для исповедания; не слышал разве, что сказал Давид: "во аде кто будет славить Тебя» ()? «Умилосердись надо мною и пошли Лазаря» . Ты знаешь Лазаря? Ты узнал того, кто лежал в навозной куче, и кого ты не желал никогда удостоить равной чести с собаками? Но ведь ты – во дни благоденствия твоего – затворил перед ним свои недра; так и я теперь – в день наказания – затворяю перед тобою недра милости. Разве ты не слышал, как )? Итак, где ты сеял, там ищи и пожинай; где расточил, там и собирай. Ты никогда не разбрасывал семян милостыни, ничего не давал взаймы Богу посредством милостыни бедному, но все собирал и употреблял для своего чрева. А где было сокровище твое, там пусть будет и сердце твое. «Умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем» (()). Терпит наказание язык, который служил ему для наслаждения пищей; он просит каплю воды, между тем как при жизни никогда не подал жаждущему хотя бы чашу холодной воды во имя ученика. Если бы при жизни ты поделился с Лазарем своим добром, то теперь разделил бы с ним царство; если бы тогда был сострадателен к бедным, то теперь избежал бы тяжкого осуждения, – потому что «блажен, кто помышляет о бедном! В день бедствия избавит его Господь» (). Щедро бросай богатством твоим в бедных, чтобы заровнять им ту огнепальную бездну; обильным потоком пусть строуится твое милосердие, чтобы потушить тот пламень; поддержи жизнь сирот – и вот ты убил уже неусыпающих червей; отри слезу вдовы – и ты освободил душу свою от гнета грехов. Для того ведь тебе и прочтено это, чтобы ты, идя по следам немилосердного богача, не подвергся тому же самому наказанию в геенне. А ты, бедный, не унывай и не падай духом, как бы волны бедности тебя не стеснили. Взирай на славнейшего Лазаря, сюда устремляй свой взор и днем и ночью, чтобы, управляя свою жизнь рулем терпения, ты достиг той же самой спасительной пристани, во Христе Иисусе Господне нашем, Которому слава во веки веков. Аминь.

Притча о безумном богаче

Иисус Христос, Сын Божий и Спаситель мира, родился в бедности. Он часто говорил, что не должно привязываться к земному богатству, а должно заботиться о приобретении вечного богатства. После смерти не поможет нам наше богатство, а добрые дела и благие чувства останутся за нами в вечной жизни. Часто бывает, что человек, привязавшись всем сердцем к своему богатству, от этого забывает Бога и Его заповеди и живет только в угоду себе. Это – великий грех.

Иисус Христос предостерегал против этого Своих учеников, говоря: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржавчина истребляют и где воры подкапывают и крадут. Но собирайте себе сокровища на небесах, где ни моль, ни ржавчина не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше».

Однажды, чтобы предостеречь народ от любостяжания и научить бескорыстию, Иисус Христос предложил такую притчу:

«У одного богатого человека был хороший в поле урожай, и он рассуждал сам с собою: «Мне некуда собрать плодов моих, сломаю житницы мои и построю просторнее, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: «Душа! Много добра лежит у тебя на многие годы, покойся, ешь, пей, веселись». Но Бог сказал ему: «Безумный! В эту же ночь придет к тебе смерть, кому же достанется то, что ты заготовил?» Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет».

В Бога богатеть – значит богатеть чувствами и делами, угодными Богу. Если бы человек, о котором рассказано в притче, был богат христианскими добродетелями, то, получив хороший доход, не стал бы думать только о себе, но вспомнил бы и о своих ближних, терпящих нужду.

Вера и любовь к Богу и ближнему – вот богатство, которое последовало бы за ним и по смерти его и помогло бы ему «дать добрый ответ на страшном суде Христовом», о чем, как вы знаете, мы молимся ежедневно в Церкви.

Из книги Священная Библейская история Нового Завета автора Пушкарь Борис (Еп Вениамин) Николаевич

Притча о богаче и Лазаре. Лк. 16: 19-31 В этой притче Господь ясно показал, что если богатый человек живет эгоистической жизнью, тратит состояние только в свое удовольствие, не замечая рядом с собой нуждающихся, то такой человек не заслуживает вечной жизни с Богом любви и

Из книги Четвероевангелие автора (Таушев) Аверкий

Из книги Закон Божий автора Слободской Протоиерей Серафим

Притча о неразумном богаче Иисус Христос учил: "смотрите, берегитесь любостяжания, (т. е. берегитесь любить приобретать богатство, берегитесь пристрастия к богатству), ибо жизнь человека не зависит от избытка его имения.А чтобы люди лучше поняли это, Господь сказал

Из книги Проповеди. Том 1. автора

НЕДЕЛЯ 26. ПРИТЧА О БЕЗУМНОМ БОГАЧЕ. Исказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих. И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и

Из книги В начале было Слово. Проповеди автора Павлов Иоанн

43. Притча о богаче и Лазаре Глядя на этот мир, люди часто задают трудные вопросы. Почему один человек рождается богатым, а другой бедным? Один наделен прекрасным здоровьем, а другой приходит на свет инвалидом? Один от природы имеет хорошие способности, а другой рождается

Из книги Воскресные проповеди автора Сурожский Митрополит Антоний

51. Притча о безумном богаче Собирать для себя богатство на земле, посвятить этому свою жизнь, свои силы, таланты и способности - есть большая глупость. «Мы ничего не принесли в мир, - говорит святой апостол Павел, - явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея

Из книги Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. автора (Таушев) Аверкий

Неделя 26-я по Пятидесятнице. Притча о безумном богаче Во имя Отца и Сына и Святого Духа.Конец сегодняшнего Евангелия – предупреждение о том, о чем мы все могли бы знать все время: что за плечами у нас стоит смерть, и что многое-многое из того, что мы делаем, погибнет после

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

Притча о безрассудном богаче (Луки 12:13-21). Некто, видя, сколь велико влияние Господа, обратился к Нему с просьбой, чтобы Господь повелел брату его разделить с ним наследство. Господь отказал ему в этом, ибо Он пришел на землю не для того, чтобы разбирать мелочные тяжбы,

Из книги Священное писание. Современный перевод (CARS) автора Библия

Притча о богаче и нищем Лазаре 19 Жил некогда один богатый человек, носил он дорогие одежды и каждый день устраивал роскошный пир. 20 А у ворот его лежал нищий по имени Лазарь, весь покрытый струпьями. 21 Он был рад утолить свой голод хотя бы тем, что падало со стола богача.

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

Притча о безумном богаче 13 Кто-то в толпе сказал Исе:- Учитель, скажи моему брату, чтобы он разделил со мной наследство.14 Иса ответил:- Друг, кто Меня назначил судьёй или посредником между вами?15 И Он сказал им:- Смотрите, берегитесь жадности. Как бы ни был богат человек,

Из книги Толкование Евангелия автора Гладков Борис Ильич

Притча о безумном богаче 13 Кто-то в толпе сказал Иисусу:- Учитель, скажи моему брату, чтобы он разделил со мной наследство.14 Иисус ответил:- Друг, кто Меня назначил судьей или посредником между вами?15 И Он сказал им:- Смотрите, берегитесь жадности. Как бы ни был богат

Из книги Основы Православия автора Никулина Елена Николаевна

Притча о богаче и нищем Лазаре 19 - Жил один богатый человек. Он одевался в самую дорогую и изысканную одежду и каждый день устраивал великолепные пиры. 20 А у его ворот лежал нищий по имени Лазарь. Он был весь покрыт язвами 21 и был бы рад даже объедкам, падающим со стола

Из книги Антропология Адвентистов Седьмого дня и свидетелей Иеговы автора Сысоев Даниил

ГЛАВА 29. Исцеление страдавшего водяной болезнью. Притча о званных. Речь о малом числе спасающихся. Притча о богаче и нищем Лазаре Иисус на обеде у фарисеяВо время пребывания Иисуса в Перее случилось Ему в субботу придти в дом одного из начальников фарисейских вкусить

Из книги Евангельское злато. Беседы на Евангелие автора (Войно-Ясенецкий) Архиепископ Лука

Притча о богаче и Лазаре «Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя,

Из книги автора

6.2.1. Притча о богаче и Лазаре Это повествование приводимое в Евангелии от Луки является камнем преткновения для всех сектантов, отвергающих бессмертие души.«Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также

Из книги автора

Неделя 26. Притча о безумном богаче И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих. И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и

Притча о Богаче и Лазаре. Истолкование

Одним из интересных и часто встречающихся вопросов является следующий: «Как понимать притчу о богаче и Лазаре»?

Поскольку актуальность этого вопроса для наших читателей весьма высока, мы решили опубликовать истолкование притчи о Богаче и Лазаре не в рубрике «Вопрос-ответ», а в разделе «Исследования» и поместить истолкование на главной странице. Итак, Богач и Лазарь.

Редакция «Борух».

Приведем вначале саму притчу.

«Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.

Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лук.16:19-31).

Читая традиционные христианские истолкования притчи о Богаче и Лазаре, мы можем очень явно заметить, как происходит подмена понятий и как библейские тексты подгоняются под традиционные представления.

Согласно традиции особенно сильной в восточном христианстве, после смерти человека его тело разлагается в могиле, а его душа отправляется либо в адские муки, либо в рай. Содержание притчи о богаче и Лазаре не соответствует этим представлениям. Так, в частности, богач, находящийся в огне, просит Авраама, чтобы тот послал Лазаря омочить перст в воде и помазать ему язык. Если по традиционным представлениям в раю душа Лазаря, а в аду – душа богача, то откуда у Лазаря палец, а у богача язык?!

Явно видно, что богач страдает как душой, так и телом. Это соответствует описанному в Мф 10:28: «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Матф.10:28).

Явно также, что телесные и душевные страдания описаны и в другом месте Евангелия: «Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» (Матф.5:29,30).

Согласно записанному в Евангелии от Матфея мы видим, что наказания в геенне огненной не могут происходить сразу же после смерти человека, ибо мы знаем, что тело всякого умершего находится в могиле. Соответственно для того чтобы тело вместе с душой попали в геенну огненную, необходимо воскресение, о чем говорит Евангелие от Иоанна, 6 глава и Даниил, 12 глава.

«Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день» (Иоан.6:39).

«И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление. И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде - как звезды, вовеки, навсегда» (Дан.12:2,3).

Точно такая же картина представляется нам Иисусом в Евангелии от Матфея, 25 глава, где Сын человеческий, придя с ангелами на землю, вершит суд и разделяет человечество на две категории: одних приглашает наследовать царство, других отправляет в огонь. Читая эти библейские тексты, мы однозначно можем говорить о том, что воздаяние человеку совершается не после его смерти, а когда «многие из спящих в прахе земли пробудятся». Тогда будут отправлены не только души грешников, но и их тела в геенну огненную – «другие на вечное поругание и посрамление». Читая рассказ о богаче и Лазаре, мы однозначно можем заключить, что богач страдал телом, соответственно это могло происходить только после события, которое Евангелия называют как Второе пришествие.

Именно поэтому Авраам говорит богачу о том, что уже невозможно отправлять Лазаря благовествовать братьям. И по-другому быть не может. В Евангелии от Луки, 16 глава, Авраам отказывается сообщить родственникам богача о том, какая судьба была уготована их брату. Если муки богача имели бы место после его смерти, то отказ Авраама выглядел бы абсолютно нелогично. Получается, что, осознав свое положение, богач хочет сделать все, чтобы его братья покаялись, а Авраам не дает им никакого шанса и никакой альтернативы. Получается, что Бог не желает, чтобы грешники каялись. Если же, как мы это обосновали, богач страдает в геенне огненной, имеющей место после «пробуждения спящих», то становится ясно, что в этой ситуации каяться поздно. И тогда Авраам прав: если кто-то всю жизнь читал закон и пророков, и не покаялся, то в «конце времени», о котором пишет Даниил, сделать это уже будет поздно.

Но история о богаче и Лазаре не зря называется притчей. В частности, имя Лазарь выбрано абсолютно не случайно. В Евангелии от Иоанна описано, как Иисус воскресил своего друга Лазаря, после чего первосвященники сначала приняли решение устранить Иисуса; а в 12 главе сказано, что они решили убить и Лазаря. Как и в традиционных раввинских притчах, герои и образы притчи Иисуса являются символом какой-то реальности. На основании 11 и 12 глав Иоанна мы видим, кого символизируют богач и братья. Они символизируют саддукеев и храмовую элиту, на которых увиденное воскресенье Лазаря никак не повлияло.

Религиозная элита Иудеи, изображенная в образе богача, всегда говорила о том, что им уготована участь в мире грядущем. Бедняк-трудяга не имеющий возможности посвятить всю свою жизнь изучению Торы, по их пониманию должен непременно сгореть в Гехиноме (геенне). Однако же, Иисус изображает участь своего безвременно погибшего друга, явно не из богатой семьи, лежащим на груди отца Авраама. Тогда же, как всю эту гордую самоуверенную элиту ожидает наказание в геенне огненной. Обращаясь к Синедриону и к первосвященнику Каиафе, судившему его, Иисус говорит об этом абсолютно прямо. «Но Он молчал и не отвечал ничего. Опять первосвященник спросил Его и сказал Ему: Ты ли Христос, Сын Благословенного? Иисус сказал: Я; и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных» (Мар.14:61,62).

Основная ошибка интерпретаторов истории о богаче и Лазаре заключается в том, что богач попадает в огонь сразу после своей смерти.

Иисус же уподобляет смерть сну. «Сказав это, говорит им потом: Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его» (Иоан.11:11). Человек, спящий смертным сном, не имеет ощущения времени. Богач, попавший в огонь возмездия, не знает, сколько времени он находился в могиле. Для него промежуток времени между его смертью и возмездием является мгновением. Поэтому, очутившись в огне, он думает, что его братья живы.

Многие читатели истории о богаче и Лазаре не желают признать ее притчей. Однако элемент притчи здесь явно присутствует.

Во-первых место, куда попадает Лазарь, не называется раем или новой землей, а называется лоном Авраама.

Во-вторых, нигде не сказано, что, оказавшись в огне возмездия, грешник будет иметь возможность вести разговор с Авраамом. И вообще, на каком основании Аврааму дано право воскрешать из мертвых и разговаривать с грешниками, горящими в огне?!

Все это указывает на то, что история о богаче и Лазаре является притчей, символизм которой объяснен выше.

Александр Болотников,
Директор Научно-исследовательского Центра "Шалом",
Доктор богословия

Изображение: Богач и Лазарь. Фрагмент гравюры Доре

Метки: Богач и Лазарь, притча о богаче и Лазаре



Поделиться: