Бетонирование дорог. Состав дорожного бетона и основные требования к укладке покрытия

Перед работой по строительству бетонной дороги необходимо проверить грунт. Подходит ли он. Проверка проста. Берется обычный лом и втыкается в грунт. Если лом проходит в грунт 60 сантиметров с заметным усилением, то грунт подходит.

На первоначальном этапе необходимо задать уклон, используя опалубок. Для его монтажа используются доски размером 50 на 100 либо 50 на 150 миллиметров. Эти доски фиксируются вешками.

Температурные швы

Также важно использовать температурные швы, которые позволят бетонной плите двигаться по вертикали и горизонтали при разной температуре. Эти швы также могут разделять разные секции бетонной дороги. Для производства такого шва используется легкодеформируемые материалы. Такими материалами являются: резина, пластик.

Сварная металлическая сетка

При армировании бетонной дороги используется сварная металлическая сетка, толщина и ячейка которой составляет 5 и 150на150 миллиметров соответственно. Также ее называют «дорожной». Она предотвращает расширение бетонного покрытия и помогает избеганию появления трещин. Сетку необходимо укладывать либо до заливки бетонного раствора, либо во время заливки на высоту равную 45 миллиметрам от основания плиты бетонного покрытия. Металлическая сетка устанавливается на фиксаторы.

Заливка бетонной плиты

Теперь можно проводить заливку бетонной плиты. Сорт бетона следует выбирать в зависимости от нагрузки, которая будет действовать на бетонную плиту. Производители рекомендуют марку бетона от М200 и выше. При заливке зачастую используется бетоновоз, который имеет желоб. При помощи него бетон можно выгружать на нужные участки рассчитанной дороги. Затем следует в ручную распределить и, в нужных местах, уплотнить смесь на всю площадь захвата бетонной плиты. Убедившись в заполнении всей опалубки бетонным раствором, следует разровнять поверхность бетонного покрытия. Для этой цели часто служит доска («правило») 5на150 миллиметров и немного длиннее ширины заливаемой дороги. После того как бетон будет разровнена «правилом», необходимо пройтись по поверхности гладилкой - гладкая доска, закрепленная на палке.

Теперь необходимо ждать, когда раствор возьмется. В этот период необходимо поливать бетонную плиту водой. Это поможет избавиться от быстрого испарения влаги в бетоне, что исключит появление трещин.

Отделка

Когда бетонная плита сможет выдерживать человеческий вес необходимо приступить к отделке. Необходимо сделать швы усадки, что бы не было трещин во время усадки бетона, так как они будут появляться лишь в местах швов. Эта процедура выполняется при помощи «расшивки».

Также после создания усадочных швов можно обработать бетонную плиту дорожной щеткой. Это улучшит сцепление и сделает бетон привлекательным.

В статье описаны виды повреждений бетонного покрытия автомобильных дорог, а также причины и профилактика появления повреждений.

Ремонт мелких, крупных повреждений, и ремонт значительных разломов и проседаний участков дороги.

Не секрет, что бетонные дороги в России служат гораздо меньше, чем в Европе, Корее, Китае или США. Причина не только в неправильных технологиях строительства дорог, и некачественных материалах. Одна из причин в том, что наши бетонные дороги не имеют такого тщательного ухода, который обеспечен за рубежом. Поэтому появившиеся незначительные повреждения перерастают в разрушение покрытия и выход дороги из строя.

Бетон – очень жесткий материал. При нагреве или охлаждении его геометрические размеры изменяются, от чего возникают температурные напряжения.

Если размер плиты покрытия слишком велик, или температурные(деформационные) швы забиты камнями, температурные напряжения начинают разрушать поверхность. В появившиеся небольшие трещины попадает вода, и при понижении температур разрушает бетон. Если при строительстве не был применен водостойкий бетон, то вода начинает разрушать его даже при положительных температурах. Твердость бетона уменьшается, износ увеличивается.

Не меньшее влияние на состояние покрытия оказывают правильно уплотненный и подготовленный грунт и правильно сделанное основание.

В половине случаев повреждения в бетонном покрытии возникают из-за отсутствия ухода за ним.

Профилактика

Обработка эмульсиями

Если бетонная дорога не имеет повреждений, срок ее службы можно сильно продлить недорогой профилактикой. Бетонное покрытие обрабатывается различными жидкостями, которые образуют на поверхности бетона тонкую полимерную пленку. Такая пленка стойка к износу и защищает бетон от воды, но серьезно снижает шероховатость, а значит и сцепление с колесами автомобилей. Наиболее популярны жидкости на основе битума и полиуретана.

Ежегодная профилактическая обработка позволяет продлить срок службы дороги в два-три раза.

Ежегодная профилактическая обработка бетонного покрытия автомобильных дорог позволяет продлить срок службы покрытия.

Укладка слоя износа

Еще одним способом профилактики является укладка слоя износа. Эта работа намного дороже профилактики жидкостями и более эффективна. Слой износа не только защищает покрытие от контакта с шинами, но и не снижает сцепления с колесами автомобилей, поэтому предпочтительней на скоростных трассах, спусках, подъемах и поворотах. Для слоя износа применяют литой или горячий асфальтобетон. Стоимость работ по укладке литого асфальтобетона немного выше, но он не боится воды, перепадов температур, и обеспечивает качественную гидроизоляцию бетона. Ремонт литого слоя износа очень прост и дешев.

Ремонт покрытия

Ремонт мелких(менее половины толщины покрытия) трещин

Мелкие трещины, глубиной менее чем на половину слоя, заделываются различными мастиками и шпатлевками. Трещину осматривают, чтобы убедиться, что края не стали рыхлыми. Весь рыхлый бетон необходимо вырубить отбойным молотком, или вырезать фрезой, диском или грунторезом. После чего трещину очищают от грязи железными щетками, продувают сжатым воздухом и обрабатывают различными, увеличивающими адгезию, жидкостями. Чаще всего это водные эмульсии полимеров. Мелкие трещины можно заделывать битумом. Технология такая же, как и с полимерами, а стоимость заметно меньше. После заделки мелких трещин бетон необходимо закрыть слоем износа.

Если не закрыть отремонтированный участок слоем износа, заплатка вывалится через несколько месяцев.

Ремонт глубоких (более половины толщины покрытия) трещин

Необходимо вырезать поврежденный бетон, отступив от трещины на 15-20 см в каждую сторону, чтобы проверить целостность железобетонного слоя(ЖБС) под бетонным покрытием. Если ЖБС не имеет следов повреждений, необходимо сделать несколько прорезов шириной 18-20 мм поперек вырезанного участка, захватывая не менее 20 см неповрежденного бетона. В эти прорезы укладывается арматура диаметром 14-16 мм. После чего поврежденный участок и прорезы заливаются новым бетоном.

При ремонте глубоких трещин необходимо вырезать поврежденный бетон, отступив от трещины на 15-20 см в каждую сторону.

Ремонт разломов и проседания покрытия

Если повреждение коснулось не только покрытия, но и основания, необходимо снять всю плиту покрытия, вырезать основание, и провести обследование грунта. Чаще всего такие трещины возникают в результате проседания грунта, вызванного вымыванием, плохим уплотнением, или пустотами.

Устранив причину проседания грунта, и уложив на место песчаную подушку и щебень, необходимо связать новую арматуру со старой. Для этого можно использовать крупные анкера. В старом основании сверлятся отверстия под анкерные болты, болты вставляются, забиваются или закручиваются, и к ним крепится новая арматура. После этого заливается бетонное основание, а через неделю заливается новая плита покрытия.

Бетонные магистрали - разновидность дорожного полотна, широко распространенная во многих зарубежных странах. В России эта технология менее востребована, так как укладка асфальта обходится намного дешевле. В последние годы бетонирование все чаще используют при строительстве аэродромов, мостов, магистралей и других объектов. Укладывают бетонные плиты для дороги при помощи специальных машин, соблюдая технологию строительства.

Преимущества бетонного покрытия

Бетонирование превосходит асфальтирование многими характеристиками и свойствами. Срок службы дорожного полотна с асфальтовым покрытием при должном уходе составляет 4-8 лет. Период эксплуатации бетонных дорог - более 15 лет. Отдельные участки полотна могут эксплуатироваться до 40 лет без капитального ремонта, не теряя первоначальных свойств.

Основные преимущества бетонированных дорог:

  • Длительный срок службы. Это связано с тем, что бетонные дороги не боятся механических воздействий и веса габаритного транспорта. Большая плита из бетона не прогибается под колесами грузовиков, самосвалов и другого спецтранспорта.
  • Транспорт расходует намного меньше топлива. Так как при движении тяжеловесных машин дорога из бетонных плит не деформируется, для передвижения автотранспорта требуется на 20% меньше топлива.
  • Прочное бетонное покрытие много лет не требует ремонта. Бетонное покрытие может эксплуатироваться более 40 лет, не нуждаясь в ремонтных работах, а асфальт служит максимум 8 лет и требует ежегодного, а иногда и ежемесячного ремонта.
  • Покрытие обладает повышенной устойчивостью к экстремальным погодным условиям. Износостойкие бетонные плиты для дороги не боятся ливней, града, высоких и низких температур воздуха или перепада влажности.
  • Сохранение экологии. Проезжая по бетонной дороге, автотранспортные средства тратят минимум топлива для эффективного передвижения. Поэтому они выбрасывают в воздух меньше вредных веществ и не наносят большого вреда окружающей среде.
  • Экономия ресурсов природы и безопасность. Как известно, асфальт получают промышленным способом путем переработки нефти. В качестве основного компонента бетона используется известняк, в составе которого не наблюдается вредных химических компонентов.

Недостатки бетонных дорог

Наиболее существенный минус бетонированных дорожных покрытий – высокая стоимость. Из-за сложной и трудоемкой подготовки грунта и значительной себестоимости компонентов полотна, цена километра бетонной автомагистрали на 80% больше стоимости асфальтированной дороги. Несмотря на это, страны зарубежья выбирают строительство дорог из бетонных плит, которые более долговечны и не требуют ремонта минимум 30 лет.

Полезная информация! Практичные американцы подсчитали, что содержание асфальтированного дорожного полотна уже через 8-9 лет уравнивает стоимость магистрали с аналогичной дорогой из бетона.

Ситуация на отечественных дорогах сложнее - около 90% дорог требуют ремонта, а ежегодное финансирование окупает реставрацию 2-5% аварийных магистралей. Сегодня в России увеличилось число проектов строительства бетонированных дорог. Из-за нехватки хорошего битума и устаревших стандартов строительства, асфальт на отечественных трассах надо ремонтировать каждую весну, что увеличивает стоимость обслуживания дорог.

Второй недостаток бетонных дорог – значительная стоимость капремонта. Технология строительства дорожного покрытия из бетона не предполагает ямочного ремонта. Если бетонные плиты для дороги пришли в непригодность, требуется полномасштабная замена вышедших из строя элементов полотна. Стоимость ремонтных работ намного превышает цену качественного содержания асфальтированной автомагистрали.

Третий минус бетонных дорог - их нельзя назвать бесшумными. Основная проблема - в структуре дорожного покрытия и в наличии стыков между соседними плитами. Проезжая по ним, автотранспортное средство получает несильную вертикальную раскачку, а водитель ощущает звуковой дискомфорт.

Интересный факт! В типичных американских моделях авто имеется подвеска для комфортного передвижения по бетонному дорожному полотну. Поэтому автомобили передвигаются плавно, как баржи, и могут укачать водителя и пассажиров.

Разработчики США придумали метод борьбы с конструкцией бетонированного дорожного покрытия. При строительстве автомагистралей на бетон кладется слой асфальта высотой 7-8 см. Получается дорога, привычная по ощущениям нашим автовладельцам. В этом случае стоимость строительства бетонированной дороги возрастает, а к обслуживанию добавляются проблемы асфальтового покрытия.

Какие страны мира предпочитают бетонные дороги

Сегодня бетонированные дорожные покрытия регулярно строят в США, Японии, Германии, Канаде, Новой Зеландии, Австралии, Азии и во многих других развитых странах. Только в США имеется больше 1 000 000 км дорожного полотна с долговечным покрытием из бетона. С каждым годом количество магистралей, построенных по данной технологии растет.

Наиболее распространены бетонные дороги в США, где они составляют 60% от общего числа автотрасс. Сегодня в штатах практически все новые магистрали строят из бетона, чтобы снизить расходы на содержание дорожного полотна в процессе эксплуатации. Первая экономика мира оценила практичность бетонных дорог, которые обходятся без капремонта до 40 лет.

Полезная информация! Система федеральных автомагистралей США, пересекающих всю страну и проходящих через разные климатические зоны построена из бетона. В Далласе и Хьюстоне имеются участки шоссе, которые находятся в идеальном состоянии несмотря на то, что они залиты в 1960 г. Эти участки дорожного полотна используются для наблюдения и научных работ.

Другая страна, где строительство дорог из бетонных плит завоевало огромную популярность - это Германия. Практичные и экономные немцы начали эффективно применять данную технологию укладки дорожного покрытия в строительстве автобанов. На сегодняшний день в Германии успешно эксплуатируется 40% бетонных дорог.

Основной материал, из которого строят дороги в Японии - это бетон. За счет большой прочности, неприхотливости к весу и длительной эксплуатации бетона из него строят впечатляющие многоэтажные дорожные развязки. Над созданием проекта и контролем за строительством дорог трудится большой штат специалистов, каждый из сотрудников отвечает за определенный участок.

Технологический процесс заливки дороги

Для бетонной трассы используют различные технологии. Если строительство проходит в горной местности, тогда дорога повторяет ее рельеф. Его выравнивают путем засыпания впадин и срезания мешающих укладке холмов. При необходимости на рельефной местности сооружают тоннели и мосты. Чтобы избежать аварий и сделать трассу более безопасной, в ходе строительства огибаются крутые спуски и повороты.

Укладка бетонированной дороги включает следующие этапы:

  • Подготовка грунтового слоя. Чтобы бетонированная часть не разрушилась, грунт должен обрести плотную структуру. Грунтовое покрытие во влажном состоянии укатывают, постепенно подсыпая новый грунт. Если влажность грунта повышенная, его надо подсушить, используя рыхление и добавляя шлак или песок.
  • Отвод воды. Чтобы сделать езду автотранспорта безопасной и продлить эксплуатационные сроки бетона, дорожное полотно наклоняют. Для этого могут использоваться дренажные слои. Места скопления воды можно выравнять при помощи грунта. Местом для скопления воды служит городская канализация или кюветы, которые отводят стоки в канавы или водоемы.
  • Подстилочный слой. Предполагает сооружение песчаной подушки толщиной 20-40 см, которая улучшает дренаж, препятствует выходу влаги наверх, предотвращает возникновение трещин и впадин. Торфяной и глиняный грунт накапливает воду, поэтому его срезают, заменяя гравием и крупными камнями.

  • Подкладка из геотекстиля. Материалы из камня необходимо обязательно укрепить с помощью вяжущих веществ. Для этого используется цемент, зола и шлак с негашеной известью. Нижние пласты дорожного покрытия должны быть плотные, поэтому слои тщательно укатываются при помощи спецтехники.
  • Сбор опалубки. Она изготавливается из пиломатериалов, при этом учитывается высота заливки (100-150 мм). Доски толщиной от 50 мм покрывают специальным раствором, который ускоряет отсоединение от бетона. При использовании тяжелых уплотняющих машин делают опалубку из стали. Она не деформируется, дольше служит и имеет в основании подошву, которая повышает устойчивость опалубки.

Важно! Опалубочные секции надо установить в одну линию и надежно закреплять. Тогда они чтобы не развалятся и останутся на своем месте, когда по бетону будут двигаться тяжеловесные укладочные машины.

Еще несколько лет назад в России строительство дорог из бетонных плит практиковалось в малом масштабе, так как этот вид укладки полотна считался слишком затратным. На сегодняшний день ситуация изменилась - в связи с разработкой новых технологий бетонное дорожное покрытие оценивается, как более практичное. Наличие высокопроизводительной и многофункциональной спецтехники значительно упрощает процесс укладки дорожного полотна. Через пару лет строительство бетонированных дорог в нашей стране выйдет на 1-ый план.

Строительство бетонных автомагистралей – отличный способ обеспечить идеальное качество дорожного полотна, которое прослужит длительный период времени. США, Германия, Япония и другие развитые страны по достоинству оценили и выбрали этот тип покрытия, несмотря на то, что вместо 1 км бетонной дороги можно построить 1,8 км асфальтированной. Срок окупаемости бетонной дороги начинается через 8-10 лет после начала эксплуатации, что подходит для строительства под долгосрочные кредиты.

Главный материал, применяемый для обустройства дорог – асфальт. Спустя несколько лет такое покрытие нуждается в ремонте, потом его эксплуатационные свойства ежегодно восстанавливаются. Бетонное покрытие гораздо лучше асфальтового, однако применяется оно ограниченно. Этому есть свои причины, связанные с недостаточным финансирование, низким производительным уровнем, особенностями климатических условий, недостаточным количеством цемента нужных марок, рельефными участками местности. Эта технология в России особой популярностью пока не пользуется, так как дороги из асфальта обходятся значительно дешевле. Однако отметим, что постепенно стоимость данных видов полотна медленно уравнивается. Начинает вестись строительство бетонных дорог, мостов, взлетно-посадочных полос на аэродромах.

Преимущества бетонных дорог

Такие покрытия обладают определенными достоинствами:

  • дорога из бетона отличается хорошей прочностью, в ремонтных работах не нуждается. Покрытие способно эксплуатироваться не менее четырех десятков лет, а для асфальта этот срок ограничен десятилетием с ежегодными ремонтами;
  • автомобильная техника расходует меньшее количество горючего. Связано это с тем, что во время движения большегрузного автомобиля дорожный бетон не подвергается деформированию, от чего транспортному средству необходимо для перемещения на пятую часть топлива меньше;
  • покрытие отличается устойчивостью к резким изменениям климатических условий. На него не оказывают влияния проливные дожди либо резкие перепады температурного режима;
  • происходит сохранение чистоты воздуха, ведь автомобилям необходимо меньшее количество горючего, выхлопные газы которого загрязняют окружающую среду;
  • природные ресурсы расходуются экономно. Для изготовления бетона необходим известняк, а для получения асфальта используется нефть.


Технология строительства

Устройство бетонных дорог включает в себя определенные этапы:

  1. Готовится грунтовое основание. Его укатывают для достижения нужной плотности, при необходимости – увлажняют либо просушивают.
  2. Организуется отведение воды, чтобы продлить эксплуатационный период полотна и придать езде безопасность.
  3. Устраивается подстилающий слой. Он представляет собой песчаную прослойку, толщина которой составляет до двух до четырех десятков сантиметров.
  4. Выполняется сборка опалубочной конструкции. Элементы ее изготавливаются из пиломатериалов, при этом учитывается высота заливки.


Если вода просачивается в грунт, дорожное покрытие постепенно разрушается.

Технология строительства сложная, и каждый этап будет рассматриваться подробно.

Структура бетонной дороги

Полотно включает в себя определенные слои:

  • подстилающий – для его устройства используют щебенку, которая дренирует грунтовую воду, и песок, с чьей помощью компенсируются возникающие нагрузки;
  • укрепляющий – представлен низкосортным бетоном, связывающим подсыпной слой;
  • дорожное полотно – бетонная поверхность.

Конструкция бетонной дороги под тяжелые автомобили выполняется из напряженного и ненапряженного железобетона, арматурная каркасная основа в которых не дает возможности камню растрескиваться от тяжести грузовых машин.

В частных видах строительных работ или при обустройстве бетонного покрытия дорог на перенасыщенных влагой грунтах на песчаную подушку выкладывается гидроизоляционный материал, предотвращающий сильное намокание дорожного полотна, последующую за этим коррозию камней и арматуры. В качестве гидроизолирующего материала применяют обычный рубероид.

Выполнение работ

Более подробно разберемся, что собой представляет тот или иной строительный этап бетонирования автодорог.

Подготовка

Сложность представляют земляные работы, да и стоят они достаточно дорого. Их началу предшествует составление подробного проектного решения, выводы которого основаны на геологических исследованиях местности. Если есть такая возможность, то бетонирование дорог выполняют горизонтально, снимая небольшие холмы или закладывая в углубления уплотненную породу.


Если ведется строительство крупной автомобильной магистрали, то слой плодородной земли снимается в полном объеме, а для устройства бетонной дороги во дворе достаточно будет удалить от пятнадцати до двадцати сантиметров почвы.

Подготовленная основа уплотняется катками и вибрационными механизмами, отличающимися большим весом.

Данный этап считается ответственным моментом, так как от прочности основы зависит показатель жесткости и целостность дорожного покрытия, даже когда динамические нагрузки довольно интенсивны.

Во время выполнения земляных работ продумывается устройство дренажной системы, чтобы была возможность отвода грунтовой и дождевой влаги. С этой целью основу выводят в плоскости, уклонный угол которой составляет от двух до четырех градусов. По бокам дороги устанавливают желоба из бетона или устраивают откосы естественного типа, по склонам которых вода будет попадать в приемные колодцы либо уходить в грунт.


Подстилочный слой

Устраивается песчаная подушка, толщина которой равна двадцати – сорока сантиметрам. Этот элемент можно не делать, но он отлично защищает от поступающей из земли влаги, улучшает процесс дренажа. Подстилочная прослойка необходима, чтобы предотвращать размытия и вспучивания во время морозов, что приводит к образованию впадин и трещин в монолитном бетоне.

Больше всего проблем появляется на глиняных, торфяных и иных участках местности, способных удерживать в себе воду. В большинстве случаев такие слои частично удаляют, дно засыпают крупными камнями и гравием. Укатанный слой по высоте достигает тридцати сантиметров. От подобной подготовки будут зависеть расходы и время, необходимое для строительства.

Минимальное значение толщины основы зависит от вида грунта и климатических условий. Определяют ее по специальной таблице. Если слой выкладывается из различных материалов, то между ними расстилается геотекстиль.


Выравнивают слои в соответствии с запроектированными уклонами. Каменные засыпки укрепляются вяжущими материалами – цементом, гранулированным шлаком от металлургического производства, в который добавлена негашеная известь, золой теплоэлектростанций, молотым шлаком.

Опалубка

Для изготовления этой конструкции применяют доски, высота которых соответствует уровню заливки бетона для дороги. Как правило, равна она десяти – пятнадцати сантиметрам. Определяясь с ее размерами, необходимо учесть, что по краям бетона устраиваются ребра, улучшающие прочность. Толщина досок не должна быть менее 5-ти см. Каждый элемент конструкции должен покрываться специальным составом, который облегчит отсоединение от застывшего бетона.

К деревянным опалубочным щитам предъявляются требования по уровню прочности от распора их свежей бетонной массой и усилий, которые возникнут в результате трамбовки.

Если применяется тяжелая техника для строительства дорог из бетона, которой уплотняется бетон, то следует устанавливать опалубку, изготовленную из стального материала. Прослужит она значительно дольше. В основе каждого элемента заложена подошва, улучшающая устойчивость.


Опалубочные секции выставляются в одну линию, прочно фиксируются. Это особенно важно, если вибрирование бетонной массы выполняется тяжелыми механизмами. В местах, где уровень основания снижается, под опалубку льется тощий бетон, чтобы улучшить устойчивость.

Армирование

Если технологический процесс устройства бетонной дороги предполагает такой вид работ, то арматура должна представлять собой металлическую сетку, площадь ячеек в которой достигает 150 мм. кв. Такой выбор материала даст возможность избегать расширений и появления трещин в бетонной толще.

Укладка арматурной сетки выполняется в процессе заливки бетонной смеси на высоте в три – четыре сантиметра от нижнего уровня. Перед этим залитый бетон разравнивается, устилается каркасная сетка, при необходимости – фиксируется. Теперь можно продолжать работу.

Заливка

Подстилочная прослойка укрывается материалом, устойчивым к промоканию, гидроизоляцией, либо просто увлажняется. Дорожный бетон, соответствующий ГОСТу, выкладывается по толщине единым разом. Когда применяется армирование, то процесс выполняется этапами.

Бетон для дороги, марка которого отвечает всем требованиям, наносят быстро, так как он не отличается продолжительной жизнеспособностью. Добавлять воду в массу не рекомендуется, потому что ухудшатся механические свойства покрытия. Так как строительные объемы большие, к месту выполнения работ поставляют приготовленный в заводских условиях дорожный цемент. Смесь выгружают по одному кубометру и разравнивают, чтобы придать всему слою одинаковую плотность.

Оптимальный вариант укладки бетонного полотна – двумя или тремя слоями.

Уплотняется бетонная смесь специальными механизмами, представленными деревянными или металлическими брусами, на которые воздействую укрепленные на них пневмомолоты. Такое приспособление опускается в смесь, начинает перемещаться в ней. Обработав один участок, брус перемещают далее.

Если применяется армирование, то вибрационное устройство должно располагаться в пяти – семи сантиметрах выше верхнего края каркаса.


В специальной машине кроме вибрационного устройства имеется еще и разравнивающее приспособление, расположенное впереди.

Бетонный состав должен быть пластичным и достаточно подвижным, но не очень жидким, чтобы не мог оплывать, перетекая через опалубочные щиты. Все это негативно скажется на прочности покрытия.

Нарезка швов

Обязательное условие – устройство деформационных швов. Такой вид работы возможен при достижении бетоном определенного уровня прочности, составляющего 50 – 60 процентов. В таком виде полотно способно выдержать вес не только рабочего, но и специального инструмента для нарезки швов.

Таким образом компенсируется температурное расширение, которому в различной степени подвержен бетон. Сегменты дороги при сезонных изменениях не образуют трещин.

Распиловка выполняется расшивкой – специальным инструментом. Расстояния между швами определяются проектными расчетами. Как правило, для этого толщину монолитного покрытия умножают на тридцать.


Чтобы в такие швы не попадала влага, их заполняют мастикой.

Материалы для устройства полотна из бетона

М400 – универсальный бетонный состав. Прочность его позволяет выдержать нагрузки от различного колесного автотранспорта. Основу составляет портландцемент, обладающий устойчивостью к воздействию влаги. Добавляют в раствор и пластификаторы, чтобы улучшить показатели гидрофобности и прочности.

Бетонная смесь состоит из:

  • цемента – 1 часть;
  • щебенки – 5 частей;
  • песка – 2 части.

Составы бетона и его характеристики указываются в строительном проекте.


Устройство покрытия из плит

Бетонные плиты для дороги изготавливаются следующим образом:

  1. Готовятся формы нужного размера, или выставляются опалубочные щиты.
  2. При необходимости готовится арматурный каркас, чтобы улучшить прочность плит.
  3. Заливка выполняется готовой бетонной смесью, желательно сразу выполнять трамбовку, чтобы удалить пузыри воздуха.
  4. Через некоторое время, когда бетон застынет, можно снять опалубку и дать плитам время для набора нужной прочности.

С помощью такого материала можно сделать бетонную дорогу своими руками. При соблюдении всех условий она отлично послужит вам долгое время.

Заключение

Бетонное покрытие дороги прочное, но нуждается в определенном уходе. Образовавшиеся трещины необходимо сразу заделывать, чтобы они не увеличивались в размерах. Для этого используют специальные шпатлевочные составы или бетонный раствор. Если образовался разлом, следует снять весь участок бетонного полотна.

WikiHow работает по принципу вики, а это значит, что многие наши статьи написаны несколькими авторами. При создании этой статьи над ее редактированием и улучшением работали, в том числе анонимно, 23 человек(а).

Бетонные дорожки долговечны, за ними легко ухаживать, к тому же они улучшают внешний вид вашего участка, позволяют детям безопасно ездить на скутерах, уменьшают эрозию почвы и облегчают уход за автомобилем. Создание бетонной дорожки - трудоемкий и дорогостоящий проект, и для тех, кто любит все делать своими руками, он может быть сложным, но полезным. Пожалуйста, обратите внимание на информацию по технике безопасности, приведенную ниже, при работе с бетоном!

Шаги

    Нарисуйте план вашей дороги. Вам нужно предусмотреть ряд вещей, чтобы дорога была функциональной, прочной и выглядела эстетично. Вот некоторые соображения.

    • Где вы будете разворачиваться, чтобы выехать на улицу? Если ваш дом находится вблизи «слепого угла» с опасным встречным движением, вы можете создать круг, чтобы у вас была возможность видеть улицу, когда вы будете выезжать со своей дороги, или сделайте свою дорожку достаточно широкой, чтобы развернуть на ней свой автомобиль при выезде.
    • Учитывайте рельеф местности. Если вы строите на холме, вам нужно обратить особое внимание на дренаж, чтобы уменьшить эрозию почвы, а также быть осторожным, чтобы холм был не слишком крутой, иначе он заденет дно автомобиля.
    • Какие препятствия есть на пути реализации вашего проекта? Большие камни или деревья может быть трудно удалить без тяжелой техники, но часто желательно оставить их на месте, поэтому определение направления вашей дорожки, чтобы она могла обогнуть препятствия, имеет важное значение.
  1. Составьте смету расходов вашего проекта. Чтобы это сделать, вам придется рассчитать нужное количество бетона, тип опалубки, которую вы будете использовать, и армирующего материала, которым вы будете усиливать бетонную плиту. Вы также должны оценить стоимость оборудования, которое вы будете брать в аренду, а также расходы на оплату труда, если вы собираетесь нанять рабочих, чтобы помочь вам с реализацией проекта.

    Проконсультируйтесь в органах местного самоуправления, чтобы узнать, какие ограничения и требования действуют при строительстве дороги. Так как ваш участок, скорее всего, находится на жилой улице, вам, вероятно, придется делать выезд на муниципальную дорогу, что может повредить коммунальные сети, ливневые стоки или другие коммуникации.

    Определите несущую способность грунта на участке строительства. Мягкие суглинистые или сыпучие песчаные почвы потребуют корректировки для поддержки вашей дорожки. Это может быть сделано путем добавления глины в песчаную почву, песка или гравия в суглинистую почву или путем механического уплотнения существующей почвы. Если вы сомневаетесь, проконсультируйтесь с опытным строителем или даже инженером, прежде чем начинать работу, так как непригодная основа приведет к выходу бетона из строя после вложения денег, времени и сил.

    Отметьте границы вашей дороги. Вы можете это сделать, воткнув небольшие деревянные или металлические колышки в точках, где дорога будет выходить на улицу, затем в конечных точках рядом с вашим домом, и натянуть между колышками веревку, чтобы представить расположение будущей дороги.

    Измерьте ширину дороги в соответствии с планом, который вы сделали. Будет нелишним шагом проверить ширину вашей будущей дороги. Минимальная ширина стандартной дорожки составляет около 2,5 м, но даже для однополосной дороги 3-3,5 м будет лучше. Для двухполосной дороги ширина должна быть не менее 4,8 м.

    Удалите дерн и другую растительность после того, как вы установили боковые границы с помощью веревки. Опять же, если почва слишком мягкая или неустойчивая, удалите больше почвы, чтобы насыпать подходящий материал в основание вашей дороги. Обратите внимание, что в очень холодном климате лучше подойдет щебень или гравий, чтобы предотвратить трещины из-за расширения воды при минусовых температурах.

    Определите, есть ли подземные коммуникации, которые должны быть установлены или модифицированы перед строительством дороги. Это могут быть электрический кабель, оросительная система, а также телефонные линии или водопровод к вашему дому. Ваш участок может иметь уклон, при котором требуется установить подземную дренажную трубу, чтобы поверхностные воды могли перемещаться с одной стороны вашей дороги на другую, или ваша дорога примыкает к улице, где вода течет перпендикулярно вашей дороге, что требует установки дренажных труб, чтобы этот поток не помешал.

    Установите опалубку для вашей дороги. Как правило, это будет 1x4 или 2x4 доски, закрепленные на деревянных колышках. Эти колышки забиваются в почву кувалдой на небольшом расстоянии, чтобы поддерживать опалубку на своем месте. Для дорожки сложной формы может понадобиться поддержка из оргалита или фанеры, достаточно крепких, чтобы выдержать нагрузку, но при этом гибких, чтобы согнуть их в соответствии с формой дороги.

    Выровняйте песчаную или гравийную подушку, чтобы слой бетона был подходящей толщины. Обычно подъездная дорожка имеет толщину не менее 10 см; для более тяжелых транспортных средств или неустойчивой почвы толщина слоя бетона должна быть больше. Выравнивание подушки производится с помощью рейки или веревки, натянутой в верхней части опалубки, от которой нужно отмерить вниз необходимую глубину. Удалите или добавьте песка или гравия с помощью лопаты. Вы также можете увеличить толщину слоя подушки по краям для дополнительной прочности, чтобы уменьшить вероятность образования трещин. Будет достаточно толщины в 20 см и ширины в 20-30 см.

    Уплотните наполнитель, используя виброплиту, которую можно арендовать в местном агенстве по прокату инструментов, или, если его нет в наличии, ручной трамбовкой, которую можно купить в строительном магазине. Вы можете утрамбовать почву машиной, поездив по ней взад-вперед, стараясь не застрять, если почва слишком рыхлая. Важно отметить, что уплотнение почвы поможет лучше выдерживать вес бетона, а также транспортных средств, впоследствии использующих дорожку, поэтому важность уплотнения нельзя недооценивать.

    Установите стальную арматуру, если это необходимо. Это может быть решетка из стальных прутьев, связанных вместе, как правило, с ячейками 152х152 мм, доступные в строительных магазинах. Другим вариантом являются полипропиленовые волокна, добавленные в бетонную смесь на бетонном заводе.

    Тщательно спланируйте заливку бетона, то есть размещение вашего бетона. Вам понадобятся необходимые инструменты для работы, помощники и подъезд для бетономешалок или другие альтернативные способы заливки бетона в опалубку. Возить бетон на тачке достаточно трудоемко, поэтому, если бетономешалка не может подъехать и вылить бетон непосредственно в опалубку, рассмотрите вопрос о взятии в аренду бетононасоса.

    Отделка поверхности. Вы хотите, чтобы поверхность бетона была ровной (заметим, что это не значит горизонтальной), чтобы избежать образования на нем луж. Вы также хотите, чтобы поверхность была не слишком гладкая и скользкая для вашего автомобиля. Для отделки бетонной поверхности часто используется щетка. Пройдитесь щеткой по поверхности бетона, пока он еще не застыл, для создания шероховатой текстуры.

    Уход за бетоном. Уход за бетоном заключается в создании удерживающего влагу барьера на его поверхности в виде пластиковой пленки или путем применения химического отвердителя для предотвращения слишком быстрого высыхания бетона. Вы должны защитить свою бетонную дорожку от неблагоприятных погодных условий, по крайней мере, в течение трех, а лучше семи дней, чтобы он достиг своей максимальной прочности.

    Испытайте вашу дорогу. После того как бетон достаточно затвердел, проедьте по ней на автомобиле, чтобы проверить ее в деле.

  2. Удалите опалубку и восстановите озеленение вдоль краев, где газон был поврежден в процессе строительства.

    • Тщательно выбирайте местоположение вашей дороги с учетом будущих дополнений или других строительных проектов.
    • Соблюдайте осторожность при проезде бетономешалки на ваш участок. Бетономешалки часто весят свыше 30 тонн. В районах с мягкой или даже слегка влажной почвой эти тяжелые грузовики будут оставлять глубокие колеи, которые трудно устранить. Часто при заливке бетона лучше, чтобы грузовик проезжал по только что уложенной и утрамбованной гравийной подушке. Тяжелые грузовики также могут раздавить существующие бордюры.
    • Проконсультируйтесь с опытными людьми в вашей области, чтобы узнать конкретные требования к такого рода работам в вашем регионе. Очень часто в органах местного самоуправления существуют конкретные нормы толщины и требования к армированию части дороги (часто называемой фартук), который примыкает к общественной дороге.
    • Рассмотрите возможность использования альтернативные материалы для вашей дороги, таких как кирпич, щебень или брусчатка.
    • Рассмотрите возможность использования водопроницаемых материалов, таких как гранитная крошка, если ливневые стоки представляют определенную проблему.


Поделиться: